Новости святитель филипп митрополит московский

Святой митрополит Филипп родился в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8.

День памяти святителя Филиппа

Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного. В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: "Никто не может работать двум господам" Мф. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы.

К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери "Хлебенный", чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких память 27 сентября, 17 апреля. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав.

Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля , Вассиан и Иона Пертоминские память 12 июня. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига.

В 1652 году было решено царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом осуществить перенесение святых мощей в Москву. С этой целью в Соловецкий монастырь отправили посольство. По возвращении с гробом в Москву духовенство с местным народом воздвигли крест на месте встречи святыни. Это место получило название Крестовской заставы. Сейчас крест находится в алтаре Знаменского храма. Мощи поместили в серебряную раку в Успенском соборе, где они пребывают и сейчас. День памяти митрополита Московского Филиппа II с 1591 года русская церковь празднует 23 декабря дата мученической смерти. В 1660 году памятный день митрополита Московского был перенесен на 9 января. Назидательная сила жития В судьбе святителя Филиппа раскрывается Промысел Божий. Это сказание о твердом противостоянии малодушию, страху, безмолвию. Поэтому в трудные жизненные минуты верующие обращаются с молитвой к святому за помощью. Только покаяние и вера спасают человека и не дают ему сбиться с праведного пути. Господь дарует людям через святого помощь в житейских нуждах, оставляет грехи и спасает души. Просите, и святитель поможет! Помолиться у мощей в день памяти свт. Филиппа Московского можно в Успенском соборе. А можно заказать молебен о нуждах через службу «Елицы Записки». Поделиться новостью.

Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного. Монашество В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: "Никто не может работать двум господам" Мф. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи , близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину , собеседнику преподобного Александра Свирского. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери "Хлебенный", чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии , принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь , принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.

А я радуюсь, что могу пострадать за вас: вы - мой ответ пред Богом, вы - венец мой от Господа. Царь трижды наклонял голову, желая получить благословение от архипастыря, но святитель Филипп не отводил глаза от образа. Свита заговорила вслух: "Владыко святый! Царь Иван Васильевич всея России требует твоего благословения. У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости. Посмотрим, велика ли твоя крепость. Была открыта дорога клеветникам. Сам же царь избегал встречи с митрополитом. Святитель Филипп переехал из Кремля на Никольскую улицу, в Никольский монастырь. Святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход в присутствии царя. Когда крестный ход достиг святых врат и митрополит перед чтением Евангелия повернулся к народу, чтобы преподать: "мир всем", он вдруг увидел одного из опричников, стоящего в татарской тафье. Святитель указал царю на кощунствующего, но пока царь обернулся, тот уже успел обнажить голову. Тогда Иоанн назвал митрополита обманщиком и мятежником. Митрополичьих бояр взяли под стражу и пытали. Пытки бояр не дали результатов, и обвинить святителя было не в чем. Тогда в Соловки был послан недоброжелатель митрополита, епископ Пафнутий с архимандритом Феодосием, князем Василием Темкиным, дьяком Пивовым и военным конвоем. Посланные расточали сначала деньги, а потом прибегли к угрозам, желая склонить соловецких иноков на лжесвидетельство. Тогда Пафнутий прельстил игумена Паисия, и тот, в свою очередь прельстив нескольких монахов, направился вместе с посланцами в Москву, желая возвести клевету на святого. Иоанн повелел боярам и епископам собраться в Успенском соборе для открытого суда над митрополитом. После чтения доносов святитель Филипп, не считая нужным оправдываться, обратился к Грозному с такими словами: "Царь! От юности находясь в пустыне, я сохранил доселе честь и целомудрие... Я умираю, желая лучше оставить по себе память невинного мученика, нежели человека, о котором могли бы сказать, что он, оставаясь митрополитом, терпел неправосудие и нечестие. Во время этой службы в храм вошел Алексей Басманов с опричниками, и, прервав богослужение, стал читать обвинительный свиток. Опричники кинулись на святителя и стали срывать с него облачение. Святителя Филиппа, насильно одетого в рваную монашескую рясу, били метлами по спине, посадили на дровни и повезли из Кремля. Народ, видя бесчестье митрополита, перегородил Никольскую улицу. Святитель Филипп говорил: "Дети! Все, что мог, я сделал; если бы не любовь к вам, и одного дня не остался бы я здесь; уповайте на Бога! На следующий день его с поруганием привезли в митрополию, где его встретил царь с епископами и опричниками. Здесь же он встретил своего преемника в соловецком игуменстве Паисия, оклеветавшего его. Святитель Филипп последний раз публично обличил царя. По знаку царя святого ввергли в темницу. Он был в оковах; связка соломы служила ему постелью. В то время возраст его был 62 года. Неделю узнику не давали пищи, надеясь уморить его голодом. Когда к нему вошли посланные от царя, то увидели его стоящим на молитве и свободным от оков. Грозный воскликнул, узнав об этом: "Чары! Утром царь пришел сам и увидел, что святой молится, а зверь, не трогая его, спокойно лежит в углу. Царь определил местом заключения митрополита монастырь св. Николы стараго. На содержание его было отведено четыре алтына в день. Весь род Колычевых подвергся пыткам и казням.

День памяти святителя Филиппа

В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, архиепископ Тихон совершил Литургию в приходе г. Лера. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 22 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, одного из самых трагичных святых в русской истории, который ради спасения людей не побоялся пойти против царя Иоанна Грозного.

Главное меню

Там, в главном соборе Московского Кремля, и по сей день пребывают мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. Акафист святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу на сайте Там, в главном соборе Московского Кремля, и по сей день пребывают мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году празднует Православная Церковь 16 июля. 21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. Святой митрополит Филипп родился в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых.

Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси

Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства.

Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного.

Художник: В. Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть».

Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку.

Радуйся, мудрость Евангельскую возлюбивый. Радуйся, всех добродетелей вместилище. Радуйся, благодати Божия искренний причастниче.

Кондак 3 Силою благодати Божия влекомь, всем сердцем познал еси, угодниче Божий, суету жизни мира сего: того ради внимание к себе царево видя и общение со избранными слугами того имея, услады душевныя в сих мирских прелестех не обретал еси, но об иноческом житии в сердце твоем помышляя, молился еси о благодатней небесней помощи, и тую в себе ощутив, благодетелю Богу радостно взывал еси: Аллилуиа. Икос 3 Имея возраст совершен, услышал еси, преподобне отче, в храме Божием словеса Господа не можете Богу работати и мамоне Мф. Таковому твоему послушанию гласу Господа дивящеся, сице восхваляем тя: Радуйся, по завету Господа мир и вся, яже в мире, презревый. Радуйся, крест Христов на рамена твоя с веселием возложивый. Радуйся, путь тесный к Царствию Небесному избравый. Радуйся, узкими враты за Господем последовавый. Радуйся, богатство мира сего возненавидевый.

Радуйся, Христовой нищете себе смиренно покоривый. Радуйся, Господа и Спасителя паче родителей и дома твоего возлюбивый. Радуйся, царя земнаго оставивый, да Царю Небесному всего себе поработиши. Радуйся, добрый странниче ко Отечеству Небесному. Радуйся, безбоязненный путниче к морю-окиану ледовитому. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече.

Кондак 4 Буря смущений найде на тя, святителю Христов, егда Господь, испытуяй любящия Своя, не попусти тя дойти до Лавры Соловецкия, но остави тя в пределах земли Новгородския, у езера Онежского, идеже, в веси Киже, прилепился еси ко единому от житель страны тоя пасти овцы его. Но в сих напастех ты, угодниче Божий, унынию не вдался еси, радостно же вся Господа ради терпевый. Умильно взывал еси, овцы господина твоего пасый, истинному Пастырю Христу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 4 Слышаны быша на езере Онежском подвиги иноков обители Соловецкия, и паки, аки огнь, возгореся желание твое, святителю Филиппе, в сей святей обители во славу Божию потрудитися. Таже, оставль Кижу, устремился еси на оток Соловецкий, идеже никим же знаемь, паче же высокородие твое скрывая, смиренныя ради мольбы твоея принят был еси во обитель, да послушание твое Господеви истинно явиши. И послушник быв, вся повеленная тебе во обители радостно творил еси и своея воли вседушно отреклся еси. Сего ради в похвалу тебе сице глаголем: Радуйся, кроткий и смиренный послушниче обители Соловецкия.

Радуйся, повеления игумена и старцев, яко веления Самого Господа, исполнявый. Радуйся, сечением дров во обители смирение стяжавый. Радуйся, земли копанием и камения ношением плоть свою обручивый. Радуйся, аки вторый Дамаскин, скаредныя места очищавый. Радуйся, всякие тягчайшия работы радостно исполнявый. Радуйся, яко биемь бываем, никакоже злом за зло воздавал еси. Радуйся, яко многия обиды и уничижения благодушно претерпевал еси.

Радуйся, Христовых заповедей добрый исполнителю. Радуйся, церковных заветов усердный хранителю. Радуйся, терпения учителю. Радуйся, смиренномудрия наставниче. Кондак 5 Богомыслие пустынное ко святому послушанию приложил еси, отче наш Филиппе, сего ради игумен обители радостно по благому твоему хотению сопричисли тя ко избранному стаду иноков Соловецких и твой постриг во инока соверши; ты же, со страхом и трепетом обеты иночества изрекая, о содействии благодати Божия молился еси и со слезами великого умиления взывал еси Господу: Аллилуиа. Икос 5 Видеша игумен и братия обители Соловецкия в тебе воистину избранный сосуд Божия благодати: ангельский бо чин восприяв, великих подвигов твоих не оставил еси, преподобне, но всяко смиряя себе, носил еси дрова и воду, огнь возгнешал еси, в поварне и пекарне прилежно трудился еси, вкупе же паче прежняго в молитве и прочих духовных трудех ходил еси. Егда же иноцы обители начаша восхваляти тя блаженне, ты сея славы людския не стерпел еси, но оставль обитель, удалился еси на том же отоце во едино пусто место.

И тамо денно и нощно не едино лето в молитве, чтении Слова Божия и богомыслии пребывал еси. За таковыя твоя во славу Господа подвиги восхваляем тя усердно: Радуйся, истинного монашеского жития великий образе. Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнителю. Радуйся, дневными и нощными подвигами плоть твою всецело духови покоривый. Радуйся, молитве Иисусовой усердно прилежавый. Радуйся, умную молитву от Господа стяжавый. Радуйся, древним восточным подвижником искренний подражателю.

Радуйся, токмо в молитве ко Господу все утешение полагавый. Радуйся, сладостным общением с Господом в пустыни дух твой питавый. Радуйся, Божия Матере любимиче. Радуйся, Ангелов собеседниче. Радуйся, наше верное прибежище. Радуйся, наше светлое упование. Кондак 6 Проповедник словом и делом чистаго и святаго монашеского жития был еси, святителю Филиппе, сего ради игумен, престарелый в летех, вкупе с братиею обители умоли твое смирение прияти высокое звание иноков начальника и священства, да водимая тобою святая обитель яко яркий светильник всея Руси православныя явится, да иноцы и мирстии людие, молящиеся в ней, возрастают от силы в силу, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 6 Возсия светом велиим обитель Соловецкая, егда святитель Филипп, гласу Божию повинуяся, восприял бремя тяжкое игуменства монастырского. Святый игумен, по заповеди Господа, себе самого яко слугу всех вмени, телесным бо трудом и молитвенным подвигом паче прежняго себе предавая, Христоподражательным своим нравом и иноческим житием братию без слова пленяше, таже чин церковного богослужения исправляше и о благоукрашении святыя обители попечение имеяше. Воспоминающе убо славные труды сего дивнаго игумена, восхваляем его тако: Радуйся, Соловецкия обители мудрый управителю. Радуйся, братии обители кроткий и смиренный начальниче. Радуйся, о вечном спасении братии слезно ко Господу взывавый. Радуйся, скорби и радости иноков в сердце твоем не тесно вмещавый. Радуйся, яко поучения инокам усердно вещал еси.

Радуйся, яко Евангельския законы в сердца их глубоце внедрял еси. Радуйся, добрым иноком сугубую честь воздававый. Радуйся, строптивыя и нерадивыя иноки судом Божиим вразумлявый. Радуйся, Христовыя любве и небеснаго мира усердный благовестниче. Радуйся, вечныя правды Христовы твердый поборниче. Радуйся, иноческих уставов ревнителю. Радуйся, красоты церковных служб рачителю.

Кондак 7 Хотящих честне изобразити чудныя дела игуменства твоего вразуми, святителю Филиппе: недоумеет бо язык человеческий изрещи достойныя хвалы денным и нощным трудам твоим: твоему о благоукрашении обители попечению, твоему уставом церковным послушанию, твоим слезам молитвенным, твоим воздыханием сердечным, твоему пустынному уединению. Обаче в толиких безмерных трудех твоих силу благодари Божественныя видяще, усердно вопием щедродателю Господу Богу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 7 Новый Зосима явился еси обители твоей, святителю Филиппе. Всею душею твоею живя в Господе, присно в молитве пребывая, слезами умиления покрывая ложе твое, ты, святителю великий, не забыл еси и великого дела домовного строительства: новые храмы и скиты воздвигал еси, блатныя места осушал еси, пути по отоку Соловецкому исправлял еси, братския домы, больницы и прочия строения обители созидал еси. Таковому твоему доброделанию дивящеся, тако похваляем тя: Радуйся, преподобному Савватию в молитве и духовнем делании подобный. Радуйся, по домовому строительству и во игуменстве великому Зосиме равный. Радуйся, преподобному Герману в твердей вере и светлем на Господа уповании подражавый.

Радуйся, добродетели всех Соловецких подвижников усвоивый. Радуйся, пустыни твоего имене и скитов обители основателю. Радуйся, пресныя воды Соловецких источников во единем Святем езере совокупивый. Радуйся, в красотах севернаго неба славу Премудраго Творца вселенной умильно созерцавый. Радуйся, всякую пядь земли отоков Соловецких твоими честными стопами освятивый. Радуйся, чащи лесныя и брега морския слезами умиления обильно орошавый. Радуйся, пред Богом молитвенниче наш усердный.

Кондак 8 Странник безвестен и проситель смиренный иноческого послушания у врат обители Соловецкия явился еси, Филииппе, но како духовных твоих доблестей ради содеяся славно имя твое блаженнее, град бо Москва и вся Русь православная познаша в тебе яве добродетелей твоих светлость и молитв твоих силу; сего ради и был еси вождь духовен всея Руси святыя и всех, спасения ищущих, во еже взывати Господу: Аллилуиа. Икос 8 Всею душею и телом обители преподобных Зосимы и Савватия поработал еси, отче преподобне, сего ради о нуждах обители сея зело прилежал еси и о сих царя Иоанна Грознаго извещал еси. Грозный же царь, юношеския дружбы твоея и подвигов твоих иноческих ради щедро обители твоей снабдение творяще, подражающе же ему, и прочии града Москвы обитателие от трудов твоих обители прилежаху, и к молитвенному твоему заступлению притекающе, тако прославляху тя: Радуйся, от царских чертогов до иноческия нищеты нисшедый. Радуйся, честь земную на богатство неоскудевающее пременивый. Радуйся, Божественныя литургии пламенный совершителю. Радуйся, слова Божия усердный изъяснителю. Радуйся, иноческими подвигами твоими родительницу твою возвеселивый и житием твоим ко иночестей жизни склонивый.

Радуйся, нужды отечества твоего земнаго в сердце твоем имевый и о них пред Богом слезы источивый. Радуйся, мирских людей наставниче. Радуйся, столпе православия непоколебимый. Радуйся, истины поборниче неодоленный. Радуйся, утешение всех скорбящих. Радуйся, отрадо к твоей помощи всех прибегающих. Кондак 9 Всяк возраст и чин града Москвы зело возрадовася, егда изыде весть о приятии тобою, смиренным игуменом Соловецким, чести и сана первосвятителя Церкви Российския.

Ведомо бо бе людем русским и прежнее твое к царю приближение, и царское твоих иноческих подвигов почитание. Сего ради упованием светлым сердца их исполнишася: новый бо первосвятитель истинный и мощный печальник и заступник пред Грозным царем о всех обидимых и правды ради гонимых восстанет, и в сей великой радости и надежде возгласиша Благодателю всех Богу благодарственно хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 9 Ветийствующий язык человеческий не возможет достойне изобразити труды и скорби твоя, святителю Филиппе, на первосвятительском престоле Церкве Российския. Грозный бо царь в тыя дни свою державу злою опричниною возмути: люди русские зело сокрушахуся, егда о убиении мужей неповинных слышаху и козни жестокия видяху. И ты, ревнителю Божий, сию неправду цареву видя, в защищение верных сынов русских дерзновенно глас свой возвысил еси и, входя к царю, кротко того поучал еси, и опричнину злую упразднити и убиения невинных прекратити умолял еси. И благослови Господь святительское твое пред царем Грозным печалование. Царь Иоанн, твоим мольбам и слезам внемля, гнев свой на время укроти.

Народ же русский и град Москва твое мощное пред царем заступление видяще, сице радостно восхваляху тя: Радуйся, архиерею истинный. Радуйся, яко вторый Моисей бремене всего народа русскаго носителю. Радуйся, граду Москве и всему народу русскому словес Божественных усердный изъяснителю.

Суровая подвижническая жизнь Филиппа не могла укрыться от общего внимания; все начали говорить о нем, как о примерном иноке, и весьма скоро своим смирением и благочестием он приобрел всеобщую любовь и уважение. А его наставник старец Иона, радуясь за своего ученика, пророчески предсказал о нем: «Сей будет настоятелем в обители нашей». С благословения игумена Филипп удалился из монастыря в глубину острова, в пустынный и непроходимый лес, и стал там жить, незримый людьми. Прошло девять лет иноческой жизни Филиппа.

Алексий в силу своей старости и недугов захотел передать должность настоятеля Филиппу, его решение поддержала братия. Вскоре Филипп был рукоположен во пресвитера. Через полтора года упокоился настоятель обители игумен Алексий. И тот, сознавая себя законным настоятелем обители, с благословения архиепископа Феодосия снова принял игуменство. Вновь поставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров преподобным Саватием, обрел каменный крест, который когда-то стоял перед келией преподобного. Были найдены Псалтырь, принадлежавший преподобному Зосиме, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.

Обитель духовно начала возрождаться. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Игумен Филипп построил на Соловках два храма: трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и храм Преображения Господня. Игумен сам помогал класть стены Преображенского храма. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин, Яренгские чудотворцы, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов Филипп часто удалялся в пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В период его игуменства им был составлен «Устав о монастырском платье» «по скольку кто из братии должен иметь в келий одежды и обуви». О литературном и ораторском таланте Филиппа свидетельствуют приводимые в его житии обличительные речи против Ивана Грозного. По мнению исследователей, они основаны на подлинных речах Филиппа, в которых он для придания им ярких образов использовал цитаты из популярного на Руси «Поучения Агапита» византийский памятник, известный в русском переводе с XIV века. Он надеялся, что найдет в Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Филипп долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Православной Церкви, но все же царю удалось уговорить соловецкого игумена возложить на себя сан митрополита. Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину.

Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг. Начались страшнейшие казни. Не только бояре, обвиненные в измене, погибали в страшных муках, но пострадали даже многие граждане. Пользуясь неограниченным доверием царя, вооруженные опричники под видом искоренения крамолы неистовствовали в Москве. Убивали всех ненавистных им лиц и отбирали их имущество.

Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник О. Кузьмин Митрополит Филипп, видя непрекращающиеся бесчинства опричников, решил, наконец, обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие. Но прежде чем сделать это, он постарался привлечь к этому высокому делу пастырей Церкви, молчаливо покорявшихся всем приказаниям грозного царя. Призывая их к самоотвержению, он говорил им: На то ли собрались вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить истину? Но ваше молчание душу цареву в грех вводит и своей душе делает горшую погибель, а православной вере наносит скорбь и смущение. Боитесь ли лишиться славы тленныя, но никакой сан мира сего не избавит вас от муки вечной, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии благоверного царя, о мире и благоденствии всего православного христианства.

На то ли взираете, что молчит царский синклит? Мы поставлены право править великую истину, хотя бы и душу положили за порученное стадо.

Как известно, церковь построена на месте торжественной или покаянной встречи в Москве св. Само место было очень символичным для этого события. Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram. А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве.

Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве за пределами Кремля церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом. По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком. Богомольный люд делился на несколько категорий: "черный народ" -деревенские жители, крестьяне; "красный" - торговые люди, богатые, городские; и "белый" - "господа". В настоящее время настоятелем храма является исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки Преосвященнейший Константин, Епископ Зарайский. Также можно посмотреть интересный фильм о храме святителя Филиппа на сайте телеканала "Москва-Доверие", записи цикла программ "Вера. В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году.

А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова. В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан. Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского "място", "место" - "город". Поселили их за Сретенскими воротами - будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник. Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская - улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей. И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение. Икона святителя Филиппа, Митрополита Московского, с житием. А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского - патриаршества тогда еще не было.

И в 1566 году св. Филипп согласился. Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь "Красный звон" с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С. Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия. Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому.

В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему. И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли. Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой. И в Отроче-монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя - всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь. А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами.

День памяти святителя Филиппа

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей.

Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси

Федотов Георгий Петрович: Святой Филипп, митрополит Московский Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА В день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, в храме Рождества Богородицы села Маково состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Сергий Куликов.
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец / Монастырский вестник По политическим и личным вопросам митрополит Московский Филипп II не давал советов государю, но он осуждал безнравственные и противные Богу явления, распространенные на Руси в то время, в частности, опричнину.

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

Святителя Филиппа, митрополита Московского. Митрополит Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв) родился 11 февраля 1507 года. Святой митрополит Филипп родом из очень богатого московского семейства Колычевых. Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину. В РПЦ отреагировали на слова Владимира Путина о том, что митрополит Московский Филипп мог погибнуть и не от рук Малюты Скуратова. Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского.

В РПЦ допустили исправление жития митрополита Филиппа после слов Путина

Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину. Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, глас 8. Смотрите видео онлайн «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий