Дневник «Недели психологии». Договаривалась со мной о возможности издать её дневники, которые вела с 1970 года. Предметы быта, знаменитые полуторки, интерактивные инсталляции, знаменитый дневник Тани Савичевой и другие уникальные документы, которые сохранили на своих страницах горе и боль. Дневник заполняется лицами, страдающими сахарным диабетом 2 типа, или их родственниками под руководством медицинских работников, вовлеченных в уход за пациентами. 13 мая 1942 года двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева оставила в своём дневнике последнюю запись.
Летопись смерти: 9 строчек, написанных Таней Савичевой в блокадном Ленинграде
Дневник Басхаевой. Пока сижу жду, напишу несколько слов о моей поездке в Улан-Удэ Я счастлива, что мне в этот раз удалось попасть на концерт к Сэсэгуше Новости - Событие. › Новости. Сообщения компаний. Компания РУСАЛ подвела итоги 13-го сезона Всероссийской олимпиады для школьников «13 элемент. Заммэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова рассказала о новых функциях в мобильном приложении «Дневник МЭШ» для контроля питания ребёнка.
Электронный журнал
В ее дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. В записи за 13 мая 1942 года девочка написала о смерти своей матери. Последние слова в дневнике - «Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна Таня» - без датировки.
Это позволит подросткам пользоваться сервисами через личную учетную запись заходить в свой электронный дневник, узнавать домашнее задание, получать информацию о поступлении в учебное заведение или оформлять заявку на подработку во время каникул. Доступ к нему можно получить только через Госуслуги, но есть одно исключение, рассказывают в управлении образования Красноярска. Что делать родителям, которые не зарегистрированы в Госуслугах?
Только когда состав с шедеврами тронулся, машинист вскрыл конверт и увидел «Горький», — рассказала Алла Манилова. Дневник Савичевой впервые вывезли за пределы Петербурга Источник: Наталья Бурухина На выставке в Манеже представлены архивные документы, картины и экспозиции, рассказывающие о страшном военном времени. В числе экспонатов есть настоящая редкость — дневник Тани Савичевой, в котором девочка отмечала даты смерти самых близких людей во время блокады города. Записная книжка стала трагическим символом того страшного времени и прямым доказательством ужасов войны. Дневник Тани Савичевой хранится в музее в Санкт-Петербурге. И впервые за долгие годы его вывезли в другой город — на выставку в Нижний Новгород.
Дневник Тани Савичевой стал одним из памятников жертвам блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны. Он фигурировал в числе обвинительных документов на Нюрнбергском процессе, ныне хранится в Музее истории Петербурга. Сама Таня умерла уже в эвакуации, в 1944 году.
Чемпионат России по спорту лиц с ПОДА (бочча)
В школьный музей приводят детей разных возрастов, даже воспитанников детских садов. Для самых юных устраивают квесты: посетители получают вопросы и должны найти тут же, в музее, ответы. Нередки ситуации, когда дети плачут, узнав о Таниной судьбе и ее дневнике, говорит Оксана Кусок. Однако есть и такие, которые никогда не слышали о Тане. Некоторые ребята даже не знают, что в нашем городе была блокада. А если и знают, то только отдельные факты.
Всего Вторая мировая война унесла жизни около 13 миллионов детей в разных странах. В этом видео — прекрасный город, каким он стал после всех войн, в котором люди живут мирно. Но в каждом сердце и в каждом камне современного мегаполиса жива память о страшной войне и о людях, отстоявших родную землю. Документальный фильм "Этюды о Ленинграде". Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.
С помощью приложения вы получите доступ к цифровым образовательным сервисам Московской Электронной Школы. В приложении «Дневник МЭШ» есть возможность: - следить за расписанием; - оперативно узнавать об изменениях в расписании отмена или перенос занятий ; - видеть текущие оценки и детальную информацию по ним; - следить за промежуточной и итоговой успеваемостью по предметам; - проверять баланс лицевого счета в системе «Москвёнок»; - быть в курсе пропущенных уроков; - получать информацию о назначенных домашних заданиях; - переходить по ссылкам на материалы Библиотеки МЭШ и скачивать вложения к домашнему заданию. Что нового в последней версии 3.
В 1970-е ленинградцы предлагали открыть музей в квартире Савичевых, но получили отказ. По одной из версий, причиной послужила деятельность родителей Тани: отец был лишенцем, из-за чего семью выслали за 101-й километр. Супруги жили счастливо, в 1909-м родилась дочь Евгения. Николай владел маленьким кинотеатром и булочной в Петербурге. По меркам дореволюционных реалий семья считалась обеспеченной. Савичев выстоял, когда в Петрограде зажглась красная звезда большевиков. История его семьи такая же, как и истории тысяч других семей. Новая экономическая политика открыла перед предпринимателем новые горизонты. Но уже через несколько лет НЭП свернули по ряду причин, в том числе из-за разногласий в партийных верхах и стремления перевести экономику на военные рельсы. Частник стал врагом, Савичев — чуждым советскому строю элементом. Николай пополнил ряды лишенцев — лиц, не имевших избирательных прав. По мере строительства коммунистического будущего их число росло. Частников, священнослужителей, бывших царских офицеров и другие социально чуждые элементы выискивали с завидным упорством. В 1926-м к категории лишенцев относились до миллиона граждан. В 1927-м уже 3 миллиона человек получили этот статус. В действительности они теряли не только избирательные права. Лишались работы, жилья, продовольственных карточек, доступа к бесплатной медицине и высшему образованию для детей. Многим запрещалось жить в Москве и Ленинграде. Со временем лишенцев ссылали все дальше и дальше от крупных городов.
Дневник МЭШ
Как вести Дневник самонаблюдений | официальный сайт Александра Свияша | ᥫ᭡. journal pages. |
Знаменитый дневник Тани Савичевой привезли в Нижний Новгород | В те годы почти все девочки вели дневники. |
Электронный дневник | Позже Харрис связалась со своим помощником Робертом Курландером, и они сговорились продать дневник изданию Project Veritas. |
Кабинет сотрудника ОУ | школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. |
Дневник Тани Савичевой. Самые страшные строки войны | Новости | Пятый канал | С дневником «Успокойся» школьники смогут взбодриться легко. |
journal pages
Дневник Тани Савичевой | Когда Вы будете вести свой Дневник успеха, Вы станете лучше разбираться в своих сильных сторонах, улучшите собственную технику исполнения! |
Дневники трат: как живут люди с разными зарплатами | В электронном дневнике «Московской электронной школы» с 2023 года доступен новый сервис «Экзамены», который помогает старшеклассникам самостоятельно готовиться к сдаче ЕГЭ. |
Как вести личный дневник: заметки и зарисовки | Договаривалась со мной о возможности издать её дневники, которые вела с 1970 года. |
Живой журнал Sash'a — LiveJournal | Вообще-то вести дневники в блокадном Ленинграде было запрещено, говорит заведующая музеем, где хранится записная книжка Тани Савичевой. |
Дневник памяти: почему дети должны знать о Тане Савичевой | Статьи | Известия | Главная» 2023» Сентябрь» 24» Новые требования использования электронного журнала\дневника в школах РФ. |
Дневник благодарности и дневник достижений: в чём разница и как вести
"Впервые мы демонстрируем дневник Тани Савичевой, это абсолютная сенсация для выставки. Дневники можно читать в хронологическом порядке или выбирать интересные в интерактивном навигаторе. Позже Харрис связалась со своим помощником Робертом Курландером, и они сговорились продать дневник изданию Project Veritas. Для восстановления доступа на портал "Российская электронная школа" Вам необходимо ввести свой e-mail или логин. Письмо с дальнейшей инструкцией по смене пароля будет выслано вам. это интернет-среда для взаимодействия учителей, администраторов школ, родителей и учеников!
Ртищевская
Он хранился в Санкт-Петербурге и никогда не покидал его. Экспонировался он всего два раза. Также представлены документы и письма из личного архива семьи Савичевых. Невероятная выставка у нас в Манеже!
Ранее сообщалось , что «Московская электронная школа» МЭШ дополнила свою базу материалами электронной образовательной системы «Гиперматика». Ошибка в тексте?
Ленинград — единственный в новейшей мировой истории крупный город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение, начиная с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из 3 миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысяч до 1,5 миллиона человек. Ранения за это время получили почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей города.
Дневник МЭШ является официальным мобильным приложением для московских школьников и их родителей. С помощью приложения вы получите доступ к цифровым образовательным сервисам Московской Электронной Школы. В приложении «Дневник МЭШ» есть возможность: - следить за расписанием; - оперативно узнавать об изменениях в расписании отмена или перенос занятий ; - видеть текущие оценки и детальную информацию по ним; - следить за промежуточной и итоговой успеваемостью по предметам; - проверять баланс лицевого счета в системе «Москвёнок»; - быть в курсе пропущенных уроков; - получать информацию о назначенных домашних заданиях; - переходить по ссылкам на материалы Библиотеки МЭШ и скачивать вложения к домашнему заданию.
Без лицемерия
- В электронные дневники российских школьников пришло видео от священника: Общество: Россия:
- Дочь «лишенца»
- Дневник «Недели психологии»
- Последние новости дня на этот час
- МОАУ СОШ №2 г. Шимановска им. П. Г. Эпова
Дневник МЭШ 3.24.6
Электронный дневник | Фото новости. Наши воспитанники продолжают завоёвывать медали. Вчера завершился Чемпионат России по спорту лиц с поражением ОДА (бочча), который проходил в г. Алексин. |
Блокадный дневник Тани Савичевой - Республиканский Музей Боевой Славы | В те годы почти все девочки вели дневники. |
Дневник благодарности и дневник достижений: в чём разница и как вести | Новости. Продлить книгу. |
Летопись смерти: 9 строчек, написанных Таней Савичевой в блокадном Ленинграде
Свой дневник студентка Технологического института Тамара Михеева начала вести еще до войны. Договаривалась со мной о возможности издать её дневники, которые вела с 1970 года. В те годы почти все девочки вели дневники. Особое место, по словам Никитина, занимает подлинник дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой. Бесплатно. Android. Мобильное приложение «Дневник МЭШ» является официальным мобильным приложением для московских школьников и их родителей. мониторинга и эффективный канал оперативного информирования подведомственных организаций.
Кабинет сотрудника ОУ
Ключи часто используются в будущих головоломках, поэтому на протяжении всей книги создается приятное ощущение прогресса. Во-вторых, существует множество интересных вариантов головоломок, с некоторыми изобретательными вариантами использования Интернета, связью между головоломками и форматом книги, чтобы немного расширить жанр.. Это действительно хорошо скомпоновано, с солидным уровнем разнообразия, оригинальности и сложности. Элементы истории обеспечивают приятную тему и эстетику, но также минимальны с точки зрения повествования.
В Сеченовском Университете почтили память жертв нацизма 25 апреля 2024 Память В Сеченовском Университете почтили память мирных советских граждан, павших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Всероссийская акция «День единых действий» — часть федерального просветительского проекта «Без срока давности». Первый МГМУ присоединяется к акции третий год подряд — на базе университетского Троян-центра проходят уроки памяти, кинопоказы и лектории. Троян Сеченовского Университета провел целую серию мероприятий, в том числе кинопоказ фильмов проекта «Непокоренные». В этом году участники акции — школьники, студенты, магистранты, ординаторы, аспиранты, преподаватели — собирались на площадке Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий».
Что нового в последней версии 3. Install or update to the newest version to check it out! Загрузка перевода...
Мы искренни и открыты перед собой, перестаём прикрываться «маской». Именно это позволяет привнести в жизнь позитивные изменения. Это могут быть и мелочи, например тёплое утреннее солнце, вкусный обед, случайная улыбка прохожего, и более значимые события, например обучение в вузе мечты, новая работа, решение проблем со здоровьем и поддержка близких людей в трудную минуту. Дневник благодарности помогает развить навыки осознанности и научиться ценить то, что мы уже имеем. Перед каждой из них стояла задача вести дневник. Первая группа записывала всё происходящее с ними — и хорошее, и плохое.
Вторая группа фиксировала только неприятные события. Третья группа отмечала положительные ситуации, вызывающие у них чувство благодарности. В результате учёные установили, что люди из третьей группы психологически чувствовали себя намного лучше, чем представители других групп: они были веселее и позитивнее, а их цели стали более оптимистичными. По мнению Роберта Эммонса, когда люди осознанно находят поводы для благодарности, в их жизни происходят положительные изменения. Конечно, такой дневник не отменит переживаний и сложностей, но поможет не заострять на них внимание. Вы сами решаете, чем будете наполнять дневник благодарности и как он будет выглядеть.
Укравшей дневник дочери Байдена американке вынесли приговор
RU, присутствовавший на мероприятии. Выставка является совместным проектом Русского музея и Нижегородского государственного художественного музея. Она посвящена годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Как рассказала директор Русского музея Алла Манилова, выставка имеет огромное значение для Нижнего Новгорода. Когда кольцо блокады сомкнулось, Русский музей сразу стал готовить к эвакуации свои шедевры. Никто не знал, куда они передут и где их будут спасать.
Первая группа записывала всё происходящее с ними — и хорошее, и плохое. Вторая группа фиксировала только неприятные события. Третья группа отмечала положительные ситуации, вызывающие у них чувство благодарности. В результате учёные установили, что люди из третьей группы психологически чувствовали себя намного лучше, чем представители других групп: они были веселее и позитивнее, а их цели стали более оптимистичными. По мнению Роберта Эммонса, когда люди осознанно находят поводы для благодарности, в их жизни происходят положительные изменения. Конечно, такой дневник не отменит переживаний и сложностей, но поможет не заострять на них внимание.
Вы сами решаете, чем будете наполнять дневник благодарности и как он будет выглядеть. Мы собрали несколько советов, которые могут быть полезны. В исследовании Роберта Эммонса указано, что люди из третьей группы записывали благодарности один-три раза в неделю. Это объясняется тем, что мозг быстро адаптируется к положительным изменениям, которые с течением времени становятся для нас обыденными. Чтобы не происходило привыкания, нужно фиксировать события не каждый день, а через один-два. Перед началом ведения дневника можно попробовать выполнить другие упражнения, например написать сотню фактов, которым вы благодарны, произошедших за последние 12 месяцев.
Он хранился в Санкт-Петербурге и никогда не покидал его. Экспонировался он всего два раза. Также представлены документы и письма из личного архива семьи Савичевых. Невероятная выставка у нас в Манеже!
В Покрове Сергей Иосифович много пишет. Его жизненный путь требовал осмысления и подведения итогов. Господь провел его путем тяжких страданий, накапливая в сердце великую Свою благодать, и от избытка сердца заговорили уста праведника. Практически все литературное и философское наследие, оставленное нам Сергеем Иосифовичем, написано им на крошечной неотапливаемой веранде. Я садился на его место и пытался представить себя пишущим свои рассказы.
Ничего не получилось. Сергей Иосифович еще до переезда в Покров жаловался на зрение. Он заболевает глаукомой, но очки не носит, пишет при помощи увеличительного стекла. Работает все свое свободное время. Долго готовится, делает множество выписок из святых отцов. Труд Сергея Иосифовича не находит поддержки у Веры Максимовны. Та боится обысков и ропщет на мужа. Порой они даже ссорятся, и Вера Максимовна уезжает к сыну в Москву, оставляя мужа одного дня на три, а тот продолжает писать. Когда Вера Максимовна уезжает, приходят верующие, готовят Сергею Иосифовичу еду.
При чужих он не пишет — опасается за свои труды. За тридцать лет непрекращающихся гонений Сергей Иосифович в общей сложности провел в местах заключения 11 лет. Вера Максимовна могла вспылить, выразить недовольство, но Сергей Иосифович никогда не ругался и не повышал голос, только говорил: «Да что ты, Верочка. Не говори так». И всегда так было — нагрубят Сергею Иосифовичу, а он идет просить прощения у того, кто его обидел. Кстати сказать, беспокойство Веры Максимовны было по большей части оправданным — Сергей Иосифович иногда уезжал в Москву и там на квартирах знакомых читал свои рукописи, а это весьма не приветствовалось органами. В том же 1976 году у районного военкомата — это недалеко от дома Фуделей — Сергея Иосифовича встретили двое молодых людей и молча били по шее, повалили на землю, пинали ногами. Впоследствии, уже после смерти мужа, Вера Максимовна сохранила рукописи Сергея Иосифовича, практически спала на них, пряча чемодан под кроватью. Сергей Анатольевич Кузнецов, сам уже ныне покойный, вспоминал последние дни жизни Сергея Иосифовича.
Тот страдал от злокачественного воспаления лимфатических узлов, отчего тело стало покрываться язвами. Румянец на щеках появился. А потом Вера Максимовна побежала за священником — умирает! Пришел священник, начал читать молитвы перед Причастием, и агония вдруг прекратилась. Умирающий в сознание так и не пришел, но чувствовалось, что слово Божие он слышит. Стал тихий, внимательный, спокойный. Когда священник поднес лжицу с Дарами, он сам открыл рот и причастился. Эти воспоминания при мне записывала Лидия Борисовна Колосова — директор Покровского городского музея. Сергей Иосифович умер перед праздничным днем.
Все конторы не работали. Кто-то из своих сколотил гроб, но машину найти не удалось. Нашли детские санки и на них потащили гроб в храм. На другой день в Покров собрались многие, кто знал Сергея Иосифовича и смог приехать попрощаться с ним. После отпевания гроб с телом усопшего понесли сперва на руках, а потом повезли на машине по Горьковскому шоссе. За гробом шло около ста человек. Вера Максимовна больше чем на десять лет пережила своего мужа — она умерла в декабре 1988 года. Это была очень сильная женщина, не умевшая прилюдно выражать свои чувства. Ее никто не видел плачущей — ни когда болели дети, ни когда умер муж.
Когда она скончалась, верующие вырыли могилку, подготовили тело к погребению и тихо и без помпы похоронили ее. Машину везти гроб не нашли и везли тело на санях, запряженных лошадкой, — она всегда любила лошадей. Причащал ее и отпевал тоже ныне покойный архимандрит Максим Маскалеонов мой духовный учитель — в книге «Схолии» я пишу об этом батюшке, называя его «отцом Павлом». Письма Это выдержки из писем Сергея Иосифовича в период его жизни у нас здесь, в г. Письма Фуделя в его духовном наследии, наверное, одни из самых важных. Когда я начинаю унывать, беру и читаю эти письма. Очень хочу, чтобы и вы, несмотря на занятость и дела, прочитали хотя бы это немногое. Имейте в виду, что о любви и доверии Богу размышляет человек, которого только и делали, что сажали, гнали и били. Одиннадцать лет заключения плюс война четыре года от звонка до звонка.
Который потом так и не отвык от лагерной привычки ходить ссутулившись и смотреть на любого другого снизу вверх, точно в ожидании удара. В письме Т. Некрасовой от 16. Такая усталость, но без ропота. О состоянии здоровья Сергея Иосифовича — из письма Н. Третьякову 02. Это очень скучно, но зато живешь. Пренебрежительно относился к постам, вот и посажен на пост принудительный. Из-за этой диеты очень сложно бывать в Москве, и я почти не вижу своих.
По поводу тяжелой душевной болезни дочери Варвары: «С Варенькой все не так просто, потому-то сердце так болит и мечется» Н. Фуделю , 11. Из наставлений сыну: «В тебе есть природное смирение. И это для меня залог того, что Бог тебя не оставит, вразумит и проведет в жизни. Года и сроки здесь не имеют значения. Это так невероятно укрепляет, успокаивает. Никогда не начинай жалеть себя, а гляди кругом себя — чтобы пожалеть кого-нибудь другого. В этом и есть душевный труд, только в этом и есть жизнь. А без этого человек погибает…» Н.
Фуделю , 07. От нее только и набираешься сил, и ни от чего другого, — придется когда-нибудь нам всем это понять. Мы изнеможем от тления жизни, от какой-то смерти в себе, в других, от угнетающего плена своего в чем-то временном и темном. Спасение наше и противоборство наше — только в Вечности. Я жизненно это знаю, знаю, что это надо помнить и осуществлять буквально каждый день, если не час, чтобы собирались какие-то звенья этих капель и чтобы душа пила. Нам всем, может быть, даже и понятно, что это так, но тут дело не в том, чтобы понять, но в том, чтобы и понять и делать» ему же, 29. Но ведь она потому и представляется тебе бессмысленной, что ты не осознаешь необходимости наполнить ее любовью к людям, к людям, говорю, к каждой живой человеческой душе, а тем более к душе скорбящей и озлобленной. Очень бы я, по любви своей, хотел тебе полноты земного благополучия, т. Емельяновым, 09.
Даже и совсем иной раз незнакомый человек на улице скажет что-нибудь доброе и улыбнется — и то кажется, что среди серого неба просияла лазурь… У нас тоже много трудного и даже тяжкого, но вот как-то все переживается и, как ни бывает трудно, до тупика никогда не бывает: под ногами чувствуешь все ту же дорогу, а над головой — звезды. И в этом чувстве Пути и есть наша непобедимая сила». Снова сыну: «Твое благополучие — целиком в руках Божиих. На эту мысль нужно направлять все свое дерзновение, без которого нет веры. В вере надо дерзать, иначе она умрет, как хилая старушка…» О Покрове: «Я получаю здесь то, чего не было в Москве: совершенную тишину и совсем заросший зеленью участок с розами и белыми лилиями. Доброе отношение к себе я видел и в Москве, но и здесь оно заметно. Мама и работает за столом, и готовит, и бегает по магазинам, ничего не находя, и ездит в Москву и Орехово. Ради меня и других Бог дает ей силу» Н. Фуделю , 08.
Кроме заработка, еще ухаживает за одной близкой нам женщиной, у которой рак и инфаркт, а родных совсем нет. И за тетей Женей, конечно, ухаживает, которой, кажется, уже 85 лет» М. Желноваковой, в девичестве Фудель, 18. Зима с 1973 на 1974 год прошла для Сергея Иосифовича очень тяжело. Он переболел воспалением легких, болел трудно, даже врач удивился выздоровлению своего пациента. В один из моментов высокого подъема температуры пишет Сергей Иосифович сыну: «У меня было спокойное осознание возможности перехода и какая-то надежда на радость этого перехода». Наступило время непрекращающихся болезней. Дома было очень холодно с пола, но и с этим он легко смиряется. Он постоянно молится.
О молитве — из письма к внучке: «Молитва рождается от любви, как от любви рождается и вера. Любовь в молитве не всегда ощущается, часто сердце мертвое, как камень, но это надо перетерпеть, как терпят зной и сухость пустыни люди, идущие по ней к светлым оазисам, к живым источникам вод… Дай Бог, чтобы тебя в твоей жизни никогда не оставляла теплая молитва. Это самое большое мое тебе пожелание. Сколько бы ни было у тебя впереди страданий, молитва тебя защитит и согреет» Марии Николаевне Фудель, 29. В день 75-летия, 13. Даже если бы и действительно все меня оставили, — Бог меня не оставляет, спасает, милует, веселит сердце мое надеждою на соединение со всеми в любви». Человек, прошедший путем страданий, говорит: «Как жалко, что меня так мало, так редко укоряли и осуждали. Если это идет от любящего сердца, никогда не бойся этого. Держись за крест, даже если холодеет сердце.
Господь, видя усилие твое, пошлет теплоту». На то и есть христианство, чтобы любить без требования награды» Н. Фуделю , 19. Из письма к дочери Марии: «Ты меня беспокоишь не меньше Вари, а болею я за тебя даже еще больше. Может быть, потому, что ты из детей самая мне близкая по духу, по страшной судьбе, по страданию. Я бы только одного желал: не дожить мне до того времени, когда ты будешь как все, когда ожесточишься, когда потеряешь последнее тепло и любовь. Так как без них — духота и смерть, и ужас. Если люди перестанут это понимать, то я ради них же, этих людей, — не перестану, так как жизнь без любви — безумие. А удерживает в нас любовь только смирение.
Есть ли это в тебе? Все, что мы терпим, мы заслужили, мы сами в громадной степени создали свое страдание. Я в том числе, искренно тебе говорю. Прости меня, я ничего не знаю, кроме этого, и я хотел бы, чтобы ты жила и умерла с этим» 01. В одном из последних писем сыну: «Я всегда говорил тебе и всегда искренне говорю себе: в нас до безобразия мало любви… рви паутину лукавства. Для любви от нас нужны прежде всего и больше всего не романы и не богословские статьи, даже с самыми хорошими намерениями, а повседневное отношение с живыми людьми. Но удерживать в себе тепло любви именно в этом плане, в повседневности, а не в статьях и размышлениях, невероятно трудно, что и показывает золотую пробу любви. Тут надо держать себя все время в порядке. Нельзя так мыслить, пойми, дорогой мой.
Я не буду говорить об образе Божием, луч которого не погаснет в человеке до окончательного суда Божия. А как же иногда удивительно бывает почувствовать в метро этот ясный и нетленный луч! Какая это бывает радость. Я скажу другое, вспомню слова о. Николая Голубцова. А вот одно из самых последних писем, написанных Сергеем Иосифовичем в его жизни, — оно снова к сыну. Уже попрощавшись с ним, он вдруг начинает говорить о монашестве: «Одна твоя фраза в разговоре напомнила мне слова моего отца: русская религиозная личность корни свои имеет в монашестве. Можно не идти в него, но нельзя не понимать, что оно всегда было и будет высшим идеалом русского человека. Оно есть непрекращающееся первохристианство, полнота того безумия, к которому призвал Бог свой мир, призвал и призывает, так как только в нем спасение мира.
Благоразумием и умеренностью мира не спасешь. Можно не идти на монашеский подвиг, но очень плохо, когда не понимается самая суть монашества как апостольского горения за людей, когда Зосима смешивается с Ферапонтом. Древние отцы ясно определили монашество. Видимо, точка зрения на роль монашества в Церкви была Сергеем Иосифовичем воспринята еще от отца, с нею были созвучны и мысли тех, кто окружал протоиерея Иосифа в детские годы его сына Сергея. Эту мысль, как что-то очень важное, спешит передать своим детям и сам Сергей Иосифович, пронесший ее через всю жизнь и укрепленный в ней собственным опытом. И вот выдержка из практически последнего письма Сергея Иосифовича сыну, февраль 1977 г. И мы так мало боремся с этой смертью в себе! Ради себя этого чуда не посылается». В оккупации Когда мы переехали в Гродно, в конце шестидесятых, мне было восемь лет.
Это как раз время начала отъезда евреев на свою историческую родину. В те годы много говорили о евреях. Даже среди детей ходило множество легенд на еврейскую тему. Помню, мои польские друзья, переходя на шепот, рассказывали, что одно время евреи будто бы воровали польских детей и выкачивали у них кровь, которую потом добавляли в мацу. Что такое маца, я не знал, но на всякий случай уточнял: а русских детей они, часом, не воруют? Будучи взрослым, заинтересовался историей Гродненского еврейского гетто и даже написал на эту тему рассказ «Я люблю Гродно». Рассказ небольшой, и многое из прочитанного тогда так и осталось невостребованным. Сегодня причащал одного дедушку. Они ассирийцы, потомки тех, кто в 1915 году, спасаясь от турецких головорезов, нашли приют в России.
В прошлом году был у них в гостях, и старики рассказывали мне свою историю. Снова захотелось вернуться к теме Гродненского гетто. Сегодня перескажу рассказ одного мальчика, чудом выжившего и дождавшегося прихода советских войск. Он печатался в каком-то еврейском журнале. Большая часть названий деревень, встречающихся в этом рассказе, мне знакомы. Вспоминаю тамошних жителей. Хорошие, добрые люди, дети и внуки тех, с кем пересекался этот мальчик. Оттого еще непонятнее, почему у людей — а это все христиане — такое разное отношение к еврейскому ребенку? Одни спасали, рискуя жизнью, другие норовили сдать немцам.
Кстати, из двадцати девяти тысяч гродненских евреев в живых осталось только сто восемьдесят человек. Хаим Соломонович Шапиро. В начале войны ему было одиннадцать лет. В июне 1941 года, когда началась война, рядом с ним разорвался снаряд. Хаим был контужен, из ушей лилась кровь. В сентябре того же 1941-го папу Соломона Ицхоковича — он был мастером по изготовлению памятников — вызвали в юденрат. Сказали, на работу, к немцам. Домой папа не вернулся. При входе в это гетто фашисты для острастки повесили трех человек.
Их черные языки мерещились потом Хаиму на протяжении всей жизни. Он говорит, в Гродно в начале войны оставалось 60 тысяч человек, из которых половина — евреи. Об этом сообщали сами педантичные немцы, верные своему «орднунг». На воротах гетто висел список, в котором указывалось, что в городе населения — 60 тысяч, а «жиден — 30 тысяч». Всех Шапиро согнали в один деревянный домик у забора. Жили они с мамой Сарой Хаимовной и младшим братиком Абрамом в страшной тесноте: «Нам дали крылечко такое, закрытое. Нагнали столько, что лечь было негде, мама спала сидя. Это было уже в декабре 1941 года. Плевали на нас, могли убить, если немец поймает.
И поляки тоже издевались страшно. Мы были люди вне закона. Бывало, встанешь утром, идешь и смотришь — повешенные на балконах». Хаим изучил расписание немецких охранников. Отцепил проволоку, чтобы выбираться из гетто, и, когда немцы уходили, снимал желтые звезды и шел. Ходил в деревню, менял собранные родными вещи, какие-то пожитки на продукты. Спасало Хаима то, что внешность у него не была типично еврейской. Это был просто попутчик. Мы разделились — он с одного края в деревню вошел, я с другого.
А там были немцы. Он увидел их и побежал. Нервы не выдержали. Убили его. А однажды я полз через проволоку, и, не знаю откуда, появился немец! Он меня избил до полусмерти, бросил около гетто полуживого. Мама выходила меня. Думали, не выживу». Так они прожили в гетто почти год.
Мать была портнихой, у нее были клиенты-подруги. Одна из них все время приходила к ограде гетто. Писала записочку, заворачивала в нее камень и перебрасывала через проволоку. В ноябре 1942 года она бросила записку: «Сара, я была на вечеринке, и один немец сказал, что через полторы-две недели будут уничтожать гетто. Пусть Хаим зайдет ко мне, я его отведу в деревню». Ты должен, сынок, спастись и остаться жить, — продолжает свои печальные воспоминания Хаим Шапиро. Она меня отправила в деревню Лапенки к своей знакомой. Я побыл у нее недельку или две. Пас коров.
А младший брат Абрам остался с матерью». Хозяйка разрешала ему спать на сене в сарае, где стояли коровы, и запретила куда-либо выходить. Но Хаим ее не послушался: «Я по маме скучал. Бывало, говорил, что иду спать, а сам шел в город, перелезал через проволоку, пробирался в гетто, смотрел на маму, а к утру возвращался. Ночью немцы ввели комендантский час и расстреливали, если кто выходил. Но я все ходы знал». В результате хозяйка его выгнала, при этом сказала, что назавтра из гетто всех будут вывозить в Колбасино и на станцию Малкиня — это разгрузочная станция за Белостоком, рядом с концлагерем Треблинка. Пошел я вечером в гетто, а его уже охраняли с собаками. Я не смог пройти… Тогда я зашел к одному хозяину, фамилия его была Силеневич, мы с ним жили раньше в одном дворе.
У него две дочери были — Геля и Ядя, мы играли вместе. Я попросился переночевать. А сам со своей женой пошептался и ушел. Я вышел из дома, хозяйка была во дворе. Сказал, что пойду в сад, а потом приду ночевать. А сам перелез через забор. Недалеко был деревянный дом, а наверху — слуховое окно. Мне важно было узнать, пойдет он в гестапо или нет? Я сидел на этой крыше и слышал, как подъехала машина, вышли немцы, подошли к дому.
Слышу, стучат. Оправдывается, значит. Походили, фонариком посветили и уехали. В деревянном доме жил немец один, у него была печка. И он в крыше просверлил дырку, вытяжку. Я ночью стал спускаться вниз, не заметил и туда вступил. Он вскочил, начал стрелять. Как я выскочил — не помню. В сарайчике просидел до утра».
Утром Хаим пошел на Бригитскую — улицу, по которой из гетто гнали колонну. Люди вышли на улицу, стояли, прощались. Охрана колонны сильнейшая. Я стоял в толпе и увидел в колонне своих знакомых. И мама там, по-моему, была. Понимаете, я в эту колонну хотел войти! Но мне кто-то из знакомых подал знак: не приближайся, мол. Мне сделалось плохо. Помню, зашел в подъезд и потерял сознание.
Очнулся — колонны уже не было». Тогда он видел маму в последний раз. Она погибла вместе с братом Абрамом. Погибли и все остальные родственники Хаима. Когда Хаим остался один, он понял, что из города нужно выбираться. Но куда? Он вспомнил, что, когда пас коров, видел в лесу деревушку — всего несколько домов. Дорогу он знал, деревню нашел. По дороге придумал «легенду».
В Гродно, в их дворе на Почтовой жило много офицеров. К кому-то из них в гости приехала семья офицера из Харькова. С их мальчиком Хаим дружил.