Почему среда и пятница считаются постными днями. В среду, 17 апреля, митрополит Челябинский и Миасский Алексий возглавит вечернее богослужение, известное как стояние Марии Египетской. Какие названия имеют недели Великого поста, чем отличаются первая и последняя (страстная) седмицы от остальных, в какие дни можно есть только постные блюда, а когда допускается рыба, значимые даты недель Великого поста в 2024 году в России — в материале РИА Новости.
Почему четверг стал рыбным днем
Почему установлены для поста именно эти два дня в неделю — среда и пятница? Среда и пятница – дни поста в православии: почему они и что можно есть – исчерпывающая информация. Мы расскажем как поститься в эти дни, что можно есть и предложим меню на каждый день.
Почему среда и пятница постные дни для православных
Вообще, в христианстве существует шесть степеней ограничений на время поста. Шесть степеней поста по церковному Уставу: воздержание только от мяса, все остальные продукты дозволяются — такое правило действует для мирян только на масленичной неделе; воздержание от мясной пищи, яиц и молочных продуктов, при этом разрешаются рыба, горячая растительная пища, растительное масло, вино; воздержание от любой пищи животного происхождения, разрешаются горячая растительная пища с растительным маслом и вино; помимо указанных выше продуктов запрещаются растительное масло и вино, разрешена горячая пища без масла; сухоядение — дозволяются хлеб и вода, сырые фрукты и овощи, сухофрукты и орехи; полное воздержание от пищи и питья. Великий пост 18 марта — 4 мая Великий пост, который предшествует важнейшему христианскому празднику — Пасхе, является одним из самых строгих и самым продолжительным. Первую неделю верующие проводят с особой строгостью: в первый день принято полное воздержание от пищи, со вторника по пятницу разрешено сухоядение, в субботу и воскресенье можно есть горячую пищу с маслом. Со второй по шестую недели на понедельник, среду и пятницу церковь устанавливает сухоядение, во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла, в субботу и воскресенье масло допускается. На последней неделе — Страстной седмице — верующие соблюдают сухоядение, в пятницу нельзя принимать пищу до выноса плащаницы. Что касается послаблений, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля, а также в Вербное воскресенье Вход господень в Иерусалим разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. Петров пост 1—11 июля Пост перед праздником в честь апостолов Петра и Павла в 2024 году длится недолго и не предполагает очень строгих ограничений. Начинается Петров пост на 57-й день после Пасхи, через неделю после праздника Святой Троицы.
Заканчивается он всегда 11 июля, то есть длительность Петровского поста каждый год разная. В понедельник — горячая пища без масла, а в среду и пятницу — сухоядение. В День Рождества Иоанна Предтечи 7 июля также разрешена рыба, даже если этот праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу. Успенский пост 14—27 августа Успенский пост, который предшествует празднику Успения Пресвятой Богородицы, длится всего две недели, однако по своей строгости не уступает Великому посту. По вторникам и четвергам разрешена горячая пища без масла. По субботам и воскресеньям масло разрешено. В День Преображения Господня 19 августа разрешается рыба, независимо от того, на какой день недели выпадает праздник. Рождественский пост 28 ноября — 6 января Пост перед праздником Рождества Христова каждый год выпадает на одни и те же даты.
У древних христиан среда и пятница назывались иногда днями стояний. Так у первых христиан назывался пост, соединенный с молитвой, потому что христианин на земную жизнь свою должен взирать как на стражу Господню, и на себя как на воина Христова, призванного постоянно вести духовную брань не с кровию и плотию, нок началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным, и после победы над ними восприять некогда венец вечной, блаженной жизни Ефес. Заказывал ламинат в киеве в интернет-магазине Портес. Очень быстрая доставка. Амвросий Медиоланский, для нас суть лагери, защищающие нас от нападения дьявола, и называются стояниями, потому что мы, стоя и пребывая в них, отгоняем злокозненных врагов. Действительно, посты служат для христиан лагерями, за черту которых, если кто уклоняется, попадает в плен духовного фараона или погибает в греховной пустыне». Епифаний Кипрский, изображая пощение древних христиан в среду и пяток, говорит: «в церкви бывают собрания, учрежденные Апостолами, в среду и пяток и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа до 3 по полудни , потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни постится в исполнение слов Иисуса Христа: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни Лук. Пост для нас учрежден не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшего за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которыя терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами».
Ефрем Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий». Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором - ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.
В Великий четверг, также известный как Чистый четверг, устраивают генеральную уборку, занимаются выпечкой куличей и окрашиванием яиц. В этот день в меню должны присутствовать горячие блюда и овощные супы. В Великую пятницу, когда Христос был приговорен к распятию, рекомендуется полностью отказаться от употребления пищи. Если соблюдение поста дается с трудом, можно ограничиться небольшим количеством хлеба и воды. В Великую Субботу, последний день Великого Поста, снова сухоядение. В этот день в церквях освящают пасхальные угощения, включая куличи и яйца. Воскресенье Христово является окончанием Великого Поста, и в этот день все ограничения снимаются. Меню может быть максимально разнообразным.
КАК СОБЛЮДАТЬ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ
В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения. Скажите, пожалуйста, а почему понедельник, среда и пятница являются днями более строгого поста, а в течение всего года только среда и пятница постные? По христианской традиции, самыми строгими постными днями, причём круглый год, являются среда и пятница.
Дни поста в православии
Сейчас существует огромное количество постных рецептов, поэтому вы и в пост можете продолжать есть вкусную и полезную пищу (ниже будет ссылка на несколько вариантов постного меню на каждый день). Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. Тегипочему среда и пятница считаются постными, почему среда и пятница постные дни. На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу. по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас".
Строгие дни. Что можно и нельзя есть по понедельникам, средам и пятницам
Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза завтрак и обед , которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот. Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т.
От добровольного к обязательному В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его пост по своему собственному усмотрению».
Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным. Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» IV в.
Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон.
IV — нач. Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост».
Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года. Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы. Средство или цель?
Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором — ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута. Воспоминание в христианстве — это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.
Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории — Распятию и Воскресению Христа. И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» — семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.
Есть еще постные дни — среда и пятница. Почему Церковь установила их как постные? Какой в них смысл? Не слишком ли много постов? Митрополит Иларион: Среда и пятница — это дни в церковном календаре, которые посвящены воспоминанию страданий Спасителя.
При этом пост послабляется в среду и пятницу летнего, осеннего и зимнего мясоеда до рыбы. Список таких дат- чуть ниже. Во все остальные праздники средние и малые — только разрешение на вино и елей. Богослужебные указания, «Правило устава О разрешении всего лета», Номок. Православный календарь снабжен специальными знаками, которые проставляются обычно на полях около праздничного события или памяти святого. Объяснение знаков содержится в 47 главе Типикона «О знамениях праздников великих, и средних, и малых». Количество знаков, применяемых в Типиконе — 5, а количество служб, разделяемых по рангу — 6 самая «непраздничная» служба не обозначается никаким знаком.
Опять же, для мирян в непостные дни года «предписывается в хозяйстве особое рассуждение, если в среду или пяток память чтимого святого или именины». Так что, тут уж как ваш священник благословит. Известно, что на престольные праздники из «категории средние и малые» настоятели благословляют к братской трапезе и рыбку. Большие праздники в 2024 г.
Набитый желудок уже не мешает молиться, воспринимать Божью благодать. Пищевое воздержание должно помогать в духовных делах, а не лишать человека способности радоваться жизни. У христианина два духовных орудия - молитва и пост, одно без другого не может быть полноценным. Об этом писал апостол Матфей в 17 главе своего Евангелия. Сам призвал верующих бороться с демонами при помощи этих средств. Поэтому, отказываясь от мяса, не отказывайтесь и от молитвы, творите дела милосердия, будьте добры к окружающим. Тогда пост станет важной ступенью в деле духовного роста. Человек — духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку. Потому любой пост — однодневный или многодневный — является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу — во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа — это всадник, а тело — лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. Потому что конечная цель жокея и его коня — прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу — к Царствию Небесному. С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания — Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок. С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. То есть пищевой пост — это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа. То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них — любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен». Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера — это касается богослужебного дня, т. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню — то есть с утра и до утра богослужебный же день — с вечера и до вечера. Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу если следовать логике разрешения поста вечером. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии. Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста. Конечно, в современных реалиях практика однодневного среда и пятница поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день. Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда — предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница — день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас. Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. Молитва и пост — вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу — путем любви к Всевышнему и к ближнему своему. Иерей Андрей Чиженко Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.
Почему был установлен пост в среду и пятницу?
В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено. В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. Тегипочему среда и пятница считаются постными, почему среда и пятница постные дни. Кайтесь, кто не соблюдает среду и пятницу, не чтит воздержанием дней страданий Христовых.
Пост в среду и пятницу
Среда и пятница – дни поста в православии: почему они и что можно есть – исчерпывающая информация. Почему среда и пятница постные дни и что можно есть в эти дни. Посты по средам и пятницам: значение, почему необходимы ограничения, что можно и нельзя есть в эти дни, кому разрешены послабления.