Санкт-Петербургский Дом радио. О новом проекте рассказали резиденты петербургского Дома Радио, хор и оркестр musicAeterna во главе с дирижером и художественным руководителем Теодором Курентзисом. Радиокомпания «Дом радио» по адресу Санкт-Петербург, Итальянская улица, 27, метро Гостиный двор — больше не работает. В Петербурге Дом радио представит премьеру трагикомедии Youkali. Реставрационные работы в Доме радио начнутся весной 2024 года и завершатся в конце 2026 года.
Дом радио в Петербурге уходит на реставрацию после дня открытых дверей
Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио. Что ждет публику и что — творческие коллективы? Дом Радио также является творческой резиденцией musicAeterna. Для хора, оркестра и танцевальной труппы musicAeterna ничего не изменится, коллективы точно так же будут продолжать выступать на разных площадках России и за рубежом. Что касается программы Дома Радио, то здесь мы будем идти по двум направлениям.
Первое — это расширение и объединение — консолидация с другими институциями и коллаборации с ними в различных проектах, как в Петербурге, так и в разных городах. И второе направление — это проведение нашей основной программы на новой площадке, о которой мы объявим отдельно. Под основной программой я подразумеваю наши камерные концерты классической музыки и концерты современной академической музыки, программы лабораторий экспериментального звука, перформансы, спектакли и так далее. К анонсированию нашего нового бытования мы разработали сайт Дома Радио, чтобы зритель мог получить всю необходимую информацию, все наши планы по программе, будущим проектам, локациям, мы запустим его в конце месяца.
Часть проектов мы анонсируем уже сегодня. Также у нас планируется масштабный проект с Центром «Зотов» в Москве — выставка о радио «Передача сигнала». Еще мы обсуждаем премьерный спецпроект-посвящение летом в августе, совместно с фабрикой «Красное знамя». Это глобальный формат, где объединятся все направления: музыканты musicAeterna, танцоры, хор, резиденты Дома Радио, саунд-артисты.
Мы несколько раз в год делаем такие проекты. Из этого репертуара у нас есть план показать «Марину Цветаеву» в Москве в октябре. Будет ли это учитываться при переезде? Наша программа может существовать во многих пространствах, подобно радиоволне.
То есть у нас есть «Дом» — это некое локализованное присутствие, есть «Радио» — электромагнитная волна, это протяженность действий, присутствие в разных пространствах одновременно. В этом году у нас будет одновременно и локализация в одном пространстве с основной программой, и распространение, подобно электромагнитной волне, и взаимодействие с другими институциями и другими пространствами. Потому что когда в 2019 году мы сюда приехали, то стилистически это было очень разрозненное, многостилевое, многослойное пространство. И было очень сложно сказать, есть ли у него какая-то единая эстетика.
Она создана через колористические и интерьерные решения, без вмешательства в суть здания: для нас важна преемственность и работа с историческим контекстом.
Впрочем, в здании а Дом Радио — объект культурного наследия федерального значения не делали капитальных изменений, при переезде musicAeterna был лишь косметический ремонт. Архивы передали в Госархив.
Старое радиооборудование оставили нетронутым — сейчас оно не работает, но огромные блоки с ретрокнопками и переключателями создают атмосферу. Паркет и двери остались оригинальные, какую-то мебель отреставрировали, остальное искали под стать — винтажное. Вообще студии Дома Радио полны артефактов прошлого века: в одной из них я видела ящики с песком и камнями, оставшиеся от Ленинградского радио — их использовали, когда нужно было записать звук шагов по разным поверхностям.
СЛОВА И ДЕЛО Обновленный Дом Радио перманентно транслировал инфоповоды: общественность то обсуждала принципиальный запрет на мобильные телефоны, то пришествие на должность директора искусствоведа, заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрия Озеркова без отрыва от других проектов , и все это в романтическом флере гения Теодора Курентзиса. В 2022-м будто настало затишье — Дмитрий Озерков больше не имеет отношения к Дому Радио как и к Эрмитажу , громких слов стало меньше. Зато дел как будто больше.
Весной 2023-го оркестр и хор musicAeterna представили в Петербургской филармонии и в Большом зале Консерватории в Москве «Персефону» Игоря Стравинского — «танцевальную пантомиму, соединенную с пением и речами» с Ксенией Раппопорт в роли богини. Кураторы выбрали пять проектов, призванных «оторваться от экзистенциального гнета повседневной жизни». Обещают импровизацию и ностальгические мелодии, а также заход на территорию подсознательного.
Выставка приурочена к назначенной на июнь премьере одноименного произведения Мустукиса для хора, контрабаса, электроники и волн Мартено одноголосный электронный музыкальный инструмент на стихи Пауля Целана. Сам Теодор Курентзис проводит в Доме Радио много времени — как мне пояснили, сказать, что он репетирует в резиденции с утра до вечера будет некоторым преувеличением, но присутствует постоянно. И как это часто бывает, за несколько лет Курентзис и musicAeterna стали для Петербурга вполне родными — ведь их экспериментально-эстетский вайб отлично мэтчится с образом богемного города.
Формулировка художественного руководителя звучала так: «Здесь должны быть образовательные проекты, культурный кластер, база оркестра и хора, выставки, блокадный музей, чтобы люди, с одной стороны, могли узнать историю, с другой — увидеть что-то совсем новое. То новое, которое станет историей в будущем». Подробнее объяснял Дмитрий Озерков: он говорил , что в Доме Радио будет работать радиостанция, базироваться независимые коллективы, а также обещал запуск собственного лейбла.
Дом Радио должен был «распространять флюиды хорошего вкуса», стать «святилищем», организованным согласно строгой иерархии — где публика, непременно расставшись с телефоном, имеет право подниматься только на нижние уровни, а на верхних этажах обитают резиденты и происходит творчество, плоды которого постепенно «спускаются» вниз, к зрителю. Сегодня в Доме Радио простые смертные могут попасть на любой этаж. А еще здесь танцуют и поют, слушают и обсуждают музыку и книги, учатся смотреть и снимать кино.
Все это — составляющие просветительской программы, которая согласно позиции Теодора Курентзиса бесплатна для посетителей. Самые популярные направления, вокруг которых сложились свои сообщества, — «Распев» и «Пляс». Еще одна особенность Дома Радио — из-за специфики архитектуры в здании отсутствуют некоторые этажи например, пятый — поднимаясь с четвертого на шестой, я прохожу мимо глухой стены.
А еще новые таблички с названиями студий здесь стилизованы под советские старые тоже сохранили. Вход на «Пляс» бесплатный. Одна из участниц говорит мне, что места разлетаются быстро и чтобы попасть, нужно мониторить сайт и следить, когда откроется регистрация.
Девушка рассказывает, что учится на клинического психолога и сама преподает в школе танцев, поэтому «Пляс» интересен ей как практика, полезная для «проявления» людей, узнавания себя через тело и снятия телесных и психологических зажимов. В студии непривычно нет ни зеркал, ни ковриков, а ведущая «Пляса» Валентина Луценко ведет себя не как тренер. Когда в начале занятия все вдруг укладываются на пол, она говорит, что раз сегодня всех тянет полежать — так тому и быть.
В итоге приличную часть занятия мы проводим на полу — перекатываясь, находя точки опоры, давая телу свободно двигаться. Танцевальный класс открыт с двух сторон — возможно, это создает движение воздуха, которое не нравится моей пояснице, и я за нее несколько переживаю. Впрочем, никого, кроме меня, лежание на голом полу не смущает — девушки перекатываются с места на место с видимым удовольствием.
На «Распеве» все тоже весьма демократично, я слышу диалог: «А ты разве не сопрано? Чтобы обсудить просветительскую программу, я встречаюсь в столовой с ее куратором Анной Фефеловой. Большой общий стол, по стенам — портреты тех, кто вдохновляет обитателей Дома Радио я близорука, но даже издалека узнаю Андрея Тарковского.
У нас есть так называемый Большой Распев — это постоянный хор из любителей пения, которые начали заниматься вместе в декабре 2022 года под руководством артистки musicAeterna Арины Мирсаетовой. За это время они подготовили репертуар для концертов — греческие и русские духовные песнопения. Есть Малый Распев — для тех, кто не знает нот».
Вокруг «Распева» и «Пляса» сложилось комьюнити в виде чата на двести шестьдесят человек. Анна Фефелова Кроме пения и танцев в рамках просветительской программы Дома Радио можно читать и обсуждать книги, слушать музыку.
Выполненный в неоклассическом стиле, экстерьер радовал глаз строгостью линий, широкой лоджией, единым мотивом трёх арок и умелой сменой видов штукатурки.
Внутреннее пространство также обладало элегантным мраморным декором, логичной взаимосвязью помещений театральные залы, клубные комнаты, фойе и т. Для достаточной освещённости верхних этажей на крыше установили стеклянные «фонари». Техническое оснащение дома также было на высоте.
Особенно отмечался пол зрительного зала, который после театральных постановок из наклонного становился горизонтальным, позволяя гостям возможность потанцевать на балу. Однако Благородное собрание не смогло насладиться новым местом жительства — наступил 1914 год, и в здании был организован японский госпиталь, где работали и жили врачи из Японии. Они привезли с собой отличное новейшее оборудование например, рентгеновский аппарат , а вес прибывших с ними лекарств составлял почти 30 т.
Изначально было решено разместить лечебницу на втором этаже, но скоро количество раненых увеличилось настолько, что госпиталь занял почти всё здание, исключая театральный зал и несколько смежных с ним комнат. Результаты работы японских врачей были потрясающими - из 500 раненых спасли практически всех, умерло только шестеро больных. Сам госпиталь просуществовал ещё полтора года, до Октябрьской революции большевиков.
С приходом большевиков в истории дома на углу Малой Садовой и Итальянской улиц наступает новая веха.
В этом доме соединяются две эпохи. Дореволюционное Благородное собрание в неоклассицизме, и, собственно, Дом радио, который въехал сюда в 1930-е и облагородил собрание уже технически. Перед реставраторами стоит задача сохранить обе эпохи. Тут был сценический портал, сейчас он зашит.
Там устроена аппаратная, она была устроена как раз в середине XX века, и практически все стены, которые были в зале, они были зашиты акустическим слоем». Когда акустический слой частично сняли, открылось наследие архитектора Благородного собрания Василия Косякова.
Статьи по теме
- «Радио Фонтанный Дом»
- Дом Радио объявил планы на новый сезон
- Дом Радио и musicAeterna — звучание прошлого и настоящего в знаковом доме для истории Ленинграда
- Другие новости раздела
- Описание Дома Радио
Дом Радио закрывается на реставрацию концертом и премьерой
Петербург, дом радио: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Дом Радио — памятник архитектуры начала XX века в центре Петербурга, построенный для Благородного собрания. Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга выдал градостроительный план земельного участка для Дома радио на Малой Садовой ул., 2/27. 07. 04.2024 «Теории о практике». От локального к глобальному. Открытый показ танцевальной лаборатории, 2. Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7634) от 01.04.2024 под заголовком «Дом радио заговорит по‑новому». САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 мая. /.
Дом Радио в Петербурге закрывается на реставрацию
Дом Радио — памятник архитектуры начала XX века в центре Петербурга, построенный для Благородного собрания. В Санкт-Петербурге власти готовят новый законопроект об охранных зонах, в котором на 15% сократится список несредовых исторических зданий. Дом Радио в Петербурге впервые откроет свои двери для свободного посещения 31 марта и 1 апреля через онлайн-регистрацию. О новом проекте рассказали резиденты петербургского Дома Радио, хор и оркестр musicAeterna во главе с дирижером и художественным руководителем Теодором Курентзисом.
Объявления:
- Еще по теме
- О спецпроектах Дома радио
- Статьи по теме
- ОТ СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ ДО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ: КАК УСТРОЕН ДОМ РАДИО В ПЕТЕРБУРГЕ - МОСТ
- Дом Радио – Telegram
Дом Радио передал Центральному госархиву уникальную аудиобиблиотеку
Каким образом musicAeterna оказалась в Доме Радио — почему Санкт-Петербург, почему именно это здание? Итальянская улица, 27, Санкт-Петербург Подробнее. Реставрационные работы в Доме радио начнутся весной 2024 года и завершатся в конце 2026 года. Дом радио санкт петербург официальный сайт афиша. Дом Радио в Санкт-Петербурге (Фото: Дмитрий Ратников / ). Дом Радио на Итальянской улице, 27 в Санкт-Петербурге закроется на реставрацию до 2026 года. Хор и оркестр musicAeterna из Дома радио в Петербурге объявили о создании нового культурного пространства: с 25 января в знаменитом здании на Итальянской улице откроется библиотека-фонотека.
Дом радио на Малой Садовой улице хотят снова реконструировать
Между какими культурными институциями будет курсировать труппа, пока не сообщается. Однако известно, что деятельность musicAeterna будет широко представлена в Москве и регионах. Сама реконструкция предполагает создание многопрофильного пространства для проведения культурных мероприятий.
С 8 по 10 сентября Дом радио продолжит серию выездных резиденций, начало которым было положено в конце прошлого сезона в Доме творчества «Переделкино». В этот раз резиденты и кураторы нескольких направлений отправятся в Суздаль, где проведут мероприятия на площадках культурного центра МИРА и примут участие в открытии нового культурного пространства ГЭС на Нерли.
В первый осенний месяц во многих арт-пространствах столицы стартовали свежие выставки.
Лекции, кинопоказы и спектакли: Дом радио поделился планами на сезон В этом году в рамках проекта запланирована обширная просветительская программа 05. В этом году в рамках проекта запланирована обширная просветительская программа с лекциями и кинопоказами знаковых постановок для всех желающих и воркшопами для представителей профессионального сообщества. Лекционный блок будет представлен серией встреч с ведущими российскими специалистами в области театра.
Будет всё, чем оснащены современные концертные площадки, а звукозаписывающая функция улучшится.