Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии. Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Писатели-сатирики и их роль в обществе Сатира – это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками.
Словарь Ушакова
- Что такое сатира? - YouTube
- Сатира как жанр
- Сатира — что это такое
- Сатира в литературе
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс
Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям. В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира.
Сатира определение в литературе
Примеры сатирических произведений. Примеры сатиры в произведениях. Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон). Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр.
Основные черты сатирического произведения
- Сатирическое произведение: основные черты жанра и примеры
- Ответим на ваш вопрос!
- Из истории жанра сатиры
- У истоков русской сатиры
- Определение
Сочинение Нужны ли сатирические произведения?
Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи. Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям. Сатирические произведения – это особый жанр литературы и искусства, в котором автор использует резкую и ироническую форму для высмеивания недостатков и.
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс
обличающее, бичующее осмеяние сатира художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни.
Сатира как вид искусства: определение и характеристика
Жанры сатиры Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа. Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки. Наиболее известные жанры сатиры: Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы: В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ. Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец — «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С.
Бранта «Корабль дураков». В России жанр представлен романом М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов , безусловно, были сатириками. Эпиграмма — это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки.
Например, смерть — фигура с косой, Фемида — правосудие. Аллюзия Это намёк. В литературе этим словом называют приём, указывающий на какой-либо общеизвестный факт, явление, событие. Писатели и обычные люди используют фразы, содержащие имена собственные или лексемы, связанные с историческими, мифологическими, др. Например, очень сильного человека могут назвать Гераклом, ассоциируя его с древнегреческим героем. Это аллюзия. Эзопов язык Данный фразеологизм в литературе обозначает иносказание. Связан он с именем древнегреческого баснописца Эзопа, который использовал особую форму высказывания, обличающего пороки общества и человека. Этот приём характерен для басен и притч. В русской литературе к нему прибегали прозаики М. Булгаков , М. Зощенко, др. Писатели-сатирики пользуются им, когда не могут по цензурным соображениям высказать свою точку зрения открыто. Сатира и её приёмы во все времена позволяли прогрессивным людям ярко и образно выражать свою позицию и критиковать то, что они считали неправильным.
Каждое из этих произведений отличается своей формой и структурой, но объединяет их общая цель — вызвать смех и осмеять существующие недостатки общества. Ирония и сарказм Ирония представляет собой особый вид словесной выразительности, который отличается от непосредственного и прямого обращения к смыслу определенного слова или выражения. Вместо этого, ирония позволяет выразить обратный или противоположный смысл через использование контекста и обстоятельств. Сарказм, с другой стороны, является более остроумным и прямым способом выражения насмешки и критики. Он часто сопровождается саркастическим тоном или устами, который демонстрирует явное преувеличение или преуменьшение ситуации. Примером использования иронии и сарказма в сатирических произведениях может служить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении автор умело применяет иронию и сарказм для критики советского общества и социальных норм. Критика общества и его недостатков Сатирическое произведение часто служит средством для выражения критики общества и его недостатков. Сатира, как литературный жанр, позволяет авторам насмешкой, иронией и гротеском указывать на проблемы и недостатки, с которыми сталкивается общество. Сатира может насмехаться над жизнью, политикой, моралью, обычаями, религией и другими аспектами общества. Через преувеличение и карикатуру жанр сатиры выявляет противоречия и абсурдности существующей системы. Один из ярких примеров сатирического произведения, в котором осуществляется критика общества, — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В этом романе Булгаков насмешливо изображает советское общество с его бюрократией, цензурой и двойными стандартами. Автор использует различные сатирические приемы, чтобы раскрыть недостатки и противоречия современной ему действительности. Другим примером критики общества является пьеса «Белая гвардия» Михаила Булгакова. В этой пьесе автор изображает жизнь врасплох подимпериалистического Киева в начале 1918 года. Путем высмеивания политических, социальных и нравственных явлений Булгаков открывает абсурдность и разрушительность происходящих событий. Сатирическое произведение, основываясь на критике общества, не только развлекает и смешит читателей, но и побуждает их задуматься над происходящими процессами и вызывает к изменениям в обществе. Примеры сатирических произведений 1. Главный герой — Молчалин — изображает своих современников как неграмотных и глупых. Произведение смешно, но, одновременно, вызывает раздумья о состоянии общества того времени. Автор сквозь символические персонажи и необычные сюжетные повороты высмеивает бюрократию, сверхестественное вмешательство в повседневную жизнь и другие идеологические аспекты советской системы. Главный герой — простой психиатр — решает пересадить собачье сердце в тело человека. Произведение подчеркивает абсурдность научных теорий и приводит к забавной и пугающей цепочке событий. Авторы умело смешивают иронию, сарказм и абсурдные ситуации, рассматривая жизнь обывателей и бюрократии советского общества. Эти примеры демонстрируют основные черты сатирического жанра и его роль в обществе. Они позволяют читателям увидеть реальность с другой, нестандартной стороны и задуматься над проблемами, которые обычно остаются незамеченными. Чичиков планирует использовать их для своей выгоды, но вскоре раскрывается его мошенническая схема и он становится объектом насмешек и осуждения.
Гоголь, А. Чехов, В. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И. Основа иронии — ощущение превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит. Сарказм — это едкая издевка, отправная точка которой — негодование, возмущение. Нередко сарказм, если он носит политический оттенок, трансформируется в целое отдельное произведение — памфлет. Среди примеров сарказма можно назвать поэму «Монах» А. Пушкина, «Первое января» М.
Сатира это в литературе кратко
Детям о разнице между юмором и сатирой: объясняем на примерах шуточных стихов и дразнилок | небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. |
Что такое сатирическое произведение: основные черты жанра и примеры | Гид по Китаю | сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма). |
Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры | Признаки сатирических произведений. В России сатиру принято противопоставлять юмору. |
Из истории жанра сатиры . Литература. 7 класс. Часть 2 | Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам. |
Сатира в произведениях русских классиков | Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). |
Как найди сатирическое произведение
Их сатира направлена прежде всего против культурных и литературных шаблонов современности. Таковы литературно-сатирические и пародийные пьесы Л. Тика, сказки и рассказы К. Брентано , А. Шамиссо , Ф. Фуке, отчасти Э.
Отрицаемая действительность сгущается для романтиков в образе «филистера» — в корне чуждого творчеству обывателя, мещанина, воплощенного духа пошлости и тривиальности. В дальнейшем, на протяжении 19 в. Диккенс , Теккерей , О. Гюго и др. Диккенс, Теккерей, О.
Зарубежная модернистская сатира 20 в. Камю , Ф. Дюрренматт , В. Сатира все больше вторгается в научную фантастику А. Азимов , К.
Воннегут , Р. Брэдбери , С. Лем , Р. Шекли , определяя собой жанры антиутопий и романов-предупреждений. В западной литературе 1960—1990-х собственно сатирическая линия находится во многом под влиянием американской школы «черного юмора» Дж.
Бартелми , Д. Донливи , Дж. Хоукс и др. На передний план выдвигается трагифарсовое повествование с широким использованием приемов травестии и гротеска. Пародийно переосмысливаются основные постулаты традиционной гуманистической системы ценностей и идеология экзистенциализма, которые оказываются несостоятельными при соприкосновении с хищными усредняющими стандартами «массового общества» и «цивилизации потребления» Уловка Дж.
Хеллера , 1972. Мироустройство представлено как абсурдный круговорот и царство энтропии, способные спровоцировать лишь мизантропический смех — единственную подлинно человеческую реакцию на всеобщий абсурд бытия Радуга земного притяжения Т. Пинчона , 1973. Литературе такого рода присущ притчевый характер в сочетании со стихией злого осмеяния ходульности идеалов, шаблонности жизненных интересов, предсказуемости социально поведения Мертвый отец Д. Бартелми, 1975.
В конце концов «черная сатира» исходит из сюрреалистической философской категории злобного хохота в ожидании конца света, поскольку иных «надежд на избавление» нет. Зарубежная сатирическая литература 1980-х — нач. Пародирование культурных клише, пребывающих в центре внимания западных писателей-постмодернистов, типологически восходит к бунтарскому скепсису «черного юмора», но лишено его философской глубины и остается в сфере игры с «тоталитарными» знаками массовой цивилизации. Во второй половине 1990-х определилась новая наднациональная тенденция в западной, прежде всего европейской и латиноамериканской, литературе — антиглобалистская сатира, отразившая идеологическое восстание «новых левых» интеллектуалов против диктатуры и социальных институтов «нового мирового порядка» Этот мир без меня Ф. Клеви, 1998, Бесконечный туннель П.
Каррера, 2000, Улитка Х. Блюмена, 2001 и др. Однако эта линия словесности пока не выработала оригинального художественного языка и продолжает обыгрывать на новом тематическом материале традиционные приемы сатирического развенчания. Древнерусская литература не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу, в отличие от западноевропейской традиции, не было связано со смехом.
Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного — в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры — в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов. Суть отношения к смеху в русском средневековье полнее всего выразилось в житиях юродивых, чье поведение по внешним признакам напоминало поведение шута. Однако смеяться над юродивыми считалось грехом характерен эпизод из Жития Василия Блаженного: посмеявшиеся над его наготой ослепли и были исцелены лишь после раскаяния в невежественном смехе.
Рыдать над смешным — вот эффект, к которому стремится юродивый, обнаруживая под личиной глупости глубинную мудрость, а за внешним богохульством — святость. Собственно смеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 в. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 в. С конца 17 в.
Сатира в России. Она облекается в самые разнообразные жанры: эпиграмму, послание, басню, комедию , эпитафию, пародийную песню, публицистику. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А. Кантемир восемь сатир в рукописном собрании 1743. Сатиры Кантемира поэтикой и тематикой ориентировались на теорию, изложенную в стихотворном трактате Н.
Буало Поэтическое искусство. В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии обратный порядок слов и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А.
Сумароковым , автором книги 1774 Сатиры, который свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров изложил в двух эпистолах 1747 — О русском языке и О стихотворстве. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы. Во второй половине 18 в. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие.
В литературном сознании формируется расширительное понимание сатирического как межжанровой разновидности идейно-эмоционального подхода к предмету изображения. Один из первых образцов сатиры в широком смысле слова — комедия Д. Фонвизина Недоросль 1782. Наиболее значительные ее образцы рождаются в контексте литературной полемики сатиры М. Дмитриева и др.
Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Элементы сатиры интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. Грибоедова, Н. Гоголя, А.
Сухово-Кобылина, Н. Преобладало сатирическое видение мира в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию.
И в том и в другом случае авторская оценка передается читателю с помощью настолько яркого изображения определенных сторон действительности, что объекты сатиры узнаются без труда; сквозь своеобразную форму сатиры, закономерно нарушающую иногда обычные реальные свойства явлений, суровая действительность XVII в. Вот почему так тесно сближаются факты исторической жизни, документально отраженные в целых группах «деловой» письменности, с художественным воплощением их в сюжетах сатир. Сопоставление сатирических произведений с этой документальной письменностью подтверждает и то, что сатира XVII в. Темы наиболее значительных сатир XVII в. Пристрастность судопроизводства, находившегося в руках взяточников-судей, тяжбы феодалов, насильственно захватывавших крестьянские земли, обращали на себя внимание публицистики уже в XVI в.
Остроту этой борьбы отлично характеризует самая лексика челобитных, в которых притесняемые духовными феодалами крестьяне и посадские именуют поступки своих обидчиков, не считаясь с высотой их духовного сана, «озорничеством», «насильством», «грабежом», жалуются, что их «разоряют», «морят голодом», «оболгав ложным челобитьем», «стакався воровски» со светскими властями и т. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. В условиях этой борьбы вырастали ненависть и презрение к духовенству и равнодушие к церковной обрядности, поддерживавшиеся пренебрежительным отношением самого духовенства к религии. Обе эти антеклерикальные темы были подхвачены сатирой. То, что Белинский в письме к Гоголю назвал «образцовым индифферентизмом в деле веры», свойственным русскому духовенству «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством» В. Сомнение в признанных церковых авторитетах выразилось в насмешливой «Повести о бражнике»; формальное благочестие, за которым кроются корыстные цели, осуждено «Сказанием о куре и лисице»; отсутствие традиционного почтения к самой церковной обрядности породило смелую форму «Службы кабаку», «Повести о крестьянском сыне». Засилье «богатых мужиков» в посадах и на селе, против которого во второй половине XVII в. Сатира отразила эту борьбу в гневных репликах «голого и небогатого человека» — героя «Азбуки о голом», в насмешке над «малоумием» сельского богача, принимавшего вора за «ангела господня», в ироническом «Послании дворительном» к взяточнику. В обстановке все усиливающейся эксплуатации господствующим классом трудового народа были созданы сатирические портреты «дворянских детей»—Фомы и Еремы «Повесть о Фоме и Ереме» , неспособных ни к какому труду, и ироническое описание пожалованного дворянину «поместейца малого», где с народа за проезд берут всякие пошлины, а хозяева и их гости живут в сказочном, гротескно изображенном изобилии «Сказание о роскошном житии и веселии».
Одним из способов пополнения оскудевшей за годы «смуты» царской казны была усиленная организация кабаков «кружечных дворов», в которых целовальники грабили народ и в пользу казны, и в собственных интересах; брали в заклад, несмотря на официальные запрещения, всякое имущество посетителей; стремились, по царскому наказу, «искать перед прежним прибыли». Челобитные «меньших и середних» людей обращались с просьбами «свести» кабаки — закрыть их, чтобы не разорялся народ. Сатира подхватывает и эту тему, гневно изображая «обнажение велие» посетителей кабака, показывая кабак как воплощение всякого зла, как виновника бедствий, постигающих пьяницу. Не миновала сатира XVII в. Недоверие, а иногда и прямая вражда к иностранным специалистам разного рода, приезжавшим по вызову правительства, объяснялись неуважительным отношением их к людям и обычаям новой родины; тем , что под видом мастеров проникали всевозможные авантюристы, шпионы, наносившие немалый вред; что способы торговли, практиковавшиеся иноземными купцами, были убыточны и для русских купцов, и для покупателей. На этой почве вырастало враждебное отношение к иноземцам вообще, крайним выражением которого является сатирический «Лечебник... Литературная сатира, как и устная, народная, касалась иногда и более узких тем «бытового» характера: язвительно насмешливо изображала ревнивого мужа с его подозрительностью «Слово о мужах ревнивых» , высмеивала тех, кто тянется за богачами, не имея на то средств, в частности била по обычаю «меньшего» свадебного чина вписывать напоказ в список приданого и то, чего на самом деле семья дать не могла пародийная «Роспись о приданом». Как видим, наиболее яркие сатиры XVII в. В этой литературе нет того отвлеченного морализирования по поводу человеческих пороков «вообще», которое характерно для сатирических элементов дворянской литературы XVIII в.
Сатира в ряду этих способов занимала свое немаловажное место. В сюжетах сатирических произведений XVII в. В отличие от современных им «гисторий» и «сказаний», бытовавших также и среди демократических читателей, сатиры избирают своим сюжетом простейшие и обычные случаи из повседневного быта. Но эти случаи выбраны так, что они дают возможность обнаружить те стороны феодально-крепостнической действительности, обличение которых составляет задачу писателя. Сатира XVII в. Произведения сатирической литературы XVII в. На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах.
В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ереме ведется рассказ приемами сатирической бытовой сказки, отчасти — сказки о животных. Но в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной» сатирическая пословица и прибаутка являются лишь одним из элементов сатирического стиля. Народная небылица определила форму изложения таких жанрово различных произведений, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии». В народной сатире писатели XVII в. Стали пародироваться также литературные и документальные жанры. Выбор этих образцов, как и в фольклорной практике, всегда строго обоснован сатирическим замыслом. В XVII в. Коллективные и индивидуальные челобитные на царское имя или воеводам и другим властям, челобитные, подававшиеся земским соборам, пытались «законным» путем протестовать против «обид, насильств, продаж», против злоупотреблений и беззакония, против «московской волокиты» в судебных делах и т. Известны челобитные монахов, которые жаловались на свое монастырское начальство, разоряющее пьянством «монастырскую казну», доводящее до нищенства и «братию».
На фоне этих челобитных с особой остротой выступает иронический замысел «Калязинской челобитной» — сетований пропойц-монахов на «лихого архимарита», который «почал монастырский чин разорять», т. Разнообразные способы пародирования и стилизации церковной и религиозно-учительной литературы употреблялись для разоблачения лицемерия, внешнего благочестия, распущенности духовенства; в «Службе кабаку» проведено смелое сопоставление «мученика за веру» с пьяницей, гибнущим от кабака. Даже мелочное стремление тянуться за богатыми, ни в чем не отставать от них, хотя бы средства и не позволяли этого, сказывавшееся в некоторых обычаях «меньшего» свадебного чина, было высмеяно в XVII в. Так мастерство сатириков XVII в. Умелому применению жанров деловой и церковной письменности способствовали профессиональные навыки той среды, из какой выдвигались создатели сатирических произведений, — мелкие приказные служащие, «плебейская» часть духовенства, примыкавшая к оппозиции посада и крестьянства. Необходимо сразу подчеркнуть, что в XVII в. Пародирование определенных образцов было, как мы видели, неразрывно связано с сатирическим замыслом, с темой общественного, а не узко литературного значения Как литературную пародию, может быть, следует рассматривать загадочную, условно названную издателем «Сказку о молодце, коне и сабло», сохранившуюся в отрывке в рукописи собр. Гиперболическое описание коня и оружия «доброго молодца», возможно, пародирует входившие в моду в XVII в. Это пародирование было лишь одним из средств, помогавших острее, ярче представить предмет обличения.
И в этом отношении сатирическая литература XVII в. Выбор контрастирующего образца для пародирования сразу давал возможность заострить тему, нарушив привычные нормы применения данного жанра. В сопоставлении с теми реальными явлениями, для изображения которых служила в прямом своем назначении пародируемая форма, с теми задачами, какие она выполняла, обличаемое в сатире явление особенно резко обнаруживается в своих отрицательных сторонах. В этом легко убедиться на двух-трех примерах. Смелый замысел — заставить пьянствующих монахов направить самому архиепископу челобитную на строгого игумена, притом открыто назвать по имени лиц, действительно занимавших в годы написания пародии эти должности, — для читателя XVII в. Изложение истории «до нага» обобранного в кабаке пропойцы в форме церковной службы мученику, пострадавшему за веру, также нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и «кабака шалного» — виновника его несчастий. Таким образом, пародирование определенных литературных и документальных форм в сатире XVII в. Преувеличение, гротеск служат той же цели. Обиженные «лихим» игуменом челобитчики в «Калязинской челобитной» стремятся доказать его вину тем, будто он монастырскую «казну не бережет», и в пояснение сообщают комически преувеличенные размеры убытков: звоном «ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, три доски исколотили, шесть колокол разбили», на «уголье» для кадил сожгли «четыре овина», ладаном все «иконы закоптили», а монахам «оттого очи выело»; посты так строги, что «мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем», и т.
На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена «Повесть о Шемякином суде»: чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить подряд целую цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре. Гротескно представлено «малоумие» «богатого мужика», принимающего вора за «ангела господня». Фантастическая ситуация лежит в основе сюжета «Повести о бражнике», который у «врат райских» ниспровергает церковные авторитеты, уличая в «грехах» апостолов, библейских царей, святых. На комическом преувеличении неудач в работе строится рассказ о Фоме и Ереме — сатира на неспособных к труду представителей господствующего класса; комически серьезная жалоба Осетра и Сома на обидевшего их маленького Ерша в «Судном деле Леща с Ершом» предстает как насмешка над «глупыми и неразсудными» богатыми и знатными людьми, и т. Так с помощью преувеличения, гротеска подчеркивается отрицательная характеристика темных сторон исторической действительности, заостряется сатирический смысл произведения. Выше отмечено, что теми же средствами пользуется и сатира трудового парода, отражающая его антикрепостнические настроения или борьбу с отрицательными явлениями в своем быту. Иронию, характерную черту сатирической стихии в народной поэзии, классики русской литературы расценивали как одну из форм протеста против несправедливостей жизни. Сатирическая литература XVII в. Старшая русская сатира в ее ведущих образцах никогда не снижается до простого вышучивания, поскольку, как мы видели, темой своей она берет не случайные мелкие факты, а явления широкого общественного значения.
В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в. В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь.
Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися. Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в. Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора.
Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И. Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды. Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в.
Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки. Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена. Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема.
Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают. В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т. В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит.
Это помогает подчеркнуть их абсурдность или создать юмористический эффект. Гротескные образы и события Сатирическое произведение часто использует гротескные образы и события, чтобы показать разрыв между реальностью и иллюзией, карикатуризировать какие-либо явления и вызвать у читателя удивление или смех.
Умение автора и аудитория Сатирическое произведение требует от автора особых навыков владения словом, умения найти изюминку в реальности и ярко выразить свою мысль. Аудитория также должна быть готовой к восприятию сатиры, быть открытой к критике и готовой смеяться над собой и своими недостатками. Все эти особенности делают сатирическое произведение не только интересным и забавным, но и позволяют автору передать свои мысли и идеи, побудить читателя задуматься над реальностью и посмеяться над ней. История развития сатирической литературы Сатирическая литература имеет долгую историю развития, начиная с древних времен. Они, как правило, содержали критику политических, общественных и культурных явлений того времени. В Средние века европейская сатира была особенно популярна. Один из наиболее известных сатириков того времени — Франсуа Рабле. Его произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль» стало классическим образцом сатиры в эпоху Возрождения. Жан-Батисте Мольер и Вольтер — два великих французских драматурга и сатирика, написали ряд комедий, которые не только смешили публику, но и вызывали глубокие размышления об обществе и его недостатках.
Пьеса Н. Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей. Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности. И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции. Салтыков-Щедрин Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование. Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет. Сатира XX века Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни. Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е.
Что означает сатирическое произведение
Такие писатели, как Франсуа Рабле и Антонио Франческо Гразиано, использовали сатиру для критики социальных проблем и моральных иллюзий. В XIX веке сатира приобретает не только литературное, но и политическое значение. Она становится оружием в борьбе за права и свободу народа. Сатирическая литература, писавшаяся в этот период, отличалась жёсткой критикой царского режима и социальных неравенств. В XX веке сатира становится ещё более разнообразной и обретает новые формы. Самыми заметными жанрами стали пародия и абсурд. Пародия используется для высмеивания известных литературных произведений или стилей, а абсурд представляет экстремальный вид сатиры, который играет на противоречиях и нелогичности. Современная сатира продолжает развиваться, а ее авторы находят новые формы выражения и критики современных проблем. Провокационные комедийные передачи, циничные блоги и социальные сети становятся новыми площадками для сатирического выражения.
Freeman » — сатира на человеческий быт и современную власть. Постапокалиптический мир который населяют антропоморфные мутировавшие животные, люди же покинули планету и живут в космосе. В мультике неоднократно затрагивают злободневные темы человеческого общества, такие как смысл жизни, проблемы гомосексуалии, цензуры, молодёжи, науки и религии. Главный же герой пытается исправить это положение. Главные титаны мультипликационной сатиры на американское и не только общество. Аниме и манга[ править ] Shimoseka — на удивление данное аниме ещё в далёком 2012 году смогло проехаться по политкорректным трендам. Основа сюжета — лишение вообще упоминаний и намёков о сексе, а также запрет на непристойности и брань. Да-да, задолго до того как на Западе начали бороться с объективацией персонажей и сексуализированным контентом, который может не дай бог навредить «снежинкам». Разве что не было упоминаний о репрезентации меньшинств. Серия игр GTA. Рокстары успели высмеять многие реалии американской жизни. В пятой игре серии, к примеру, мы видим предвыборную борьбу двух кандидатов в губернаторы, а именно — Джока от республиканцев, и Сью от Демократов. А теперь вспомните президентские выборы 2016 года! И Bully от тех же авторов! Только тут высмеиваются школьные реалии и её стереотипы. Да и сама игра является карикатурной пародией на ванильные подростковые фильмы о школе. Серия игр Persona , особенно пятая часть. Тут разработчики успели проехаться по всем реалиям современного общества. Тут Япония не пригламуренная, как в аниме категории Б, и авторы не стесняются показать все её пороки. Но при этом почему-то стесняются высмеивать радикальных феминисток. Postal 2. Просто Postal 2! Тут уж проще сказать, что разработчики из Running with Scissors, подражая традициям Южного Парка, устроили натебейку всем и вся! Городок Парадайз кишит идиотами всех мастей, где единственным нормальным человеком во всём безобразии оказался полный козёл и антигерой Чувак. Особенно досталось борцам за нравственность, которые хотят запретить жестокие игры. Первые игры серии Ratchet and Clank были сатирой на капитализм и общество потребления в целом чего только стоил инопланетный тиран Дрэг, похожий на Рэйгана и на редкость неприятный супергерой Капитан Кварк, явно срисованный с Супермена и Атома.
Единственный, над кем автор реально поиздевался — сам Ийон, нафантазировавший себе роль в абсолютно всей истории человечества, доисторической Земли, да и всей Солнечной системы тоже. Ну, и без самоиронии не обошлось, просто посмотрите, как Лем выставил в этом путешествии научных фантастов XX века, к которым сам же и относился. Впрочем, Муссолини тоже досталось. В фильмах Борат и Бруно он играл роль смешных иностранцев, чтобы через их образы высмеять Америку. Причём всё что он делал в фильмах — не постановка, а импровизация. Впрочем, немало людей считают, что Саша как сатирик не очень, и скорее его шутки не смешны. Чего стоит только безумный генерал Потрошиллинг или сам герр доктор Стрейнджлав, который регулярно принимает президента за фюрера. Это «На тебе! Пародии на них там вкраплены в качестве шоу внутри шоу. Фрэнк Оз настолько ненавидел такие киноподелки называл их «раком Голливуда» , что вышло даже не смешно, а горько и мерзко. Тот же замысел — в очень камерных The Extendables от Брайана Томпсона. Но зрители прекрасно понимали, что стёб идёт как раз над переживающими Великую депрессию США. И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто. Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать!
Сатирик - это художественных произведений. Это человек, который представляет данное направление в литературе, живописи, скульптуре и других направлениях искусства. Такие люди не всегда находят признание в массах, однако многие отечественные и зарубежные авторы стали известны именно благодаря своим комическим произведениям. В разговорной речи сатирик - это человек, которые описывает любое событие или действие со злой стороны. Он не упускает использование язвительной насмешки над каким-либо поступком или пороком своего товарища. Сатира - прогрессивный жанр литературы Любой сатирик - это разоблачитель нравственных и социальных пороков, которые высмеиваются в злой и осуждающей форме. Сатира представляет собой область литературы, театрального искусства, скульптуры и песни, которая использует эти качества для показа недостатков отдельных личностей политических деятелей, представителей другой религии или национальности, директоров предприятий, коллег по работе или друзей. Чтобы сатира не превратилась в нравоучительную проповедь, ее разбавляют элементами юмора и сарказма. Примеры сатиры На сцене артисты часто могут выступать со своими сатирическими представлениями или куплетами песни. Также к профессиональным сатирикам можно отнести пародистов, которые высмеивают недостатки людей с помощью жестов, мимики или язвительных фраз. В литературе примерами сатиры могут послужить произведения М. Твена, Дж. Свифта или М. Среди актеров сразу на ум приходит Чарли Чаплин, о котором ходит множество юмористических историй. В современном мире с появлением интернета появился такой как троллинг. Он используется на форумах, в соцсетях и чатах. Также троллинг встречается в видеоиграх, им пользуются некоторые блогеры. Что такое сатира? Давайте вместе ответим на этот вопрос. Разберемся также в том, что такое сатира в литературе. Определение, краткое и лаконичное, можно дать следующее: это вид комического, который отличается от других иронии, юмора резкостью обличения. При зарождении своем она являлась лирическим жанром, представлявшим собой стихотворение, обычно довольно большое по объему. Его содержание составляла насмешка над определенными событиями или лицами. Сатира как жанр Сатира как жанр впервые появилась в римской литературе. Само это слово происходит от названия мифических существ на латыни, сатиров - полубогов-полуживотных с насмешливым нравом. Филологически данное понятие связано и с другим словом, satura, в простонародье означавшим блюдо мешанины, что говорило о смешении разных размеров греческие, а также сатурнический стих и на присутствие разнообразных описаний явлений и фактов в сатире, в отличие от других жанров лирики, которые имели определенную, строго ограниченную область изображения. Вот что такое сатира. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Сатира как прием С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими идиллией, элегией и пр. Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее. Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм. Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия. Что лежит в основе сатиры? Что такое сатира, мы выяснили. Разберемся теперь, что лежит в основе ее. В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм. Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество. Комическое, выполняя социальные функции, имеет и соответствующую форму: сатирическую, юмористическую и ироническую. В действенной борьбе с изображаемым комически объектом заключается социальная функция сатиры и смеха. В этом ее отличие от иронии и юмора. От любых других форм комического сатира также отличается волевой направленностью, активностью и целеустремленностью. В смехе всегда присутствует отрицание. Вместе с ним поэтому звучат не менее сильно возмущение и негодование. Иногда они столь сильны, что практически заглушают смешное или же оттесняют на задний план. Может ли сатира обходиться без комических приемов? То, что комический эффект в сатире выражен не слишком сильно, дало повод некоторым ученым утверждать, что она может обходиться вовсе без комических приемов, изобличать враждебное и ничтожное только своим негодованием. Однако негодование само по себе даже при наибольшей напряженности и силе не создает сатиры. Например, стихотворения "На смерть Пушкина" и "Дума" Лермонтова при всем пафосе возмущения и протеста все же не являются сатирическими. Элементы негодования и смеха в сатире могут по-разному комбинироваться. Но нельзя построить ее вне комического. Отрицая его как необходимый элемент, мы придем к отождествлению этого понятия с отрицанием, критикой вообще. И не сможем ответить ясно на вопрос о том, что такое сатира. В плане сатирическом например, у Салтыкова-Щедрина и в плане прямого отрицания и критики у Л.
Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя
Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет. Все знают слово сатира, но не все скажут что это такое, какова ее история и отличительные признаки, какие литературные жанры и книги можно считать сатирическими. Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике.