К примеру, нужно ли поститься детям и подросткам? Что такое пост, чем многодневные посты отличаются от однодневных, обязательно ли соблюдать однодневные посты, что такое пост по обету?
Поститься нужно для определённой цели
Можно ли пить, курить и заниматься сексом в пост: неожиданные ответы священника | Должен ли он возместить все посты, если раскается?». |
В каких случаях можно прервать пост? | Духовное управление мусульман Ставропольского края | А чтобы радость была полной, священники советуют придерживаться поста как в питании, так и в пище духовной. |
Ответы : Обязательно ли верующим поститься ? | Также и пост – борьба со страстями должна всегда сопрягаться со стремлением к добродетели. |
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Слышал, что один священник говорил применительно к такого рода обстоятельствам: «Пейте, ешьте, только друг друга не ешьте». Это, на мой взгляд, означает, что терпимость к людям и доброта выше воздержания от еды. Прав ли я? И что Вы мне посоветуете в данной ситуации?
И последний вопрос. Дело в том, что у нас на работе в дни поста планируется так называемая корпоративная вечеринка с поздравлениями, праздничным столом и т. Не пойти, наверное, не получится, так как в этой компании я работаю недавно и не хочу вызывать раздражение и излишние вопросы у коллег.
Можно ли на один день прервать пост и выпить немного вина, съесть немного скоромной пищи, чтобы не вводить коллег в смущение и не вызывать лишних вопросов? В наше время, когда пища крайне нездоровая хотя и весьма разнообразная , для очень многих людей употребление постом растительного масла просто необходимо, тем более, что сейчас здоровый человек — редкость. Поэтому в большинстве случаев верующие просто берут благословение у своего духовника на употребление постом растительного масла.
Что касается майонеза и, тем более, безалкогольного пива, то на время поста в отношении этих продуктов не так трудно поупражняться в воздержании. Относительно второго Вашего вопроса. Действительно, Вы правы, самое главное — это доброта.
И весь аскетизм, то есть духовно-телесный настрой христианина, должен иметь своей целью возделывание этой добродетели. Об этом говорит апостол Павел в самом начале известного «гимна любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» 1 Кор. Поэтому совет здесь может быть только один, в общем-то «стандартный»: сие надлежит делать и того не оставлять ср.
То есть бороться со своей раздражительностью и рассеянностью, в том числе, взяв «на вооружение» ограничение в пище, когда быстрее выявляются страсти для борьбы с ними. Что касается ослабления внимания в профессиональной деятельности, то надо разумно относиться к своему рациону и потреблять больше витаминов, к счастью, они содержатся как раз в продуктах растительного происхождения, а значит, заведомо постных. И, наконец, ответ на Ваш последний вопрос.
И нужно понимать, что отказ от пищи — это только одна часть поста. Вторая часть — нужно усилить молитву и добрые дела. Без молитвы и добрых дел пост — это просто голодовка, которая только озлобляет человека. Поэтому обязательно не только воздерживаться от тяжелой пищи, чтобы пребывать в ясном уме и доброй памяти, но и усилить молитвы и добрые дела, обязательно подготовиться к исповеди, причастию, начать читать священнописание, то есть сосредоточиться на духовных делах. Что бы вы посоветовали тем, кто планирует поститься впервые?
В среду и пятницу отказаться от мясной пищи и свой первый пост провести именно в таком режиме. Если у кого-то позволяет здоровье, то по совету священника выбрать для себя другую необходимую меру поста. Что если нет сил и возможности соблюдать весь пост? Не то что вот сейчас мы сконцентрировались, три дня не поели, а потом не можем три недели в себя прийти — так не нужно, лучше ежедневно понемногу воздерживаться в еде. Кому-то отказаться от алкоголя, кому-то — от сладкого.
Кроме того, повторюсь, в пост важно обратить внимание не только на пищу, но и на проявления своей души: на гнев, зависть, злость, раздражение, обиду, ненависть и прочие страсти, которые бушуют в душе. Если человек и так ведет умеренную жизнь в питании, то, скажем так, уже часть дела сделана и нужно перейти к более сложным упражнениям, потому что не есть мясо — очень просто, а не гневаться, не обижаться, не завидовать — это намного сложнее. Почему в пост важно отказываться именно от пищи животного происхождения? В пост допускается употребление вина — действительно ли это так?
Следовать учению Христа нужно искренне, по велению души, а не по принуждению либо желанию кому-то угодить. Делайте добро. Добрые дела всегда возвращаются. Главное — совершать такие поступки с чистыми помыслами, не ожидая ничего взамен. Что будет, если нарушить или не соблюдать Великий пост перед Пасхой Самый главный христианский праздник — Пасха.
В этот день даже грешникам посылается Божья благодать. В праздничных и церковных службах рассказывается о человеколюбии Господа, его лишениях и мужестве. По возвращении из церкви люди празднуют воскресение Господне, помня о жертве, которую он принес. Чтобы попасть в Рай, смертным тоже нужно принести жертву — добровольно отказаться от потакания своим низменным желаниям, потребностям и помыслам, что, собственно, и должно происходить во время Поста. Но реальность вносит свои коррективы, и человек может поддаться искушению сойти со стези. Читайте также Полный календарь праздников в апреле 2022 года в России и мире на каждый день Каких только праздничных событий не бывает в году. Так, помимо каких-то личных торжественных поводов есть еще профессиональные, военные и церковные, а также дни всякой всячины, вроде яблочного… Что делать, если нарушил пост случайно По мнению священнослужителей, Бог любит нас и понимает, что мы бываем слабы перед своими страстями и искушениями лукавого. Поэтому случайное нарушение поста не так страшно, как его игнорирование. Главное — помнить, для чего вы приняли решение поститься.
Временные и добровольные лишения — это лишь способ духовного исцеления. Такой мерой верующий исцеляет свою душу, избавляется от низменных пороков и приближается к Богу. В пост принято не только ограничивать себя в еде, но и молиться, ведь истинный его посыл сводится к очищению собственных мыслей и единению с Господом. Поэтому при нарушениях аскезы важно: вовремя остановиться; помолиться о спасении своей души, попросить у Господа сил и смирения; продолжать соблюдать пост, вернувшись на стезю даже спустя какое-то время. Крайне важно замечать свои грехи, ведь только осознав их, можно усмирить свою гордыню, тщеславие и другие пороки. Великий пост — прекрасное время для того, чтобы с Божьей помощью позаботиться о чистоте своей души и благочестии. Истинная вера дает силы справиться со страстями и искушениями. Можно ли поститься не с начала или перестать это делать до окончания поста Соблюдение ограничений — это подготовка к искреннему, глубокому и осознанному проживанию христианских праздников. Именно поэтому Пасхе и Рождеству предшествуют многодневные посты.
Вполне допустимо начинать поститься не с первого дня поста, если по каким-то причинам обратное невозможно. Важно не конкретное количество дней, а настрой и цель верующего. Цель истинно верующего — ощутить в праздничный день внутреннее единение с Всевышним, почувствовать душой ту благодать и энергию всепрощения, которая исцеляет душу и тело. Для такого духовного опыта нужно быть хорошо подготовленным: искренними молитвами; духовными побуждениями; осознанным воздержанием.
Это, наверно, не плохо, но к церковному посту это не имеет никакого отношения. Если не ходишь — это диета. К сожалению, многие сейчас хвастаются тем, что постятся. Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании» — Пост, с точки зрения диетолога, вреден? То есть питание несбалансированное. В этом плане вегетарианство, которое практикуется в течение поста, мы не можем отнести к здоровому образу жизни. Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой это овощи, фрукты, бобовые , снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло. Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо. Это растительный белок. Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса. Но по качеству сколько усваивается организмом, как подпитывает мышечную ткань не можем их приравнять друг к другу, растительный белок и животный. С другой стороны, это временное ограничение. Постоянно придерживаться такого рациона с отказом от животных жиров медики не рекомендуют. Что касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, то таким людям нужно соблюдать пост с осторожностью.
Нарушается ли пост при сомнениях или намерении его прервать?
Нужно понимать, что столь длительный и строгий пост не всем под силу, поэтому нужно ориентироваться на самочувствие и состояние здоровья. Что такое пост, чем многодневные посты отличаются от однодневных, обязательно ли соблюдать однодневные посты, что такое пост по обету? Нужно понимать, что столь длительный и строгий пост не всем под силу, поэтому нужно ориентироваться на самочувствие и состояние здоровья. Соблюдать пост обязаны практически все.
Священник об Успенском посте: нужно ли поститься сегодня?
Можно ли пить, курить и заниматься сексом в пост: неожиданные ответы священника | Многие верующие задумываются, стоит ли детям соблюдать пост, насколько это безопасно и есть ли особые правила Великого поста для детей. |
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах | Обязателен ли пост для христиан? |
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания | Обязан ли поклонник и сторонник Иисуса Христа соблюдать пост? |
В соцсетях не сидеть, Новый год не праздновать? Священник о правилах поста
Если у вас есть сомнения, может ли навредить вашему здоровью пост, то обязательно проконсультируйтесь с врачом. – Должен ли каждый верующий соблюдать строгий пост в еде? Те, кому нельзя соблюдать пост в священный месяц Рамадан, должны выплатить за каждый пропущенный день милостыню (фидия).
Пост после Рамадана: намерение, когда и как держать пост в месяц Шавваль
После масленичной недели православные жители России начнут соблюдать Великий пост, который продлится до 15 апреля. соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. Есть обязательное правило для любого постящегося: пост не должен ухудшать здоровье.
Войти на сайт
У православных христиан в 2022 году Великий пост начался 7 марта, а Пасха будет 24 апреля.
В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля. Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней.
К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером. Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок. Кому разрешено не поститься Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Маленькие детки, очень пожилые люди.
Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит.
Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…». Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное? Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего. Выше мы обсудили случаи, когда телесный пост в полной мере невозможен, в остальных ситуациях нам стоит следовать церковным канонам. Как часто нужно причащаться в Великий пост?
Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься? Он обращён ко всем нам, и прекрасно, если мы на него откликаемся. Вопрос лишь в достойной подготовке к Таинству. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, отвечая на этот вопрос, вопрошает: «Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление?... Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро?
Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день?... Поэтому причащаться можно и нужно как можно чаще. Особенно в пост. Благословение на пост даётся верующим вечером в Прощёное воскресение.
Однако в жизни Церкви есть и много радости. Вообще, призывы «не бойтесь» и «радуйтесь» встречаются в Евангелии гораздо чаще, чем призыв к покаянию. И всему своё время. Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос.
Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления.
Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях.
Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен.
Обязательно ли каждый день делать намерение на пост в Рамадан?
Детство и пост — две вещи несовместные? Ответы протоиерея Максима Первозванского Дни Великого поста — особое время покаяния и воздержания. Во многих семьях возникает вопрос: можно и нужно ли поститься детям? Как правильно найти меру постного подвига для своего ребенка? А тут еще множество общераспространенных страхов и мнений о детском посте. Мы попросили прокомментировать их протоиерея Максима Первозванского, многодетного отца и дедушку. За завтраком. Художник: Зинаида Серебрякова «Пост — время покаяния, плача о своих грехах.
А какие еще могут быть грехи, например, у детей младшего школьного возраста? Для них это скорее просто аскетическая привычка, которая пригодится им в более взрослой жизни. Посещение на первой неделе поста Великого канона преподобного Андрея Критского, Литургии Преждеосвященных Даров, богослужений Страстной седмицы, на которые мы, например, водим детей с младшего школьного возраста, создают в душе ребенка особое настроение. А кроме того, отказ от некоторых игр и развлечений, ограничения в пище создают некий постный фон. Желательно и в домашнее правило ребенка добавить или молитву преподобного Ефрема Сирина, или пение покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может.
Но при этом ребенок, привыкший в течение длительного времени ограничивать себя в еде и развлечениях, со временем гораздо проще и легче подходит к взрослому отношению к посту. Я знаю примеры, когда родители жалели детей до подросткового возраста, ограждали их от поста, а потом, когда человек становился достаточно взрослым, когда он уже мог нормально поститься, у него не было соответствующего навыка, и он вовсе отказывался от поста. Для детей, которые с младенчества подражают родителям в посте, он становится нормой жизни. Это вредно для молодого растущего организма ребенка и может привести к заболеваниям».
Душевный пост также необходим, особенно в наши дни, когда человек все время находится в информационном шуме», — заявил наставник «Православной службы милосердия». Протоиерей Евгений Попиченко уверен, что на время Великого поста стоит оградить себя от ненужной информации: использовать интернет и соцсети только для работы, а в кругу семьи уделить время друг другу, перестать жить чужой жизнью и обратить внимание на свою. Также Евгений Попиченко посоветовал невоцерковленным жителям попробовать посетить службу в первые четыре дня Великого поста, когда будет читаться Великий канон святого Андрея Критского. Протоиерей уверен, что покаянный канон позволит даже неверующим проникнуться к церкви и Богу. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи Великий пост — время очищения души и тела. Сегодня огромное количество людей нуждается в помощи, и, помогая ближним, мы также становимся лучше.
Что же касается здоровых детей, то, по общей церковной практике, они не лишаются рыбы в пост, а больным, ослабленным детям можно и молоко давать. Есть обязательное правило для любого постящегося: пост не должен ухудшать здоровье Вообще же пост не вреден никому: ни беременным, ни кормящим, ни детям малым. У нас сегодня есть возможность купить рыбу, зелень, в которых есть все необходимые микроэлементы.
Нужно просто следить за самочувствием ребенка, как, впрочем, и за своим, потому что пост для человека, а не человек для поста. Если кормящая мать решила поститься, и вдруг у нее пропадает молоко, то, конечно, нужно прекратить поститься. Только обычно оно не пропадает, я таких случаев у здоровых женщин не знаю.
Если человек маленький или взрослый начинает поститься впервые, можно потихоньку пробовать свои силы. Один мой знакомый, недавно принявший Крещение, спросил, можно ли ему не есть мясо только на первой седмице. Я ответил: «Твое дело, я же не могу тебя заставить».
Затем он спросил, можно ли продолжить и на второй, а с третьей начал соблюдать пост по всем правилам. Вообще, активное вхождение в аскетические подвиги — пост, молитву и т. Это касается и детей, и молодых людей.
У меня было несколько знакомых, которые в 1990-е годы уезжали в монастырь на время Великого поста, жили на чердаке, вкушали по 5 просфор в день. Два года таких постов, а потом люди просто ушли из Церкви. Усилия огромные, ослабление организма приличное, а духовных результатов не наблюдается.
Все нужно делать в меру, нужно помнить, что пост — это не какое-то разовое действие в жизни христианина, что поститься нам всю жизнь, до самой смерти. Поэтому мера поста должна быть спокойной и для человека вполне посильной. А существующая церковная практика и для взрослого, и для ребенка вполне посильна.
По моим наблюдениям, давно закончилась эпоха всеобщего равенства, когда все должны быть похожи друг на друга, и если в моде клеш, то его носят все, если носят мини или макси, то все поголовно.
Отдел фетв Муфтията РД Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях! Читайте нас в Телеграм: t.
Обязательно ли соблюдать Петров пост, если человек соблюдал Великий?
В воскресенье ко штям пласти [кушанье из мороженой рыбы], да каша. На прочих же неделях, в понедельник, среду и пяток ко штям [к горячим щам] две ествы студеныя [два холодных блюда], во вторник же и четверг шти борщовыя с соком, да сухари, да ества студеная, другая горячая». Нетрудно заметить, что это вполне реальная и даже вкусная постная дисциплина. Миряне могли следовать монашескому Уставу, но могли поститься и более щадяще. Вот какое предписание о посте на 1-й недели Великого поста дает, например, Домострой, известный памятник русской литературы и благочестия XVI в. Таким образом, и в самый строгий пост за столом богатого горожанина можно было увидеть более 30 различных кушаний, в том числе рыбных. В монастырях, а в иных особенно, постились очень строго. Иностранцы были поражены таким строгим соблюдением поста русскими людьми. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост». Такая дисциплина — для монахов строгий пост, для мирян послабление — дошла и до нашего времени. Другое дело, что это должно быть свободным, а не принудительным решением.
Совершенно непонятно, почему некоторые пастыри предписывают мирянам строгие монашеские правила поста. Я как священник устаю давать благословения «на послабление», причем часто верующие требуют даже не послабления на рыбу или молочное, но на подсолнечное масло. Какие конкретные рекомендации относительно пищевого поста автор считает приемлемыми для современного человека? Автор считает, что сегодня мы должны требовать от верующих людей поститься лишь в Великий пост да пост среды и пятницы. Можно повысить эти требования до того, что предписывать верующим людям поститься еще по одной неделе в посты Успенский, Рождественский и Петровский. Вопрос об этих последних многократно обсуждался. Несмотря на появление в Уставе этих постов, они никогда не адресовались мирянам. В лучшем случае рекомендовалась неделя поста. Известный канонист Востока патриарх Вальсамон XII век , приводя 69-е Апостольское Правило «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен» , комментирует его так: «Заметь, из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою… Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост св. В другом месте Вальсамон ссылается на решение Константинопольского патриаршего Синода при патриархе Николае III 1084—1111 , который определил, что перед праздниками следует поститься только семь дней Вальсамон заключает: «Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским Уставом, предоставляется полная свобода».
На этой же точке зрения стоит канонист XIX века епископ Никодим Милаш , чей фундаментальный труд по опубликованию и комментированию канонов много раз переиздавался и в последнее время. Многие русские иерархи на Поместном соборе 1917-1918 года настаивали именно на таких предписаниях: требовать поста в среду, пятницу и в Великий пост, а от остальных просто оставить только неделю. Кстати сказать, по Студийскому Уставу, по которому жила Русь, мирянам разрешалось во все многодневные посты, кроме Великого, вкушать молочное, яйца и рыбу. Когда на смену Студийскому Уставу пришел Иерусалимский, требования стали строже. Итак, вернусь к тому, что я думаю про соблюдение поста сегодня: Великий пост, а также среда и пятница в течение года — святая обязанность. Весь Великий пост проводить без мясного и молочного. Первую и Крестопоклонную седмицы поста, да Страстную проводить без рыбы. В остальные недели рыба, икра, морепродукты разрешаются. Не следить за нюансами Устава относительно масла, сухоядения и проч. Подросткам и студентам, кроме Первой, Крестопоклонной седмиц поста и Страстной, разрешить употребление кисломолочных продуктов.
О детях речь будет ниже. Постные сладости и лакомства разрешаются только в субботы и воскресенья. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей…» Дневник св. Иоанна Кронштадтского. Желательно на весь пост воздержаться: от алкоголя за исключением особых праздничных дней , телевизора, посещения увеселений и проч. Рассказываю жене, что отец Александр Шмеман вспоминал, что ощущал в детстве наступление поста по тому, что в семье зачехляли фортепиано. Десятилетняя дочь: «Ух ты! Мама, нам тоже надо такую традицию ввести! И учебники по математике, по русскому, тоже хорошо бы убрать…» И еще. Пост — это не только «переход с мясомолочной пищи на растительную», как пишут при начале поста в светских газетах, но и ограничение себя в еде.
Можно объесться постной картошкой, можно проводить долгие часы на кухне, готовя вкусный и разнообразный постный стол, но все это как раз не соответствует подлинному пониманию поста. Однажды это реальный случай, который я услышал от одного отца протодиакона некий протодиакон лег на операцию по удалению жира. И вот врачи его спрашивают: «Вы нас, конечно, простите, батюшка, но ведь есть у вас там какие-то посты… Как вы питаетесь-то? Протодиакон с улыбкой: «Ну, есть посты. А как питаюсь? Два батона, кочан капусты да кастрюля картошки…» Все святые отцы отмечают, что пост — это время, когда не отягченный жирной и обильной пищей ум бодрствует и готов к молитве, богомыслию. Игнатий Брянчанинов. Если мы утучнили себя хоть бы даже и постной пищей, то ум наш опять попадает в дремотное состояние, душа теряет бодрость. Поэтому будем не только в роде пищи, но и в ее количестве соблюдать меру. Или вот это, из святителя Иоанна Златоуста: «Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми… Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых».
Или известное мнение отцов, что пост — «прогонитель демонов». В чем механизм поста? Как смена одного рода пищи на другой может доставить все это человеку? Или, может быть, это все лишь благочестивые обороты речи? Поймем мы это, если перестанем мыслить пост в категории смены рода пищи, а будем воспринимать пост как время вообще воздержания и ограничения себя. Один человек рассказывал мне, что ощутил подлинную легкость и смысл поста «тут-то я и понял механизм поста» , когда стал в дни Великого поста отказываться от еды по средам и пятницам. Совершенно отказываться от еды необязательно, но ограничение себя, еда не до сытости, не до отяжеления желудка — все это поможет ощутить легкость в теле. Затем мы почувствуем бодренность и возвышенность души. Далее придет доверие Богу и беспопечительность — мир сей как бы перестанет путами своими держать человека. Освободившись от пут желаний мира сего, мы ощутим близость к Богу.
А теперь, если мы попробуем в таком состоянии молиться, молитва наша, в таком состоянии воссылаемая к Небу, обретет крылья. В этом отношении замечательны слова святителя Игнатия Брянчанинова : «Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Святитель Игнатий очень точно сформулировал, что происходит с душой, если тело наше нами сознательно ограничено в обильной пище. Об этом же говорит другой признанный эксперт в области ведения души человеческой, святитель Феофан Затворник: «Основа страстей в плоти. Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом… У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли». Что такое страсть в святоотческом понимании? Это извращенное чувство.
В силу своей греховности, человек склонен практически любое данное Богом чувство извратить. Вместо довольства пищей, поддерживающей бытие организма, человек предается пресыщению, вместо умеренного употребления алкоголя — предается пьянству, вместо правильного пользования эротической энергией в браке — предается блуду и проч. Естественно, что страсти парализуют душу, не пускают ее к Небесам. У больших грешников редко увидишь и саму эту человеческую, богоподобную душу. Такой человек становится похожим на скотину. Но христианин редко оказывается пьяницей, блудником, драчуном. А вот вкусная и обильная пища, ставшая привычкой, присуща многим из нас. А ведь это тоже страсть, причем не безопасная 7. И она тоже не пускает душу к Небесам, тормозит на пути к Богу. Вот пост и позволяет, через лишение себя обильной пищи, победить страсть чревоугодия, а значит, и возвысить душу.
Если еще не приобрели такого опыта подлинного поста, возвышающего душу, — поспешим. Так устроен человек, что ему легче принять какие-то запреты например, пищевые , то есть идти от негативного, нежели думать над тем, что надо делать, какой труд над душою надо предпринимать, то есть выбрать позитивную позицию. Так же произошло и с постами. Сегодня очень часто верующие люди пост сводят к более или менее строгой диете. И как-то выпускается из виду, что пост — это, прежде всего, некое делание, некий духовно-нравственный подъем, движение вверх. И такой подход к посту тоже в немалой мере обусловлен тем, что мы пользуемся монашеским Уставом. Разные главы Устава регламентируют разные стороны жизни монаха. Там указано, сколько времени монах должен проводить в молитве, сколько — в чтении духовной литературы, какие богослужения должен посещать… Для нас, мирян, выполнить это никогда не представлялось возможным. Да это и не нужно. Задачи монаха и мирянина — разные.
Монах — прежде всего, молитвенник за себя, за мир , мирянин — трудится в Божьем мире для того, чтобы мир пришел к Богу, исправился, стал лучше. Естественно, что Устав этих мирских забот и вопросов не касается, это сфера не его интересов! Таким образом и получается, что в Уставе для нас актуальны именно пищевые запреты. А о других сторонах поста и о тех подвигах, которые мирянин должен в дни поста предпринять, он должен узнавать из советов приходского пастыря, из чтения духовной литературы, из проповедей. Вот об этом немного сейчас и скажем. Оно становится менее торжественным, но более назидательным. Много чтений псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч. Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве. Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение.
Но никто не мешает нам найти в том же Интернете тексты богослужения и распечатать их себе. В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться? На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста? Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста; — поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную 4-я неделя поста ; — в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; — найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров совершаются в посту по средам и пятницам ; — особое внимание уделите богослужениям Страстной недели начиная с вечера среды. Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов канона Андрея Критского, служб Страстной недели. Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно.
Итак, в посту мы должны серьезнее отнестись к посещению храма, и это будет наше второе постное усилие первое — отказ от скоромной и обильной пищи. Есть дела радио, преподавание, статьи, книги и др. Как выйти из положения? Решил в дни поста сделать акцент именно на молитву. В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни поста. Когда люди спрашивают, как молиться в посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты келейно в дни поста акафисты читаются , псалмы и т. Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может. Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня. Или все тексты богослужения, положенного на этот день.
Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия на другой год — Апостола и целый день размышлять над прочитанным. Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач. Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают». Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине.
Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов. Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны… Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним и проч. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» свт. Иоанн Златоуст. Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный? Иоанн Кассиан. Приведу еще одну цитату из того же святого отца его память празднуется раз в 4 года, 29 февраля , великого подвижника и аскета: «Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом?
Ты не ешь мяса, но зато клеветой терзаешь плоть брата твоего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином, но упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам?.. Ты постишься? В таком случае, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступлений и всякой несправедливости.
Избегай объедения, порождающего всякое нечестие… Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью». Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия. Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха — качание, болтание языком из стороны в сторону. Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию? Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»: «Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…» И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми». Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои… Любовь к своим, забота, о родителях — это, в общем, и не достижение, это долг!
Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей. Когда Спаситель в 25-й главе Евангелия от Матфея говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
В этой связи хотелось бы сказать два слова о конкретной помощи ближним. Автор считает, что всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны.
Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами?
Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т. На первой и последней неделе пост самый строгий.
Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом. Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Сухоядение — это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья.
Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере.
Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло. Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал. А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста. Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост.
Вот что ответил доктор богословия 15 марта 2022, 20:22 Доктор богословия, российский телеведущий Игорь Петровский в интервью радио Sputnik отметил, что некоторые воспринимают переход на постное питание как способ похудеть, но при таком отношении искажается смысл Великого поста. Не стоит соблюдать пост, как это делают здоровые люди, тем, кто недавно перенес коронавирус.
Ответы протоиерея Максима Первозванского Дни Великого поста — особое время покаяния и воздержания.
Во многих семьях возникает вопрос: можно и нужно ли поститься детям? Как правильно найти меру постного подвига для своего ребенка? А тут еще множество общераспространенных страхов и мнений о детском посте. Мы попросили прокомментировать их протоиерея Максима Первозванского, многодетного отца и дедушку. За завтраком. Художник: Зинаида Серебрякова «Пост — время покаяния, плача о своих грехах. А какие еще могут быть грехи, например, у детей младшего школьного возраста? Для них это скорее просто аскетическая привычка, которая пригодится им в более взрослой жизни. Посещение на первой неделе поста Великого канона преподобного Андрея Критского, Литургии Преждеосвященных Даров, богослужений Страстной седмицы, на которые мы, например, водим детей с младшего школьного возраста, создают в душе ребенка особое настроение.
А кроме того, отказ от некоторых игр и развлечений, ограничения в пище создают некий постный фон. Желательно и в домашнее правило ребенка добавить или молитву преподобного Ефрема Сирина, или пение покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может. Но при этом ребенок, привыкший в течение длительного времени ограничивать себя в еде и развлечениях, со временем гораздо проще и легче подходит к взрослому отношению к посту. Я знаю примеры, когда родители жалели детей до подросткового возраста, ограждали их от поста, а потом, когда человек становился достаточно взрослым, когда он уже мог нормально поститься, у него не было соответствующего навыка, и он вовсе отказывался от поста. Для детей, которые с младенчества подражают родителям в посте, он становится нормой жизни. Это вредно для молодого растущего организма ребенка и может привести к заболеваниям». Поэтому, если у ребенка или у взрослого есть серьезные заболевания, тогда, конечно, со всей строгостью пост соблюдать не надо.
Нужно ли соблюдать Великий Пост?
Испокон веков всякий верующий рассматривал этот период ограничений как способ совершенствования духа и возможность приблизиться к Богу путём очищения сознания от дурных чувств и суетных мыслей. И первым средством для достижения этой цели всегда служили молитва, чтение духовной литературы и размышления о Боге. Неслучайно священнослужители и сегодня не устают повторять, что человек, употребляющий скоромные продукты в пост, но при этом тщательно отслеживающий и гасящий негативные порывы своей души, более достоин уважения, нежели тот, кто семь недель сидит на воде и сухом горохе, изводя при этом ближних придирками. Так может, не стоит уделять столь пристальное внимание своему рациону? Тем более что именно сытый человек обычно добродушен, весел и склонен прощать окружающим их проступки. Зачем провоцировать себя на вспышки раздражительности, отказываясь от любимых продуктов и урезая меню? С таким подходом вы, скорее всего, потерпите неудачу. Пусть наша физическая оболочка и душа формально действуют в разных плоскостях, они неразрывно связаны между собою и непрестанно оказывают влияние друг на друга. То, что случается с одним, обязательно отразится на другом, и наоборот.
Как тут не вспомнить философа-апологета Афинагора, сравнивавшего тело с музыкальным инструментом, а дух — с мастером, извлекающим из него чарующие звуки. Если музыкант не в порядке, инструмент превращается в бессмысленную декорацию, собирающую пыль на стене. Но и сам мастер окажется бессилен, если лира или скрипка рассохнутся из-за неправильного хранения. Главное в пост — отнюдь не строгая диета Польза ограничений Работа над духовным самосовершенствованием невозможна без самодисциплины. Потакая слабостям тела, мы расслабляем и душу, делаем её тяжёлой, ленивой, неповоротливой.
Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились. Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой. Нельзя ссориться, если часто злитесь, следует просить Бога помочь вам преодолеть злобу. Нельзя осуждать, обсуждать и завидовать. К другому человеку следует применять такое правило: если можешь — помоги, не можешь помочь — помолись за него, не можешь помолиться — подумай о нём хорошо. Опытные священники не советуют налагать на себе тяжёлую ношу — груз следует брать "по силе". Для новоначальных христиан регулярно читать утренние и вечерние молитвы весь пост — уже подвиг, ибо искушений и испытаний в это время бывает много. Православные священники призывают в пост читать больше покаянных молитв, но при этом не унывать, а быть конструктивными и подражать библейскому блудному сыну, который, придя в себя, решил искупить согрешения, нанявшись в работники к отцу.
У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой? Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям. Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того?
У православных христиан в 2022 году Великий пост начался 7 марта, а Пасха будет 24 апреля.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Доктор богословия, российский телеведущий Игорь Петровский в интервью радио Sputnik отметил, что некоторые воспринимают переход на постное питание как способ похудеть, но при таком отношении искажается смысл Великого поста. пост, ковид-19, религия, нужно ли. Перевод: «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего». Как поститься детям, можно ли пользоваться интернетом и делать ремонт во время поста, обязательно ли воздерживаться от супружеской жизни и почему главное правило в ограничениях – рассудительность, рассказал Intex-press священник Антоний Моргун. Православные стараются соблюдать все предписанные меры поста, однако, бывают такие случаи, при которых пост может быть либо ослаблен, либо вовсе отменен.