Через три дня после мученической кончины все 40 воинов показались севастийскому епископу Петру во сне и велели предать их останки земле, что епископ и сделал. Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников, расположенной в колокольне храма Гроба Господня. Главная» Святые» 22 марта – память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
Святые сорок мучеников Севастийских – житие
Житие 40 мучеников Севастийских. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Со́рок Севасти́йских му́чеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция). Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы.
40 Севастийских мучеников (история в картинках)
СОРОК СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ - Древо | это 39 святых воинов-христиан и их страж Аглаий, жившие в начале 4 века в городе Севастии (нынешняя территория Турции). |
В чем заключается суть Дня 40 мучеников — | Сорок мучеников, 40 героев Севастийских казнили во времена действия в Римской империи «свободы вероисповедания». |
Икона сорока святым мученикам Севастийским | Мучеников наказал император Ликиния, который был язычником и устраивал гонения на представителей христианской веры. |
Сороки. Что можно и что нельзя делать 22 марта 2024 года | Аргументы и Факты | 40 Севастийских мучеников — это святые первых веков христианства. |
Сорок Севастийских мучеников | Братская епархия - официальный сайт | широко почитаемые православные святые. История их подвига, духовные уроки 40 мучеников, традиции празднования, молитва святым. |
Страдание 40 Севастийских мучеников в Армении 22ма
Военный начальник долго пытался упрашивать солдат отречься от христианской веры, то обещая повышение, то грозя тюрьмой и пытками. Когда он не добился успеха, все 40 непокорных были брошены в застенки. Там они молились и услышали голос с небес: «Претерпевший до конца спасется». Через неделю непокорных христиан стали избивать палками и закидывать камнями, да только все булыжники от них отлетали прямо в палачей. Когда наступила новая ночь в тюрьме, глас Божий пообещал за веру и смерть во имя ее «венцы нетленные» и жизнь вечную. На праздник пекли «жаворонков» и колобки. На берегу затопили баню и пообещали тому, кто отречется от Христа, дать в ней согреться. Только один не выдержал пытки морозом и ринулся к теплу, но на пороге бани свалился замертво. Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки. Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях. И тут он увидел над озером яркое сияние, и лед начал таять, а над головами 39 пленников появились светящиеся венцы.
Тогда он бросился к страдальцам, попросив принять его в ряды верующих.
Поражённый видением стражник исповедовал себя христианином и присоединился к стоящим в озере, восполнив их число. Вскоре Господь явил ещё одно чудо — вода вокруг мучеников стала тёплой. Утром христианских воинов, которых не сломила долгая пытка, забили до смерти и сожгли. Останки мучеников выбросили в реку. Сорок мучеников Севастийских: церковное почитание Согласно преданию, на третий день после казни Севастийские мученики явились в сновидении местному епископу Петру.
Ему было велено достать из озера святые останки. Пришедшие к водоёму христиане без труда нашли мощи, поскольку те источали свет. Кости мучеников были торжественно погребены, а некоторые их частицы распространились среди христиан в качестве святынь. Значительный вклад в почитание Севастийских мучеников внёс живший в 4 веке святитель Василий Великий. Приведём его слова: «Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они [Севастийские мученики] ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога… Они восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых» «Беседы». В Православии память Севастийских мучеников отмечается 22 марта.
В этот особо чтимый праздник Церковь смягчает Великий пост и служит совершаемую лишь несколько раз в год литургию Преждеосвященных Даров. Духовное значение подвига Севастийских мучеников Протоиерей Александр Шаргунов отмечает, что подвиг Севастийских мучеников стал предвозвестником окончательной победы христианства в Римской империи. Священник добавляет, что кончина воинов особенно славна тем, что они устояли перед соблазном согреться на берегу: «Церковь увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа». Иеродиакон Симеон Кулагин высказывает предположение, что присоединившийся к мученикам стражник, вероятно, не был крещён, не читал Евангелие и не знал молитв.
Однако подвиг благочестивых воинов послужил для него самой убедительной проповедью Христовой веры. Стойкость страдальцев затронула сердце язычника, заставила задуматься об Истине. И Бог, видя искренность и духовную жажду стражника, помог ему увидеть ту славу, те венцы, которые обретают мученики.
Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой. Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована. Храм 40 Севастийских мучеников Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28. В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников. Фото Марии Черкашиной Молитвы святым сорока мученикам Севастийским Молитва первая О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва вторая О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.
Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников. Фото Марии Черкашиной Молитвы святым сорока мученикам Севастийским Молитва первая О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва вторая О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Икона 40 Севастийских мучеников В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства. В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя.
Сороки. Что можно и что нельзя делать 22 марта 2024 года
это 39 святых воинов-христиан и их страж Аглаий, жившие в начале 4 века в городе Севастии (нынешняя территория Турции). широко почитаемые православные святые. История их подвига, духовные уроки 40 мучеников, традиции празднования, молитва святым. 22 марта Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских — святых первых веков христианства.
Подвиг 40 мучеников на Севастийском озере: каким он был
Их заточили в темницу. Через неделю должен был произойти суд. Для этого в Севастию прибыл сановник по имени Лисий. Он выслушал воинов, которые по-прежнему готовы были стоять за веру до конца, и приказал побить их камнями. Чудесным образом ни один из камней, брошенных в мучеников, не попал в цель. Тогда было решено выгнать непокорных воинов на лёд Севастийского озера. Для усиления мучений на берегу растопили баню, предлагая любому из мучеников спасти свою жизнь в обмен на отречение от Христа. Воины храбро держались, поддерживая друг друга, но один из них не выдержал и побежал к бане. Лишь переступив её порог, несчастный упал замертво. Вдруг произошло новое чудо: посреди ночи над озером засиял дивный свет, лёд растаял, вода стала тёплой. Один из стражников, по имени Аглаий, увидел, как с неба на мучеников спускаются прекрасные венцы, и один из венцов не находит себе места.
Тот, кому этот венец был предназначен, не выдержал испытания. Тогда Аглаий бросил оружие, снял с себя одежду и побежал к мученикам, закричав: «И я — христианин! И хотя он мало знал о христианской вере, он взмолился Богу, силу которого видел своими глазами. Утром истязатели увидели, что мученики живы и не сломлены, а их стражник сам стал христианином.
Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные». На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!
Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Число 40 тоже заключает в себе некий смысл. В свое время была напечатана даже такая брошюра «Символика чисел». Каждое число несет определенный смысл. Число 3 символизирует Святую Троицу. А 40 — что это? Мы знаем 4 стороны света, 4 времени года, 4 конца Креста, 4 Евангелия и т. До 30 лет он должен быть только слушать.
Не случайно поэтому возраст пресвитера по церковным канонам должен быть не меньше 30 лет. В этих цифрах есть какой-то смысл. В 7-й день Господь почил от дел Своих и для нас числом 7 до сих пор измеряется наш трудовой цикл. Сначала человек не знает, почему так или иначе в его жизни все получается. Но, как говорит Священное Писание, у Бога все определено числом и мерою см. И все в нашей жизни происходит так, как должно быть. Так все раскрывается в путях Промысла Божия. Поэтому с такой любовью святые отмечают, что именно 40 мучеников в Севастийском озере заморожено было. Севастийское озеро Число это было определено Богом, потому что 40 венцов для них приготовлено было.
И когда один из них не выдержал мучения ледяной водой в озере и убежал в баню, разогретую на берегу, для тех, кто готов отречься, то тот, кто топил баню, вдруг увидел, что один венец остался свободным и он быстрее побежал в озеро, встал среди мучеников, исповедовал себя христианином и получил этот 40-й венец! Есть Евангельское чтение о том, что последние получили столько же, сколько первые см. В этом глубочайший смысл. Никто не может роптать и сказать: Вот если бы я раньше знал … Нет! Вот ты познал Истину, ты можешь встать в ряд с теми, кто Истине уже сопричтен. У нас привыкли часто оправдываться: Вот, если бы я с детства был воспитан… Нет! В любой час, если ты решился служить Богу, Господь принимает тебя. У Бога нет времени. Это для нас время: до — после.
Для Бога всегда: есть. Поэтому раньше, позже — это все равно вместе.
Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам.
Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников.
Икона сорока святым мученикам Севастийским
Сорок мучеников Севастийских – житие и почитание | ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. |
Сорок Севастийских мучеников | Братская епархия - официальный сайт | Страдание святых 40 мучеников Севастийских. В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. |
Рассказы о Святых. Сорок мучеников в Севастийском озере мучившихся | Согласно традиции, в День памяти 40 севастийских мучеников нужно посетить храм, вознести молитву святым. |
Память о подвиге и страданиях: Чем прославились Сорок мучеников Севастийских
Кроме того, их можно попросить об укреплении веры. Сорок мучеников Севастийских являются покровителями воинов. Где находятся мощи святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся В 438 году произошло божественное видение и обретение мощей сорока мучеников Севастийских. После этого императрица Пульхерия приказала поместить их в две серебряные раки, которые далее находились в константинопольском храме святого Фирса. Семья фессалоникского императора и многие его воины попали в плен. По убеждению правителя Болгарии Ивана II Асеня он победил после того, как за него заступились сорок мучеников Севастийких. Благодарность царя святым была превеликой. Он приказал своим подданным заняться строительством и обновлением храма сорока мучеников Севастийских, который имел колонну со знаменательной надписью, прославлявшей победу болгарского царя Ивана II Асеня над войском фессалоникского императора Феодора Комнина. Память о сорока мучениках Севастийских до сих пор жива. Им в разных странах мира поклоняются многочисленные христиане.
Какого числа день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024, 2025, 2026 году Какого числа день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году - 22 марта.
К тому, же он готовил свои войска к войне против Константина, потому что решил окончательно очистить свою землю от приверженцев этой веры. Агриколай В то же время в Севастии военачальник Агриколай, ревностный сторонник язычества, под командованием которого ходила дружина из сорока храбрых воинов каппадокийцев-христиан, неоднократно выходивших из сражений победителями, решил заставить их отречься от веры и потребовал принести жертву языческим богам. Но отважные мужи отказались, тогда их сразу арестовали и посадили в темницу.
Там они стали усердно молиться Богу и ночью услышали глас Его: «Претерпевший до конца, спасется! Тогда Агриколай пошел на хитрость и лесть, он начал восхвалять юношей как мужественных воинов, которые должны снискать себе расположение у самого императора, а поэтому должны отречься от Христа. Лисий Ровно через неделю к ним прибыл сановник Лисий, чтобы устроить суд над ними. Но сорок мучеников Севастийских твердо стояли за веру во Христа и были готовы отдать свои жизни.
Тогда Лисий приказал побить мучеников камнями. Однако камень, брошенный им самим, попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители сильно испугались, почувствовав ту невидимую силу, которая ограждала сорок мучеников Севастийских. И воинов-христиан опять отвели в темницу, где они продолжали усердно молиться Христу и опять услышали Его глас: «Кто верит в меня, если и умрет, то оживет.
Ничего не бойтесь, ибо вас ждут венцы нетленные». Наутро опять был допрос. Было решено в мороз отвести воинов к озеру и оставить их на льду на всю ночь под стражей. А рядом на берегу для искушения затопили баню.
Один из воинов не выдержал и побежал к бане, но, не успев добежать, упал замертво. Аглаий В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде. В это время все стражники спали, только Аглаий был на посту. Вдруг он увидел, как над головой каждого воина появился светлый венец.
Недосчитавшись одного венца, он понял, что сбежавший лишился его, и тогда Аглаий, разбудив стражников, скинул с себя одежду, закричал, что и он христианин, и присоединился к остальным мученикам. Оказавшись рядом с ними, он стал молиться Богу, в которого верили эти святые воины.
Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Кирион был прав: Миланский эдикт всем христианам империи давал свободу вероисповедания. Но соправитель императора Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство: Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. Через семь дней в Севастию прибыл сановник Лисий и устроил суд над воинами.
Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, мороз.
Святых воинов раздели, повели к озеру и поставили под стражей на льду на всю ночь.
Узнавая о таких людях, которые не колеблются в своём решении, которые настолько исполнены мужества, что даже отдают жизнь ради Христа и Его учения — наталкиваешься на мысль, что есть что-то большее чем земные бага. И если даже современный неверующий человек усомнится в правильности действий мучеников, то такая огромная жертва заставит его подумать и поинтересоваться, для чего они так легко расстались с жизнью, не безумцы ли они? Причём, такие поступки не остаются не замечены, не могут они просто быть и не оставить никакого следа. О таких подвигах узнают тысячи людей и этим самым исполняется мудрость христианства, которую выразил Спаситель: «Никто, зажегши свечу, не накрывает её спудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» Лк. В последнее время на территории нашей страны распространена секта «Свидетели Иеговы». Члены этого общества зачастую укоряют православных в пассивности миссионерства и проповеди о Боге. Но знают ли они, что самая лучшая проповедь — это пример собственной жизни, которую показывают нам мученики за Христа.
Сектанты говорят, что они свидетели Бога, но это остаётся всего лишь словами, в отличии от истинного свидетельства мучеников Христовых, которые деятельно доказывают, что Христос есть и остаётся «вчера и сегодня и вовеки Тот же» Евр. Христианский учитель Тертулиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства». Эта фраза доказывает удивительный парадокс, который заключается в том, что гонения не ослабляют, но укрепляют церковь и помогают ей обрести множество новых чад, и заставляют всех членов церкви сплотится вокруг непреложной Истины — Господа нашего Иисуса Христа. Размышляя о Севастийских мучениках и в целом о мученичестве вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского, которые должны стать постулатом для каждого православного христианина: «Не важно жив ты или умер, но то важно — для чего ты живёшь и то — ради чего ты готов умереть».
Чем известны 40 Севастийских мучеников и в чем помогает икона, молитвы
Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников расположенной в колокольне Храма Гроба Господня. Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Гимны, посвященные сорока Севастийским мученикам, находили в рукописях преподобного Ефрема Сирина.
Размышления о подвиге мученичества на примере 40 Севастийских мучеников
широко почитаемые православные святые. История их подвига, духовные уроки 40 мучеников, традиции празднования, молитва святым. 22 марта совершается молитвенная память святых 40 мучеников Севастийских, пострадавших за веру в Господа нашего Иисуса Христа! Об изображениях святых Сорока мучеников Севастийских упоминает уже Святитель Василий Великий. после многих истязаний их погнали в замерзающее озеро, которое наполовину замерзло. Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Единственный храм Сорока Мучеников Севастийских был построен и в Москве, его история привлекает и восхищает многих православных.
Чем известны 40 Севастийских мучеников и в чем помогает икона, молитвы
Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление. Кондак, глас 6 Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество. Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет».
Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу. Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков.
Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда.
Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников». Иконы Иконографическая традиция начинает складываться с IV в.
Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в. К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии.
В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола.
Он говорил: «Не выдавайте своей юности; не променивайте этой сладостной жизни на безвременную смерть. Привыкшим отличаться доблестью в бранях не прилично умиреть смертию злодеев». Сверх сего обещал им деньги.
И это давал им, и почести у царя, и одарял чинми, и хотел одолеть тысячами выдумок. Поелику же они неподдались такому искушению, обратился к другому роду ухищрений: стращал их побоями, смертями, изведанием несноснейших мучений. Так действовал он! Что же мученики?
Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются.
Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое.
Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают.
Желаю одного дара — венца правды; стремлюсь к одной славе — к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене. Тот огонь мне страшен, а этот, которым вы угрожаете, мне сослужебен. Он умеет уважать тех, которые уважают идолов.
Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши Пс. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний». Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую.
Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города. Выслушав тогда это повеление рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников , каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся.
Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды.
Малодушие не спасло его от смерти. Остальные же мученики мужественно претерпевали ужасный холод, непрестанно молясь Господу и прося у Него помощи и утешения. И вот, в третьем часу ночи, их осиял свет, как бы солнечный, и согрел воду и воздух. Между тем все стражники уснули, не спал же один начальник темницы.
Он дивился терпению и вере мучеников и тому, что не устоявший в подвиге погиб на пороге бани. Он взглянул на небо и увидел яркий свет и 39 венцов, сходящих на головы святых.
Такие чудеса происходят и в наши дни! Когда у преподобного Серафима Саровского спросили: Почему сейчас нет святых? Он ответил: В людях оскудела решимость. Решимость нужна! Благодать она одна и та же. Чтобы она могла действовать в нас, нужна решимость. Чуть-чуть только человек решится и тут же — буря искушений, и человек падает, по крайней мере, спотыкается. Когда мы сомневаемся в благости Божией, будем обращаться за укреплением веры к житиям святых.
Господь принял души 40 севастийских мучеников, но Бог же мог их и сохранить. Господь все может. Нужно — сохранит, а души 40 севастийских мучеников Господь принял в Царствие Небесное в назидание нам. Нужно только решиться, — и Господь все устроит. Великое для великих. Это сильным Господь попускает великие муки, нам и малые скорби зачтет. Тот же отец Иоанн Крестьянкин замечательно говорит: «Чтобы научиться свободе, нужно преодолеть страдания». Но опять же страдания — это для страдальцев. А мы по большей части не страдальцы. Мы только чувствуем себя страдальцами.
Но страданий у нас особых нет. Хотя бы малый дискомфорт, малые неудобства нам претерпеть и уже почувствуем себя немножко свободными. Для этого и дается нам пост. Цель поста — освободить нас. Сухарики есть, водичка — слава Богу! Жить, оказывается, так просто. Жизнь становится проще и свободнее. С Божией помощью: там помолчал, там потерпел — и на душе мир. Пусть и не венец получить, но хотя бы, как кто-то сказал, где-то у порога обители райской-то Господь сподобил бы места.