Все о религии Ислам, ее состоянии, культуре, проблемах, географии и роли в современном мире. Тем временем, полагают мусульмане, текст дошедшей до нас Псалтири существенно отличался от оригинала, который до нас не дошел и содержал в себе наставления, поучения, рекомендации, мудрые изречения. Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Многие полагают что мусульмане признают единственность пророка Мухаммада, основываясь на том что именно он является основоположником Ислама. До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями.
История возникновения ислама
И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с исламом, — все равно он был тем фундаментом, на котором стояли и на который ориентировались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах — как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире.
Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает воздействовать на поступательное развитие общества с помощью своих тысячелетних традиций, подчас искусственно реставрируемых, как это можно видеть на примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные перемены чаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма. Конечно, современные мусульманские улемы — не чета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, идут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей.
Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Аборты запрещены исламом.
По прибытии посольства Алмуш созвал съезд булгарских князей и представителей племен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственной религии.
Сам Алмуш принял мусульманское имя Джаффар ибн Абдаллах, объявив себя наместником багдадского халифа в делах веры. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана. Май 922 г. Именно с Х в. С утверждением ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства, о чем можно судить по быстрому развитию городской жизни.
Обязательной принадлежностью булгарских городов становятся многочисленные мечети. Значение Волжско-Камской Булгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгрома татаро-монголами в 1236-1238 гг. Столица Биляр была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства - Золотой Орды. Это произошло, в частности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значение вплоть до разрушения его в 1431 г. Золотоордынские ханы, обязан булгарских князей платить дань, не вмешивались во внутреннюю жизнь покоренной области.
В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей. Как писал М. Худяков, «под защитой могущественных татар Булгарское царство беспрепятственно развивалось и богатело, имея возможность тратить все силы на мирное упрочение своего благосостояния. Именно в эту эпоху Булгар достиг наивысшего своего расцвета». В 1261 г.
В обоих Сараях и в Булгаре существовали и армянские храмы остатки последнего сохранились под археологическим названием "греческая палата". Это породило впоследствии идеологию татарского ига над православной Русью. После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины ХV в. Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства. Если другие государства, возникшие после распада Золотой Орды Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская орда , значительной роли в развитии мусульманской культуры не сыграли, то краткая история Казанского ханства 1438-1552 - время последнего расцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье.
Он стал именовать себя Бехаулла, что значит «блеск божий» в дальнейшем он выдавал себя за воплощение бога, т. Основы учения изложены в «китабе акдес» «священная книга» , которая, по мнению автора, заменила Коран и Беян. Согласно «китабе акдес», все люди являются братьями, поэтому между ними не должно быть ни войн, ни классовой борьбы. Основоположенник бехаизма считал, что всякое проявление свободы «приводит к смуте, пламя которой не потушишь» свобода, по его мнению, присуща животным, а человек должен подчинится существующим законам. Бехаизм нашел для себя подходящую почву в империалистических государствах, особенно в США и Германии. Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в сер.
Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. Панисламизм — реакционное религиозно-политическое учение, проповедовавшее объединение мусульманских народов для борьбы против «наступления христианского Запада». Основоположником был Джемаль-эн-дин аль-Афгани 1839 — 1897 гг. Панисламизм — сложное и противоречивое явление. При своем возникновении он, с одной стороны, был направлен против колониального порабощения мусульманского Востока. С другой стороны, он являлся орудием внутренней реакцией в странах распространения ислама.
В конце XIX и начале XX в панисламисты считали возможным выступать с планами объединения всех мусульманских стран в одно государство, во главе которого должен был стоять турецкий султан — халиф. После второй мировой войны лидеры современного панисламизма носились с проектами создания блока мусульманских стран. Себя и весь мусульманский мир они пытались представить в виде независимой «третьей силы». Этой «силе», по их мнению, предстояла борьба на два фронта: против империализма и против коммунизма. Ислам в России Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание.
В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. В России сегодня действуют более 4 тыс. Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама.
Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям. После падения в 10 в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-монгольских завоеваний 1237-40 Владимиро-Суздальская и отчасти Киевская Русь были включены в Монгольскую империю, а после ее распада — в Золотую Орду. В 1256 через 16 лет после завоевания Руси на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин — Берке.
Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312, когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов. В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в.
Число их неизменно возрастало. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть. В 1480 Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в 16 в. Казанского, Астраханского, Сибирского ханств.
С той поры отношения Руси, впоследствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны — это вехи колонизаторского расширения России и вехи новых контактов с миром ислама. Вехи, которые поставили перед Россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства. Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др.
Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку.
Становление ислама на территории России
Тема данной работы – «Развитие ислама в мире». Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. 22 декабря в Общественной палате РФ состоялась научно-практическая конференция на тему «Ислам — неотъемлемая часть духовного наследия России: к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией». Тем временем, полагают мусульмане, текст дошедшей до нас Псалтири существенно отличался от оригинала, который до нас не дошел и содержал в себе наставления, поучения, рекомендации, мудрые изречения. самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Исследуем историю формирования исламской цивилизации, роль ислама в современном мире, а также его влияние на различные области жизни. Как и иудаизм, и христианство, ислам явился продолжателем религиозных представлений и традиций жителей этого региона.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
Всех их Мы превознесли над мирами» VI 83-86. Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» II 253. Пророк Мухаммад, с т. Его пророческая миссия была всеобъемлющей.
Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. Посланники расуль; мн. Пророк набий; мн. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником.
Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. Пророческая миссия должна быть доказана. Главным доказательством является чудо муаджиза - сверхъестественное явление, совершаемое пророками по воле Аллаха для подтверждения их пророческого статуса. Чудеса, доказывающие пророческую миссию Мухаммада, разделяются на 3 типа. Духовным чудом является Коран; к чудесам, воспринимаемым органами чувств, относятся разделение луны на 2 части Муслим.
К 3-му типу относятся т. Божественное откровение Мухаммад, согласно хадисам, получал через вещие сны, через «вдохновение» - ангел Джибрил «вдыхал» знание в сердце пророка, через Джибрила, к-рый принимал человеческий облик или через Джибрила в его истинном обличье на горе Хира. Мухаммад получал также откровения непосредственно от Аллаха в т. Вера в Писание Божественное откровение пророкам дается в виде Писаний. Все оригиналы этих Писаний собраны и хранятся в небесной скрижали «Хранимой скрижали».
Согласно Корану, сначала люди были «одной религиозной общиной», но со временем нек-рые отпали от истинной веры. Тогда Аллах стал посылать пророков с истинным Писанием, «чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись» II 213. Часть Божественных Писаний была полностью утеряна напр. К таким, с т. Между Писаниями нет различия в происхождении - все они исходят от Аллаха, но лишь Коран сохранил чистоту и неизменность.
Мусульманин должен верить во все Писания, но только в их изначальном виде. Из священных текстов христиан и иудеев он должен принимать на веру только те сведения, к-рые не противоречат содержанию Корана и достоверных хадисов. Сведения, которые не имеют подтверждения в Коране и в хадисах, но не противоречат вероучению И. Вера в ангелов Ангелы - невидимые глазу, не воспринимаемые органами чувств духовные метафизические существа, сотворенные из света нур и беспрекословно подчиняющиеся Аллаху. Они способны принимать любой образ.
Ангелы не имеют пола, они не едят, не пьют и не знают усталости. Ангелы служат Аллаху на небесах, на земле и у Трона аль-Арш. Среди ангелов существует иерархия. Особо приближенные ангелы получили наименование макаррабун, или приближенные. Джибрил Джабраил - первый из главных ангелов, особо приближенный к Аллаху Господин ангелов.
Его миссия заключается в передаче откровения Аллаха его пророкам. Микал Микаил отвечает за природные явления, напр. Исрафил Рафаил протрубит в рог сур , оповещая о наступлении Судного дня и о воскресении мертвых. Среди ангелов известны также Кираман Кятибин благородные писари , которые располагаются по правую и левую руку от человека и записывают все его деяния, по правую - добрые дела, а по левую - злые. В Судный день они будут свидетелями человеческих деяний L 20-21.
Мункар и Накир допрашивают человека в могиле и в зависимости от ответов обращаются с ним хорошо или плохо. Ангелы, к-рые держат, а затем понесут Трон Аллаха, называются Хамаля-и Арш. Вокруг трона очень много ангелов, точное их число известно только Аллаху. Ангелы, отвечающие за происходящее в раю и в аду, называются Хазана-и Джаннат ва Джаханнам. Главного ангела - хранителя рая зовут Ридван.
Ангелы рая заботятся о душах правоверных мусульман. Аллах назвал человека халифом, показав, т. Кроме ангелов и людей Аллах сотворил также и др. Согласно Корану, они были созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела и способны менять облик. В отличие от ангелов джинны могут быть муж.
Проповедь Мухаммада была обращена не только к людям, но и к джиннам. Нек-рые ученые относят к джиннам и шайтанов, полагая, что шайтанами являются джинны, вставшие на сторону Иблиса Шайтана ,- неуверовавшие и продолжавшие творить злые дела. Самый распространенный в Коране эпитет для Шайтана шайтанов - «раджим» побиваемый камнями ; для защиты от их козней читаются последние суры Корана напр. Предводитель шайтанов Иблис от греч. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» VII 12.
За неподчинение он был низринут с небес и обречен на пребывание в аду. Однако Иблис получил от Аллаха отсрочку до Судного дня и поклялся сбивать людей с пути истинного и отвращать их от веры «совращать». В коранических сюжетах, рассказывающих об историях «совращения», Иблис обычно называется Шайтаном. Первой его жертвой стали Адам и его жена, которых он уговорил ослушаться Аллаха и вкусить плод запретного дерева VII 20-25. Из-за него остались неверующими адиты и самудяне.
Он постоянно вредил пророкам: напр. Авторы послекоранических сочинений старались сгладить противоречие, вытекавшее из ослушания Иблиса,- часть авторов объявила его орудием Аллаха, созданным для испытания людей, а другая объяснила его поведение тем, что он был джинном, а не ангелом, сославшись на суру «Пещера», где говорится о том, что Иблис был одним из джиннов XVIII 50. Позднее суфии, в частности аль-Халадж, писали о том, что Иблис, отказавшись поклониться Адаму, показал пример истинного единобожия, но не выдержал испытания повиновением. Вера в Конец света, Судный день, Воскресение, рай и ад описываются обычно в рамках одного догмата. Малый конец света - это смерть человека; Большой конец света длится от 1-го до 2-го звучания сура ангела Исрафила.
Судный день начинается со 2-го звучания сура и заканчивается, когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада - в ад. Он включает воскрешение людей, передачу им книг с записями совершенных добрых и злых дел и взвешивание их на весах, призывание людей к ответу за совершенное ими в земной жизни, заступничество за людей перед Аллахом, мост над адом. По др. Человек, не верящий в Судный день, не может считаться верующим: «... Единственными источниками занний о последующей вечной жизни являются Коран и хадисы.
В Коране о Судном дне говорится практически в каждой суре, чтобы люди постоянно думали о предстоящей вечной жизни, т. Мусульманин должен быть уверен в том, что восторжествует Божественная справедливость. В земной жизни часто нет воздаяния как за злые, так и за добрые дела, и в мире возникает «кажущаяся несправедливость» Кылавуз. В жизни вечной все дела станут явными и Аллах воздаст каждому по заслугам: грешники получат муки ада, а праведники - райское блаженство. В Коране об этом говорится так: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти?
Как же скверны их суждения! Аллах сотворил небеса и землю во истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» XLV 21-22. Малый конец света - смерть человека - длится до воскресения из мертвых и носит название «барзах» жизнь после погребения. После похорон в могиле человека появляются ангелы Мункар и Накир и начинают задавать вопросы усопшему о его вере, т. В ряде коранических стихов и хадисов говорится о том, что в барзахе есть и блаженства, и страдания: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили [или поразили] скверные мучения - Огонь, в который их ввергают утром и после полудня.
А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям! В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что могила - «это или один из садов рая, или же одна из ям ада» Тирмизи. Киямат, 26; цит. Конец света киямат охватывает период от уничтожения вселенной и всех ее обитателей до ее воссоздания и «воскрешения всех творений Аллаха». В этот период, согласно Корану, произойдет землетрясение, люди будут выглядеть как пьяные XXII 1-2 , небо станет «подобно расплавленному металлу», а горы - «взбитой шерсти» LXX 8-10 ; небо расколется, звезды рассыплются, моря соединятся друг с другом, могилы перевернутся LXXXII 1-5 , люди ослепнут, солнце и луна объединятся т.
В «хадисе Джибрила» пророк Мухаммад на вопрос о наступлении Конца света ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего» Аль-Бухари. Хадис 47 50 ; Муслим. Хадис 1. В то же время в некоторых хадисах можно обнаружить признаки приближения Конца света, которые подразделяются на малые и большие. Малые признаки появляются задолго до наступления Конца света.
К ним относятся: ниспослание пророка Мухаммада и завершение им миссий всех пророков; исчезновение истинных религ. Хадис 1; Абу Дауд. Хадис 4695 ; столкновение 2 огромных армий единоверцев, к-рые понесут большие потери; появление лжепророков всего ок. Хадис 2103 7121 ; Муслим. Хадис 531.
Муслим в разд. К 10 признакам относятся: распространение дыма духан ; появление лжемессии - Даджала Даджжаля ; появление из земли животного, которое будет передвигаться на 2 ногах и грызть изнутри людей, не повинующихся Аллаху; восход солнца на западе; нашествие племен Яджуд и Маджуд; нисхождение с небес Исы, сына Марьям; гигантские провалы земли на Аравийском п-ове, а также на востоке и на западе; появление огня со стороны Йемена. Незадолго до Конца света пророк Иса сойдет с небес и убьет Даджала. Затем он будет править миром согласно шариату пророка Мухаммада: «…с небес сойдет сын Марьям, чтобы быть среди вас справедливым судьей. Он сломает крест, убьет свинью и устранит джизью.
Количество товара настолько увеличится, что никто не захочет его принимать. Молитвенный коврик станет самым благословенным из вещей» Аль-Бухари. Хадис 993 2222. После уничтожения Даджала люди будут жить в мире 7 лет, а затем на них обрушится сильный ветер со стороны Сирии. Ветер будет «забирать душу», т.
К ним явится шайтан и скажет: «Будете ли вы послушны? И он прикажет им поклоняться идолам. И у них при этом будет изобилие и роскошная жизнь. Затем протрубит сур» Муслим. Хадис 2073.
Ангел Исрафил протрубит в сур дважды. Первый трубный глас будет означать Конец света, второй - начало Судного дня: воскрешение людей и сбор их для суда: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание [или умрут] те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Сколько времени пройдет между 2 гласами неизвестно. Чаще всего в хадисах приводятся слова пророка Мухаммада о том, что «истлеют все части тела человека, кроме копчика, из которого Аллах создаст его заново» Аль-Бухари. Хадис 1691 4814 ; Абу Дауд.
Хадис 4743. Сунниты считают, что повторное воскрешение будет как телесным, так и духовным. Сбор на Суд Хашр и место сбора Махшар. Людей после их воскрешения соберут для призвания к ответу за дела, совершенные в земной жизни. Согласно хадисам, люди воскреснут и придут на место сбора босыми, необрезанными и нагими, т.
Хадис 2029 6527. В зависимости от совершенных поступков люди будут воскрешаться в разном виде: «В тот день одни лица будут сиять, смеяться и ликовать. На других же лицах в тот день будет прах, который покроет их мраком. Это будут неверующие грешники» LXXX 34-42. Затем каждый человек получит т.
Книгу деяний - список добрых и злых дел, совершенных ими во время земной жизни XVII 13-14. После того как люди получат эти книги, Аллах призовет их к ответу. Каждому будут заданы 5 вопросов: как он использовал данную ему жизнь, как провел свою молодость, как заработал свое имущество, как использовал свое имущество, как применял свои религ. О делах человека будет свидетельствовать также земля, «их людей слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали» XLI 20; XXIV 24-25. Добрые и злые дела будут взвешены на весах мизан : «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех.
При описании Судного дня в хадисах говорится также о том, что у каждого пророка будет свой водоем хауд , из к-рого будут пить и его сподвижники напр. Выпивший эту воду никогда не испытает жажду. После взвешивания все люди должны буду пройти по мосту «сырат» - «мост над адом». Строго говоря, никто из людей не минует ада, но верующий увидит его и пройдет мимо, а грешник войдет в него: «Каждый из вас войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа.
Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» XIX 71-72. В Судный день пророки и избранные праведники получат от Аллаха разрешение на заступничество шафаат , но они смогут заступиться только за тех, за кого Аллах позволит X 3. В хадисах говорится, что пророк Мухаммад будет ходатайствовать даже за тех членов своей общины, кто совершили большие грехи см. Мухаммад, единственный из пророков, получит также право на «великое заступничество» шафаат узма. Однако пророк предупреждает, что мусульмане должны выполнять религиозные предписания, а не просто надеяться на его заступничество.
Ад джаханнам - место, где в последующей вечной жизни будут пребывать неверующие, многобожники и лицемеры. Мусульмане-грешники также попадут в ад и будут наказаны, но в отличие от остальных не останутся в нем навечно см. Хадисы 21 22 , 2035 6559 , 2133 7510. В Коране используется неск. Описания ада и мучений разбросаны по всему тексту Корана Кылавуз.
Ад встречает своих буд. Едой для грешников в аду служат плоды дерева Заккум, растущего на дне ада. Ад никогда не насытится: «В тот день Мы скажем Геенне: «Заполнилась ли ты? Рай джаннат - вечная обитель верующих, где их ждут самые разнообразные блага и милости. Значение слова «джаннат» - «сад», «место, окруженное растениями и деревьями».
В Коране для описания рая используются следующие синонимы: «обитель вечности», «райский сад, в котором есть все что душе угодно», «место вечного пребывания», «надежное место», «обитель благополучия и здравия». Рай описывается как место, где нет ни палящего солнца, ни мороза LXXVI 13 , где текут реки с чистейшей водой, реки из молока, которое никогда не скисает, реки из вина, которое не опьяняет, реки из очищенного меда XLVII 15. Аллах освободит сердца обитателей рая от зависти и ненависти, все они станут братьями. Они не будут испытывать ни усталости, ни беспокойства, ни забот и будут пребывать в раю вечно XV 46-48. В Коране сказано, что «ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» XXXII 17.
В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что Аллах приготовил «ряд благ в раю, которых никто не видел, о которых никто не слышал и которые никто не может себе представить» Аль-Бухари. Хадис 1679 4788. Вопрос о том, смогут ли правоверные в раю лицезреть Аллаха, каждая из богословских школ И. Большинство кроме мутазилитов и джахмитов согласно с тем, что лицезрение Аллаха является возможным, т. Коран и хадисы не отрицают такую возможность см.
Последователи школ мутазилия и джахмия отрицают возможность лицезрения Аллаха. Представления о душе. Согласно представлениям мусульман, человек состоит из души и тела. Сущность души ислам. Салафиты, напр.
Скажи: «Душа - от веления Господа моего. Вам же дано очень мало знаний об этом» XVII 85. Халафиты, наоборот, при трактовке этого аята делают упор на слова «вам дано», полагая, что они свидетельствуют о возможности познания сущности души. Все суннитские школы кроме салафитов признают, что душа существует бесконечно, не является физическим телом, не имеет физической оболочки, она не соединена с телом, но и не отделена от него Газали, Исфахани. Одни мусульм.
Она неизменна, неделима и не распадается на фрагменты. Отделение тонкого тела от физического приводит к смерти физического тела Наззам, Джувайни. Другие полагают, что душа - свойство материальной субстанции. Мир состоит из субстанций и их постоянно изменяющихся свойств. Вопрос о времени создания души также решается ислам.
Одни полагают, что душа была создана до тела, приводя в качестве аргумента аят: «В начале Мы создали вас [т. Другие считают, что душа создается после тела, опираясь на аят: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении.
В хадисах также упоминаются изречения Мухаммада, в к-рых он говорит о том, что души были созданы после тел: «Основа, начало создания каждого из вас в течение 40 дней сосредоточена в чреве матери. Затем она принимает вид сгустка крови. Затем этот сгусток крови через определенное время превращается в кусочек плоти. Потом Всевышний Аллах посылает ангела. Тот ангел и вдувает душу…» Аль-Бухари.
Хадис 1291 3208 ; Абу Дауд. Хадис 4708. Они обязательны для всех совершеннолетних и дееспособных мусульман, к-рые считаются мукалляфами, т. Действия, за совершение или несовершение которых на муакалляфов возлагается ответственность, называются «афали-мутакалляфин». Их существует 8 видов.
Фард - обязанности, подтвержденные ясными предписаниями, ваджиб - обязанности, к-рые подтверждены предписаниями, но не настолько очевидными, как фарды напр. Мухтасар Ильми-халь. Пять столпов И. Представление о пяти столпах И. К столпам И.
Хадис 40. Особую роль здесь играет правильное намерение. Все обязательные религ. Четыре из пяти столпов ислам. В дальнейшем это обстоятельство привело к преобладанию развития права по сравнению с развитием богословия, хотя в первоначальном И.
Исповедание веры аш-шахада - свидетельство веры в И. В этой формуле сконцентрирован основной принцип И. Шахада произносится при принятии И. Часто шахада используется в качестве зикра - ритуального упоминания имени Аллаха, а также как боевой клич. Молитва араб.
Намаз состоит из 12 фардов - 6 шартов, т. Обязательными условиями для совершения намаза являются очищение от духовной нечистоты хадаса , очищение от физической нечистоты наджаса , обращение в сторону Каабы кибла , наступление времени намаза вакт , намерение нийят , прикрытие тех частей тела, к-рые должны быть сокрыты во время молитвы сатруль-аурат. Составными частями намаза являются вступительный такбир произнесение слов «Аллах велик! Существует 5 обязательных намазов: утренний предрассветный ас-субх , полуденный, послеполуденный, вечерний закатный аль-магриб , ночной. Каждая молитва состоит из определенного числа ракатов последовательности молитвенных поз, движений и слов во время намаза : утренняя - из 2, полуденная, предвечерняя и ночная - из 4, а вечерняя закатная - из 3.
Приведение тела в состояние ритуальной чистоты посредством омовения по определенным правилам называется малым омовением. Без малого омовения нельзя выполнять намаз, таваф обход вокруг Каабы , касаться руками Корана. Если мусульманин совершил намаз в состоянии ритуальной нечистоты и знал об этом, то он стал неверным. В случае, если человек был осквернен напр. В случае, если мусульманин оказывается там, где нет воды или ее невозможно использовать, то он может протирать лицо и руки, включая локти, ладонями, очищенными ударом по песку или почве.
На это есть указание в Коране: «... Закончив омовение, мусульманин, не надевая обуви, должен встать на молитвенный коврик, обратить лицо к Каабе, опустить руки вдоль туловища и произнести про себя или вслух намерение совершить молитву. Затем поднять руки до уровня ушей ладонями от себя и провозгласить такбир - «Аллах велик! Вложив левую руку в правую и прижав их к груди, мусульманин должен произнести славословие Аллаху и Открывающую суру Фатиху , а за ней на выбор одну из коротких сур Корана напр. После этого он делает поясной поклон и произносит хвалу Аллаху, совершает земной поклон - опускается на колени, простирается ниц, касаясь коврика ладонями и носом, затем садится на пятки, произносит такбир и делает 2-й поклон и встает, взяв левую руку правой.
Все эти действия составляют один ракат. Для окончания молитвы верующий должен, сидя на пятках, произнести шахаду и, повернув голову к правому плечу, провозгласить: «Мир вам и милосердие Аллаха! Если обязательные молитвы произносятся только по-арабски, то все остальные допустимо произносить на любом языке. В пятницу во время полуденного намаза проходит общая молитва в мечети, состоящая из 2 ракатов, после к-рой можно совершить и индивидуальную молитву. Пятничный намаз обязателен только для мужчин.
В отличие от обычной коллективной молитвы пятничной молитве предшествуют 2 проповеди хутбы , к-рые произносятся имамом с минбара кафедры. Перед началом молитвы звучат 2 призыва - азан и икама, возвещаемые муэдзином с минарета мечети. Считается, что азан - призыв на молитву, установленный Мухаммадом в 1-й год пребывания в Медине. Муэдзин поднимается на минарет, поворачивается лицом в сторону киблы Мекки и, держась за мочки ушей большими и указательными пальцами, нараспев читает азан на араб. Спешите к молитве!
Нет божества, кроме Аллаха! После окончания азана следует икама - 2-й призыв на молитву, к-рый полностью повторяет азан и добавляет к нему слова: «Молитва началась! Пятничная молитва в мечети для женщин обязательной не является. Обязательная милостыня аз-закят - это передача мусульманами части своих средств тем единоверцам, кто в них нуждаются. В аяте 43 суры II «Корова» говорится: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися».
Согласно 60-му аяту суры IX «Покаяние», закят предназначается для бедных, нищих, сборщиков закята, не получающих за это зарплату, рабов заключивших с хозяином договор на выплату или отработку за определенную сумму , должников не располагающих имуществом для погашения долгов , путешественников, оставшихся без средств к существованию, «стоящих на путях Аллаха», напр. Закят отличается от практики добровольных пожертвований садака тем, что он строго регламентирован. Для его уплаты мусульманин должен достигнуть половой зрелости, быть психически здоровым, лично свободным и не иметь долгов, равных его средствам или имуществу или превышающих их. Он должен как минимум год быть собственником средств имущества , превышающих его потребности. Шариатом устанавливается нисаб, единица измерения, согласно к-рой определяется необходимость выделения закята.
Для золота он составляет 82-85 г 20 мискалей , для серебра 595 г, их стоимость в денежном эквиваленте или товары соответствующей стоимости. Закят выплачивается также с акций и др. Согласно шариату, закят выплачивается только с тех животных, к-рые проводят большую часть года на пастбище. С животных, проводящих на пастбищах половину года и используемых для работы, закят не платится. Нисаб для верблюдов равен 5 животным, для коров - 30, для овец - 40.
Если мусульманин обладает различными видами имущества, но ни один из них не равен нисабу, то он должен сложить их стоимость, и если она равна нисабу или превосходит его, то закят должен быть выплачен Адыгамов. Мусульмане считают, что Аллах доверил человеку распоряжаться своим имуществом, но делать это человек должен так, как повелит ему Всевышний. Имущество, с к-рого платится закят, освящается и возрастает. Выплата закята должна в какой-то мере помогать перераспределять богатства в обществе и снимать социальную напряженность, поддерживать и укреплять мусульм. Не принимается закят с имущества, к-рое было нажито запретным путем - напр.
После того, как пост окончен, правоверный мусульманин должен внести представителю духовенства фитр — натуральное или денежное подношение. Частично это подношение позже распределяют среди бедных членов общины. Курбан-байрам — день жертвоприношений , который отмечается спустя семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связан с библейским преданием о пророке Ибрагиме Аврааме , который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила Исаака. В последние секунды Бог сжалился над ним и послал архангела Гавриила Джабраила с барашком, чем спас сына Ибрагиму. В память об этом дне мусульмане приносят жертву, то есть зарезают с чтением определенной молитвы овцу, корову, верблюда или коня. Мусульмане верят, что на спине животного, принесенного в жертву, они смогут попасть в рай.
Если же человек не будет приносить жертв, то он провалится в ад. Мирадж — праздник, посвященный памяти чудесного ночного путешетвия пророка Мухаммеда на коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесение на небо к престолу Аллаха, соблаговолившего его принять, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед произнес 99 тысяч слов.
Пытаясь разрешить своё недоумение по поводу этого многообразия религий, Мухаммед начал поиски истины о Боге. Поиски Мухаммеда В один из драматических моментов поисков Мухаммеда ему явился архангел Гавриил в пещере в горах недалеко от Мекки. Ангел вручил Мухаммеду пергамент, на котором было написано арабской вязью, и велел ему: «Читай! Поскольку Мухаммед не умел ни читать, ни писать, это казалось ему совершенно невозможным. Но на третий раз, когда Гавриил приказал Мухаммеду, он открыл первую главу суру Корана. В этот момент, в 610 году н.
В то время ему было 40 лет. В течение следующих 22 лет Коран открывался урывками, по частям, с различными «откровениями», написанными на всем, что было доступно в то время, когда пророк диктовал стихи Корана, например, на белых камнях, лопатках овец, рёбрах, коже, листьях и ветвях пальм. Рождение Корана Но среди сподвижников Пророка были те, кто запомнил многие из этих отрывков. Это стало важным, когда при халифе Усмане эти откровения стали декламировать те, кто их запомнил. Эти откровения были переведены на бумагу и собраны в то, что сегодня является Кораном. Когда Мухаммед начал провозглашать послание единого Бога, он столкнулся с оппозицией, а его последователи подверглись гонениям. Преследования стали настолько сильными, что он и небольшая община мусульман переселились в сельскохозяйственный оазис под названием Ятриб позже переименованный в Медину, сегодня это город в Саудовской Аравии в 622 году н. Это событие известно как хиджра, или хиджра «эмиграция».
Поскольку мусульмане продолжали подвергаться нападениям, последовали оборонительные сражения. Наконец, в 630 году н. Мухаммед триумфально вошёл в Мекку после её капитуляции. Ислам после Мухаммеда После смерти Пророка в 632 году н. Этот халифат сменялся различными династиями, наиболее известными из которых были династия Омейядов 661-750 гг.
По их учению, душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое. Хотя непонятно, какое наслаждение может быть в могиле. Перед концом мира исламский Иса вернется на землю, уничтожит христиан, женится и умрет в Медине. Заметим, что для нас данный персонаж исламской мифологии неотличим от антихриста, предсказанного в Библии. Появится антихрист Аль-Джадж. Наконец, ангел Исрафил затрубит в трубу, и все в мире умрет, а затем Аллах всех воскресит. Все люди предстанут перед Аллахом, и он будет судить их. Мусульманам представят их грехи, они признаются в них и будут прощены. Те, кто погиб на джихаде, войдут в рай, минуя суд. В судный день их раны раскроются, но вместо крови из них потечет мускус. Остальные должны будут перейти через мост ас-Сират, ведущий в рай. Праведники спокойно перейдут через него мусульмане верят, что переехать этот мост они смогут на жертвенном баране , а грешники в первую очередь немусульмане упадут в ад. Обитателей ада ожидает вечное мучение от огня, кипящего железа и сдирания кожи. Осуществлять пытку будут специальные ангелы. Но в конце концов все мусульмане ходатайством Мухаммеда будут выведены из ада. А праведники будут наслаждаться в райском саду множеством различных видов пищи, а также соитием с особыми существами — гуриями. При этом праведники будут наслаждаться созерцанием пыток немусульман. Это представление показывает дьявольскую жестокость исламского лжепророка. Но и в раю люди не будут видеть Бога по одному из хадисов, Аллах будет видим в раю, как луна в облачную ночь и навсегда останутся рабами. Сама возможность усыновления отвергается исламом как злейшая ересь. Очевидно, что и такое представление является грубейшим искажением Откровения. Главное, на что надеялись и ветхозаветные пророки и святые христианства— соединение с Творцом, — объявляется совершенно невозможным. На наш взгляд, исламский рай вполне может быть одним из отделений настоящего ада. Ведь некоторые святые видели, что развратники после смерти пребывают в состоянии постоянного блуда, вызывающего у них самих отвращение. То, что Мухаммед описывал как идеал, встречается уже на земле как различные формы беснования. В «Достопамятных сказаниях о жизни пустынных отцов» приводится случай, когда бесноватый мог съесть быка и оставался голодным в медицине такой феномен называется булемией. Чем не описание блаженства мусульман, имеющих на каждый день три миллиона перемен блюд, причем каждому из них дается сила все съесть. А нимфомания и факты нападения блудного беса идентичны ожидаемому совокуплению исламистов с 124 тысячами гурий на каждый день. Последний пункт веры мусульман — вера в предопределение — является, пожалуй, самым возмутительным пунктом их заблуждений. Согласно этой доктрине, сам Аллах является творцом всех поступков, как злых, так и добрых. Он дает силу убийце убить, прелюбодею — прелюбодействовать. Но при этом он же и накажет за это злодеяние. Неразрешимой является проблема согласования предопределения со свободной волей людей. Большую часть свободы мусульмане отвергают. Они утверждают, что от человека зависит только желание, а реализация его — от Аллаха. Но возникает вопрос: если Аллах творит все, то как и само желание может быть исключением? Сама доктрина предопределения является, пожалуй, одной из самых разлагающих для духовной жизни мусульман. Именно опираясь на нее мусульмане одобряют гибель во время терактов множества невинных людей. По сути, это учение является точным воспроизведением сатанинской лжи, прозвучавшей в раю. Ведь уже тогда Адам попытался объявить Бога источником греха. Итак, мы видим, что в области вероучения ислам радикально извращает Откровение. И, что самое опасное, он облекает сатанинские идеи в знакомые христианам слова, чтобы сходством оболочки привлечь людей во тьму смерти. Другие столпы ислама также отделяют его от религии Бога Творца. Второй столп: исполнение обряда поклонения — намаза — многими ошибочно считается аналогом христианской молитвы. Однако это совсем не так. В исламском богословии намаз — это строго регламентированный обряд обожествления Аллаха. Малейшее нарушение ритуала приводит к тому, что намаз считается недействительным. Аллаху не очень интересно состояние сердца молящегося может быть, потому, что он не знает сердец. Ведь ангелы не властны смотреть на мысли людей. Тут мы видим аналогию с идолопоклонством. И там и тут важнее ритуал, чем состояние сердца. Ты можешь не верить в идола, но обязан соблюсти ритуал. Третий столп — обязательный налог на бедных закят — часто путают с милостыней. Но это скорее ее противоположность. Во-первых, закят не бывает тайным, вопреки слову Господа. Во-вторых, подается закят только мусульманам или тем, кого можно при помощи денег привлечь к исламу. Мы знаем, что так же поступают и сектанты, делающие добрые дела ради проповеди своего заблуждения. Четвертый столп — хранение поста месяца Рамадан — также имеет мало общего с постом православных. Мало того что распространяется он только на светлое время суток. Он также не связан с борьбой со страстями, действующими внутри человека вообще неведомой мусульманам, кроме суфиев. Этот пост бесполезен для души, а часто и просто вреден, ибо порождает самоуверенность и гнев. Пятый столп — паломничество в Мекку хадж — вообще является пережитком язычества. Поклонение метеориту черному камню , ритуальные жертвы, кидание камнями в столбики с уверенностью, будто побиваешь сатану, — все это бессмысленный и суеверный ритуал. Не случайно во время хаджа каждый год погибает множество людей. Так враг издевается над своими несчастными жертвами. Если ветхозаветные обряды готовили людей к приходу Господа и возвещали Его спасение, то обряды хаджа, не основанные на Откровении, совершенно бессмысленны. Про человекоубийственную злобу дьявола, стоящую за этим повелением, мы скажем ниже. Таково православное отношение к тому, что объединяет подавляющее большинство мусульман мира. Мы видим, что нет практически ничего общего в вере между христианами и мусульманами. Под одним и тем же словом подразумеваются совершенно разные реальности. Поэтому все разговоры об «общих авраамических корнях», «двух путях к одному Богу» должны быть оставлены. Но перейдем к описанию тех особых течений ислама, которые есть в современном мире. Обиходный ислам тюркских народов Большая часть тюркских исламских народов России кроме азербайджанцев придерживаются суннитского направления ислама ханифитского мазхаба. Эта правовая школа допускает широкое использование обычного права, поэтому она легко приспосабливается к местным условиям. В начале XIX века возникло движение джадидизма, провозгласившее фактический отход от норм шариата. Признавая основные нормы ислама пять столпов и акида , они утверждают необязательным исполнение шариата и признают необходимость светского образования. Многие из них даже перешли к исполнению обряда намаза не на арабском, а на национальном языке. Это движение аналогично обновленчеству в Православии. Так возник «мягкий ислам», воспринявший во многом нормы западного гуманизма. Как к нему должно относиться христианам? Конечно, отрицательно. Ведь «мягкий ислам» разлагает само понятие абсолютной истины. Не случайно, что адепты этого течения чаще всего придерживаются концепции «все религии — путь к одной вершине». С этой точки зрения практически невозможно вести диалог. Все будет потоплено в мягкой вате соглашательства и пропаганды «терпимости». При этом, как замечали еще миссионеры XIX века, ислам среди татар, башкир или казахов настолько смешан с язычеством, что трудно отделить одно от другого. С другой стороны, на бытовой почве тюркский ислам испытал влияние и христианства. После советского правления эта ситуация еще усугубилась. Многие муллы почти не знают арабского языка. Все религиозность мусульман часто сводится к празднованиям исламских праздников и приглашению мулл на свадьбы и похороны.
Доклад: Ислам в современном мире
Все самое интересное и актуальное по теме "Ислам". Реферат на тему: «Ислам: возникновение и распространение». СОДЕРЖАНИЕ. Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Тема данной работы – «Развитие ислама в мире». Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. Исследуем историю формирования исламской цивилизации, роль ислама в современном мире, а также его влияние на различные области жизни.
Презентация, доклад на тему ИСЛАМ
Мотивация, степень радикализма и методы псевдосалафитов различаются. Попытки переговоров и втягивания «неофициальных» мусульман в мирные процессы предпринимались в различных регионах РФ в разное время и с разной степенью успешности. Эта партия была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме палестинским правоведом Таки аль-Дин Набхани 1909-1977. Сама партия позиционирует свою деятельность как «борьбу за установление исламского образа жизни и проведение исламского призыва в мир» [82].
В своих публичных заявлениях партия обычно отрицает насилие, это отличает «хизбутовцев». Но в то же время, идеология ХТ включает антикапитализм, антисионизм, антидемократизм и антивестернизм. Нередки и оправдательные мотивы в отношении террористов.
На территории России данное направление распространено, прежде всего, в Поволжье. Однако эта мера не привела к прекращению распространения взглядов партии в России, особенно в Волжском регионе. С начала 1990-х годов последователи проповедников турецкого происхождения Саида Нурси 1878-1960 гг.
В мае 2007 года Коптевский суд Москвы признал некоторые русские переводы сочинения Саида Нурси «Рисале-и-Нур» экстремистскими, содержащими пропаганду религиозной исключительности [83]. В 2008 году деятельность движения нурсистов в России была запрещена решением Верховного Суда РФ по иску Генеральной прокуратуры, поддержанной Министерством юстиции и Федеральной службой безопасности [84]. Деятельность «Таблиги Джамаат» «Общества по распространению веры» в России не слишком заметна, в отличие от салафитов, Хизб ут-Тахрир или нео-нурсистов.
Это религиозное течение в исламе возникло в 1927 году в британской Индии, благодаря деятельности Мухаммеда Ильяса Кандехлеви 1885-1944 гг. Изначальной целью движения было возвращение мусульман Индии к «истинной вере», отрыв от влияния европейцев и секуляризации. В отличие от салафитов или «хизбутовцев», «таблиговцы» работают, как правило, с мусульманской средой, не занимаясь распространением своих взглядов среди немусульман.
Многие авторы обращают внимание на то, что, несмотря на декларируемую аполитичность и сосредоточенность на морально-этических практиках, апелляция к «истинной» и «правильной вере» исподволь формирует у членов ТД экстремистские взгляды. Отсюда взгляд на «таблиговцев» как «подготовительный класс» для радикалов [85]. Как бы то ни было, а среди части российских мусульман политика властей ко всем вышеобозначенным структурам воспринимается неоднозначно, а порой и как излишне и необоснованно запретительная.
Как следствие, попытки представить действия исполнительной, судебной власти, правоохранительной системы в отношении активистов ХТ, салафитов или «таблиговцев» как проявления государственной исламофобии [86]. И эти оценки требуют качественной реакции со стороны официальных муфтиятов. Наиболее активно этот сюжет раздувается в западных СМИ в крымском контексте, так как после перехода Крыма под российскую юрисдикцию законы РФ о запрете, например, ХТ были распространены и на территорию полуострова.
Упускается сознательно из виду тот факт, что муфтий Крыма Эмирали Аблаев разделяет позицию российского исламского духовенства и властей по поводу необходимости сдерживания религиозного радикализма и проникновения зарубежных проповедников, распространяющих чуждые идеологии и спекулирующих ценностями ислама. Муфтий Крыма вместе с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем в свое время осудил блокаду полуострова, организованную националистическим «Меджлисом» [87]. Он также выступает за возвращение всех культовых объектов мусульман Крыма, а также объектов культурного наследия.
За период его работы в ДУМК было возвращено около 80 культовых объектов мусульман, построено более 60 мечетей, а также открыты 3 медресе. В феврале 2018 года он выступил с призывом к крымским татарам, принять участие в выборах Президента РФ 18 марта 2018 года. Вместе с Русланом Бальбеком депутатом Госдумы России, также крымским татарином по национальности муфтий поддержал строительство мечети в Симферополе, которая будет открыта в апреле 2020 года [88].
Судебные решения по запрету ношения хиджабов Ношение религиозной одежды является одной из наиболее актуальных проблем не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации, характеризующейся поликонфессиональным составом. Так, в России, как и в ряде европейских стран, совершаются попытки разрешить данную ситуацию на законодательном уровне. Одним из актуальных в наши дни вопросов является ношение хиджаба в образовательных учреждениях.
Несмотря на то, что в Европе данный вопрос получил огласку намного раньше, чем в России, четких путей решения выявлено не было. В соответствии с 28 статьей Конституции РФ, гарантируются «свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [90]. Данное положение также подкрепляется и Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [91].
Попытки осуществления вышеизложенных принципов демократического государства на деле привели к тому, что такой, казалось бы, простой, обычный предмет гардероба, как платок, стал инструментом в споре представителей светского и религиозного дискурса. Первая дискуссия на данный счет зародилась лишь в начале 2000 годов, когда заговорили о праве фотографироваться в платках на документы. Решением по данному вопросу явился то факт, что в 2003 году Верховный Суд РФ предоставил возможность российским мусульманкам не обнажать голову для фотографии на паспорт.
В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба исламского женского головного платка в учебных заведениях. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года с поправками от 4 июня 2014 года , в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы, определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов.
В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым «внешний вид и одежда учащихся... Если же ношение религиозной одежды или атрибутов является принципиально важным для ребенка или родителей, в таком случае им предоставляется на выбор несколько видов образования: семейное, очно-заочное, заочное и экстернат, либо перевести ребенка в частную школу. Начиная с 2012 года, имели место несколько конфликтных ситуаций, связанных с религиозным дресс-кодом.
Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением. Вскоре после этого правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах.
Следует отметить, что в октябре 2012 года Президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции заявил: «Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе — у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить» [93].
В 2013 году Верховный Суд рассматривал обращение граждан из Ставропольского края, которые требовали разрешить их дочерям посещать школу в хиджабах, отменив ранее введенный запрет на местном уровне. Сторонники запрета возражали — Россия является светским государством, и образование в ней носит светский характер, и ограничение на публичную демонстрацию религиозных атрибутов любой конфессии не может нарушать чьих-либо прав. Противники апеллировали к религиозной идентичности и возможности реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, что предполагает и определенные правила ношения одежды.
Высшая судебная инстанция в РФ в 2013 году отклонила жалобу на запрет, а, спустя два года, подтвердила свое решение по аналогичному обращению, поступившему из Мордовии. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. Руководство Мордовии при этом апеллировало к опыту села Белозерье, выходцы из которого были замечены в отрядах запрещенного в России «Исламского государства» в Сирии.
В дискуссии приняли участие правозащитники, юристы, представители различных российских конфессиональных объединений. Непосредственным поводом для этого обсуждения стало обращение жителей Мордовии в связи с обозначенным выше решением республиканского правительства. Председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин в своем выступлении особо подчеркнул: «Если нам дорог межрелигиозный мир, то нам нужно проявлять крайнюю осторожность, сочувствие и понимание.
И нам необходимо искать компромиссы, которые бы не нарушали и не ставили ни под какие сомнения фундаментальные основания и догматы религиозной принадлежности, а, с другой стороны, понимали специфику того пространства, куда приходят наши дети» [94]. Осенью 2016 года судом Саранска были заочно арестованы несколько участников террористической организации, являющихся жителями села Белозерье. Примерно в это же время в интернете появились фотографии «якобы сделанные в стенах школы, на которых несовершеннолетние мусульманки в хиджабах позируют с оружием и совершают намаз» [95].
В декабре 2016 года в школе Белозерья сменили директора она и педагогический коллектив также появлялись в хиджабах , а учителям и ученицам дали распоряжение — в хиджабах на занятиях не появляться [96]. За месяц из 20 учителей-мусульманок четверо практически сразу же написали заявление на увольнение, трое согласились отказаться от платков в стенах школы, 13 учителей продолжали ходить на работу в легких платках. Педагоги подали в суд, но так и не смогли добиться отмены запрета [97].
В январе 2017 года произошел обмен мнениями по этому поводу между главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым и министром образования РФ Ольгой Васильевой. В ходе своей пресс-конференции в Москве министр заявила, что поддерживает запрет на ношение хиджабов в российских школах: «Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, и я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение».
В ответ на выступление Васильевой Рамзан Кадыров заявил: «Конституцией РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» Глава 2, статья 28. Министр образования заявила о том, что этот вопрос был решен Конституционным Судом», но он данный вопрос не рассматривал и решение по нему не принимал! Выводы, основанные на несуществующем решении, должны быть признаны ошибочными и вводящими граждан России в заблуждение [98].
В итоге в Астраханской и Мурманской области региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие ученикам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе, закрывающую лицо». Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо».
В Башкортостане запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер. В марте 2017 года парламент Чечни принял поправки к закону, согласно которым учащимся позволяется носить одежду, которая отражает их религиозные убеждения. Этот факт необходимо будет учитывать руководству школ и вузов, когда они будут устанавливать требования к форме одежды.
Тем не менее, запреты на ношение хиджабов продолжаются до сих пор. В мае 2019 года прокуратура Октябрьского района города Пензы внесла представления директорам 20 школ города, в которых не было запрещено ношение хиджабов и другой религиозной одежды. Она отметила, что запрет ношения религиозной одежды должен быть официально закреплен в «положении о школьной форме» каждой школы и соблюдение этого должно строго соблюдаться [99].
Более того,12 должностных лиц образовательных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности [100]. Месяцем ранее в Казани преподавателей школ попросили предоставить в полицию информацию о семьях, придерживающихся «строгих религиозных убеждений». Известный казанский адвокат Руслан Нагиев опубликовал фотографию документа, в котором говорится следующее: «Просим вас отразить в характеризующем материале, с какого времени несовершеннолетний семья придерживается строгих религиозных убеждений с какого времени начал и носить хиджаб».
На своей странице в социальных сетях Нагиев прокомментировал документ следующим образом: «Грубо нарушены конституционные права на свободу совести и вероисповедания. Незаконно ведется сбор личных данных и сведений о личной жизни без согласия родителей детей. Налицо дискриминация по религиозному признаку» [101].
По сообщению издания «Новый Омск», право ношения хиджаба во время учебных занятий в Кировском районном суде отстаивает Алина Наврузова, студентка 3-го курса Омского областного медицинского колледжа. Руководство колледжа, ссылаясь на устав образовательного учреждения, запретило носить хиджаб [102]. Таким образом, вопрос о ношении хиджаба у образовательных учреждений де-факто не был решен на универсальной основе.
Субъекты Федерации получили возможность самостоятельно выбирать приоритеты: светскость или региональные особенности с учетом религиозного фактора. И в этом плане доминирование мусульман в численном составе населения не играло определяющей роли примеры Чечни, Татарстана и Башкортостана дают различные модели. В РФ как в демократическом, поликонфессиональном государстве неизбежно возникают ситуации, имеющие отношение к границам и защите свобод проявления религиозных убеждений.
Ношение религиозной одежды является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой не является универсальным и регулирование которой должно зависеть не только от конкретного государства, но иногда и от определенного региона. Проблема ношения мусульманских платков в стенах образовательного учреждения вновь и вновь оказывается в центре общественного внимания. Одним из факторов урегулирования данного вопроса является правовая традиция и исторический опыт каждого государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет федерального закона, четко регулирующего данный вопрос, вследствие чего остается возможность возобновления конфликтов на почве ношения хиджаба в светских школах. Права мусульман в сфере паломничества хаджа В 2017 году 350 мусульман застряли в аэропорту Домодедово в ожидании вылета для совершения хаджа. Пострадали клиенты двух компаний — «Урал Сервис» и «Тюльпан тревел».
Несколько десятков человек, жители Челябинской области, в Москве с 12 августа. Турфирма обещала отправить их 14 числа, потом начала «кормить завтраками» и вовсе исчезла. Большинство хаджиев — пожилые люди, которые не могут постоять за себя и боятся придавать огласке проблемы [103].
Аналогичные события повторились и 2018 г. Туристическая компания «Хадж-фонд», зарегистрированная в Набережных Челнах, не нашла для туристов квоты для въезда в Саудовскую Аравию [104]. Необходимо отметить, что после участившихся случаев нарушения прав мусульман, Хадж-миссия России выставляет усиленные требования ко всем участникам процесса организации паломничества.
Требует активно привлекать правоохранительные органы для пресечения незаконных действий со стороны недобросовестных физических и юридических лиц, направленных на незаконный сбор документов и денежных средств паломников, а также проводить широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации. С 2019 г. Каждый туроператор получает соответствующее его квоте количество сертификатов.
Теперь хадж может совершить только тот, кто получит индивидуальный сертификат паломника. Права мусульман в пенитенциарной системе В контексте соблюдения прав человека уже не первый год обсуждается вопрос о правах лиц, находящихся в местах лишения свободы. В этом видится залог укоренения в России демократических традиций, отказ от тяжелого наследия авторитаризма, когда пенитенциарная система де-факто рассматривалась, прежде всего, как система подавления и наказания.
Однако права верующих требуют к себе особого внимания. Понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация института соблюдения прав человека в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, позитивно влияет на исправление осужденных, обеспечивает ее неотчуждаемость для лиц, приговоренных к изоляции от общества. Религия как форма духовной культуры, способствует нравственному совершенствованию личности, поэтому она просто не заменима в работе с заключенными.
Отказ от этого ведет к значительной радикализации верующих, находящихся в местах лишения свободы, что чревато трансляцией экстремистских воззрений на группу сомневающихся, не определившихся с выбором дальнейших перспектив. Между тем, уже не первый год правозащитники и общественные активисты сталкиваются с проблемами нарушения прав верующих мусульман в пенитенциарной системе. Еще весной 2015 году появился обстоятельный доклад «О положении жителей Чеченской Республики и Республики Ингушетия в учреждениях пенитенциарной системы», подготовленный комитетом «Гражданское содействие».
Его авторы констатировали тогда, что положение в местах заключения жителей этих двух субъектов РФ имеет и свои особенности. Первое связано с общим негативным информационным фоном двух чеченских военных кампаний. Второе — с общим непониманием тех потребностей, которые связаны с исповеданием осужденными ислама, и, как следствие, их дискриминацией по религиозному и этническому признаку [105].
По истечении нескольких лет ситуация не изменилась кардинально в лучшую сторону. Так, 9 ноября 2019 года во время посещения колонии ИК-7 в Карелии Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова встретилась с двумя заключенными-мусульманами, которые пожаловались, что распорядок колонии не позволяет им молиться в предписанное время. И она заслуживает внимания.
Время молитв, которые должны проводиться по Корану, и то время, которое отводится по внутреннему распорядку, не совпадает. Мне кажется, что нужно с высшим духовным сообществом обсудить вместе с ФСИН возможности найти компромисс, чтобы люди могли молиться тогда, когда по Корану им нужно это делать», — резюмировала российский омбудсмен [106]. Выводы, к которым пришла Татьяна Москалькова, подтверждаются и другими примерами.
Бывший член Совета Федерации Рауф Арашуков, арестованный в рамках дела о хищении газа, в мае 2019 года сообщил о нарушении прав верующих в стенах СИЗО в части отсутствия доступа к халяльной пище. Об этом сообщил член Общественной наблюдательной комиссии ОНК Александр Ионов, который посетил в следственном изоляторе отца и сына Арашуковых. По словам собеседника издания, сенатор в беседе с ним признался, что если бы знал о порядках в СИЗО, то «вносил бы совсем другие законы».
Арашуков-младший рассказал, что арестанты лишены доступа как к пище, соответствующей требованиям ислама, так и к рыбе, которой мусульмане зачастую заменяют мясо в отсутствии халяля [107]. В июле 2019 года представитель Общественной наблюдательной комиссии в Кабардино-Балкарии обратился к омбудсмену в Омской области после жалобы на нарушения прав заключенного Рустама Миссирова. Управление ФСИН отреагировало на жалобу и направило ее следователям.
И эти условия стали активно реализовываться усилиями фундаменталистов, число которых с каждым годом растет, а их действия — по меньшей мере в ряде стран, как, например, в Алжире, — принимают все более откровенный экстремистский характер. В том же Алжире банды вырезают целые деревни. Кровь невинных людей льется во имя того, чтобы устрашить остальных и заставить их стать на сторону экстремистски настроенных фундаменталистов. Если прибавить к этому те фундаменталистские установки, с которыми идут к власти в современном Афганистане талибы, то общая картина станет еще более тревожной. И далеко не случайно некоторые современные политологи, смотря в недалекое будущее, видят едва ли не основные конфликты следующего века в войне цивилизаций: в столкновении Запада с миром ислама. И для таких мрачных прогнозов есть достаточно весомые основания. Ислам, следует признать, наиболее сильная из религий мира. Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политического администрирования, социальную структуру, культуру и быт правоверных.
Анализ ключевых событий, фигур и течений в истории ислама. Контент доступен только автору оплаченного проекта Современное состояние ислама в мире В данном разделе рассматривается текущее положение ислама в мировом контексте. Анализ особенностей современного исламского мира, его распространение, влияние и вызовы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Исламские течения и направления сегодня Исследование различных течений и направлений ислама в современном мире. Анализ их идеологий, практик, влияния на общество и политику. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и современные вызовы Раздел посвящен анализу вызовов, с которыми сталкивается ислам в современном мире. Обсуждение проблем, связанных с адаптацией религии к современным реалиям. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и политика: взаимодействие и влияние Исследование взаимодействия и влияния ислама на политические процессы в различных странах мира.
Анализ политических движений и партий с исламской идеологией.
Отпечаток, наложенный исламской культурой на современную геополитическую карту мира, огромен. Оставаясь по большей части в пределах Африки и Евразии, господство ислама простирается от Атлантики до Тихого океана, охватывая при этом и богатейшие и беднейшие страны мира, самые плодородные и многонаселенные вкупе с самыми разоренными и бедствующими. Практически во всех странах мира теперь присутствует мусульманское сообщество, поэтому нельзя более провести границу между "Территорией ислама" и "Территорией войны". Традиционный шариат, положения которого разрабатывались в ходе триумфальной экспансии ислама, не предусматривал вероятности постоянного наличия мусульманских общин на неисламских территориях. Ныне эти общины сталкиваются с трудными проблемами. Как истому мусульманину выполнять требования гражданского законодательства, которые входят в противоречие с шариатом? Могут ли мусульмане участвовать в политических движениях?
Имеет ли приверженность к исламу приоритет в отношении с лояльностью к государству? Должны ли мусульмане ассимилироваться среди подавляющей части населения или же оставаться отдельным сословием? Где пролегают границы терпимости в отношении остального сообщества? Впервые многие из таких вопросов возникли при зарождении светских режимов в самом мусульманском обществе, но в ходе событий 11 сентября 2001 г. Ведь надо учесть, как долго проживали в США и планировали свои деяния мусульманские террористы, захватившие четыре авиалайнера и обрушившие их на Центр международной торговли в Нью-Йорке и Пентагон. Не существует сомнения в том, что мусульмане всего мира продолжат формулировать свой отклик на вызов глобализации изнутри своего исторического наследия, бывшего столь созидательным и живым в прошлом.
Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"
Убив принявшего ислам местного правителя, и изгнав назначенных Мухаммадом чиновников, Аль-Анси вступил в военно-идеологическое противостояние с исламом, закончившееся тем, что за несколько дней до смерти самого Мухаммада. Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Ислам в России. В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления. Резкое возрастание политической роли ислама, усиление международного влияния исламских движений, тем не менее, не принесли спокойствия в политическую жизнь мусульманских государств. Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись, начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э. Средневековая европейская цивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскими империями.
ислам – последние новости
Началась ли история Ислама с Измаила, сына Авраама? Ответ: Краткая история возникновения Ислама История возникновения Ислама берет свое начало от Мухаммеда, члена арабского племени курайшитов. Мухаммед являлся реальным человеком, который жил с 570 по 632 г. Он утверждал, что получил откровение от архангела Гавриила в 610 г.
Его движение начиналось медленно, но когда он переехал в Медину, оно стал набирать обороты. Позже, Мухаммед вернулся и завоевал Мекку. После его смерти его войска покорили большую часть Аравийского полуострова.
Благодаря физической силе и убеждениям Ислам распространился в Северной Африке и на Ближнем Востоке, достигнув Индии примерно в 11 веке.
Путин, выступая по телевидению 5 декабря 2001 г. Социально-культурные особенности ислама Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. Молодость ислама Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире Жизненность и гибкость мусульманской религии Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том. Тотальность ислама Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
Простота и доступность этой религии Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.
Мусульман России призвали быть бдительными во время Ураза-байрам 16:15, 9 апр 2024 Мусульманам России следует соблюдать бдительность во время празднования Ид аль-Фитр. Ураза-байрам в 2024 году наступит в среду 10 апреля. Месяц Шавваль 2024: что это, начало и конец, пост, намерение, достоинства 13:44, 9 апр 2024 Шавваль — это 10-й месяц мусульманского календаря, на него приходится Ураза-байрам и пост, который длится 6 дней. Что это такое, когда начинается и заканчивается месяц, какое намерение на пост Шавваль и в чем достоинства этого месяца? В Карачаевске к Ураза-байраму открылась новая мечеть 19:22, 8 апр 2024 Свои двери для прихожан сегодня открыла новая мечеть в Карачаевске — завершение ее строительства приурочили к окончанию мусульманского поста Рамадан. Мечеть небольшая — всего 100 кв м, она рассчитана на 70 верующих.
Пост после Рамадана: намерение, когда и как держать пост в месяц Шавваль 19:00, 8 апр 2024 После Рамадана и Ураза-байрам мусульмане могут держать пост в месяц Шавваль: он длится 6 дней, и награда за него велика. Расскажем о намерении, хадисах и награде, когда и как поститься, можно ли держать пост в месяц Шавваль в пятницу. Среда будет выходным в Карачаево-Черкесии из-за Ураза-байрама 15:10, 8 апр 2024 Уже в эту среду жители КЧР смогут не выйти на работу в связи с празднованием Ураза-байрама. Тем же, кто вынужден будет работать в этот день, предоставят другой день для отдыха. Махачкалинское "Динамо" организует ифтар для своих фанатов 3:34, 7 апр 2024 "Динамо" Махачкала и "Анжи Арена" организуют ифтар. Он пройдет перед матчем с "Енисеем". Сама игра запланирована на сегодня, 7 апреля. В дербентском парке Низами Гянджеви стартует масштабный ифтар 19:38, 6 апр 2024 В эти минуты в красивейшем парке Низами Гянджеви дагестанского Дербента стартует масштабный ифтар на более четырех тысяч человек, в котором примут участие дипломаты из девяти мусульманских государств.
Ураза байрам: 10 самых интересных фактов и традиций Ид аль-Фитр 23:00, 5 апр 2024 Ураза-байрам — один из основных и самых любимых праздников мусульман. Он знаменует завершение месяца поста Рамадан. Расскажем о 10 самых интересных особенностях и обычаях Ид аль-Фитр, или Праздника разговения.
Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" Сура 11,186-190. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна "священное предание" , состоящая из многочисленных рассказов хадисов о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.
Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари умер в 870 г. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем,. Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" полное название Сунны - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".
Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами имамами, муфтиями, муджатахидами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает". Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран.
К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. Фирманы, кануны. И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам.
В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку.
Становление ислама на территории России
Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). Тем не менее, ислам является религией меньшинства в Индии, большинство населения составляют индусы. Важной целью для каждого мусульманина было совершение поступков, направленных на искоренение язычества и утверждение ислама во всём мире. Во-вторых, подается закят только мусульманам или тем, кого можно при помощи денег привлечь к исламу. Есть сведения, что мекканцы злоупотребляли и тем, и другим, что отвлекало их от добросовестного выполнения религиозных обязанностей, когда там воцарился ислам: пьяный не способен надлежащим образом совершить намаз, а азартный игрок может о нем и вовсе забыть.
Ислам: самая молодая мировая религия
это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах. ИСЛАМ Третьей (самой поздней по времени возникновения) “мировой” религией является ислам, или мусульманство. Исследуем историю формирования исламской цивилизации, роль ислама в современном мире, а также его влияние на различные области жизни.