Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками.
Татарские праздники
План работы всемирного конгресса татар на 2023 год. Календарь татарских праздников. Сегодня во время праздника татары устраивают гулянья, посиделки, общаются и исполняют народные песни.
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая
«Знакомые-мусульмане просто не открывают двери»: история о том, как татарская семья празднует Пасху | Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции. |
Праздники татаров - 63 фото | Главный праздник мусульман — день Арафы. Он считается днём последней проповеди пророка Мухаммеда, которую он произнёс на вершине горы Арафат для своих сопровождающих. |
21 марта крымские татары празднуют красивый весенний праздник «Навруз». | | На следующий день после Пасхи, 29 апреля, татары Крыма отмечают свой национальный праздник — Хидирне айы. |
Праздники — Татарская национально-культурная автономия Сочи | Сабантуй – это древний архаичный праздник, сохранивший и в наше время множество языческих представлений татар, основной хозяйственной деятельностью которых испокон. |
10 традиционных праздников разных народов, которые отмечают в республике
Более того, в этот день не стоит ждать сокращенного графика в преддверии праздничных выходных. О том, что суббота будет рабочей напомнили и в пресс-службе минтруда РТ в связи с обращениями сотрудников различных предприятий и компаний. В ведомстве объяснили, что шестидневная рабочая неделя стала из-за «рационального использования выходных».
Шумят соседи наверху? У них там сабантуй... А между тем это слово с тюркского языка переводится как "свадьба плуга" и означает вполне конкретное событие в жизни татар, башкир и ещё некоторых народов, которое отмечают ежегодно в первый летний месяц года. Давайте разберёмся, какого числа будет отмечаться Сабантуй в этом году, где и как пройдёт праздник, каковы его истоки и традиции. Когда впервые начали отмечать Сабантуй Считается, что история Сабантуя насчитывает более тысячи лет. Истоки праздника кроются в седой древности и тесно связаны с аграрным культом.
Первоначально событие имело сакральное значение: во время обрядов задабривали духов плодородия, чтобы те благоприятствовали хорошему урожаю. Проводили церемонию перед началом сева в конце апреля. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины. Первое историческое упоминание Сабантуя историки находят в записках арабского путешественника Ибн Фадлана, прибывшего в древний Булгар в качестве посла из Багдада. Всё это свидетельствует в пользу "булгарской" теории происхождения праздника, однако есть также версия, что его традиция пошла от монголов. Сабантуй — слово тюркского происхождения, состоит из двух частей: "сабан" — "плуг" и "туй" — "свадьба". Получается "свадьба плуга", "торжество плуга". Или, говоря современным языком, день земледельца.
Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием. Сместились и сроки — стали отмечать не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены и есть передышка до осеннего сбора урожая. Как празднуют Сабантуй сегодня Начинается праздник обычно в сельской местности.
В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны — тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая — воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья — небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая — воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» — пусть пищей будет грачу, а вороне — камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане — центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу — выпас скота. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат — мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира. Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства. АУЛАК ОЙ Посиделки — старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить — каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила: -На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы кучтанач. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства. ДЕРВИЗА Праздник урожая — древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары. Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом — Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито — элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок — зерновые вырастут высокими. На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек — чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке — майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем — Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год. В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют. Праздник совмещает полезное с приятным — заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой — совместным ощипыванием гусей — присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана. К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак — небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. ЭМЭ Праздник помощи — древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи — эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника — составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом. ИСЕМ КУШУ Праздник имянаречения — обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан призыв к молитве для мусульман и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари — именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым — выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка — подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы Собрания. Отмечается 4 февраля. Отмечается 21 мая. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд — некоторые полностью, другие частично. Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар — сделаны по татарским рецептам. Когда речь заходит о праздниках, на ум сразу же приходит Пасха, Рождество и прочие. Тем не менее Россия — это многонациональная страна, где дружно уживается и органично сочетается сразу несколько культур и религий. Особый интерес представляют татарские праздники. Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике. Специфика татарских праздников Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений. Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное — к родителям если последние жили отдельно. На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным. В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии.
После этого гости смогли посетить интерактивную площадку «История письменности» и выставку подлинных мусульманских реликвий. Перед посетителями также выступили ведущие артисты и коллективы региона. Кроме того, на площадке была организована выставка народных художественных промыслов.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции. Оба этих дня будут нерабочими праздничными. Праздничный намаз читается только коллективно и обязателен для мусульман-мужчин, достигшего половозрелого возраста и обладающего разумом. – У татар сохранились пережитки языческого верования, и это – естественное явление. — У татар, как и у других тюркских народов, были такие зимние праздники, как Нардуган (он отмечался в декабре) и Науруз (его праздновали в марте).
Производственный календарь Татарстана 2024
Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана. Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки.
Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом. На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи.
Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали.
Так, отдых был назначен с 27 на 29 апреля, а с субботы 2 ноября на 30 апреля. Таким образом граждане смогут отдохнуть четыре дня подряд, а именно 28, 29, 30 апреля и 1 мая.
А что если мы скажем, что некоторые мусульмане тоже его отмечают? Наша героиня Дина вместе с семьей живет в небольшом городке в Татарстане. Она татарка и не соблюдающая мусульманка, муж тоже татарин и тоже больше светского толка. Отметим, что семья очень трепетно относится к религии, над входной дверью их дома весит шамаиль, но это не мешает нашим героям красить яйца на Пасху.
Как мусульмане относятся к православному празднику и как куличами воспитывают в детях терпимость к другой религии — в нашем материале от первого лица. На Пасху ели куличи, а на Ураза-байрам кололи барашка — Всю жизнь я живу в небольшом городке, где превалирует русское население. И всё детство я видела, как дети ходят славить Пасху. В день праздника моя подруга из русской семьи просыпалась, брала пакет и тащила меня славить вместе с ней. Мы ходили по домам, она рассказывала стихотворение про Пасху и получала яйцо. Мне тоже иногда перепадало, хотя я ни стихотворений, ни православных молитв, разумеется, не знала.
Основной задачей участника было обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки. В этом соревновании могли брать участие мальчики от шести лет. Возраст участником менялся по нарастающей, пока последний бой не закончат старики.
Позже победители соревновались между собой, пока не определялся победитель в каждой возрастной категории. Этих победителей называли батырами и также награждали полотенцами. Таким образом проходил Сабантуй в сельской местности. Праздник Сабантуй в Татарстане сегодня не обходится без шуточных конкурсов: бег с ложкой во рту, на которой находиться яйцо Праздник Сабантуй в Татарстане сегодня не обходится без шуточных конкурсов: бег с ложкой во рту, на которой находиться яйцо. Главная задача этого конкурса — добежать первым не уронив при этом и не разбив яйцо. Также бегают с полными водой ведрами, где целью есть не разлить воду. Бегают в мешках. Увлекательной есть борьба наполненными соломой мешками. Еще одно забавное состязание — это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле Еще одно забавное состязание — это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле.
Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами. После празднования начинался посев разнообразных культур. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник Сэмбеле люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Этот праздник передовал свадебной поре, поэтому он частично служил для того, чтобы молодые девушки и парни собирались и присматривались друг к другу. Они пели, танцевали и общались.
Обряды и праздники: традиции и современность
Сабантуй в Татарстане и Башкирии – 2023: программа и традиции празднования Сабантуя | – Сабантуй – это большой праздник наших друзей – татар, – рассказал руководитель молодежного крыла Волгоградской областной общественной организации «Дом дружбы». |
Татарстанцам напомнили о рабочей субботе | Праздничные мероприятия, посвященные ежегодному народному празднику татар и башкир Сабантуй пройдут в Центральном парке культуры и отдыха 12:36, 2 июня 2023 Торжественное. |
Праздники татаров - 63 фото | Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков. |
«Навруз не наш праздник»: новосибирский имам высказался о национальных традициях татар | Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации. |
Татарские праздники
Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх.
Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет. Это было своеобразным зачином и подготовкой для остальных участников борьбы. После малышей борются мальчики постарше, подростки, потом юноши, потом уже взрослые мужчины.
В качестве кушака используется полотенце, каждый борец, раздевшись до пояса, обхватывает своим полотенцем противника за талию и старается вывести его из состояния равновесия, повалить. Тот, кто сумеет уложить противника на лопатки, становится победителем.
Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся.
После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая — воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья — небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая — воронам в благодарность за принесенную весну.
Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» — пусть пищей будет грачу, а вороне — камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.
В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане — центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины.
Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй.
Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу — выпас скота. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат — мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства. АУЛАК ОЙ Посиделки — старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают.
Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить — каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила: -На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы кучтанач.
На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства. ДЕРВИЗА Праздник урожая — древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия.
Его сохранили до наших дней крымские татары. Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках.
Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом — Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана.
После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито — элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок — зерновые вырастут высокими.
На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек — чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке — майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб.
Праздник завершается всеобщим танцем — Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют. Праздник совмещает полезное с приятным — заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой — совместным ощипыванием гусей — присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся.
Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана. К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак — небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты.
В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. ЭМЭ Праздник помощи — древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи — эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий.
Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах.
На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника — составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.
После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом. ИСЕМ КУШУ Праздник имянаречения — обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства.
Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан призыв к молитве для мусульман и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари — именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний.
Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым — выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка — подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.
Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы Собрания.
Отмечается 4 февраля. Отмечается 21 мая. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд — некоторые полностью, другие частично.
Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар — сделаны по татарским рецептам. Когда речь заходит о праздниках, на ум сразу же приходит Пасха, Рождество и прочие. Тем не менее Россия — это многонациональная страна, где дружно уживается и органично сочетается сразу несколько культур и религий. Особый интерес представляют татарские праздники.
Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике. Специфика татарских праздников Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников.
Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений. Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное — к родителям если последние жили отдельно. На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным.
В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. Это 12 число третьего месяца Исламского календаря.
Казалось бы, тот факт, что праздник приурочен ко дню смерти пророка, должен задать некий траурный тон. Тем не менее это не совсем так.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 10 апреля 2024, 12:14 Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам Ураза-байрам по традиции продлится три дня. Этот день знаменует окончание священного месяца Рамадан. Строгий пост, когда верующим нельзя было пить и есть до захода солнца, позади.
Жителям и туристам республики стоит обратить внимание на то, что суббота, 27 апреля, будет рабочим днем. Более того, в этот день не стоит ждать сокращенного графика в преддверии праздничных выходных. О том, что суббота будет рабочей напомнили и в пресс-службе минтруда РТ в связи с обращениями сотрудников различных предприятий и компаний.
«Навруз не наш праздник»: новосибирский имам высказался о национальных традициях татар
Город - 18 июня 2023 - Новости Ханты-Мансийска - Таяние льда у татар отмечается как праздник, именуемый «Боз карау», означающий в переводе «смотреть на воду». Мусульманские праздники. Исламское образование.
Татарский праздник Сабантуй объединил жителей всей Волгоградской области
Навруз – праздник, который тюркоязычные народы отмечают в день весеннего равноденствия 21 марта. — У татар, как и у других тюркских народов, были такие зимние праздники, как Нардуган (он отмечался в декабре) и Науруз (его праздновали в марте). Глава Татарстана Рустам Минниханов утвердил даты проведения Уразы-байрам и Курбан-байрам в этом году. Указ опубликован на портале раиса республики.
Ураза-байрам в Татарстане: все, что нужно знать о празднике разговения в 2023 году
Главными в состязаниях были конные скачки и борьба [20]. Казанские татары весну встречали праздником «Карга боткасы» «Грачиная каша» , основанном на древнем поверье о том, что весну приносят на своих крыльях грачи. Семантика этого праздника очень близка Наврузу: дети ходят по дворам с «частушками», пожеланиями хорошего урожайного года и собирают крупу на коллективную кашу. Каша всегда готовится на специально отведенном месте, все желающие принимают участие в этой трапезе. Детям устраиваются разные игры-состязания, собранные с подворья яйца, свариваются вкрутую, и их катают с холма.
Данный праздник в некоторых населенных пунктах Заказанья до сих пор сохранился с полной семантической структурой. Зарь-зарь, на зарю! И молока, и масла! Но главной причиной потери Науруза у татар являются особенности климатической зоны проживания народа: более позднее в сравнении со Средней Азии наступление весны и соответствующего цикла сельскохозяйственных работ.
Некоторой альтернативой Наврузу у татар стал выработанный народом богатый комплекс обрядов и праздников, так или иначе связанных с определенными сезонами или природными явлениями «боз карау», «боз багу» — обряд, связанный с ледоколом, «ала карга» — обряд, проводимый до сева, Сабантуй и пр. Однако, он никогда не праздновался широко и со временем практически был предан забвению. Несмотря на утрату Навруза у татар, в отличие от народов Средней Азии, праздник может стать символом объединения и тюркского мира и народов,проживающих в Республике Татарстан, имеющих глубокую общую историю и многообразие праздничных традиций. В нынешнее время в Республике Татарстан Науруз начали отмечать с 1987 года.
Тогда в Казани перед Молодежным центром состоялось первое публичное его празднование. Особенно активно этот праздник стал распространяться после создания в 1992 году Ассоциации национально-культурных организаций. С 2014 года в Республике Татарстан праздник проводится в статусе республиканского в рамках исполнения государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014—2020 годы». Площадкой для проведения Науруза была выбрана площадь перед Татарским государственным академическим театром имени Г.
География мероприятий, связанных с праздником Навруз в Республике Татарстан, пока не широка. В отдельных муниципальных образованиях проходят праздничные мероприятия с привлечением представителей национально-культурных автономий, национальных диаспор, а также с участием учреждений культуры, образования. В настоящее время весьма актуален вопрос популяризации данного праздник, как важного элемента нематериального культурного наследия тюркских народов, представители которых проживают в Татарстане.
В конференции примут участие студенты первого курса и преподаватели. Дорогие друзья! Мы живём в многонациональном Татарстане, который является образцом толерантности, уважительного отношения к культуре, традициям и языкам народов, проживающих в нашей республике. Сегодня это особенно важно для единения народа с многонациональным и многоконфессиональным составом. У нас есть богатая история и культурное наследие, мы живём активной и динамичной жизнью сегодня, и мы верим, что впереди у нас замечательное будущее.
Наш сегодняшний рассказ написан под вдохновением от этого события. В аптеку Олег зашел случайно, вышел из спортзала и увидел сообщение от Риты. Он торопился и читал список, когда столкнулся с невысокой женщиной, мывшей полы. Мужчина обернулся — перед ним со шваброй и ведром стояла его бывшая учительница истории. Олежка, — узнала она бывшего ученика. А вы, почему вы здесь? Как Сергей Петрович? Фото по лицензии pixabay.
В Курбан-байрам с утра все верующие направляются в мечеть, совершают утренний намаз и режут барашка. Одну третью туши оставляют семье, а остальное идет бедным и на угощения для соседей и друзей в равной доле. С 11го по 13ый день двенадцатого месяца мусульманского календаря совершается паломничество к долине Мина. Там нужно бросать камни с 3 столба или 3 стены. Это олицетворяет бросание камней в шайтана злого духа с целью его побития. Каждый день 3 дня нужно бросать по 7 камней, и желательно говорить при этом "Аллаху Акбар", что переводится с арабского как "Аллах - великий". Это делается для того, чтобы позаботиться о ждущей каждого дороге в загробный мир. Слова должны быть сказаны не на автоматизме, а с осознанием их смысла и глубины. После окончания полевых работ, весь народ празднует событие, собираясь обычно на большом лугу, где проходят игры, соревнования, танцы, играет музыка и выступают артисты. Праздники описаны очень коротко. Если вам понравилась статья, напишите комментарий или поставьте лайк. Так наша редакция поймет, что материал интересен, и мы опишем каждый праздник подробно.