В целях организации участия граждан в проводимых на территории страны, региона или муниципального образования выборов законодательством четко определены лица, наделенные избирательными правами, которые разделяются на активное – право граждан участвовать в. Активное избирательное право – это одно из основных политических прав граждан, которое предоставляет им возможность участвовать в выборах и принимать активное участие в формировании власти в своей стране. Активное избирательное право – это право граждан принимать участие в процессе голосования в выборах и представлять свои интересы в демократических институтах.
Содержание
- Воспользуйся своим активным избирательным правом!
- Выборы. Активное избирательное право
- Что это такое активное избирательное право гражданина
- Конституционные гарантии прав и свобод граждан
- Политолог Данилин рассказал, для чего ввели поправки в законодательство о выборах
- Кто обладает активным избирательным правом
Что такое активное избирательное право, и кому оно дается?
В некоторых странах Аргентина, Бразилия избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены "представители эксплуататорских классов". Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность.
На выборах мы выбираем разных людей, которые будут работать в правительстве. Они будут принимать важные решения, которые затронут жизнь всех граждан. Чтобы принять участие в выборах, нам нужно зарегистрироваться.
Когда мы зарегистрированы, мы получаем карточку, которая позволяет нам голосовать. В день выборов мы идем в специальное место, называемое избирательным участком, и там отдаем свой голос. Мы выбираем одного человека из нескольких кандидатов, которые хотят работать в правительстве. Наш голос очень важен, потому что он помогает определить, кто будет представлять нас в правительстве. Когда мы голосуем, мы выражаем свое мнение и влияем на то, как будет управляться наша страна. Мы можем выбирать тех людей, которые, по нашему мнению, лучше всего смогут заботиться о нас и нашей стране.
При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов. Понравилась статья?
Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт. У москвичей и тех, кто прикрепился к столичному избирательному участку, была возможность проголосовать с использованием терминалов электронного голосования на любом участке в пределах всего города. Отдать свой голос в традиционном формате с помощью бумажного бюллетеня можно было по месту постоянной регистрации или прикрепления. Те, кому по состоянию здоровья было трудно добраться до участка, могли проголосовать дома. Для этого нужно было подать заявку заранее, ее принимали также от родственников на участке по месту регистрации голосующего. Если на время выборов вы прикрепились к избирательному участку другого региона, но планы поменялись, можно было проголосовать на участке по месту постоянной регистрации в Москве. Если же вы живете в другом регионе и прикрепились к избирательному участку Москвы, то вы могли воспользоваться любым удобным участком, а не только тем, к которому вы прикреплены. Как был защищен ваш голос Как был защищен ваш голос Как был защищен ваш голос Голоса обезличены Информация о бюллетене не сохраняется ни на устройстве, с которого проголосовали, ни на сервере администратора. Отследить, за кого вы отдали свой голос, невозможно. Голоса зашифрованы Ваш голос шифровался несколько раз с помощью разных алгоритмов и защитных кодов. Это нужно, чтобы никто не смог изменить голос или расшифровать его раньше времени. Блокчейн Эта технология используется при выпуске цифровых денег и является одной из самых надежных, прозрачных и защищенных. Она применялась для того, чтобы никто не смог изменить ваш голос. Наблюдатели Они могли записывать в блокчейн проверочные транзакции, чтобы потом найти их и убедиться, что все записи на своем месте, то есть цепочка данных о ходе голосования не прерывалась и не менялась. Голоса обезличены Информация о бюллетене не сохраняется ни на устройстве, с которого проголосовали, ни на сервере администратора. Отвечаем на вопросы Отвечаем на вопросы Как были защищены голоса избирателей при голосовании через терминалы? С помощью первого ключа для каждого избирателя на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделяли на несколько частей и отправляли на хранение представителям разных организаций.
Избирательное право
Избирательное право подразделяется на: активное и пассивное. Активное избирательное право – это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активное избирательное право – это право граждан принимать участие в процессе голосования в выборах и представлять свои интересы в демократических институтах. Статья 3. Активное и пассивное избирательное право 1. Активным избирательным правом на выборах депутатов представительных органов и должностных лиц. Активное избирательное право, право гражданина избирать должностных лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Подборка наиболее важных документов по вопросу Активное и пассивное избирательное право нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Источники избирательного права в РФ:
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Кто имеет на это право в РФ
- Что такое активное избирательное право?
- Что такое активное избирательное право – что предполагает и кому предоставляется
- Избирательное право
- Активное избирательное право - это что такое, кому оно дается? |
Политические выборы
Гарантии избирательных прав граждан – это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Текст документа: на главную Справка. Активное избирательное право – это право граждан на участие в выборах государственных органов власти и местного самоуправления путем голосования.
Что означает активное избирательное право?
Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет. Активное избирательное право. Активным избирательным правом обладает гражданин, место. жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пассивное избирательное право является правом граждан, по достижению установленном законодательством РФ возраста, избираться на определенные должности.
Что такое активное избирательное право – что предполагает и кому предоставляется
Этот принцип исключает контроль за волеизъявлением гражданина. Таким образом, избирательное право в РФ всеобщее, равное, прямое, тайное. Кроме того, следует отметить следующие важные принципы: Принципы свободного участия в выборах — избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе Принцип альтернативности — выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий Подводя итоги, хочется отметить, что в РФ созданы все возможности для свободных, честных выборов. Каждый человек, не имеющий ограничений, может принимать участие в выборах, референдумах, сам выдвигать свою кандидатуру, если считает себя достойным избранником народа.
В некоторых странах до сих пор выдвигаются предложения об установки разряда образованности для пропуска на голосование. Все это происходит из-за мало осознанного выбора некоторых личностей. Активное и пассивное избирательное право обладают общей чертой, направленной на использование человеком своими избирательными полномочиями. При этом пассивное право имеет другую функциональность. Что такое пассивное избирательное право? Оно называется пассивным из-за предоставления лицу шанса стать членом государственной власти.
Для воплощения данных прав гражданин должен подходить по обязательным условиям: возраст; срок постоянного места жительства; срок пребывания в должности. Характер ограничений в первую очередь зависит от должности или вида самого органа. В областные аппараты управления минимальный возраст для избирателей составляет 18 лет. Если же речь идет о президентских выборах, порог составляет 30 лет. В народный парламентарий возрастной порог варьируется от 18 до 35. Для палаты представителей проходимость по годам характеризуется больше, чем для нижней.
Определение 2 Под избирательным процессом принято понимать регулируемую законодательно деятельность политических субъектов ля организации и проведения выборов в органы государственной власти.
В России избирательный процесс прошел множество стадий изменения и на данный момент представляет собой обширный пласт среди законодательных актов страны. Поскольку избирательный процесс затрагивает разные аспекты жизнедеятельности людей, то и его нормативно-правовая база находит отражение в самых разных отраслях права. Однако, можно выделить основной закон на котором базируется избирательная система страны — это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Замечание 1 Как отмечают правоведы российское избирательное законодательство является одним из наиболее детально проработанных и открывающих широкие возможности для гражданских инициатив, которые применимы в избирательном процессе.
Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных представительных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований. При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.
Пропорциональная избирательная система Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных представительных органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии избирательные объединения. Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов партийные списки , а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер. Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Смешанная избирательная система Смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.
Избирательные права граждан
Активное право Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право — это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов. Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа. Пассивное право Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.
Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное. Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет.
Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г. Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты.
Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Однако, мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов, партий свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства. Российское избирательное законодательство Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме.
Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т. В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса. Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов.
Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Система законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определил порядок формирования местных органов власти.
Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применятьсяГосударственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя: - персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума; - информацию о ходе и об итогах голосования; - картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума; - информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума; - информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме. Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента 1991 , о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР 1993 , о принятии Конституции 1993. Изменения в избирательном законодательстве Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления.
Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. Основные цели внесенных изменений в избирательное законодательство - стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий. За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов.
С ним уже можно будет прийти на любой удобный избирательный участок за несколько дней до основного дня голосования. Голосование вне помещения Если по состоянию здоровья или инвалидности гражданин не может самостоятельно прийти на избирательный участок, он имеет право проголосовать на дому. Для этого соответствующее заявление необходимо подать в участковую избирательную комиссию. В назначенный день к избирателю приедут члены УИК с переносным ящиком для голосования. Процедура аналогична стандартной, просто проводится вне помещения участка непосредственно по месту пребывания гражданина. Электронное голосование Электронное или online-голосование подразумевает отдачу голоса с использованием выделенных для этого технических средств, в том числе через Интернет. Это позволяет сделать процесс голосования более доступным и удобным для значительной части населения. Однако в России электронное голосование пока применяется только на выборах отдельных уровней и не получило повсеместного распространения. Среди опасений - возможные кибератаки и другие нарушения безопасности. Голосование россиян за рубежом Российские граждане, находящиеся за пределами страны в день выборов, также имеют возможность реализовать свое активное избирательное право. Для этого за рубежом организуются специальные избирательные участки. Их количество и места расположения определяются исходя из численности россиян в конкретном государстве.
Каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах. В Российской Федерации путем выборов избираются глава государства — Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются представительные законодательные органы субъектов РФ государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. Избирательное право в РФ: Избирательные права граждан — это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Избирательное право может быть: 2 пассивное право быть избранным. Принципы избирательного права в России: 1 всеобщее право; 3 прямое право; 4 тайное голосование. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме. Референдум от лат.
Что означает активное избирательное право?
Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт.
У москвичей и тех, кто прикрепился к столичному избирательному участку, была возможность проголосовать с использованием терминалов электронного голосования на любом участке в пределах всего города. Отдать свой голос в традиционном формате с помощью бумажного бюллетеня можно было по месту постоянной регистрации или прикрепления. Те, кому по состоянию здоровья было трудно добраться до участка, могли проголосовать дома. Для этого нужно было подать заявку заранее, ее принимали также от родственников на участке по месту регистрации голосующего. Если на время выборов вы прикрепились к избирательному участку другого региона, но планы поменялись, можно было проголосовать на участке по месту постоянной регистрации в Москве. Если же вы живете в другом регионе и прикрепились к избирательному участку Москвы, то вы могли воспользоваться любым удобным участком, а не только тем, к которому вы прикреплены. Как был защищен ваш голос Как был защищен ваш голос Как был защищен ваш голос Голоса обезличены Информация о бюллетене не сохраняется ни на устройстве, с которого проголосовали, ни на сервере администратора.
Отследить, за кого вы отдали свой голос, невозможно. Голоса зашифрованы Ваш голос шифровался несколько раз с помощью разных алгоритмов и защитных кодов. Это нужно, чтобы никто не смог изменить голос или расшифровать его раньше времени. Блокчейн Эта технология используется при выпуске цифровых денег и является одной из самых надежных, прозрачных и защищенных. Она применялась для того, чтобы никто не смог изменить ваш голос. Наблюдатели Они могли записывать в блокчейн проверочные транзакции, чтобы потом найти их и убедиться, что все записи на своем месте, то есть цепочка данных о ходе голосования не прерывалась и не менялась. Голоса обезличены Информация о бюллетене не сохраняется ни на устройстве, с которого проголосовали, ни на сервере администратора.
Отвечаем на вопросы Отвечаем на вопросы Как были защищены голоса избирателей при голосовании через терминалы? С помощью первого ключа для каждого избирателя на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделяли на несколько частей и отправляли на хранение представителям разных организаций.
В средствах массовой информации разразились «информационные войны», в ходе которых применялись изощренные приемы «телекиллерства» по дискредитации политических оппонентов. По итогам выборов в Государственную Думу вошли представители шести политических партий и объединений. Особенность кампании заключалась в том, что впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Это было событием огромной важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти. В первом туре одержал победу В. Итогом выборов четвертой Государственной Думы, состоявшихся в декабре 2003 г.
Свои фракции смогли создать четыре политических партии и блока, из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, причем правые партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Президентские выборы 2004 г. В связи с высоким рейтингом В. Путина, политические партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В. Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г. Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Однако, мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки.
Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов, партий свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства. Российское избирательное законодательство Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т. В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса. Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе.
Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Система законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определил порядок формирования местных органов власти.
Почему нельзя провести выборы «как в прошлый раз»? На наш взгляд, в текущих обстоятельствах существует три ключевых причины для этого.
Во-первых, как бы совершенен ни был закон, практика подготовки и проведена выборов всегда выявляет необходимость уточнения отдельных процедур. Да и сама система электорального законодательства не изолирована от политической жизни, от правоприменения смежного законодательства, например, о партиях, находится в тесной связи с нормами иных законодательных актов других отраслей права, а они обновляются. Во-вторых, включение в состав России новых субъектов требует законодательного урегулирования порядка проведения первых выборов в органы законодательной власти регионов. Не стоит напоминать, что эти регионы переносятся из одного электорального ландшафта с его нормативной базой и своими традициями, в другой. В-третьих, нужно активно осваивать возможности, которые дают цифровые технологии, а они развиваются весьма динамично, не по годам, а буквально по дням. Это касается как технологий, упрощающих процедуры реализации активного избирательного права граждан, так и вопросов защиты голоса избирателя, всей системы учета голосов, которая все в большей степени цифровизуется. Принятыми поправками расширяются возможности добросовестных участников избирательного процесса и одновременно ставятся барьеры для тех, кто работает с применением черных и серых технологий. Например, теперь можно бесплатно раздавать не только значки и агитационные печатные материалы, но и иную специально изготовленную под выборы агитационную продукцию. Повышен и лимит бесплатно раздаваемых избирателям агитационных материалов: было 100 рублей, а будет два процента от прожиточного минимума, это порядка 280 рублей.
Но, вместе с тем нельзя будет агитировать через сайты, заблокированные на территории РФ.
Активное избирательное право Для реализации активного избирательного права гражданин должен быть включен в списки избирателей на конкретном участке. Это можно сделать заблаговременно или непосредственно в день голосования. Порядок голосования строго регламентирован. Сначала необходимо предъявить паспорт члену участковой комиссии и расписаться напротив своих данных в списке избирателей. Затем в специальной кабинке выбрать нужного кандидата или партию, поставив любой знак в квадрате напротив. После этого опустить заполненный бюллетень в урну для голосования. Существуют и другие способы реализации активного избирательного права. Это досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования, а также электронное и дистанционное голосование. Последние два варианта пока не получили широкого распространения в России, хотя в некоторых странах активно применяются.
Досрочное голосование Досрочное голосование позволяет проголосовать до официального дня выборов. Эта процедура доступна для тех, кто не сможет прийти на свой участок в воскресенье. Например, жителям отдаленных районов, командировочным, военнослужащим и другим категориям граждан.
Выборы и референдумы
После выборов мандаты распределяют пропорционально голосам, которые набрала каждая партия Сочетает черты мажоритарной и пропорциональной систем. Одну часть мандатов распределяют по спискам, а другую — по одномандатным округам, т. С этого момента берет начало избирательная кампания — период, когда кандидаты и избирательная комиссия готовятся к выборам. Избирательная комиссия — это коллегиальный орган, который отвечает за голосование, порядок на избирательных участках, чистоту выборов и подсчет голосов. В нее входят участковые, территориальные, окружные комиссии, комиссии муниципальных образований и комиссии субъектов РФ. Управляет этой системой ЦИК — Центральная избирательная комиссия. Организационный этап Любая избирательная кампания начинается с организации. На этом этапе формируют избирательные округа и участки, составляют списки избирателей, а также регистрируют кандидатов. Чтобы сделать последнее, используют три разных способа: Кандидата выдвигают за счет сбора подписей в его поддержку или его партии. Если человек занимал пост до выборов, то он автоматически становится кандидатом на него. Кандидат платит регистрационный взнос или вносит залог и доказывает, что обладает поддержкой например, партии.
Чтобы стать кандидатом, необязательно иметь поддержку какой-либо политической партии и выступать от ее имени. Если у гражданина есть пассивное избирательное право, он может сам предложить свою кандидатуру.
Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов. Избирательные права в субъективном смысле В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий. Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами.
В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы. В объективном смысле Объективное избирательное право - одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов. Источниками избирательных прав являются: Конституция РФ. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением. Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов регулируют выборы президента и депутатов , а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы.
Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства. Активное право Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами.
В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения — цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк.
Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случилось в 1945 году, в Греции — в 1956, в Швейцарии — в 1971 году.
Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий.
Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случилось в 1945 году, в Греции — в 1956, в Швейцарии — в 1971 году. Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий. Ценз оседлости ограничивает электоральную активность мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии — один год, в Норвегии — 5 лет.
Выборы и референдумы
В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Одним из условий реализации активного избирательного права на региональных и местных выборах является наличие у избирателя регистрации по месту жительства («прописки») на территории избирательного округа, в котором проводятся выборы. Что такое активное избирательное право? — Под активным избирательным правом понимается право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Активное избирательное право, право гражданина избирать должностных лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — Право гражданина на участие в выборах депутатов и должностных лиц, в голосовании на референдуме, состоящее из двух возможностей.