Главный редактор «Афиши Daily» Трифон Бебутов обсудил с экономистом и деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном. Александру Аузану, члену экономического совета при президенте России и экспертного совета при правительстве, предстоит вместе с другими экспертами во главе с Алексеем Кудриным, председателем Центра ст. Смотрите онлайн видео «Александр Аузан, декан.
Экономист из МГУ счёл "путь Левши" спасительным для России
Такое мнение высказал доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в интервью телеканалу РБК. Александр Аузан, доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ, председатель правления Федерации креативных индустрий, в большом интервью «Снобу» рассказал, как связан экономический рост в стране с развитием культуры. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан заявил, что России не грозит цивилизационная изоляция. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает отношения между обществом и власти после голосования по изменению Конституции «социально-авторитарным контрактом». Экономический факультет Московского государственного университета имени сова. Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук.
Декан экономфака МГУ Аузан: При новой глобализации России поможет «путь Левши»
Может быть, от болезненных реформ 90-х годов» Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан отметил, что Россия сейчас не на первом месте в мире по качеству человеческого капитала и индексу человеческого развития. И связал это с тем, что «не хватает продолжительности жизни», а также с массовой эмиграцией россиян. Что те, кто уехал за последние два года, часть из них вернулась... Я благодарен российскому правительству, что в итоге мы их сохранили в российской налоговой системе. Потому что воспроизвести эти мозги чрезвычайно трудно, — говорит профессор. Вот до сих пор мы живем в этой ситуации, когда у нас люди лучше, а институты хуже, — считает Аузан. Если в начальной школе «дети отличаются умом» и Россия попадает в некую пятерку стран по образованию, то уже в средней школе падает на 32—38-е место.
Вот эту лестницу, ведущую вниз, я показывал трем министрам образования последовательно.
В учебниках процесс распределения заканчивается выдачей зарплаты, там не учитываются распределение ролей в семье. Аузан посвятил этому свою кандидатскую диссертацию. Именно шокирован, потому что мне страшно было стоять в очередях, поэтому я старался этого не делать, я всегда боялся, что мне нахамят.
И вот во мне сидело настолько прочно, что мне хотелось как ученому создать такую систему, которая работала бы против этих вещей. Она бы их каким-то образом отодвигала от человека, облегчала бы ему жизнь», — рассказывает профессор. С 1992 года Александр Александрович работает в Международной Конфедерации обществ потребителей. Эта организация стала инициатором множества дел о нарушении прав потребителей как против крупных компаний, работающих на российском рынке, в том числе Sony, Panasonic, Samsung, так и против государственных структур.
Культурный код — это некоторые ценности и поведенческие установки, которые влияют на экономические явления. Как на глобальном уровне — на уровне цивилизаций и наций, так и на уровне локальном — на поведенческие установки граждан. Лучшая модель для декодирования сформулирована голландским социологом Гертом Хофстеде. В исследовании социолога всего шесть характеристик: индивидуализм — коллективизм, маскулинность — феминность в зависимости от того, натиском или гибкостью вы пытаетесь решить задачу , дистанция власти оценивается отношение к власти как к чему-то сакральному либо как к деловому партнеру , фактор избегания неопределенности — очень важная характеристика, это отношение людей к будущему.
И последняя характеристика — терпимость: готовность — неготовность примириться с теми или иными обстоятельствами. Сейчас за нашей спиной уже 30 лет исследований по этому вопросу, полевая социология, анализ различных моделей культуры, эксперименты. В целом культурные коды, портреты большинства цивилизаций и наций мы себе представляем. Можно ли изменить культурный код народа какими-то специальными усилиями и как это отразится на экономике страны?
Сначала отвечу про смену культурного кода. Есть интересная работа, которую написал экономист Альберто Алесина. Он изучал, что происходит с восточными и западными немцами после объединения Германии в 1990 году, какие случились изменения, как быстро, каким темпом представители разных субкультур сближаются. Это исследование, изложенное в работе Good bye Lenin or Not?
А конечный, сформировавшийся результат можно увидеть за 40 лет. Этот же срок, кстати, сообщала нам Библия: Моисей именно 40 лет водил по пустыне свой народ, чтобы избавить от воспоминаний о рабстве. Таким образом, сроки целенаправленного изменения паттернов — одно поколение. При этом, если не предпринимать специальных усилий для изменений, какие-то характеристики могут сохраняться веками и тысячелетиями.
И это тоже можно отследить? Тут приведу пример из лекции, прочитанной на нашем факультете, итало-американским экономистом Альберто Бизином. В XIV веке в Италии свирепствовала чума. Люди в те времена по-разному объясняли себе происходящее и, соответственно, демонстрировали разные реакции.
В городах и деревнях, где считали, что чумной яд разносят евреи, на евреев были гонения, а в других городах полагали, что чума — это кара Господня за людские грехи и евреи тут совершенно ни при чем. Проходит 600 лет. Вторая мировая война. Италия оккупирована нацистами, которые пришли «окончательно решать еврейский вопрос».
Так вот, в тех деревнях и городах, где в XIV веке обвиняли евреев в распространении чумного яда, в XX веке их выдавали нацистам — а в остальных регионах прятали от немцев и помогали спастись. Бизин говорит, что это ярко демонстрирует «длину культурной волны», она может быть огромной: 600 лет. И Средневековье может проявляться в современном мире совершенно неожиданно. Теперь о том, можно ли целенаправленно изменить культурный код.
При этом действовать нужно очень деликатно. Давайте рассмотрим яркий пример целенаправленного изменения культурного кода страны. В конце XIX века Япония — закрытая, слабая, отсталая, умирающая восточная страна. Ее заставили открыться миру, чтобы европейские державы получили доступ к японскому рынку.
Прошли реформы Мэйдзи — японцы приняли абсолютно новые культурные установки, попробовали стать англичанами: стали носить цилиндры, читать Дарвина и Локка. Дало ли это результат? И кстати, Россия, наши предки, первыми этот результат почувствовали, потому что никому не известная восточная страна в военно-морском сражении под Цусимой в 1905 году разбила знаменитый российский флот.
С 2002 года по настоящее время занимает должность заведующего кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ имени М. Имеет многолетний практический опыт в консультировании национальных и региональных правительств. Участвовал в разработке стратегий социально-экономического развития Российской Федерации: «Стратегии-2010», «Стратегии-2020», «Стратегии 2018-2024». Читает на экономическом факультете МГУ им М. Ломоносова курс «Новая институциональная экономическая теория», ведёт научный семинар магистров.
Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации РФ продвинет эффект Левши
Экономист рассказал, что поможет России при новой глобализации | Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает отношения между обществом и власти после голосования по изменению Конституции «социально-авторитарным контрактом». |
Александр Аузан — узнай главное на ПостНауке | Об этом «Правмиру» рассказал российский экономист, специалист по институциональной экономике и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. |
Декан МГУ, экономист Александр Аузан представил на «Красной площади» свою книгу
- Анастасия Трошкина
- Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ: «В России начинается когнитивный диссонанс»
- Александр Аузан — шаман обанкротившегося либерализма
- Александр Аузан
- «Социально-авторитарный контракт»: экономист из МГУ описал Россию при новой Конституции
- Правила комментирования
Экономист рассказал, что поможет России стать лидером глобализации
- А. Аузан: Мобилизация в сентябре это снаряд в ту же воронку
- Торжественное вручение дипломов МВА и лекция декана ЭФ МГУ Аузана А.А.
- Необходимая защита
- Экономист МГУ раскрыл, как Россия победит изоляцию Запада
- Декан экономфака МГУ назвал главную угрозу 2024 года
- Экономист заявил о начале «великой революции» в США | Аргументы и Факты
Председателем правления Федерации креативных индустрий избрали Александра Аузана
Александр Александрович Аузан – известный публицист, доктор экономических наук, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики и декан экономического факультета МГУ. Давным-давно в интервью «КП» декан экономического факультета МГУ Александр Аузан очень хорошо описал российскую ментальность. Об этом заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Декан экономического факультета МГУ поделился прогнозом о том, что нас ждет после пандемии. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук.
Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации РФ продвинет эффект Левши
Она бы их каким-то образом отодвигала от человека, облегчала бы ему жизнь», — рассказывает профессор. С 1992 года Александр Александрович работает в Международной Конфедерации обществ потребителей. Эта организация стала инициатором множества дел о нарушении прав потребителей как против крупных компаний, работающих на российском рынке, в том числе Sony, Panasonic, Samsung, так и против государственных структур. Экономист рассказывает, что в начале девяностых людям приходилось по нескольку раз ремонтировать, например, продукцию компании Samsung, прежде чем им позволяли заменить товар или возвращали деньги. После информационной войны глава европейской сети Sony был вынужден подписать мировое соглашение, после чего так же поступили и другие компании. Международная Конфедерация обществ потребителей также выиграла суд против правительства Москвы по поводу эвакуаторов и блокираторов. Александр Аузан входит в состав Экономического совета при Президенте России.
При этом Аузан уверен, что у цифровизации есть предел. Образовался офлайн и онлайн.
Конечно, онлайн — прекрасное средство демократизации образования, когда можно послушать лекции и стэнфордского профессого, и оксфордского, и из Сорбонны. Очень здорово! Но офлайн несет другую силу — это театр, где есть энергетика, разговоры в коридоре. В Coursera вы этого не найдете. Кинематограф не убил театр, а превратил его в элитное, довольно дорогостоящее и размножающееся развлечение, даже занятие, очень важное. Две руки: онлайн заведует демократизацией, а офлайн — углублением и комплексностью понимания. Они будут приходить в равновесие, конкурируя и сменяя друг друга.
Ее заставили открыться миру, чтобы европейские державы получили доступ к японскому рынку. Прошли реформы Мэйдзи — японцы приняли абсолютно новые культурные установки, попробовали стать англичанами: стали носить цилиндры, читать Дарвина и Локка. Дало ли это результат?
И кстати, Россия, наши предки, первыми этот результат почувствовали, потому что никому не известная восточная страна в военно-морском сражении под Цусимой в 1905 году разбила знаменитый российский флот. После поражения во Второй мировой войне, после еще одной волны вестернизации произошло так называемое японское экономическое чудо. Но потом пошло торможение, некоторые исследователи объясняют это тем, что культурный код страны был поврежден. И именно отсюда высокий уровень самоубийств среди населения, нежелание молодежи работать и так далее. По этой версии, японцы фактически заплатили за экономический успех слишком высокую цену — они сломали свою идентичность. Мы знаем, как они преобразовывали культурные коды, как они их использовали и меняли. Мы знаем, что всюду рос индивидуализм, снижалась дистанция власти, снижалось избегание неопределенности. В ходе длинных реформ и преобразований, которые мы теперь называем Восточноазиатской модернизацией, процесс проходил успешно. И тут важно уточнить: почему успешно? Я и мои коллеги по экономическому факультету Института национальных проектов делали в 2012 году доклад о культурной модернизации в ходе «восточноазиатского скачка».
Главным моментом нашего доклада был тезис: не столько важно то, что страны меняли в ходе реформ, сколько важно, что они оставляли, выбирали внутри своей культуры, чтобы опереться. Они не сносили целиком идентичность, а убирали то, что мешает развитию, при этом оставляя и используя какие-то важные для своего народа характеристики. Можете привести пример? Давайте возьмем Южную Корею — это самый, может быть, красивый пример. Весь мир сейчас знает об успехах Samsung, крупнейшего конкурента Apple. Этот успех закладывался в очень странной конструкции, когда в 1950-е годы в Южной Корее стали создавать чеболи — крупные машиностроительные концерны на базе — внимание! Не отказываться от традиционного уклада, не ломать его оказалось чрезвычайно правильным решением. Работники этой семьи-предприятия понимали, кто старший, кто авторитет, кто кому должен подчиняться. В итоге: низкие трансакционные издержки, хороший экономический результат. Мы говорили выше, что во время реформ самое важное — опираться на что-то значимое для нации.
В Южной Корее это были поведенческие установки, привычка населения к рисоводству: культура, которая требует точного соблюдения правил, следованию многовековым традициям и определенным инструкциям. Корейским крестьянам во времена реформирования объяснили, что в машиностроении все так же: вам просто надо следовать инструкции, делать последовательно первое, второе, третье, двадцать четвертое, и у вас все получится. Им такой подход был близок, и все действительно получилось. Опираясь на традиционную культуру, получили заметный экономический рывок? Знаете, какой еще важный шаг сделал Samsung после кризиса 1997 года? Он обязал всех своих инженеров снять галстуки и получить образование в сфере искусства. Это и стало условием последующих прорывов. РФ, много и подробно обсуждали взаимосвязь культурного развития государства и его экономики. Расскажите, какие детали, особенности культуры страны влияют на развитие экономики государства в первую очередь? В своей книге «Культурные коды экономики» я рассказываю о нескольких важных кодах, или законах, которые связывают ценности, поведенческие установки с экономикой.
Первый состоит в том, что самого высокого результата в уровне валового продукта на душу населения достигают страны, жители которых стремятся к самореализации и относятся к религии как к частному делу человека. Второй код, который мне кажется наиболее интересным и важным, связан с конкурентными специализациями стран.
В начале XXI века тоже был один из максимумов, но после кризиса 2008-2009 годов начался "отлив глобализации": попытки 20-ки некоторый эффект имели, но серьезных результатов не дали. С 2014 года "отлив" стал заметнее, в 2018 году в ходе торговой войны США и Китая он стал стремительным. Удар от пандемии Covid-19.
Но никаких попыток реального объединения не было. Поэтому мы продолжаем жить в "отливе глобализации". Глобализация идет вниз, международная торговля будет восстанавливаться медленнее национальных экономик, возникнут региональные блоки, торговые войны. Потом глобализация снова пойдет вверх. На это повлияют две силы — сила экономической интеграции и сила культурной дистанции.
Вторая много изучается в последнее время, и я считаю ее чрезвычайно важной. Культура стала для экономистов изучаемым явлением, социокультурная экономика очень точная наука. Мы теперь можем говорить о профиле культуры, о дистанциях между культурами. И попытки скоординировать очень разнородные культуры приводят к "отливам глобализации". Шок как способ выбрать новую траекторию "Я считаю, что если мы хотим правильно ответить на удар этого цивилизационного кризиса, если страна хочет выйти из колеи — из той траектории, которая ее по тем или иным причинам не устраивает, надо делать серьезные налоговые реформы, — делится мнением декан экономического факультета МГУ.
Каждый выбирает для себя. Колея образуется из-за резонанса культуры и формально сделанных государством институтов. Вы пытаетесь поменять институты — культура начинает тормозить этот процесс, потому что люди привыкли жить в определенных ценностях и понятиях. Вы пытаетесь образованием поменять культуру — вмешиваются старые государственные институты и говорят: стоп нельзя так делать. Обычно выход из колеи — это очень длинные реформы.
Когда случается удар, есть возможность быстрых изменений. Что такое "великая пауза"? Два-три месяца 3 млрд человек в мире сидели на самоизоляции в карантине. Что в головах происходило? Сейчас увидим.
Мы понимаем, что это серьезные изменения. То, что происходит сейчас в США и потрясает многих, это отчасти последствия этих размышлений. Они привели к выводу, что этот мир устроен несправедливо, мы его будем громить. На мой взгляд, могут быть и революционные последствия. Когда люди отрицают свою историю — это верный признак революции.
Сейчас у каждой страны появляется шанс выбрать траекторию заново. Ситуация удара, цивилизационного кризиса позволяет это сделать. В какую сторону пойдем? Мне не хотелось бы идти в ту сторону, в которую толкает революционный импульс". Цифровые платформы будут доминировать "Инклюзивные институты — это действительно ключевой вопрос, — продолжает Александр Аузан.
Развиваются все, но некоторые — на околоземной орбите, а некоторые уходят вперед и вперед. Причем дело не в годовых темпах, а в многолетних, потому что вопрос не в том, как быстро вы растете, а в том, как глубоко падаете во время кризиса. Инклюзивные институты — это амортизационная подушка, если она у вас есть, то вы и растете инновационно, и падаете неглубоко. В постковидной экономике будет быстрее нарастать доминирование цифровых платформ. Это институты, причем необычные.
Они растут не снизу, как традиции или неформальные конвенции и т. При этом фактически у каждого из них есть многомилионное цифровое гражданство, свое "правительство" — агрегатор, свои рынки, входы и выходы, на них не действует, как на остальных, антимонопольная политика, лицензирование, стандартизация. И там намного выше уровень взаимного доверия.
Анастасия Трошкина
- Газеты пишут о потере Россией человеческого капитала
- Автор: Аузан Александр Александрович | новинки 2024 | книжный интернет-магазин Лабиринт
- Александр Аузан: спецоперация поднимет уровень жизни в России
- Зачем экономике культура
- В РАНХиГС впервые в истории сменился ректор
- Александр Аузан: «Все растет из персональных данных, как из земли» -
Александр Аузан: В России «две страны в одной»
Александр Аузан: как изменились НКО за 30 лет | Александр Александрович Аузан — декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор экономических наук, создатель и руководитель кафедры прикладной институциональной экономики, научный руководитель Института национальных проектов. |
Александр Аузан: «В этом мире нет совершенства, зато в нем есть разнообразие» | В очередном выпуске "Белой студии" – декан экономического факультета МГУ, профессор, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики Александр Аузан. |
Декан МГУ о преодолении локальных изменений и комплексной трансформации: Эффект колеи
Закончил экономический факультет МГУ, имеет степень доктора экономических наук. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан назвал главную угрозу для экономики нашей страны. ФАН изучил деятельность декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, насаждающего будущим поколениям российских экономистов импортированные из США теории. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал председателем правления Федерации креативных индустрий.
«Наш рынок был отрезан от мирового, но при этом остался рынком» — экономист Александр Аузан
Экономист рассказал, что поможет России при новой глобализации | Декан экономфака МГУ Аузан заявил о формировании экономического парадокса в России. |
Александр Аузан: «Мы столкнулись с очень тяжёлым ущербом, который ещё не осознали» | Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. |
Газеты пишут о потере Россией человеческого капитала | Об этом «Правмиру» рассказал российский экономист, специалист по институциональной экономике и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. |
Декан МГУ о преодолении локальных изменений и комплексной трансформации: Эффект колеи | Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан во время сессии "Развитие предпринимательского образования" в рамках XXIV ПМЭФ. |
Декан экономфака МГУ Аузан назвал "эффект Левши" шансом для РФ при новой глобализации | Таким мнением поделился с журналистами декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. |
Председателем правления Федерации креативных индустрий избрали Александра Аузана
В рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Александр Аузан. Декан экономфака МГУ Александр Аузан и научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов обсудят, за какие невыученные уроки наказывает история и что мешает проведению реформ. Описание: Декан Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александр Аузан во время седьмого Московского финансового форума в Центральном выставочном зале «Манеж». Биография российского экономиста и декана экономического факультета МГУ Александра Аузана: карьера, написание книги «Экономика всего», научная деятельность, публицистика и лекции. Александр Аузан — все новости о персоне на сайте издания В Москве продолжается пятый Форум социальных инноваций регионов. Таким мнением поделился с журналистами декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.