В ходе многочисленных экспериментов Дмитрий Иванович Менделеев открыл «абсолютную температуру кипения жидкости», то есть такую температурную точку, при которой различия в физических свойствах пара и жидкости исчезают.
Менделеев кратко о его достижениях
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого | Среди выдающихся россиян, оставивших заметный вклад в мировой науке, безусловно, одно из первых, если на первое, место занимает имя Дмитрия Ивановича Менделеева. |
Краткая биография Менделеева Дмитрия Ивановича интересные факты из жизни | Почему Дмитрия Менделеева чаще всего ассоциируют именно с ученым-химиком? - Как великому русскому исследователю удавалось изучать и делать открытия сразу по нескольким направлениям науки? |
Презентация "Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки"
Узнайте больше о работе и жизни Дмитрия Менделеева через его 10 основных вкладов в мир науки! Дмитрий Менделеев (в центре), химик Семён Вуколов (справа от него) и уральские инженеры на кушвинском заводе. Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю.
Гений мировой науки: Дмитрий Иванович Менделеев
Они вместе представили проект экспедиции для проведения такого исследования. Летом 1900 г. Менделеева живо интересовали и вопросы воздухоплавания: во-первых, он продолжал свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых - развивал темы своих работ, вступающих в соприкосновение с темами сопротивления среды и кораблестроения. Кроме того, он перешел от теории к практике. В 1875 г. Пикаром только в 1924 г.
Летом 1887 г. Дмитрий Иванович осуществил свой знаменитый полет. Обстоятельства подготовки к нему еще раз говорят о Менделееве как о блестящем экспериментаторе. Он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, - не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление».
Менделеев предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, который позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. Менделеев стал также предтечей современной метрологии, в частности - химической метрологии. Он создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приемы взвешивания. Благодаря его инициативе и участию в России появилась Главная палата мер и весов. В 1890 г.
Дмитрий Иванович изобрел бездымный порох пироколлодий. Он писал: «Этот вид коллодия должно считать новою, до сих пор на практике неизвестною формою нитроклетчатки». Впоследствии Менделеев внес крупное усовершенствование в технологии производства пороха, заменив взрывоопасную сушку нитроклетчатки обезвоживанием ее спиртом. При такой обработке повысилось качество нитроклетчатки, поскольку из нее удалялись менее стойкие продукты. Раньше других Менделеев определяет особую ценность нефти для народного хозяйства, выступает за ее полную переработку и рациональное использование и против употребления нефти и нефтяных остатков как топлива.
Он даже предлагает обложить налогами предприятия, использующие нефть в качестве топлива. Дмитрием Менделеевым была создана схема дробной перегонки нефти и сформулирована теория неорганического происхождения нефти. Он первым заявил о том, что сжигать нефть в топках - преступление, поскольку из нее можно получить множество химических продуктов. Он также предложил нефтяным предприятиям перевозить нефть не на арбах и не в бурдюках, а в цистернах, и чтобы перекачивалась она по трубам. Ученый на цифрах доказал, насколько целесообразнее перевозить нефть наливом, а заводы для переработки нефти строить в местах потребления нефтепродуктов.
Для морского и речного транспорта нефти он предложил применение нефтеналивных судов, ныне также вошедших в практику. Менделеев изучает каменноугольную промышленность, едет в Донецкий бассейн, предлагает срочно строить новые железные дороги, сделать судоходным Донец, сильно развить в Донецком бассейне железную промышленность и пр. Он издал свои труды «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца», «Мировое значение каменного угля в Донецком бассейне» и др. Через несколько лет Д. Менделеев заинтересовался железорудной промышленностью Урала.
Он выезжает с магнитологами для сбора материалов «о связи между местонахождением железной руды и магнитными аномалиями». В результате командировки появляется отчет «Уральская железная промышленность в 1899 г. Менделеев ставит проблему Кузнецкого бассейна и предлагает ряд экономических мероприятий для развития металлургии на Востоке. В 1887 г. Менделеев впервые выдвинул идею подземной газификации каменного угля.
Менделеев в 1897 г. Пытливый ум Д. Менделеева интересовался агрохимией, применением удобрений, качеством сельскохозяйственной продукции и т. Красной нитью через многочисленные статьи и высказывания Д. Менделеева проходит мысль о взаимной связи и взаимном благотворном воздействии друг на друга сельского хозяйства и промышленности.
Он говорил, что «заводские, промышленные предприятия не враги, как хотят утверждать многие, а истинные союзники или родные братья сельскохозяйственной промышленности». Выдвигая и изучая новые промышленные и сельскохозяйственные проблемы, Д. Менделеев широко применял математическую обработку данных и статистические методы, ставя исследование проблемы комплексно - с учетом всей совокупности научных, технических, экономических и географических моментов. Отсюда его глубокая постановка проблем северных морских путей сообщения путь на Дальний Восток через Ледовитый океан, через Арктику , аэронавигационных сообщений, орошения почв Нижней Волги, поиски «центра поверхности и населенности России» и т. На основе глубокого анализа Д.
Менделеев пришел к выводу, что «центр населенности двигается в сторону благодатного юга и обильного землей востока». Мы являемся теперь свидетелями и участниками завоевания Арктики, северных земель, широкого развития воздушных сообщений и перемещения индустриальных центров на восток. В кратком докладе почти невозможно охватить исключительное разнообразие тематики и областей знания, в которых работал и которыми владел Д. К тому, что перечислено выше, можно было бы прибавить еще его исследования в области методики измерения и взвешивания, его блестящие работы в области взрывчатых веществ, астрономические, кристаллографические и минералогические, математические, педагогические, исторические, социологические и даже искусствоведческие сочинения. Увлекательный лектор, Д.
Менделеев заражал своих слушателей глубочайшим интересом и любовью к науке и технике. Вспоминая последнюю лекцию Д. Менделеева в университете, академик А. Байков говорит: «... Он неотразимо действовал на всех и привлекал умы и сердца всех, кому с ним приходилось встречаться».
Менделеев был энтузиастом науки, обладающим неуемной, все преодолевающей трудоспособностью, преисполненным оптимизма и смелости. Увлекшись работой, часто не спал по нескольку ночей подряд и был весьма строг к использованию своего времени. Наряду с этим Д. Менделеев любил живопись, музыку, увлекался художественной литературой, в частности приключенческими романами Жюля Верна, и в качестве отдыха занимался физическим трудом - клеил шкатулки, чемоданы, переплетал книги. Менделеев был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России.
Вся его деятельность, будь то самые отвлеченные теоретические изыскания или строгие технологические исследования, непременно, теми или иными путями, следствием имела практическую реализацию, которая всегда подразумевала учтение и хорошее понимание экономического смысла. В последние годы своей жизни Д.
Менделеев исправил атомные веса некоторых, уже открытых, элементов и предсказал открытие и свойства ряда новых галлий, скандий, германий.
Отметим, что имеющее важнейшее промышленное значение сжижение газов осуществимо только при его охлаждении ниже критической температуры. Критическая температура — это также температура перехода некоторых проводников в сверхпроводящее состояние. В частности, уделял внимание вопросам применения химических удобрений в сельском хозяйстве.
Менделеев — автор более, чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др.
Но наступит ли уже этот момент для старика Дмитрия Ивановича Менделеева? Романова: "В заседании физико-математического отделения академик Овсянников прочел Записку об ученых трудах профессора Александра Онуфриевича Ковалевского А. Ковалевский - известный русский ученый, основатель эволюционной палеонтологии. Одним русским будет больше, а там при счастии проведу и Менделеева". Прогрессивные взгляды Менделеева, его ярко выраженный патриотизм, широта его интересов - все это повлияло на результаты выборов. Инцидент, связанный с неизбранием Менделеева в академики, всколыхнул весь научный мир. Император Александр III всегда интересовался делами академии, и в частности составом избираемых в Академию ученых. Он недвусмысленно давал понять своему брату, президенту академии великому князю К. Романову, что необходимо как можно скорее покончить с засильем иностранцев.
В 1893 г. Витте назначил Менделеева управляющим Главной палаты мер и весов Министерства финансов, учрежденной по инициативе ученого. Но все старания президента Академии наук ни к чему не привели. Великий ученый так и скончался в 1907 г. Менделеев трижды выдвигался и на соискание Нобелевской премии, однако русофобские круги на Западе всячески культивировали в научных кругах Европы неприязненное отношение к великому русскому ученому-патриоту. Кандидатура Менделеева трижды была отклонена. Не последнюю роль в этом деле сыграл и сам Нобель, для которого позиция Менделеева в отношении бакинской нефти, в прибылях от эксплуатации которой он был прямо заинтересован, была для него неприемлема. Тема патриотизма стала одной из центральных, ключевых тем философских обобщений ученого. Понятие патриотизма и понятие национализма ученый рассматривал как тождественные. Он писал: "Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационализмом его из меня не вытравить".
Отвечая сторонникам либерального направления, приверженцам антипатриотических настроений, Менделеев заявлял: "Любовь к Отечеству, или патриотизм, как вероятно, небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству с участием в делах узкого кружка лиц, образующих общину коммуну , город или вообще физически обособленную группу. Такое, очевидно, недомысленное учение приписывает патриотизму многие худые явления общественности и похваляются тем, что к этому клонится уже всеобщее сознание, а в будущем перейдет будто бы все человечество. Лживость такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важных исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие само происхождение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияние материков и стран, уничтожение различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресса, не упоминая уже о том, что внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий общежитного состояния людей от их первоначального дикого или полуживотного состояния". Будучи истинным христианином, Д. Менделеев понимал непосредственную связь религии с патриотизмом: "Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, - писал по этому поводу русский философ И. Ильин, - для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - узнаю его в святынях своего народа". Все мнящие о себе как о спасителях нашей Родины, желающие перекроить ее на западный лад, очень ошибаются, насильно надевая на нашего мужика западный кафтан... Менделеев считал русский народ государствообразующим, называя его "реальным народом". Он придавал громадное значение его сбережению и умножению его численности. Он писал: "Наш русский народ, занимая географическую середину старого материка, представляет лучший пример народа реального, народа с реальными представлениями.
Это проявляется в отношениях нашего народа ко всем другим, в его уживчивости с ними, в его способности поглощать их в себе, а более всего в том, что вся наша история представляет пример сочетания понятий азиатских с европейскими".
Чтение лекций по органической химии в университете, преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно-инженерной академии. В это период Менделеев составляет для студентов обширный курс "Органическая химия", удостоенный Демидовской премии. Выходят его работы по вопросам заводской, промышленной России.
Поездка в Баку для ознакомления с процессами переработки нефти. Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове. Министерство народного просвещения утверждает Дмитрия Ивановича профессором Петербургского университета. Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий.
Дмитрий Иванович Менделеев
Д. И. Менделеев внес крупнейший вклад в исследования сопротивления воды движению тел, изучил первые фундаментальные работы по этому вопросу и пришел к убеждению, что знания в этой области должны быть основаны на опытных данных. 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки Павел Д. Саркисов 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. За вклад в науку Дмитрия Ивановича наградили полной Демидовской премией. В это же время Менделеев активно готовился к экзамену для получения степени магистра: она давала право заниматься наукой. Дмитрий Менделеев (в центре), химик Семён Вуколов (справа от него) и уральские инженеры на кушвинском заводе. В ходе многочисленных экспериментов Дмитрий Иванович Менделеев открыл «абсолютную температуру кипения жидкости», то есть такую температурную точку, при которой различия в физических свойствах пара и жидкости исчезают.
Периодический закон
- Почему Менделеев не стал академиком и не получил Нобелевку
- Дмитрий Менделеев - биография, жизнь и открытия химика
- Менделеев, Дмитрий Иванович - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Детские годы и воспитание
- Образование Дмитрия Ивановича Менделеева
Презентация "Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки"
10 основных вкладов Дмитрия Менделеева в науку, включая периодическую таблицу Менделеева, предсказание элементов и другие достижения в химии. В январе 1859 года Менделеев получил разрешение на заграничную командировку «для усовершенствования в науках». еев — автор более, чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др. За вклад в науку Дмитрия Ивановича наградили полной Демидовской премией. Это уравнении называется уравнением Клайперона-Менделеева, именно потому что вклад в открытие уравнения внесли оба этих ученых.
Менделеев Дмитрий Иванович
Пущиным, А. Муравьевым, П. Свистуновым, М. На формирование жизненных взглядов Дмитрия Ивановича оказал влияние и дядя, брат матери, Василий Дмитриевич Корнильев, который был знаком с выдающимися представителями мира искусства и науки своего времени.
Возможно, в доме дяди Дмитрий Иванович мог встречать Н. Гоголя , Ф. Глинку, М.
Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был известный впоследствии поэт П. Ершов автор знаменитого «Конька-Горбунька». Высшее образование будущий ученый получил в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте.
Его мать сделала все, чтобы сына зачислили на первый курс этого учебного заведения. Семья и дети Менделеев был женат дважды.
Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил о месте этого открытия в ряду величайших достижений человеческой мысли и в ряду главных научных достижений в истории России. Минкультуры поддержало съемки документальных фильмов о Менделееве Необходимые вещи Составление списков самых выдающихся открытий и изобретений в истории человечества — занятие стародавнее и любимое. Такие списки охотно сочиняются и столь же охотно читаются — ведь всегда интересно лишний раз поразмышлять, какой из продуктов человеческого гения оказал на историю нашей цивилизации наибольшее влияние. Любопытно, что если еще полвека назад во главе таких рейтингов мелькали открытие Америки, изобретение бумаги или полет Гагарина, то сейчас всё чаще и чаще на верхних строчках можно увидеть открытие пенициллина или вакцины от полиомиелита или антибиотиков. Неизменно высоки позиции плуга, инструмента, спасшего человечество от недоедания, или рентгеновских лучей, изменивших наши представления о медицине.
Сэр Александр Флеминг — британский бактериолог. Научные достижения должны облегчать жизнь, делать ее длиннее и безопаснее, решать казавшиеся совсем недавно недоступными практические задачи. Особенно когда это решение — радикальное и безальтернативное, как та же вакцина от полиомиелита. За доказательство невозможности существования этой модификации в 1954 году была присуждена Нобелевская премия Но все-таки что-то мешает согласиться с таким подходом. Что-то заставляет усомниться, что пенициллин — при всем ошеломляющем его значении — есть вершина человеческой мысли. И если немного подумать, становится понятным, что именно мешает.
У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д. Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования. В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901. Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» 1904. Пишет «Проект Училища наставников» 1906. Целостный анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания для вывода об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности проблем, рассматриваемых педагогическим мыслителем. Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека».
Сын Дмитрия Ивановича Иван Менделеев вспоминает, что однажды, когда отец был нездоров, он сказал ему: «Ломит всё тело так, как после нашей школьной драки на Тобольском мосту». Следует отметить, что среди учителей гимназии выделялся преподававший русскую литературу и словесность сибиряк, известный впоследствии русский поэт Пётр Павлович Ершов, с 1844 года — инспектор Тобольской гимназии, как некогда и его учитель Иван Павлович Менделеев. Позже автору «Конька-горбунка» и Дмитрию Ивановичу суждено было стать в некоторой степени родственниками. Дмитрий Иванович был женат дважды. Супруга Физа, нареченное имя была старше его на 6 лет. В этом браке родились три ребёнка: дочь Мария 1863 — она умерла в младенчестве, сын Володя 1865—1898 и дочь Ольга 1868—1950. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. Глава 2. Научная деятельность Д. По просьбе петербургского врача Н. Здекауэра в середине сентября Дмитрия Менделеева осмотрел Н. Пирогов, констатировавший удовлетворительное состояние пациента: «Вы нас обоих переживёте». Воскресенский и М. Скобликов , с успехом прочёл вступительную лекцию «Строение силикатных соединений»; в конце января отдельным изданием в Петербурге вышла в свет кандидатская диссертация Д. Менделеева «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу»[10]; 10 октября присвоена учёная степень магистра химии. Получив в январе 1859 года разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках», Д. Менделеев только в апреле, по завершении курса лекций в университете и занятий во 2-м кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии, смог выехать из Санкт-Петербурга. Он имел ясный план исследований — теоретическое рассмотрение тесной взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе изучения сил сцепления частиц, чему должны были служить данные, полученные экспериментально в процессе измерений при различных температурах поверхностного натяжения жидкостей — капиллярности. Катетометр и компаратор, сделанные известным французским механиком Саллероном для Д. Менделеева, один из самых гениальных химиков XIX века; провёл многочисленные определения физических констант соединений удельные объёмы, расширение и т. Написал «Основы химии» 1868—1871 — труд, многочисленные издания которого оказали влияние на химиков-неоргаников. Менделеев — автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Менделеев исследовал в 1854—1856 годах явления изоморфизма, раскрывающие отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов. Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру. Делянову: «…главный предмет моих занятий есть физическая химия». Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» 1861 год. Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости. Создал в 1865—1887 годах гидратную теорию растворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава. Исследуя газы, Менделеев нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 году физиком Б. Клапейроном уравнение Клапейрона — Менделеева. В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, которая, правда, на сегодня большинством учёных не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти. Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель. Совместно с И. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха.
Менделеев кратко о его достижениях
Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Пользуясь периодической системой, Менделеев также предсказал открытие нескольких новых химических элементов и описал их химические и физические свойства. Презентация, доклад на тему Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки.
Почему Менделеев не стал академиком и не получил Нобелевку
Презентация, доклад на тему Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки. Дмитрий Менделеев (в центре), химик Семён Вуколов (справа от него) и уральские инженеры на кушвинском заводе. Узнайте больше о работе и жизни Дмитрия Менделеева через его 10 основных вкладов в мир науки!