В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг, совершенный в ночь на 31 августа 1935 года, в одночасье сделал Стаханова всесоюзным героем. Звание Героя Социалистического Труда было утверждено ещё до начала Великой Отечественной войны.
О проекте «Подвиг Народа»
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев | Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. |
2. Трудовой подвиг советского народа | Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. |
Павлова: Трудовой подвиг татарстанцев на войне навсегда останется в нашей памяти
За годы войны госпитали Саратова и области вернули здоровье и силы примерно 300 тысячам солдат и офицеров. Несмотря на тяжелые условия, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией. К концу войны, вследствие расширения и реконструкции производства для нужд фронта, резко повысился удельный вес машиностроения и металлообработки. На саратовских предприятиях было выпущено более 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей. В первые же дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, в машинно-тракторные станции - 5 тысяч тракторов.
Горячо откликнулись южноуральцы на призыв включиться в движение «Все для фронта, все для Победы! Южноуральцы участвовали в сборе теплых вещей, подарков и даже лыж для бойцов Красной армии. За годы войны на фронт было отправлено 613 вагонов с подарками. Жители области вносили в фонд обороны СССР, на вооружение Красной Армии денежные средства, драгоценности, билеты государственного займа. Только на танковую колонну «Челябинские колхозники» было собрано свыше 180 млн. Всего южноуральские колхозники пожертвовали на нужды фронта 1 млрд.
Рабочие и служащие Челябинского абразивного завода в январе 1943 года внесли 282 тыс. И так по каждому предприятию, учреждению, колхозу. Не отставали от взрослых и дети. Жители области приобретали билеты денежно-вещевых лотерей, помогали семьям фронтовиков и инвалидам войны. Всего, через различные формы помощи фронту было внесено свыше 3 млрд. В 1944 году вновь обострилась проблема с кадрами. Многие эвакуированные в Челябинскую область квалифицированные рабочие возвращались в свои освобожденные от врага города, а фронт требовал техники и вооружения. Положение спасали различные формы соцсоревнования, еще шире стало движение многостаночников. Во время войны и после нее, область, как в целом Урал, стала базой для восстановления экономики и других сторон жизни в районах, пострадавших от оккупации. Южноуральцы активно включились во всенародную помощь освобожденным районам.
Помощь шла по линии государственных предприятий и учреждений, кооперации, общественных организаций и отдельных граждан. Южноуральцы шефствовали над Курской областью и к середине 1944 года направили туда около 800 вагонов с промышленным оборудованием, железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, стройматериалами, скотом. Область помогала восстанавливать Сталинград и Донбасс, отправляла эшелоны с помощью на Кубань и Украину, в Белоруссию и Прибалтику. Уральцы из личных запасов посылали домашнюю утварь, обувь, одежду, продовольствие, делясь тем малым, что у них осталось. За помощью к челябинцам обращались учреждения культуры и образования, вернувшиеся в свои, разоренные войной города. Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени Кирова просил руководство нашей области помочь в восстановлении здания театра. Необходимо было все — от гвоздей и оконного стекла до трансформаторов и электродвигателей. В годы войны жители Челябинской области проявили трудовой героизм; многие из них были удостоены государственных наград. За боевые заслуги ордена и медали получили тысячи южноуральцев; звания Героя Советского Союза были удостоены 90 уроженцев нашей области и 215 человек в разное время проживавших в Челябинской области; полными кавалерами ордена Славы стали 57 человек. Долгих 1 418 дней южноуральцы на пределе человеческих возможностей трудились, воевали, мужественно переносили лишения и утраты «…не ради славы, ради жизни на земле…», ради желанной и долгожданной Победы.
Примечания: 2. ОГАЧО, ф. Р-220, ф. Р-274, ф. Р-792, ф. Р-804, ф. П-288, ф.
А станции — сплошные руины. Мы тогда считали, если немец тебя меньше 5 раз с воздуха на перегоне перехватит — значит, день удачный. Однажды на станцию приехали без будки — в пути её снесло взрывом». О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью. Тщательно замаскировали топку, попросили артиллеристов устроить для них «звуковую маскировку» и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости. По участку Лиски — Алексеевка двойной тягой следовал транспорт с горючим. Немецкий самолёт вывел из строя оба паровоза и поджёг одну цистерну. В это время на станцию Засимовка прибыл на своём паровозе Сериков. Оценив обстановку, он отцепил свой паровоз от состава, выехал на перегон к остановившемуся поезду с горючим. Отцепив состав с бензином от загоревшейся цистерны, машинист Сериков вывел его в Засимовку. Машинист депо Поворино Максим Иванников в июне 1943 года по нескольку суток не покидал машину: отдыхал минутами, перекусывал на ходу. Под обстрелом проводил эшелоны с ранеными, спасая жизни. Машинист первым был занесён в дорожную «Книгу трудовой славы». По правилам огонь нужно было потушить, котёл охладить и только после этого заменить колосники. Но на станции простаивал эшелон. Котельщики Коровин, Григорьев, Колегаев, отказавшись от обеда, взялись за работу. Горевший в топке уголь они отодвинули в сторону, забросали его слоем свежего угля. По очереди каждый из них залезал в пышущую жаром и наполненную едким дымом топку. Их обливали холодной водой из шланга. Через 30 минут паровоз был выдан под поезд. Паровозы без набора воды следовали по 120—150 км. Так как не было составительских бригад, паровозники своими силами сформировали 45 поездов с боеприпасами, постоянно рискуя жизнью, доставляли их к линии фронта.
И эти три десятка баб и пацанов, рискуя быть погребенными или сожженными, не дали цистерне опрокинуться. Держали, плакали и стонали от боли, пока бригада машинистов не подперла ту злополучную цистерну бревнами. Дети Башкирии в годы войны Несмотря на трудности, вызванные войной, во всех городах и районах республики продолжали работать пионерские лагеря и площадки.
Трудовой подвиг советского народа в годы войны
Трудовые подвиги во время вов проект - 86 фото | «Трудовой подвиг ульяновцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». |
Трудовой подвиг советского народа 1941-1945 г.г. | Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. |
Земляки. Подвиг трудового тыла (Марина Василькова -Мосур) / Проза.ру | Все дальше и дальше во времени подвиг наших отцов и дедов, завоевавших Великую Победу. |
Новосибирцы работали для фронта без выходных и праздников - Российская газета | Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. |
Ковали Победу
Во время войны свою работу не прерывали и астрономы, исследования которых имели в первую очередь оборонное значение. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов!
Новосибирцы отличились во время войны
- Земляки. Подвиг трудового тыла (Марина Василькова -Мосур) / Проза.ру
- Новосибирцы отличились во время войны
- Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ
- Последние вопросы
Тюмень в годы Великой Отечественной войны
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. Во время Великой Отечественной войны жители окружного центра работали самоотверженно на благо Родины. Во время Великой Отечественной войны, когда здоровые молодые люди массово уходили на фронт, их рабочие места и должности занимали женщины. Важно понимать, что трудовые подвиги Великой Отечественной войны не менее важны, чем фронтовые, так как без тыла не было бы оружия. они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. Народная, священная война.
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
«Все для фронта! Все для Победы!» История трудового подвига советского народа | МуZей Победы | Дзен | За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». |
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу | В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. |
Трудовой подвиг павлодарцев в годы Великой Отечественной войны
Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са. Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях. Великая Отечественная Война.
Их подвиг равен фронтовому
Рашев, мотористы Е. Звягин, М. Колов, Ф. Шекунов, Антипин, плотник судоремонта П.
В дни Предмайского социалистического соревнования коллектив строителей добивается новых успехов в своей работе. Нет ни одной бригады, звена, рабочего, не включившихся в Предмайское соревнование. Пример боевой работы показывает бригада А.
Барыкина, выполняющая дневной график на 120 и более процентов. В этой бригаде отличаются комсомольцы Краснов Иван и Гилев Петр. Хорошо работают звенья строителей С.
А те в свою очередь подарили дедушке шесть внуков и шесть внучек. Скончался Максим Алексеевич 13 марта 2007 года в возрасте 94 лет. По воспоминаниям родных, прадедушка любил играть на гармони и петь песню «На сопках Маньчжурии». Это был очень добрый, открытый, душевный человек. Военные испытания закалили его характер. Любовь Алексеевна Газеева. Такой же сильной женщиной была и его сестра — Любовь Алексеевна Газеева, 1923 года рождения.
В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. Она вспоминала о том, что в те годы хлеба родились богатые, сена было много. Все нужно было прибирать вовремя. Поэтому жители поселка трудились даже ночью, спали по несколько часов в сутки. Любовь Алексеевна до войны выучилась на бухгалтера-учетчика. В 1942 году она получила броню, так как у нее был грудной ребенок. Ее назначили руководителем полеводческой бригады, она к концу дня учитывала объем выполненных полевых работ.
Для того чтобы проследить за ходом выполнения посевной, она ездила по полям на коне по кличке Моторчик. Также Любови Алексеевне приходилось самой скирды метать, сено косить, на сеялке стоять, потому что рабочих рук не хватало. Было очень тяжело выполнять всю мужскую работу, но женщины не жаловались. Он понимали, что этот труд необходим для Победы.
Согласно ему полностью из Москвы переводилось 18 наркоматов и главков, а частично 23. Возглавил ГКО И. Его заместителем стал В. Молотов, членами ГКО — К. Ворошилов, Г. Маленков и Л. За время своей работы ГКО принял 9971 постановление [3]. Это было вызвано необходимостью быстро решать оперативные вопросы, связанные с выполнением возложенных на народные комиссариаты задач, и, в первую очередь, с выполнением планов выпуска военной продукции. В своем выступлении он ответил на все главные вопросы, которые задавал себе каждый гражданин Советского Союза: Как так получилось, что мы заключили с Германией мирный договор, а она на нас напала? Почему Красная армия отступает? Что делать? Когда мы сможем изгнать врага? План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок. Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4]. Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы. О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7]. Как же железнодорожникам удалось перевезти такое количество груза и людей с учетом того, что паровозов в стране было всего около 26 тысяч, часть из которых попала под вражеские бомбежки или находилась в ремонте? Во многом это стало возможным благодаря новым методам организации работы: были внедрены скоростное формирование и скоростное продвижение маршрутов, вождение большегрузных составов весом 600-800 тыс. Причем сделано это было в условиях, когда немцы захватили Донбасс, и страна потеряла основного поставщика угля. Интенсивность движения была такова, что бывали дни, когда поезда шли на расстояние 800-1000 м друг о друга. Железнодорожники своим героическим трудом обеспечивали нужды фронта и тыла, несмотря на регулярные налеты немецкой авиации на важнейшие железнодорожные узлы, станции, мосты, воинские эшелоны и поезда. Только с 22 июня по декабрь 1941 года фашистская авиация совершила 5939 налетов на прифронтовые дороги и сбросила на железнодорожные объекты свыше 46 тыс. Сроки, в которые удалось эвакуировать основной промышленный потенциал, разместить предприятия на новом месте и организовать выпуск продукции просто поражают. Так, распоряжение вывезти трубопрокатный завод из Днепропетровска было отдано 7 августа, первый эшелон с заводским оборудованием отправился в путь 9 августа, а 24 декабря завод уже начал давать продукцию! Последняя группа работников Харьковского танкового завода покинула город 19 октября, а уже 8 декабря харьковские танкостроители собрали первые 25 танков Т-34 и отправили их на фронт [8]. К концу 1941 года в новых местах дислокации было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения [9]. Во многом благодаря хорошо организованной и проведенной масштабной эвакуации промышленности и трудовых ресурсов на Восток, к концу декабря 1941 года падение промышленного производства было приостановлено, а с марта 1942 года его объем стал возрастать. Именно это позволило к началу 1943 года иметь такую военную экономику, которая обеспечила проведение крупнейших стратегических операций: Курская битва и Киевская наступательная операция. Верт, побывавший на многих фронтах и долгие годы живший в СССР, в своей книге «Россия в войне: 1941-1945 гг. Наркоматы: путь на Восток! В сентябре 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения. Еще до войны были учреждены наркоматы авиационной промышленности, вооружения и боеприпасов.
А ведь впереди была еще Великая Отечественная. Блокадная Джоконда Учащиеся ремесленного училища за сборкой минометных мин в блокадном Ленинграде Из-за нехватки рабочей силы на заводах наравне с женщинами работали подростки 14—16 лет и даже младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет. Сталина, который долгое время был единственным советским предприятием, где выпускали моторы для истребителей, трудились около 8000 подростков. Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха — ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было…» — вспоминала Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. По воспоминаниям другой работницы завода, Анны Титовой, особенно тяжело работать было зимой: «Работали мы по 12—16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках». Чтобы поддержать боевой дух ребят, руководитель завода, генерал Анатолий Солдатов за переработку нормы поощрял юных передовиков подарками: парой валенок и — вот настоящая ценность! Токарь 3-го разряда пятнадцатилетняя Вера Тихова слева у станка в блокадном Ленинграде. Воскова в блокадном Ленинграде После награждения юным токарям, электрикам, слесарям и контролерам полагался обед: суп, каша, чай вместо обычной баланды. Сегодня собирательным образом работающих подростков военного времени стала так называемая «блокадная Джоконда» — фотография токаря Петроградского завода Веры Тиховой. В свои 15 лет девочка выполняла полторы взрослые нормы и даже стала токарем 3-го разряда. За баранкой Мария Яковлева. Автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» , который она водила «Песенка фронтового шофера» стала гимном тех, кто во время войны не расставался с «баранкой». В основном шоферами во время войны были женщины. Находились в прифронтовой полосе. Идет наступление — и мы рядом. Отступление — и мы назад тарахтим котелками. Днем были занятия, вечером до 11 часов — строевая подготовка», — вспоминала фронтовой шофер Екатерина Васильченко. Другая участница войны, Мария Яковлева, вспоминает, что прорывалась на фронт буквально с боем — девушку неполных 17 лет не хотели брать, пока она не показала свежее водительское удостоверение — «Водители нам нужны! На морозе очень долго приходилось крутить ручку, чтобы завести мотор. Летом он заводился быстрее, поэтому мозоль с руки исчезал.