15 февраля православные христиане отмечают Сретение Господне. Православные верующие отмечают 15 февраля Сретение Господне, по народному календарю этот день называют Громница. Русская Православная Церковь 15 февраля или 2 февраля по "старому стилю"отмечает великий двунадесятый праздник Сретение Господне. Православные верующие отмечают 15 февраля Сретение Господне, по народному календарю этот день называют Громница. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года после торжественного богослужения в честь Сретения Господня болезнь и землетрясения кончились чудесным образом.
Открытки на Сретение Господне
Сретение Господне, которое веками неизменно празднуется 15 февраля — тому не исключение. Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1–7 дней ие Архимандрит Рафаил (Карелин)Сретение В. ЛосскийСретение Н. ПоповПраздник Сретения в литургике. Ежегодно верующие отмечают Сретение Господне, которое приходится на 15 февраля. В православии праздник Сретения Господня относится к числу господских (то есть посвященных Христу) двунадесятых (то есть двенадцати важнейших) и отмечается всегда в один и тот же день 15 февраля по новому стилю.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Трансляции богослужений 14-17 февраля
15 февраля - Сретение Господне | 15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. |
Предпраздненство Сретения. Что можно и что нельзя 14 февраля 2024 года | Аргументы и Факты | Так и Сретение Господне, отмечаемое на сороковой день после Рождества Христова. |
«Ныне отпущаеши раба Твоего»: в Лавре встретили праздник Сретения Господня | И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года после торжественного богослужения в честь Сретения Господня болезнь и землетрясения кончились чудесным образом. |
15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне
При погашенных светильниках, в темноте храма звучит Шестопсалмие — псалмы покаяния, надежды на Господа. Это — своего рода «воспоминание о будущем», о грядущем Страшном Суде, когда все предстанут Господу. Поэтому верующие слушают псалмы со всем вниманием. Во время них не принято ни креститься, ни кланяться, но необходимо со всем смирением предстоять Христу. Но вот окончились псалмы, и после Ектении вновь звучит Писание, на этот раз — Евангелие праздника. После него читается канон и начинается полиелей, когда верующих помазывают освященным маслом — ведь праздник принадлежит к числу великих кроме полиелейной бывает также «славословная» служба, когда помазания не происходит, однако, на Сретение будет именно полиелей. Общая длительность всенощной составляет чуть более 2 ч. Завершится бдение Великим Славословием и службой Первого Часа, которыми верующие встречают грядущий день. Что читают: краткое толкование За всенощной прозвучат: слова Закона Моисея из Книги Исход; они посвящены первенцам-мальчикам, «разверзающим ложесна»: всякий первенец на 40 день по рождении должен приноситься Богу, священник совершает за него жертвоприношение; именно исполняя эту заповедь родители и принесли Иисуса в храм; два фрагмента из Книги прор. Исайи; они — о Господе, Которым является принесенный ко храму Младенец.
Пророк говорит: «… Видех Господа, седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. Вот главное из них, известное нам по Евангельскому тексту. Это — слова, сказанные Младенцу Христу св. Симеоном, встретившим его в храме. По преданию, старец, которому было сказано свыше, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк. Вот его слова, слова человека, увидевшего Господа: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видесте oчи мои спасение Твое, Eже eси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля».
Они, например, заменят открывающие литургию антифоны — песнопения, которые по Уставу должны попеременно петь два хора, но чаще всего, конечно, поет один. Апостол дня: толкование Для праздника выбран фрагмент из Послания к Евреям Апостола Павла, где он называет Христа «иереем по чину Мелхиседека». Павел вспоминает историю, описанную в Ветхом Завете, когда праотец Авраам принял благословение от никому не известного и больше не упоминавшегося в Библии царя Салима будущего Иерусалима , Мелхиседека, служителя Истинного Бога. То было как бы пророчество о Христе. Ведь, по словам Апостола, «известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священства. И с еще большей ясностью это видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной, который стал им не по Закону заповеди плотской, но по силе жизни непреходящей». Действительно, во всей полноте смысл этой истории из Библии стал ясен с пришествием в мир Христа. Евангелие дня: толкование Евангелие от Луки 2 глава описывает само событие, которому посвящен праздник, рассказывая, как Младенец был принесен ко храму, как встретили его свв. Симеон Богоприимец и пророчица Анна, «вдова яко лет oсмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь».
Звучат уже так хорошо знакомые слова старца: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» Но стоит внимательно вслушаться и в другие слова, сказанные им Богородице: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. И Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко убо да открыются от мног сердец помышлeния…» Спустя почти два тысячелетия это «оружие, прошедшее душу» Пречистой будет изображено на Её чудотворной иконе, получившей название Семистрельной. Чин освящения свечей на Сретение Как утверждает современный литургист, священник Михаил Желтов, чин появился в русской богослужебной практике после 1646 г. Он совершается перед царскими вратами до начала литургии дня. Сретенская служба: освящение свечей. Фото пресс-службы Удмуртской епархии В одной из его молитв говорится: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…». А вот католическая традиции процессии со свечами в Русской Церкви не прижилась. Зато «прижились» многочисленные суеверия, связанные со Сретенскими свечами: в наши дни есть немало кощунников, для которых пользование такими свечами — своего рода магия, «целительный обряд». Иные же дерзают читать даже «заговор», держа свечу «от Сретения».
Все это, конечно, не имеет отношения к христианской традиции.
Впервые дата отмечалась в Византийской империи в 542 году, во время царствования императора Юстиниана. Также 15 февраля в Церкви отмечают Всемирный день православной молодёжи.
Кроме того, заключительные холода и первые оттепели называли сретенскими. Считается, что капель в праздник предвещает теплую весну и хороший урожай пшеницы. Но если погода в Сретение холодная и морозная, то зима еще долго не отступит. В то же время снег 15 февраля говорит о дождливой весне. Если же будет безветренно и солнечно, то стоит ожидать хороший урожай льна. Как и в любой другой церковный праздник, в Сретение действуют некоторые запреты и рекомендации. Например, в этот день нельзя злоупотреблять алкоголем и заниматься физической работой.
Также запрещено ругаться и быть в плохом настроении. Встречать праздник советуют с семьей, в кругу близких. Вместе с тем 15 февраля не рекомендуется отправляться в дорогу, поскольку возвращение обратно может оказаться очень долгим.
И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась "выкупным серебром", и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея Чис.
Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей [2]. Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота?
Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати.
Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, — и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых.
Ибо из золота, принесенного волхвами Мф. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца.
15 февраля – Сретение Господне
Ангел Господень удержал руку Авраама (Быт 22,12), но не удержал руки распинавших Сына Марии. 15 февраля Русская Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Сретение Господне. 15 февраля православные отмечают великое Сретение Господне. 14 февраля, Предпразднство Сретения Господня, память святого мученика Трифона: 6.30 — Братский молебен перед ракой прп. Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года.
15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне
В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи. Иконы Сретения Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей.
Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу. Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве.
Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы. Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески храма Спаса на Нередице, 1199 Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.
С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой. Цитаты: Феофан Затворник.
Слово на Сретение Господне «... Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем... Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу. Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце.
Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы. Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят! И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят… Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим». Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Слово в день Сретения Господня «В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, "с нами Бог".
Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение 15 февраля надо обязательно приготовить блины с разными начинками. По народной примете, тогда весь год проживешь в радости. И, как говорит народная мудрость, чем больше блинчиков будет съедено на Сретение, тем больше веселья и счастья будет на протяжении года.
Сретение праздник Сретение Господне — один из 12 важных церковных праздников, который празднуют на сороковой день после Рождества, — 15 февраля 2 февраля — по старому стилю. Сретение является праздником непереходящим, поэтому дата его празднования остается неизменной из года в год. В переводе со славянского «сретение» означает «встреча».
Праздник был установлен в честь встречи младенца Иисуса со старцем Симеоном Богоприимцем, прожившим 300 лет в ожидании этого события, и которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа. На сороковой день после Рождества Христова, когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм, чтобы совершить благодарственную жертву за первенца, эта знаменательная встреча праведного старца Симеона с младенцем Иисусом и произошла. Верующие считают, что именно на Сретение люди встречаются с Господом, поэтому и готовятся к этой встрече — идут в церковь и получают свечи после богослужения.
Ценятся эти свечи за свою огромную силу: они защищают семью от невзгод и недугов, жилье — от нападок природных стихий, человека — от сглаза, а посевы — от града. Хранят эти свечки до следующего праздника Сретения, зажигая лишь в дни непогоды, при начале пожара, во время родов, приступа эпилепсии, а также, когда человек покидает этот мир. Из храма 15 февраля приносят и воду, собранную предварительно с сосулек, капающих в этот день, и затем освященную в церкви.
Такая вода помогает исцелить все болезни, как физические, так и духовные, оградить воинов от ранения. Ее же используют для кропления ульев перед началом сезона сбора меда и домашнего скота перед их первым выходом на пастбище после зимнего стояния в хлеву. Обряды, ритуалы, традиции на Сретение С праздником Сретение связано много традиций и ритуалов.
Так традиционно в этот день курам, чтобы они хорошо неслись и были яйца вкусные и крупные, давали овес. Выгоняли в первый раз скотину в загон из теплого хлева. Проверяли семена на всхожесть, чтобы посеять только самые лучшие.
Белили деревья в саду. Все это проводилось до обеда, а после уже можно было отмечать и сам праздник Сретения. По этому поводу пеклись блины, символизирующие Солнце, а также пелись песни, прославлявшие это небесное светило, поскольку по народному календарю Сретение Господне является также днем встречи зимы и лета.
Главное, чего нельзя делать на Сретение Господне, — это заниматься домашними делами и грустить, так как Солнце не любит печаль, а значит, не ответит своим теплом, таким нужным как людям, так и животным. Обряд в Сретение на семейное благополучие Утром с трех «плачущих» сосулек набрать воды и отнести ее в храм, где освятить. Вернувшись, перелить в емкость и поставить на стол, покрытый скатертью белого цвета, на котором поместить три свечи, освященные сегодня же.
Затем трижды шепотом прочитать «Отче наш» и отпить трижды из емкости. Потом наклониться над стаканом и произнести такие слова: «Вода из сосулек плакучих набрана, ими выплакана, теперь мне не плакать, не реветь, а только от счастья веселеть. Так тому быть — так тому бывать»!
Теперь можно воду выпить до конца, а свечи поставить в разных комнатах догорать. Обряд в Сретение, чтобы желание исполнилось В полдень 15 февраля подойти к воротам храма, повернуться к ним лицом и прошептать свое желание, потом поклониться. Повернуться к ним спиной и сказать такие слова: «Задуманное в ворота Божиего дома сказаны, никем не пересказаны, мною проговорены, поклоном закрепленные.
Сегодня Мать Божия младенца принесла и мое желание услышала. Так пусть же оно исполнится. Трижды прошу.
Спиной ухожу». Уйти следует, не оглядываясь и ни с кем не разговаривая до самого дома. Переступив порог, трижды перекреститься.
Обряд в Сретение от проблем в жизни Каждый человек мечтает, чтобы его обходили стороной проблемы. В этом может помочь специальный обряд, проведенный на рассвете праздника Сретения. Нужно взять белый лист бумаги, на котором написать свою проблему, например, тяжелая работа, болезни, мало денег или же одиночество.
Затем его свернуть в трубочку, которую разрезать на три части, чтобы получилось три круга. На стол поставить церковную свечу, вокруг нее положить первый круг, затем насыпать освященной соли, и выложить второй круг, капнуть немного святой воды, а затем третий — завершающий. Теперь прочитать трижды такие слова: «Матерь Божия сына в храм принесла, все невзгоды мои забрала.
Встреча наша с Господом произошла, ушла моя беда — безденежная, одинокая, болезненная и всякая другая». По завершению трижды сказать «Отче наш». Пойти в церковь, прихватив с собой свечу, стоящую в центе круга.
На ее пламени потом же сжечь бумажные круги, а пепел развеять по ветру.
Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать? Почему Он меня не забирает? И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!
Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования. Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я?
Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Что нужно делать 15 февраля 2024 года?
На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия. Ее надо посетить. Старейшая традиция, дошедшая до современности, заключается в освящении свечей.
Над свечами произносится молитва, затем их окропляют святой водой и раздают верующим.
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
15 февраля — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ | Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Как гласит предание, в этот день в иерусалимский храм принесли Иисуса, где младенца увидел праведный старец Симеон. |
Как отмечать Сретение православному: традиции, запреты и сильные молитвы на 15 февраля - | Ежегодно верующие отмечают Сретение Господне, которое приходится на 15 февраля. |
Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества.
Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча.
К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37—38.
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея. Сретение — это встреча с Господом.
Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем!
Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет.
Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?
Почему Он меня не забирает? И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний.
Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства! Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем.
Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.
Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом.
Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.
Текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Русский: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. История празднования Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви.
Симеона церковь прославила как Святого и назвала Богоприимцем, а слова, сказанные им при встрече, стали частью православного богослужения. Еще одна встреча, произошедшая на Сретение Господне, — к Деве Марии подошла вдова, пророчица Анна, жившая при Иерусалимском храме. Она поклонилась младенцу и вышла из храма, чтобы сообщить людям новость о пришествии Спасителя. Обычаи и традиции на Сретение На Сретение Господне, по традиции, праздничные службы проводят во всех православных церквях, а иногда и крестный ход. В церквях освящают свечи, которые верующие затем забирают домой и зажигают только во время чтения молитв. Эту традицию православные переняли от католиков еще в 1646-м.
По приметам, свечи, освященные на Сретение Господне, защищают дом от молнии и пожара.
А семья обычно собиралась за праздничным столом на обед, а проводили его с добрыми беседами, в молитве. Многие хотят в этот день причаститься. А после этого человек нередко встает на путь исправления и исповедания. Запрещено Помимо традиций на праздник есть и запреты.
В основном они касаются работы. В этот день не нужно усердно работать, шить. Так же, как и во все другие церковные даты, нельзя злословить. А также не стоит злоупотреблять алкоголем или сигаретами. Освящение Воду и свечи освящают во храме.
Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3]. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре.
Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см. Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима.
Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника. В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм.
В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные богослужебные заголовки — с момента введения его в календарь греческого Востока — не оставляют на этот счет сомнений. В византийских исторических и гомилетических текстах, безусловно, доминирует название Сретение Господне Сретение.
Вместе с тем в некоторых рукописных и печатных иерусалимских и русских Уставах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников — в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день, прямо именуясь иногда как день Сретения Пресвятыя Богородицы. То есть Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения любого , при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла. С другой стороны, как праздник Богородичный Сретение Господне не только не отменяет собой службу воскресенья причем любого воскресенья в случае совпадения с ним, но, напротив, воскресные песнопения предшествуют сретенским. На девятой песне канона утрени изымаются праздничные припевы, и вместо них поется «Честнейшую», по окончании вместо праздничного отпуста обычен отпуст воскресный. Эта явная противоречивость литургического статуса вполне закономерно приводит к непрекращающимся спорам [6] , в ходе которых Сретение определяется компромиссно и двусмысленно как Господский неполный, Господско-Богородичный праздник.
Думается, несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что праздник — Богородичный. Ткаченко и А. Лукашевича [7]. Значит, праздник Сретения с тематической точки зрения нужно квалифицировать как Господский. Обязательного упоминания требует уставное умаление рассматриваемого празднования, если оно приходится на понедельник первой седмицы Великого Поста.
В данном случае — вопреки прямому указанию Священного Писания — современный Типикон заставляет делать перенос и праздновать Сретение не на сороковой день от Рождества Христова, а на тридцать девятый. Эта кодификация оказывается несогласованной с заметкой о возможном предпразднстве в Сыропустную неделю, что вроде бы вполне логично полагает сам праздник на следующий день. Данное противоречие легко преодолевается, если знать, что Маркова глава, описывающая празднование Сретения в Чистый Понедельник, была когда-то в славянской Уставе: она появляется в печатной Постной Триоди 1589 года, в первых изданиях Типикона 1610 и Минеи февраля 1622 и удерживается там вплоть до последней четверти XVII века [8]. Впервые два расходящихся предписания — как следствие спешной правки — встречаются в типикарной редакции 1682 года. Итак, праздник Сретения имеет устойчивое место в месяцеслове — 2 февраля и празднуется по чину великого двунадесятого праздника.
Он, как правило, насчитывает один день предпразднства и семь — попразднства, а также обычно отдание. Святоотеческая экзегеза праздника Сретение Господне. Византийская книжная миниатюра. Многие праздничные гомилии, атрибутированные традицией знаменитым отцам Церкви III—IV веков, нужно признать неподлинными. В них чрезвычайное внимание уделяется участникам события Сретения.
Так, святитель Мефодий Патарский пишет: «Старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона Подателя закона, самовластного Учителя, Бога Авраамова, Защитника Исаакова, Святого Израилева, Наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади см. Он весь исполнился желания, весь — надежды, весь — радости и стал уже сам не свой, а Того, Кто был предметом его надежды.
15 февраля – Сретение Господне. История праздника. Фильм митрополита Илариона
Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи. Иконы Сретения Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.
Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде.
Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы. Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески храма Спаса на Нередице, 1199 Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу. С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение».
Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой. Цитаты: Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне «...
Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем... Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу. Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.
Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят! И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят… Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим». Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Слово в день Сретения Господня «В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, "с нами Бог". А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву?
Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне? Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец... Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: "ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром", — если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
Дело было в том, что египетский царь Птолемей Филадельф годы правления 287—247 гг.
В связи с этим, он обратился к Иерусалимскому первосвященнику с просьбой прислать ему список еврейских священных книг и опытных переводчиков, владеющих греческим языком. В числе прибывших в Александрию был и Симеон, которому досталась книга пророка Исаии, наиболее ясно предсказывающая обстоятельства Боговоплощения. Симеон хотел поменять слово «Дева» на «молодая женщина», рассуждая: как же дева может родить? В этот момент ему явился Ангел Господень и удержал его руку, пообещав, что Симеон своими глазами увидит исполнение записанного здесь пророчества. Ожидание длилось долгие годы и то, сколько лет Симеон прожил до обещанного Ангелом, само по себе было чудом.
Когда же произошло одно из самых главных чудес человеческой истории — Боговоплощение, и Божия Матерь принесла Богомладенца в храм, Симеон по Божественному наитию пошел Им навстречу.
На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. Тогда же освящаются свечи. Верующие забирают их домой, где зажигают во время молитвы.
Некоторые приписывают особые свойства свечам со сретенской службы. Например, способность сберечь дом от различных бед. Такое поверье породило различные поговорки, например: "В Сретение солнце на лето, зима — на мороз поворотили ". Кроме того, заключительные холода и первые оттепели называли сретенскими.
Считается, что капель в праздник предвещает теплую весну и хороший урожай пшеницы. Но если погода в Сретение холодная и морозная, то зима еще долго не отступит. В то же время снег 15 февраля говорит о дождливой весне.
15 февраля – Сретение Господне. История праздника. Фильм митрополита Илариона
Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля. Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне. Сегодня православные христиане отмечают один из двенадцати главных праздников – Сретение Господне. В праздник Сретения Господня в православных храмах освящают сретенские свечи. В среду, 15 февраля отмечается древний православный праздник Сретение Господне. Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре.
15 февраля 2023. Сретение Господне
Какие существуют традиции и запреты в этот день, а также о чём нужно молиться — расскажет Сиб. Этот праздник вошёл в славянскую культуру после принятия христианства и посвящён событиям, описанным в Евангелии от Луки. Священнослужитель Симеон Богоприимец встретился с Христом. По приданию, он ждал пришествия Мессии около 300 лет. Когда Симеон взял на руки младенца Иисуса, он произнёс речь, славящую Бога. Она получила название «Песнь Симеона Богоприимца». В церквях 15 февраля проводят Божественную литургию. Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. Кроме того, православные верят, что вода, освящённая в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств.
Её используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний. В этот день молодые незамужние девушки гадают.
Он кончил и двинулся к выходу.
Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась.
Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.
Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев. Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями.
Несмотря на древнее происхождение, Сретение начали отмечать более торжественно только после того, как в VI веке, во времена бедствий, люди получили откровение о важности этого дня. Официально праздник закрепили в 544 году, после чудесного избавления от несчастий в Византии. Это событие определяет не просто встречу, а встречу сущего с Вечным, когда земное касается небесного, выражая идею знакомства смертных с вечной жизнью. Основной смысл Сретения — общение человека с Господом, иллюстрируемое через встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом в Иерусалимском храме.
Все вместе они демонстрируют важность постоянной готовности к контакту со Всевышним. Каждый из нас перед этим стоит. Решаем мы это с помощью выстраивания отношений. Есть три основных уровня выстраивания отношений: с самим собой, с другими и с Богом.
Последние должны выстраиваться на основе любви», — подчеркнул Алексей Золотай. Традиции в Сретение Господне Старая традиция освящения свечей в храмах на Сретение Господне сохраняется до сих пор.
Ещё одно толкование этого слова — «радость».
В этот праздник верующие вспоминают встречу младенца Иисуса Христа с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной. Родители принесли младенца в храм Иерусалима на сороковой день после рождения, дабы посвятить его Богу.