Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами.
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Во многих случаях, увы, этого не происходит. То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома. Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам.
Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе. Варвара Макаревич: Чтобы что? Чтобы он был доволен?
Никита Мкртчян: Конечно. Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать.
Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам. То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут?
Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей? Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку? Ты понимаешь, что ты хочешь купить автомобиль.
Ты не можешь этого позволить на зарплату, которая у тебя есть в регионе. И тогда ты едешь в другой регион, чтобы быстро за какое-то количество месяцев заработать на автомобиль. Никита Мкртчян: Люди едут и за тем, и за тем.
Вот мы смотрели, достаточно детально рассматривали данные статистические. Оказывается, что у людей, мужчин, которые едут на вахту, у них обычно даже немножко больше детей, чем у тех, кто не ездит. Люди едут зарабатывать на семью, чтобы семья жила не роскошно, но она жила немножко лучше, чем в своем городе.
И второе — это действительно совершение крупных покупок. Ремонт жилья, покупка автомобиля, свадьба детям, например. Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да?
Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки. Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация.
Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель. А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой.
А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере. Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог.
И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит?
Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей. То есть кому-то важна самореализация. Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время.
Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз.
Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз!
Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется. Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни? Давайте так это назову.
Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов. Или нет? Сергей Бойко: Я думаю, что это проблемный вопрос.
Здесь вопрос социализации и десоциализации. С этим лучше разбираются психологи, социологи. В принципе, когда человек выпадает из привычной окружающей среды, он меняет мировоззрение немножко и так далее.
Но сейчас, в принципе, с новейшими технологиями информационного пространства, если у человека есть желание и свободное время после вахты, допустим, после тяжелого труда комбайнера а от этого никуда не денешься включить или выключить какое-то средство доступа к информации, то он это сделает. Кто-то — нет. Ну, с этим тоже надо работать.
Это зависит от фирмы, которая обеспечивает… Варвара Макаревич: То есть, на ваш взгляд, это скорее задача и ответственность работодателя? Сергей Бойко: Конечно. Давайте обсудим далее, стоит ли государству регулировать перемещение трудового населения в пределах России.
Оставайтесь с нами, не переключайтесь. Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально. Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики?
И насколько это глобальная проблема? Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах. Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть.
Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие. По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение.
Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления. И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению.
Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику. То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете. Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать.
Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития. Уверен, вы о ней слышали. Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста.
А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют? И слава богу. Никто не заплачет, потому что, видите ли, у нас есть в крупных городах рост».
Ну, это же порочная практика. Мы увидели по пандемии, что сверхконцентрация населения в крупных населенных пунктах опасна — с эпидемиологической точки зрения. Да и с точки зрения обороны это опасно.
Извините, даже 20 или 40 крупных городов атомными бомбами разбомбить гораздо проще. Варвара Макаревич: Я поняла, к этой идее у вас есть вопросы. Никита, а насколько часто эти внутренние, внутрироссийские трудовые мигранты сталкиваются с ситуациями, когда их обманывают?
Они приезжают. Обещали одну зарплату, но ты уже приехал, деваться тебе некуда. Оказывается на месте, что зарплата гораздо меньше или условия другие.
И ты все равно работаешь. Обещали одну какую-то позицию — позиция оказывается другой. Настолько ли сезонная работа прямо так хороша и выгодна по сравнению с работой в своем регионе, если можешь приехать и вот так «попасть»?
Никита Мкртчян: Ну, существует, конечно, эта проблема, но я бы не сказал, что это проблема только трудовых мигрантов. У нас эта проблема есть, к сожалению, во всех практически… везде в экономике. Трудовые мигранты в силу того, что они чаще, несколько чаще работают по «серым» и так далее схемам, они с этим сталкиваются тоже чаще.
Варвара Макаревич: Они более уязвимые? Никита Мкртчян: Ну, если это российские граждане, то тут уязвимость больше, но не настолько плачевная, как, допустим, граждане наших братских республик. Варвара Макаревич: Из ближнего зарубежья.
Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть. В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например. Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций?
Или это опять же невозможно, если это все неофициально? Никита Мкртчян: Ну, сложно сказать. Наверное, нужно иметь дело с проверенными… Не знаю, через друзей устраиваться, через бригадиров знакомых, как-то к работодателю, о котором уже имеешь представление какое-то.
Варвара Макаревич: То есть передавать работодателей из рук в руки? Никита Мкртчян: Ну да. Александр Кичаев: В Интернете есть очень много сайтов-отзовиков, где как раз работники пишут отзывы о той компании, где они работали.
Варвара Макаревич: То есть стоит заранее подготовиться и провести какое-то исследование? Александр Кичаев: Конечно, промониторить, в Сети посмотреть. Ребята, никому не советую».
И все. Там пытаются зачищать.
Отходничество создавало предпосылки для формирования рынка наемной рабочей силы. Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка.
Но нам все-таки стоит помнить, что отходничество - не только страдание и подневольный уход из дома ради куска хлеба. Но еще и промысел, не божий, а человеческий, способность взять на себя риски, свободный поиск, честная попытка думающего человека вырваться из самых трудных обстоятельств и сберечь семью. Приумножить ее имущество - выжать воду из камня.
Не только прикрепленный народ - но еще и ищущий, странствующий, рисковый. Это замечание 1892 г. Больше денег! По старинным лекалам А что пишут социологи сейчас? Мы - наследники. Общителен, умственно развит, обладает чувством юмора, мало пьет и позитивно смотрит на жизнь. Женат, имеет нескольких детей, ценит и любит свою жену. Самостоятельно обеспечивает себя и семью.
Краткосрочная цель... Дом отходника... Отличают отходников и транспортные средства обычно лучшего качества, чем у соседей... Усадьба сведена к огороду... Хозяйством, как и финансовыми вопросами, ведает жена. Пользуется уважением в местном обществе" Плюснин Ю. Кто они?
Входит в состав британского Содружества. Гъумук Страна РоссияРоссия … Википедия Село Кумух Гъумучи Страна РоссияРоссия … Википедия Отхожий промысел временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками». Общие сведения К. Граничит на С. Входит в британское Содружество. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Усилилось после крестьянской реформы 1861. Политическая наука:… … Политология. А; ср.
Отходничество в современной России
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома | Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. |
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян | В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. |
ВОЕННОЕ ПРАВО
- Еще термины по предмету «История»
- Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
- Вы точно человек?
- Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
- Отходники или вахтовики?
- ОТХО́ДНИЧЕСТВО
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
- Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
- Основная навигация
- ДЕНЬ ВАХТОВИКА - Красная Шория
- Отходники: жизнь вне государства
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами. авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России.
Что такое отходник в истории
Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объёмах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозёмных губерниях средней полосы и севера европейской России, а в чернозёмных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось за исключением указанного выше особого, но широко распространённого к середине 19 века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «ёмкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду, сообразно плодородию почв.
Третьим отличительным признаком отходничества являлся его наёмный и промышленный характер: получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путём промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремёсел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, подёнщики и проч. Нынешние отходники также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз в т. Но сейчас гораздо больше среди них работников наёмных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т.
В-четвёртых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер: каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет»[15], мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми, причём артели эти были узкопрофессиональными, представляющими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжёры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время.
Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, как «шабашка» и «бичевание» — все они не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции.
Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения. Условием же такого массового возрождения отходничества выступила нынче иная, чем прежде, форма «закрепощения» населения — теперь «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям смену места жительства.
Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009-2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники».
Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009-2010 гг. Таким образом, в течение четырёх последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляли систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества.
В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественные методы, на проведение наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как-то статистические и отчётные данные местных властей, архивные источники имели второстепенное значение.
Книга написана о людях и для людей. Скажу больше, авторы не скрывают симпатии к своим героям. Они не стараются изобразить академическое равнодушие к объекту исследования.
Это чистый слепок жизни, судить которую авторы не берутся. А в тех редких случаях, когда они пытаются оценить ситуацию в терминах перспектив, последствий, мер социальной политики и проч. Бытописание не предполагает позицию «сверху», исключительно — «сбоку».
Я почистила бы книгу на предмет многочисленных повторов, но зато в нынешнем варианте ее можно читать с любого места. Читать и удивляться. Оказывается, рядом с нами, буквально руку протяни, живут люди с особой жизненной стратегией — отходники.
Отходник — это житель деревень и малых городов, который периодически уезжает туда, где можно заработать на «достойную» жизнь семьи. Его дом и работа с завидным постоянством то соединяются в пространстве, то вновь расходятся. Отходник не перевозит семью к месту работы.
Он вновь и вновь возвращается домой, привозя в семью деньги как залог «достойной» жизни. И это принципиально: отходничество — это не бегство от нищеты, не борьба за кусок хлеба. Худобедно заработать на хлеб можно и в российской глубинке, и в селе.
Но именно «худо-бедно». А отходник хочет большего. Чтобы все было не хуже, чем у людей; чтобы дети получили образование; чтобы в доме был достаток.
И ради этого он уезжает на заработки туда, где водятся деньги, — в крупные города, в областные центры, в столицу. Мы ежедневно их видим — охранники в школе, няни на детских площадках, строители срубов в дачных поселках, шоферы на строительных рынках — и ничего про них не знаем. Ведь в отличие от трансграничной трудовой миграции эти люди — наши соотечественники, т.
Растворяются среди нас, великодушно давая возможность жителям крупных городов лепить представление о жизни в России по собственному образу и подобию. Так рождается социальный кретинизм. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь.
Но самое интересное, что об отходничестве не знает не только столичный обыватель, но и власть. Точнее догадывается, что такие люди есть, но сколько их, в каких отраслях они сосредоточены, как живут? Ответов на эти вопросы нет.
Это связано с тем, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в ближней провинции много людей с плохим профессиональным образованием. Чухломские плотники Заработки Все, конечно, зависит от квалификации и вида деятельности. Плотники приносят домой за сезон 500 000 рублей. Строители и водители — от 20 до 50 тысяч в месяц. Охранники — до 20 тысяч в месяц. При этом даже в нижнем пределе этот заработок выше того, что можно получить в своем городе — не больше 150 000 в год. Количество отходников Доля неучтенного в экономике населения варьируется в зависимости от города от 15 до чуть ли не 50 процентов работоспособного населения. Такая разница возникает из-за того, что даже когда условия в городе несущественно улучшаются, отходничество резко идет на спад. Таковы Касимов, Торопец, Каргополь.
Там же, где все возможности трудоустройства ограничиваются почти исключительно бюджетными местами, где нет никакой промышленности и недостаточно развито малое предпринимательство, до половины трудоспособного населения вынуждено отъезжать. Таковы Темников, Чухлома, Алатырь. Они использовали и данные местных властей, и обходы домов, и другие методы. На втором месте идет Санкт-Петербург, куда чаще ходят из близлежащих или традиционно связанных областей: Псковской, Новгородской, Тверской, Карелии, Архангельской, Вологодской и Костромской. Как правило, работа «на Севере» связана с добычей полезных ископаемых или строительством трасс и трубопроводов для их транспортировки, обустройством территории в том числе подготовкой трасс, где необходим опыт лесорубов. Особенности распределения В 16 обследованных городах масса отходников распределяется примерно по трети на тех, кто уезжает в ближний, средний или дальний отход.
Все эти источники информации помогают более полно понять, что такое отходник в истории, его значение и влияние на развитие общества и культуры. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах. Сведения, восстановленные из отходников, позволяют историкам создавать более полную и точную картину мира прошлого. Они помогают исследователям понять множество аспектов жизни и деятельности различных цивилизаций: технологических достижений, социальных структур, экономических отношений и культурной среды. Отходники также важны для изучения истории материальной культуры. Из них можно узнать о типах и формах использования различных предметов, их происхождении, функциональности и эстетических характеристиках. Благодаря отходникам мы можем восстановить давно утерянные навыки и технологии и понять, каким образом люди в прошлом создавали и использовали предметы повседневного обихода. Кроме того, отходники помогают во многом пересмотреть и изменить представления о прошлом. Они подтверждают или опровергают существующие исторические гипотезы и теории. Отходники могут раскрыть неожиданные аспекты истории и привести к новым историческим открытиям. В свою очередь, эти новые знания могут влиять на существующую историческую парадигму и вызывать пересмотр старых концепций и традиционных представлений. Отходники используются не только для археологических и исторических исследований, но и в других областях, таких как антропология, геология и экология. Отходники могут представлять интерес не только из-за самих предметов, но и из-за места находок, которое может быть значимым для истории и культуры. Старые отходники могут быть полезными для понимания процессов изменения и эволюции вещей, сравнивая их с новыми аналогичными вещами. С помощью отходников можно провести сравнительный анализ различных обществ и культур, позволяющий выявить исторические перемены и общие закономерности развития человечества. Примеры отходников из разных эпох Отходники в Средние века: 1. Отлучение от Церкви — это один из наиболее серьезных видов отходничества в средневековой Европе.
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
- Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
- Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
- Что такое отходник в истории
- Основная навигация
- Отходничество — Википедия с видео // WIKI 2
- Из крестьян в пролетарии
Распространение отходничества. Отхожие промыслы
Кто такие отходники? Сколько их? . Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого | Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». |
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции | Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. |
Что такое отходничество в истории кратко | ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. |
“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи
Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком.
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
Так, отходники из Ярославской губернии занимались торговлей, строительством, огородничеством, работали в трактирах; отходники из Санкт-Петербургской губернии большей частью женщины нанимались в услужение, мужчины летом шли на строительные работы, зимой занимались извозом. С целью облегчения условий существования в чужом городе отходники создавали землячества. С развитием торговли и промышленности число отходников возрастало. К началу XX века среди отходников преобладали русские , имелись также финны из окрестностей Санкт-Петербурга и Финляндии , эстонцы , латыши , белорусы.
Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом. В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт.
Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах. Отходничество временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Возникшее примерно в 17 в.
Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв. Доля промышленного О.
XIX в. Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город.
Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения. Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства.
Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда... С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина.
Кто на севере - тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах. В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается. Разные местности специализируются на разном. Ростовцы, например, прекрасные огородники - и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком.
Ярославцы идут в трактирщики. Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку - здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость - так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы.
Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник.
Отходники современной России
Заметки и записи ученых дают представление о том, что в России люди не спились, не ушли в криминал в тяжелые годины, как думают некоторые, а честным трудом поднимали и поднимают благосостояние своих семей. Как правило, они едут в большие города не от крайней нужды, а потому, что ищут возможность заработать больше. И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень. За сотни километров Большинство опрошенных рабочих, независимо от места их проживания, устремляются на заработки в Москву. К одиннадцати приедут, к трем сматываются, а нам нечего делать в общежитии, мы работаем», — поведал один мастер-отделочник из Костромской области. Особенно востребованы в центральных областях плотники, разнорабочие, продавцы и охранники.
В охранники, по его словам, охотнее берут приезжих из Средней Волги, Урала, Сибири. Две трети отходников узнают о работе от родственников или знакомых. Уезжают на заработки обычно целой бригадой — так больше шансов, что не обманут с оплатой. При этом покидать навсегда родные места многие отходники не хотят: для них важен собственный дом, хозяйство, родственные связи. Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте.
Радиус ближнего отхода составляет около 200—300 км, реже 400—500 км, что соответствует примерно от 4—6 до 8—10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживает большинство отходников, нанимающихся в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс. На таких же расстояниях от дома проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т.
Их не держат ни хозяйство, ни дети и возвращаться в родные деревни они не торопятся. Немало плотников, строителей, инженеров уезжают на заработки за 500—700 км от дома. Отход на такие расстояния длится в среднем один, иногда два месяца. Сезонность работы и ее аккордный характер позволяет им возвращаться домой на одну-две недели каждые месяц-два и успеть заняться хозяйством, семьей. Сегодня находится немало и таких людей, которые готовы уехать на заработки за 1000—1500 км от мест проживания и дальше.
Русский язык. Задание 9. Рекомендации по написанию сочинения Все материалы авторские. Отходники Новинки косметики фаберлик на faberllena.
Государство пока не замечает отходников и не затрагивает их, но весьма вероятно, что скоро оно все же вплотную ими займется, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Если в ближайшие годы будет происходить уменьшение рентных потоков в бюджет, то каждый отходник станет объектом охоты. Это будет террор в отношении этой категории, прикрытый разговорами о справедливости. Сейчас все деньги из бюджета уходят на исполнение указов Путина по зарплате. А рано или поздно потекут крыши в школах и больницах.
Тогда отходников любыми средствами будут заставлять делиться, в том числе с привлечением силовиков. И никуда им с поместьями не убежать, это не старообрядцы». Отходники и будущее России Целью исследования являлось лишь описание отходничества как явления, давать ему какую-либо оценку не входило в задачи ученых — это сделал Евгений Гонтмахер. По его мнению, отходничество — это вынужденное явление, которое прямо противоречит и потребностям страны, и понятию человека о счастье. Вопреки упорно насаждаемым мнениям, ценностью является не именно оседлость.
В странах, где высока мобильность рабочей силы, люди хотели бы иметь дом, жить на одном месте и, по возможности, не менять работу. Мобильность и трудовая миграция — это всего лишь миф. И потому заявление нынешнего российского премьера о благотворности сокращения рабочих мест является в высшей степени безответственным.
Другие зарабатывали извозным промыслом связанным с хлебной торговлей: доставляли зерно на пристани. Иные работали на пристанях на набивке кулей, нагрузке и выгрузке судов. В степной части Рязанской губернии успешно развивался отхожий промысел шерстобитов. Традиции профессионального умения сложились здесь на основе местного овцеводства. Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места.
Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства. Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское.
Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев.
Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей - с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей - все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции.
Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности.
Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие - в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева - выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде - все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями.
Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек.
У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков - за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам.
Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества - долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик - работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики - не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений.
Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». Какова была доля крестьян-отходников в разных регионах России? Как отходничество повлияло на крепостнический строй? Эти и другие вопросы, связанные с крестьянским промысловым отходничеством, в своей статье рассматривает С. Проблема формирования в России капиталистического уклада имеет достаточно обширную историографию. В настоящее время наиболее распространенной остается точка зрения, что подобные экономические отношения сложились в промышленном производстве в конце XVIII в. Важным аргументом в пользу этой позиции остается факт активного расширения рынка вольнонаемного труда.
Так, с 60-х гг. XVIII в. Особое место занимала легкая промышленность, обслуживавшаяся почти исключительно вольнонаемным трудом. Производимая продукция пользовалась высоким спросом, что создавало возможности для накопления капитала 2. Однако не менее существенна, на наш взгляд, и другая сторона этого процесса. Ведь основной контингент наемных работников в различных отраслях производства составляли крестьяне-отходники. Открытым остается вопрос, как повлияло распространение крестьянского промыслового отхода на доминирующий в российской деревне тип экономических отношений - крепостнический. Именно этой проблеме посвящена настоящая работа.
В первую очередь следует остановиться на причинах активного роста крестьянского отхода и промысловой деятельности в целом. Основной из них был низкий уровень земледельческого производства, зачастую не обеспечивавший минимальные потребности крестьянского хозяйства 3. В исторической литературе общепринятой годовой нормой питания для взрослого человека считается 3 четверти 24 пуда зерна, что составляет около 3200 ккал. Если включить в приведенную «норму» потребности крестьянского двора на подкормку скота, то при наличии 1-2 лошадей в хозяйстве 4 на крестьянина останется от 12,5 до 18 пудов зерна. В этом случае ежедневный рацион земледельца будет состоять из 1700-2400 ккал. Но долговременное снижение норм потребления т. Следовательно, если расходы на подкормку скота считать сверх указанных 24 пудов, то на одного человека в двухлошадном хозяйстве понадобится чистый сбор зерна 35,5 пудов 4,4 четверти. Рассмотрим возможности сельскохозяйственного производства Европейской России по удовлетворению вышеприведенных потребностей.
В Табл. Таблица 1. Уровень сельскохозяйственного производства Европейской России в 80-90-е гг. Как видим, даже в низшую «норму» 3 четверти зерна в год на человека не укладывалась ни одна губерния Центрально-нечерноземного и Восточного регионов. В Северном районе чистые сборы хлеба на душу населения достигли 3 четвертей только в Псковской губернии 7. В Черноземье из 6 губерний незначительный дефицит 0,2-0,4 четв. В Поволжье из трех губерний дефицит наблюдался в одной - Симбирской 1,2 четв. Лишь в Прибалтийских губерниях Ревельской и Рижской излишки хлеба составляли 2,5-3,0 четв.
Средние данные по районам говорят об излишках хлеба в Прибалтике 2,8 четв.