Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, в каких сферах жизни он нужен и как его развивать. Впервые термин "эмоциональный интеллект" был использован только в 1985 году в докторской диссертации Уэйна Пейна.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Контроль эмоций. Управление эмоциями — сложный и комплексный навык в EI. Человек может ради достижения целей создавать эмоции, направлять их, проживать и завершать, не разгоняя мыслительный процесс. Рувен Бар-Он, один из израильских психологов, изучал эмоциональный интеллект, описал свои выводы в докторской диссертации в 1988 году. Однозначно, благодаря ему у человека есть понимание эмоционального интеллекта и коэффициента. Он вывел 15 составляющих EQ: Эмоциональная осознанность. Когда человек различает и понимает свои переживания в момент их возникновения. Эмоциональное выражение. Умение человека выражать свои чувства, не нарушая границы других людей. Эмоциональная ответственность.
Когда человек берёт ответственность на свои чувства, отделяет свои границы чувств от общества. При этом человек взаимодействует в социуме. Эмоциональная устойчивость. Способность управлять переживаниями, не поддаваться их влиянию и находить выход. Эмоциональный контроль. Умение не поддаваться эмоциональным импульсам, не терять самообладание ни от положительных эмоций, ни от отрицательных. Понимание человека собственных границ, возможностей, эмоционального состояния. Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения. Способность человека к коммуникации, построению отношений в обществе, в бизнесе, на работе и межличностных.
Умение распознавать эмоции других людей и понимать причины. Способность человека изменять свои мысли, чувства и поведение в любых ситуациях. Способность принимать решения, которые влияют на переживания. Понимание объективной реальности и контакт с ней. Сохранение позитивного настроя и надежды в независимых от нас обстоятельствах. Способность реализовывать себя, свой потенциал, ставить цели и исполнять мечты. Умение осознанно оценивать свою жизнь, чувствовать удовлетворённость в целом на любом этапе жизни, не только при достижениях. EQ влияет на все сферы жизни, так как в первую очередь человеческие эмоции идут изнутри нашего сознания. Эмоциональный интеллект в бизнесе EQ стараются применять в личной жизни и в бизнесе, чтобы добиться максимального успеха.
Для успеха в любом деле нужно также иметь мотивацию, знания в своей области, постоянно развиваться. Эмоциональный интеллект не обещает успеха в бизнесе, но развитие этой способности помогает человеку прокачать остальные сферы, иметь достаточно самообладания и самоконтроля, чтобы добиваться целей. Именно благодаря такому влиянию на внутренний мир человека EI считается ключом к успеху, хотя это только важное звено. Забота бизнеса о развитии EI сотрудников помогает улучшить внутренние процессы. Кроме того, взаимодействие с партнёрами или клиентами улучшается, если в компании прокачан эмоциональный интеллект. Влияние в работе Сотрудники компаний с высоким уровнем EQ: Выстраивают коммуникацию на рабочем месте, во время рабочего процесса. Противостоят неблагоприятным событиям, которые могут повлиять на продуктивность. Берут на себя ответственность за ошибки, также принимают решения, чтобы исправить их. Сохраняют спокойствие и трезвый ум в критических для бизнеса ситуациях.
Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать. В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости. Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству. Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами.
Человек с высокой мотивацией умеет мотивировать себя и других, обладает высокой работоспособностью и стремится к лучшему. Социальное умение подразумевает способность легко сходиться с другими людьми, устанавливать доверительные отношения и управлять конфликтами. Человек с хорошим социальным умением — великолепный собеседник, потому что умеет слушать и слышать, уважает альтернативное мнение и умеет находить компромиссы. Эмпатия — способность понимать чувства других людей и воспринимать их как свои собственные. Человек с высокой эмпатией умеет поддерживать других, понимает их нужды и помогает находить эмоциональные решения.
Наука управлять эмоциями Развить эмоциональный интеллект или повысить его уровень возможно через самопознание, постоянное развитие личных и профессиональных навыков, обучение и практику. Также вы можете воспользоваться нашими практическими советами. Безусловно, не всё и всегда может получиться у вас с первого раза. Не отчаивайтесь. Постоянная практика и тренировка навыков принесут желаемый результат, повысят ваш уровень эмоционального интеллекта, сделают вас ближе к людям и успешнее в профессиональном и личностном росте: Прислушайтесь к тому, что вы чувствуете. Начните замечать свои эмоции и называть их. Это может быть сложно, но поможет вам лучше понимать свои реакции и начать управлять ими. Делайте паузу перед реакцией. Когда вы чувствуете сильные эмоции, например, гнев, отчаяние или разочарование, дайте себе немного времени, чтобы успокоиться и проанализировать ситуацию.
Сделанная вовремя пауза позволит вам избежать многих ошибок в общении с людьми. Воспитывайте в себе эмпатию. Попытайтесь поставить себя на место других людей и понять их чувства.
Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым.
Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы. Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники. Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден.
В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ Emotional Quotient и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. Фото Далее можно ознакомиться с фото по теме: Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает? Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе.
Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией.
Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему? Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков. С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии.
Виды и особенности Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра: Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей по внешним признакам — походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства.
Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций как своих, так и у других людей ради достижения необходимого результата. Модель Дэниела Гоулмана В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих.
Вот так можно перечислить составляющие: Самосознание — это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей.
Эмоциональный интеллект и способы его улучшения
Материальные блага создаются людьми, машины лишь перемещают ценности, но не производят их. И во все времена умение создавать «роскошь человеческого общения» в коммуникации человека с человеком будет означать высокий класс сервиса, мастерство ведения переговоров, искусство заключения сделок. Эмоциональный интеллект нужен, прежде всего, людям, которые работают с другими людьми. Педагоги, медицинские работники, специалисты сферы обслуживания — именно для них коммуникативная экспертность образует базу профессиональный компетенций. И, безусловно, важнейшую роль эмоциональный интеллект играет в бизнесе, менеджменте и продажах. Предпринимателю он нужен, например, для того, чтобы эффективно выстраивать партнерскую сеть, взаимоотношения с клиентами, представителями государственной власти, СМИ и конкурентами.
Здесь часто использую неформальные отношения, а они всегда представляют собой, как говорится, игру на тонких настройках, где важна психологическая компетентность. Использование навыков эмпатии и управления атмосферой коммуникации поможет бизнесмену договориться о выгодных для его бизнеса условиях сотрудничества. Руководителю эмоциональный интеллект необходим для раскрытия потенциала самого ценного ресурса организации — людей. Разумное и уместное проявление эмоций первым лицом компании часто действует на коллектив сильнее, чем протокольные процедуры и административные меры воздействия. Вот почему для руководителя так важно уметь выбирать гибкость или жесткость в зависимости от ситуации.
Если он умеет одинаково хорошо и меняться, и стоять на своём, у него мощное есть преимущество перед тем, кто однообразен. Развитый эмоциональный интеллект помогает усиливать харизму и приобретать влиятельность, способную приводить к результатам без давления и манипуляций. Тем, кто работает в продажах и клиентском сервисе, эмоциональный интеллект будет способствовать завершению переговоров сделками, повышению объемов продаж и среднего чека, а также приобретением лояльных клиентов. Специалисты, чей доход зависит от решения клиента, благодаря развитию эмоционального интеллекта смогут открыть новое измерение эффективности и увеличивать свои продажи без давления, нужды и напряжения. Особенно эмоциональная подвижность и коммуникативная компетентность нужны в продажах дорогостоящих товаров и сложных услуг, а также кастомизированных уникальных продуктов, предполагающих постпродажное обслуживание.
Делать элементарные продажи могут и роботы на основе цифровых алгоритмов и механических действий. Но робот не создаст того, что умеет создавать человек в общении. Поэтому дальнейшее развитие профессии «продавец» будет происходить в сфере развития чувствительности, эмпатии и умения быть для клиента позитивно настроенным агентом изменений.
В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций.
Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору.
Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они.
Исследования показали, что высокий EQ имеет множество преимуществ, начиная от улучшения психического благополучия и межличностных отношений до повышения удовлетворенности работой и успеваемости в учебе. Каковы компоненты эмоционального интеллекта? Ты знаешь, как твои эмоции и действия влияют на окружающих, к лучшему или к худшему. Ты можешь назвать свои эмоции, когда они возникают, и понять, почему они возникают. Ты также можешь распознать свои триггеры, определить свои сильные стороны и увидеть собственные ограничения.
Самоанализ может также означать, что ты скромен - в конце концов, все мы только люди. Саморегуляция Если ты способен к саморегуляции, то твои эмоциональные реакции будут пропорциональны данным обстоятельствам. Ты умеешь делать паузы, когда это необходимо, и контролировать свои импульсы. Ты думаешь, прежде чем действовать, и учитываешь последствия. Это также означает, что ты умеешь снимать напряжение, управлять конфликтами, справляться с трудными сценариями и адаптироваться к изменениям в окружающей среде.
Все дело в том, чтобы пробудить ту часть себя, которая помогает управлять эмоциями. Мотивация Если ты внутренне мотивирован, то у тебя есть жажда личного развития. Как бы ни выглядела твоя версия успеха, ты в высшей степени мотивирован на успех. Тебя вдохновляет достижение целей, потому что это помогает тебе расти как личности, а не делать это ради внешних вознаграждений, таких как деньги, слава, статус или признание. Эмпатия Если ты эмпатичен, то находишься на здоровом уровне самозаинтересованности - но не эгоцентризма.
В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают. Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше. Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде.
Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта.
Такие реакции связаны с необходимостью человека активно действовать в нестандартной ситуации: глаза лучше концентрируются на предмете, а вдох готовит к возможной активности мышц для обороны или бега. Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению, они помогают принять правильное, рациональное решение, что в корне полностью противоречит тому, чему часто нас учат — необходимости подавлять эмоции , избегать их. Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций. Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль. Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение. Что такое эмоциональный интеллект Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции.
Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание. Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта , также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна. Измерение эмоционального интеллекта - существует три наиболее распространенных способа. Один — самостоятельная оценка. Второй — так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа. Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает.
Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам — определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта. Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. Что такое эмоциональный интеллект? Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Стив Джобс был в этом мастером. Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей. Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью.
Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями.
Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними. Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека.
IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями. Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни.
Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения. Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции.
И вот где возникают серьезные проблемы. Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями. Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни. Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни.
В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает.
Просто спокойно озвучьте, например, мужу: «Паша, сделай по-тише телик, я так устала» Или: «Мам, будь добра подогрей ужин, а я пока ноги вытяну» Что произошло? Вы прислушались к себе. Приняли эти эмоции, а не подавляли. Спокойно рассказали о своем состоянии. Это понимание собственных эмоций, и умение саморегуляции и называется эмоциональный интеллект. Польза эмоционального интеллекта с точки зрения психологов Улучшение межличностных отношений: ЭИ позволяет лучше понимать эмоции других людей, эмпатично относиться к их чувствам и реагировать адекватно. Это помогает развивать более глубокие и качественные отношения, повышает эффективность коммуникации и способствует сотрудничеству. Улучшение самоуправления: Благодаря поддержке высокого уровня ЭИ мы лучше контролируем свои эмоции, умеем справляться со стрессом и негативными состояниями. Это позволяет нам принимать рациональные решения, эффективно решать проблемы и достигать поставленных целей.
Большая социальная компетенция: Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее в межличностных отношениях. Они легче успокаивают конфликты, могут мотивировать других и эффективно решать проблемы в группе. Такие навыки особенно полезны в руководящих позициях и в командной работе. Адаптивность и умение приспосабливаться: Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает быть гибкими в изменяющихся условиях и приспосабливаться к новым ситуациям. Это позволяет лучше справляться с неожиданностями, быстро принимать решения и адаптироваться к переменам.
В итоге возникает «социальная неловкость» — неумение вести себя в обществе и понимать законы, по которым существует коллектив. Часто этому сопутствуют и другие проблемы в эмоционально-психической сфере. Вячеслав Москвин клинический психолог, психотерапевт Низкий уровень эмоционального интеллекта связан с социальной дезадаптацией: аффективными расстройствами прежде всего депрессией и тревогой , а также отклоняющимся поведением. Развитый эмоциональный интеллект может стать преимуществом для современного человека в любой сфере, связанной с межличностными отношениями , в том числе в бизнесе и карьере. Исследования показывают , что люди с высоким EQ лучше справляются с выгоранием, лучше оценивают риски при принятии решений, лучше контролируют свои импульсы и как следствие — демонстрируют хорошие результаты в работе, большую приспособленность к жизни и успехи в поиске друзей и партнёров. Они могут похвастаться более гармоничной и устойчивой психикой, а также высокими когнитивными способностями за пределами академического знания. Но всем ли нужно так заморачиваться? Конечно, если вы пусть замкнутый и нелюдимый, но гений, вам многое простительно. В противном случае, если человек не живёт в одиночестве в лесной глуши, социальные навыки и развитая эмпатия составят ему хорошее подспорье в жизни. Константин Остер карьерный психолог, психотерапевт Профессии, где эффективность зависит от работы с людьми, нуждаются в развитии EQ. Компания, понимающая это, целенаправленно обучает персонал и подбирает людей с уже развитым эмоциональным интеллектом. И, закономерно, будет более эффективна на рынке при прочих равных. Работодатели уже давно смекнули тему про EQ, и на собеседованиях всё больше смотрят на то, как ведёт себя человек, чем на то, какие оценки у него в дипломе. От эмоционального интеллекта сильно зависят и умение работать в команде, и лидерские качества, и успешность в продажах и общении с клиентами. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Высокий уровень EQ необходим, по моему мнению, руководителям, всем, кто ведет переговоры, всем специалистам поддерживающих профессий. И не только для того, чтобы лучше понимать других или управлять ситуацией, но и для профилактики выгорания и здоровой заботы о своей собственной психологической устойчивости. Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Эмоциональный интеллект — фактор успеха во всех сферах жизни, как личной, так и профессиональной. С одной стороны, он отражает то, насколько человек компетентен в выстраивании отношений с другими людьми, с другой — насколько он способен сохранять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях. Чем важнее эти умения в профессии, тем больше в них ценятся сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом. Это, например, руководство людьми, педагогика в широком смысле слова, журналистика, PR, маркетинг, трейдинг. Как определить свой уровень EQ Как и в случае с IQ, единой методики по оценке эмоционального интеллекта не существует. В интернете довольно много тестов на уровень EQ, составленных профессиональными психологами — например, тест Холла или тест Барона-Когана. Часто в них предлагается оценить своё согласие с различными утверждениями по определённой шкале. Но все они дают лишь приблизительное представление об эмоциональном развитии человека. Ведь заполнение такого опросника подразумевает, что у тестируемого уже должен быть достаточно высокий уровень осознанности, чтобы объективно оценить себя. Опрошенные «Секретом» психологи отметили что люди с низким эмоциональным интеллектом могут меньше сомневаться в собственных успехах и уверенно набирать большие баллы EQ, чем излишне рефлексирующие и осторожные. Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Любые опросниковые методы диагностики не являются идеально точными инструментами измерения свойств человека. Но они спроектированы так, чтобы давать наиболее достоверные из возможных результатов. Поэтому, если тест прошел специальную процедуру валидизации и стандартизации, им можно пользоваться, чтобы получить представление о своем эмоциональном интеллекте. На русском языке таких опросников единицы. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт На мой взгляд, наиболее эффективны те тесты, в которых предлагается продемонстрировать практические навыки, например правильно определить эмоции по фото. Но любые опросники имеют свою погрешность, поэтому полагаться только на них при определении уровня EQ не стоит. Живое общение и выполнение практических заданий — это лучший способ получить от окружающих обратную связь о своем уровне EQ. Уровни и признаки эмоционального интеллекта Исследователи выделяют девять ступеней, которые должен пройти человек, чтобы достичь верхнего уровня эмоционального интеллекта — эмоционального единства: Эмоциональные стимулы — способность выдавать эмоциональный ответ на раздражители из внешней среды. Распознавание эмоций — способность расшифровывать и трактовать эмоции и чувства других людей, как правило, выраженные невербально выражение лица, тон голоса, положение тела и т. Самосознание — четкое восприятие и оценка собственной личности, включая сильные и слабые стороны, мысли, эмоции, убеждения, мотивы. На этом уровне уже можно говорить о начале развития эмоционального интеллекта. Самоконтроль — по мере развития самосознание человек получает способность менять свои мысли, паттерны, убеждения и чувства, таким образом меняя поведение и контролируя свои реакции. Благодаря самоконтролю он становится более гибким, более восприимчивым, и в то же время менее критичным по отношению к другим людям и окружающей ситуации, так как берёт на себя ответственность за происходящее и свои реакции на него. Эмпатия, или социальное сознание, — способность адекватно справляться со знанием о чувствах, потребностях и проблемах окружающих, ставить себя на их место и понимать, как бы отреагировали на ту или иную ситуацию они, а не вы. Таким образом человек начинает менять свое поведение, чтобы лучше взаимодействовать с окружающими, помогать ими решать их проблемы и не становиться причиной их негативных эмоций. Социальные навыки — эффективное управление эмоциями других людей, настройка на их чувства, чтобы лучше вести переговоры, вдохновлять, общаться, строить связи, вместе расти и развиваться. Могут включать в себя лидерские качества, управление конфликтами, командную работу, сотрудничество.
Вы имеете полное право злиться на человека, который отдавил вам ногу в метро! Анализируйте свои негативные чувства и постарайтесь найти факторы, которые их вызывают. Делайте выводы. Слишком эмоционально отозвались о работе коллеги? Извинитесь и в следующий раз постарайтесь выдать более правильную реакцию. Совершенствуйте свои эмоции: это в ваших силах. Развивайте эмпатию.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает психолог Виктория Кейлин. Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. эмоциональный интеллект фото Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Для разных позиций и профессий нужен свой набор качеств EQ. Так, «сопереживание» и «восприятие эмоций» на максимальном уровне будут полезны эйчару. Он сможет точно определить настроение каждого сотрудника, заранее заметить проблемы в команде. Но для топ-менеджера те же самые качества могут быть даже вредны, если они слишком развиты.
Например, чересчур эмпатичный руководитель может жертвовать целями бизнеса ради комфорта подчиненных. Поэтому идеальный EQ — тот, что позволяет хорошо справляться с рабочими задачами на текущей позиции и понемногу прокачивать нужные качества для желаемой. Как прокачать EQ Разобраться в своих факапах и слабостях Что сделать: обдумайте проблемы как исследователь, который ищет ответы только на два вопроса: «Что тут пошло не так?
Почему сложно: при воспоминаниях есть риск скатиться к самобичеванию или обвинению окружающих. Чтобы такого не случилось, придется сдержать эмоции и рассматривать только факты произошедшего. Еще будет казаться, что сейчас совершенно нет времени копаться в прошлом и анализ лучше перенести на неопределенный срок.
Это ловушка — так психика избегает тяжелых эмоций от воспоминаний. Нужно договориться с собой не откладывать разбор ошибок: чем скорее найдутся причины, тем больше вероятность избежать повторения проблемы в будущем. Анализировать обратную связь Что сделать: извлекать обратную связь из всего, что происходит между вами и окружающими.
Запрашивайте фидбэк на дейли, стендапах, ревью, изучайте комментарии к задачам и проектам, реакции на рабочие конфликты. Почему сложно: на неприятную обратную связь хочется ответить: «Да, сейчас этого качества EQ не хватило. Зато его недостаток помогает мне в …» Но все-таки важно не спорить, а зафиксировать, чего в этом конкретном случае недоставало.
Если такое повторится, это сигнал о том, что пора развивать эмоциональный интеллект. Найти вдохновляющий пример Что сделать: прислушаться к себе — на какого человека хочется быть похожим и почему именно на него. Разобраться, какие качества EQ хочется у него перенять.
Это может быть герой книги или фильма, спикер на конференции, эксперт из ютьюба или директор департамента, которого вы иногда видите на совещаниях. Главное, что человек вдохновляет своим примером. Почему сложно: некоторые люди считают, что копировать кого-то стыдно.
Но на деле следовать примеру — надежный способ усвоить и развить в себе незнакомое качество. Найти ментора Что сделать: выбрать человека, который хорошо владеет нужными качествами EQ, и попросить его о наставничестве. Лучше всего, если ментором станет ваш коллега или эксперт из вашей профессиональной области — так будет легче обмениваться опытом и понимать друг друга.
Если вы набрали 4—5 баллов, вам не помешает поближе познакомиться с миром эмоций и научиться разбираться в них. Если набрали 6—10 баллов, скорее всего, вы уже неплохо знаете свои эмоции, хотя не всегда понимаете, что с ними делать. Если набрали 11—12 баллов, вероятно, вы хорошо разбираетесь в своих эмоциях, умеете с ними договариваться и понимаете себя. Каким бы ни был результат, читайте эту и следующие статьи из серии об эмоциональном интеллекте, и вы научитесь гораздо лучше разбираться в себе и людях. Самоконтроль Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами. Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.
Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия.
Однако недостаток этого метода — это возможность пройти его только у специалиста, ввиду сложности интерпретации результатов. Методика Холла Этот метод является наиболее популярным на данный момент, потому как дает дифференцированную объективную оценку по каждой из характеристик эмоционального интеллекта и находится в свободном доступе в интернете. Тест состоит из 30 вопросов по 6 на каждую категорию. Почему это важно? Конечно, можно считать, что интеллект не связан с эмоциями, и наоборот — эмоции не имеют никакого отношения к уровню интеллекта. Однако уже на протяжении многих лет компании оценивают кандидатов на собеседовании не только по степени образования и опыту работы, но и проводят тест на уровень эмоционального интеллекта, потому как считают это важной характеристикой, отвечающей за профессиональные навыки.
Эмоциональный интеллект — это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Также эмоции сильно сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Депрессия и тревога — частые спутники эмоционально неустойчивых людей.
Следующая составляющая — управление эмоциями. Если вы освоили два первых пункта, вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием. Люди часто путают эту способность с эмоциональной холодностью. Зачастую человек, который упаковывает свою злость внутрь себя, просто запрещает себе что-либо чувствовать. Управление эмоциями — это именно способность их чувствовать, любые, и позитивные, и негативные, но при этом уметь остановить в нужный момент. Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка. Эмоциональный интеллект — это навык будущего. В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями. Сегодня люди чуть больше претендуют на эмоциональное понимание друг друга, современного человека уже не проведёшь искусственной улыбкой. И это намёк цивилизации на то, что людям не стоит превращаться в роботов, им стоит помнить, что они сильны своими эмоциями, что у них есть IQ и EQ уровень эмоционального интеллекта. Поэтому наличие у педагога эмоционального интеллекта — это норма. Знаете, эмоциональный интеллект педагога — это очень широкая сфера возможностей, которую, к сожалению, сегодня не каждый использует. Педагогу важно понимать, что, если мы хотим работать с ребёнком с точки зрения мотивации к учёбе, с точки зрения развития его навыков, которые в нём заложены, для этого нужно, в первую очередь, создавать эмоционально гармоничное поле. Я считаю, что ребёнку больше нужен педагог именно с высоким уровнем EQ, чем IQ.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Эмоциональный интеллект позволяет понимать не только эмоции и поступки других людей, но и их предпосылки. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Эмоциональный интеллект — это умение отслеживать и понимать как собственные эмоции, так и эмоции других людей, а также распознавать их подлинную мотивацию, потребности, намерения и желания. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств.
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта
Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимся обстоятельствам. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
Попытайтесь поставить себя на место других людей и понять их чувства. Без обвинений, оценочных суждений и заранее сделанных выводов. Если у вас получится, это поможет наладить более глубокие и продуктивные отношения в семье, на работе, в обществе случайных незнакомых людей. Не бойтесь выражать эмоции, которые не несут заведомо негативного заряда. Будьте открыты и честны со своими чувствами, особенно в тех случаях, когда это важно для выстраивания коммуникации и социальной адаптации. Развивайте навыки управления конфликтами.
Учитесь решать конфликты, образно говоря, словами, а не кулаками, находить компромиссы и приходить к взаимовыгодным решениям. Также для повышения уровня эмоционального интеллекта полезно придерживаться следующих рекомендаций: Практиковать техники медитации. Медитация помогает улучшить управление эмоциями, повысить сознательность и снизить уровень стресса. Выполнять упражнения на визуализацию. С помощью визуализации можно осознать и понять свои эмоции, научиться управлять ими, преодолевая при необходимости негативные эмоционально-чувственные состояния и настраиваясь на позитивный лад. Тренировать эмпатию.
Для повышения и укрепления эмпатии нужно развивать и практиковать умение слушать другого человека, адекватно воспринимать чужую точку зрения и признавать право собеседника на нее. А также категорически избегать в словах и действиях двусмысленности. Важно, чтобы люди понимали ваши слова и действия именно так, как вы хотели их донести. Ведите здоровый образ жизни. Физическая активность, правильные пищевые привычки, отсутствие рисков, сопряженных с девиантным поведением, значительно снижают риск необоснованных негативных эмоций, улучшают настроение, уменьшают уровень стресса и в целом оказывают благотворное влияние на общее состояние.
Есть мнение, что soft skills в сегодня стали два раз важнее, чем hard skills. Собственно говоря, человеческие навыки — это то, что отличает нас от других живых организмов и от машин, поэтому так высоко ценится в цифровом мире. Развитый эмоциональный интеллект позволяет нам свободно устанавливать контакт, легко строить отношения и достигать своих целей без давления и манипуляций, просто приглашая людей к открытому разговору и сотрудничеству. Кому нужен эмоциональный интеллект По прогнозам футурологов в среднесрочной перспективе мы увидим резкое увеличение спроса на услуги людей, умеющих работать с людьми. Материальные блага создаются людьми, машины лишь перемещают ценности, но не производят их. И во все времена умение создавать «роскошь человеческого общения» в коммуникации человека с человеком будет означать высокий класс сервиса, мастерство ведения переговоров, искусство заключения сделок. Эмоциональный интеллект нужен, прежде всего, людям, которые работают с другими людьми. Педагоги, медицинские работники, специалисты сферы обслуживания — именно для них коммуникативная экспертность образует базу профессиональный компетенций. И, безусловно, важнейшую роль эмоциональный интеллект играет в бизнесе, менеджменте и продажах. Предпринимателю он нужен, например, для того, чтобы эффективно выстраивать партнерскую сеть, взаимоотношения с клиентами, представителями государственной власти, СМИ и конкурентами. Здесь часто использую неформальные отношения, а они всегда представляют собой, как говорится, игру на тонких настройках, где важна психологическая компетентность. Использование навыков эмпатии и управления атмосферой коммуникации поможет бизнесмену договориться о выгодных для его бизнеса условиях сотрудничества. Руководителю эмоциональный интеллект необходим для раскрытия потенциала самого ценного ресурса организации — людей. Разумное и уместное проявление эмоций первым лицом компании часто действует на коллектив сильнее, чем протокольные процедуры и административные меры воздействия. Вот почему для руководителя так важно уметь выбирать гибкость или жесткость в зависимости от ситуации. Если он умеет одинаково хорошо и меняться, и стоять на своём, у него мощное есть преимущество перед тем, кто однообразен. Развитый эмоциональный интеллект помогает усиливать харизму и приобретать влиятельность, способную приводить к результатам без давления и манипуляций. Тем, кто работает в продажах и клиентском сервисе, эмоциональный интеллект будет способствовать завершению переговоров сделками, повышению объемов продаж и среднего чека, а также приобретением лояльных клиентов. Специалисты, чей доход зависит от решения клиента, благодаря развитию эмоционального интеллекта смогут открыть новое измерение эффективности и увеличивать свои продажи без давления, нужды и напряжения.
И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый. Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции.