В целом, за счет электоральных гигантов в зарубежье уверенная победа Путина. Согласно электоральному расчету, действующий президент РФ Владимир Путин лидирует с показателем 82%. Бессмертный полк избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Стали известны самые активно голосующие регионы России
Такой график представляет собой карту с обозначением всех выделенных для данного политика электоральных групп. Центральная избирательная комиссии России опубликовала на своем официальном сайте ссылку на интерактивную карту страны. Главная Наша деятельность Новости Константин Костин: У «Единой России» исторически высокие рейтинги, и одна из главных возможностей – зафиксировать новые уровни электоральных результатов. Концептуальная электоральная карта постсоветской России. Главная Наша деятельность Новости Константин Костин: У «Единой России» исторически высокие рейтинги, и одна из главных возможностей – зафиксировать новые уровни электоральных результатов.
Новости по теме
- Концептуальная электоральная карта постсоветской России
- Human Verification
- Электоральное исследование в Москве (12–13 мая 2023)
- В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов
- В России завершился Единый день голосования. Каковы предварительные итоги - Российская газета
- Навальный назвал Краснодарский край «зоной традиционных электоральных аномалий»
Год назад Ивановскую область признали вполне электорально управляемой
По словам Алексея Навального, люди по всей стране свозятся на избирательные участки централизованно. Также он заявил, что, по его данным, в тех субъектах РФ, где выборы уже закончились, явка ниже, чем была в 2012 году. По словам политика, фальсификации результатов голосования наглядно выражаются в удалении наблюдателей с УИКов. По данным издания «Кубань 24», на выборах президента РФ 18 марта в Краснодарском крае работают 5,5 тыс.
Произведение этих показателей является индикатором степени электоральной поддержки политика далее - индикатор. По указанному индикатору выделяются три типа групп - с высокой, умеренной и слабой электоральной поддержкой. К первому типу относятся группы, в которых электоральная поддержка политика существенно выше, чем в среднем по всем опрошенным; ко второму - те, в которых электоральная поддержка мало отличается от средней; к третьему - те, в которых электоральная поддержка значительно ниже средней. Эти три типа электоральных групп имеют буквенные обозначения соответственно А, В и С - с номерами в порядке убывания индикатора. Такой график представляет собой карту с обозначением всех выделенных для данного политика электоральных групп. Место каждой группы на карте определяется сочетанием двух координат - доли голосующих за данного политика и его рейтинга.
Эти данные каждый раз иллюстрируются тремя графиками - отдельно для групп высокой, умеренной и слабой электоральной поддержки. Примаков На рейтинг Е.
В 2008 году из-за ограничения на два срока, предусмотренного Конституцией , Путин не мог баллотироваться — на тех выборах победил его соратник Дмитрий Медведев , а сам Путин возглавил тогда правительство России.
Всероссийская политическая партия « Единая Россия », поддерживающая Путина, с 2003 года располагает большинством в Государственной думе. Оппозиционеры указывали на махинации в пользу Путина при подведении итогов выборов 2004 [15] , 2012 [16] [17] [18] и 2018 [19] [20] [21] [22] годов. В 2012 году это вызвало крупномасштабные протесты , но не помешало Путину остаться у власти.
Возмущение также вызвало сокрытие перед выборами-2018 плана повысить пенсионный возраст , реализованного сразу после реинаугурации [23]. Многие оппоненты обвиняют Путина в превращении России в коррумпированную диктатуру , злоупотреблении властью и нарушениях прав человека. Как констатируют критики, независимые СМИ закрылись или вынуждены работать из-за границы, подконтрольные Путину СМИ уделяют ему непропорционально много внимания, представители политической оппозиции преследуются, некоторые оказываются в изгнании и даже в тюрьме , на выборах разного уровня голоса могут корректироваться ради нужного результата [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30].
Опыт прежних выборов и сопровождавших их протестов помог Путину создать систему репрессий , предотвращающую массовые акции; он также использует выборы для разделения оппозиции, допуская одних претендентов и не допуская других [28] [30]. Проблема 2024 См. Первоначально, по действовавшему по 2020 год законодательству, смена лидера государства была неизбежной.
Позднее, с учётом принятых в 2020 году поправок в Конституцию , Владимир Путин получил возможность баллотироваться ещё на два срока [31] [32] , то есть править до 2036 года [33]. Политическая ситуация в России После начала вторжения российской армии на Украину в феврале 2022 года в России произошли радикальные политические изменения, существенные для выборов 2024 года. Значительная часть населения, особенно старшего возраста, верит словам правительства о необходимости военным путём защитить русских в Донбассе , о противостоянии расширению НАТО и о « денацификации » Украины [8].
Лица, высказывающие иные точки зрения, подвергаются опасности, их вынуждают или они сами стремятся уехать из страны. Призывавшая к миру с Украиной Екатерина Дунцова не была допущена к выборам [36]. Известные оппозиционные политики, такие как Алексей Навальный и Игорь Стрелков , были отправлены в тюремное заключение [37] [36] [38].
Критики российской власти выражали мнение, что в таких обстоятельствах проведение выборов представляет собой лишь имитацию [28] и формальность, поскольку победитель известен заранее [37] [36] [38]. Тем не менее они отмечали, что видимость демократии остаётся важной для Путина [38]. В последние месяцы перед выборами ситуация в зоне боевых действий складывалась благоприятно для России.
Отразив украинское контрнаступление, российская армия захватила инициативу и начала собственную наступательную операцию. Крупной символической победой Путина стало взятие российскими войсками Авдеевки в феврале 2024 года [39] [40] [41] [42] [12]. Президентские «выборы» были впервые организованы в частично оккупированных Россией и считаемых ею своими «новыми территориями» украинских Донецкой , Луганской , Херсонской и Запорожской областях [43] [44] , хотя на территориях этих областей продолжались бои, а областные центры Запорожье и Херсон контролировались Украиной [45].
Причем последняя показала лучший результат явки по стране Об этом журналистам 9 сентября рассказал руководитель Центрального исполкома "Единой России" Александр Сидякин. Во всех четырех субъектах РФ проходило досрочное голосование, а 8-10 сентября оно проходит в выездном формате и на стационарных участках. Причем активность проявляют люди самых разных возрастов. Они говорят, что возлагают надежды на своих кандидатов, ждут изменений жизни к лучшему в составе России, благодарят за помощь в восстановлении городов и сел регионы-шефы", - отметил Сидякин.
Электоральные индикаторы на старте президентской кампании. Январь 2024
Главная Наша деятельность Новости Константин Костин: У «Единой России» исторически высокие рейтинги, и одна из главных возможностей – зафиксировать новые уровни электоральных результатов. Но уже не на тему электоральных намерений, а на тему совершенных электоральных опрос не является экзит-полом и не ставит целью определять явку, поскольку мы получаем декларацию участия, а не факт выхода из избирательного участка. Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Булаев отметил, что избирательная система России имеет структуру, которой не существует ни в одной стране мира – она максимально публична и прозрачна. Андрей Бузин "Эволюция электоральных аномалий Москвы" Презентация на II Круглом столе математиков. Российская избирательная система не только обеспечивает чистоту, прозрачность, но и она ориентирована на человека, таким образом, чтобы каждый мог отдать свой голос, рассказала «Известиям» сенатор от ЛНР Дарья Лантратова.
Эксперты ЭИСИ: "Единая Россия" задает электоральные тренды для всей страны"
Не спадает интерес и в других субъектах страны. Предварительное голосование — это во многом тренировка, "нулевая волна" перед стартом избирательной кампании. Так, в Алтайском крае праймериз — в том числе площадка для обсуждения стратегии развития региона. В этом году в предварительном голосовании края участвует губернатор Виктор Томенко. Уже завтра у него первая встреча с избирателями в рамках начавшейся кампании, поделился зампредседателя Алтайского краевого Законодательного Собрания, член Президиума регионального политического совета Партии "Единая Россия" по Алтайскому краю Денис Голобородько.
Но несколько партий парламентской оппозиции смогут получить представительство. К электорально управляемым регионам с отдельными протестными зонами отнесена Ростовская область, где на протестном фланге сильна КПРФ, но у «Единой России» на выборах в ГосДуму 2021 году по региону результаты в 2,5 раза выше.
Серьезных нарушений не выявлено, избиркомы продолжают пресекать провокации. ТАСС собрал основное о втором дне голосования. Как заявил зампред ЦИК Николай Булаев, общее число проголосовавших онлайн ожидается в итоге на уровне более 7 млн человек. Высокую оценку работе системы дали и другие зарубежные наблюдатели. Кто уже проголосовал Среди кандидатов на пост президента во второй день проголосовал Леонид Слуцкий ЛДПР , который воспользовался традиционным способом голосования на избирательных участках. Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин пришел на участок, где сразу же провел совещание по капремонту здания. Все они пришли на участки. Проголосовали и военнослужащие на линии соприкосновения, в том числе в Авдеевке и Артемовске.
Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков назвал пять ключевых факторов, которые выделяют систему предварительного голосования. Вторая особенность — открытость партии как для тех, кто выдвигается, так и для тех, кто наблюдает за процессом. Еще один важный фактор праймериз — демонстрация конкуренции. Это важный шаг, который показал, что у партии работают механизмы чувствительности к электоральным темам. Праймериз — как площадка для поиска новых смыслов. Лидерство партии — в том, чтобы использовать верные инструменты, и видно, как "Единая Россия" их использует», — добавил эксперт. Интерес к процессу и у кандидатов, и у избирателей в новых регионах очень высок, отметил, заместитель руководителя ЦИК Партии «Единая Россия», руководитель Управления политической работы, директор Высшей партийной школы Роман Романов. Не спадает интерес и в других субъектах страны. Например, Архангельская область — один из регионов-лидеров по уровню конкуренции.
Что нужно знать о президентских выборах в России в 2024 году
- Результаты выборов президента России — 2024: предварительные итоги, онлайн
- Песков уверен в нападках на электоральную кампанию в России
- Электоральные тренды для всей страны: Эксперты обсудили предварительное голосование "Единой России"
- Предварительные результаты выборов президента России-2024
- Электоральные тренды для всей страны: Эксперты обсудили предварительное голосование "Единой России"
Рекордная явка и халтурный черный пиар: предварительные итоги выборов президента — 2024
Напомним, Андрей Воробьев руководит Московской областью с 2012 года. Ранее он возглавлял центральный исполнительный комитет "Единой России". Это значит, что нового главу региона выбирали не жители, а местные депутаты законодательного собрания.
Также он предлагает защитить россиян от разгула финансовых организаций — снизить ставки по кредитам и микрозаймам и ввести в законе дополнительную защиту от коллекторов. Слуцкий отмечает необходимость окончательной победы в СВО. Ход президентской кампании Слуцкий выбран кандидатом в президенты от ЛДПР по итогам съезда партии 19 декабря. Уже в конце последнего месяца прошлого года кандидат начал поездки по регионам страны — он уже побывал на Чукотке, в Сочи, Ставрополе, Астрахани и Нижнем Новгороде. Официальный сайт кандидата запущен 17 января, а через неделю ЦИК зарегистрировала доверенных лиц Леонида Слуцкого. Основная информация.
Это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что данный процесс не был полностью навязанным. Неудивительно, что набольшей вариативностью отличается самая молодая из всех парламентских партий — «Справедливая Россия», причем ее уровень если и меняется, то в сторону небольшого роста в 2007 г. Итак, анализ территориального разнообразия голосования за ведущие российские партии показывает, что тренд в сторону национализации партийной системы, сформированный ныне действующими партиями в 2003—2007 гг. Только КПРФ вышла в 2000-е годы на относительно равномерные показатели электоральной поддержки. Применительно к ЕР наблюдается противоположная тенденция, ведущая к появлению или восстановлению зон нелояльности, противостоящих зонам «управляемого» голосования. Довольно неравномерна региональная поддержка ЛДПР и «Справедливой России» при слабой тенденции к росту неравномерности. Вместе с тем некоторый рост разнообразия российского электорального пространства пока не привел к качественным изменениям. По итогам выборов 2011 г. ИРР составил 0,45, то есть его значение осталось в пределах среднего. С учетом огромных размеров России и формально федеративного характера ее устройства17 подобную степень территориальной неоднородности голосований нельзя не квалифицировать как достаточно низкую. Не вызывает сомнений, что немалую долю «вины» за такое положение вещей несут авторитарные практики и юридические ограничения в области партстроительства, хотя, как уже отмечалось, процесс национализации российской партийной системы носил не только навязанный характер. Для большего прояснения обрисованной выше картины региональных различий посмотрим, как обстоят дела в этой сфере в других постсоветских государствах. Бесспорным лидером по степени фрагментации электорального пространства является Украина. На выборах 2007 г. Только у занявшего пятое место и тоже прошедшего в парламент Блока Литвина он оказался средним — 0,45. Интересно, что наибольшую территориальную неоднородность тут демонстрирует партия, выигравшая выборы. Подобная крайне нетипичная ситуация свидетельствует о том, что Партия регионов располагает чрезвычайно мощной поддержкой среди населения ограниченной группы территорий, и Блок Тимошенко имеет гораздо больше оснований претендовать на роль политической силы, консолидирующей территорию страны. Территориальное разнообразие в Молдове близко к российскому. Так, на парламентских выборах 2010 г. Заметно выросла гомогенность электорального пространства Армении. Если на выборах 2007 г. Но наиболее любопытная ситуация сложилась в странах с доминирующими партиями, где равномерно высокая поддержка ведущей партии сочетается с крайне неоднородной, локализованной поддержкой оппозиции. Например, в Казахстане на выборах 2007 г. Сходная картина наблюдалась в 2007 г. Весьма равномерную территориальную поддержку продемонстрировало и Объединенное национальное движение М. Саакашвили, одержавшее убедительную победу на выборах 2008 г. Таким образом, практика постсоветских государств заставляет предположить, что степень фрагментации электорального пространства зависит от уровня конкуренции в партийной системе и социокультурной неоднородности страны. При этом фактор конкуренции имеет решающее значение — в случае формирования мощных правящих партий региональное разнообразие голосования сокращается даже там, где имеются выраженные социо- и этнокультурные различия между территориями. Коэффициент Джини G широко используется в исследованиях социального расслоения, но его можно применять и в других сферах. В частности, с его помощью можно рассматривать равномерность голосования в регионах за ту или иную партию. Для этого регионы выстраиваются в порядке возрастания процентного показателя, и каждому из них присваивается соответствующий ранг 1, 2, 3 и т. После умножения рангов регионов на процентные показатели партии и сложения этих произведений можно вычислить коэффициент Джини. Преимущество этого показателя состоит в том, что, в отличие от коэффициента вариации, он имеет верхний предел и колеблется от 0 до 1. Кроме того, в данном случае нет проблемы с определением высоких и низких значений, так как они уже установлены в ходе исследований неравенства доходов. Если значение индекса приближается к единице, национализация партии является высокой18. Данный индекс, предложенный Марком Джонсом и Скоттом Мейнуорингом, обладает множеством достоинств, так как он позволяет сравнивать между собой партии в том числе и разных государств, а его недостатки связаны главным образом со спорами математиков по поводу корректности самого коэффициента Джини. Безусловно, существует потребность в кумулятивном индексе, характеризующем национализацию партийной системы в целом. В этих целях может использоваться индекс национализации партийной системы Party System Nationalization Score, PSNS , также введенный Джонсом и Мейнуорингом, который представляет собой сумму произведений индексов национализации партий и долей полученных этими партиями голосов 19. Наши расчеты PSNS для выборов 2007 и 2011 гг. PSNS составлял 0,84, то в 2011 г. Следует отметить, что при исследовании неравенства доходов подобное значение коэффициента Джини считается низким, указывающим на гомогенность. Однако применительно к партийным системам шкала, скорее всего, должна быть другой, поскольку география голосований в разрезе регионов первого субнационального уровня, как правило, более однородна, нежели структура распределения доходов в обществе. О далеко зашедшем процессе национализации свидетельствуют и высокие индексы национализации отдельных партий. В наименьшей степени «национализировано» «Яблоко» с показателем 0,67 в 2007 г. Выводы, полученные на основе вычисления коэффициентов вариации и индексов национализации, в целом близки, хотя между ними имеются и расхождения. Так, коэффициент вариации для «Справедливой России» заметно выше, чем для ЛДПР, тогда как индексы их национализации практически одинаковы. Но эти расхождения едва ли принципиальны, поскольку разные методики расчетов не могут дать полностью идентичные результаты. Гораздо более серьезной представляется проблема, на которую обращает внимание Даниэль Бокслер, а именно зависимость результатов исследования от административно-территориального деления страны и нарезки избирательных округов20. Действительно, используемые нами и другими авторами показатели претендуют на то, чтобы измерять региональное разнообразие страны в целом, но при этом основаны на сравнении итогов голосования в определенном наборе территориальных единиц, по которым доступна электоральная статистика. Количество таких единиц в разных странах неодинаково, в разы может расходиться и численность избирателей в них. В рамках одной избирательной кампании использование в расчетах национализации территориальных единиц разного уровня скажем, крупных регионов или, напротив, муниципалитетов даст несовпадающие, хотя и более или менее близкие результаты. Можно, правда, сделать оговорку, что все территории, по которым осуществляются расчеты, являются одинаково значимыми политическими регионами, определяющими реальную, общеизвестную территориальную структуру данного государства. В связи с этим целесообразно ориентироваться на административно-территориальное деление страны, производя пересчет, если электоральная статистика приводится в разрезе электоральных округов и тому подобных образований, не полностью совпадающих с АТД. В частности, по этой причине в крупных городах, разбитых на несколько электоральных округов, обычно приходится высчитывать суммарный результат и использовать именно его. В целях контроля измеряемые показатели полезно рассчитывать также и на уровне более мелких административных единиц; такие расчеты можно считать более точными в силу большего количества задействованных в них объектов и, следовательно, приближенности исследования непосредственно к территории. Но неверно отказываться и от расчетов на уровне регионов, поскольку без них нельзя оценить глубину различий в сложившейся административно-территориальной структуре государства. Это особенно важно в случае федераций, где регионы обладают определенной автономией и представляют собой относительно самостоятельные образования. Другим выходом из ситуации является использование специального показателя национализации, учитывающего неравные размеры территориальных единиц21. Однако этот показатель нуждается в дальнейшем апробировании. Типичные регионы интересны тем, что голосуют, как страна в целом, представляя собой ее уменьшенную копию, и, скорее всего, дают точный слепок с характерных для нее размежеваний. Выявление девиантных регионов позволяет обнаружить территории, демонстрирующие наибольшие отклонения. Некоторые из этих территорий могут оказаться слабо интегрированными в политическое пространство страны и быть источником сепаратистских настроений. Кроме того, в авторитарных режимах девиантность может свидетельствовать о некорректности подсчета голосов, особенно если речь идет о поддержке доминирующей партии. В России картина типичных и девиантных регионов достаточно изменчива. Для ее определения, с нашей точки зрения, целесообразно вычислять евклидово расстояние, под которым в данном случае понимается условное расстояние от соответствующего региона до «страны в целом» в многомерном пространстве, заданном голосованиями за участвующие в выборах партии. В качестве точки отсчета в этом пространстве корректнее использовать, на наш взгляд, не итоговые результаты голосования за партии по стране хотя такой вариант тоже допустим , а их средние арифметические по регионам. Тем самым мы сможем избежать перекосов, вызванных различиями в численности избирателей от региона к региону. Помимо обычного евклидова расстояния, имеет смысл вычислять и евклидово расстояние, скорректированное на число акторов, то есть деленное на число участников предвыборной гонки. Второй вариант дает на выходе меньшие числа, что удобно, и принимает во внимание количество игроков, при этом в рамках одной избирательной кампании порядок следования регионов по убыванию остается тем же. Недостатком данного показателя, как и коэффициента вариации, является отсутствие верхнего предела. Поэтому определение того, что такое много и что такое мало, возможно лишь на основе длительных эмпирических исследований. По нашим расчетам, в 2011 г. Самым типичным регионом оказалась Ростовская область обычное евклидово расстояние — 2,93, скорректированное — 0,42 , за которой следуют Ставропольский край 3,44 и 0,49 соответственно и Курская область 4,13 и 0,59. Примечательно, что скорее типичным регионом является и Москва скорректированное евклидово расстояние — 1,00.
Онлайн-ресурсы выдержали Тем не менее, как только завершилось голосование, ведущие аналитические центры страны опубликовали результаты экзитполов — опросов на выходе с избирательных участков. Рекордными стали и показатели дистанционного электронного голосования ДЭГ. Явка в системе составила 94 процента, сообщил глава территориальной избирательной комиссии ДЭГ Олег Артамонов. По его словам, это абсолютный рекорд в мире: «У нас зарегистрировались и смогли принять участие в федеральной системе ДЭГ 4,7 миллиона избирателей». По ее словам, 215 тысяч из них были направлены на портал голосования, 65 тысяч — на портал наблюдения за выборами. Система ДЭГ была доступна в 29 регионах. Фейки и фейкометы Информационная кампания от недоброжелателей России — это уже почти привычный фон наших выборов. Все ресурсы пропагандистской машины Запада, иноагентов, нежелательных организаций брошены на попытки очернить президентскую кампанию и дискредитировать результаты голосования, сказал еще перед стартом выборов первый зампред Комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров. Его предсказания сбылись: за три дня в информационное пространство были вброшены тысячи фейков. В украинских соцсетях, к примеру, распространяли информацию, что при организации выездного голосования убит член участковой избирательной комиссии Херсонской области.
Результаты выборов президента России — 2024: предварительные итоги, онлайн
Уже проголосовало больше двух миллионов человек. Результаты растут с каждым годом, и сама система не стоит на месте. Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков назвал пять ключевых факторов, которые выделяют систему предварительного голосования. Вторая особенность — открытость партии как для тех, кто выдвигается, так и для тех, кто наблюдает за процессом. Ещё один важный фактор праймериз — демонстрация конкуренции. Это важный шаг, который показал, что у партии работают механизмы чувствительности к электоральным темам. Праймериз — как площадка для поиска новых смыслов.
Лидерство партии — в том, чтобы использовать верные инструменты, и видно, как "Единая Россия" их использует", — сообщил эксперт в ходе круглого стола.
Вместе с тем, именно они наиболее ярко отражают электоральные предпочтения жителей. Сегодня уже понятно удобство для избирателей в многодневном голосовании, голосовании по месту пребывания, а также выездного для отдельных категорий граждан.
Эти технологии будут применяться в президентскую кампанию. В России сложилась демократически выверенная, проверенная временем система общественного контроля за всем избирательным процессом. Например, в прошедшей выборной кампании ЕДГ- 2023 Общественной палатой края подготовлено и назначено 1397 наблюдателей, которые осуществляли контроль за выборами в 17 муниципальных образованиях региона.
На избирательных участках наблюдатели не только контролировали процесс голосования, но и через свои страницы в социальных сетях рассказывали о своем наблюдении на выборах. Когда они сами непредвзято рассказывают о том, как идет работа на избирательном участке, демонстрируя через свои аккаунты в социальных сетях открытость и прозрачность выдачи бюллетеней, подсчета голосов, пресекают подачу фальсифицированной информации — это вызывает большую уверенность у граждан в чистоте и легитимности выборов, - сказала Галина Кононенко, председатель Общественной палата края.
Участниками мероприятия стали руководство и представители Центральной и региональных избирательных комиссий РФ, профессорско-преподавательский состав и студенты Президентской академии, международные эксперты. По его словам, прошедшие недавно выборы Президента в Азербайджане, России и Узбекистане показали, что институт Президента является объединяющим фактором в странах Содружества. Это подтверждается высокой явкой избирателей и результатом голосования за главу государства. Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Булаев отметил, что избирательная система России имеет структуру, которой не существует ни в одной стране мира — она максимально публична и прозрачна. По его словам, деятельность избирательных комиссий была подконтрольна большому количеству партий за счет своих представителей. Кроме того, все заседания избирательных комиссий транслировались в интернет. Заместитель главы российского ЦИК сообщил об исключении возможности применения ДЭГ дистанционного электронного голосования за рубежом — все it-адреса тщательно проверялись специалистами.
ИРР составил 0,45, то есть его значение осталось в пределах среднего. С учетом огромных размеров России и формально федеративного характера ее устройства17 подобную степень территориальной неоднородности голосований нельзя не квалифицировать как достаточно низкую. Не вызывает сомнений, что немалую долю «вины» за такое положение вещей несут авторитарные практики и юридические ограничения в области партстроительства, хотя, как уже отмечалось, процесс национализации российской партийной системы носил не только навязанный характер. Для большего прояснения обрисованной выше картины региональных различий посмотрим, как обстоят дела в этой сфере в других постсоветских государствах. Бесспорным лидером по степени фрагментации электорального пространства является Украина. На выборах 2007 г. Только у занявшего пятое место и тоже прошедшего в парламент Блока Литвина он оказался средним — 0,45. Интересно, что наибольшую территориальную неоднородность тут демонстрирует партия, выигравшая выборы. Подобная крайне нетипичная ситуация свидетельствует о том, что Партия регионов располагает чрезвычайно мощной поддержкой среди населения ограниченной группы территорий, и Блок Тимошенко имеет гораздо больше оснований претендовать на роль политической силы, консолидирующей территорию страны. Территориальное разнообразие в Молдове близко к российскому.
Так, на парламентских выборах 2010 г. Заметно выросла гомогенность электорального пространства Армении. Если на выборах 2007 г. Но наиболее любопытная ситуация сложилась в странах с доминирующими партиями, где равномерно высокая поддержка ведущей партии сочетается с крайне неоднородной, локализованной поддержкой оппозиции. Например, в Казахстане на выборах 2007 г. Сходная картина наблюдалась в 2007 г. Весьма равномерную территориальную поддержку продемонстрировало и Объединенное национальное движение М. Саакашвили, одержавшее убедительную победу на выборах 2008 г. Таким образом, практика постсоветских государств заставляет предположить, что степень фрагментации электорального пространства зависит от уровня конкуренции в партийной системе и социокультурной неоднородности страны. При этом фактор конкуренции имеет решающее значение — в случае формирования мощных правящих партий региональное разнообразие голосования сокращается даже там, где имеются выраженные социо- и этнокультурные различия между территориями.
Коэффициент Джини G широко используется в исследованиях социального расслоения, но его можно применять и в других сферах. В частности, с его помощью можно рассматривать равномерность голосования в регионах за ту или иную партию. Для этого регионы выстраиваются в порядке возрастания процентного показателя, и каждому из них присваивается соответствующий ранг 1, 2, 3 и т. После умножения рангов регионов на процентные показатели партии и сложения этих произведений можно вычислить коэффициент Джини. Преимущество этого показателя состоит в том, что, в отличие от коэффициента вариации, он имеет верхний предел и колеблется от 0 до 1. Кроме того, в данном случае нет проблемы с определением высоких и низких значений, так как они уже установлены в ходе исследований неравенства доходов. Если значение индекса приближается к единице, национализация партии является высокой18. Данный индекс, предложенный Марком Джонсом и Скоттом Мейнуорингом, обладает множеством достоинств, так как он позволяет сравнивать между собой партии в том числе и разных государств, а его недостатки связаны главным образом со спорами математиков по поводу корректности самого коэффициента Джини. Безусловно, существует потребность в кумулятивном индексе, характеризующем национализацию партийной системы в целом. В этих целях может использоваться индекс национализации партийной системы Party System Nationalization Score, PSNS , также введенный Джонсом и Мейнуорингом, который представляет собой сумму произведений индексов национализации партий и долей полученных этими партиями голосов 19.
Наши расчеты PSNS для выборов 2007 и 2011 гг. PSNS составлял 0,84, то в 2011 г. Следует отметить, что при исследовании неравенства доходов подобное значение коэффициента Джини считается низким, указывающим на гомогенность. Однако применительно к партийным системам шкала, скорее всего, должна быть другой, поскольку география голосований в разрезе регионов первого субнационального уровня, как правило, более однородна, нежели структура распределения доходов в обществе. О далеко зашедшем процессе национализации свидетельствуют и высокие индексы национализации отдельных партий. В наименьшей степени «национализировано» «Яблоко» с показателем 0,67 в 2007 г. Выводы, полученные на основе вычисления коэффициентов вариации и индексов национализации, в целом близки, хотя между ними имеются и расхождения. Так, коэффициент вариации для «Справедливой России» заметно выше, чем для ЛДПР, тогда как индексы их национализации практически одинаковы. Но эти расхождения едва ли принципиальны, поскольку разные методики расчетов не могут дать полностью идентичные результаты. Гораздо более серьезной представляется проблема, на которую обращает внимание Даниэль Бокслер, а именно зависимость результатов исследования от административно-территориального деления страны и нарезки избирательных округов20.
Действительно, используемые нами и другими авторами показатели претендуют на то, чтобы измерять региональное разнообразие страны в целом, но при этом основаны на сравнении итогов голосования в определенном наборе территориальных единиц, по которым доступна электоральная статистика. Количество таких единиц в разных странах неодинаково, в разы может расходиться и численность избирателей в них. В рамках одной избирательной кампании использование в расчетах национализации территориальных единиц разного уровня скажем, крупных регионов или, напротив, муниципалитетов даст несовпадающие, хотя и более или менее близкие результаты. Можно, правда, сделать оговорку, что все территории, по которым осуществляются расчеты, являются одинаково значимыми политическими регионами, определяющими реальную, общеизвестную территориальную структуру данного государства. В связи с этим целесообразно ориентироваться на административно-территориальное деление страны, производя пересчет, если электоральная статистика приводится в разрезе электоральных округов и тому подобных образований, не полностью совпадающих с АТД. В частности, по этой причине в крупных городах, разбитых на несколько электоральных округов, обычно приходится высчитывать суммарный результат и использовать именно его. В целях контроля измеряемые показатели полезно рассчитывать также и на уровне более мелких административных единиц; такие расчеты можно считать более точными в силу большего количества задействованных в них объектов и, следовательно, приближенности исследования непосредственно к территории. Но неверно отказываться и от расчетов на уровне регионов, поскольку без них нельзя оценить глубину различий в сложившейся административно-территориальной структуре государства. Это особенно важно в случае федераций, где регионы обладают определенной автономией и представляют собой относительно самостоятельные образования. Другим выходом из ситуации является использование специального показателя национализации, учитывающего неравные размеры территориальных единиц21.
Однако этот показатель нуждается в дальнейшем апробировании. Типичные регионы интересны тем, что голосуют, как страна в целом, представляя собой ее уменьшенную копию, и, скорее всего, дают точный слепок с характерных для нее размежеваний. Выявление девиантных регионов позволяет обнаружить территории, демонстрирующие наибольшие отклонения. Некоторые из этих территорий могут оказаться слабо интегрированными в политическое пространство страны и быть источником сепаратистских настроений. Кроме того, в авторитарных режимах девиантность может свидетельствовать о некорректности подсчета голосов, особенно если речь идет о поддержке доминирующей партии. В России картина типичных и девиантных регионов достаточно изменчива. Для ее определения, с нашей точки зрения, целесообразно вычислять евклидово расстояние, под которым в данном случае понимается условное расстояние от соответствующего региона до «страны в целом» в многомерном пространстве, заданном голосованиями за участвующие в выборах партии. В качестве точки отсчета в этом пространстве корректнее использовать, на наш взгляд, не итоговые результаты голосования за партии по стране хотя такой вариант тоже допустим , а их средние арифметические по регионам. Тем самым мы сможем избежать перекосов, вызванных различиями в численности избирателей от региона к региону. Помимо обычного евклидова расстояния, имеет смысл вычислять и евклидово расстояние, скорректированное на число акторов, то есть деленное на число участников предвыборной гонки.
Второй вариант дает на выходе меньшие числа, что удобно, и принимает во внимание количество игроков, при этом в рамках одной избирательной кампании порядок следования регионов по убыванию остается тем же. Недостатком данного показателя, как и коэффициента вариации, является отсутствие верхнего предела. Поэтому определение того, что такое много и что такое мало, возможно лишь на основе длительных эмпирических исследований. По нашим расчетам, в 2011 г. Самым типичным регионом оказалась Ростовская область обычное евклидово расстояние — 2,93, скорректированное — 0,42 , за которой следуют Ставропольский край 3,44 и 0,49 соответственно и Курская область 4,13 и 0,59. Примечательно, что скорее типичным регионом является и Москва скорректированное евклидово расстояние — 1,00. В число наиболее девиантных регионов вошло довольно много республик, что подтверждает наличие многократно описанного в литературе раскола между центром и этническими перифериями. Однако в условиях нынешнего политического режима девиантность республик не носит сепаратистского характера, а, напротив, проявляется в сверхвысокой лояльности, выражаемой в голосовании за «Единую Россию». Лоялистская девиантность особенно отличает Чечню обычное евклидово расстояние — 56,83, скорректированное — 8,12 , Мордовию 47,81 и 6,83 соответственно , Ингушетию 47,76 и 6,82 , Дагестан 47,4 и 6,77 , Карачаево-Черкесию 45,62 и 6,52 , Туву 41,16 и 5,88 и Кабардино-Балкарию 37,48 и 5,35. Все это регионы с управляемым голосованием.
В то же время в этих регионах особенно часто говорят и о нарушениях в избирательном процессе, что ставит под сомнение достоверность электоральных данных и основанных на них расчетов. Что касается эмпирического размаха самого показателя, то в скорректированном случае он, как видим, превышает в России восемь единиц. Вместе с тем, как показывает опыт этнических периферий в других странах, девиантность электорального поведения таких периферий имеет более глубокие корни. В случае ослабления административного нажима и разрешения этнических и религиозных партий эти территории, скорее всего, остались бы девиантными, но уже с другим — сепаратистским — типом девиантности.
Как изменилась электоральная мода в России
Концептуальная электоральная карта постсоветской России. С лета 2020 года электоральный рейтинг «Единой России» продолжает снижаться — в августе за партию готовы были проголосовать 31% респондентов, сейчас — 27%, сообщает «Левада-центр». Концептуальная электоральная карта постсоветской России.
Политолог Кислицына: Дальний Восток приобретает черты электорального пространства России
Позднее, с учётом принятых в 2020 году поправок в Конституцию , Владимир Путин получил возможность баллотироваться ещё на два срока [31] [32] , то есть править до 2036 года [33]. Политическая ситуация в России После начала вторжения российской армии на Украину в феврале 2022 года в России произошли радикальные политические изменения, существенные для выборов 2024 года. Значительная часть населения, особенно старшего возраста, верит словам правительства о необходимости военным путём защитить русских в Донбассе , о противостоянии расширению НАТО и о « денацификации » Украины [8]. Лица, высказывающие иные точки зрения, подвергаются опасности, их вынуждают или они сами стремятся уехать из страны. Призывавшая к миру с Украиной Екатерина Дунцова не была допущена к выборам [36]. Известные оппозиционные политики, такие как Алексей Навальный и Игорь Стрелков , были отправлены в тюремное заключение [37] [36] [38].
Критики российской власти выражали мнение, что в таких обстоятельствах проведение выборов представляет собой лишь имитацию [28] и формальность, поскольку победитель известен заранее [37] [36] [38]. Тем не менее они отмечали, что видимость демократии остаётся важной для Путина [38]. В последние месяцы перед выборами ситуация в зоне боевых действий складывалась благоприятно для России. Отразив украинское контрнаступление, российская армия захватила инициативу и начала собственную наступательную операцию. Крупной символической победой Путина стало взятие российскими войсками Авдеевки в феврале 2024 года [39] [40] [41] [42] [12].
Президентские «выборы» были впервые организованы в частично оккупированных Россией и считаемых ею своими «новыми территориями» украинских Донецкой , Луганской , Херсонской и Запорожской областях [43] [44] , хотя на территориях этих областей продолжались бои, а областные центры Запорожье и Херсон контролировались Украиной [45]. Вторжение на Украину привело к политическому противостоянию между Россией и Западом. Журналист Андрей Колесников указывает, что выборы являются для Путина способом оправдать решение о вторжении и показать окружению и иностранным деятелям, что он сохраняет поддержку общества. Проведение выборов направлено на создание впечатления нормального хода событий, несмотря на недавние внутренние потрясения в виде крайне непопулярной мобилизации осень 2022 , мятежа Пригожина лето 2023 и военных действий на Украине [38] в октябре 2023 года Рамзан Кадыров предлагал отменить выборы до окончания боевых действий или провести с одним кандидатом Путиным, но в Кремле отвергли эти идеи как не соответствующие Конституции [46]. Экономическая ситуация в России Экономическая ситуация в России перед выборами стабильна, что является важным благоприятным фактором для действующей власти.
Помимо подорожания некоторых импортных товаров, в экономическом плане в 2022—2023 годах для большинства россиян мало что изменилось. Предсказывавшийся экспертами после введённых в 2022 году масштабных западных санкций крах экономики не случился. Рецессия 2022 года оказалась менее серьёзной, чем ожидалось, продлилась недолго и сменилась ростом. Наблюдается рост зарплат, измеряемый двузначными числами процентов, особенно у людей с самыми низкими доходами. Уровень бедности в стране снизился до исторического минимума.
Экономический рост поддерживается значительно возросшими государственными расходами, которые обеспечиваются сохранением доходов от продажи нефти и газа, экспортные потоки которых были переориентированы на азиатские страны.
Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа.
Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно.
Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов.
Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования? Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде.
Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования?
С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт.
У москвичей и тех, кто прикрепился к столичному избирательному участку, была возможность проголосовать с использованием терминалов электронного голосования на любом участке в пределах всего города. Отдать свой голос в традиционном формате с помощью бумажного бюллетеня можно было по месту постоянной регистрации или прикрепления. Те, кому по состоянию здоровья было трудно добраться до участка, могли проголосовать дома.
Ярославская и Владимирская область также менее электорально управляемы, чем Ивановская область — 82-е и 63-е место, соответственно. Другая соседняя область, Нижегородская, наоборот, гораздо более электорально управляема — 32-е место.
RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.