Новости интронизация патриарха кирилла дата

К 15-летию интронизации патриарха наш канал подготовил документальную ленту. Патриарх Кирилл в день интронизации, 1 февраля 2009 г. В храме Христа Спасителя состоялась церемония интронизации шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Домой митрополит Василий Митрополит Василий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в день 15-летия интронизации.

Какого числа день интронизации Патриарха Московского Кирилла в 2024 году

День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля — ежегодный праздник Русской Православной Церкви, наравне с Днем тезоименитства (именин) Святейшего Патриарха Кирилла. 1 февраля 2024 года, в 15-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Елецкий и Лебедянский Максим сослужил Патриарху Кириллу за Божественной литургией в храме Христа Спасителя. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол. Президент РФ Владимир Путин встретился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и поздравил его с пятнадцатой годовщиной интронизации. 1 февраля 2009 года прошла интронизация патриарха Кирилла. В храме Христа Спасителя состоялась церемония интронизации шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Фото: Патриарх Кирилл

  • Патриарх: биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
  • 15-летие интронизации патриарха Кирилла — встреча с президентом
  • Поделиться
  • Биографические данные и карьера
  • Путин поздравил патриарха Кирилла с 13-й годовщиной интронизации
  • Интронизация Патриарха Кирилла: как это было — Женский монастырь

КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ)

Проповедь перед причастием произнес архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. В дар Его Святейшеству митрополит Григорий преподнес старинную икону «Спаса в Силах» и букет белых роз. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжественного богослужения с Первосвятительским словом. Затем состоялось вручение церковных наград. В заалтарной галерее Храма Христа Спасителя Святейшего Владыку с 15-й годовщиной интронизации поздравили участники движения «Патриаршие добровольцы». После богослужения состоялся прием по случаю пятнадцатой годовщины интронизации Его Святейшества.

При этом если в стране — некое подобие корпоративного государства 30-х годов XX века, то в церкви — и вовсе дремучее крепостничество: священник полностью подчинен воле епископа, который может назначить его на приход и снять с прихода, а уйти в другую епархию возможно, только получив в нынешней отпускную грамоту. Обе структуры загнали себя в международную политическую изоляцию. Но есть одно отличие: если Путин взял Крым, то Кирилл потерял Украину. Большая и мощная Россия легко забрала у Украины Крым. Богатая и мощная РПЦ проиграла дипломатическую войну Константинопольскому патриарху. Не помогли ни собственные несметные сокровища, ни политическое влияние Кремля. Как же так? Есть фактор, который сильнее денег, территорий и даже «Искандеров». Называется — моральное старение. Когда ты живешь феодальными схемами, а вокруг тебя — уже постиндустриальное общество, ты неизбежно проиграешь. Что будет То и дело ходят слухи, что Путин патриархом Кириллом не слишком доволен, будет менять его на Тихона Шевкунова. Насколько такое возможно? То, что Кремль недоволен Московской патриархией, провалившейся на Украине, не секрет. Крушение церковного банка «Пересвет», который не стали спасать, смещение «свечного олигарха», гендиректора художественно-производственного предприятия РПЦ «Софрино» Евгения Пархаева, место которого занял силовик. Все это говорит о том, что Кремль не хочет играть на стороне Кирилла. Однако от всего этого до смены патриарха — космическое расстояние. И дело даже не в том, что практики отставки с этой должности в русской церкви нет хотя есть практика извержения из сана решением собора с последующей ссылкой в далекий вологодский монастырь — см. Правда, устав РПЦ предполагает возможность ухода патриарха на покой — но только по решению поместного собора. Но дело в том, что патриарх Кирилл полностью контролирует весь церковный аппарат. Подобно Владимиру Путину, он создал вокруг себя пустое поле — у него нет конкурентов, нет никаких альтернативных центров силы, вокруг которых могли бы объединяться недовольные. Митрополит Тихон Шевкунов , даже если верить в справедливость слухов о его тесных отношениях с Владимиром Путиным, — один против системы. Конечно, теоретически можно предположить, что патриарх Кирилл отречется от престола под давлением непреодолимых обстоятельств придут уважаемые люди из других ведомств и скажут: а почему бы тебе не уйти на покой, как это сделал папа Бенедикт. Но зачем Кириллу на это соглашаться, если все под контролем? Тем более что власть, как говорят, — это то, что он любит больше всего. Станислав Волков.

Патриарх Сила России - в том, что она не дает окончательно размыть границы добра и зла Патриарх Кирилл отвел России особую роль в современной истории, поскольку, по его словам, она не дает окончательно размыть границу между добром и злом. Наследие Нет отчетности, зарплата учителям и моя программа по математике, — три решения математика Алексея Савватеева, если бы он стал Министром просвещения Почему математика — язык Бога и какие чудеса бывают в жизни ученого? Почему доказательство ненаучности гомеопатии — ненаучно, а не прощать — смертельно опасно? Об этом и многом другом исключительно интересном говорили математик Алексей Савватеев и Владимир Легойда в программе "Парсуна". Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример.

В тот же день, по окончании всенощного бдения в московском храме Христа Спасителя возглавил панихиду по патриарху Алексию II [14]. Избрание на патриарший престол и интронизация 25 января 2009 года был избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол: получил 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования 32 участника Собора проголосовали за митрополита Калужского и Боровского Климента , 16 — за митрополита Минского и Слуцкого Филарета Вахромеева [16]. Первым человеком, которого причастил патриарх Кирилл, была Светлана Медведева [22]. Патриаршество 2009 год Патриарх Кирилл и Дмитрий Медведев на торжественном приеме в честь архиереев — участников Поместного собора, 2 февраля 2009 г. Первый визит как предстоятеля РПЦ совершил 7—9 февраля в Смоленскую епархию [24]. Патриарх Кирилл в Киеве, 2 августа 2009 г. С 16 по 19 сентября совершил «визит в Польшу » [37] [38] [39]. Поездка была приурочена празднованию 1000-летия «русского присутствия» на Святой Горе [44]. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе» [45].

1 февраля – день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

От всей полноты Санкт-Петербургской Митрополии примите сердечное поздравление с пятилетием со дня Вашей патриаршей интронизации. 1 февраля 2023 года, в четырнадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. День интронизации патриарха Кирилла стал одним из самых значимых и ярких событий в истории Русской Православной Церкви. К 15-летию интронизации патриарха наш канал подготовил документальную ленту.

Русская Православная Церковь отметила 14-летие интронизации своего Предстоятеля

Это больше не немощная, не слабая Церковь… потому что Церковь — вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды, — сказал в те дни будущий патриарх Кирилл, а тогда — митрополит Смоленский и Калининградский. Именно митрополит Кирилл был избран Местоблюстителем Патриаршего престола на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 6 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкине. После этого, вплоть до начала Архиерейского Собора, митрополит Кирилл посетил множество храмов, монастырей и духовных школ, где совершал богослужения, произносил проповеди и общался с верующими. Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя. По результатам голосования, в котором приняли участие 198 архиереев, больше всего голосов — 97 — было отдано за митрополита Кирилла.

При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.

Владимир постригается в монахи с именем Кирилл и получает чин иеродиакона, а через 2 месяца уже рукоположен в иеромонахи. В 1970 г. Одновременно служит секретарем епископа Ленинградского Никодима. В 1971 г. На этом посту находится на протяжении 10 лет, принимая активное участие в работе международных экуменических организаций. Так же, как его отец и дед, не боится выступать против антирелигиозной политики СССР, за что, по некоторым источникам, в 1986 г. В 1991 г. После кончины Патриарха Алексия II в 2008 г.

Экуменическая и общественная деятельность Уже в студенческие годы активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви. В 1971 году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации " Синдесмос ", где был избран членом исполкома этой организации. В 1972 году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае. С 28 по 31 января 1980 года присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ. Патмос и Родос.

Также рекомендуем

  • Общие биографические данные
  • Патриарх Кирилл биография, фото, семья, жена и дети, рост, скандалы 2024 | Узнай Всё
  • Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации!
  • 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

1 февраля – день интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

Экуменическая и общественная деятельность Уже в студенческие годы активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви. В 1971 году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации " Синдесмос ", где был избран членом исполкома этой организации. В 1972 году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае. С 28 по 31 января 1980 года присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ. Патмос и Родос.

Предстоятель Русской православной церкви обычно в дни своей интронизации совершает Божественную литургию. Как ожидается, с патриархом встретится президент РФ Владимир Путин. В проповеди в Александро-Невском скиту близ Переделкина 27 января первоиерарх Русской церкви поделился воспоминанием о том, что день, когда в 2009 году Поместный собор избрал его на Московский патриарший трон, ему было нелегко пережить. Благодарю всех, кто принял тогда это решение, но более всего благодарю всю нашу Церковь - епископат, духовенство, верующий народ, монашествующих - за ту молитву о патриархе, которой сопровождается каждый день жизни православных людей", - отметил предстоятель.

Его Святейшеству сослужил сонм архиереев, среди которых был митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Торжественное богослужение посетили: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И. Пахомов и другие почетные гости.

В дни Собора и позже отмечалось, что избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси прошло в атмосфере беспрецедентной открытости. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет… Предстоятели Церкви несут [этот крест], хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий. Сама Церковь несет этот Крест вместе с Патриархом, — сказал 27 января 2009 года новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. Первосвятитель особо подчеркнул, что «Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры», а его главная задача — «не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» 1 Кор 11:19 , в расколы, нестроения и лжеучения».

РПЦ 1 февраля отметит День интронизации патриарха Кирилла

Диакона готовились внести в алтарь допонительные жертвенники для причащения почти двухсот архиереев. У кабинки комментатора фанатеющая публика пыталась снять на камеры мобильных теелфонов через стекло вдобавок! Сегодня я увидел рекордное количество архиерейских митр единовременно. Да еще и расставленных аккуратными рядами на полу. Будет что вспомнить.

Патриарх Кирилл долго принимал поздравления от архиереев. Кто-то даже в этой сумасшедшей сутолоке умудрялся найти возможность для молитвы. А суматоха всё усиливалась. Подтянулось духовенство, и в алтаре стало невозможно передвигаться.

Первое причащение в сане Патриарха. Мантия, куколь и посох еще стоят в сторонке. Они будут вручены Патриарху Кириллу в самом конце службы. Привычный силуэт… И непривычное пока лицо нового Патриарха.

Белый клобук все-таки здорово смотрится. Светское руководство честно отстояло всю Литургию до конца. Медведев в этот момент пошел поздравлять нового Патриарха. Александрийский Патриарх Феодор приветственное слово прочитал по-русски.

Молодец, получилось. Лаврские монахи преподнесли Патриарху образ преподобного Сергия. Символ нашего времени: атрибуты патриаршего богослужения и вездесущая телевизионная камера. Первое Первосвятительское слово Патриарха Кирилла слушали и в храме, и в алтаре.

Посох святителя Петра отправили обратно в Кремль не сразу. К нему прикладывались архиереи, духовенство, миряне; но после этого все в обязательном порядке еще и фотографировались рядом со святыней. Служба почти закончена. Напряжение спало.

Последние поздравления.

По его словам, именно благодаря поддержке государства за последние годы в России удалось открыть новые епархии, храмы и монастыри. В 2009 году Поместный собор избрал его 16-м патриархом Московским и всея Руси.

По окончании Литургии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий огласил поздравительный адрес от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству памятный крест.

Щёголев зачитал поздравление Президента России В. В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжественного богослужения с Первосвятительским словом. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от лица духовенства, монашествующих и мирян Тверской епархии: Вот уже 14 лет Вы возглавляете Русскую Православную Церковь, подавая всем нам пример самоотверженного, преданного и искреннего служения Господу Богу. Четырнадцать лет назад Церковь на Соборе избрала Вас на это святое служение, возложив на Вас нелегкую и ответственную ношу. Ваша плодотворная проповедническая, миссионерская, дипломатическая и образовательная деятельность поражает своими масштабами и отражается на всех сферах жизни Церкви и ее людей.

Позвольте пожелать в столь знаменательный для Вас день Божией помощи во всех ваших многогранных и разнообразных трудах во благо Церкви, народа и государства.

Ресин; председатель Московской городской Думы А. Якунин; вице-президент Российского союза химиков А. Гурьев; президент Российской ассоциации производителей минеральных удобрений А. Богослужебные песнопения исполнили хор Храма Христа Спасителя регент — И. Толкачев и хор духовенства Московской митрополии под управлением священника Сергия Голева. В сугубую ектению были включены особые прошения о Святой Руси, а также прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Кирилле и Церкви Русской, им ведомой.

Святейший Владыка вознес молитву о Святой Руси.

14 лет интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

1 февраля 2009 года прошла интронизация на патриарший престол патриарха Кирилла. Патриарх Кирилл Торжественное возведение на престол (интронизация) состоялось в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года. Изо дня в день Патриарх Кирилл восходит на свою Голгофу, гору, которую можно назвать не только Русской Голгофой, но и самой болевой точкой России. 1 февраля – годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

1 февраля - День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Я думаю, что вы даже не заметили, как эти 15 лет пролетели», — сказал глава государства. Он вручил патриарху букет белых роз. Предстоятель РПЦ согласился, что время прошло очень быстро. Это открытие новых епархий, храмов, монастырей.

Глобализм — это привычка воспринимать прошлое, настоящее и будущее по якобы «общечеловеческим» правилам, которые, однако, диктует человечеству лишь один из субъектов исторического процесса, обладающий так называемым «глобальным лидерством».

Отсюда берут начало такие идеологемы, как «правильная сторона истории», «конец истории» и так далее. Подобный исторический монополизм, с точки зрения Патриарха, неприемлем. Исторические стези народов различны, как различны и «таланты», дарованные Богом отдельным людям, народам, нациям, культурам и цивилизациям. Глобализм же ведет к обезличиванию, духовному порабощению и отказу от данной Богом миссии.

Поэтому моноконцепции истории неприемлемы и не имеют будущего. Это особенно очевидно сейчас, на пороге эпохи многополярности, когда никто в отдельности уже не может владеть «эталоном современности» и знанием «правильной стороны истории». Патриарх всегда отдавал должное русской культуре как государствообразующей. Он подчеркивал важность развития национальных общественных организаций, основанных на лояльности к государству, и призывал окончательно растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей.

Федеральные русские организации, по мнению Патриарха, должны стать «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны — это касается в том числе и Всемирного русского народного собора ВРНС. Патриарх Кирилл не устает подчеркивать важность вопросов культуры и образования. Он решительно выступил против засилья Болонской системы в России и за целостное, многостороннее образование, тесно связанное с воспитанием. Особое значение имеет для Патриарха реабилитация отечественной теологии, подвергшейся незаслуженной дискриминации, утверждение теологии как полноправной научной дисциплины.

В результате успешного завершения многолетней борьбы за введение теологии в перечень ваковских дисциплин Россия получила наконец институциональный суверенитет в области богословской мысли. Это стало частью более широкого процесса — возрождения национальных научных школ, которые так безжалостно уничтожались в постсоветский период. Церковь же с признанием законного статуса теологии вернула себе голос в академической среде. Сегодня Святейший Патриарх Кирилл надеется, что в России в ближайшем будущем будет преодолен секуляристско-атеистический перекос в образовании, поскольку теперь государство поддерживает теологию, как и любую другую область научного знания.

При этом, по слову Патриарха, теология пригодится не только будущим священнослужителям, но и учащимся светских университетов. Она поможет и расширению кругозора, и выработке исторического мышления, и воспитанию терпимости среди студентов. Говоря о проблеме культуры, Патриарх всегда видел ее фундаментом традиционные ценности. Но что входит в число этих ценностей кроме библейских нравственных истин?

Не секрет, что для нас, русских, имеет огромное значение справедливое, совестливое, милосердное, терпимое, братское отношение людей друг к другу. Однако столь же важно признание абсолютной ценностью самой человеческой жизни, ведь без этого и справедливость, и терпимость просто утратили бы смысл. В связи с этим достойна упоминания многолетняя борьба Святейшего Патриарха Кирилла против легализации эвтаназии, а также за признание еще не родившегося ребенка полноправной личностью, а аборта — лишением жизни человеческого существа. Так, в декабре 2023 года, откликнувшись на инициативы Патриарха Кирилла, Священный Синод принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия».

Это важный шаг в деле духовного и нравственного просвещения общества. Проповедь абсолютной ценности человеческой жизни получает у Патриарха Кирилла продолжение в виде активной поддержки многодетных семей. Вместе с Валентиной Ивановной Матвиенко и Вячеславом Викторовичем Володиным Святейший Патриарх Кирилл обсуждал на площадках Федерального Собрания принятие закона о многодетных семьях, а также о защите семьи от незаконного вмешательства органов опеки, от ювенальной юстиции и недобросовестного социального патроната. Эта инициатива служит продолжением прежних усилий Патриарха по противодействию антисемейным законам, попыткам дополнительного контроля над институтом семьи и родственными отношениями, в том числе с помощью неоправданных юридических надстроек над национальным законодательством.

Борьба за антропологию Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главная борьба в современном мире — это борьба за антропологию. То есть борьба за то, каким быть современному человеку: будет ли он подобен Богу или он будет подобен зверю или же — «искусственному интеллекту». И здесь стоит указать вот на какую закономерность. Когда-то секулярное сознание сформировало доктрину гуманизма, а сегодня оно сдвинулось в сторону трансгуманизма, обещающего создание в недалеком будущем сверхчеловеческих существ — high hume по аналогии с high tech.

Религия никогда не соглашалась со старым, классическим гуманизмом, понимая неполноту человека, если он отделен от Бога. Но трансгуманизм — это уже следующая стадия падения в ту же пропасть. И так исторически складывается, что сегодня именно Церковь усилиями ее Патриарха поднимает голос в защиту человека, такого, каким он создан Богом, пусть даже он временно и отдалился от Бога. Сегодня Церковь стремится защитить человека не только от безбожия, но и от расчеловечивания хотя второе — это, бесспорно, следствие первого.

Проект транс-человека, сверхчеловека является богоборческим. Он представляет собой отрицание божественного замысла о человеке и одновременно способ контролировать сознание людей, в которое Бог вложил свободу выбора. По своему происхождению идея сверхчеловека — ницшеанская и нацистская: ее стремились реализовать еще в Третьем рейхе средствами евгеники. Достоевский в своем романе «Бесы» дает нам литературное и психологическое описание сверхчеловека — «человекобога» — Алексея Кириллова, адепта религии смерти, которому в финале суждено покончить с собой.

Вообще же идея сверхчеловека уходит корнями в учение гностиков с их разделением людей на «пневматиков» и непосвященных. Это разделение противно христианству, поскольку Господь умер и воскрес за всех, заповеди Его адресованы всем в равной мере, все достойны и откровения, и спасения. Патриарх Кирилл последовательно выступает против идеи нового сверхчеловека, активно разоблачая весь спектр идей трансгуманизма. В том числе особенно активно он стремится противодействовать пересмотру понятия «семья», узакониванию однополых союзов и продвижению гендерных теорий, утверждающих множество «гендеров».

Он проповедует любовь к человеку изначальному, богосотворенному. Эта речь представляет собой богословский доклад о секуляризме как антихристианской глобалистской идеологии. Сегодня тезисы этого доклада приобретают все большую актуальность. Современный секуляризм — это продукт протестантской традиции, превращенный в некий глобалистский стандарт, навязываемый в качестве «общечеловеческой» нормы.

Он основан на рыночном фундаментализме и тотальной конкуренции, то есть на принципах социал-дарвинизма. Вполне очевидно, что ницшеанский по своей природе социал-дарвинизм не совместим с христианством, с идеей любви к ближнему. В свое время он породил колониализм, а затем нацизм и атлантизм. Нам, христианам, необходимо помнить, что сегодня, как и в момент своего рождения, Церковь существует в условиях языческого окружения.

Меняются лишь формы этого окружения: от римского политеизма до глобального неолиберализма и секуляризма. Сегодня Церковь вынуждена проповедовать в пространстве встречных либерально-секулярных нарративов и мифологий. И эта мифогенная среда требует серьезного богословского анализа. Так, например, Святейший Патриарх Кирилл застал переход от советского атеистического мифа о религии к секуляристскому.

Жребий патриаршего служения Вы приняли со смирением и всецелым упованием на волю Божию. Будучи человеком разносторонне образованным, Вы делаете все, чтобы наша Церковь несла свою миссию во всем многообразии, уделяя внимание людям всякого возраста, общественного положения и звания. Присущие Вам стратегическое мышление и проницательность, богатейший опыт церковного служения и неизменный интерес к познаниям помогают Русской Церкви под Вашим руководством, как в притче о талантах, в полной мере использовать ее огромный потенциал. Ревностным и безукоризненным примером жизни, служения, ежедневного кропотливого труда, неиссякаемой энергии, духовной силы и несгибаемой воли Вы вдохновляете архиереев и священников в соответствии с вызовами времени исполнять свой долг служения Богу. Патриаршее слово, подобно огню, воспламеняет сердца людей, помогает следовать по пути веры, исполняя Ваши благословения и возложенные Вами послушания.

Открылись новые синодальные отделы и комиссии, новые епархии и митрополичьи округа, несколько экзархатов Африки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Созданы Высший Церковный Совет и Межсоборное присутствие — совещательный орган из архиереев, духовенства, монашествующих и мирян, помогающий выработке важнейших церковных решений. Но важнее всего то, что за эти годы определился общий путь развития Церкви в постсоветский период.

Это, во-первых, социализация Церкви, то есть восстановление ее исторической роли в обществе, и, во-вторых, дальнейшая внутренняя интеграция, то есть преодоление внутрицерковных расколов, включая те, которые инициируются радикальным секуляризмом. Оба процесса идут довольно быстро. Это видно хотя бы по тем понятиям и тезисам, которые за эти полтора десятилетия закрепились в публичном пространстве благодаря Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Речь идет о таких понятиях, как «традиционные ценности», «ценностный суверенитет», «Русский мир». Это тезис о приоритете духовного над материальным, вошедший в Стратегию нацбезопасности и в президентский указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. Не менее важен другой Патриарший тезис — о семье как основе общества.

Важно понимать, что наше, российское общество в своей основе состоит из семей, а не из отдельных индивидуумов и «малых групп». Изменениями публичного дискурса мы, порой сами того не подозревая, нередко обязаны усилиям Патриарха Кирилла. Что, в общем, естественно, ведь такая закономерность сложилась в России исторически.

От каждого Патриарха — будь то Гермоген, Филарет, Никон, Тихон или Сергий — зависело, какими историческими стезями следует Церковь и какой пример она подает обществу. Потомственный священник, проповедник, дипломат Патриарх Кирилл — потомственный священнослужитель. Его дед Василий Степанович в самый разгар антицерковных гонений по доносу обновленцев оказался в Соловках, отец Михаил Васильевич в 1934 году был арестован за службу в церкви и пение на клиросе.

Но, будучи внуком и сыном репрессированных, Патриарх, тем не менее, никогда не считал себя диссидентом. Целью его усилий всегда был не конфликт с государством, а укрепление самостоятельности Церкви, ограждение ее от внешних вмешательств, когда бы и от кого бы они ни исходили. В этом он очень отчетливо продолжает линию Патриарха Тихона и Патриарха Сергия.

Еще до интронизации будущий Патриарх развернул активную внешнюю общественную деятельность в интересах Церкви и ее миссии. С 1994 года на российском телевидении выходила программа «Слово пастыря» с его участием, получившая огромную популярность. Духовное просвещение аудитории митрополит Кирилл вел простым и доступным языком, не избегая при этом сложных вопросов, обнаружив уже в то время дар проповедника и ритора.

В конце 1990-х годов на Радио России выходила программа «Христос посреди нас», в которой митрополит Кирилл рассуждал о социальных проблемах эпохи. Эта программа пользовалась у слушателей невероятной популярностью. С другой стороны, проявились таланты митрополита Кирилла в сфере церковной дипломатии.

Постоянные визиты в другие государства, контакты с представителями иных конфессий не только способствовали расширению влияния Русской Церкви, но и помогали межгосударственным контактам. Дипломатические и проповеднические способности митрополита Кирилла сказались в многолетней поэтапной работе по уврачеванию раскола между нашей Церковью и зарубежными православными приходами в эмиграции. Добиться объединения Церквей стоило немалого труда, хотя все православные единоверцы помнили, что это две части одной исторической матери-Церкви и их общая задача — в единстве проповедовать Христа неразделенного.

С 2004 по 2006 год шла совместная работа над Актом о каноническом общении двух Церквей, которые внутренне уже были готовы молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши. В 2007-м акт был подписан. Социальное учение Церкви Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что впереди нас ждет сложный переходный период, что страна и Церковь окажутся на новом историческом повороте.

К этому необходимо было готовиться заранее — и вместе с тем уповать на милость Господа. Церкви нового периода нужен был надежный кормчий. Избрание Кирилла именно в это время было, бесспорно, промыслительным церковным решением.

В том числе и потому, что процессы адаптации Церкви к новым вызовам были во многом инициированы Кириллом еще в бытность его митрополитом и последующий церковный курс во многом формировался загодя при его участии. В первую очередь это касается главной задачи переходного периода — укрепления социальной роли Церкви, возвращения ее исторического места, утраченного в эпоху советского госатеизма и — что особенно важно — так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов. О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления, ницшеанским правом сильного.

В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках которой развитие общества происходит на основе естественного отбора». В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом девяностых — контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства. Тем не менее, вопреки сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е были сделаны первые шаги в важнейшем для Церкви деле — в работе над церковной социальной концепцией.

Ведь, не имея социальной концепции, Церковь постоянно становилась объектом давления со стороны политических групп, имеющих свои социальные программы. Эта ситуация должна была быть изменена. Речь шла о выработке социальной доктрины, которую уже давно имели католики и протестанты.

У католиков она связана с именем папы Льва XIII 1810-1903 , у протестантов — с именем пастора Уолтера Раушенбуша 1861-1918 , а в Православии — с именем ныне действующего и здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла. Но если католическая социальная концепция в конце XIX века стала альтернативой набиравшим силу идеям социализма, а протестантская предполагала кропотливую локальную работу с представителями социальных низов «социальную евангелизацию» , то в православной России церковная социальная мысль неизбежно должна была коснуться преобразования общества в целом, выработки общественного идеала в духе справедливости и традиционных нравственных норм. В декабре 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подтвердил важность задачи и поручил митрополиту Кириллу создать Синодальную рабочую группу по подготовке Социальной концепции, формализовав те шаги, которые были предприняты им еще в 1992 году.

Результатом стало принятие в 2000 году на Архиерейском Соборе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» ОСК — документа, излагавшего официальную позицию Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государством и обществом. После завершения всех этапов работы митрополит Кирилл публично обратил внимание на то, что Церковь впервые официально предложила обществу свое соборное мнение по социальным вопросам. Базовыми принципами ОСК являются традиционные ценности, абсолютная ценность человеческой жизни, идея справедливости, неприятие «права сильного», внимание к социально незащищенным людям, находящимся в трудном положении, нравственное обоснование права и правовых институтов, разумный этатизм церковно-государственная симфония.

Даже нецерковные люди, как правило, разделяют перечисленные принципы, поскольку они в принципе характерны для русской культуры. Таким образом, Церковь, по существу, высказалась от имени большинства россиян, фактически начав процесс восстановления утраченного Русского мира. Противодействие антицерковных сил В период Патриаршества Кирилла развернулась и приобрела существенное значение Программа «200 московских храмов».

Она имела целью построить храмовые здания максимально доступными для жителей самых отдаленных спальных районов Москвы. Требовалось увеличить их численность в соответствии с ростом населения мегаполиса. Но на пути к этой цели возник ряд препятствий.

Патриарху и его единомышленникам пришлось думать над тем, как противостоять сопротивлению храмоборцев, майданщиков, «реформаторов православия», неолибералов, стремившихся заблокировать программу. По большому счету, противодействие вызвала не «Программа-200» сама по себе, а социальная активность Церкви в целом, ее самостоятельная, независимая позиция, в частности, то обстоятельство, что Церковь не поддержала майдан на Болотной площади в 2012 году. Стремление Церкви вернуть общество к нравственной системе координат породило в радикально-атеистических кругах обвинения в насаждении клерикализма, информационные атаки и провокации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий