Новости ольга чегодаева капабланка

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. Уникальные мемуары русской княжны Ольги Чегодаевой, жены величайшего шахматного гения – кубинца Хосе Рауля Капабланки, – пролежали в моем архиве много лет. Ольги Чубаровой-Чегодаевой-Капабланка-Кларк не стало в 1994 году, ей было 95 лет. После смерти Капабланки Ольга еще дважды выходила замуж – за олимпийского чемпиона по гребле и за героя Америки, адмирала Кларка.

Уна О’Нил и Чарли Чаплин

  • Похожие книги
  • «Из России с любовью»: любовный гамбит – Новости – Домашний
  • Бриллиантовая заколка. Ольга Чегодаева (Евгений Хацкельсон) / Проза.ру
  • Читать Мои Великие старухи онлайн - Феликс Медведев
  • Сегодня, 31 декабря в истории:
  • Кто из шахматных королей женился на русской княгине? | Биографии | ШколаЖизни.ру

Капабланка. Шахматный король и его королева

Когда он приезжал на турниры, женщины поджидали его у входа. Он был очень влюбчивым, и связывать себя узами брака известный шахматист и дипломат не спешил. Во время его визита в Петербург у него было несколько романов с балеринами Большого театра. А женился Хосе все-таки на кубинке, Глории Бетанкур, и, как он и мечтал, его двое детей родились на Кубе.

Правда, этот брак продлился недолго — до того момента, пока он не встретил русскую княгиню Ольгу Чегодаеву. Гроссмейстер Хосе Капабланка с супругой Ольгой Фото: chesshistory. В 1921 ее семья эмигрировала в Константинополь, где Ольга вышла замуж за князя Чегодаева.

Позже они переехали в Америку, где она и встретилась с Хосе Капабланкой. Супруга Глория отказывалась сопровождать гроссмейстера на турнирах, и по Европе он путешествовал один. Их отношения начали портиться, они постепенно отдалились друг от друга.

Когда они встретились с княгиней Чегодаевой, его семья уже фактически распалась. Хосе Рауль Капабланка и его жена Ольга Фото: chesshistory. Об их знакомстве она позже писала в своих воспоминаниях: «Все начали танцевать, кроме одного мужчины.

Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной.

Вера была бедной эмигранткой из России и, конечно же, отлично знала, что перед ней сам маэстро Кальман. Решив воспользоваться случаем, она попросила работу в труппе венского театра: там как раз шла оперетта Кальмана «Герцогиня из Чикаго».

Закрутился роман, скоро Кальман сделал предложение руки и сердца, и «Верушка», как он звал любимую, его приняла. В честь жены маэстро создал одну из самых своих известных оперетт: «Фиалки Монмартра». Эту русскую называли авантюристкой, приписывали ей меркантильные соображения, считали хищницей.

А Майя, как называли Марию близкие, безоглядно любила Ромена. Она прочитала его книгу «Жан-Кристоф» еще в 1922 году и тут же написала автору письмо на французском языке. Он в ответ пригласил поклонницу в Швейцарию, и она приехала.

Вскоре они поженились. Благодаря Майе Роллан горячо полюбил Советский Союз. Он посетил Москву и пообщался с Иосифом Сталиным, описал свое путешествие в самых восторженных словах и был признан в нашей стране прогрессивным писателем.

Злые языка говорили, что Кудашева была агентом советской разведки, что она выполняла задание завербовать французского писателя. Но какое все это имеет значение даже если это все и правда по сравнению с той нежностью и преданностью, которую Мария Кудашева, по признанию самого Роллана, дарила ему все годы, что они были вместе.

Медведев, оказавшийся в нужный момент в нужном месте. Да, в общем хоре голосов времени звучала, как туго взведенная струна, интонация журналиста, вызывавшего своих героев на откровенный разговор и добивавшегося предельной искренности. Как явствовало из "огоньковской" хроники, неуемный Ф. Медведев также успевал проводить творческие вечера журнала в многотысячных залах Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Дубны… Когда открылись границы, известный интервьюер посетил многие страны, где проживали наши соотечественники. Он рассказывал о них в журнале и на телевидении. Его авторская телепрограмма "Зеленая лампа" была для московской интеллигенции символом набиравшей силу гласности. Когда позже, через несколько лет, я узнал, что знаковая евтушенковская антология "Русская муза XX века" делалась тоже с участием Феликса Медведева, библиофила, знатока поэзии, я не очень удивился. Другими словами, в ту баснословную эпоху журналист Медведев был, что называется, на виду у всей страны.

На "турнире чемпионов" в Санкт-Петербурге 1914 занял второе место, вслед за чемпионом мира Эм. Наблюдая за соперничеством двух сильнейших шахматистов мира, молодой композитор Сергей Прокофьев сравнил их с двумя гениями музыкального мира: "... Претендент становится чемпионом. В последующие годы, готовясь к матчу с Ласкером, Капабланка установил феноменальный рекорд - в течение 1916-1924 годов не проиграл ни одной партии в трех турнирах и двух матчах; написал знаменитую автобиографическую книгу "Моя шахматная карьера" 1921. В 1925 году участвовал в первом Московском международном турнире, во время которого снялся в комедийном фильме "Шахматная горячка" режиссер Всеволод Пудовкин , где сыграл самого себя.

В 1927 году уверенно победил на международном турнире в Нью-Йорке, опередив второго призера Александра Алехина на 3,5 очка. Поражение заставило Капабланку вновь серьезно заняться аналитической работой. Он активно участвовал в соревнованиях: в 1928-1931 годах сыграл в 10 турнирах, в семи из них заняв первое место.

Капабланка был женат на русской княгине. Восемь лет рядом с Ольгой были лучшими в жизни гения

Со второй своей женой, русской княгиней Ольгой Чегодаевой, Капабланка познакомился в Нью-Йорке, и с этого дня они не расставались. и больше они не расставались. Гениальный кубинский шахматист Хосе Рауль Капабланка и русская красавица-поэтесса княгиня Ольга Чегодаева. Их брак, по словам Капабланки, был его самой блестящей партией. Новости. Контакты. Московский Дом Ахматовой. Впоследствии Капабланка познакомился с Ольгой Чегодаевой, русской княгиней, вдовой эмигранта. Перевод на русский: А. Ельков (Хосе Рауль Капабланка — молодые годы); 2009 г. — 1 изд.

В тренде на этой неделе

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Леденец за щёку
  • Рекомендуем
  • Правила комментирования

Капабланка. Шахматный король и его королева

Смотреть видео про Ольга чегодаева. и больше они не расставались. Гениальный кубинский шахматист Хосе Рауль Капабланка и русская красавица-поэтесса княгиня Ольга Чегодаева. Их брак, по словам Капабланки, был его самой блестящей партией. Рассказывает княгиня Ольга Чегодаева, вторая жена Капабланки: «Помню, в Париже в 1937 году был приём в кубинском посольстве в честь Риббентропа. Русская княгиня и кубинский шахматный король, Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка, были самой эффектной парой на бесчисленных дипломатических приемах и балах, которые Ольга называла партиями. Хосе Рауль Капабланка и Ольга Чегодаева.

5 шахматистов, которые пользовались у женщин феноменальной популярностью

Хосе Рауль и княгиня Ольга (воспоминания Ольги Капабланка - Чагодаевой) - бесплатно полную версию (целиком). После смерти Капабланки Ольга еще дважды выходила замуж – за олимпийского чемпиона по гребле и за героя Америки, адмирала Кларка. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Хосе Рауль Капабланка

Ты должен также научиться хорошо плавать и быть хорошим боксером, чтобы уверенно чувствовать себя как на море, так и на суше. Постарайся быть человеком широкой эрудиции. Нет в мире ничего более занимательного, чем книги. Но при этом помни, что нужно быть полезным для человечества. Будь прямым и честным человеком.

Твой отец обнимает тебя со всей любовью. Когда Капабланка писал свое завещание, его сын был еще очень маленьким, и поэтому чемпион мира на отдельном листке добавил: «Для моего сына Хосе Раули, когда ему исполнится десять лет и потом для всей его жизни Странный визит Матч на первенство мира Ботвинник — Петросян называли в Москве еврейско-армянской битвой во славу русского народа. Тем более, что у еврея Ботвинника жена была армянкой, а у армянина Петросяна — еврейкой. В Театре эстрады, где протекало сражение, большинство зрителей были армяне многие специально приехали из Еревана поболеть за своего земляка , и надо сказать, не все отличались большой культурой.

Во всяком случае, когда в зале появился замечательный композитор Арам Хачатурян, его почти никто не узнал. А один из болельщиков высказал предположение, что это сам Капабланка посетил матч. Действительно, у композитора был такой же импозантный вид, как у кубинца, умершего за 21 год до матча в Театре эстрады. И вот уже по рядам пошел шепот: «Капабланка, Капабланка...

Понравилась статья?

Меня зовут Капабланка». На следующее утро раздался телефонный звонок. Это был Капабланка. Капабланка умер от инсульта в 54 года.

Через некоторое время Ольга вышла замуж за всеобщего американского любимца — адмирала Ж.

Его русская жена Ольга в славе своей и красоте не отставала от именитого мужа. Русская княгиня и кубинский шахматный король, Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка были самой эффектной парой на бесчисленных дипломатических приемах и балах, которые Ольга называла партиями. Ольга боготворила своего гениального мужа, готова была идти за ним хоть на край света, вот только в Советском Союзе ей не пришлось побывать с ним никогда.

Наблюдая, как отец играет в шахматы, четырехлетний малыш сам освоил премудрости этой игры. Уже в 13 лет мальчик стал чемпионом Кубы по шахматам. Еще в молодости игру Капабланки отличали точность и поразительная быстрота расчёта вариантов. На пике своей шахматной карьеры, в период с 1914 по 1922 годов, Капабланка приобрел репутацию «шахматной машины в образе человека». Он слыл виртуозом шахматной техники и умел легко разыгрывать сложные положения и никогда не попадал в цейтнот.

Шахматиста всегда отличало изумительное чутьё. Именно благодаря своей интуиции, он опроверг многие старые шахматные правила. Однако именно его самоуверенная надежда на одну лишь интуицию и стала причиной проигрыша матча на первенство мира русскому гроссмейстеру Александру Алехину. Это поражение многому научило Капабланку, он начал более серьёзно подходить к вопросам теории шахмат, чем и объясняется взлёт его карьеры в более поздний период. Но матч-реванш между Алехиным и Капабланкой так и не состоялся.

Замуж за гения. Реальность и фантазии княгини Чегодаевой- Капабланки - 10 марта 2024 года в 22:00

И снова Крамник – Топалов! Талисманом Капабланки была хрустальная роза-подарок его матери, которую выкрал Алехин однажды, строя козни Раулю через О. Чегодаеву, чтобы психически вывести его преред игрой, потому что Капабланка всегда носил свою розу с собой, а потеряв ее он лишился уверннности.
«Из России с любовью»: любовный гамбит – Новости – Домашний Смотреть видео про Ольга чегодаева.
Канал Россия-Культура (+0): телепрограмма на сегодня Рассказывает княгиня Ольга Чегодаева, вторая жена Капабланки: «Помню, в Париже в 1937 году был приём в кубинском посольстве в честь Риббентропа.

Русские музы знаменитых людей

Хитрец Ласкер А тут еще тягомотина, связанная с организацией матча на первенство мира. Она началась в 1911 году и продолжалась долгих 10 лет. Ласкер, ставший чемпионом мира в 1894 году, «умело маневрировал», выдвигая порой такие условия, которые горячий Капабланка просто не мог принять. Твердо придерживаясь «лирической линии», смею предположить, что в 1911 году Эмануэлю было просто не до шахмат. Дело в том, что еще в 1902 году он познакомился с Мартой Кон, женой владельца музыкальной фабрики.

Они горячо полюбили друг друга, но фрау Кон была очень набожной особой и сразу же заявила, что от мужа не уйдет, так как он серьезно болен и в ней нуждается. Эмиль протянул, вопреки прогнозам, долгих 9 лет, и именно в 1911 году любящие сердца воссоединились. А вообще, Ласкер был еще тот лис. Рассказывали, что некий американский миллионер, пригласив на обед Ласкера и одного из сильнейших на тот момент венгра Мароци, предложил им перед обедом сыграть на ставку партию в «алкогольные шахматы» — фигуры были сделаны в виде стеклянных бутылок со спиртным, их размер и вид спиртного определялся силой фигуры.

По условиям игры, после взятия фигуры противника игрок обязан выпить все ее содержимое. Ласкер, играя белыми, на третьем ходу отдал ферзя, который представлял собой достаточно внушительную бутылку коньяка. Мароци был вынужден выпить его, захмелел и быстро проиграл. Но как ни отбивался чемпион мира, им с Капабланкой все-таки пришлось «скрестить» шахматные фигуры.

Случилось это в 1921 году в Гаване. Но удача сразу отвернулась от чемпиона мира. Капабланка играл свежо, напористо, к тому же Ласкер не мог избавиться от ощущения, что кубинец «читает его мысли»: какую он комбинацию не задумает, а у Хосе Рауля уже готов ответ… Бедный-бедный Ласкер. Он и предположить не мог, что везде и во всем нужно искать женщину — в это время Капабланка, наконец, остановил свой выбор на даме сердца и поэтому из кожи вон лез, чтобы не разочаровать Глорию Симонии Бетанкур, которая согласилась стать его женой только при условии, что он станет чемпионом мира.

Бедняжка не знала, что женитьбой на ней шахматный гений пытается выкинуть из сердца актрису Кончиту Веласкес, с которой у Хосе Рауля был бурный роман, но она была несвободна и сказала возлюбленному, что ни за что не уйдет от мужа… Но вернемся непосредственно к поединку.

Я напомнил Владимиру один наш старый и банальный анекдот о том, что все девушки — ангелы, но откуда же берутся жены-ведьмы? У Володи, слава богу, с юмором все в порядке: он лишь посмеялся. С Мари они вместе уже года два. Никак не в порядке предостережения я напомнил ему, что к Капабланке в Европу во время турнира прилетела его русская красавица-жена Ольга Чегодаева, и назавтра маэстро зевнул своему сопернику фигуру. Впервые в жизни. Вроде бы специальные исследования на эту скользкую тему ни разу не велись, но многоопытные гроссмейстеры сами знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Тем более от свадьбы до шахмат у Володи был тот самый перерыв: от Нового до старого Нового.

Вот только прежде чем заговорить о Вейк-ан-Зее — основной теме сегодня в шахматном мире, позвольте несколько слов о вещах, тоже значимых. До сих пор, потихоньку слабея, но все же резонирует в мире тема, вызванная поражением чемпиона мира Крамника от компьютерной программы Fritz 10 — именно под этим именем она сейчас заполонила шахматный мир. Я знал, что за месяц до начала матча Крамник, получив в руки программу, с которой предстояло играть, воскликнул: «Не представляю себе, как добиться даже ничьей! Через неделю он уже поделился возникшей мыслью: «Как делать ничьи — вижу. Теперь надо понять, как у нее выигрывать». Этого сделать Владимир не успел и проиграл «чисто по-человечески», зевнув мат в один ход. Такое водилось даже за Ботвинником, не говоря о Тале, Чигорине, Спасском et cetera, et cetera, et cetera. На свадьбу деньги нужны?

Ответ был коротким и оглушительным: — Да нет. Просто я подписал контракт на этот матч еще до того, как наш поединок с Топаловым за корону стал реальностью, и ход назад взять уже не мог. Но в принципе тема «Человек — компьютер» в шахматах себя исчерпала, и я не верю, что серьезные гроссмейстеры в дальнейшем станут повторять мой опыт. Я ведь до этого был единственным, кто компьютерам матчи не проигрывал… Действительно, Крамник как-то особо умел заставить железяку играть по-человечески и совсем не в «бисову силу».

Nc3 Nbd7 5. Bg5 Bb4 6. Bd3 Qa5 8. Qb3 Ne4 9. O-O Nxg5 10.

Nxg5 cxd4 11. Nb5 Nc5 12. Qc2 Nxd3 13. Qxd3 a6 14. Nxd4 dxc4 15. Qxc4 Bd7 16. Nb3 Qxg5 17. Qxb4 Bc6 18. Qd2 Qxd2 20.

Nxd2 O-O-O 21. Nc4 Bxe4 22. Rfc1 Kb8 23. Nxa5 Rc8 25. Rxc1 Rc8 27. Kf2 Kc7 29. Ke3 Kb6 30. Kd3 e5 33. Ke4 Kd6 36.

Kxf4 Kc5 38. Ke4 b5 40. O-O Nxe4 6. Re1 d5 8. Nxd4 Bd6 9. Kh1 Qh4 11. Kxh2 Be6 15. Be3 f5 16. Nc3 Ke7 17.

Kg3 h5 19. Kh2 gxf5 21. Ne2 b5 22. Bb3 Bxb3 23. Rd1 Rad8 25. Rxd8 Kxd8 26. Nd4 Kd7 27. Nxf5 a5 28. Nxh4 a4 29.

Ng2 Rb8 31. Bd4 Rb4 32. Bg7 Rc4 33. Ne3 Rc6 34. Bc3 Kd6 36. Bd4 Kd7 37. Nd5 Rc6 38. Be3 c6 40. Nc3 Ke6 41.

Nxa4 Rg8 42. Nb6 Rg7 44. Nd6 Rg8 46. Nxb5 Rg6 48. Ne2 Ra6 50. Nd4 Kd5 51. Kf6 Rh7 56. Kg6 Rc7 57. Bf4 Rc8 58.

Be3 Rc7 59. Kf1 Ra7 64. Kd1 Kc4 66. Nf5 Kd3 68. Nd6 Rh8 69. Bb3 O-O 8. Nxe5 Nxe5 11. Rxe5 Nf6 12. Re1 Bd6 13.

Qf3 Qh4 15. Kf1 Bxg4 17. Re3 19. Rae8 20. Rxg3 21. Nxf2 16. Re2 16. Qxf2 Bg3 18. Qe3 Bxe1 19.

Qxb7 Nd3 18. Re2 Rae8 18... Qg3 19. Nf4 20. Rxe2 Qxe2 23. Qf3 Qxf3 24. Qg2 Qh4 22. Be3 Rae8 23. Nd2 Bf4 24.

Nf3 Qh6 25. Qf3 Rxe2 20. Qxe2 Qg3 21. Ke2 Nxb2 24. Bg4 17. Qf1 Bxe2 19. Kf1 Bg3 19. Ke2 Bxf2 21. Bd2 Bh4 22.

Kc2 Bf2 25. Qf3 Qg1 26. Bd5 c5 27. Ra6 bxc3 32. Nxc3 Bb4 33. Bxc3 h6 35. Kh7 37. Rxh6 37. Qxf7 39.

Nf3 Nbd7 7. Qc2 c5 8. Rd1 Qa5 9. Bd3 h6 10. Bh4 cxd4 11. Bxc4 Nb6 13. Bb3 Bd7 14. O-O Rac8 15. Ne5 Bb5 16.

Rfe1 Nbd5 17. Bxd5 Nxd5 18. Bxe7 Nxe7 19. Qb3 Bc6 20. Nxc6 bxc6 21. Re5 Qb6 22. Qc2 Rfd8 23. Ne2 Rd5 24. Rxd5 cxd5 25.

Qd2 Nf5 26. Qd3 Rc6 29. Kf1 g6 30. Qb1 Qb4 31. Kg1 a5 32. Qb2 a4 33. Qd2 Qxd2 34. Rxd2 axb3 35. Rd3 Ra6 37.

Nc3 Rc2 40. Nd1 Ne7 41. Kf2 Nc6 43. Nd1 Rb1 44. Ke2 Rxb3 45. Ke3 Rb4 46. Nc3 Ne7 47. Kf2 g5 49. Ke1 Ra2 55.

Kf1 Kg7 56. Re3 Kg6 57. Rd3 f6 58. Re3 Kf7 59. Rd3 Ke7 60. Re3 Kd6 61. Ke1 Rg2 63. Kf1 Ra2 64. Re3 e5 65.

Rd3 exd4 66. Rxd4 Kc5 67. Rd1 d4 68. O-O d6 5. Nc3 Be7 7. Bxc6 Bxc6 8. Qd3 exd4 9. Nxd4 Bd7 10. Bg5 O-O 11.

Rae1 h6 12. Bh4 Nh7 13. Bxe7 Qxe7 14. Nd5 Qd8 15. Nc3 Qb6 18. Kh1 Nf6 20. Rd1 Re7 22. Rfe1 Rde8 23. Re2 Qa5 24.

Rf1 Qh5 25. Kg1 a6 26. Rff2 Qg6 27. Rf3 Qh5 28. Kh1 Ne5 31. Qd2 Nxf3 32. Nxf3 Qf6 33. Re3 Bf5 36. Qd3 g5 37.

Nd2 Bg6 38. Qb1 Qe5 42. Qe1 Kh7 43. Qg3 Qxg3 45. Rxg3 Ra3 46. Kh2 Rb7 47. Nc4 Ra1 49. Ne5 Rc1 50. Nxc6 Re6 52.

Nd8 gxh4 53. Rd3 Rf6 54. Nd5 Rff1 56. Nc3 exd4 7. Nxd4 Be7 8. Re1 O-O 9. Bf1 Re8 10. Qxd4 Be6 12. Qf2 c6 13.

Bd2 Qb6 14. Kxf2 d5 16. Rac1 b5 19. Kg2 Nxe5 21. Kg3 h5 23. Bf4 f6 24. Bxe5 fxe5 25. Bd3 Bf7 26. Re2 Bd6 28.

Kg2 Kg7 29. Rce1 Re7 30. Nd1 Rf8 31. Nf2 Be8 32. Bb1 Bc6 36. Rd1 R3f4 37. Be4 Bc5 38. Nd3 dxe4 0-1 window. Be3 Na5 12.

Bc2 Nc4 13. Bc1 c5 14. Bb2 Nc6 16. Nbd2 Nxc2 18. Qxc2 Re8 19. Qd3 h6 20. Nf1 Nd7 21. N3d2 Bf6 23. Bxf6 Qxf6 24.

Qe3 bxa4 27. Ng3 Qe5 31. Kg2 Rab8 32. Rab1 f6 33. Re2 Qb3 36. Nd4 Qxe3 37. Rxe3 Rb8 38. Rc3 Kf7 39. Kf3 Rb2 40.

Nge2 Bg8 41. Ne6 Nb3 42. Kf2 Ke7 45. Ke1 Nb1 46. Rd3 a3 47. Nd4 Rb6 49. Nf3 g6 3. Bf4 O-O 5. Nbd2 d6 6.

Bc4 b6 9. O-O Bb7 10. Qe2 Qc7 11. Bh2 Rae8 12. Rac1 Qb8 15. Bb5 Rxc1 17. Rxc1 Rc8 18. Bc6 Bh6 19. Nxd2 Bxc6 21.

Nb3 Nf8 23. Qd3 Ne6 24. Kf1 Qb6 25.

Я не сдержалась: «Неправда! Ни у кого в жизни я не просила автографов!

Ведь я общалась с разными известными людьми, в том числе и с Пабло Пикассо, но и у него не попросила автографа. Я ни перед кем никогда не испытывала благоговения, для меня существует человек и все. Лиля Юрьевна спросила меня: «Люсенька, вы комсомолка? Лиля опять: «Семик, где вы ее нашли? И Эльзу Триоле я звала Эльзой.

С домом на Кутузовском у нас установился «ритуальный четверг», когда мы с Семеном приходили к ней и к Василию Абгаровичу Катаняну [9]. Хочу сказать, что у Кирсанова было какое-то особое отношение к этому дому, к Лиле Брик. Иногда я на это злилась, потому что он перед ней просто вытягивался во фрунт. Лиля язвила, она была резким человеком. При муже она задавала мне неловкие вопросы: курю ли я, пью ли я?

Могла задать любой вопрос, с потолка. Всякое случалось, но мы регулярно посещали этот дом. Часто приходил Андрей Вознесенский. Были люди из окружения Солженицына. Разные гости из других стран.

Конечно, мне было очень интересно. Кто-то назвал эту квартиру салоном, в таком толстовском, хорошем смысле слова. Не то чтобы люди приходили туда посплетничать, поболтать, многих притягивал ореол Маяковского. Каждый год день 14 апреля обязательно отмечался. Один стул пустовал.

Напротив стояла рюмка, которую ставили как бы для Маяковского. Несмотря на мой иногда проявлявшийся гонор, Лиля относилась ко мне все лучше и лучше. Однажды она меня спросила: «Люсенька, если бы сейчас я как раз сидела напротив этого стула сидел живой Володичка, между вами мог бы вспыхнуть роман? В этом доме о смерти Маяковского говорили постоянно. Именно от Лили я узнала подробности случившейся много лет назад трагедии.

И я понимала, что Маяковский остался главным человеком всей ее жизни. Я дотошно расспрашивала Лилю о тех днях. И она почти была уверена, что он убил сам себя. Рисковая выходка Кирсанова — Правда, в общих застольных разговорах возникали и версии убийства. Помню, однажды мы с Кирсановым проговорили на эту тему у Брик целую ночь.

Конечно, кое-что я уже забываю, но помню, что Лиля акцентировала, что предсмертная записка Маяковского датирована 12-м числом, а умер он 14-го. Лиля считала, что записка жгла его сердце, что он ее написал просто в минуту душевной слабости, еще не окончательно приняв страшное решение. Кирсанов «подливал масло в огонь», вспоминая эпизод, который случился за несколько дней до гибели Маяковского. В доме на Мещанской, где жили тогда друзья Маяковского — Катаев, Кирсанов и другие, была настоящая попойка, и Кирсанов «выкинул номер». Дело происходило на девятом этаже.

Семен с кем-то поспорил, сколько времени продержится на вытянутых руках, держась за перила, над лестничным пролетом. И если бы его не оторвал какой-то пожилой господин он был врачом , поднимавшийся по лестнице, Кирсанов разбился бы насмерть. Как знать, может быть, эта рисковая выходка Кирсанова каким-то образом подействовала на Маяковского? Хочу сказать, что Кирсанов не вел дневников, только иногда беспорядочно что-то записывал. Уже в конце жизни он подолгу лежал в больнице на Рублевском шоссе и что-то набрасывал в блокнотах.

У меня сохранилось несколько страничек из такой записной книжки, где он рассуждает, почему человек перед смертью вспоминает все самое яркое и сильное, что пережито им. Эти странички завершает такая фраза: «Вспомнил. Может, повеситесь на этих подтяжках? Я верю этим последним записям Кирсанова. Ведь они конкретны, они свидетельствуют.

Хотя Кирсанов, если честно, никогда не говорил ни «да», ни «нет». Он говорил загадками и, в частности, о том, что касалось смерти Маяковского. Лично я всегда переживала во время этих разговоров, потому что очень нежно и пылко относилась к личности Маяковского. Однажды в интервью польским журналистам Лиля Юрьевна заявила, что у Маяковского постоянно была повышенная температура, что он всегда был нездоров и поэтому мог покончить с собой… Друзья Маяковского, как мне кажется, срослись, сжились с ритмом жизни и характером поведения великого поэта. Во всем, в том числе и в быту.

Как-то Семен мне заявил: «Люся, почему-то мой голос стал хриплым. И почему-то я стал полнеть, а, может быть, мне плохо сшили костюм? Семен признался мне, что накануне трагедии с Владимиром Владимировичем он не мог уснуть, метался, пребывал почти в панике. Вообще на эту тему я могу говорить бесконечно. Считаю, что во всей этой трагической истории много неясного, и я пыталась подойти к ней со всех сторон.

Вы, например, знаете, что Маяковский сначала был влюблен в Эльзу? И то, что он это свое чувство свято хранил? Ведь я, так вышло, Эльзу Триоле знаю лучше, хотя с Лилей Юрьевной виделась больше. Четыре месяца мы с Кирсановым жили на вилле Эльзы и Арагона [10] рядом с музеем Родена. Общались, разговаривали, завтракали, ужинали, посещали музеи.

Вначале мы с Семеном жили в гостинице и платили по тогдашним временам не так уж дорого — 39 долларов в сутки. Вдруг примчалась Эльза и сказала: «Хватит», усадила нас в машину и привезла к себе. Она занимала целый этаж великолепного особняка — 10 комнат, и мы стали жить в двух из них. Рядом был кабинет Арагона. Мне казалось, что я была слегка влюблена в него.

Ведь бывают пожилые мужчины стройными, красивыми, вдохновенными. Я просыпалась всегда очень рано. Я любила наблюдать, как он работал: глядя в окно, держа в руках перо, иногда что-то бормоча. Я всматривалась в стеклянную дверь, в которой отражался его кабинет. Он прислал нам с Семеном домработницу Ларису, которая молча ставила на стол кофе, булочки… Все было прелестно, красиво… Потом мы куда-то уходили, у нас завязывались знакомства с писателями, художниками, актерами.

На другой день она повезла нас в другое кафе, тоже знаменитое, и нам очень там понравилось. В это кафе нужно было ехать к 12 часам ночи, когда собиралась богемная публика Парижа. Это было потрясающе! Никогда не забуду! Незадолго до поездки в Париж у меня неожиданно, в одну секунду, умерла мама.

И Эльза мне сказала: «Люсенька, я вас очень люблю и сочувствую вам…». На другой день после этого разговора Триоле мне иногда казалась странной она неожиданно спросила: «Люсенька, что вы больше всего любите из еды? Эльза недоверчиво посмотрела на меня, ведь она знала, что я не жила возле моря, и поняла, что устрицы я полюбила в Париже. И тут же совершенно серьезно: «Люсенька, я хочу вас удочерить». Я ответила: «Ах, Эльза, конечно, я буду вашей дочкой».

Хотя это было смешно. И добавила: «Эльза, я никогда не думала, что у меня появится вторая мама». Сказала искренне, но Эльзу почему-то обидели мои слова, больше она об этом не говорила. Потом мы уехали в Москву, Эльза проводила нас на вокзале. Она писала мне письма, не на французском, а на русском, который великолепно знала.

Я просила мужа свозить меня в Испанию. И вскоре мы полетели в Мадрид. Шел 70-й год. Потом мы были в Лондоне, там нас принимал знаменитый английский писатель Чарльз Питер Сноу. И вдруг я открываю газету — это было в июне 70-го — и узнаю, что умерла Эльза Триоле.

Мы бросились в советское посольство просить въездную визу во Францию. Лету 30 минут. Но нам отказали. Эльза Триоле и Луи Арагон похоронены там же, на вилле, где мы у них гостили. Мне так радостно и так грустно вспоминать время, проведенное с ними.

В те времена при встречах великого чилийского поэта в московском аэропорту «товарищи» в пальто и в шляпах предупреждали: «В гостиницу не ехать, домой не приглашать, туда-то и туда-то не ходить…». Уже при мне у Неруды был юбилей — 65 лет, и Кирсанов летал к нему в Чили. В подарок он отвез ему дивные литые медные дверные ручки, которые я обменяла у какого-то типа на бутылку за 2,87. Это были ручки от порушенного старинного особняка на Пятницкой. Какие они были тяжелые, эти ручки!

Я с трудом дотащила их до квартиры. Галина Серебрякова: она воспела женщин Французской революции Преданный партии «Враг народа» Писательница Галина Иосифовна Серебрякова родилась 7 декабря 1905 года в Киеве, умерла 30 июня 1980 года в Москве. Участница Гражданской войны. В 1919 году вступила в партию большевиков. В 1923 году вышла замуж за партийного работника Леонида Серебрякова, вскоре они расстались.

В 1925 окончила медицинский факультет МГУ. В этом же году вышла замуж за наркома финансов Г. Начала печататься с 1925 года. Одна из первых в советской литературе обратилась к созданию образа Карла Маркса. В сентябре 1936 года мужа арестовали, за членами семьи установили слежку.

Галину Иосифовну исключили из партии «за потерю бдительности и связь с врагом народа». После того как она написала письмо Сталину и Ежову, ее трижды вызывали на Лубянку для перекрестных допросов. Требовали дать ложные показания против мужа, отца и других деятелей государства, якобы организовавших заговор против Сталина. Попыталась совершить самоубийство и была помещена в психиатрическую больницу имени Кащенко. Книги писательницы изъяли из библиотек.

По легенде, в тюрьме кто-то заметил, увидев ее: «Умели враги народа выбирать себе баб». В 1939 году ей было предъявлено обвинение по статье 58 пп. Серебрякова виновной себя не признала. Серебрякову этапировали в Красноярск, где она работала в лагере на лесоповале. В августе 1956 года решением бюро Джамбульского обкома Галину Иосифовну восстановили в партии, преданность которой она сохранила и после реабилитации.

На собраниях писателей в 60-е активно выступала против либеральных тенденций. В тот момент в НКВД действовало личное распоряжение Сталина о полной ответственности детей с 15 лет за родителей. В 1945 году Зоря получила разрешение жить в Москве, поступила в МГУ, а в 1949 году была вновь арестована, ее муж получил 25 лет за «антисоветскую агитацию». Сына отправили в детский дом. Зорю Серебрякову освободили при Хрущеве.

Среди произведений Галины Серебряковой — «Женщины эпохи Французской революции» 1929 , трилогия «Прометей» «Юность Маркса», 1933—1934; «Похищение огня», 1951; «Вершины жизни», 1962 , «Странствия по минувшим годам» 1962—1963 , «Предшествие» 1965, о Ф. Энгельсе , «О других и о себе» 1968. Последнее интервью — Это правда, что у вас есть книга с автографом Бернарда Шоу? Она исчезла из моей библиотеки в середине 30-х годов. Я очень жалела этот уникальный экземпляр гранок пьесы «Плохо, но правда», который Шоу специально для меня «одел» в красную кожу с тисненым советским гербом и моими инициалами.

Он вручил мне свой подарок, когда я навсегда покидала Англию, и в привычном для него шутливо-игривом тоне сделал надпись: «Галине Серебряковой ввиду ее отъезда из несчастной Англии. Бернард Шоу. И вот лет восемь-десять назад Константин Симонов однажды мне сказал, что эта книга находится у него. Как несказанно я обрадовалась, когда он вручил ее мне. Вручил торжественно и в то же время с долей грусти: «Жаль мне с ней расставаться, не помню, по какому случаю я приобрел ее, но вот решил наконец вернуть книгу истинному владельцу».

Я считаю, что так мог поступить только человек щедрой души. А при каких обстоятельствах вы познакомились с Шоу? Тогда я познакомилась и с Гербертом Уэллсом. В ту первую встречу великий драматург много расспрашивал меня о Советском Союзе. Его интересовала организация у нас народного образования, жизнь писателей, книгоиздательское дело.

Мы подружились. Было ей тогда чуть больше двадцати лет. Книга имела необыкновенный успех, ее хвалили в печати, перевели на иностранные языки. Молодую писательницу поддержал Горький. Я попыталась возразить, но Горький заговорил о том, что надо изучать сегодняшнюю жизнь, что знание истории, конечно, важно и необходимо а я тогда уже работала над книгой «Юность Маркса» , но писателю надо быть впереди крупнейших дел и событий своего времени, что надо читателя вести за собой, и посоветовал мне после окончания работы взяться за книгу очерков о современной жизни.

Позднее я поняла правоту Горького, действительно, писать надо только о том, что прочувствовал сам. Вместо квартиры-музея Маркса меня привезли в меховой магазин «Маркс» — Как же можно было «прочувствовать» время Маркса молодой советской женщине, выросшей в иной стране, в иных жизненных обстоятельствах? А это время казалось мне не таким уж далеким. Чуточку воображения, и можно было представить, как Энгельс, к примеру, спускается в лондонскую подземку. А в Москве тогда, в 30-е годы, появилось метро.

Но главное, пожалуй, в том, что я объездила всю Европу и побывала там, где жили два великих друга. Многое из тех поездок осталось в памяти до мельчайших подробностей. Как во сне, как в сказке. Именно тогда Маркс стал для меня живым человеком, а не бронзовым монументом. В Лондоне я побывала в доме, где он жил какое-то время.

Я нашла прачечную на первом этаже, которая функционировала при его жизни. Когда я поднялась в его бывшую квартиру, то меня поразил едкий запах стирки. Значит, эти запахи ощущал и он, значит, этот осколочек лондонского быта окружал великого человека. Да, думала я, он вдыхал этот запах, хотя прошло с той поры почти сто лет. И я словно услышала его голос, его смех, мне показалось, что он вот-вот войдет.

Побывала я и на родине Маркса, в Трире. На вокзале взяла такси и обрадовалась тому, что при одном упоминании Маркса меня повезли туда, куда мне нужно, однако через десять минут я «получила холодный душ»: таксист привез меня в меховой магазин «Маркс». Меня поразило, что даже на его родине величайшего из людей знали далеко не все. На кладбище в Лондоне я с трудом нашла его могилу. Она мне показалась полузаброшенной.

И я с еще большим упорством продолжала собирать материалы для новой книги. Мне хотелось поведать о счастливых и трагических моментах в судьбе Карла Маркса всему миру. Как же вы все-таки решились на такую огромную и такую ответственную работу? И потом, молодость… Казалось, что я смогу все, что преград в жизни нет. Я ведь в партию вступила в 14 лет.

Мне не стыдно было дарить их своим старшим товарищам, в том числе Марии Ильиничне Ульяновой. Книги, подаренные сестре Ленина, до сих пор стоят в том самом шкафу в кремлевской квартире, куда их поставила Мария Ильинична. Вот почему в эту теперь уже квартиру-музей я прихожу, как в свой родной дом. Снова возвращаемся к разговору о любви к книгам, об этой высокой страсти, которую Галина Иосифовна пронесла через всю свою трудную жизнь. Без книги я не представляю себя ни человеком, ни писателем.

Всегда находясь рядом с замечательными людьми своего времени — писателями, художниками, дипломатами, партийными деятелями, я то и дело слышала от них вопрос: «Что вы сейчас читаете? И я отвечала, что, по совету Бабеля и Всеволода Иванова, в данный момент изучаю античную литературу, что Горький «приказал» мне штудировать историков Французской буржуазной революции Мишле и Тьера, что сама я безо всякой подсказки тянулась к русским былинам, к поэзии Востока, к финскому эпосу «Калевала». Да, книги прошлого, книги о прошлом были моими друзьями, моими помощниками, маяками. Они как бы переносили меня в те давние времена и помогали быть современницей тех событий. Однажды от Горького услышала упрек в том, что я, изучая Маркса, взялась за безумно трудную тему, что дело это мужское, мужской воли, мужских знаний, мужского таланта.

Но слова его меня только взбодрили. Я чувствовала, читая их, что женщина тоже может стать интересным писателем. К моменту окончания работы над книгой «Юность Маркса» моя библиотека насчитывала более трех тысяч томов. С уверенностью могу сказать, что почти все книги были прочитаны, изучены. Этот роман обрел для меня почти мистическое значение своеобразного талисмана, выручающего в трудную минуту.

Открываешь страницу, прочитываешь первые строки и ощущаешь легкость души, жизнь наполняется солнечным светом. Заговорили о друзьях писательницы, их у нее много: от безызвестных книголюбов где-нибудь в Караганде или Муроме до выдающихся деятелей литературы и искусства. И я вспомнил слова, сказанные одним из друзей Галины Серебряковой казахским ученым Т. Какишевым: «Меня привлекает мужество этой женщины и верность в дружбе. Если она однажды удостоверится, что человек, которого она встретила, хороший, она уже не переменит мнения о нем.

Какие бы неприятности ни сулила ей дружба с этим человеком, она не изменит этой дружбе». Прекрасные слова! Галина Иосифовна рассказывала о дружбе с Н. Жуковым, Е. Вучетичем, Г.

Рошалем, Е. Тарле, А. Манфредом, В. Матвеевым… О многих она написала воспоминания, о некоторых собиралась написать. Радостно оттого, что в обширной переписке с читателями мы обсуждаем вопросы воспитания молодежи и всегда сходимся в суждениях на одном: молодые люди нашего времени в ответ на вопрос «делать жизнь с кого?

Галина Иосифовна показывает мне книгу карманного формата в мягкой обложке. Вышло в Японии. С гордостью могу сказать, что его тираж — пять миллионов экземпляров. Представляете, романы о Марксе и Энгельсе в Японии читают миллионы людей! Они стали, как говорят на Западе, бестселлером, но хорошим бестселлером!

Японские издатели поразили и другим: они сумели раздобыть в качестве иллюстрации портрет одной из героинь книги «Женщины эпохи Французской революции» Мэри Вунлстонкрафт, хотя считалось, что изображения ее не сохранилось. В ее коллекции было четыреста фигурок трубочистов Я обращаю внимание хозяйки дома на ее портрет, висящий над рабочим столом. Портрет принадлежит Третьяковской галерее, но, пока я жива, он будет находиться здесь. Мне он очень нравится, он напоминает о далекой счастливой молодости. Спускаемся со второго этажа, где находится рабочий кабинет писательницы, вниз, в домашний музей.

Он создан по инициативе близких Галины Серебряковой: целая комната книг, фотографий, всевозможных подарков со всех концов света. Здесь же коллекция фигурок трубочистов, их более четырехсот, — предмет страстного собирательства. Фотография Д. Жукова, подаренные Галине Иосифовне; шкаф с ее книгами, изданными за рубежом, бюст писательницы работы Л. А через неделю — вечерний телефонный звонок: не стало Галины Иосифовны Серебряковой, прекрасного писателя, мужественного человека.

Переделкино — Москва, 1980 Глава 10. Татьяна Ройзман: хозяйка шкафа с «прижизненным Есениным» В поисках литературных соратников Сергея Есенина В 1970—80-е годы слава Есенина, если можно так сказать, достигла самого пика: выходили собрания его сочинений, постоянно переиздавалось «Избранное», в творческих клубах столицы, во дворцах культуры проходили памятные вечера, на которых выступали есениноведы, поэты, ну и, конечно же, те, кто мог рассказать о Есенине «из первых уст». Ведь были еще живы сестра Есенина и его дети, а также некоторые литераторы есенинского круга. Пресса и телевидение постоянно говорили о сложном творческом пути скандального пиита. Но советская цензура в угоду идеологии жестко ограждала читателей от разного рода «разночтений» в отношении и самой поэзии Есенина, и его драматической судьбы.

Я многое читал о Есенине из выходившего в те годы, и, чувствуя некую недосказанность, уход от подлинной его биографии, всегда стремился приблизиться «к оригиналу», приглашая на литературные вечера, которые вел в разных столичных клубах, людей, лично знавших поэта или глубоко изучивших его биографию. Я обнаружил в Москве некоего Лазаря Борисовича Фридмана, который в 20—30-х годах занимался издательской деятельностью и был знаком с Есениным. Почему «обнаружил»? Лазарь Борисович всю жизнь никому не рассказывал о близости с «опальными» литераторами 20-х годов. Считал: меньше болтаешь — крепче спишь… Времена были «скользкие».

Но мне удалось его разговорить. Показал он и свои сокровища, разложив передо мной, точно алмазные россыпи, прижизненные сборники Есенина и его соратников, на некоторых из них стояли дарственные надписи. Об этих редкостях я написал заметку и принес ее заведующему отделом литературы журнала «Огонек» Владимиру Петровичу Енишерлову. Материал опубликовали, и я стал постоянным автором популярного издания, а вскоре и его штатным сотрудником. Однажды мой тогдашний начальник по работе в издательстве «Советский писатель» Борис Яковлевич Шиперович он был завотделом библиографии и пропаганды книги, а я редактором этого отдела на каком-то книжном вечере в Центральном доме работников искусств познакомил меня с легендарной тогда персоной в столичных литературных кругах — Ильей Ильичом Шнейдером.

Судьба Шнейдера яркая и трагическая. В 20-е годы по направлению Луначарского он работал секретарем у Айседоры Дункан, сопровождал ее в гастрольных поездках. Целых три года волей-неволей был свидетелем горького романа Дункан и Есенина. С 1922 по 1946 руководил школой, студией, а потом и Московским театром имени А. Валил лес, грузил щебень, чистил общежития.

В лагере начал записывать свои воспоминания и после реабилитации в 56-м, закончив их, издал знаменитую книгу «Встречи с Есениным». Воспоминания имели колоссальный успех. По слухам, Шнейдер, живший после возвращения из лагеря на Пушечной улице, спал на развалюхе-диване, замечательном тем, что его хозяин якобы много лет назад предоставлял его для свиданий поэта и танцовщицы. Если это не плоды его старческой фантазии, то я, бывая в гостях у Ильи Ильича и расспрашивая его о былом, сам сиживал на этом «раритете».

Хосе Рауль и княгиня Ольга (воспоминания Ольги Капабланка - Чагодаевой)

«Из России с любовью»: любовный гамбит Хосе Рауль и княгиня Ольга (воспоминания Ольги Капабланка - Чагодаевой) - бесплатно полную версию (целиком).
Кто из шахматных королей женился на русской княгине? Документальная, познавательное. Режиссер: Игорь Волосецкий.
Жёны шахматных королей — Sizif — NewsLand capablanca32. Хосе Рауль Капабланка был не только блестящим шахматистом.
Хосе Рауль Капабланка: биография, лучшие партии, фото и видео Хосе Рауль Капабланка и Ольга Чегодаева-Капабланка.
Кто из шахматных королей женился на русской княгине? | Биографии | ШколаЖизни.ру Он был трижды женат, его третьей – и последней – супругой была русская эмигрантка Ольга Чегодаева, с которой он познакомился в США.

Русская княгиня Ольга Чубарофф Кларк

А Ольга Чегодаева, похоронив мужа, спустя пару лет вышла за всеобщего американского любимца — адмирала Ж. Кларка. Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. Вскоре после того, как Капабланка оставил свою первую жену-кубинку, он встретил красавицу Ольгу Чегодаеву, русскую княгиню, молодую вдову эмигранта. capablanca32. Хосе Рауль Капабланка был не только блестящим шахматистом. Хосе Рауль Капабланка Нью-Йорк 1927ШахматыПодробнее.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий