Новости белуджи народ

День белуджской культуры отмечается народом белуджей ежегодно 2 марта с торжествами, посвященными их богатой культуре. Здесь живут кочевники – белуджи. Небольшое племя из десятимиллионного народа, проживающего в Пакистане, Иране, Омане и в Афганистане. В статье цитируется интервью организатора акции протеста Салеха Кямрани: “Бремя революции лежит на плечах неперсидских народов. У ряда племен народа белуджей или балучей, кочующих со своими стадами в пакистанских провинциях Белуджистан и Синд, даже в наше время женщинам.

Кто такие белуджи?

Госдепартамент США выступил с неожиданным заявлением по ситуации в Пакистане Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе).
Борьба белуджей По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами.
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством.
Белуджский сепаратизм в Иране - Иран.ру Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей.
Российский институт стратегических исследований Если мир продолжит игнорировать реальность и важность неперсидских народов, это приведет к гражданской войне в Иране, и к тому, что аятоллы создадут ядерную бомбу».

Почему никто в мире не вступается за атакуемый талибами таджикский регион?

Так, оседлые строят жилища из глины, а кочевники пользуются шатрами, которые легко взять с собой и можно перевозить, навьючив на животных. Белуджи традиционно заняты земледельческими работами и скотоводством отгонного типа. Из растительных культур выращивают пшеницу, фасоль, ячмень. В прибрежных районах занимаются рыболовством. Налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, также для торговли. Традиционные ремёсла — производство ковров, паласов и тканей из шерсти, которым занимаются женщины. Одежда у мужчин включает длинные рубашки, штаны свободного кроя, безрукавки, голову покрывают войлочными шляпами или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму. Женщины также носят рубашки и шальвары — широкие штаны, голову покрывают тюбетейкой и закутывают покрывалом. Носят много украшений.

В пищевой рацион народа входят лепешки из теста, молочные продукты, плоды.

Как бы там ни было, совершенно очевидно, что торгово-экономические и бизнес-связи оказали определённое влияние, и Исламабад с Тегераном решили не усугублять рецидив застаревших противоречий и погасить конфликт на ранней стадии. К тому же, живущий в условиях санкций Иран нуждается в рынках сбыта, что вполне может обеспечить двухсотмиллионный Пакистан. Кстати, на форуме в Давосе , как раз по время ракетных ударов по Пакистану, встретились врио премьера Пакистана Какар и иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, который и заявил, что Иран готов укреплять сотрудничество с соседом в электроэнергетике, нефтяной, газовой и энергетической сферах и что Иран хотел бы увеличить товарооборот с Пакистаном до 5 млрд долларов, что вдвое больше нынешних показателей. В свою очередь Пакистан, как было отмечено, помнит, что в 1947 году первым признал независимость молодой исламской республики именно Иран. Взгляд со стороны Китай.

На фоне эскалации отношений между Ираном и Пакистаном Китай первым вызвался стать посредником на переговорах. Официальный представитель китайского МИД выразила надежду на способность сторон проявить сдержанность. В этой связи важно отметить, что у Китая сложились деловые отношения как с Ираном, так и с Пакистаном. В частности, с Исламабадом заключено соглашение о строительстве Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК , благодаря чему Пекин получит выход в Оманский залив, связав Синьцзян с пакистанским портом Гвадар в провинции Белуджистан. А с Ираном, как утверждают в Пекине, у Поднебесной установилось «всеобъемлющее стратегическое партнёрство с обоюдной и твёрдой поддержкой». Поэтому, видимо, Пекин и не стал комментировать ирано-пакистанский конфликт, и это вполне соответствует духу китайской прагматичности в международных делах.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что Москва с тревогой наблюдает за растущим обострением ситуации в ирано-пакистанском приграничье, напомнила, что обе страны состоят в ШОС и призвала Тегеран и Исламабад к сдержанности и решению проблем политико-дипломатическими методами. При этом российский МИД подчеркнул: антитеррористические операции необходимо проводить вне суверенных территорий и в координации между властями вовлечённых государств.

Ограничительные меры в культурной сфере, направленные на запрет пропаганды национализма и сепаратизма, подаются как попытки удушения самобытной культуры белуджей. Репрессивные меры против идеологов этого же национализма и сепаратизма подаются как преследования по конфессиональному признаку или же как репрессии против «интеллигенции» белуджей. Джундалла В последние годы в Иране особенно активна группировка Джундалла с переводе с арабского — "солдаты Бога" , иначе именуемая Движением народного сопротивления Ирана, известная своими нападениями на иранских военных, полицейских и мирных граждан под предлогом борьбы с религиозной дискриминацией.

В 80-е годы в Иране существовало так называемое Белуджское автономистское движение, представлявшее из себя повстанческую организацию под руководством Абдул Азиза Моллазаде и пользовавшуюся поддержкой иракского режима Саддама Хусейна, который в то время воевал с Исламской Республикой. После окончания ирано-иракской войны участники движения эмигрировали в страны Персидского залива, что привело к распаду движения, одним из наследников которого и считается террористическая группировка Джундалла. Первые сообщения о ней относятся к 2003 году, её лидеру Абдольмалеку Риги в это время было около 20 лет. В 2005 году боевики Джундаллы атаковали кортеж Президента страны Махмуда Ахмадинежада во время его визита в Белуджистан - один из его телохранителей погиб и несколько были ранены. Взрыв погубил 18 и ранил 31 человека.

Иранские службы безопасности в течение нескольких ближайших месяцев арестовали подозреваемых в совершении теракта, среди которых оказался 17-летний белудж Саид Канбарзехи. Несмотря на недопустимость в соответствии с международным правом вынесения и приведения в исполнение смертных приговоров в отношении несовершеннолетних преступников, иранские власти казнили Канбарзехи и его подельников. На этот раз никто не погиб. Однако лидер Джундаллы взял на себя ответственность и за этот теракт. В декабре выяснилось, что все они были убиты.

Такие теракты в данной провинции происходят регулярно и годами. Кстати, и в этой провинции белуджи составляют не всё, а чуть больше половины её населения. Но если в Афганистане данный статус белуджей не является по крайней мере явным образом источником проблем для властей этой страны, представляющей главным образом тех же пуштунов, то в Иране военизированные группировки белуджей не менее часто, чем в Пакистане осуществляют нападения на различные местные органы власти. Первые в основном являются шиитами, вторые суннитами. Нередко после свершения таких вылазок в юго-восточной иранской провинции Систан-Белуджистан их участники уходят на территорию соседнего пакистанского Белуджистана.

Самый масштабный акт подобного рода случился 1 октября 2022 г. При этом погибли 19 человек, включая полковника КСИР. После чего нападавшие скрылись на территории соседнего Пакистана.

Политолог Бочаров: Ирану и Пакистану есть, что обсуждать, кроме Израиля

Иранские белуджи обвиняют шиитские власти страны в дискриминации по религиозному признаку, а в Пакистане местные белуджи. Еще со времен английского колониального владычества белуджи как народ оказались разделенными между Британской Индией и Персией. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями. Белуджи — это древний народ иранской группы, в мире их насчитывается менее 15 млн. Белуджи — разделенный народ: большая его часть, около семи миллионов, живет в Пакистане, около двух миллионов — в Иране, более полумиллиона — в Афганистане.

Белуджистан: новая попытка разжечь войну

Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи. Белуджи – иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков.
Последние новости России и мира - РР Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы.

КТО ТАКИЕ БЕЛУДЖИ?!

Говоря о белуджах, мы имеем в виду один народ, отдельные группы которого имеют определенные локальные различия и особенности, в том числе и языковые. В Белудж (Белуджи: بلوچ‎, романизированный:Балуч; или Белудж) являются Иранский люди[7] которые живут в основном в Белуджистан район самого. Белуджи — народ арийского происхождения со специфическим этногенезом и клановым устройством. Афганистан: читайте последние новости о месте в ленте новостей на сайте MK. Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. Белуджи – это древний народ иранской группы.

Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?

Белуджи сочли несправедливым, что взамен богатств природных недр их регион ничего не получает и остается бедным. Белуджи и пуштуны относятся к хазарейскому населению весьма прохладно, так как считают хазарейцев низшей частью афганского / пакистанского общества. На юго-востоке Ирана проживает еще один безгосударственный народ ближнего Востока – белуджи. Армия освобождения приобрела популярность в 2006, после убийства некоторых лидеров белуджи.

Белуджи — многомиллионный кочевой народ

Они издавна проживали на юго-востоке Иранского нагорья в Пакистане , Иране и Афганистане. Небольшая белуджская община имеется в нескольких районах Марыйского оазиса Туркменистана. Большинство белуджей говорят на балучи — индоиранском языке индоевропейской группы. Но часть усвоила языки тех областей, где проживает. Потомки монголов в Афганистане и их современное положение. Вожди белуджей Ирана 1902 г. Большинство белуджей — мусульмане-сунниты, но некоторые, в частности, проживающие в отдельных районах иранского Белуджистана , исповедуют шиизм.

С образованием Пакистана отмечается бурное развитие письменного литературы языка. Тип жилья зависит от образа жизни белуджей в данной местности. Так, оседлые строят жилища из глины, а кочевники пользуются шатрами, которые легко взять с собой и можно перевозить, навьючив на животных. Белуджи традиционно заняты земледельческими работами и скотоводством отгонного типа.

Из растительных культур выращивают пшеницу, фасоль, ячмень. В прибрежных районах занимаются рыболовством. Налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, также для торговли. Традиционные ремёсла — производство ковров, паласов и тканей из шерсти, которым занимаются женщины. Одежда у мужчин включает длинные рубашки, штаны свободного кроя, безрукавки, голову покрывают войлочными шляпами или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму. Женщины также носят рубашки и шальвары — широкие штаны, голову покрывают тюбетейкой и закутывают покрывалом.

В то же время представители национального движения белуджей - по вполне понятным причинам — видимо, несколько завышают эту цифру.

В восточной иранской провинции Систан и Белуджистан со столицей в Захедане проживает до 5 миллионов белуджей, в афганской провинции Нимроз, частично в провинциях Фарах и Гильменд - до 2 миллионов, в пакистанском Белуджистане — около 8 миллионов. За рубежом, в основном в государствах Персидского залива - не менее миллиона человек. В этом-то и заключается основная проблема. Довольно крупный этнос со своими четко выраженными национальными чертами, многовековой историей и самобытной культурой, как и гораздо более многочисленные курды, не имеет своей государственности. Он искусственно раздроблен на части, лишен элементарных национальных прав, более того, белуджи подвергаются разнообразным формам угнетения, насильственной ассимиляции и влачат жалкое существование. В Иране средний доход белуджа не превышает трех долларов в день, а в соседнем Пакистане три четверти белуджей живут ниже официальной черты бедности. Не лучше картина и в Афганистане.

Более половины белуджского населения неграмотно, а национальный язык повсеместно запрещен для официального пользования. Его не преподают в школах, издающиеся на нем газеты и журналы выходят мизерным тиражом. К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские колонизаторы. Оберегая жемчужину британской короны, Индию, Лондон в своей стратегической «большой игре» с российской империей за влияние и господство в регионе рассматривал белуджей как весьма ценную фигуру. Они традиционно тяготели к России, поэтому Британия манипулировала разрозненными княжествами или ханствами белуджей, чтобы не допустить там распространявшегося из Средней Азии российского влияния. К концу XIX века эти княжества по инициативе Лондона были поделены между Ираном и Афганистаном, а наиболее крупное княжество Калат, в результате неравноправного договора 1876-го, фактически стало британским протекторатом и вошло в британскую Индию. Белуджи под руководством своих племенных вождей неоднократно поднимали восстания, но были неизменно биты превосходящими силами Ирана и британской империи.

На долгие годы национальное движение белуджей оказалось в состоянии спячки. Пробуждение, хоть и на короткое время, наступило вслед за уходом англичан из Индии после второй мировой войны. С образованием независимой Индии почти на год был восстановлен статус независимого княжества Калат.

У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г.

Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни.

В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета.

В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С.

Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты.

Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита.

Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в "сочетании" с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей. Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правительством 20.

Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса "Хани и Шах Мюрид", являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты.

Кто такие белуджи?

Telegram: Contact @bbc_cnbc Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством.
Белуджские сепаратисты объединяются против властей Пакистана С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане.
Иран и Пакистан были в полушаге от войны. Из-за белуджей Белуджи — разделенный народ: большая его часть, около семи миллионов, живет в Пакистане, около двух миллионов — в Иране, более полумиллиона — в Афганистане.

новостной сайт о событиях в курдском регионе

Впрочем, как и в поликлинике — у своих коллег и пациентов. В год он делает порядка 400 операций. Невысокого роста, крепкий юсуфзай крупнейшая группа племен, по одной из версий, является потерянным израильским племенем , он сразу располагает к себе. Доктор удивительно спокоен и уравновешен. Когда я спросила, приходилось ли ему испытывать на себе ксенофобские выпады, он улыбнулся: «Когда я надеваю халат хирурга, ксенофобия исчезает». Недавно в семье Фарука произошло знаменательное событие — дочь вышла замуж, сыграли свадьбу. Его товарищ и земляк Абдулла Хафиз Хассаннабади не менее известен в Петербурге.

Журналист, сценарист, автор книг на языке белуджи. Занимается политической журналистикой и работает в разных странах Европы. Но пути-дороги всегда возвращают его в Россию, гражданином которой он является. Родился в 1963 году в провинции Белуджистан в городе Харан, расположенном на юго-западе Пакистана. В Белуджистане правительство Пакистана испытывало атомную бомбу. История и жизнь народа белуджи, по словам Абдуллы, похожа на взрыв атомной бомбы с замедленным действием.

В 1947 году белуджистанцы попытались провозгласить свою независимость, но не нашли поддержки населения и присоединились к Пакистану.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ , в статье, написанной известным израильским политологом и журналистом, основателем и генеральным директором Дипломатического центра Dona Gracia Рэйчел Авраам, отмечается, что волна протестов против режима аятолл в Иране поднялась с новой силой после того, как стало известно о том, что с ноября 2022 года по март 2023 года в Исламской Республике Иран было отравлено до 7000 девушек. В публикации отмечается, что отравления были совершены, главным образом, в Гуме, а затем охватили все регионы страны. Наиболее пострадали от этого азербайджанцы, белуджи, курды и арабы, проживающие в регионах с плохим медицинским обслуживанием. В статье отмечается, что около 500 южных азербайджанцев и их сторонников провели акцию протеста перед Европейским парламентом, чтобы привлечь внимание к рассматриваемому вопросу. В акции, организованной южными азербайджанцами Салехом Кямрани и Шарифом Джафари, приняли участие представители проживающих в Иране неперсидских народов, члены украинской диаспоры, европейские журналисты по защите меньшинств и представители Европейской ассоциации.

В Иране проживает 1,5 млн из них. Самая крупная община белуджи находится в Пакистане — порядка 8 млн. Остан Систан и Белуджистан считается самым бедным регионом Ирана. Долгое время там продолжался сепаратистский конфликт между белуджами и правительственными силами.

После того как иранскими спецслужбами в 2010 году был захвачен руководитель сепаратистов Абдулмалик Риги, ситуация в регионе постепенно стала стабилизироваться.

Главная причина радикализма белуджей Пакистана состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет Белуджистану скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики. Ситуацию усугубляют несколько дополнительных факторов. Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями — Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране — граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона. Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами - это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота.

Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение - это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта. Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект своих будущих стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана - прежде всего интеграция экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии для импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров.

Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан

И все-таки жителями «каменного века» назвать белуджей сложно: среди их племен налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, а также для торговых. Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. Кашкайцы Сорваться с места готова и добрая половина тюркоязычных кашкайцев, населяющих провинцию Фарс. Другая же их часть демонстрирует все большее стремление к оседлости, что создает определенные трудности в установке общей численности этой народности в стране.

Религиозные воззрения кашкайцев определяет ислам шиитского направления. В повседневном общении они пользуются азербайджанским языком, однако не основным его наречием, а местным диалектом. Впрочем, доступен им и общеупотребимый фарси.

Встречались «управленцы» и рангом пониже: калантары, ханы, кедхуда. Однако время берет свое, и на смену традиционным родоплеменным кланам пришли современные, хотя и кочевые, ячейки общества: супруги и их дети. Шахсевены Предана кочевой жизни так же сильно, как и шаху, другая тюркоязычная народность — шахсевены.

Первое следует из их повседневности, второе — из самоназвания, полученного в виду особой преданности этих кочевников сефевидским шахам.

Он посвящен двум иранским кочевым народам, которые проживают на территории Пакистана провинция Белуджистан и Афганистана. Белуджи и пуштуны — родственные иранские народы с традиционной кочевой культурой и разветвленной родоплеменной структурой.

Белуджи расселились по занимаемой ими сегодня территории в XI-XVI веках, причем это расселение сопровождалось длительной и ожесточенной борьбой за земли. Область расселения белуджей принято называть Белуджистаном, но это скорее историческое понятие, нежели геополитическое, ведь его территория ныне поделена на западную часть, входящую в состав Ирана, и восточную — пакистанскую. Кроме того, часть белуджей проживает на территории современного Афганистана, Омана и других стран Арабского залива, а также небольшая белуджийская община есть даже в Туркменистане.

Один из плакатов гласил: «Халатность, пули, казни — участь белуджей в Иране». Будучи одновременно этническим и религиозным меньшинством мусульман-суннитов, белуджи давно сталкиваются с преследованиями. По текущим оценкам, численность представителей этого народа в Иране составляет от 1,5 до 2 миллионов человек. Наряду с курдами, сообщество белуджей остается мишенью жестоких репрессий. На их долю приходится наибольшее число казней в стране.

Через союзников, или, как это теперь принято говорить, через прокси. И тут вдруг вот так… Наверное, причина была весомой?

Ну мы знаем имя причины: «Джейш Ал-Адл», группировка суннитского толка, весьма радикального характера и сепаратистской направленности. Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. Проживают в юго-восточной части Иранского плато от побережья Аравийского моря вглубь материка. Территория проживания поделена между Пакистаном провинция Белуджистан , Ираном остан Систан и Белуджистан и югом Афганистана. Различные войны белуджи вели с середины прошлого века, когда в Белуджистане были обнаружены большие месторождения природного газа, золота, меди, хромитов, угля, серы, нефти. Территория поделена между Ираном и Пакистаном, так что претензий у племенных вождей белуджей выше крыши к обеим сторонам, а конфликты практически не прекращались, менялись только названия действующих группировок: «Белуджский народный освободительный фронт», «Освободительная армия Белуджистана», организация «Балоч Варна». Смысл был один — независимость Белуджистана от Ирана и Пакистана, с дальнейшей жизнью самостоятельно и желательно хорошо.

В израильской прессе борьба белуджей освещалась более чем благосклонно. А учитывая, что бойцы «Джейш Ал-Адл» начали постоянно вступать в перестрелки с именно с иранскими пограничниками, в Тегеране начали делать выводы. При том, что конфликты с представителями Ирана белуджи устраивали на иранской части Белуджистана, а уходили при явном попустительстве пакистанской пограничной стражи на территории под контролем Исламабада. В конце концов, белуджи-сунниты для пакистанцев-суннитов далеко не то, что иранцы-шииты. Треугольник понятен. Все разыгрывали свои сценарии и так на протяжении лет пятидесяти. Странно, что за все время толкания в Белуджистане ни Иран, ни Пакистан претензий друг другу не предъявляли.

И вот как-то сразу дошло до ракет… Сначала Иран нанес ракетный удар по Пакистану. В Тегеране утверждали, что они били по террористам из вышеупомянутой организации. Пакистан через несколько дней ответил, нанеся свои удары по иранской территории. И тоже под предлогом уничтожения антипакистанских боевиков. И обе стороны били примерно в один и тот же район Белуджистана… Вообще в такой ситуации был смысл договориться. Коль летело в объекты все той же «Джейш Аль-Адл», то запросто можно было бы не нарушать государственных границ друг друга, а скоординировать свои усилия. Но не для того все затевалось.

Это было бы просто шикарным ходом, потому что решало бы сразу несколько проблем, главная из которых — отведение дамоклова меча иранской угрозы от Израиля. Причем, сделать это не просто чужими руками, а руками союзника Китая, что явно нанесло бы ущерб влиянию КНР в регионе. Тегеран и Исламабад могли бы устроить региональную бойню ничуть не хуже ирано-иракской войны прошлого века. До применения ЯО дело бы не дошло, понятно, что Пакистан обладает приличным военным ресурсом и мог бы вполне спокойно утихомирить Иран и без кардинальных шагов. Но большой ценой. А под шумок США запросто могли бы решить все свои ближневосточные проблемы типа стереть из земной истории Палестину и палестинцев, умиротворить «Хезболлу» и хуситов и все в таком стиле. Видимо, им было о чем поговорить с пакистанскими военными.

Но США, которые готовы защищать мир и демократию во всем мире, все-таки далеко. А вот Китай, который сразу же заявил о своей готовности стать посредником в разруливании конфликта — он рядом.

Мятеж в Белуджистане

К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские. День единства белуджей и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. У них есть белуджи, народ, который проживает на территории двух стран и давно борется за свою автономию с помощью оружия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий