Возражения Александр III отмел, а в Манифесте, который он подписал на следующий день, утверждалась незыблемость самодержавной власти и защита ее «для блага народного от всяких поползновений». Манифест о незыблемости самодержавия — принятое в историографии обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским. Император Александр II освободитель – период правления с 1855 по 1881 год родился 29.
Манифест о незыблемости самодержавия был издан 139 лет назад
Однако, судя по Манифесту 11 мая, эти отзывы даны людьми льстивыми и предвзятыми. Дело в том, что манифест адресовался всем подданным. Грамотные могли его прочитать сами. Для неграмотных, а таковых было подавляющее большинство, его зачитывали вслух во всех храмах страны. Победоносцев не мог этого не знать. И всё-таки допустил непростительную для «виртуоза русского слова» оплошность, вложив в уста государя следующее: «А на Нас возложить Священный долг самодержавного правления». При восприятии на слух первые три слова складывались в смешной и нелепый «ананас». Это моментально сделало манифест мишенью острот, которые не прекращаются и по сей день. У нынешних поклонников Александра III, а таковых хватает, подобные остроты вызывают бурю протеста.
Потому что нельзя же смеяться над программным документом, который, по их мнению, «спас Россию от революции, пусть на краткий период, но спас». Действительно, этот документ называют ещё «Манифестом о незыблемости самодержавия». Упомянутая в заголовке «гнусная крамола», которую призывают «искоренять», получает своё объяснение в пятом параграфе манифеста: «Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Словом, отныне самодержавие должно почитаться как главная ценность государства. А самым опасным «поползновением», соответственно, считаются попытки это самодержавие ограничить. По мнению традиционалистов, такой шаг был логичным, поскольку результатом последовательного претворения в жизнь основных пунктов манифеста стал невиданный взлёт России во всех сферах, начиная с искусств и заканчивая новым витком индустриализации. На самом деле в манифесте не говорится ни об искусствах, ни о науках, ни о промышленности, ни о перевооружении армии и флота.
Этот аспект находит свое отражение в каждом последующем коронационном акте.
Например, «... Любезнейший Родитель Наш Государь Император Николай Павлович, после кратковременной, но тяжкой болезни, развившейся в последние дни с неимоверною быстротою, скончался сего 18-го Февраля», - читаем мы в во всемилостивейшим манифесте на воцарения Александра II [5]. Далее обязательно следует положение, которое легитимизирует власть последующего императора: «В последствие всех сих Актов, и по коренному закону Империи о порядке наследия, с сердцем, исполненным благоволения и покорности к неисповедимым судьбам Промысла, Нас ведущего, вступая на Прародительский Престол Всероссийской Империи и на нераздельные с Ним Престолы Царства Польского и Великого Княжества Финляндского, повелеваем. Из этого положения вытекает следующий, очень важный тезис о том, что самым главным пунктом в презентационном документе является концепция передачи власти наследственным, то есть законным путем от одного монарха к другому. Этот факт подчеркивается и остается неизменным в течение всего XIX в. Также можно трактовать еще одно обязательное положение в коронационном акте, а именно призыв народа к присяге не только вступавшему на престол государю, но и его сыну -будущему наследнику власти в империи - «. Исключениями из этого правила были Александр I - у монарха не было сына-наследника - и Николай II, поэтому клятву верности и присяги поданные должны были принести его младшему брату Георгию Александровичу, так как у Николая II еще не было детей - «... В XIX в.
Император считался богоизбранником, различные слои населения верили в особую природу царской власти, что подкреплялось наследственной передачей престола от монарха к монарху [10]. Именно поэтому во всех без исключения манифестах подчеркивалась сакральность императорской власти и ее Божественный Промысел. Наиболее яркую формулировку это получило при воцарении Александра III: «Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час. С выходом каждого торжественного акта становилась очевидна идеологическая направленность будущего царствования. После тяжелого и непредсказуемого правления Павла I коронационный акт Александра I был как глоток свежего воздуха для всей страны: император заявил, что будет прямым продолжателем правления его бабушки императрицы Екатерины II Великой: «Мы, восприемля наследственно Императорский Всероссийский Престол, восприем-лем купно и обязанность управлять Богом Нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей Бабки Нашей, Государыни Императрицы Екатерины Великой, коея память Нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да по Ее премудрым намерениям шествуя. Николай I в своем манифесте указал, что станет продолжателем правления своего старшего брата: «. Однако на деле все оказалось иначе - в результате сокрушительных результатов Крымской войны была продемонстрирована слабость и техническая отсталость империи, а сам государь приобрел репутацию жандарма Европы в результате борьбы с революционными настроениями. Император Александр II, понимая и осознавая всю необходимость кардинальных изменений в России, свою ответственность перед ней и народом, выпустил коронационный акт, в котором указал, что станет продолжателем дела великих реформаторов и деятелей Российской империи [11].
Напряженность в обществе нарастала, и нужны были серьезные политические реформы: «. Однако стоит отметить, что, несмотря на жесткую политику своего отца Николая I, он подчеркивает, что будет преемником и его политики, что еще раз подчеркивает преемственность власти в России. Покушение на Александра II и его смерть вызвали реакцию в правительственных кругах. Однако Александр Александрович выразил всю свою решимость в сохранении самодержавного строя и проведении консервативных реформ в знаменитом манифесте «О незыблемости самодержавия»: «. Последний император Николай II также видел Россию только с самодержавной формой правления, исключая возможность ограничить свою власть.
И в этом отношении им было сделано очень много. Благодаря ему из государственного казначейства был значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенства, а в 1902 г. Его желанием было, чтобы духовенство, окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, заняло в общественном и государственном строе то место, которое отвечает его действительному значению. Отмечается учреждение новых епархий, приходов и устройство при возникавших женских обителях школ и благотворительных учреждений для окрестного населения. Пересмотрены были уставы и штаты духовно-учебных заведений. Стараниями Победоносцева особенно развилось церковно-книжное издательство. После издания манифеста 17 октября 1905 года, разрешавший создание политических партий и учреждение Государственной думы, Победоносцев подал в отставку. Победоносцев, обличавший издавна ложь конституционного строя и всегда выступавший за самодержавие, не мог после этого манифеста оставаться на посту обер-прокурора. Скончался К. Победоносцев в Санкт-Петербурге 10 марта 1907 года. Заупокойная литургия и отпевание были совершены в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре на Забалканском проспектке. Служили 3 митрополита. Присутствовал Государь. Опубликован 30 апреля 1881 года [1]. По своём восшествии 1 марта 1881 года, после убийства своего родителя, Александра II, на всероссийский престол Александр проявлял некоторое колебание в выборе стратегического курса своего царствования, занимая видимый нейтралитет между двумя противоборствующими партиями, избрав в итоге курс, отстаивавшийся Константином Победоносцевым и графом Сергеем Строгановым. Текст манифеста Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Крепостное право отменялось. Земля оставалась в собственности помещика. Крестьяне получали по две десятины на двор. Декларировались гражданские права и свобода вероисповедания. Реализация проекта Планировалось вынести на рассмотрение Учредительного Собрания. Южное общество. Пестель Россия провозглашалась республикой. Высший орган законодательной власти — народное вече однопалатный парламент , избираемое всем народом сроком на пять лет. Высший орган исполнительной власти — Державная дума в составе пяти человек. Из состава членов Державной Думы избирался президент. Высшая контрольная власть — Верховный собор, членами которого являлись заслуженные и уважаемые граждане, избираемые пожизненно.
11 мая 1881 года опубликован Манифест Александра III о незыблемости самодержавия
Александр III взял курс на ликвидацию реформ и опубликовал манифест о незыблемости самодержавия. Цели: уничтожение самодержавия, крепостного строя, военных поселений, введение конституционного строя, равенства всех граждан перед законом. Общая характеристика манифеста о незыблемости самодержавия к п победоносцева доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Манифест о незыблемости самодержавия — Обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок: О призыве всех верных подданных к служению. Манифест о незыблемости самодержавия следует рассматривать как исторический анекдот или предвидение? Вступив на российский престол в 1881 году, император Александр III вскоре принял «Манифест о незыблемости самодержавия».
Лингвострановедческий словарь «Россия».
Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем. Дан в С.
Грамотные могли его прочитать сами. Для неграмотных, а таковых было подавляющее большинство, его зачитывали вслух во всех храмах страны. Победоносцев не мог этого не знать. И всё-таки допустил непростительную для «виртуоза русского слова» оплошность, вложив в уста государя следующее: «А на Нас возложить Священный долг самодержавного правления».
При восприятии на слух первые три слова складывались в смешной и нелепый «ананас». Это моментально сделало манифест мишенью острот, которые не прекращаются и по сей день. У нынешних поклонников Александра III, а таковых хватает, подобные остроты вызывают бурю протеста. Потому что нельзя же смеяться над программным документом, который, по их мнению, «спас Россию от революции, пусть на краткий период, но спас». Действительно, этот документ называют ещё «Манифестом о незыблемости самодержавия». Упомянутая в заголовке «гнусная крамола», которую призывают «искоренять», получает своё объяснение в пятом параграфе манифеста: «Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Словом, отныне самодержавие должно почитаться как главная ценность государства.
А самым опасным «поползновением», соответственно, считаются попытки это самодержавие ограничить. По мнению традиционалистов, такой шаг был логичным, поскольку результатом последовательного претворения в жизнь основных пунктов манифеста стал невиданный взлёт России во всех сферах, начиная с искусств и заканчивая новым витком индустриализации. На самом деле в манифесте не говорится ни об искусствах, ни о науках, ни о промышленности, ни о перевооружении армии и флота. Говорится в нём только о намерении закручивать гайки. Насколько подобное закручивание может способствовать успехам — вопрос спорный.
Принятие сложных решений. Самодержавие позволяет правителю принимать сложные и непопулярные решения, которые могут быть неприемлемыми при демократических процедурах. Временная избирательная кампания может поддаваться популизму и неспособна реализовывать стратегические планы на долгосрочной основе. Защита национальных интересов. В силу своего единоличного статуса, монарху или императору легче принимать и отстаивать национальные интересы. Отсутствие ограничений и разделения полномочий позволяет быстрее и эффективнее принимать решения, основанные на общих интересах страны. Укрепление единства. Самодержавие способствует укреплению единства нации и созданию чувства принадлежности к единой и незыблемой власти. Ответственность и авторитет монарха или императора могут служить символами и связующими элементами национальной идентичности.
В этом манифесте были сформулированы основные принципы источников власти, системы управления и прав и обязанностей императора. Манифест утверждал, что весь русский народ обязан повиноваться императору как единственному верховному главе государства. Император обладал всеми полномочиями и правами, неограниченными никакими законами или уставами. Он владел единоличной властью и имел право принимать любые решения и регулировать все сферы жизни государства. Манифест подчеркивал также особую роль императора в вопросах законодательства и управления. Он имел право издавать законы, назначать должностных лиц и управлять военными и финансовыми делами государства. Император также был главой Русской православной церкви и в этом качестве имел власть назначать и утверждать церковные должности. Манифест о незыблемости самодержавия подчеркивал суверенитет и независимость Российской империи. Он закреплял основные принципы источников власти и принципы организации государства. Благодаря этому манифесту Россия стала непоколебимым авторитарным государством, и самодержавие стало основой российского политического и правового строя. Император обладал всей полнотой власти и прав, не ограниченных законами или уставами. Он имел право издавать законы, назначать должностных лиц и управлять государственными делами. Император был назначен главой Русской православной церкви и имел власть назначать церковные должности. Манифест закрепил суверенитет и независимость Российской империи. Принципы манифеста Одна власть. Манифест признает непреложность и незыблемость власти, находящейся в руках самодержца.
ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ 29 АПРЕЛЯ 1881 Г.
29 апреля (12 мая ) 1881 г. был опубликован Манифест Императора Александра III о незыблемости Самодержавия. Сигналом к началу курса на сворачивание реформ и их ревизию явился Манифест о незыблемости самодержавия, подписанный императором 30 апреля 1881 года. Манифест о незыблемости самодержавия — принятое в историографии обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским. Император Александр II освободитель – период правления с 1855 по 1881 год родился 29.
Манифест о незыблемости самодержавия — суть в неизменности власти
Верховная власть в стране принадлежала одному человеку — государю, в России — императору, и только он обладал правом управлять и принимать важные решения по жизни страны. Он был сверхзаконным авторитетом, обладающим всеми полномочиями: законодательными, исполнительными, контрольными. Самодержавие закреплял процедуры передачи власти от императора к его наследникам: взрослому сыну, совершеннолетнему его возрасту, поведение приема Карла Николаевича известного это дело Россией наблюдения было историческим, и его tapke принадежало двум королям. Манифест о незыблемости самодержавия являлся ответом на растущую социальную и политическую обстановку в стране. Он подтверждал и подчеркивал важность и незыблемость самодержавия как основы государственного устройства России. В документе отмечалось, что власть в стране принадлежит только императору, и все граждане обязаны безоговорочно подчиняться его указам и решениям. Основные положения Манифест о незыблемости самодержавия был выпущен императором Николаем I в 1832 году и представлял собой политический документ, который устанавливал основные принципы и правила самодержавия в Российской империи. Основными положениями Манифеста были: Незыблемость самодержавия: Манифест подчеркивал и поддерживал полное и абсолютное правление императора как единственного источника власти в государстве. Это означало, что император был наделен неограниченной политической властью, и его власть не подлежала никаким ограничениям, ни со стороны законов, ни со стороны других органов государственной власти. Сверхзаконность императорской власти: Манифест утверждал, что императорская власть находится выше закона и имеет право вмешиваться в судебные процессы и решать дела по своему усмотрению.
Весь судебный и правовой процесс подчинялся непосредственному влиянию императора. Сохранение и защита иерархии в обществе: Манифест подчеркивал важность иерархии общественных классов и укрепления традиционного общественного порядка. Он стимулировал сохранение социальных неравенств и иерархической структуры общества, а также призывал к поддержке и защите священного правления в империи. Манифест о незыблемости самодержавия существовал почти век, до 1905 года, и сыграл значительную роль в политической системе Российской империи, поддерживая её абсолютную монархию. Значение манифеста Манифест о незыблемости самодержавия в Российской империи, изданный 25 октября 1905 года, имел огромное значение в истории страны. Незыблемость самодержавия означала сохранение и укрепление власти российского императора, что было ключевым фактором для стабильности и единства государства.
С 1889 г. С 1887 г. Упразднение мировых судов. Меры в системе образования и печати. Упразднение независимости университетов: ректоры и преподаватели вновь назначались министром образования. Плата за обучение была значительно увеличена. Сыскной полицией вела надзор за студентами. С 1882 года введены «Временные правила о печати», ужесточившие цензуру. Из-за не соответствия требованиям стали закрывать особо либеральные издания. Изменения в культуре, национальных и религиозных отношениях. Преследование за религиозное инакомыслие. Ограничение прав граждан неправославного вероисповедания. Насильственное насаждение русской культуры на национальных окраинах. Итоги контрреформ В результате проведения политики контрреформ либеральные начинания Александра II оказались свернуты или ограничены.
Создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки, создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю. Созданы батареи горной артиллерии ,чтобы вести бои в горной местности, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада. Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров. На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Крестьянский вопрос. И в то же время правительство максимально контролировало крестьян: семьи затрудняли семейные разделы , общины запретило досрочный выход из общины и выкуп земли, затруднялся выход- требовалось согласие 2 3 схода с 1886г. Продавать надел или отдавать его в залог запрещалось. В общине царь видел единственный гарант стабильности на селе, своеобразный щит, предохраняющий крестьянина от утраты надела, от беспросветной нищеты, от превращения в лишенного средств существования пролетария. Два типа хозяйств на селе: « прусский» и «американский». Университетская контрреформа- 1884г. Мероприятия в области печати. Политика в рабочем вопросе. Законами 1882— 1886 гг.
Кроме того, они наделялись и полицейскими полномочиями. В сфере земского самоуправления контрреформы также обозначили курс на усилении административного вмешательства в работу земских и городских органов. Губернатор мог приостановить любое решение земского собрания. Постаралась власть и изменить состав земских органов в пользу более консервативных их составляющих. По "Положению о губернских и уездных земских учреждениях" 1890 года в первую курию выборщиков теперь могли входить только дворяне. Для представителей этого сословия даже снижался имущественный ценз. А вот для второй городской курии ценз значительно возрастал. Понятно, что в результате таких изменений удельный вес дворян в земских органах заметно возрастал. В городских органах самоуправления произошли аналогичные изменения. Если ранее к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то, согласно «Городовому положению» 1892 года, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом. В сфере образования также состоялись контрреформы. Университетским уставом 1884 года была отменена автономия университетов. Вводилась процентная норма для евреев. А циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал возможности обучаться в гимназии детям простолюдинов. Значительно ужесточились цензурные положения. Любое неугодное издание отныне могло быть закрыто как решением министра внутренних дел, так и обер-прокурора Синода. Таким образом, во внутренней политике после эпохи реформ был совершен поворот в обратном направлении. Прогрессивные реформы, если и не отменялись полностью, то были существенно урезаны. Во всех сферах права и государственного управления были сделаны заметные шаги назад.
Остались вопросы?
Основные принципы правления были сформулированы в Манифесте о незыблемости самодержавия, принятом 11 мая 1881 года. Манифест о незыблемости самодержавия важен для понимания политической системы Российской империи и роли, которую монарх играл в управлении страной. Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг 234 Самодержавного Правления. Вступив на российский престол в 1881 году, император Александр III вскоре принял «Манифест о незыблемости самодержавия». Цели: уничтожение самодержавия, крепостного строя, военных поселений, введение конституционного строя, равенства всех граждан перед законом. Принципы внутренней политики при Александре III были сформулированы в манифесте "О незыблемости самодержавия", где главной идей была вера в то, что самодержавная власть может помочь нестабильному обществу обрести уверенность и чувство безопасности.
Остались вопросы?
Известно, что благодаря речевому обороту «…а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления» манифест был прозван в народе «ананасным». В 1883 г. Убийство Александра II имело совсем не те результаты, на которые рассчитывали народовольцы. После принятия Манифеста, 30 апреля Лорис-Меликов подал в отставку. Когда вышли, Набоков заявил новость о манифесте и прочел. В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо вверенного Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение. Манифест о незыблемости самодержавия Теперь подступили люди новые, во всяком случае с прямою и честною мыслью, которые не будут говорить одно, а думать другое. Мне кажется, что мы и без манифеста должны были так поступать, и, сказать правду, меня это послание не удовлетворило. Опубликован 30 апреля 1881 года. Игнатьева Вы изволите знать, а Островский подлинно честный человек и с сердцем». Подведя итоги правлению Александра II, новый император дал понять, что намерен править самодержавно, ориентируясь на консервативные ценности.
Александр II колебался в отношении этого проекта, опасаясь, что стоит созвать депутатов, они могут потребовать себе законодательных полномочий. Александр II, выйдя из нее, был смертельно ранен второй бомбой, которую под ноги царю бросил второй метальщик — И.
Крестьяне получали по две десятины на двор. Декларировались гражданские права и свобода вероисповедания. Реализация проекта Планировалось вынести на рассмотрение Учредительного Собрания. Южное общество. Пестель Россия провозглашалась республикой.
Высший орган законодательной власти — народное вече однопалатный парламент , избираемое всем народом сроком на пять лет. Высший орган исполнительной власти — Державная дума в составе пяти человек. Из состава членов Державной Думы избирался президент. Высшая контрольная власть — Верховный собор, членами которого являлись заслуженные и уважаемые граждане, избираемые пожизненно. Россия оставалась унитарным государством. Крепостное право отменялось и половина земельного фонда страны передавалась крестьянам.
Малышева, Е. Орчакова, Л. Императоры России глазами С. References 1. Vinogradova, N. Koronatsii vRossii vo vtoroy polovine XIX veka kak obshchestvenno-politicheskoe yavlenie [Coronation in Russia in the second half of the XIX century as a socio-political phenomenon]. Volgograd, 2004, pp. Vsemilostiveyshiy manifest [The most gracious manifesto]. Entsiklopedicheskiy slovar Brokgauza i Yefrona: v 86 tomakh [Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: in 86 volumes]. Petersburg, 1892, vol. Manifest "O vstuplenii na prestol imperatora Nikolaya 1,12 dekabrya 1825 g. Manifest "O nezyblemosti samoderzhaviya. Vysochayshiy manifest" [The manifesto "On the inviolability of autocracy. Malysheva, O. Proekty Manifesta 17 oktyabrya 1905 g. Tekst, kontekst, intertekst [Text, context, intertext]. Birich, V. Politicheskaya elita rossiyskoy imperii i «chetvertaya» vlast: k 110-letiyu Gosudarstvennoy Dumy [The political elite of the Russian Empire and the "fourth" power: to the 110th anniversary of the State Duma]. Otkrytiya minuvshego [Discovery of the past]. Orchakova L. Imperatory Rossii glazami S. Vitte: na osnove ostavlennykh im vospominaniy [Emperors of Russia through the eyes of S.
Победоносцев , который был автором проекта текста, избранного Александром III, писал императору [2] : В среде здешнего чиновничества манифест встречен унынием и каким-то раздражением: не мог и я ожидать такого безумного ослепления. Зато все здравые и простые люди несказанно радуются. В Москве ликование, — вчера там читали его в соборах и было благодарственное молебствие с торжеством. Из городов приходят известия о всеобщей радости от появления манифеста.
Лингвострановедческий словарь «Россия».
Цели: уничтожение самодержавия, крепостного строя, военных поселений, введение конституционного строя, равенства всех граждан перед законом. Манифест о незыблемости самодержавия четко обозначил курс на следование консервативным ценностям для борьбы с «гнусной крамолой». Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» (выдержки).
Почему манифест Александра III о незыблемости самодержавия прозвали «ананасным»
Манифест был решительным ответом разом нескольким партиям, обнаруживающим «поползновения» на самодержавность власти. Важным событием, в котором участвовал Победоносцев, стало издание манифеста "О незыблемости самодержавия", одобренного и подписанного Александром III. Таким образом, политика Императора Александра III Миротворца, принявшего Русское Царство буквально из рук истекающего кровью отца, ритуально убитого т.н. «народовольцами», вполне определилась: она зиждилась на признании неприкосновенности Самодержавия. Манифест о незыблемости самодержавия — Обозначение Высочайшего Манифест О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности. Когда вышли, Набоков заявил новость о манифесте и прочел.