18 марта в Бакрчинском сельском доме культуры Тетюшского района РТ прошла праздничная программа «Нәүрүз бәйрәме», посвящённая встрече весны, в рамках Года национальных. Фестивальнең бишенче көне вакыйгаларга иң бай көннәрнең берсе булды. Бу көнне Милли. Иркә белән ачып җибәрәбез! 21 март иртәсендә "Уян, Татар! Элек татарлар һәм башкортлар Яңа елны көн белән төн озынлыгы тигезләшкән 21 март көнне каршылый торган булганнар. Элек татарлар һәм башкортлар Яңа елны көн белән төн озынлыгы тигезләшкән 21 март көнне каршылый торган булганнар.
21 март – Нәүрүз бәйрәме
Mуниципальные районы Менделеевский муниципальный район О районе Сельские поселения Бизякинское сельское поселение Новости 2017 Бәзәкәдә Нәүрүз бәйрәме. Элек татарлар һәм башкортлар Яңа елны көн белән төн озынлыгы тигезләшкән 21 март көнне каршылый торган булганнар. В преддверии праздника в деревнях провели праздник Навруз, в центральной библиотеке для читателей была представлена книжно-иллюстративная выставка «Хуш киләсең, Нәүрүз!». 21 марта на территории СДК е Бишинды состоялся фольклорный праздник «Нәүрүз – яз бәйрәме». Нәүрүз бәйрәме. Нет новостей. Главная. Халыкара Нәүрүз көне-төрки халыкларның милли бәйрәме, кешелек тарихында иң борынгы бәйрәмнәрнең берсе.
Агымдагы елның 27 мартында 10:00 сәгаттә Нәүрүз бәйрәменә көтеп калабыз
Стали птицы песни петь После зимней стужи. Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз — это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз — это гимн о родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой праздника является Наврузбика!
Важным считается собрать праздничный стол для нуждающихся. В последнюю среду перед Наврузом на улицах зажигают костры и перепрыгивают через них. Библиотекарь кратко рассказала историю и традицию праздника, прочла стихи. В ходе мероприятия дети пели песни, водили хоровод, играли в игры, рассказывали стихотворения.
Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А. Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25]. Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш. Марджани, К. Насыри, Н. Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания — разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось требовалось вознаграждение — продуктами, гостинцами, деньгами. Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, то есть Новый год. Однако в его праздновании участвовали в основном шакирды, получившие образование в Средней Азии. В некоторых регионах компактного проживания татар Навруз отмечали до начала XX столетия.
За это время человек должен отдать все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове, а также приготовить ряд праздничных блюд. Еда, согласно ритуалу, должна состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита. Например, это могут быть яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил. Одним из главных символов Навруза считаются проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой. Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы. В каждой стране и республике есть свои традиции праздника Навруз. Например, в Азербайджане на стол принято ставить много сладостей — традиционные тюркские пахлава и шекербура. В Казахстане, Узбекистане и Таджикистане очень важно поздравлять друг друга приветственными словами «С праздником Навруз! Есть свои традиции в каждом селении и городе, хранителями их всегда остаются старейшины. Это интересно Популярные вопросы и ответы В каких странах и регионах празднуют Навруз? В России этот праздник популярен в Татарстане, Башкирии и Дагестане. Кроме того, этот день отмечают живущие за пределами своих стран уроженцы персидского и тюркского происхождения, например, жители восточного Китая, иранские и татарские диаспоры в США и странах Западной Европы.
Иштирәктә - Нәүрүз бәйрәме
3-4 апреля в нашей школе прошел праздник Навруз-«Нәүрүз бәйрәме» | 21 марта на территории СДК е Бишинды состоялся фольклорный праздник «Нәүрүз – яз бәйрәме». |
Тетюшский муниципальный район | Хотите ежедневно получать новости МИР24 на свой e-mail? |
Апаста Нәүрүз бәйрәме 25 мартта уза | язны каршылау бәйрәме шау-гөр килеп узды. |
Чаллыда «Нәүрүз» бәйрәме кайчан була? | Бүген, 20 март көнне Арча стадионында бәйрәм булды. |
"Нәүрүз бәйрәме " Развлечения | 21нче март – яз фасылының көн белән төн тигезләшкән көне. Иске календарь буенча ул Яңа ел бәйрәме. |
Бүген – Нәүруз бәйрәме!
В Бакрчинском сельском доме культуры прошла праздничная программа «Нәүрүз бәйрәме» | Нәүрүз бәйрәме котлы булсын! Хотим поделиться некоторыми фотографиями с прошедшего в эти выходные республиканского праздника (фотографии Дома Дружбы народов Республики. |
Агымдагы елның 27 мартында 10:00 сәгаттә Нәүрүз бәйрәменә көтеп калабыз | Халыкара Нәүрүз көне-төрки халыкларның милли бәйрәме, кешелек тарихында иң борынгы бәйрәмнәрнең берсе. |
Иштирәктә - Нәүрүз бәйрәме | Нәүрүз бәйрәме – язны каршылап, язгы чәчү эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәме ул. |
«Нәүрүз бәйрәме» - 29 марта 2023 года | На Комсомольской площади города Кукмор прошел татарский народный праздник "Нәүрүз". |
Халыкара Җир-Ана көне
- Чирмешәндә Нәүрүз бәйрәме үтте
- Науруз в Казани: как это было в материалах СМИ — Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана
- «Нәүрүз бәйрәме» – Центр инновационных образовательных технологий "Интеллект"
- «Нәүрүз» бәйрәме гөрли
- Навруз – 2023: значение праздника
- Комментарий юк
«Нәүрүз – язгы бәйрәм»
Хотите ежедневно получать новости МИР24 на свой e-mail? Нәүрүз – төрки һәм иран халыкларының кояш календаре буенча Яңа ел бәйрәме. Балаларыбызны халкыбызның гореф-гадәтләре, йолалары белән таныштыру максатыннан, Яңа Бүләк авылының «Сәйлән» балалар бакчасында «Нәүрүз котлы булсын!» дип аталган күңел. Бәйрәмне китапханә мөдире Низамиева Лилия Нәүрүз турында кыскача сөйләп китте,аннан мәдәният директоры Закирова Райхана матур шигырь юллары белән ачып җибәрделәр.
Башкалабыз һәм районнарда Нәүрүз бәйрәме гөрләде
Дети веселились, отгадывали загадки, участвовали в различных играх: «Бег в мешках», «Перетягивание каната», «Тюбетейка», «Игра с санками», «Перенеси яйцо», «День и ночь», «Разбей горшок». Самым запоминающим моментом этого праздника стало соревнование между Дедом Морозом и Наврузбикой.
Библиотекарь кратко рассказала историю и традицию праздника, прочла стихи. В ходе мероприятия дети пели песни, водили хоровод, играли в игры, рассказывали стихотворения. Главным угощением весеннего праздника стали пышные, вкусные блины и баурсак.
Но для всех - это праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.
Во время данной встречи ведущие ознакомили присутствующих с историей и традицией праздника, который отмечается 21 марта веселыми национальными песнями и танцами, угощениями, шутками и всеобщим весельем.
История Навруза уходит своими корнями в дописьменную эпоху. Считается, что праздник — древнеиранский по происхождению, связан с зороастрийским культом Солнца и поклонения огню. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи Первая Персидская империя , как религиозный праздник зороастризма. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убрать в домах и вокруг них, рассчитаться с долгами.
Халыкара Җир-Ана көне
- Администрация
- Муниципальное бюджетное учреждение
- «Нәүрүз - яз бәйрәме»
- Нәүрүз бәйрәме тег белән яңалыклар
Минниханов: Красочный Навруз ежегодно объединяет тысячи татарстанцев
Бүген Нәүрүз бәйрәме! | Нәүрүз әйтә, киләбез, Идем, и к вам Навруз ведем! |
Нәүрүз гүзәле — 2023 — Центр татарской культуры Бугульма | Төрки һәм иран халыкларында Яңа ел бәйрәме «Нәүрүз»дә быелгы «Нәүрүз гүзәле» ачыкланды. |
Минниханов: Красочный Навруз ежегодно объединяет тысячи татарстанцев | Фестивальнең бишенче көне вакыйгаларга иң бай көннәрнең берсе булды. Бу көнне Милли. |
Нәүрүз бәйрәме узды | "Нәүрүз бәйрәме " Развлечения. Скачать бесплатно. |
Актүбәдә Нәүрүз бәйрәме гөрләде | Бикбау авылы китапханәсе һәм мәдәният йорты берлектә “Нәүрүз килә, ишек ач!“ исеме астында бәйрәм уздырдылар. |
Нәүрүз — игелек, дуслык бәйрәме
Mуниципальные районы Тюлячинский муниципальный район О районе Сельские поселения Баландышское сельское поселение Новостная лента Новости 2023 г. Нәүрүз бәйрәме. Персидские и тюркские народы традиционно отмечают собственный день весеннего равноденствия — древнейший праздник Навруз. Он знаменует начало сельскохозяйственного. Балаларыбызны халкыбызның гореф-гадәтләре, йолалары белән таныштыру максатыннан, Яңа Бүләк авылының «Сәйлән» балалар бакчасында «Нәүрүз котлы булсын!» дип аталган күңел.
Мәктәп елларын сагынасызмы?
Курдский народ празднует Навруз. Каждый из них имеет свое название в соответствии со стихией природы — воды, огня, земли и воздуха, «пробуждению» которой он и посвящается. До наступления Навруза люди должны навести порядок не только в доме, но и на участке, если они живут в частном секторе. Считается, что в эти же сроки нужно отдать все долги. В ночь на 21 марта, по традиции, люди окуривают дома дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Freepik Также людям советуют примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверьям, добрые ангелы по-персидски фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого чисты помыслы, светлая душа и убранный, аккуратный дом. Люди считали, что вода в этот период смывает весь негатив, поэтому обязательно перед праздником стирали одежду, особенно детскую. Неделю перед Наврузом еще до появления ислама посвящали памяти предков. Поэтому древние народы поминали своих праотцов — делали им подношения, просили помощи в будущем году, а также защиты их от всех бед и невзгод.
Иранская девочка во время празднования Навруза. Как напомнила газета Freepress Kashmir , для местных жителей Навруз — это праздник не только возрождения всего живого и начала Нового года, но и повод для «омоложения своего тела и обновления жизни». Люди навещают родственников и друзей, надевают национальную одежду и устраивают торжественные застолья. Неотъемлемой частью празднования стали пиявки. Местные жители давно признали маленьких кровососущих существ настоящими целителями особенно в Навруз, поскольку, по поверьям, 20 или 21 марта целебный эффект от процедуры увеличивается в несколько раз. Поэтому ежегодно взрослые, подростки и даже маленькие дети соблюдают древний обычай подобной лечебной физической и духовной терапии. Хозяйки накрывают богатые столы.
Тукая подготовили театрализованное представление, героями которого стали Наврузбика, Баба Яга и Дедушка Мороз. Дети веселились, отгадывали загадки, участвовали в различных играх: «Бег в мешках», «Перетягивание каната», «Тюбетейка», «Игра с санками», «Перенеси яйцо», «День и ночь», «Разбей горшок». Самым запоминающим моментом этого праздника стало соревнование между Дедом Морозом и Наврузбикой.
Это праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у башкир и татар, а также персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии и Ирана. История Навруза уходит своими корнями в дописьменную эпоху. Считается, что праздник — древнеиранский по происхождению, связан с зороастрийским культом Солнца и поклонения огню. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи Первая Персидская империя , как религиозный праздник зороастризма.
Резкие перепады температуры могут негативно сказаться на здоровье, предупреждают медики Традиционными для Навруза угощениями являются сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, сладкие пахлава и шекербура. На стол, как правило, подают много бобовых, а также ячменные и пшеничные лепешки. К празднику принято готовиться, очистив дом перед приходом нового сезона — сделав уборку, вынеся мусор, совершив перестановку. Важно также подготовить душу и разум: простить старые обиды, раздать долги, избавиться от того, что тяготит. А вот начинать новую страницу года с дурных помыслов и поступков категорически нельзя, по поверью, это грозит неудачами и невзгодами.
Нәүрүз мөбарәк булсын!
Библиотекарь кратко рассказала историю и традицию праздника, прочла стихи. В ходе мероприятия дети пели песни, водили хоровод, играли в игры, рассказывали стихотворения. Главным угощением весеннего праздника стали пышные, вкусные блины и баурсак.
Навруз не является религиозным праздником и больше связан с народной традицией.
В переводе с фарси Навруз означает "новый день" — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Считается, что праздник уходит своими корнями в зороастризм, это одна из причин того, почему его признают далеко не все исламские деятели. Историки определяют возраст Навруза более чем в три тысячи лет, а его родина — Хорасан историческая область в Центральной Азии. Праздник отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами человек во всем мире и празднуется на Балканах, Ближнем Востоке, Кавказе, в Центральной Азии, странах бассейна Черного моря и в других регионах.
Главными в состязаниях были конные скачки и борьба [20]. Казанские татары весну встречали праздником «Карга боткасы» «Грачиная каша» , основанном на древнем поверье о том, что весну приносят на своих крыльях грачи. Семантика этого праздника очень близка Наврузу: дети ходят по дворам с «частушками», пожеланиями хорошего урожайного года и собирают крупу на коллективную кашу. Каша всегда готовится на специально отведенном месте, все желающие принимают участие в этой трапезе.
Детям устраиваются разные игры-состязания, собранные с подворья яйца, свариваются вкрутую, и их катают с холма. Данный праздник в некоторых населенных пунктах Заказанья до сих пор сохранился с полной семантической структурой. Зарь-зарь, на зарю! И молока, и масла!
Но главной причиной потери Науруза у татар являются особенности климатической зоны проживания народа: более позднее в сравнении со Средней Азии наступление весны и соответствующего цикла сельскохозяйственных работ. Некоторой альтернативой Наврузу у татар стал выработанный народом богатый комплекс обрядов и праздников, так или иначе связанных с определенными сезонами или природными явлениями «боз карау», «боз багу» — обряд, связанный с ледоколом, «ала карга» — обряд, проводимый до сева, Сабантуй и пр. Однако, он никогда не праздновался широко и со временем практически был предан забвению. Несмотря на утрату Навруза у татар, в отличие от народов Средней Азии, праздник может стать символом объединения и тюркского мира и народов,проживающих в Республике Татарстан, имеющих глубокую общую историю и многообразие праздничных традиций.
В нынешнее время в Республике Татарстан Науруз начали отмечать с 1987 года. Тогда в Казани перед Молодежным центром состоялось первое публичное его празднование. Особенно активно этот праздник стал распространяться после создания в 1992 году Ассоциации национально-культурных организаций. С 2014 года в Республике Татарстан праздник проводится в статусе республиканского в рамках исполнения государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014—2020 годы».
Площадкой для проведения Науруза была выбрана площадь перед Татарским государственным академическим театром имени Г. География мероприятий, связанных с праздником Навруз в Республике Татарстан, пока не широка. В отдельных муниципальных образованиях проходят праздничные мероприятия с привлечением представителей национально-культурных автономий, национальных диаспор, а также с участием учреждений культуры, образования. В настоящее время весьма актуален вопрос популяризации данного праздник, как важного элемента нематериального культурного наследия тюркских народов, представители которых проживают в Татарстане.
Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, то есть Новый год.
Однако в его праздновании участвовали в основном шакирды, получившие образование в Средней Азии. В некоторых регионах компактного проживания татар Навруз отмечали до начала XX столетия. Ряд фольклорных памятников сохранились до наших дней.
От вас нам — угощения. Да будет благославен Навруз! Молодежь устраивала игры и состязания, во время которых выбирали самую красивую и нарядную девушку села, которая получала титул Наврузбике тат.
Она, олицетворяя образ весны, вступала в противоборства с персонажем, олицетворявшим уходящую зиму — ряженым в старика Кыш-Бабаем. Для татар не характерно приготовление блюда сумаляк суманак , которое является обязательным атрибутом Навруза у народов Средней Азии. Празднование дня весеннего равноденствия сохранялось лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской, частично Тюменской, Омской областей астраханские, сибирские татары.
А вот форма проведения этого праздника заметно различалась [23]. Особенности празднования Навруза у различных групп татар У сибирских татар Тобольский куст празднование сводилось к коллективному обходу домов с новогодними пожеланиями, в котором принимали участие либо дети, либо все желающие. За это они получали угощения, которые накануне в большом количестве выпекала каждая хозяйка.
Начинали обход с рассветом, а днем устраивались семейные катания на подводах. Лошадей, подводы украшали, стремясь показать красоту своей лошади, упряжки, продемонстрировать достаток. В деревнях готовили кашу из пшеничной крупы, реже рисовую.
У астраханских татар готовили особую кашу, на угощение приглашали соседей. В этот же день или в другой, проводились различные состязания.