Новости переяславская рада дата

юбилеи, "круглые" даты 15 – 21 января. Сергей Белкин. Вековому символу единства народов Русского мира, их общей исторической судьбы и цивилизационного пути, Переяславской раде исполнилось 370 лет. собрание представителей украинского народа. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. 8(18)января 1654г. это решение было, как сейчас говорят, ратифицировано Переяславской радой.

28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.

Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. На следующий день еще более двухсот Переяславских жителей: казацких старшин и мещан, также, были приведены к присяге на верность российскому трону. Ведь если на раде казачество присягнуло на верность русскому царю и объявило о вхождении в состав России, то результатом Переяславского договора были конкретные меры по интеграции Украины в состав русского государства. Переяславская рада – состоявшееся в январе 1654 года собрание выборных представителей казаков, на котором решалось будущее Украинского гетманства.

Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России

Такая политика продолжалась вплоть до начала патриаршества Никона. В чем выражалось негативное отношение Москвы к происходившим на Украине событиям? Вы говорите о восстании Богдана Хмельницкого? На любые восстания и бунты в Москве всегда реагировали настороженно. Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века. Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. Но это не помешало Сагайдачному через два года вступить с Москвой в переговоры и за 30 лет до Хмельницкого предложить казакам перейти под покровительство царя. Было не совсем так. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству.

Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение? На мой взгляд, речь шла о присоединении, а последующий длительный процесс вхождения Украины в Московское государство я называю инкорпорацией. У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Почтовая марка СССР, 1954 год Фото: Wikipedia В этой книге вы пишете, что «стороны очень мало знали друг о друге, во многих случаях просто не понимали, о чем идет речь подчас в прямом смысле этого слова , и к тому же не слишком серьезно относились к данному объединению». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия.

Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались.

То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел?

Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия.

В середине дня была созвана открытая Рада. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты.

Выступивший с речью Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность русскому государю Алексею Михайловичу и всем его наследникам «на веки» запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, казацкой старшины, затем казаков и мещан. В феврале 1654 года в Москву было отправлено посольство из представителей высшей казацкой старшины для переговоров об условиях вступления Украины в состав Русского государства.

В конце года войско Б. Хмельницкого взяло в осаду городок-крепость Замостье на Волыни, после взятия которого можно было идти на Варшаву. Но восставшие начали переговоры с вновь избранным королем Речи Посполитой Яном Казимиром. И, что поразительно, даже не дождавшись их окончания, Б. Хмельницкий уходит назад, в Украйну. Трудно уйти от мысли, что такое решение реально спасло Польшу, а восставшим - не дало одержать окончательную победу над ней со всеми вытекающими последствиями. Хмельницкий не собирался ни уничтожать Речь Посполитую, ни отделяться от неё. Это не входило в его планы. Обиженный чигиринский сотник пытался чуть улучшить условия существования реестрового казачества, обеспечить привилегии казацкой старшине. И всё. Таков предел его мечтаниям. И когда современные украинские источники, ссылаясь на мифических польских переговорщиков, приписывают ему поступки чуть ли не нового украинского самодержца, можно только развести руками. И спросить, так где же его самодержавные действия? Их нет. Победный 1648 год закончился пшиком. Вместо переговоров с поляками Б. Хмельницкий едет в Киев, в котором находился Иерусалимский патриарх Паисий. Историки связывают их встречу со многими проблемами, которые, дескать, они решали между собой. Будто уговаривал патриарх Богдана, чтобы он создал отдельное православное Русское княжество представляется, через несколько лет украинские ученые будут писать, что, по последним данным, найденным под печкою, он его уговаривал создать сразу независимую украинскую державу , и письмо взял для передачи русскому царю, и т. Но ведь не за этим встречался Б. Хмельницкий с патриархом. Главное, видимо, в ином. В том любовном треугольнике, который и привел Б. Хмельницкого к руководству восстанием. Мы видим, что военные события не охлаждают его страсть. В Переяславе в 1648 году он повенчался с Геленой Чаплинской. Но первый муж Чаплинской был жив, и формально Чаплинская состояла с ним в браке. А попытки Б. Хмельницкого найти и убить соперника закончились безрезультатно. И вот теперь он добивается официального признания этого брака от патриарха Паисия. Получив его, Б. Хмельницкий, как утверждают некоторые источники, подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых. Вот так пересекается в истории великое и частное. Это совсем не А. Дюма, а реальная жизнь. Также хотелось напомнить ещё об одной прелюдии к Переяславской раде, которую почему-то не любят вспоминать историки. Ей предшествовало письмо «незалежного» гетмана Войска Запорожского польскому королю Яну Казимиру: «Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н. Потоцкого и М. Калиновского - примечание переводчика и войско в ашей к оролевской м илости , которое на нас наступало, согласно воле в ашей к оролевской м илости , разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в ашей к оролевской м илости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад , а сами на услуги в ашей к оролевской м илости съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в ашей к оролевской м илости Запорожского старший». Как нам сегодня объясняют украинофилы, это была великая дипломатическая игра - писать слёзные письма всем правителям. У нас другое мнение на этот счет. Увы, это было реальное стремление бывшего польского подданного как можно быстрее помириться с поляками, которых теперь возглавлял брат покойного короля Владислава Ян Казимир. В феврале 1649 года Адам Кисель, приехавший в Переяслав по поручению польского сейма на переговоры с восставшими, в ответ на слёзное письмо Хмельницкого вручил ему королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий, «Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского», созвал Раду в Переяславе, которая, несмотря на недовольство части казацкой старшины и казаков, формально поддержала его. После этого Б. Хмельницкий принял гетманское «достоинство» от Польши. Таким образом, Переяславская рада 1649 года поддержала подчиненность Войска Запорожского польскому королю. И этот факт из истории не вычеркнешь. А вот конкретные переговоры с польскими послами закончились ничем. Но за это время поляки пришли в себя и весной 1649 года начали стягивать свои войска на Волынь. Хмельницкий разослал повсюду свои универсалы, призывая ответить полякам. Армия, сформированная в составе 30 полков, медленно выступила из Чигирина навстречу полякам. Хмельницкий вместе с татарами подступил к Збаражу и осадил поляков. Несколько штурмов не принесли результатов. Дело в том, что Б. Хмельницкий жалел казаков, а штурмовать посылал в основном русское малороссийское ополчение, сформированное из крестьян и мещан. Вместе с тем продолжавшаяся осада крепости привела к голоду и болезням среди поляков. Попытка польского короля Яна Казимира с двадцатитысячным войском прийти на помощь закончилась плачевно. Возле Зборова им устроили засаду. После боя 5 августа 1649 года фактически началась резня поляков. И польский король не попал в плен только из-за того, что Б. Хмельницкий остановил свои войска. Казалось, что эта победа принесет только дивиденды восставшим. Ан нет. Несмотря на военное поражение, поляки перехитрили Б. Начав первыми переговоры с татарами, они быстро с ними договорились. Такое предательство союзников поставило восставших в тяжелое положение. И вот 19 августа 1649 года Б. Хмельницкий согласился с условиями «ганебного» Зборовского мирного договора. Договором предусматривалось, что только в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах будет казацкая автономия, а руководство этих воеводств будет назначаться из местной православной шляхты. Евреи и иезуиты подлежали выселению.

Для Гетьманщины как государства результаты были также на тот момент позитивные: сохранение государственности; сохранение существовавшего судебного, военного и административного устройства; получение важного и сильного союзника. Положительным были последствия заключения соглашения и для верхушки Войска Запорожского. Руководители получили: гарантии сохранности своей собственности; официальную высокую заработную плату. Если оценивать наличие негативных последствий, то их можно найти только с точки зрения политики постмайданной Украины. Считается, что Переяславская Рада — это предательство европейских устремлений украинской нации, так как постепенно усиливалось влияние империи. В действительности 1654 год стал важным этапом в эволюции украинской государственности, а его последствия ощущаются до сих пор. Основы государственности появились впервые со времен Киевской Руси и Галицко — Волынского княжества. Укреплялась собственная система судов и административного управления.

Переяславская рада, смерть Ленина и освобождение Новгорода

Переяславская рада стала поворотным моментом в истории двух народов. Так Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. исполнили многовековое чаяние народа, разделенного еще в годы монголо-татарского владычества, — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью. *) Историческая справка Переяславская рада, собрание представителей украинского народа, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией, была созвана гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. Новости Картина недели День в истории. На следующий день еще более двухсот Переяславских жителей: казацких старшин и мещан, также, были приведены к присяге на верность российскому трону.

18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией

собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России. Оно состоялось 18 января (8 января по старому стилю) 1654 года в городе Переяславле (сегодня. собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 января (по новому стилю - 18 января) 1654 года в Переяславле (ныне Переяслав Хмельницкий), принявшее решение о воссоединении Украины с Россией. Переяславская рада стала поворотным моментом в истории двух народов. Две Переяславских рады вместо одной.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Они могли бы быть совершенно другими, не будь переяславской присяги, или их вообще могло не быть". По его мнению, "сейчас это очень распространенная, хоть и не всеми поддерживаемая точка зрения, что это был момент объединения православного народа. До сих пор распространена точка зрения, что великороссы, малороссы и белорусы — единый православный народ, который не разделяется на три нации. Даже на Украине есть достаточно большое количество людей, которые определяют себя как украинцы, но есть и достаточно большое количество людей, которые определяют себя как малороссы, принадлежащие к русскому народу. И чем дольше живет украинское государство, чем сильнее в нем политические противоречия, тем сильнее радикализируются". Старший научный сотрудник Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Андрей Марчуков солидарен с коллегой в том, что Переяславская Рада не должна рассматриваться как какой-то сиюминутный юридический момент.

Но, говоря об этом, хочу подчеркнуть: вместе с Украиной страдает сейчас, переживает трагедию и Россия, весь русский мир, которому навязывают «европейский выбор». Нет силы сильнее веры! Главное сейчас - разрушить «берлинскую стену» между Россией и Украиной, не пускать этот процесс на самотек, как было раньше, а созидательно и ответственно работать в этом направлении. Русский историк Лев Гумилёв о событиях того времени с высоты 300-летнего расстояния написал: «…Первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза». Именно поэтому я уверен: мы снова будем вместе! Чтобы он сказал сейчас о нынешней ситуации на Украине? Стоит прочитать, как Гоголь описал казнь Тараса Бульбы: «…Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали.

И вспыхнули радостные очи у старого атамана. Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему! А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву…». Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам. Материалы по теме Показать ещё..

Другие материалы.

К этому следует добавить личное обаяние и отвагу Хмельницкого, готовность настойчиво добиваться поставленной цели. Богдан Хмельницкий во время восстания 1637 - 1638 гг. В 1646 - 1647 гг. В конце 1647 г. Начало движения сопровождалось рядом блестящих побед восставших над войсками Речи Посполитой.

Первый успех последовал в мае 1648 г. Молва о победе быстро разнеслась по Украине, и в армию Хмельницкого стали вливаться огромные массы населения. Летом 1648 г. Очередные победы войско Хмельницкого одержало у Пилявец сентябрь 1648 г. По компромиссному Зборовскому договору, заключенному через три дня после сражения, в ряде воеводств должности могли занимать только православные; число реестровых казаков было доведено до 40 тыс. В то же время договор разрешал польским магнитам, изгнанным с Украины в ходе освободительной войны, возвратиться в свои владения и требовать от крестьян выполнения повинностей. Одновременно с украинцами в борьбу против панского гнета включились и белорусы.

Движение здесь было менее организованным, чем на Украине, прежде всего потому, что в Белоруссии отсутствовали силы, аналогичные тем, которыми располагал Хмельницкий, - запорожское казачество, цементировавшее движение и придававшее ему больше организованности. Это препятствовало слиянию локальных выступлений в единое движение. Хмельницкий понимал значение Белоруссии как плацдарма для нанесения панами ударов по Украине с фланга и тыла. Поэтому он отправлял в помощь белорусским повстанцам значительные силы. Совместные действия белорусских крестьян и горожан с украинскими казаками сковывали силы противника и лишали его возможности бросить их на Украину. Успехи движения не вскружили голову его предводителю - Хмельницкий отдавал отчет, что, чем дольше будет затягиваться освободительная война, тем меньше останется шансов добиться цели. Собственных национальных ресурсов было недостаточно для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымом.

С самого начала освободительной войны Хмельницкий много раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Обстановка в России не способствовала удовлетворению просьбы - страна не была готова к войне с Речью Посполитой, которая началась бы сразу же после объявления о воссоединении Украины с Россией. На решимость правительства удовлетворить просьбу Хмельницкого оказывало сдерживающее влияние обострение социальных противоречий внутри страны - в середине столетия Россия была охвачена городскими восстаниями. Освободительная война украинского и белорусского народов вступила в стадию, когда без помощи извне она могла пойти на убыль. Время показало, что на союзническую верность крымского хана положиться было нельзя, - он изменял в самые ответственные моменты, например, в июне 1651 г. В итоге Белоцерковский договор, заключенный в сентябре 1651 г. Изменил крымский хан и осенью 1653 г.

Для России настала пора решительных действий. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 января 1654 г. В торжественной обстановке было провозглашено воссоединение двух братских народов. Начавшаяся война с Речью Посполитой на первом этапе протекала для России весьма успешно. В кампанию 1654 г.

Разгромом Речи Посполитой воспользовалась Швеция, стремившаяся оттеснить ее от побережья Балтийского моря и стать самой полновластной хозяйкой прибрежных территорий на юге Балтики. Летом 1655 г.

Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме. Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви. Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну, впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду.

В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников, и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша. В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал военную подготовку, в ходе которой опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. К апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек. Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше — 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать.

В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед в битвах с польским войском под Желтыми Водами и Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкассы, 1648, 8 июня. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания.

В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой. Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав. Осенью 1653 г.

А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати.

А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…» См. Российское законодательство X-XX вв.

Акты Земских соборов.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Особенно показателен, по мнению сенатора, пример Украины, которая сегодня отрицает своё прошлое, пытаясь переписать собственную историю под диктовку антироссийских сил, захвативших власть в Киеве. Без малого четыре века назад, в середине XVII столетия, запорожцы во главе с гетманом Богданом Хмельницким, борясь против католических польских магнатов, обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой взять их под свое покровительство. В октябре 1653 года Земский собор в Москве решил поддержать эту просьбу, а 18 января 8-го по старому стилю 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой запорожцы присягнули на верность русскому престолу. За этим решением последовала неизбежная затяжная война с Речью Посполитой, завершившаяся тем, что в состав Русского государства вошли Киев и левобережье Днепра, включая Полтавщину, Черниговщину, а также Запорожье.

Земли, взятые под защиту единого государства, стали активно развиваться. Сюда массово переселялись жители с другого берега Днепра. Они искали поддержку у людей одного языка и одной веры.

Тогда гетман Иван Мазепа предал Петра Первого и перешёл на сторону шведов, однако его поддержала лишь небольшая горстка казаков. С тех пор в русском сознании имя Мазепы — синоним предательства. Мазепа стал «русским Иудой».

Как писал Пушкин в поэме «Полтава»: «И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?..

Зачем изменник не на плахе? Увы, в современной Украине Мазепа — один из главных исторических героев, а у его идеологического антипода Богдана Хмельницкого несколько лет назад «отобрали» «главный город» — Переяслав-Хмельницкий, где проходила Переяславская рада: в 2019 году он стал просто Переяславом.

Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной или как тогда говорили Малой России. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским выборным из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем.

И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.

И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку.

А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст.

С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей.

В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б.

Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б.

Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан.

С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей. В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога. Тут весь народ завопил: — Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться! Потом полковник переяславский Тетеря, ходя в кругу, спрашивал нас на все стороны: — Все ли так соизволите?

Его участники одобрили вхождение запорожских земель в состав России. Для заключения соглашения с казаками отправили большое посольство, в состав которого включили самых искусных дипломатов. Для переговоров был выбран Переяслав — старинный город, расположенный примерно в 90 километрах от Киева. Сейчас это Бориспольский район Украины. В память об этом важном историческом событии в 1943 году город переименовали в Переяслав-Хмельницкий. В октябре 2019 городу было возвращено прежнее название. Российская делегация прибыла в Переяслав 31 декабря 1653 по новому стилю — 10 января 1654. Представители Запорожской Сечи приехали 6 16 января 1654. Главные события, завершившиеся принятием присяги русскому царю, происходили 8 18 января 1654. Участники переговоров Российскую сторону представляли: Бутурлин Василий — приближенный к царю боярин, известный дипломат и военачальник. Возглавлял русское посольство на переговорах с Хмельницким. Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей. Глава Посольского приказа. Двоюродный дядя Евдохии Лопухиной — будущей супруги Петра I. Алферьев Иван — московский дворянин, в разное время служил воеводой, наместником и окольничьим. Кроме этого участниками московской делегации были другие видные представители боярского сословия и служители церкви. Со стороны Гетманщины в переговорах участвовали: Члены Генеральской войсковой рады — главного совещательного и исполнительного органа Гетманщины. Представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов. Выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Интересы сторон Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины.

360 лет Переяславской Раде

По итогам рады Богдан Хмельницкий и его приближенные присягнули на верность русскому царю. Условия о вхождении Запорожской Сечи в состав Русского царства были прописаны в дополнительных соглашениях, заключенных в марте того же года. Это событие стало одним из ключевых эпизодов национально-освободительной борьбы запорожских казаков 1648-1654 и положило начало Тринадцатилетней войне России с Польшей. Москва, претендующая на роль «собирателя земель русских», со времен Ивана III высказывала претензии на обладание восточнославянскими землями, некогда входившими в состав Киевской Руси. Началось притеснение восточнославянского населения по религиозному признаку, усилилось крепостничество, увеличилось количество собираемых повинностей. На фоне этого Москва пыталась использовать антипольские настроения для того, чтобы действовать в своих интересах. Активным игроком в этих процессах выступали запорожские казаки.

Формально они состояли на военной службе у польского короля, получали от него жалование, продовольствие, обмундирование и оружие. Но фактически они представляли собой относительно независимую силу. Польским правителям постоянно приходилось подавлять казачьи бунты и договариваться с гетманами о сотрудничестве. В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством Богдана Хмельницкого. Сведения об этой легендарной исторической личности сохранились самые противоречивые. Предположительно, по отцу он был благородного шляхетского происхождения, мать была казачкой.

В его борьбе против поляков смешивались патриотические и личные мотивы. Заместитель чигиринского старосты Даниэль Чаплинский разграбил хутор, принадлежавший Хмельницкому, увез его жену и до смерти запорол десятилетнего сына Остапа. После этого оскорбленный гетман собирает вокруг себя казаков и начинает боевые действия против Речи Посполитой. Целью повстанцев было освобождение от гнета со стороны польско-литовских феодалов. Эти идеи нашли отклик со стороны широких народных масс. В кратчайшие сроки восстанием были охвачены значительные территории современной Украины и Беларуси.

До 1651 года союзником Хмельницкого был крымский хан, предоставивший ему значительную военную помощь. После ряда поражений и предательства со стороны крымских татар запорожские казаки вынуждены были обратиться за помощью к России. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. Первое письмо русскому царю было написано в январе 1648. Дата и место проведения Переяславская рада Подготовка к подписанию соглашения между запорожскими казаками и Россией велась в течение длительного времени.

В распоряжении историков есть летописные тексты, дипломатическая переписка, архивы Посольского приказа, церковные книги и огромный пласт сохранившихся воспоминаний. Дискуссии ведутся лишь вокруг степени достоверности и правдивости некоторых источников.

Однако как только дело доходит до трактовки, в дело неизбежно вступают политика и национальные пристрастия — русские, польские, украинские. Так происходило начиная с XVIII века, а сегодня, когда отношения между Россией и Украиной далеки от дружеских, реальные исторические факты всё дальше отходят на второй план, уступая место их проекции на дела текущие. И всё же попробуем избежать оценок хотя это не просто и сосредоточиться на фактах. Казаки-разбойники Ассамблеи Петра Великого начались на Кукуе Начнем с заинтересованных сторон и главных участников событий. Прежде всего, это Речь Посполитая — однозначно самое сильное государство Восточной Европы тех лет. На престоле король Владислав IV Ваза — тот самый, который в Смутное время успел даже побывать царем московским. В дальнейшем он выиграл много битв, в том числе во время победоносной для него Смоленской войны с Россией, и считался видным полководцем.

В соответствии с польскими традициями власть монарха была серьезно ограничена сеймом — представительным органом магнатов и шляхты, польского дворянства. Король тяготился этим, но поделать ничего не мог. Второе действующее лицо — это украинское казачество, делившееся на две части: находившихся на службе польского короля «реестровых» казаков и вольное воинство Запорожской Сечи. Первые получали жалование из королевской казны, за что должны были охранять границы и участвовать в войнах короны. По статусу они были приравнены к безгербовой шляхте, то есть низшему служилому сословию, не имеющему политических прав. Еще в 1618 году поляк Пальчовский написал книгу с характерным названием «О козаках — уничтожить их или нет? Что, собственно, и происходило.

Количество «реестровых» казаков в разные годы менялось, но к 40-м годам XVII века оно составляло 6 тысяч человек, разделенных на шесть полков. Впрочем, в случае больших походов, например, во время уже упоминавшейся Смоленской войны, объявляли дополнительный набор. Современные украинские историки сходятся на том, что общая численность людей, считавших себя «официальными» казаками, составляла примерно 50—60 тысяч Фото: Depositphotos 165 лет назад началась Крымская война Современные украинские историки сходятся на том, что общая численность людей, считавших себя «официальными» казаками, составляла примерно 50—60 тысяч. Свободные от службы польскому королю, то есть не попавшие в реестр, казаки готовы были присоединиться к любой заварушке. Например, казаки участвовали в Ливонской войне, Смуте, порой нанимались в европейские армии или ходили с запорожцами в грабительские походы. Кроме «реестровых» существовали и вольные «незарегистрированные» казаки, которые жили на границах Причерноморских степей Поля за днепровскими порогами. История запорожского казачества сложна и многообразна, национальный состав его был разношерстным и весьма подвижным.

Семененко, Л. Радченко «История Украины». Харьков, 1999, стр. Семей запорожцы не имели, так что пополнение шло извне, за счет крепостных крестьян с севера и беглых рабов с юга. Кстати, холопов крепостных в Сечь старались не брать, дабы не осложнять отношения с магнатами, но во время частых восстаний на это закрывали глаза. Временами лихой народ совершал на них набеги, а порой соседи объединялись и ходили в походы вместе. Численность сечевых запорожцев, из которых состояла основа вольного казачества, разными исследователями оценивается от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек.

Видимо, вокруг казацких кошей было много желающих влиться в войско, и в случае необходимости из них черпали пополнение. Польская шляхта и казачество друг друга, мягко говоря, недолюбливали. Причем противостояние это нарастало. В XVI веке владения магнатов далеко отстояли от казацких земель, но поляки постоянно продвигались на юг, присоединяя новые территории. Естественно, возникали конфликты, казаки поднимались защищать свои права. В 1625 году произошло восстание под началом Жмайло, в 1630-м — Федоровича, в 1635-м — Сулимы, в 1637 году — восстание Павлюка, а в 1638-м — Остряницы и Гуни. В некоторых участвовали только «реестровые» казаки, в некоторых они выступали вместе с запорожцами.

Нельзя не отметить и параллельно нараставший религиозный раскол.

Но без Киева, который тогда располагался лишь на правом берегу и который казаки на тот момент не контролировали — это случилось через полтора десятка лет. К 1654-му скорее ближе минимальная цифра — около 20 тысяч человек, способных.

Местное духовенство православное было согласно. В целом, на Переяславской раде было продублировано решение Земского собора в Москве. Это язык, который понимали в Москве.

Новгороде, Владимире. Скорее 50 на 50. Все же историография украинская считала его Борцом за независимость казачества, Гетманщины - а значит и Украины.

Но украинские националисты, конечно, пеняют Хмельницкому за то, что он продался москалям — мол, надо было биться с поляками до последнего, либо перейти под власть Османской империи. Кстати ряд преемники Хмельницкого этим и пытался заниматься. При том сам Хмельницкий на Раде подчеркнуто называли османов басурманами.

И это положительно для государства. Царь знал, что те, кто составляют оплот страны, когда то были вольными людьми - как и запорожские казаки. И они со временем станут защитой государства российского — в новых его границах, так надеялся государь.

Да, конечно, казаки и тогда, и позже не всегда могли устоять перед соблазнами — например, перед подкупом. Но до присоединения Сечь долго была местом нестабильности - а Москва наделась ситуацию на юго-западных границах стабилизировать. Сегодня мы не понимаем, насколько это было важно тогда, в 17 веке.

Для населения на левых землях Днепра это, может, было важнее всего остального. А экономические, военные и политические аспекты стояли на втором-третьем местах. Они понимали: правители других стран не видят в них единоверцев.

И потому использовать будут как разменную монету, не будут дорожить ими. В любой момент поляки или османы их бросят, предадут. В отношении же России Сечь верила, что к ним отнесутся, как к своим.

Но и результат целенаправленной работы тех сил, которые всегда стремились к подрыву нашего единства. Формула, которая применяется, известна испокон веков: разделяй и властвуй. Ничего нового. Отсюда и попытки сыграть на национальном вопросе, посеять рознь между людьми. А как сверхзадача — разделить, а затем и стравить между собой части единого народа». Вот и новый 2022 год начался на Украине уже традиционными шествиями в честь дня рождения Степана Бандеры, которые глава Республики Крым Сергей Аксёнов назвал «шабашем». Бандеровщина — это идеологическая проказа, которая губит Украину. В её основе лежат идеи, которые являются не только человеконенавистническими, но и утопическими. По сути, это идеология деструктивной секты, она абсолютно непригодна для государственного строительства. Что доказывает и вся короткая история украинской независимости, и нынешняя политика Киева, которая основана не на реалиях, а на безумной русофобии, на недостижимых целях и хотелках вроде вступления в НАТО и «возвращения» Крыма», — сказал Аксёнов.

А к концу новогодних праздников киевские политики предложили официально переименовать Россию в… Московию, на что также отреагировал глава Крыма. По его мнению, «сам факт обсуждения подобных инициатив на официальном уровне — очередное свидетельство того, что Украина не состоялась как государство. В стране нет идей, пригодных для государственного строительства и способных объединить все общество. Местным политикам нечего предложить людям, кроме русофобии, никакой позитивной повестки у них нет. Но построить государство на ненависти невозможно».

«С городами и с землями принять»

Переясла́вская ра́да — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. С тринадцатого по пятнадцатый века православная Украина и Белоруссия входили в состав католического Великого княжества Литовского. Это порождало проблемы различного характера: религиозного, социального и национального. Переяславская рада 1654 года и ее основные. С тринадцатого по пятнадцатый века православная Украина и Белоруссия входили в состав католического Великого княжества Литовского. Это порождало проблемы различного характера: религиозного, социального и национального. Переяславская рада 1654 года и ее основные. ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654, собрания представителей преим. казаков Запорожского войска, избравших своим государем рус. царя Алексея Михайловича. Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества в январе 1654 года, решавшее вопрос о вхождении Войска Запорожского, которое вело не слишком успешные боевые действия с Речью Посполитой и контролировало земли левобережья Днепра, в состав.

Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе

18 января 1654 года, 366 лет назад запорожское казачество в ходе Переяславской Рады однозначно приговорило — стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. Переяславская Рада воссоединение земель русских Россия Украина правобережная Украина левобережная Украина генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник код жизни. считает Ищенко. После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. юбилеи, "круглые" даты 15 – 21 января. Сергей Белкин.

В Крыму отмечают День единства России и Украины

Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным.

Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость.

С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков.

Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы. Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей. По согласию и прямому распоряжению царей там возникали новые центры — Харьков, Сумы, Изюм, никогда не входившие в состав Польши. Украинцы оседали и в старых укреплениях - Путивле, Бахмуте, Чугуеве. На границе с Речью Посполитой у России быстро образовалась полоса смешанного русско-украинского населения.

Границы казацкого непризнанного государства, вошедшего в состав России в 1654 году, пролегали южнее и западнее, поскольку не выходили за пределы Польши. Его главным городом был Киев, но фактической столицей Чигирин; казаки установили контроль над Черниговом в XVI веке он также принадлежал России, но был завоеван поляками , Переяславом и островами за порогами Днепра. Там сохранялась историческая Запорожская Сечь, давшая название всей украинской территории.

Тем самым запорожцы решили окончательно покинуть польско-литовское государство, фактическая независимость от которого была уже очевидной.

Вслед за Переяславской радой присягу перед лицом русского посольства принесли и в ряде других украинских городов. Воссоединению Украины с Россией исполнилось уже 360 лет. И хотя само это понятие — воссоединение — вошло в жизнь много позже, оно исторически точно отразило значение этого события для дальнейшего развития двух наших народов, судеб Европы и мира — объективно, емко и надолго… Кто бы и что бы сегодня ни говорил, это событие не было какой-то импровизацией или случайностью. К тому моменту за плечами украинских казаков, горожан и крестьян были уже годы освободительной войны.

Долгие годы борьбы в защиту своей веры, языка, своих национальных и человеческих прав. И они отличались очень жестким, по сути, бескомпромиссным противостоянием — достаточно перечесть страницы гоголевского «Тараса Бульбы». Да, руководители восстания рассматривали тогда и иные варианты будущего Украины. Известно, к примеру, об инициативах примирения с польским королем или даже о возможности перехода под покровительство турецкого султана.

Но все это лишь подтверждает, что единение с Россией стало в итоге действительно историческим выбором. Причин для этого было немало.

И раньше многие православные шляхтичи, сталкиваясь с дискриминацией, незаслуженными обидами и притеснением, становились противниками Польши. Примером этого может быть тот же черкасский староста князь Д. Поэтому появление таких обиженных, как Б. Хмельницкий, не исключение, а скорее закономерность. И хотя их было не так уж много, и у каждого были свои личные причины, это в большинстве своем были неординарные личности, которые не находили себе применения в затхлой атмосфере прогнившей Речи Посполитой. В феврале 1648 года Б. Хмельницкий собирает казаков на острове Томаковка, которые и принимают решение о нападении на Сечь в Никитском Рогу возле современного Никополя , где уже 10 лет находились поляки с реестровыми казаками. Поляки были разбиты, а реестровые казаки присоединились к восставшим.

Многое в дальнейших событиях «хмельниччины» будет происходить по подобной схеме. И вот здесь у Б. Хмельницкого просыпается талант не просто военного казака, а стратегического организатора восстания. Он задумывает план привлечения татар к своим действиям. С трудом, но это ему удается. Казацкая старшина запорожцев поддерживают его планы, а казаки Сечи - избирают его гетманом Войска Запорожского. Потом последуют успешные битвы казаков в союзе с татарами под Желтыми водами и Корсунем. Что поражает. Это знание Б. Хмельницким польской психологии.

Он широко применяет хитрость, а то и просто обман, чтобы победить поляков. И ему это удается. Эти победы подтолкнули черкасов и русское малороссийское население Украйны и Левобережья массово поддержать начавшееся восстание. Тогда же начинаются погромы поляков, евреев и униатов. Обычно, описывая эти события, много пишут о жестокостях против поляков, евреев. Но часто забывают, что такая же жестокость была и в отношении русских, принявших униатство. И то, что на польскую жестокость был такой ответ, является исторической правдой. Хмельницкий ответственен за развязанный террор не меньше остальных. И реальных мер, чтобы его остановить, принято не было. Весь 1648 год был победным для восставших.

Поляки терпят крупное поражение под Пилявцами, после осады Львова горожане с трудом откупаются от казаков и татар. В конце года войско Б. Хмельницкого взяло в осаду городок-крепость Замостье на Волыни, после взятия которого можно было идти на Варшаву. Но восставшие начали переговоры с вновь избранным королем Речи Посполитой Яном Казимиром. И, что поразительно, даже не дождавшись их окончания, Б. Хмельницкий уходит назад, в Украйну. Трудно уйти от мысли, что такое решение реально спасло Польшу, а восставшим - не дало одержать окончательную победу над ней со всеми вытекающими последствиями. Хмельницкий не собирался ни уничтожать Речь Посполитую, ни отделяться от неё. Это не входило в его планы. Обиженный чигиринский сотник пытался чуть улучшить условия существования реестрового казачества, обеспечить привилегии казацкой старшине.

И всё. Таков предел его мечтаниям. И когда современные украинские источники, ссылаясь на мифических польских переговорщиков, приписывают ему поступки чуть ли не нового украинского самодержца, можно только развести руками. И спросить, так где же его самодержавные действия? Их нет. Победный 1648 год закончился пшиком. Вместо переговоров с поляками Б. Хмельницкий едет в Киев, в котором находился Иерусалимский патриарх Паисий. Историки связывают их встречу со многими проблемами, которые, дескать, они решали между собой. Будто уговаривал патриарх Богдана, чтобы он создал отдельное православное Русское княжество представляется, через несколько лет украинские ученые будут писать, что, по последним данным, найденным под печкою, он его уговаривал создать сразу независимую украинскую державу , и письмо взял для передачи русскому царю, и т.

Но ведь не за этим встречался Б. Хмельницкий с патриархом. Главное, видимо, в ином. В том любовном треугольнике, который и привел Б. Хмельницкого к руководству восстанием. Мы видим, что военные события не охлаждают его страсть. В Переяславе в 1648 году он повенчался с Геленой Чаплинской. Но первый муж Чаплинской был жив, и формально Чаплинская состояла с ним в браке. А попытки Б. Хмельницкого найти и убить соперника закончились безрезультатно.

И вот теперь он добивается официального признания этого брака от патриарха Паисия. Получив его, Б. Хмельницкий, как утверждают некоторые источники, подарил патриарху шестерых баских коней и тысячу золотых. Вот так пересекается в истории великое и частное. Это совсем не А. Дюма, а реальная жизнь. Также хотелось напомнить ещё об одной прелюдии к Переяславской раде, которую почему-то не любят вспоминать историки. Ей предшествовало письмо «незалежного» гетмана Войска Запорожского польскому королю Яну Казимиру: «Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н. Потоцкого и М.

Калиновского - примечание переводчика и войско в ашей к оролевской м илости , которое на нас наступало, согласно воле в ашей к оролевской м илости , разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в ашей к оролевской м илости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад , а сами на услуги в ашей к оролевской м илости съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в ашей к оролевской м илости Запорожского старший». Как нам сегодня объясняют украинофилы, это была великая дипломатическая игра - писать слёзные письма всем правителям. У нас другое мнение на этот счет. Увы, это было реальное стремление бывшего польского подданного как можно быстрее помириться с поляками, которых теперь возглавлял брат покойного короля Владислава Ян Казимир.

Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: Сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства. Гетману разрешалось самостоятельно вести переговоры со всеми послами, кроме турецких и польских. При этом представители Запорожской Сечи обязались не действовать против интересов российского государства, а выражали готовность охранять его границы. Впоследствии «Мартовские статьи» неоднократно подвергались пересмотру в сторону уменьшения казачьих вольностей. Итоги и последствия Непосредственным главным итогом Переяславской Рады и последовавших за ней соглашений стало юридическое оформление вхождения Гетманщины в состав России. Гетманщина или Войско Запорожское не было однородным образованием. Первоначально в него входили земли левобережной Украины, юго-восточная часть Беларуси, северные приднестровские земли. В ходе дальнейших событий неоднократно перекраивались его границы, менялся характер отношений с Москвой, пересматривались подписанные ранее договоры. Некоторые историки в значительной мере упрощают происходившие на территории Запорожской Сечи процессы, пытаясь занять одну из сторон. На самом деле среди самих гетманов, а также представителей шляхетского, казацкого и мещанского сословия не было единства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий