Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля "Демон летящий" (1899) из собрания Государственного Русского музея.
Михаил Александрович Врубель
Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил.
Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным».
В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным».
У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля.
Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка».
Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела.
Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву.
Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде.
В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле.
Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь.
Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов.
Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу.
С 1892 г.
Врубель возглавил Абрамцевскую гончарную мастерскую, из которой выйдет множество изразцов, ваз, скульптур его авторства. Всего в разное время он выполнил около 150 моделей и эскизов майоликовых изделий. Врубелевский камин «Микула Селянинович и Вольга» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Известность Врубеля началась с неожиданно скандального эпизода, связанного с двумя панно, написанными по инициативе Мамонтова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Работы не были приняты жюри Академии художеств.
Отвергнутые панно Мамонтов выкупил и выставил в отдельном павильоне рядом с входом на выставку. Слухи об этой истории дошли до императорской семьи. Несколько лет спустя майоликовая версия «Принцессы Грезы» вознесется над Москвой, украсив главный фронтон гостиницы «Метрополь». Врубель был влюблен в мир театра, с которым были связаны многие его оформительские работы. Его женой стала настоящая оперная дива и красавица — Надежда Ивановна Забела, любимая певица Н.
Римского-Корсакова, писавшего партии для ее голоса. Художник увидел ее в впервые на сцене в спектакле «Гензель и Гретель» и сразу сделал предложение. Свадьба состоялась в Женеве в 1896 году. Надежда Ивановна оставалась верной спутницей и музой художника до его последних дней; много раз он воплощал ее образ в живописных и графических портретах. В «Царевне-Лебедь» 1900 , одной из самых знаковых картин Серебряного века, Забела представлена в своей заглавной роли в опере «Сказка о царе Салтане».
Сочувствие, а затем и признание искусство Врубеля найдет благодаря деятельности объединения «Мир искусства», на выставках и в журналах которого начнут появляться его произведения. Бенуа посвятит отдельную главу творчеству художника в своей «Истории русской живописи в XIX веке». В 1905 г. Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще». В начале 1906 года художник окончательно потерял зрение.
Его последняя работа -оставшийся незавершенным портрет В. На похоронах Александр Блок произнес надгробную речь: «…перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты.
При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи.
Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г.
В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати — половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами.
Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова.
Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899.
Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала. Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца.
Все силы его напряжены до предела. С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст. Демон поверженный. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия.
Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий»
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
- Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий
- Картина "Летящий демон", Михаил Врубель, 1899
- «Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» -
- Летящий демон. 1899
- «Демон сидящий» Врубеля
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Михаил Александрович Врубель1890. Как сообщает НТВ, более полувека о судьбе «Демона летящего» никто не знал. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
13 демонов Михаила Врубеля
Врубель Демон летящий художник биография картины. В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
Изучив в Венеции и Равенне византийские мозаики и фрески, Врубель глубже других своих современников постиг задачи монументального искусства. В эпоху глубочайшего кризиса веры, размышляя о духовном идеале, художник не нашел его в образе Христа, хотя такого рода попытки у него были. Михаил Врубель. Демон сидящий. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея Впервые Врубелю является нечто «демоническое» во время его приезда в Москву в 1889 году. Он оставил описание видения: «Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». В облике Демона смешались различные черты: византийские, древневосточные и лиц из окружения Врубеля. Первые попытки запечатлеть видение не сохранились, наиболее ранней считается небольшая акварель 1890 года «Демон сидящий ». Тогда Врубель осознает, что ему еще только предстоит создать своего монументального Демона.
И таким полотном — первым из целой череды работ — становится написанный в 1890-м «Демон сидящий ». Голова Демона. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея Из предчувствий самым совершенным воспринимается графическая работа 1889 года «Голова демона». В ней художник достигает бесплотности средств выражения. Выполненное легкими штрихами угля и сангины на бумаге изображение напоминает контуры древней фрески. Примечательно, что этот рисунок создан на обратной стороне другой работы — композиции «Воскресение». Государственная Третьяковская галерея Уникальность творческого метода Михаила Врубеля проявляется в соединении «культа глубокой натуры», идущей от школы Павла Чистякова с визионерским характером творческого мышления. Эпоха модерна абсолютизировала красоту, понимая ее как высшую истину.
Поэтому неудивительно, что Врубель обращается к образу «светлого» Демона, стремится уйти от христианского понимания своего героя как олицетворения тьмы, одинаково не принимая как старые традиции, так и современные трактовки европейского символизма. Врубель воплощает в Демоне представление о трансформации творческого сознания своей эпохи, которая, по меткому замечанию философа-богослова Сергея Булгакова, «стремится жить, касаясь ризы божества, если не молитвенной рукой, то хотя чувством красоты и в ней нетленности и вечности». Демон в трактовке Врубеля ближе всего к сократовскому «божественному голосу», который в философии Платона понимается как «посредник между людьми и богами, ведущий человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты». С темой духовного мятежа оказываются связаны черты жертвенности и скорби. Демон в трактовке Врубеля перекликается с поэтическим образом философии Фридриха Ницше, его Христа-Диониса и отражает характерное для религиозных исканий эпохи стремление примирить христианство и античность. Сверхчеловеческие черты Демона нейтрализуются его отстраненно созерцательным состоянием. С другой стороны, высокая степень духовной концентрации в состоянии героя Врубеля перекликается с учением Артура Шопенгауэра о противостоянии «мировой воле» с помощью экстатического творческого созерцания, открывающего сознанию высшие формы Прекрасного как абсолютные идеи — то, что Шопенгауэр называл «высшим благом и состоянием богов». Демон скорее отражает отвлеченную идею духовного состояния, нежели является персонификацией определенного героя. Методу мистической творческой интуиции Врубеля параллельны образы поэзии Владимира Соловьева, пронизанные предчувствием «неведомого бога»: Бескрылый дух, землею полоненный, Один лишь сон, и снова окрыленный, Ты мчишься ввысь от суетных тревог… Владимир Соловьев Михаил Врубель.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Душа Демона закована в телесную оболочку, подобную огромному переливающемуся в закатных лучах камню, венчающему скалу. Композиция наполнена внутренним напряжением благодаря спиральной структуре. Уже в своей первой зрелой работе Врубель применяет принцип пластических подобий малых и крупных форм. Горизонтальному формату полотна противопоставлена доминирующая вертикаль фигуры, верхняя часть головы которой как бы срезана краем картины. Могучие плечи и руки, словно отлитые из бронзы, нарастающее чувство скованности огромной силы вызывают в памяти образы Микеланджело сивиллы и ньюди Сикстинской капеллы. Да и в целом восприятие близко тому, как описывал свое впечатление от работ Микеланджело французский символист Гюстав Моро: «Все фигуры Микеланджело кажутся застывшими в позах идеальных сомнамбул… Трудно объяснить это почти неизменное повторение во всех фигурах выражения поглощенности сновидением, так что все они выглядят заснувшими, унесенными к другим мирам, далеким от нашего». Сформулированные Моро принципы «благородной инерции» и «необходимого великолепия» у Врубеля встречаются в трактовке взаимоотношения фигур и пространства, хотя последний вряд ли имел о них представление. Общие пластические идеи объединяют двух мастеров, вставших на путь деконструкции академической системы.
Но если Моро увлечен скорее разложением традиционной формы, то Врубель в своем кристаллическом формообразовании открывает процесс конструирования новых принципов, автономных от непосредственного зрительного опыта. Обращает на себя внимание контрастное соотношение масс в пространстве, характерное для монументального искусства. Скульптурная объемность фигуры уподобляется своими очертаниями раскрывающемуся цветку или чаше. Эти очертания несколько раз повторяется в пространстве, ограниченном жестом рук, что создает ощущение нарастающей изнутри огромной энергии.
Русалка Врубель М. Еврейская мелодия. Журналист, читатель и писатель К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков считая варианты , но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка черная акварель , «Верблюды с ужасом глядели» черная акварель , «Несется конь быстрее лани» черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова , «Демон и Тамара» «Не плачь, дитя»; черная акварель, белила , «Летящий Демон» — заставка черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно , «Демон у стен монастыря» черная акварель , «Демон и Тамара» «Люби меня! Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня! Тамара и Демон. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея Глубокое проникновение в поэзию М. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Летящий Демон. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций все воспроизведены во втором томе Кушнерева : «Старик-чеченец» черная акварель , «Прощание Зары с Измаил-Беем» черная акварель, белила, сепия , «Труп Измаил-Бея» черная акварель. В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась. Прощание Зары с Измаил-Беем. Старик-чеченец К «Герою нашего времени» М. Врубель выполнил 4 иллюстрации вошли во второй том Кушнерева : к «Бэле» — «Казбич и Азамат» два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель , к «Княжне Мери» — «Печорин» черная акварель , существовал также более ранний вариант черная акварель , «Княжна Мери и Грушницкий у источника» черная акварель, белила , «Дуэль Печорина с Грушницким» черная акварель, белила. Казбич и Азамат. Княжна Мэри и Грушницкий. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения расстановка фигур, позы, жесты , она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия. Дуэль между Печориным и Грушницким.
Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г. Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный. Гениальность на грани безумия — так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Учёбу Врубель не окончил. В то время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и её окончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм. Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве. В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей. Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, Врубель распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих.
Шедевр Врубеля нашелся спустя полвека
Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий». Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. Михаил Александрович Врубель. Михаил Александрович Врубель.