Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР. Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале новости онлайн, события, происшествия в СССР, ЧП, ДТП. От редакции Власть и искусство в советскую эпоху.
Лилипуты и еврейские крестьяне
- 50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны | Аргументы и Факты
- Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период? / Оффтопик / iXBT Live
- Политические и правовые аспекты
- Телефон не роскошь, а средство общения
- Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают
"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..."
Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников 22 января, теперь называвшееся Днем В. Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября. День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти.
Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда. Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей. Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность.
Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день.
На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем.
Связь рабочей недели и семидневки по—прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа а значит, кое—какие недели на самом деле были семидневными. От праздников по—прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские. При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов.
Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально на 4.
Раздражал менторский поучающий тон этой газеты. В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета. Вообще ни о чём.
Гласность и плюрализм мнений — два кита, позволивших книгоиздателям уйти от вступительных статей коммунистического характера в начале перестройки. Со временем литературные журналы и типографии приступили к публикации произведений, ещё несколько лет назад считавшихся антисоветскими. Были реабилитированы поэты Серебряного века. Расстрелянный чекистами Николай Гумилёв , умерший в пересыльном лагере Осип Мандельштам , подвергшаяся забвению и цензуре Анна Ахматова — это лишь малая часть лириков, вернувшихся на полки книжных магазинов во второй половине 80-х годов XX столетия. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР.
Перестройка позволила попасть в литературные журналы и самым ярым противникам советской власти — прозаикам, посвятившим своё творчество описанию лагерной жизни. Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Источник: wikipedia. К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему. За это «Жизнь и судьбу» изъяли в начале 60-х годов. Однако во время перестройки роман был опубликован. Русский рок — новое слово в отечественной музыке Во время перестройки произошла своеобразная революция в советской музыке.
Всё чаще по радио стали звучать электрогитары и барабаны. Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века.
По его предложению редколлегия Госиздата решает создать единую Научную коллегию для устранения дублирования и параллелизма при редактировании и выпуске произведений научной, учебной, производственно-технической литературы. Шмидт, по сути дела, предпринял первую попытку теоретически и практически обосновать экономические основы советского книгоиздательства. Он, например, не считал, что Госиздат должен быть непременно монополистом, поскольку и частные, и кооперативные издательства могут и должны выполнять часть общекультурных задач.
Отстаивая развитие издательской сети, О. Шмидт утверждал, что монополизм, в отсутствие конкуренции, не выгоден государству и экономически. Заслуживают внимания и его мысли об объединении издательств и типографий в едином предприятии, что помогло бы снять многие производственные вопросы книгоиздания. Глава Госиздата не оставлял вне поля зрения и такой вопрос, как вооруженность труда редактора особенно библиографическими и справочными пособиями и материалами. По свидетельствам работающих с ним, он просил заведующих редакциями составлять и вести справочные картотеки на издаваемые произведения русских классиков.
В таких картотеках следовало бы отражать существующие данные об изданиях автора, планируемые работы в соответствии с подготовкой разных видов изданий, этапы редакционно-издательской подготовки. За рациональное использование более гибких организационных издательских форм при доминирующей централизации издательского дела выступал и первый руководитель Госиздата В. Он также считал целесообразным сотрудничество с кооперативными, ведомственными и частными издательствами. Однако в дальнейшем развитие советской книгоиздательской системы все в большей степени подчинялось авторитарным решениям, принимаемым иногда отнюдь не с точки зрения интересов дела, а по конъюнктурным политическим соображениям. Отсюда - многочисленные реорганизационные ситуации, не всегда продуманные перестройки, использование метода проб и ошибок, о чем свидетельствует отечественная история книгоиздания советского периода.
Все это не могло не сказаться и на чисто творческой стороне редакторской деятельности - на формировании методологической базы редактирования, подходов и методов анализа и редакторской оценки и выборе для нее установочных ориентиров. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития. В соответствующей для себя форме он, в известной мере, повторял те изгибы и повороты, острые, порой драматические противоречия исторического пути, по которому двигалась страна, и поэтому очень трудно поддается какой-либо одномерной оценке. В разные конкретно-исторические отрезки времени редактирование приобретало лишь свойственные данному периоду черты, позже утрачивая или обогащая их. Однако все это происходило под растущим и ужесточающимся контролем государства, не только осуществляющим политику в области литературы и искусства, но и постепенно формирующим жесткую идеологическую парадигму, рамки которой ограничивали литературное дело и сам литературный процесс.
С точки зрения государственной политики в сфере книгоиздания в первые годы Советской власти важными показателями, влияющими на редакционно-издательскую деятельность, стали: поставленные государством задачи приобщения нового массового читателя рабочего и крестьянина к образованию, воспитание у него потребности в книге, в печатном слове, привлечение его через это слово к источникам духовной и материальной культуры и формирование определенного мировоззрения. Указанные общественные установки служили основными ориентирами в деятельности издательств в 20-е годы. В результате наибольшее распространение в этот период получает так называемая массовая книга, выходившая миллионными тиражами, которая отличается ярко выраженной пропагандистской направленностью. Она стала специфическим типом издания и охватывала, по сути дела, все виды литературы. Это в основном были брошюры объемом, не превышающим 16-32 страницы, хотя постепенно намечается тенденция к замене их традиционной книгой.
Следует отметить, что опыт создания такого рода изданий не знал аналогичных ситуаций в прошлом и поэтому был сопряжен с определенными трудностями, которые определялись организационной и экономической сторонами редакционно-издательского процесса. Характерна в этом отношении программа, предложенная на конференции, которая состоялась в феврале 1925 года и касалась вопросов создания и распространения книг для самого массового читателя - крестьянина.
История советской журналистики: развитие и становление
Я там только последнюю страницу читала. Раздражал менторский поучающий тон этой газеты. В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета.
Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране». За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни. Раскрепощаемую авторством советскую историю публикуют литературные журналы. Экспрессии последних трёх достаточно, чтобы на краткий миг свести пафосы самиздата и официальной печати, но дальше они идут разными путями. Перестроечный плакат Перестроечный плакат Витринные «Московские новости» продвигали идею возвращения к революционному пути Ленина. Газета противопоставляла фигуру Ленина личности Сталина. Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком.
Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов. В каждой новой дискуссии слышатся отзвуки чего-то настоящего — в 1988-ом Татьяна Самолис пишет продолжение «Очищения», на что её подтолкнули слова бабушки: «Наконец-то стучится в нашу жизнь правда. Открыть бы пошире ей двери». С 1987 по 1989 годы каждая новая дискуссия звучит уже на фоне всё ухудшающегося экономического кризиса и национальных конфликтов на окраинах. Перестройка — это время телевизионных экспериментов. Анимированная музыкальная вставка предваряет показ телестудии, оформленной в виде домашнего рабочего кабинета. Сами ведущие не неподвижны, они снуют среди рабочих столов, полок с бумагами и канцелярскими принадлежностями, поворачиваются к своим собеседникам и наклоняются, чтобы выслушать их. Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Кадр, запечатлевший их, всегда жив: подобно репортажному, он берёт их то общим планом, то средним, то крупным — создаётся ощущение присутствия. Со зрителями словно бы говорят напрямую, их вовлекают в беседу обо всём: от сюжета об американских церквях, где священники одеваются в клоунские наряды, чтобы привлечь паству, до интервью со Станиславом Говорухиным, пришедшего обсуждать свою роль в фильме «Асса». Самые интересные выпуски программы «Взгляд» смотрите в нашем отдельном материале.
Не отставало и ленинградское телевидение. Если музыкальные паузы в московском «Взгляде» нередко перебивали мысль ведущих и участников программы, то музыкальный переход от сюжета к сюжету телепередачи «Пятое колесо» смотрится гораздо органичнее. Длящаяся секунд десять нарезка из быстро сменяющихся фонов даёт мозгу переключиться. Благо, на то были причины: здесь выходит первое интервью академика Сахарова, передаются видеозаписи митингов демократической оппозиции, здесь же в 1991-ом выступили Тельман Гдлян и Николай Иванов, рассказав о коррупции в высших эшелонах власти СССР. Проблемы Советского Союза перестали передавать в одном только слове, они обрели картинку, став столь же реальными, как и сами ведущие, комментирующие увиденное. Уже во втором выпуске «Взгляда» был сюжет об очередях на обувь и одежду в трёх городах страны. Социализм с экранов скорее обострял переживаемые людьми тяготы, становясь предтечей всенародного разочарования в социалистическом проекте.
Пенсионерка Эльвира Крицына также считает, что культура поведения во второй половине XX века была гораздо выше, чем теперь. В присутствии женщин и детей в общественных местах не принято было использовать нецензурную лексику. Подростки не употребляли грубых слов прямо на улице, как это происходит сейчас. Эльвира Крицына пенсионерка При этом люди, разумеется, не были идеальными, но старались соблюдать нормы приличия, не выставляли напоказ худшие стороны своего характера. О правилах поведения часто говорилось на собраниях в школах и трудовых коллективах, доклады на эту тему звучали в лекториях. Об основах этикета можно было прочитать в книгах и тематических журнальных статьях. Представители старшего поколения также отмечают, что людей ненавязчиво приучали соблюдать и правила гигиены. В столовых, кафе, санаториях обязательно висели плакаты с надписью "Мойте руки перед едой". Эти объявления по популярности соперничали с призывами "Уходя гасите свет" и "Уважайте труд уборщиц". Люди строже относились к еде, расценивая ее в основном как источник энергии, а не как вид гастрономического развлечения. Утром обязательный плотный завтрак перед выходом из дома. В 13 часов полноценный обед, а после работы — в 19 часов — ужин", — поделилась женщина. Сейчас же люди питаются так, словно постоянно живут по системе "все включено", когда есть можно в любое время.
Между «Правдой» и «Временем»: история советского Центрального телевидения. Evans Ch. По истории советской массовой культуры и массовых коммуникаций в последние годы вышло сразу несколько работ. Наиболее широкую проблематику рассматривает Кристин Рот-Эй Школа славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона. Книга состоит из введения, пяти тематических глав и краткого эпилога. Если в 1950 г. Число радиоприёмников к 1970 г. Суммарный тираж популярных журналов за то же время вырос в 14 раз и к 1970 г. Общие тенденции были во многом сходны с тем, что происходило за пределами Союза, тем более что его культурная изоляция от остального мира не была полной даже при позднем Сталине, а после 1953 г. Это сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон массовой культуры. Преобладание развлекательной продукции над культурным просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов. Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом. Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура. С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2.
О чем писали советские газеты в эпоху НЭПа*
- Список вопросов теста
- 4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой | WOMAN
- Социокультурная история советских массовых коммуникаций (сводный реферат) | Михаил Минц
- Работать меньше
- Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества
50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны
Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы. На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована.
Глава 10. Редакторский опыт в советский период
Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав. В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Главная» Новости» Новости из ссср.
История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР
Новости Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. Обычные информационные выпуски начали выходить с 1956 года ещё под названием "Последние известия", унаследованным с радио и шли в эфире в плавающем графике. Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений.
Страна разделилась на «сталинистов» и «антисталинистов», причем демаркационная линия определялась не только отношением к личности покойного диктатора и к массовым кровопусканиям, которые тот учинял при жизни. Терминами «сталинизм» и «наследие сталинизма» в официальную печать, впрочем, не допускавшимися, — вместо них там использовались расплывчатые эвфемизмы «культ личности» и «последствия культа личности» общественное мнение маркировало практически все актуальные политические, культурные, социальные, экономические и даже научные проблемы: отсутствие в СССР демократии, колхозную нищету, жесткий партийный диктат в сфере идеологии, цензуру, притеснения художников-авангардистов и т.
Соответственно, любые выступления против наиболее отвратительных черт режима воспринимались как «антисталинистские». Эта дихотомия определила политический контекст будущего диссидентства, и не только его, но и всей общественной жизни в Советском Союзе да и в постсоветской России тоже , на многие десятилетия вперед. В дальнейшем все диссиденты, за редчайшими исключениями, позиционировали себя как «антисталинисты». Половинчатая и непоследовательная политика хрущевского руководства привела к тому, что разлад между интеллигенцией и властью во второй половине 1950-х не исчез, а, наоборот, все больше обострялся.
Какую-то роль здесь сыграли и процессы, происходившие в странах «социалистического лагеря»: польский Октябрь, венгерская революция и ее кровавое подавление советскими танками, соблазнительный пример югославских социально-экономических реформ. Вновь появилось множество подпольных кружков и групп. В Украине, балтийских и закавказских республиках это, конечно, были по большей части группы националистической ориентации, в метрополии подпольщики объединялись вокруг общеполитических платформ. В дальнейшем, с появлением открытой коллективной активности «диссидентского типа», политическое подполье, вопреки распространенному мнению, не исчезло, оно лишь отодвинулось на периферию социума, географическую и медийную.
Но говорить о нем как о «контексте диссидентства», наверное, было бы не совсем верно: с точки зрения самих диссидентов его можно скорее охарактеризовать как осознанную и отвергнутую альтернативу. Характерно название мемуаров Петра Григоренко — бывшего убежденного партийца, ставшего в 1963 году подпольщиком, а во второй половине 1960-х одним из самых известных диссидентов: «В подполье можно встретить только крыс…». Диссиденты решительно порывают с одним из базовых мифов российской истории — мифом о конспиративном движении, приводящем к всеочистительной и все преображающей Революции. В диссидентском мейнстриме постоянно подчеркивалось, что их деятельность не тайная, а демонстративно публичная, что она осуществляется в рамках действующих законов и не направлена на революционный переворот.
Тем не менее с точки зрения «внешнего» исследователя, возможно, правильнее всего было бы рассматривать политическое подполье 1950—1980-х не в качестве «контекста» диссидентской деятельности и не как альтернативу этой деятельности, а как особый вид диссидентства, сопряженный с отказом от диссидентского легализма и диссидентской публичности. Интереснейший пример «переходного звена» между подпольем и открытой диссидентской деятельностью представляет группа скорее, политический семинар , созданная в 1956—1957 годах Револьтом Пименовым. Семинар Пименова функционировал как подпольный кружок, с соблюдением всех правил конспирации; но в это же самое время лидер группы обращался к депутатам Верховного Совета СССР с письмами протеста против использования Советской армии для подавления революции в Венгрии, подписывая их своим полным именем, с указанием обратного адреса! В целом в соревновании с открытым диссидентством подпольщики проигрывали: разрозненные кружки и группы, создававшиеся ими, действовали изолированно друг от друга, более того — друг о друге, как правило, и не слыхали.
Их знакомство обычно происходило уже в лагерях. Революционное сообщество, которое могло бы стать значимым общественно-политическим фактором, в СССР так никогда и не возникло. Впрочем, в некоторых республиках — в Армении, Азербайджане, Молдове, отчасти в Грузии и Эстонии — именно подпольные кружки националистического толка так до конца и остались наиболее распространенной формой конфронтации с государственной властью. Оппозиционная политическая активность проявлялась не только в деятельности подпольных кружков.
Еще в 1950-е, задолго до того, как открытое диссидентское поведение стало нормой общественной жизни для относительно больших групп людей, кое-кто решался и на публичные выступления политического характера см. Основная конфронтация мыслящей части советского общества с властью разворачивалась совсем в другой плоскости. Для тех людей, которым удалось пройти школу послевоенного вольномыслия, доклад Хрущева был не откровением, а лишь неполным и робким признанием того, что они, интуитивно или путем логического анализа, а иные и на собственной шкуре, поняли еще при жизни Сталина. Именно эти люди составили костяк свободомыслящей интеллигенции следующих десятилетий.
Именно они были впоследствии прилежными читателями самиздата. И именно из них вкупе с более молодым поколением, «детьми XX съезда», чья юность пришлась на период хрущевских разоблачений рекрутировались первые диссиденты. Другие же стали внимательными и сочувственными слушателями диссидентской проповеди, той вмещающей социальной средой, без которой любое общественное движение обречено на исчезновение или вырождение в обособленную секту. Это было поколение детей Большого террора 1937—1938 годов, даже если репрессии не затронули их семьи непосредственно.
Телефон не роскошь, а средство общения В СССР подавляющее большинство телефонных станций относились к министерству связи. Исключением была только ведомственная телефония. Это минисети в каком-нибудь учреждении или конторе. Единицы крупных ведомств, например, железные дороги, могли позволить себе собственную междугородную связь. Но это было редкостью.
Телефон в квартире или в собственном доме в селе для советских людей был настоящей роскошью. Впрочем, стоила эта услуга не так уж и дорого, но вот комфорта и удобства добавляла изрядно. Домашний телефон Перспектива провести стационарный телефон в собственную квартиру была куда более туманной, чем, например, удачный исход в очереди за автомобилем. Телефонные очереди двигались медленнее и могли не оправдывать желания десятилетиями. Узнать подробнее - Моя семья переехала в Волгоград из Московской области в 1961 году.
Сразу же вселились в новостройку по ул. Хользунова в Краснооктябрьском районе. Тогда же родители встали в очередь на телефон. Провели его только в 1992 году уже в другой стране — после распада СССР, - вспоминает 62-летний волгоградский пенсионер Иван Александрович. Наличие телефона в квартире не мог гарантировать и социальный статус.
В силу очередности прокладки кабеля счастливыми владельцами домашнего телефона под боком могли оказаться нянечка, уборщица или разнорабочий. А вот участковый врач, инженер или начальник организации мог мучиться без важного коммуникативного атрибута. Советские люди помнят эту фразу, звучавшую как приговор: пока нет технической возможности установки телефона в Вашем доме. Проблема с повсеместной установкой домашних телефонов была в дорогостоящих работах по прокладке кабеля. Сначала его нужно вывести из АТС.
Это магистральные кабели «на 600», в которых до 1200 проводов. Они подходили к магистральным шкафам, а уже затем протягивались до подъездов и квартир. Волгоград не был в передовиках по количеству домашних телефонов. Однако в городах СССР это направление хоть и медленно, но развивалось. В результате к 1985 году советские граждане были обладателями более чем 30 миллион домашних телефонов.
К слову, тариф на установку составлял 60 рублей, а ежемесячная плата оставалась фиксированной. Она не зависела от количества проговоренных минут и равнялась 2,5 рублям.
Новые полиграфические комбинаты строятся по всей стране, одновременно с этим наблюдается рост тиражей газет и журналов - так, разовый тираж газет в 1977 году составил 140 млн. Подписка на партийную прессу тогда была обязательна для каждого коммуниста. В конце 70-80 гг. Информационные материалы поступают к подписчикам по телетайпам, фототелеграфу, по почте в виде бюллетеней, по линиям связи, а также по радио.
В 1961 году происходит создание Агентства печати «Новости», среди создателей значилось несколько общественных организаций. Оно получает широкую сеть представителей по всему миру, организует собственное издательство. На материалах данного агентства издаются журналы, газеты и пресс-бюллетени с общим тиражом 2,5 млн экземпляров в год. Закон стоимости это экономический закон товарного производства Поделиться с друзьями:.
Отражение курса гласности в СМИ и культуре
- Газеты СССР
- Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
- Советские газеты
- Советское радио и телевидение
- История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
Рекламные объявления в газете "Правда. В ней еще уживались рядом бурлящая Сухаревка, с ее бесконечными палатками, ларями и лавками и комсомольские клубы в бывших купеческих особняках, сверкавшие свежим лаком вывесок магазины и конторы первых нэпманов и аудитории рабфака имени Покровского на Моховой, где вчерашние токари, слесари и машинисты спешно готовились к поступлению в университет; огромная черная вывеска московского клуба анархистов на Тверской "Анархия - мать порядка" и замысловатая живопись в кафе "Стойло Пегаса" на углу Страстной площади, где читали очень разношерстной и не очень трезвой публике свои стихи поэты-имажинисты. Лев Шейнин, писатель, 1923 г. Кустарная промышленность Из доклада А. Рыкова на XIII Всероссийском съезде Советов По отношению к кустарной промышленности у некоторых товарищей установилась совершенно неправильная точка зрения, характеризующаяся недооценкой значения и роли этой промышленности в системе народного хозяйства. Я помню, на какой-то выставке одно время висел плакат: кустарь - враг - не помню хорошо, - не то народа, не то промышленности.
То и другое утверждение - величайшая глупость. Кустарные промыслы кормят громадные массы крестьянского населения. Если мы недостаточно помогаем кустарям, то это результат неправильной точки зрения... Отпуска предоставлялись на 1,5-3 месяца заключенным, представившим ходатайство исполкомов об отпуске их на с. Тем из заключенных, которые представят в московскую губраспредкомиссию отзывы, что они действительно провели свой отпуск на с.
Жизнь забила ключом, спешат наверстать потерянное; в этом потоке едва ли не больше других суетятся комы и не из партийной дисциплины, а потому, что их захватила стихия - нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. Жалкий нэп, карикатура на западноевропейский капитализм, так оживил страну, умиравшую в смердящем коммунизме, что пока это единственно возможная форма, при которой жизнь не умирает.
А в целом по стране людей брачного возраста, не состоящих в браке, стало более 40 миллионов. Молодые люди СССР перестали строить отношения, а разведенные не заводили новых. Люди не умели говорить друг с другом об ожиданиях и потребностях, а также мало кто получал удовольствие от секса и прорабатывал свои детские травмы. Разорвать брак, который не приносит ничего хорошего, стало самым простым решением.
В 80-х годах о психологических проблемах населения стали писать психотерапевты в отдельной рубрике «Работницы», где разбирали «типичные» обращения граждан. Правда, разговор с обществом через прессу велся в консервативном традиционалистском ключе: «Психологический климат семьи — это главным образом женское дело»«В поисках совместимости», «Работница», 1987 год. По сравнению с этим «мужской разговор» выглядит откровением: «Что ж, девушки, жены, матери — они вправе предъявить нам свой счет. Но они ведут разговор со своей позиции: какими ОНИ хотят нас видеть, как ИМ хотелось бы, чтобы мы себя вели. Что ж, наверное, и вправду настало время для серьезного мужского разговора. Чего МЫ сами, мужчины, ждем от себя?
Что считаем достойным своего мужского имени, что — нет? Для тех, кто не мог пойти к только набирающим популярность и еще малочисленным психотерапевтам, открылся телефон доверия. По телефону доверия обращались с тысячами вопросов: «Почему жена не избавит меня от гиперопеки моей матери? В целом психотерапевты были настроены оптимистично, они пришли в выводу, что повальное одиночество — это нормальная эволюция взаимоотношений: «Было время, когда вне семьи человеку трудно было прожить. А психологические потребности супругов — в моральной и эмоциональной поддержке, в тесном общении, в развитии личности — жизнь отодвигала на задний план. В наши же дни житейские проблемы уже не так сплачивают людей.
Прожить можно и друг без друга. Но зато в каждом современном человеке необычайно возросла потребность быть понятым». Теперь журнал дает домашнюю работу — просит ответить на вопросы анкеты и «подумать, зачем вы друг другу». Как менялось отношение к сексу в России за последние 100 лет Письмо вместо психотерапии Пока малочисленная часть населения решила все-таки заняться психотерапией, чтобы разобраться в себе, остальные люди стали просто писать в газеты: о ссорах с партнерами, о детях, о счастье, об одиночестве. Опубликованное письмо, в котором девушка рассказывает о ссоре с парнем и просит совета, собирает 2000 отзывов. Люди, вместо того чтобы решать проблемы, сочли, что проще выставить четкий список требований к партнеру и найти максимально похожего — того, кто готов сразу принять правила игры.
Начать дискуссию об объявлениях помог и кинематограф, внимательный к изменениям в стране. В 1984 году вышел фильм «Одиноким предоставляется общежитие» Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»: в нем главная героиня Вера подыскивает соседкам женихов, «обрабатывая» брачные объявления из разных газет страны, «и с ее легкой руки в текстильном городке одна за другою гремят веселые свадьбы»«Как на свете без любви прожить? Газеты пришли к выводу, что это просто новый вид сватовства, которое само по себе исконно русское занятие. Сначала реакция общественности была негативной: «Да разве вверит порядочный мужчина судьбу газете, не потешно ли перечислять в объявлении свои достоинства и претензии к будущей жене? А современная, независимая, уважающая себя женщина неужели отправится на вечер, так позорно названный вечер «Для тех, кому за 30». Статья «Как на свете без любви прожить?
Знакомы ли с супругами, повстречавшими друг друга на таком вечере? А может быть, вы расскажете об удачной женитьбе или замужестве с помощью анкет? О создании семьи с помощью публикации объявления в газете?
Вместе с лозунгом «Трезвость — оружие революции! Прибегание к просторечию сокращало дистанцию между журналистами и читателями. Только после фраз «я убеждён» или «на мой взгляд» силуэт партии мерк.
Задавая вопрос американскому писателю Джону Апдайку, корреспондент «Огонька» Артём Боровик говорит «в моей стране», и всё — фантом партийной коллективности растворяется, оставляя эхо, что всё в стране принадлежит народу и правильно говорить «в нашей стране». За актуальностью раскрепощающейся новости шло литературное произведение, дающее панораму жизни. Раскрепощаемую авторством советскую историю публикуют литературные журналы. Экспрессии последних трёх достаточно, чтобы на краткий миг свести пафосы самиздата и официальной печати, но дальше они идут разными путями. Перестроечный плакат Перестроечный плакат Витринные «Московские новости» продвигали идею возвращения к революционному пути Ленина. Газета противопоставляла фигуру Ленина личности Сталина.
Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком. Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов. В каждой новой дискуссии слышатся отзвуки чего-то настоящего — в 1988-ом Татьяна Самолис пишет продолжение «Очищения», на что её подтолкнули слова бабушки: «Наконец-то стучится в нашу жизнь правда. Открыть бы пошире ей двери». С 1987 по 1989 годы каждая новая дискуссия звучит уже на фоне всё ухудшающегося экономического кризиса и национальных конфликтов на окраинах.
Перестройка — это время телевизионных экспериментов. Анимированная музыкальная вставка предваряет показ телестудии, оформленной в виде домашнего рабочего кабинета. Сами ведущие не неподвижны, они снуют среди рабочих столов, полок с бумагами и канцелярскими принадлежностями, поворачиваются к своим собеседникам и наклоняются, чтобы выслушать их. Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Кадр, запечатлевший их, всегда жив: подобно репортажному, он берёт их то общим планом, то средним, то крупным — создаётся ощущение присутствия. Со зрителями словно бы говорят напрямую, их вовлекают в беседу обо всём: от сюжета об американских церквях, где священники одеваются в клоунские наряды, чтобы привлечь паству, до интервью со Станиславом Говорухиным, пришедшего обсуждать свою роль в фильме «Асса». Самые интересные выпуски программы «Взгляд» смотрите в нашем отдельном материале.
Не отставало и ленинградское телевидение. Если музыкальные паузы в московском «Взгляде» нередко перебивали мысль ведущих и участников программы, то музыкальный переход от сюжета к сюжету телепередачи «Пятое колесо» смотрится гораздо органичнее. Длящаяся секунд десять нарезка из быстро сменяющихся фонов даёт мозгу переключиться. Благо, на то были причины: здесь выходит первое интервью академика Сахарова, передаются видеозаписи митингов демократической оппозиции, здесь же в 1991-ом выступили Тельман Гдлян и Николай Иванов, рассказав о коррупции в высших эшелонах власти СССР.
Действительно, многие вещи, за которые вас могли наградить косыми взглядами в прошлом, сегодня не вызывают у окружающих никаких эмоций.
Многие выходцы постсоветского пространства часто осуждающе смотрят на поступки современной молодежи, упрекая их за, казалось бы, совершенно привычные для нас вещи. Дело в том, что некоторые представители старшего поколения до сих пор не могут принять тот факт, что времена изменились и сегодня каждый волен делать то, что еще недавно считалось неприличным. Жить с мужчиной вне брака Один из самых страшных сценариев для советской женщины. Соседки косо смотрели на ту, которая сожительствовала с мужчиной без штампа в паспорте, называя ее за спиной чуть ли не блудницей. К мужчинам, которые не спешили в ЗАГС, но и отказываться от жизни с дамой не хотели, относились гораздо лояльнее.
Их выбор не осуждали, а лишь вскользь могли упомянуть, что мол «Борис-то до сих пор с Анной живет без росписи». Нередко такие случаи разбирали на комсомольских собраниях, но зачастую дело дальше не двигалось. Хотя решившиеся на такую «провокацию» граждане морально были готовы уже ко всему. В наши дни люди начинают строить совместный быт перед тем, как надевают обручальные кольца на пальцы.
Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР
Такой стоял у моей тети на Спартановке. Пока соседка не наговорится, позвонить было нельзя. Еще среди подруг одна-две были обладателями телефонов. Иногда цель визита вполне официально была — «приду позвонить», - с улыбкой вспоминает пенсионерка Анна Георгиевна. Уличные будки Телефоны-автоматы были почти в каждом, а в местах массового скопления людей — почтампа, рынка или магазина они стояли по 5-6 штук. Часть из них висели на стене, другие представляли из себя полноценные кабинки. Уличные будки с телефонами автоматами в советские времена редко подвергались налетам вандалов. Ценность их для отдельного двора или даже микрорайона была огромна. Иногда приходилось стоять в очереди и сверлить глазами общительного гражданина или гражданку. Затем время ограничили тремя минутами, а затем и вовсе одной, но это уже в начале 90-х годов, СССР, кажется, уже распался. Хочешь говорить дольше — изволь опускать монеты.
Была и шпана, которая опускала просверленные монеты на ниточке, но таких порицали. Заест автомат, и вообще никто с него не позвонит уже, - рассказала Елена Борисовна. А еще одной монетки у тебя нет. Приходилось попрошайничать. Иногда уличными телефонами приходилось пользоваться в экстренных случаях. Номер 01, 02, 03 — «пожарная охрана», «милиция», «скорая», знал каждый советский гражданин с самого детства. Для этих вызовов две копейки не требовалось. А вот в столице к 1991 году их работало ровно 33992. Это был максимум, затем они постепенно сокращались, пока не «вымерли» с приходом пейджеров и сотовой связи. Если нужен межгород Междугородные телефоны-автоматы в отличии от межгородских собратьев питались пятнадцатикопеечными монетами.
И съедали их после минуты разговора. Поэтому длительная беседа обходилась «в копеечку» — то есть в несколько рублей. Такие автоматы стояли в переговорных пунктах. Там же можно было заказать услугу соединения и заказать разговор к определенному времени определенной продолжительности через кассу посредством телефонистки. Многие помнят «извещение о приглашение на переговоры», если инициатором разговора с межгородом были не вы. В извещении стояла дата и время.
Позже всплыло, что замкнутая девочка долгое время подвергалась всеобщей травле. К счастью, история, рассказанная в «Хуже всех», имеет благополучный конец. Ксюша и её главная преследовательница Света Баранова, испытавшая на себе закон бумеранга, во время выпускного всё же пришли к взаимопониманию. Вообще лента Саши Кармаевой, несмотря на поднятый в ней болезненный вопрос, оптимистичная и жизнеутверждающая. Фильм, постоянным музыкальным фоном которого послужили подростковые хиты последних лет, смотрится на одном дыхании и лишний раз убеждает в правоте Ницше: то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Не менее острой социальной проблемы коснулись и создатели «Лгуньи» — экранизации одноимённого бестселлера израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, повествующей о впечатлительной Еве, не имеющей ни увлечений, ни друзей и мечтающей наполнить своё существование яркими красками и взрывными эмоциями. Увы, её реальная жизнь настолько скучна и уныла, что порой 17-летняя девушка ощущает себя невидимкой. На каникулы она устраивается в кафе-мороженое в надежде расширить круг общения и, если повезёт, познакомиться с симпатичным парнем. И хотя лето уже на излёте, с героиней по-прежнему ничего не происходит. Однако всё разом меняется, когда в один из последних августовских дней в заведение заглядывает вышедший в тираж эстрадный певец Александр Воронов. Пребывая в мрачном настроении, он срывается на юной официантке, которая, обидевшись, убегает во двор, а артист, не получивший сдачи с купюры, пытается её вернуть. Дальше наступает полный абсурд: Ева кричит, на шум сбегаются люди, делающие вывод, будто Александр хотел изнасиловать девушку. И мнимая жертва почему-то отнюдь не стремится развеять заблуждение толпы... Вот так никому не известная серая мышка оказывается в центре скандала и в одночасье становится едва ли не национальной героиней, не страшащейся выносить на публику самое сокровенное и личное ради борьбы с таким злом, как сексуальные домогательства. Причём повышающийся градус внимания со стороны прессы и окружающих способствует дальнейшему погружению искательницы дешёвой славы в пучину подлого вранья, и маленький обман, вначале даже не вызывавший угрызений совести, порождает большие проблемы. Растущая как снежный ком ложь подобна мороженому, разносившемуся Евой посетителям кафе: приятная и красивая, она тает, липнет ко всем поверхностям и превращается в неприглядную лужу, куда легко вляпаться, но трудно отмыться. Постепенно героиня понимает: слыть «девушкой, не побоявшейся сказать правду», не так-то просто. Любопытно, что роман Гундар-Гошен основан на подлинных событиях, случившихся в Израиле и вызвавших широкий общественный резонанс. Скандал — реальный и книжный — вокруг жертвы выдуманного насилия привлёк внимание международной аудитории, затронув актуальные в наше время проблемы, в том числе борьбу за соблюдение базовых прав женщин на безопасность и неприкосновенность. В современном мире, где огромное влияние на людей оказывает бесконечный поток зачастую недостоверной информации, жертвой обмана и провокаций может стать кто угодно. Красноречивым примером тому служит постепенно превратившееся в «охоту на ведьм» и приобретшее черты пуританства движение MeToo, на волне которого множество дам преимущественно не первой молодости пытались обвинить знаменитых деятелей культуры и искусства в посягательствах на свою честь, якобы имевших место лет этак …цать назад. Сколько крови жаждавшие скандальной известности и лёгких денег испортили испанскому оперному тенору Пласидо Доминго, французскому актёру Жерару Депардье, а также 45-му и, не исключено, 47-му президенту США Дональду Трампу. К слову, одновременно со стартом съёмок «Лгуньи» летом 2023 года в Лос-Анджелесе проходили судебные заседания по делу Кевина Спейси — одного из талантливейших представителей Голливуда, звезды сериала «Карточный домик», обвинявшегося в непристойном поведении аж по девяти пунктам. Артисту, в итоге оправданному судом присяжных, фактически сломали карьеру, выгнав из рейтингового многосерийного политического триллера и надолго отлучив от съёмочной площадки. Отдадим должное: в нашей стране мода сводить старые счёты с известными представителями шоу-бизнеса не приобрела такого размаха, как на Западе. Тем не менее история «проделок» Евы, роль которой исполнила Елизавета Ищенко, знакомая киноманам по сериалам «Сама дура», «Пищеблок» и «Алиса не может ждать», заставила вспомнить русскую пословицу «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», оказавшуюся весьма актуальной в эпоху бурного эволюционирования соцсетей: ведь наветы реальных и интернет-клеветников, судя по экранизированному роману, способны, как говорится, довести до цугундера. Рассказывая об участниках «Русских премьер», необходимо подчеркнуть ещё один момент: фильмы, вошедшие в цикл, отражают общую тенденцию мирового кинематографа, связанную с тем, что современный киногерой заметно помолодел. И это чувствуется не только в «Евгении Телегине», «Хуже всех» или «Лгунье», но и в «Неваде», снятой выпускницей ВГИКа Анной Тюриной и её супругом — аргентинским режиссёром, сценаристом и продюсером Матиасом Мусой, для которых фильм совместного производства России и Аргентины стал дебютом в полнометражном игровом кино.
Жители этих городов получали продукты в первую очередь и по более высоким нормам. Города миллионники и остальные союзные республики СССР относились к первой и второй группе. Хуже всего ситуация была в маленьких городах и районных центрах. Жители получали снабжениепо более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Самое интересное, что из-за планового распределения в стране такие города даже не получали продукцию, которую сами производили. Поэтому населению небольших городов приходилось отправляться в так называемые "продовольственные туры". Ездили обычно в крупные города в последние выходные каждого месяца, где закупались продуктами на несколько недель. Именно для этих целей государство организовывало дополнительные рейсы электричек и поездов. Наиболее дефицитные товары В СССР существовали особые еще более дефицитные товары, приобрести которые было практически невозможно. Одним из ярких примеров - дефицит легковых автомобилей с 1965 по 1975 годы. В это время производство автомобилей хоть и выросло более чем в 5, 5 раз, но это не помогло удовлетворить имеющийся спрос, который с каждым годом только увеличивался. Дело в том, что большая часть легковых автомобилей шла на экспорт. Чиновникам, актерам и писателям автомобиль выдавали, а вот простым советским гражданам приходилось стоять в очереди годами, иногда до 10-12 лет. В те времена существовал и черный рынок, где можно было приобрести легковой автомобиль. Но цены, на нем были почти 2 раза выше государственных, а на престижные модели, например на "Волгу"не зависимо от пробега наценка была более чем в 2,5 раза. На таком рынке попадались не только советские автомобили, но и иногда иномарки, включая трофейные. В 1979 году цены на легковые автомобили всех марок подняли в среднем на 1 тыс. Что в последствии немного успокоило спрос на столь дефицитный товар. С 1986 года автомобиль для советского гражданина стал высоколиквидным средством сохранения личных сбережений. А с 1988 года после принятия закона «О кооперации в СССР», гражданам разрешилось покупать не только легковые автомобили, но и грузовые автомобили, в том числе и автобусы. Что ранее было запрещено. И только после 1991 года процедура покупки автомобиля стала более доступной и простой. Дефицит бытовой техники. Еще одним неплохим примером является дефицит бытовой техники. Спрос на телевизоры, холодильники и стиральные машины был огромный, поскольку производили эту технику в недостаточном количестве. Также спрос был и на другие товары, например, электроинструменты, магнитолы и т. Стоимость первых видеомагнитофонов была заоблачной и составляла около 10 среднемесячных зарплат. Несмотря на немаленький ценник купить видеомагнитофон было очень не просто. Поскольку, после поступления в продажу он стразу стал очень дефицитным товаром. В некоторых городах даже практиковались предварительные заявки, оформив такую заявку человек становился в очередь и ожидал свой видеомагнитофон около года. Дефицит книг и печатной продукции. Данный дефицит возник в 1960-е годы и на это было несколько причин. Во-первых, книги в советские времена были дешёвые, их сразу раскупали. Во-вторых, в это время иметь книги в доме стало модно и престижно, они свидетельствовали об уровне достатка владельца и его возможности достать дефицитные товары.
Если музыкальные паузы в московском «Взгляде» нередко перебивали мысль ведущих и участников программы, то музыкальный переход от сюжета к сюжету телепередачи «Пятое колесо» смотрится гораздо органичнее. Длящаяся секунд десять нарезка из быстро сменяющихся фонов даёт мозгу переключиться. Благо, на то были причины: здесь выходит первое интервью академика Сахарова, передаются видеозаписи митингов демократической оппозиции, здесь же в 1991-ом выступили Тельман Гдлян и Николай Иванов, рассказав о коррупции в высших эшелонах власти СССР. Проблемы Советского Союза перестали передавать в одном только слове, они обрели картинку, став столь же реальными, как и сами ведущие, комментирующие увиденное. Уже во втором выпуске «Взгляда» был сюжет об очередях на обувь и одежду в трёх городах страны. Социализм с экранов скорее обострял переживаемые людьми тяготы, становясь предтечей всенародного разочарования в социалистическом проекте. В феврале 1989 года в редакции «Московских новостей» проводился круглый стол о природе сталинизма, где сотрудницей издания Людмилой Сараскиной был задан знаковый вопрос: «И всё-таки сталинизм — это явление инородное для русской революции, для социализма или укоренённое в них? В этом вопросе отразилось смещение общественного мнения. Оно ещё делило коммунистическое учение на ленинизм и сталинизм, но само это учение стремительно теряло свою неприкосновенность в глазах общественности. Московские студенты спрашивали парламентариев: «Какова судьба нашей страны? Каковы уроки 1917 года? Как нужно относиться к талонной системе? Неудовлетворённость, остающаяся после просмотра этого выпуска, вызвана не столько данными ответами, сколько озвученными вопросами. Первая полоса газеты «Московские новости» от 20 января 1991 года о событиях в Вильнюсе Первая полоса газеты «Московские новости» от 20 января 1991 года о событиях в Вильнюсе Тем временем в Ленинграде сумасшедшей популярностью пользуется телепередача Александра Невзорова «600 секунд». В левом правом углу счётчик отсчитывает секунды до конца программы, пока ведущий рассказывает о гниющих продуктах на складах при пустующих прилавках, о том, куда из морга деваются золотые зубы покойников, о маньяках и их жертвах. Читайте также наш материал «Александр Невзоров. Спектакль длиной в жизнь». Вся эта круговерть находилась под пристальным вниманием западных стран, которые вплоть до 1987-го недополучали информацию о происходящем в СССР. Сообщения от ТАСС поступали с большой задержкой: ведь вся без исключения информация подвергалась утомительнейшей редакции — проверялась и перепроверялась, из-за чего говорить об актуальности не приходилось, как, впрочем, и о неангажированности. В этих условиях Запад обращает внимание на первое в Советах независимое информагентство «Интерфакс», самиздатовские газету «Экспресс-хроника» и журнал «Гласность». Информагентство с самого начала ориентировалось на политиков и бизнесменов, за плату передавая новости зарубежным изданиям при помощи только вот появившихся телефаксов, а позже при помощи сети SprintNet. Если для иностранных источников сообщения от «Интерфакс» обрисовывали картину в верхах и в целом по стране, то информация, получаемая от «Экспресс-хроники» и «Гласности», характеризовала настроения низовой бюрократии. Оба издания были непримиримыми противниками как чиновничьего аппарата, так и Политбюро Горбачёва. Оба издания были правозащитными, их главными темами были репрессии и властный произвол — из-за международной известности «Гласности» её изобличающие материалы всё же приводили к необходимым подвижкам и порой некоторым решениям давали откат. Газета «Экспресс-хроника» Газета «Экспресс-хроника» Становилось заметно, что репрессивное начало всё более отчуждается от общества: если раньше кампания против начиналась в печати, то к 1989 году партия почти полностью потеряла контроль над руководством СМИ, а тем более над отдельными журналистами.
50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны
Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других. Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. От редакции Власть и искусство в советскую эпоху.