После волжских походов и разгрома Хазарии князь Святослав стал добиваться расширения границ Киевской Руси на западе. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги. Древняя Руси при Ольге, Правление княгини Ольги, Внутренняя политика Святослава, Внешняя политика Святослава, Походы на хазар, вятичей, Дунайские походы, Отношения с Византией, Осада Киева печенегами, Как погиб Святослав, Итоги правления Ольги и Святослава. За Волжскими походами 964–966 гг. последовали два Дунайских похода Святослава в 967–971 гг. В ходе их Святослав пытался создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае. Но эти земли принадлежали Болгарии, и Святослав заручился нейтралитетом Византии во время его предстоящего похода на Дунай, а за это он обещал отступиться от крымских владений империи.
Балканские Войны Святослава
- «РУСЬ-ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА».
- Поход Святослава на Дунай
- Первый поход Святослава на Дунай | История нашего мира 2.0 | Дзен
- Дунайский поход — История России
Первый поход Святослава на Дунай
Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в регионе Салтово-Маякской культуры, сильно изменив демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью. Первый Дунайский поход Дунайские походы князя Святослава — история, которая овеяла его имя легендой.
Политэкономия князя Святослава...
III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Поход на Дунай. Одна часть войска Святослава отплыла из Керченского пролива и, огибая Крымский полуостров, направилась к устью Дуная, другая спустилась в ладьях по Днепру и проследовала к месту встречи вдоль побережья Черного моря. Другим направлением внешней политики Святослава стала Дунайская Болгария. Дунайские походы. В 967 году началась война между Византией и Болгарским царством. Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав во время первого Дунайского похода не делал. Можно предположить, что после утверждения в Переяславце, князь Святослав заключил мирное соглашение с Болгарией.
Русь при Игоре, Ольге и Святославе
Поход князя Святослава в Болгарию (начало Болгарской войны, 968 год) | Князь Святослав организовал поход в земли вятичей, с целью принудить их к уплате дани. |
Контурные карты по истории России. Тороп "Дрофа". 6 класс. Страница 5 | | Князь Святослав совершал множество походов, большинство из них были успешными. |
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
7. Восточные походы князя Святослава. 1. Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов князя Святослава. Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств. Дунайские походы Святослава. Изобразительные наглядности. Исторические картины. Скачать бесплатно презентацию на тему "Походы Святослава Поход на вятичей 964 г. Поход на Волжскую Булгарию 964-65 г. Разгром Хазарского каганата 966 г. Границы Киевской Руси в начале походов." в (PowerPoint). Источниками по истории Восточного похода Святослава I являются известия "Повести временных лет", а также отрывки из "Книги облика Земли" арабского географа и путешественника X в. Ибн Хаукала.
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ
Дунайские походы Святослава. Изобразительные наглядности. Исторические картины. В ходе возобновившейся войны с Хазарским каганатом, в 968-м г., Святослав совершил поход против Волжской Булгарии, остававшейся еще в зависимости от каганата, разграбил ее столичный город. Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы Разделив в 969 г. После этих удивительных событий в 967 году Святослав пошел на Дунай на болгар и одолев их, взял восемьдесят городов по Дунаю и сел там княжить «в Переяславци», «взимая с греков дань». Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги. Первый поход состоялся в 965 г. Святослав тогда захватил хазарскую крепость Саркел (найдите на карте 1), чтобы сделать её опорной базой для русских дружин.
Дунайские походы Святослава. Изобразительные наглядности. Исторические картины
Одним из таких князей был Святослав Игоревич. Он провел большую часть своего правления в постоянных военных предприятиях. Походы Святослава составляют одну из тем в научном исследовании истории Киевской Руси. Содержание: Дунайские походы Война с Хазарским каганатом Одним из соседней Древнерусского государства был хазарский каганат. В Повести временных лет есть сведения, что славянское племя поляна с центром в городе Киев платили в IX веке дань хазарам. Однако это государство в X столетии постепенно приходило в упадок. Князь Святослав начал править с 964 года. До этого Древнерусское государство возглавляла его мама святая равноапостольная княгиня Ольга. На момент смерти своего отца князя Игоря 945 он был еще маленьким. Он начал сразу совершать походы, как и прежние князья, на соседей.
Будучи в Переяславце, Святослав летом 968 года получил тревожное известие из Киева: печенеги осадили город. Летопись так передала слезное послание Ольги и знатных киевлян своему князю, бросившему их на произвол судьбы: «Ты, княже, чюжея земли ищешн и блюдеши, а своея ся охабивъ покинул , малы бо насъ не взяша печенези, и матерь твою и дети твои. Аще не поидеши, ни обратили насъ, да паки ны нас возмуть. Аще тине жаль очины своея, ни матере, стары суща, и детпй своих». Византийская дипломатия сработала без ошибки. Оставив пешее войско в Переяславце во главе с воеводой Волком, Святослав с конной дружиной срочно выступил к Киеву. Добившись своего, Никифор Фока приступил к главной цели — вытеснению арабов из Сирии. Сильное войско во главе с видным полководцем патрикнем Петром ушло на Восток и вскоре осадило Антиохию.
Но и Святослав, закрепившись на Дунае в 967 году, вовсе не строил никаких иллюзий относительно своего союза с Византией. Не зная ничего, естественно, о военных приготовлениях империи, о посольстве греков в Болгарию, ни тем более о тайных переговорах византийских дипломатов с печенегами, Святослав прекрасно сознавал, что империя по-прежнему остается для Руси в ее нынешних стремлениях врагом номер один. Киевское руководство понимало, что нейтралитет Византии, вырванный у нее благодаря давлению в Крыму,— дело временное и не сегодня завтра греки предпримут ответный удар, Святослав готовился к этому, готовился он и к дальнейшей борьбе против провизантийской болгарской верхушки, которая, предавая интересы своей родины, вела страну к гибели. Он выжидал, наблюдал за развитием событий, закреплялся в Подуназье, бросив в этот момент Киев и чисто киевские интересы, предпочел им масштабную европейскую государственную политику, считая, видимо, что тыл его обеспечен и безопасен. Одновременно он готовился выпустить при удобном случае на сцену Калокира в качестве претендента на императорский трон. Но внешне все обстояло совершенно безмятежно: Русь и Византия числились друзьями, действовал русско-византийский договор 944 года, и тот же Лпутпранд в своих записках сообщил, что летом 968 года русские торговые суда стояли на рейде византийской столицы: русские гости продолжали СБОИ торговые операции, получали свое месячное жалованье... Печенеги пришли под Киев неожиданно. Это было их первое нападение на русскую столицу.
Ольга с внуками затворилась в городе, дружина во главе с воеводой Претнчем находилась в это время на другой стороне Днепра и оказалась отрезанной от осажденных. Летописец сообщил: «И оступиша печенези градъ в силе вели-це, бещпелено множьство около града, н не бе льзе пзъ града вылести, пи вести послатп; изнемогаху же людье гладомъ и водою». Он привел историю о том, как один отрок, выдав себя за печенега, сумел пройти сквозь ряды осаждающих и выйтн к Днепру. Там он бросился в воду и, несмотря на то что печенеги пытались поразить его стрелами, поплыл к противоположному берегу. Ои-то н передал весть, что если наутро воины не ударят иа город, то Киев сдастся печенегам. Наутро дружина Претича, переправившись через Днепр, напала на печенегов, и те, по данным летописи, побежали, полагая, что подошла дружина во главе со Святославом. Претич начал переговоры с печенежскими вождями и заключил с ними перемирие, обменявшись оружием. Однако город был по-прежнему в осаде, но на выручку ему уже спешил сам Святослав.
Летописец сообщил далее, что киевский князь «собра вой и прогна печенеги в поли, и бысть миръ». Все лето 968 года и первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей Ольги. А когда 11 июля 969 года она умерла, он, похоронив мать и разделив свою «отчину» между сыновьями, засобирался снова на Дунай. Этой его настойчивости, упорству в стремлении закрепиться на Дунае, на полдороге до Константинополя, перенести сюда окончательно свою резиденцию, сделать Подунавье центром огромной Русской державы, этой его лютой ненависти к грекам, уже начавшим против пего отчаянную борьбу, кельня не удивляться. Ом снова скакал в Переяславец, зная, что там его ждет борьба с самым главным противником — Византийской империей. Надеялся ли он на успех, рассчитывал ли свои силы или его вело слепое чувство ненависти,— сказать трудно, но ясно было одно: свой жизненный жребий Святослав в осенние месяцы 969 года или в первой половине 970 года определил окончательно. За то время, что он отсутствовал, на Дунае произошли перемены. Болгары воспользовались уходом Святослава и, несомненно по наущению Византин, начали против оставшихся в подунайскпх городах руссов войну.
Воевода Волк был осажден в Переяславце, но еще держался. По сообщениям Льва Дьякона, болгарское правительство обратилось к Византии за помощью, но тщетно: столкнув Болгарию и Русь, греки теперь безопасно могли переключить внимание на борьбу с арабами в Сирии. Болгарин вновь предстояло встретиться со Святославом один на один, а пока болгары штурмовали Переяславец. Изнемогая от осады, не надеясь удержать город, где против руссов созрел заговор местных жителей, установивших контакты с осаждавшими, воевода Волк распустил слух о том, что он будет защищать город до подхода Святослава, и, зарезав коней на мясо, ночью тайно в ладьях отплыл вниз по Дунаю. Святослав встретил своего воеводу в устье Днестра, и здесь же Святослав узнал от Волка все, что произошло в Псреяславце. Объединенное войско двинулось вновь на Дунай, но Переяславец к этому времени был уже значительно укреплен. В него было введено болгарское войско, взяли в руки оружие и горожане. Русская летопись сообщает, что «затворншася болгаре в граде».
После получения вести о поражении болгарского царя Петра настиг апоплексический удар, и он вскоре умер. А в скором времени почти вся восточная Болгария была завоевана Святославом. Как сообщает летопись, «одолел Святослав болгар. И взял восемьдесят городов по Дунаю, и сел, княжа здесь, в городе Переяславце, принимая дань от греков». Летом 968 года Святослав вынужден был оставить Переяславец и поспешить на помощь Киеву, который осадили печенеги. Одержав победу над печенегами, Святослав занялся укреплением властной структуры Киевского государства. Старшего сына Ярополка он посадил на княжеский престол в Киеве, Олега отправил в Древлянскую землю, а Владимира — в Новгород посадником наместником.
Сам же объявил о намерении заключить союз с германским императором Оттоном I и создать мощное славянское государство на просторах между Дунаем и Черным морем. Во время второго похода на Болгарию, в 969 году, Святослав захватил ее столицу, Преславу, пленив при этом царя Бориса II.
После этого удара хазарский каганат перестал существовать как отдельное государство. В ходе этого похода Святослав также разгромил племена ясов и касогов на северном Кавказе, и, как считают многие ученые, присоединил к Руси Таманский полуостров впоследствии Тмутараканское княжество. Дунайские походы Последующие походы князя Святослава связаны с дунайской Болгарией. Эта страна во второй половине X столетия имела значительные территориальные размеры на Балканском полуострове. Здесь она находилась в противостоянии с соседней Византийской империей, правители которой хотели присоединить эти болгарские земли, которые ранее принадлежали Византии. Поэтому они обратились в предложением к Святославу, чтобы он вторгся в дунайскую Болгарию. Он согласился и выступил в поход на запад в новые земли.
В ходе первого похода он победил болгарскую армию. Однако он обнаружил намерение остаться здесь. В 969 году он вернулся в Киев, поскольку получил известие, что город осадили печенеги.
Краткая история походов князя Святослава
Русь при Игоре, Ольге и Святославе | Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. |
Походы выдающегося полководца Древней Руси князя Святослава - презентация онлайн | 964–966 – походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата. 967–972 – Дунайские походы Святослава. 980 – языческая реформа Владимира. |
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - все походы - битвы, даты, войны - Кратко | После этих удивительных событий в 967 году Святослав пошел на Дунай на болгар и одолев их, взял восемьдесят городов по Дунаю и сел там княжить «в Переяславци», «взимая с греков дань». |
Походы Святослава, годы военных походов князя Святослава Игоревича, карта хазарского похода. | Первый поход состоялся в 965 г. Святослав тогда захватил хазарскую крепость Саркел (найдите на карте 1), чтобы сделать её опорной базой для русских дружин. |
Походы Святослава Игоревича в Болгарию
Грекам пришлось прибегнуть к традиционному средству борьбы с Русью — натравить на нее печенегов. Слова киевлян, пославших к Святославу сообщить о печенежской угрозе, также свидетельствует о том, что князь намеревался переместить свой стол из Киева и Русской земли на Дунай: «Ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив» ПВЛ. Святослав прогоняет печенегов «в поле» и вновь собирается на Дунай. Печенежский эпизод 969 г. Во время осады Киева «людье оноя страны Днепра в лодьях» собираются на левобережье, и их воевода Претич решается на прорыв осады и спасение Ольги с княжичами «аще ли сего не створим, погубити ны имать Святослав» ПВЛ. Пришедшему на переговоры печенежскому хану Претич признается, что он не сам князь, но «мужь его, и пришел есмь в сторожех, и по мне идеть полк со князем». Хан заключает мир с Претичем, обмениваясь с ним дарами, но печенеги не снимают осады Киева, оставаясь на Лыбеди.
Очевидно, что повествование о Претиче — вставка в летописный текст о печенежской осаде ПВЛ. В летописных сказаниях первые русские князья — только киевские князья, княжеский род русский «архонты росов» Константина Багрянородного упоминается лишь в договорах с греками. Соответственно, угроза Претича печенегам — о княжеском полке, идущим за «сторожами» воеводы, воспринималась исследователями как стремление напугать хана подходом самого Святослава. Между тем во вставке Претич говорит как раз о князе оной страны — черниговского Левобережья. Рыбаков 1949 и ниже, главу 5. Очевидно, этот князь был «под рукой» Святослава — иначе Претич не боялся бы киевского сюзерена; более того, левобережный воевода явно лукавил, ибо за ним не было княжого полка — этот полк должен был принимать участие в кампании на Балканах как в предшествующем поколении русского рода пресловутый «царь руси» — Хельгу Кембриджского документа должен был участвовать в походе Игоря на Царьград: ср.
Голб, Прицак 1997. По летописи Святослав, стремящийся утвердиться в центре Европы, встречает оппозицию не стороны княжеского рода и воевод, а в лице горожан — киевлян, а затем новгородцев: это первое очевидное не «перекрывающееся» ритуализованными «деяниями», как это было в случае с Ольгой в летописи упоминание той позиции городов в отношениях с князьями, которая была характерна для всего начального периода русской истории. Святослав не мог просто оставить свой тыл, тем более что его мать Ольга умерла: он сажает в Киеве старшего сына Ярополка, а в непокорной — правобережной — древлянской земле Олега. Тогда и новгородцы требуют себе князя — туда отправляется малолетний как некогда сам Святослав Владимир. Святослав, князь, который более всех предшествующих правителей мог претендовать на «самовластие» в «своей» земле, должен был уряжаться уже не просто с племенами, а с городами. Вместе с тем без «ряда» с городами, как уже говорилось, княжеские общегосударственные предприятия были невозможны — в городах не только концентрировались средства и кормилась дружина, города сами поставляли свежие контингента для княжеского войска.
Версию В. Бартольда поддержал известный башкирский ученый-эмигрант А. Валиди Тоган , считавший ее подтверждением фразу Ибн Хаукаля о возрождении Семендера «спустя три года», которую он переводил следующим образом: «Не прошло и трех лет, и стало, как было» [12]. Гипотеза В. Бартольда нашла понимание и поддержку у целого ряда крупных специалистов в области древнерусской истории. О единственном походе руси, состоявшемся в 965 г. Якубовский [13] , М. Артамонов [14] , А.
Гадло [15] , А. Сахаров [16]. Упоминание тюрок Ибн-Мискавейхом и Ибн ал-Асиром, по мнению этих авторов, отражает реалии похода 965 г. Бартольд предположил, что турками Ибн Мискавейх ошибочно называет самих русских [17]. Якубовский и А. Гадло полагали, что речь идет о союзных руси печенегах, ибо по мнению А. Гадло «без союза с печенегами подобный поход был невозможен» [18]. Артамонов, вслед за Ф.
Вестбергом [19] , высказал мнение о том, что речь, скорее всего, может идти о восточных соседях хазар, тюрках-гузах. Тюрки, по сообщению Константина Багрянородного, еще в середине X в. Поэтому, считал М. Артамонов, после ухода дружин Святослава «именно язычники гузы хозяйничали в захваченных с их помощью хазарских владениях». Именно против них логично было искать помощи у властителей Хорезма [20]. Полагая, что летопись и Ибн Хаукаль взаимно дополняют друг друга в рассказе о событиях 965 г. Рыбакова кривым «сабельным ударом», рассекшую огромные пространства Восточной Европы по линии Ока — Волга — Каспий — Приазовье — бассейн р. Дон [21].
Артамонов, А. Гадло и ряд других авторов считали, что путь Святослава в 965 г. После ее разгрома, русские дружины устремились «традиционным» маршрутом на Каспий — к Семендеру и другим южным портовым городам. Племена ясов и касогов, Саркел были покорены на обратном пути на родину [22]. Сахаров, заметил, что при определении маршрута русских дружин следует держаться ближе к тексту летописи. Святослав, спустившись по Волге, прежде всего, нанес поражение войску кагана и захватил Саркел и лишь затем направил свои дружины на ясов и касогов. Такой способ действий, по мнению исследователя, позволяет выделить главную стратегическую цель похода — не «традиционное проникновение» на Каспий, а разгром каганата [23]. Сахаров отмечает, что в своих действиях на востоке Русь действует как союзник Византии [24].
Именно благодаря благожелательному невмешательству империи стал возможен восточный поход 965 г [25]. Бартольда, несмотря на горячую поддержку многих ученых, вызвала ряд серьезных возражений со стороны ориенталистов. Калинина обратила внимание на то, что фразу Ибн Хаукаля «И не прошло и трех лет, как стало все как было» грамматически более правильно переводить в настояще-будущем времени. Причем эта фраза не может принадлежать информатору Ибн Хаукаля, ибо «в таком случае становится неясен сам смысл фрагмента: ведь ранее есть утверждение, что в городе ничего не осталось от прежнего изобилия». В труде Ибн Хаукаля, заметила исследовательница, 358 г. Один раз, действительно как год получения известий о походе руси, но затем дважды, как собственно дата нападения руси на города Поволжья [27]. Калинина считает, что Ибн Хаукаль, по ошибке говорит о разгроме в 358 г. Волжской Булгарии, перенося на нее слухи о разорении Святославом другой, Дунайской Болгарии, едва известной писателю «по книжным впечатлениям».
Действительно, фраза о разорении Булгарии в отрывке Хаукаля следует сразу за описанием Болгарии Великой, то есть Дунайской, соседящей с севера с Византией Румом. А само разорение Волжской Булгарии в 960-х гг. Калининой — союзники руси, печенеги или гузы [29]. Аргументация Т. Калининой была поддержана А. Новосельцевым, считавшим, что свой второй поход против Хазар русь совершила в 969 г. С такой точкой зрения согласна и И. Коновалова в этапной статье, посвященной падению Хазарии она пишет, что «гипотеза о том, что состоялось два похода 965 и 969 гг.
Калининой и А.
Всё лето и первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей матери. По всей видимости, Ольга взяла с сына слово не покидать её до скорой смерти. Поэтому хотя Святослав и рвался в Болгарию, откуда приходили тревожные сведения, остался. Усопшую княгиню похоронили по христианскому обряду, не насыпая кургана и не проводя тризну.
Сын выполнил её пожелание. Перед отъездом великий князь Святослав провел управленческую реформу, значение которой вскоре ещё более вырастет, после его гибели. Он передаст верховную власть на Руси своим сыновьям. Два законных сына, от жены-боярыни, Ярополк и Олег получат Киев и неспокойную древлянскую землю. Третий сын — Владимир, получит в управление Новгород, Северную Русь.
Владимир был плодом любви Святослава к материнской ключнице Малуше. По одной версии, она была дочерью Малка Любечанина, купца из балтийского Любека. Другие считают, что Малуша — это дочь древлянского князя Мала, который возглавил восстание, в котором был убит князь Игорь. Следы древлянского князя Мала теряются после 945 года, вероятно, он не избег мести княгини Ольги, но мог попасть в плен и его отправили в ссылку. Ещё одна популярная версия, Малуша — дочь еврейского торговца.
Устроив дела на Руси, Святослав во главе испытанной дружины двинулся в Болгарию. В августе 969 года он снова был на берегах Дуная. Здесь к нему стали присоединяться дружины болгарских союзников, подошла легкая конница союзных печенегов и венгров. За то время, пока Святослав отсутствовал в Болгарии, здесь произошли значительные перемены. Царь Петр ушел в монастырь, передав престол старшему сыну Борису II.
Враждебные Святославу болгары, пользуясь моральной поддержкой Византии и уходом русского князя с главными силами на Русь, разорвали перемирие и начали боевые действия против оставшихся в Подунавье русских гарнизонов. Руководивший русскими силами воевода Волк был осажден в Переяславце, но ещё держался. По сообщению Льва Диакона, Преслав просил у Константинополя военную помощь, но напрасно. Снова столкнув Русь и Болгарию, греки не хотели вмешиваться. Никифор Фока переключил все внимание на борьбу с арабами в Сирии.
Мощная византийская армия ушла на Восток и осадила Антиохию. Болгарам предстояло воевать с русами один на один. Воевода Волк не смог удержать Переяславец. Внутри города зрел заговор местных жителей, которые установили контакты с осаждавшими. Волк распустив слухи, чтобы будет драться до последнего и удерживать город до прихода Святослава, ночью тайно на ладьях ушел вниз по Дунаю.
Там он соединился с войсками Святослава. Объединенное войско двинулось на Переяславец. К этому времени город значительно укрепили. Болгарское войско вошло в Переяславец, и было усилено городским ополчением. На этот раз болгары были готовы к бою.
Сражение было тяжелым. По сообщению Татищева, болгарское войско перешло в контрнаступление, и чуть было не смяло русов. Князь Святослав обратился с речью к своим воинам: «Уже нам сде пасти; потягнемъ мужьски, братья и дружино! Переяславец был захвачен вторично за два года.
Условная дата образования Древнерусского государства. Калке 1227 — смерть Чингисхана 1236 — вторжение монголов в Волжскую Булгарию 1237—1238 — вторжение Батыя в Северо-Восточную Русь 1237 — разгром Рязани 1237 — объединение ордена Тевтонцев и Меченосцев 1238 — битва на р. Сити 1240 — взятие монголами Киева, Галицко-Волынской Руси, вторжение в Западную Европу 1240, 15 июля — Невская битва 1242, 5 апреля — Ледовое побоище 1252 — Неврюева рать 1257—1259 — создание на Руси системы баскачества.
100 важных событий истории Украины
С правлением Владимира связана и административная реформа, окончательная ликвидация власти местной аристократии и племенных княжений, а также передача власти княжеским наместникам — сыновьям киевского князя, которые обладали столами владениями по всей территории Руси. Внешняя политика князя Владимира также была успешной. В 981 году разразилась русско-польская война, результатом которой стал захват Червенской Руси городов Перемышль, Червень и др. Владимир также одержал несколько побед над кочевниками-печенегами. В честь самой крупной победы, которую князь одержал в 992 году, был основан г. Переяславль «перенявший у врагов славу». Для обороны от печенегов на юго-восточных границах Киевской Руси Владимир возвел четыре линии валов и крепостей с центром обороны в г. Таким образом он надежно защитил Русь от набегов кочевников. Одна из самых важных реформ князя Владимира, благодаря которой он сумел войти в историю, стало Крещение Руси в 988 г эта дата является условной. Русь при нем официально стала христианской, поэтому князя Владимира называли «Равноапостольным» - так же, как и апостолы Христа, он принес свет христианства целому народу. Однако принятие христианства вызвало неожиданные сложности в княжеской семье в политическом плане.
Когда князь покрестился, он сочетался христианским браком. Однако, это означало, что все дети, которые были рождены до этого брака считаются незаконнорожденными, так как рождены в блуде. Таким образом, право на престол было лишь у самых младших из братьев — Бориса и Глеба. Все остальные дети Владимира, в том числе и старший, Святополк, бывший туровский князь, оказались обойденными. А братьев было достаточно большое количество: у Владимира было 12 сыновей от разных жен. Когда он победил своего брата в междуусобной войне, он взял себе беременную жену Ярополка, своего старшего брата. Святополк, который родился от этой связи, формально был старшим в роду Рюриковичей. Однако своего приемного сына Владимир не жаловал, так как он служил ему напоминанием о том, что он убил брата и совершил преступление, чтобы взять киевский стол. Озлобленный Святополк также ненавидел Владимира, который был виновником смерти отца, и своих сводных братьев, бывших «благополучными» детьми. До сих пор доподлинно неизвестно каким образом разворачивались события «второй усобицы».
Суть в том, что были две версии событий, каждая из которых исключала другую. Одну можно найти в русских текстах, в то время как другая кроется в иностранных источниках. В соответствии с «Повестью временных лет» и «Чтением об убиении Бориса и Глеба», смерть Владимира скрыли от жителей Киева и Святополк сел «обманом и лестью» на киевский стол. Тем временем, под Киевом стояла дружина Бориса, подбивавшая его отбить престол силой. Борис не пошел на это, так как Святополк был старейшим. После этого дружинники, которые были разочарованы таким нерешительным поведением, покинули своего князя. В ту же ночь Святополк подослал убийц в лагерь Бориса на р. Произошло это 24 июля 1015 года. Труп Бориса убийцы вывезли в Киев, однако киевляне не приняли тело и его втайне захоронили в Вышгороде. После этого Святополк решил погубить и других своих братьев — Ярослава и Глеба.
Он направил послов в Муром к Глебу с сообщением о том, что Владимир, его отец, болен и срочно требует своего сына к себе. Глеб двинулся в путь немедленно, однако пошел через Смоленск. Здесь его успели поймать гонцы Ярослава из Новгорода, которые предупредили его о коварном плане Святополка. Тем не менее, убийцы, неизвестно как прознавшие о том, каким образом двигался Глеб, оказались на реке и зарезали его. После убийства Глеба, Святополк загубил и третьего брата, Святослава. Новгородский князь Ярослав положил конец бесчинствам братоубийцы, атаковав его. Он одержал победу в решающей битве после трехмесячного противостояния под г.
В первом походе в 967 году Святослав одержал победу над болгарским войском, занял восемьдесят городов на Дунае, а город Переяславец сделал своей резиденцией, собирая дань и желая создать огромное русско-болгарское государство. Второй дунайский поход Святослава 969-971 год стал открытым противодействием Руси и Византии.
Отбыв для защиты осажденного печенегами Киева в 968 году, Святослав поставил на княжение в Киеве, Овруче и Новгороде своих сыновей, а сам вернулся на Дунай.
Мнения историков в описании Святослава совпадают. Византийский хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона — знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других русских». Такое описание подтверждает волевой характер Святослава и безумную его тягу к захвату чужих земель. Святослав считался язычником. Княгиня Ольга , приняв крещение, пыталась уговорить сына тоже принять христианство. Согласно летописи Святослав отказался и ответил матери: «как мне одному принять иную веру?
Дружина моя станет насмехаться». В 967 году Святослав со своей дружиной разгромил войско болгарского царя Петра. Дойдя до устья Дуная «поставил» город Переяславец Малый Переслав. Город так понравился Святославу, что он решил сделать его столицей Руси. По данным летописи он сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей!
Вообще на вооружение древнерусских дружинников оказывали влияние соседи, которые служили русским князьям или, напротив, являлись их противниками. От скандинавов русские славянские воины позаимствовали любимое оружие северных германцев — боевой топор и длинный, обоюдоострый меч. От восточных степняков — саблю. Общий вес вооружения дружинника в X в.
Княжеская дружина и приглашенные «из-за моря» варяги часто двигались на ладьях — «драконах». Нос корабля украшала голова дракона. Греки называли эти суда «моноксилами» однодеревками. Ученые полагают, их киль изготавливался из одного древесного ствола. Такая ладья могла взять на борт до 40 человек, плюс запас продовольствия и товаров. Небольшая осадка судна позволяла ходить по мелководью, как в морях, так и в реках. Разгрузив корабль, его можно было перетаскивать из одного водного объекта в другой. Обычно ладью перекатывали на бревнах или ставили на деревянные колеса. Без текущего ремонта за один сезон «моноксил» мог пройти от 1500 до 2000 км.
Он ходил под парусом и на веслах и, безусловно, являлся лучшим европейским кораблем в IX—XI вв. Дружинники сражались пешими, но были и конные формирования дружины и варягов. Славянские «вои» из ополчения, собиравшегося, помимо дружин, для участия в больших походах, предпочитали биться пешими. Вои в соответствии с выработанными еще в догосударственную эпоху военными традициями соединялись в полки по племенам и наступали «скопом». Вои любили устраивать также засады. Военный строй у воев появился позже X в. Да и тактика дружинников в X в. Ближний бой часто переходил в рукопашную схватку, где в ход шли уже и ножи, и кулаки. Войско противника на Руси вплоть до XIV в.
Словосочетание «ратный воин» означало «вражеский воин». Очень часто сражение открывалось поединком лучших бойцов. В домонгольской Руси их называли «храбрами», слово «богатырь» монгольского происхождения и появилось в русском лексиконе в XIII в. У поединка храбров был сакральный подтекст: гадали, на чьей стороне боги и судьба. Иногда поражение своего «храбра» вело к отказу от сражения, отступлению, а то и бегству целого войска. Но чаще такого не происходило, и в сражение вступали лучники. Они засыпали врага стрелами. Серьезного урона противнику от этого не было, но лучники раздражали врага и подбадривали своих. Когда стороны сближались, легковооруженные пешие воины метали дротики.
Далее все устремлялись вперед, желая опрокинуть врага и обратить его в бегство. Именно в ходе бегства противника наблюдалось наибольшее его истребление. Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину. Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению. В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Памятник князю Святославу Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20—22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины.
Не случайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «…и легко ходил, как пардус, — пишет о Святославе летописец, — собрал многих воинов. В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ел. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: «иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик.
Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ, и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того, они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговле — основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати, последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 г.
Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства. Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток. Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытными» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель, ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия.
Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880—912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако сообразно родоплеменному менталитету вятичи на считали, что они часть Киевского государства. Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912—945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси — Владимир Красное Солнышко 980—1015.
С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюркский каганат.
Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу X в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами. В 922 г. Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса.
Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонны считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине X в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Хазария и окрестные страны в X в. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей. Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где, помимо торговли, стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство.
Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства — кагана — хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле. Хазары считали, что истинный каган обладает особой жизненной силой, которая обеспечивает процветание всех хазар. При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства — каганом — дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г.
Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии. Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняли иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство. В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам в IX—X вв. Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на каганат окружавших его диких кочевников, в частности печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в.
Не знающие государственности воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю осевших на время у Днепра мадьяров. Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платили хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию. Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу, начались в IX и продолжались в X в. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него.
Святослав: Русская земля и «империя» на Дунае
Первый большой поход Святослав и пожалуй самая известная его победа пришлись на 964-65 год. Восточные походы князя Святослава (965-967). Скачать бесплатно презентацию на тему "Походы Святослава Поход на вятичей 964 г. Поход на Волжскую Булгарию 964-65 г. Разгром Хазарского каганата 966 г. Границы Киевской Руси в начале походов." в (PowerPoint). Князь Святослав организовал поход в земли вятичей, с целью принудить их к уплате дани. 972) - (Sviatoslav I of Kiev) князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, легендарный русский полководец, прославившейся своими походами. Византийский годы походов Святослава хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы.