Строительство железной дороги на замёрзшем Ладожском озере шло полным ходом, пока в середине января 1943‑го советские войска не заняли Шлиссельбург, разорвав кольцо окружения Ленинграда. продовольствие я боеприпасов. «Коридор смерти», впоследствии ставший Дорогой Победы, соединил блокадный Ленинград с большой землей. ДТП, вчера и сегодня произошедшие на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являются гораздо более важной информацией для рядового жителя мегаполиса, чем это может показаться на первый взгляд.
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград
Спустя четыре дня после прорыва блокадного Ленинграда началось строительство «Дороги Победы». Спустя четыре дня после прорыва блокадного Ленинграда началось строительство «Дороги Победы». Необходимость проложить новую дорогу к Ленинграду возникла после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг города. дорога жизни в блокадный Ленинград. Передача: Новости.
22 ноября – День открытия Дороги жизни
Дорога смерти – так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре. Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной и проходившая по Ладожскому озеру. Дорога жизни была под личным контролем первого секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Андрея Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац.
«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней
Землянка, в которой они жили на 29 км, была сделана из брёвен в три наката, а сверху закидана еловыми ветками для маскировки. Из мебели — лишь тумбочка. Зато был телефон для оперативной связи. Спальным местом служила подстилка, на которой спали по очереди с подругой. Из землянок лишний раз выходить не хотелось, в любой момент могли попасть под бомбёжку или подорваться на мине: «Мы были хорошей мишенью». В те зимы было очень холодно. Одевались в брюки, в шубу, а поверх шапки повязывали платок. Временами бывало и затишье.
Тогда смотрели кино, танцевали, песни пели, влюблялись. Полевая кухня 54-й армии подкармливала девчонок. Повар был добродушный, но порцию наливал всегда строго определённую. С Большой земли иногда привозили посылочки: рукавички, кисеты для табака. Однажды Валентину взяли как сопровождающую на два часа в блокадный Ленинград. Там в Ковенском переулке у неё жила тётя. Выбрала минутку, чтобы навестить: жива ли?
Перед поездкой собирала кусочки мыла, сахара… Сама не ела, чтобы привезти тёте. Под бомбы, обстрелы... К земле пригнёшься — слава богу, мимо прошёл! В нас стреляли, а мы работали! Никогда не бросали флажок и фонарь. Ведь поезд весь надо пропустить — до последнего вагона». Однажды должен был пройти состав, но звонка всё не было.
В ФКУ Упрдор «Северо-Запад» «Комсомолке» рассказали, что уже есть планы по расширению аварийных участков, в том числе и отрезка с 70-го по 80-й километр, но для этого необходимо получить финансирование из федерального бюджета. В этом году на трассе «Кола» уже начали ликвидировать так называемое «бутылочное горлышко» неподалеку от Синявино. На участке с 56-го по 57-й километр планируют переложить четыре нити газопровода, проходящие под магистралью. Трубы поместят в специальные защитные футляры под насыпью автодороги, чтобы они могли выдержать нагрузку транспортного потока, проходящего по трассе. Это позволит расширить участок дороги с двух до четырех полос.
За 2022 год в ведомстве зафиксировали 21 тысячу нарушений Правил дорожного движения на трассе «Кола». Это на две тысячи меньше, чем в 2021-м.
Движение было очень сложным, многие автомобили проваливались под лед Работа по перевозке важных стратегических и продовольственных грузов, а также по эвакуации людей из осажденного города на ледовой дароге шла в условиях постоянных бомбардировок противника и непрекращающихся воздушных боях Водители передвигались по дороге со снятыми дверями кабины, чтобы выпрыгнуть в случае опасности Водители ехали с открытыми или снятыми дверями кабины, чтобы выпрыгнуть в случае опасности провала машины под лед.
Когда шофёрам встречалась полынья, они снимали боковые борта с машин и сооружали настил. Чтобы не заснуть за рулем, уставшие водители подвешивали в кабине котелок или металлические кружки с гайками, стреляными гильзами, чтобы гремели и стучали по голове. В «Ленинградской поэме» Ольга Берггольц описала случай, когда у одного из грузовиков заглох мотор.
При попытке его запустить у водителя от мороза окоченели руки полуторку заводили, вращая рукоятку. Для того, чтобы отогреть их и завести двигатель, шофёр облил руки бензином и поджёг… До апреля 1943 года по ледовой дороге были эвакуированы свыше 600 тысяч ленинградцев, а также раненые военнослужащие, перевезены более 560 тысяч тонн грузов, в основном, продовольствие. Трассу обслуживало около 4,5 тысячи автомобилей и более 20 тысяч человек.
Сколько из них погибли, неизвестно и поныне.
Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом.
А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко.
Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.
Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.
Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.
Таков путь: как «Дорога жизни» помогла выстоять блокадному Ленинграду
О прорыве блокады Ленинграда Не стоит забывать, что "Дорога победы" часто обстреливалась с вражеских позиций. По словам машиниста Елисеева, машинисты выработали специальную тактику, которая помогала обмануть врага и выйти "победителями из труднейших положений": "Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар.
Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью". Отметим, что за время эксплуатации дороги погибли 110 человек, 175 были ранены.
Так что еще одно название трассы — "коридор смерти" — вполне оправдано. Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.
В минувшие выходные его представили блокадникам. Небольшой мраморный монумент примерно вполовину человеческого роста создан по эскизу архитектора Рафаэля Даянова. Ранее депутат Анохин запросил у властей Вологды разрешение на установку памятника. Вопрос, однако, затянулся — в вологодской мэрии ссылаются на то, что схемы кладбища с точным указанием мест захоронений не существует хотя в 2008 году эти места уверенно называла женщина-смотритель.
Питерцы же настроены категорично: есть места могил, значит, памятник должен стоять там. Места массовых захоронений жителей блокадного Ленинграда в Вологодской области по данным ИАЦ «Помним всех поименно» : поселок Андома, Вытегорский район — 63 человека; Бабаево — 1882 человека; деревня Бобровниково, Великоустюгский район — 22 человека установлен памятный знак ; Великий Устюг — 41 человек; поселок Вожега — 16 человек, в том числе капитан дальнего плавания, исследователь Арктики Дмитрий Аполлонов, умерший 17 марта 1942 года в пути между Вологдой и Архангельском; Вологда — 4558 человек: Богородское, Введенское, Горбачевское и Пошехонское кладбища на последнем есть официальный мемориал.
Бомбили почти беспрерывно. Рельсы, шпалы, здания — всё взлетало в воздух. Но люди восстанавливали разрушенное, и поезда шли. В первый год войны в Волховстрой привозили детей ленинградцев, в основном из приютов, для санитарной обработки. Петрова помнит лица тех ребятишек: щёки внутри, глаза из орбит.
Главное было уследить, чтобы они не съели хлеба или булки. Кормили их по особой схеме. Валентина Львовна вспоминает, что жили под гул самолётов. Наши «ястребки» летели легко. А немецкие «мессершмитты» тяжело гудели в воздухе. Казалось, что каждая бомба падает на твою голову. Все от них бежали: «Голову спрячут, а попа наружу».
В 1942 году разбомбили вокзал Волховстроя: здание, железнодорожные пути — всё смело. Погибли около тысячи человек. Жители поспешно уезжали, оставляя всё. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. В рекордно короткие сроки была построена 33-километровая железная дорога. Работать на этой железнодорожной ветке в «коридоре смерти» и направили Валентину. В 1946 году Петрова демобилизовалась.
И снова — на железную дорогу. После выпавших в войну испытаний она не боялась никаких трудностей. В семье Валентины Львовны все долгожители.
Это было важное оповещение, ведь телефонной связи практически не было. Вчерашние школьницы работали кондукторами в поездах: проверяли не билеты, а сцепку, сигнальные фонари под постоянным обстрелом фашистов. Позже способ движения поездов изменили: одной ночью они шли в сторону Ленинграда, второй — в направлении из города. Таким образом ежесуточно получалось отправлять до 25 поездов с едой и боеприпасами, что не могло не сказаться на нормах пайков голодающих ленинградцев. Так, рабочим и инженерам стратегически важного производства уже с 22 февраля начали выдавать вместо прежних 500 грамм — 700 граммов хлеба. Другие категории граждан с этого же момента стали получать: рабочие, не задействованные в горячих цехах и оборонной промышленности — 600 г; служащие — 500 г; иждивенцы и дети — 400 г.
Кроме хлеба, появилась возможность отоваривать карточки на крупу, мясо и масло. Также были значительно увеличены «снарядные пайки» — продовольственные нормы, которые выдавались бойцам Ленинградского фронта. Обратным рейсом из города вывозилась продукция военных заводов и эвакуируемые — раненые, больные, дети и старики. К концу лета 1943 года начались и пассажирские перевозки: сначала вагоны с людьми включали в товарные составы, а немного погодя появился поезд, в котором были исключительно пассажирские вагоны. Как поездам удавалось прорываться сквозь артобстрелы Машинистов разыскивали на фронте и самолётами доставляли в осаждённый город. Но без сомнения их количество очень велико, если учесть, что за год существования «Дороги Победы» было подбито 1,5 тысячи поездов и более тысячи раз немцы уничтожали участки трассы. Известно лишь, что только из железнодорожников, задействованных в этом маршруте, погиб каждый третий машинист поезда.
Оборона Ленинграда
Зимой 1941—1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. Началась наполненная беспрецедентными примерами самопожертвования великая история ледовой трассы Дороги жизни. «Дорога жизни»: 78 лет назад была открыта ледовая дорога в Ленинград. Спустя четыре дня после прорыва блокадного Ленинграда началось строительство «Дороги Победы».
Как «Коридор смерти» спас блокадный Ленинград от голода
Позже этот путь вошёл в историю как «Дорога Победы», но те, кто возводил ветку под непрекращающимся огнём врага, называли его в то время «коридором смерти». Сама дорога была запущена 7 февраля 1943 года, а уже к 23 февраля норма хлеба и пайка в Ленинграде сравнялась с московской — то есть буквально через две недели с момента открытия магистрали ситуация в городе резко изменилась. Уникальные архивные данные о знаменитой «Дороги жизни» к блокадному Ленинграду рассекретило Министерство обороны России в преддверии 75-летней годовщины освобождения города от фашистской блокады. Вот её воспоминания об эвакуации из блокадного Ленинграда: «Дорога была тёмной и вокруг была темнота.