Спектр причин возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде весьма широк. Проблемы в семейном, образовательном процессах также являются существенной причиной распространения молодежного экстремизма.
Похожие статьи
- Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
- Экстремизм | Военная аналитика
- Работа сайта временно приостановлена
- Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты
ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности. Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько. Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и морального сознания граждан, ухудшение качества образования, социально-экономические кризисы. Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс).
Портал правительства Москвы
Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. политические факторы. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы.
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
Опасность экстремизма в современном мире | Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций. |
Уголовное право. | Аннотация: В представленной статье рассматривается экстремизм как социально-опасное явление, разные подходы к определению данного термина, формы и причины экстремисткой деятельности. |
Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами | Основные причины возникновения и распространения экстремизма и влияние угроз экстремистского характера. |
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и. Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. Одним из главных факторов возникновения и проявления экстремизма является нестабильность в социально-экономическом плане. Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские.
Статья — Религиозный экстремизм
По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие.
Вы точно человек?
В этих целях проведем сравнительный анализ таблица 1. Таблица позволяет понять, каким образом должна быть выстроена система противостояния — как правоохранительная, так государственная и общественно-политическая — деструктивным силам, осуществляющим против нашей страны агрессивную и подрывную деятельность. А как выглядят различия между этими терминами в рамках Вооруженных Сил России и других силовых структур? Ответ на этот вопрос тоже отразим в табличной форме таблица 2. Таблица показывает контуры системы противостояния экстремизму и терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что разграничение между ее субъектами весьма условное. Например, органы военной прокуратуры и военно-следственные органы ведут борьбу с экстремизмом и терроризмом в рядах Вооруженных Сил, не только выявляя экстремистов и террористов и подвергая их преследованию по закону. В ходе расследования или даже предварительного разбирательства формируется и устанавливается не только доказательная база вины преступников.
После окончания расследования военный прокурор направляет в адрес командира части, руководителя органа военного управления представление с требованиями по устранению выявленных нарушений. В нем обозначаются сроки устранения нарушений и доклада о ликвидации причин и условий, способствующих совершению преступления экстремистского и террористического рода. То есть органы, которые непосредственно борются с экстремизмом и терроризмом, одновременно помогают органам военного управления на поле противодействия этим преступным видам деятельности. Не менее сложную работу проводят военно-политические и кадровые органы Вооруженных Сил — это работа по формированию у личного состава, включая гражданский персонал, и членов их семей антиэкстремистского и антитеррористического сознания. Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание Развитое антиэкстремистское и антитеррористическое сознание предполагает прочные ассоциации в сознании большей части населения экстремизма и терроризма с общественно-опасными явлениями. При этом оно должно позитивно относится к мерам, направленным на противодействие экстремистским угрозам, на сохранение и защиту от экстремизма и терроризма личности, общества, государственного устройства, к деятельности политической системы общества с учетом интересов всех социальных групп и слоев. Из определения следует, что антиэкстремистское и антитеррористическое сознание формируется не только в рамках противодействия экстремизму и терроризму, но в целом при решении вопросов обеспечения национальной безопасности.
Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание — частью политического сознания, оно стремится к сохранению ценностей, к которым относятся интересы государства и общества. Процесс формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания имеет несколько этапов: 1. Осознание населением экстремистской и террористической деятельности как весьма опасного общественно-опасного явления. Осознание большей частью населения важности формирования активной позиции личности, общества и государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, необходимости выявления и устранения их причин. Появление потребности и воли у лиц, находящихся во главе властных структур, в проведении активной политики противодействия экстремизму и терроризму. Последние два этапа относятся к важным факторам для формирования антиэкстремистской и антитеррористической повестки. Там, где у граждан сформировано понимание опасности экстремизма и терроризма для их жизненно важных интересов, где на государственном уровне возникает потребность и воля для противодействия этой опасности — там начинается антиэкстремистская и антитеррористическая политика.
Безусловно, в ходе действий силовых структур удается выявлять и пресекать деятельность носителей и распространителей идеологии экстремизма и терроризма. Но задача военно-политических и кадровых органов Вооруженных Сил — не допустить существенного влияния приверженцев экстремистских и террористических взглядов на российских военнослужащих, гражданский персонал ВС РФ, и членов их семей. То есть не дать превратить их из законопослушных граждан в пособников экстремистов и террористов или им сочувствующих. Принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности Российское законодательство определяет принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Приведем их в табличной форме таблица 3. Идеологии экстремизма и терроризма имеют мало различий, так как представляют собой виды единой идеологии насилия, под которой понимается совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей. При этом экстремистская идеология — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.
Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители. Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм.
Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: 1 принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; 2 выявление и пресечение экстремизма; 3 международное сотрудничество в области противодействия экстремизму. Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени.
Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций.
Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина. Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее.
А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней. К сожалению а может и к счастью у современных государственных пропагандистов нет ни того ни другого. С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство.
Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан , должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия. Древние традиционные религии разработали механизмы самоконтроля, которые у современных вновь созданных религиозных организаций нередко отсутствуют.
Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои.
Справка: Экстремизм - это не только публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, но и возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. К этому понятию относится также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики, иной атрибутики экстремистских организаций. Экстремистская деятельность — административно и уголовно наказуемое деяние. Санкции за эти правонарушения определены Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ. Распространение экстремистских материалов влечет наложение штрафа либо административный арест до 15 суток.
Действия в конституционных пределах могут породить такие острые явления, как терроризм, повстанческий бунт, мятеж. Первый вариант является разновидностью экстремизма и криминальным явлением социально-политического толка. Обычно терроризм и экстремизм обусловлены внешними и внутренними противоречиями развития общества отдельных стран.
Они представляют реальную угрозу и обществу, и государству, и жизненно важным интересам, присущим каждой личности. Угроза эта многопланова, поскольку в региональном и глобальном масштабах существует масса разновидностей такого явления, как экстремизм. Противодействие экстремизму оказывается в любом случае как внутри страны, так и в международных отношениях. Сущность этого явления состоит в систематическом, политически и социально мотивированном и идеологически обоснованном применении насилия. Даже простые угрозы о его использовании для устрашения отдельных лиц являются экстремизмом. Поскольку таким образом преступники осуществляют контроль и управление поведением людей для достижения экстремистами собственных целей. Профилактика Правовое противодействие экстремизму начинается с самого малого. Прежде всего — профилактика. Это подготовка и реализация уполномоченными органами целого комплекса мер: социально-экономических, политических, воспитательных, информационных, правовых, организационных, специальных оперативно-розыскных и так далее.
Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия.
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях.
Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей.
Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы.
Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты.
Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства».
Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют».
Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.
Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость.
Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.
В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.
Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.
Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.
Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них. Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм — совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Качественно новый период развития экстремизма пришелся на вторую половину прошлого века. В Европе, США и России появились организованные движения, которые использовали радикальные действия для воздействия на свои правительства. В качестве других примеров можно назвать фашистские и национально-сепаратистские движения в Италии, Германии, Франции и Венгрии. ООН назвала основными причинами экстремизма и терроризма бедность, неграмотность, безработицу, нехватку доступного жилья, несовершенство систем подготовки кадров и образования, отсутствие жизненных перспектив, негативные последствия миграции, нехватку объектов культурно-бытового назначения, распространение СМИ идей и взглядов, которые ведут к росту неравенства, нетерпимости и насилия, ослабление социальных и семейных связей, разрушение культурной национальной самобытности и так далее. Причины экстремизма как угрозы национальной безопасности обычно делят на социальные низкий уровень жизни , политические политическая нестабильность, недостаток мер по обеспечению внутренней безопасности, влияние политических режимов, давние конфликты Запада и Востока, Юга и Севера , религиозные радикальные течения, пропагандирующие насилие , духовные кризис общества, искажение принятых моральных, нравственных, общечеловеческих и духовных ценностей и экономические сегодня терроризм приносит доходы, сопоставимые с доходами от нарко- и нефтебизнеса.
Особенности международного терроризма Экстремизм — угроза обществу, которая ведет к терроризму. Современный экстремизм и терроризм хорошо организованы, имеют структурированный характер деятельности. Радикальные организации создают централизованную систему управления, единое руководство и контролирующие подразделения. Кроме того, они являются серьезными факторами формирования и дестабилизации военной опасности в ряде регионов. Прежде существовала граница между войной и терроризмом. В настоящее время она становится условной. Происходит подмена причин и целей террора и войны. Это подтверждается последними событиями в Ливии, Ираке, Сирии, Турции, в Украине, Грузии, в зоне конфликта между армянами и азербайджанцами и так далее. Принципы противодействия экстремизму В настоящее время разработана обширная нормативно-правовая база в вопросах противодействия национальным угрозам России.
Экстремизм и терроризм осуждаются, за действия такого характера предусматривается административная и уголовная ответственность. Основными принципами противодействия являются: сотрудничество государства с религиозными и общественными организациями; приоритет обеспечения государственной безопасности страны свободы граждан ограничиваются ФЗ только в той мере, насколько это необходимо для обеспечения безопасности ; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, законных интересов различных организаций, гласность; преимущество мер, которые направлены на предупреждение экстремизма и терроризма; неотвратимость административного или уголовного наказания в зависимости от статьи за осуществление экстремистской и террористической деятельности. Соблюдение прав и свобод гражданина и человека гарантируется Конституцией государства. Общеправовым является принцип законности, то есть деятельность государства, власть имущих лиц и организаций должна соответствовать принятым нормативно-правовым актам. Гласность предполагает, что результаты деятельности организаций, противодействующих экстремизму, должны быть обнародованы в СМИ и доступны обществу. Приоритет мер, которые направлены на предупреждение опасной деятельности, означает, что борьба с подобными явлениями должна вестись еще до первых их проявлений: терактов или массовых акций. Противодействие экстремизму как угрозе национальной безопасности России эссе по этой теме часто пишут школьники и студенты, что является мерой профилактического воздействия, о которой подробнее речь идет далее осуществляется по следующим направлениям: Выявление, пресечение и предупреждение экстремистской деятельности общественных, религиозных объединений и лиц, других организаций и физических лиц, устранение причин, которые способствуют осуществлению опасной деятельности. Принятие мер профилактики и условий, которые способствуют предупреждению экстремистской деятельности. Сюда входит выявление причин и условий, способствующих экстремизму и терроризму их дальнейшее устранение.
Меры профилактического воздействия Экстремизм - угроза безопасности, территориальной целостность и конституционным основам. Крайне опасное явление необходимо предупреждать, чему служат меры профилактического воздействия. Профилактика проводится в школах и других учебных учреждениях, на предприятиях и через СМИ. Согласно данным правоохранительных органов, это помогает предупредить часть преступлений. Так, особенно важным направлением противодействия экстремизму как угрозе национальной безопасности России являются профилактические меры. В этих целях воспитывается патриотичность, проводится пропаганда толерантности, миролюбия и веротерпимости, стремления к мирному урегулированию возникающих конфликтов. В России это имеет особую актуальность, которая обуславливается высокой социальной напряженностью, продолжающимися межконфессиональными и межэтническими конфликтами, ростом национального экстремизма и сепаратизма. Угроз в России достаточно, поэтому работа проводится широкомасштабная.
Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии.
ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Однако непосредственно текст данной статьи предусматривает ответственность не за экстремизм в целом, а конкретно за возбуждение ненависти, которое, в свою очередь, является частным случаем экстремизма. Данной статьей предусматривается наказание за публично высказываемые призывы к осуществлению любого из видов экстремистской деятельности. При этом передача таковой информации через коммуникационные сети, в том числе и Интернет, является отягчающим фактором. Максимальное наказание по данной статье может составлять 5 лет лишения свободы, а штраф — достигать 300 тыс. Статья 282. По положениям этой статьи уголовная ответственность накладывается на организаторов экстремистских сообществ. При этом наказание за таковую деятельность может составлять вплоть до 12 лет лишения свободы в самых тяжких случаях, либо — штрафом вплоть до 800 тыс. Следует отметить, что наказание предусмотрено как для организаторов, так и для участников таковых сообществ.
Также, положения данной статьи предполагают освобождение от уголовной ответственности любого из лиц, указанных в ней, при добровольном прекращении деятельности в таковом сообществе, при условии, что в рамках участия в нем не были совершены иные преступления. Таковая статья касается функционирования экстремистских организаций. В целом, она в большинстве положений практически тождественна вышеописанной ст.
Ослабление государственной власти, в первую очередь — центральной, в совокупности с иными причинами и условиями, явилось причиной так называемого «парада суверенитетов» 1990-1991 годов. Так называемый глобальный «этнический парадокс современности», этнизация общественной и политической жизни является третьим фактором первой группы рассматриваемой классификации. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы. Во второй группе факторов, в которой представлен региональный аспект, первостепенными являются экономические причины. Прежде всего, это наличие в отдельных регионах значительной материальной базы в области добычи ресурсов и связанная с этим проблема их перераспределения в переходный период. Другим примером геоэкономических детерминант этнического экстремизма может служить обострение отношений между людьми разных национальностей, основных причиной которых явилось распределение земельных участков и передела колхозной собственности. Решение подобных проблем, как правило, сводилось к выделению этнических территорий и созданию отдельных автономий. Следующей составляющей экономических факторов экстремизма являются социально-экономические проблемы регионов. Сокращение рабочих мест, массовая безработица, миграция — проблемы, с одной стороны, обусловленные экономическим несовершенством системы, а с другой — социальными противоречиями в этнизированном обществе. Проблемная социальная адаптация и интеграция мигрантов на новой территории пребывания, энокультурные и этнопсихологические различия влекут за собой ряд субъективных и объективных экстремистских проявлений — межэтническую напряженность, дискриминацию по национальному признаку, вероисповеданию, языку, рост преступности и т. Следующая группа факторов этнического экстремизма представлена причинами и условиями политического характера. Прежде всего, к данной группе необходимо отнести фактическое отсутствие государственной политики в сфере этнических отношений на первом этапе эскалации межнациональных конфликтов и дальнейшее ее несовершенство на протяжении длительного периода времени. Необходимо отметить, что выработка эффективных мер противодействия и борьбы с проявлениями этнического экстремизма не исчерпывается осознанием его причин и условий. Искаженное восприятие прав этносов, их законных и противозаконных действий, излишняя политизация национального вопроса ведут не просто к негативным, а порой, к фатальным последствиям. Следует начать работу по коренному изменению общественного сознания в понимании и отношении к данной проблеме Указ Президента Российской Федерации от 29. Что необходимо знать об истории создания и развития псевдоисламских течений правого толка Памятка "8 признаков вербовщика террористической организации" Памятка для родителей "Как выявить вовлеченность ребенка в "Группы смерти" Как понять, что материал экстремистский?
Наиболее эффективным способом противодействия экстремизму является его профилактика на ранних стадиях. При этом особое внимание необходимо уделять профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи. Причинами этому служат особенности психологического развития человека, не до конца сформировавшееся самосознание, подверженность внушаемости и влиянию чужого мнения.
Напомним, что в Приморском крае реализуется государственная приморская программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма. Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Вопросам профилактики подросткового и молодёжного экстремизма посвящён ряд публикаций [23] [24] [25] [26] [27]. Президент России Владимир Путин 16 января 2020 года утвердил поручения по созданию организации по реализации государственной национальной политики к 1 декабря 2020 года. Постановлением правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 387-21 внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», основной целью которых является снижение количества конфликтов и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений. Выполняя задачу по профилактике и предупреждению распространения ксенофобии , националистической идеологии , религиозной и расовой нетерпимости, фальсификации истории , направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти, на подрыв общественно-политической стабильности и целостности Российской Федерации [28] [29]. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации. А также целью молодежной политики является формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям [30]. Уголовное преследование за экстремизм в России[ править править код ] В России статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за экстремизм, применяются очень широко чаще всего по части 1 статьи 282 УК РФ. В 2013—2015 годах число осуждённых по этим статьям увеличилось более, чем вдвое. Численность осуждённых в России за экстремистскую деятельность[ править править код ] Данные по числу осуждённых по экстремистским статьям всеми судами России по годам следующие суммарное число осуждённых по статьям 282, 282.
При оценке этих данных следует учесть, что в 2015 году в России была полномасштабная амнистия , по которой были прекращены уголовные дела в отношении целого ряда обвинённых в экстремизме. По данным судебного департамента, в 2015 году были по статьям 282—282. Статистические данные по числу осуждённых по экстремистским статьям 280, 280. Из них 60 человек приговорены к лишению свободы. Общее число оправданных — 7 человек [34]. За 2017 год осуждено 606 лиц по основной квалификации, ещё 190 лицам обвинение вменено в дополнение к другим преступлениям. Из них 88 человек приговорены к лишению свободы, 367 получили условный срок. Оправдано 6 человек [35]. За 2018 год — 553 осуждённых по основной квалификации, ещё 181 лицу обвинение по данным статьям вменено в дополнение к другим преступлениям.
Оправдано 7 человек [36]. Осуждённых за преступления на почве ненависти в России скорее всего больше, так как ряд статей Уголовного кодекса России предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти — например, по части 2 статьи 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесённые по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчётах по каким преступлениям мотив ненависти был вменён. Это результат роста количества преследований во втором полугодии 2020 года. Из осужденных в 2020 году 318 человек в 2019 году — 244 были осуждены по статьям, карающим за разного сорта публичные высказывания ст. Таким образом, прирост в 2020 году произошел за счет осужденных за высказывания. Судебный департамент при Верховном суде России не даёт за 2013 год отдельной характеристики по каждой «экстремистской» статье, а даёт общую характеристику по осуждённым по статьям 275—284 УК России. Из 309 осуждённых в 2013 году по статьям 275—285 УК России осуждённые по основной статье , подавляющее большинство 227 осуждённых по основной статье были приговорены за экстремистские преступления. Поэтому вряд ли социально-демографический состав осуждённых по статьям 275—284 УК России сильно отличается от социально-демографического состава осуждённых по статьям 282—282.
Основные социально-демографические характеристики осуждённых по 274—285 статьям УК России и обстоятельства совершения преступления следующие на 2013 год [32] : Очень высокий уровень образования. Преобладание мужчин. Низкая доля иностранцев. Из 309 осуждённых только четверо не имели российского гражданства. Более половины осуждённых 181 из 309 совершили преступление в столицах субъектов России Почти все осуждённые 308 из 309 совершили преступление в трезвом виде. Размеры и виды наказаний за экстремизм[ править править код ] О реальных размерах и видах, назначаемых судами наказаний по статье 282 УК РФ, можно судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде России за 2014 год. Основными видами реально назначаемого наказания являются исправительные и общественные работы.
Такая ситуация привела к тому, что все больше людей знают, что значит социальный экстремизм. Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи.
Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан. При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы. Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм. Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная. Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами.
Ее появление связывают с: Появлением транснациональных компаний, стремящихся унифицировать развитие разных стран под свои нужды. Глобализмом в виде рыночного, политического и военного давления, выражающегося в привязке к банковскому сектору западных стран, ориентации на экспорт сырья и прочем. Чем опасен экстремизм? На государственном уровне опасность политического экстремизма и других разновидностей явление считается реальной угрозой национальной стабильности и безопасности. Она может привести к: Воспрепятствованию работы государственных органов и институтов. Срывам выборов и голосований. Возбуждению расовой, межнациональной и других видов розни. Воспитанию молодого поколения в формате ненависти и вражды к другим общественным группам. Умышленному искажению истории, возрождению идей фашизма и нацизма.
Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные.
Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды.
В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий.
Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане.
Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость — абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу.
Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность.
Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе.
Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру — общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа.
Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство — развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи.
Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление.
Наряду с этим экстремизм всегда несет с собою личностное начало, а экстремистское поведение всегда отмечено своевластием и эгоцентризмом. Экстремизм характеризует не наличие насилия как такового, а его крайних форм. Конечно, причины распространения экстремизма в молодежной среде не могут быть только политическими, в первую очередь, это социальные причины. Попов и О. Попова выделяют в своей статье следующие причины экстремистского поведения молодежи: ослабление и отсутствие воспитательной работы в школах, училищах, институтах и на предприятиях; упразднение массовых детских и молодежных общественных организаций; разлагающее влияние средств массовой информации, в первую очередь телевидения, с его пропагандой насилия всех видов, преступности; снижение уровня жизни; смена подлинных общечеловеческих ценностей ценностями мнимыми, суррогатными; отсутствие высоких идеалов у молодежи и взрослого населения; массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков; уничтожение доступной, демократичной культурно-досуговой сферы, массовая безработица; массовая миграция населения политическая нестабильность снижение политической активности молодёжи, отказ от участия в политических партиях и движениях умеренной направленности и т.
В данном случае экстремизм превращается в войну за идеалы, которые молодое поколение хочет претворить в жизнь, пусть и насильственным путем. Одной из причин появления экстремизма В. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Исследователь поясняет: «Экстремизм как наиболее быстрый и прямой путь к изменению существующей реальности и к переходу в новую эпоху, в которой насилие будет недопустимым. То есть экстремизм - это временная и вынужденная мера для перехода в новое общество. Но для того, чтобы построить новое общество, необходимо до основания разрушить все наработки предыдущего. Следовательно, оппонент и его позиция подлежит полному уничтожению. В результате, экстремисты, использующие эту аргументацию для своих поступков, являются наиболее разрушительными» [2].
Как отмечалось выше, одними из основных причин появления и распространения политического экстремизма среди молодежи, являются обострение межнациональных конфликтов и усиление тенденций проявления ксенофобии. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений. Справедливо отмечает Б.
Причины возникновения современного терроризма
Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи. 5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма. Отличительными признаками экстремизма являются: осуществление определенной деятельности (создании какого-либо движения, сообщества, течения, общественного объединения); противоправность; отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных.