Всероссийская проверочная работа — ежегодная комплексная проверочная работа в российских школах на основе контрольно-измерительных материалов, предоставленных Рособрнадзором. Всероссийские проверочные работы (ВПР) вошли в повседневную жизнь школьников уже пять лет назад. Вместо региональных и муниципальных контрольных Минпросвещения будет проводить всероссийские проверочные работы. А нужны все эти мцко и впр только минор для отмывания денег. В Москве проходят Всероссийские проверочные работы, участие в них принимают учащиеся четвертых, пятых, десятых и одиннадцатых.
Всероссийские проверочные работы: что это такое, виды, как проходят, типовые задания
ВПР в 2023/24 учебном году: порядок проведения, изменения, требования | А нужны все эти мцко и впр только минор для отмывания денег. |
Разобраться в отличиях НИКО, ВПР и ГИА | Московский центр качества образования МЦКО создан в целях повышения эффективности оценки качества знаний обучающихся, выявления и подготовки талантливой молодёжи, совершенствования обучающихся, и проведения мониторинговых исследований. |
ВПР в 2023/24 учебном году: порядок проведения, изменения, требования | ВПР, Всероссийская проверочная работа, в 2023 и 2024 учебном году охватит параллели 4-8 и 10-11 классов. |
МЦКО: мониторинг и диагностика 2023-2024: расписание, календарь | МЦКО — это Московский центр качества образования, учредителем которого является Департамент образования и науки Москвы. |
Генеральная репетиция государственной аттестации. Чем отличаются ВПР от ЕГЭ? | всероссийская проверочная работа. |
Сергей Кравцов: «ВПР нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ»
Министр напомнил, что контрольные работы — это неотъемлемая часть образовательного процесса, они позволяют проанализировать качество усвоения программы. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором направило в регионы рекомендации по оптимизации количества оценочных процедур и включению ВПР в образовательный процесс не в ущерб основным урокам. Он информировал также, что проведения ВПР станет одной из тем будущих заседаний Всероссийского экспертного педагогического совета. Справочно Всероссийский съезд учителей математики проходит с 15 по 18 августа в Образовательном центре «Сириус» в Сочи. В нём принимают участие учителя математики общеобразовательных школ, специалисты по педагогике и методике преподавания предмета, специалисты дополнительного образования, представители вузов, занимающиеся подготовкой учителей, представители органов управления образованием, научные сотрудники, учителя информатики, физики и других дисциплин естественно-научного цикла. На пленарных и секционных заседаниях, круглых столах участники съезда обсудят состояние и перспективы развития школьного математического образования в России, его цели и содержание.
Образовательные организации города Москвы с осени 2019 года не были включены в выборку для участия в Национальном исследовании качества образования.
ВПР дети пишут в своей школе на втором—четвертом уроках, длительность — 45—90 минут. Работу выполняют на специальном бланке, где закодировано имя и фамилия ученика. Во время ВПР запрещено использовать учебные материалы. Педагоги должны проверить работы в день написания, а результаты занести в информационную систему. Что не нравится ученикам и педагогам в ВПР? ВПР критикуют как учителя, так и дети. Помимо ВПР школьники сдают много проверочных работ. Многие педагоги считают, что вопросы сформулированы непонятно для детей. И форма подачи вопросов, и сами вопросы сильно напрягали не только детей, но и нас, учителей. По стилю, содержанию? Или вот, по литературе — задание, где надо не только прочесть рассказ, но и подсчитать деньги за входные билеты в зоопарк, например.
Мы разработали практический курс с целью подготовки учащихся к работам ВПР, МЦКО по русскому языку, математике и чтению в форме проверочных работ. Занятия проходят 2 раза в неделю.
ФИОКО о ВПР
Также педагогам и родителям стоит знать такие важные факты: на выполнение работы отводят 1 академический час 45 минут ; сред может проходить в очном или онлайн формате; диагностика — платная услуга стоимость участия не высока, но меняется из года в год ; информация о предстоящих диагностиках МЦКО должна быть доведена до всех участников образовательного процесса в начале учебного года; если руководство школы само инициировало проверку, ученики не могут отказаться от участия; результат школы может быть сохранен или удален из общей базы по требованию руководства образовательной организации; оценка за работы МЦКО не обязательна для выставления в журнал соответственно может не влиять на четвертную и годовую но в каждой отдельной школе данный вопрос решают индивидуально; если ребенок пропустит школу в день проведения среза, это никак не должно отразиться на его успеваемости. Если класс не принял участие по какой-либо причине, средства внесенные за участие не возвращаются, а проведение повторной диагностики необходимо будет оплатить в полном объеме. В индивидуальном формате можно пройти такие диагностики: Расписание работ МЦКО 2023-2024 Как правило, календарь диагностик, проводимых МЦКО, утверждают до начала учебного года, поэтому расписание на 2023-2024 учебный год будет составлено до начала августа 2023 года. Далее школы, принимающие участие в проекте, включают проверочные работы в график работы, определяя день и урок, на котором диагностику будет проходить тот или иной класс. Независимая оценка учебных достижений среди школьников г.
Получается, что школа теперь отчитывается за процесс непосредственно органу надзора. Это, во-первых, будет влиять на содержание изучаемого, во-вторых, задавать график его изучения, а также, возможно, подчинит сам педагогический процесс логике проведения контролирующих мероприятий, то есть отчетность окажется главной.
В самом механизме отчетности нет ничего плохого, но, будучи поставленным во главу угла, он может сделать образовательные реформы неэффективными, об этом писал известный образовательный эксперт Майкл Фуллан. А идея, что школа обеспечит лучший итоговый результат, если контролировать результат отдельных фаз процесса, в целом не нова. Вопрос, что сделают с результатами промежуточного контроля. ВПР — это стресс для кого: для учителей или для учеников? Или для тех и других? А значит, в той или иной степени он заденет всех участников процесса, от администраторов до учащихся.
Причем стресс — это не всегда плохо. В стрессе порой идет развитие. Понятно желание администраторов показать, что учителя преподают успешно. Понятно желание учителей продемонстрировать, что их дети хорошо учатся. Но контроль — это функция управления, и контроль сверху не исключает дополнительное управление оттуда. Будет ли это еще один инструмент для управления самими школами?
Или еще один инструмент сравнения одних школ с другими? Время покажет. Пока я не удивлюсь, если школы на всякий случай напрягутся и подготовятся к этим ВПР. Мало ли. Если не ВПР, то что? Московская модель оценки качества?
Как вы относитесь к ней? Можно ее брать за основу для всероссийской системы оценки качества или стоит как-то доработать? У меня только один вопрос в связи с еще одним единым контролем: зачем? В зависимости от реальных целей и будет понятно, что делать.
Предметы для ВПР по классам и изменения В каждом классе с 4 по 8 есть два обязательных предмета, которые ученики сдают всегда — это русский язык и математика. В четвёртом классе, кроме основных предметов, есть ещё «окружающий мир».
В пятом классе у ребят появляется «история» и «биология», поэтому в конце года они пишут ВПР по этим предметам. С шестого по восьмой класс до начала проведения ВПР не будет известен точный список предметов. Но есть перечень важных, из которого будет сделан случайный выбор двух доплнительных для сдачи. В итоге, школьники будут писать 4 предмета: 2 основных русский и математика и 2 дополнительных. В шестом классе будут выбирать из географии, биологии, обществознания и истории. В седьмом классе к списку предметов добавляются иностранный язык и физика.
Результаты итогового сочинения могут быть приняты как допуск к ГИА или для поступления в образовательные учреждения высшего образования. Проводится оно в тех школах, в которых непосредственно обучаются выпускники. Как из названий понятно, это итоговые выпускные экзамены для 9 и 11 классов соответственно. К сдаче итоговой аттестации допускаются ученики, которые не имеют академической задолженности и освоившие в полном объеме учебную программу. Отметки по предметам должны быть не ниже «удовлетворительно». ОГЭ или ГИА-9 — основной государственный экзамен , который сдают школьники, заканчивающие девятый класс.
Сдать они обязаны четыре предмета. Без их сдачи, они не получат аттестат, а значит не смогут поступить в образовательные учреждения среднетехнической направленности или перевестись в десятый класс. Предметы, обязательные для сдачи — русский язык и математика, а два других — на выбор самого ученика. Оценка должна быть не ниже «удовлетворительно», то есть «3». Оценка за сдачу этого экзамена влияет на оценку в аттестате. Он называется единым, поскольку его результаты зачисляются и для оценки в школе для аттестата, и для оценки на вступительных испытаниях в высших учебных заведениях.
Так же школьники сдают четыре предмета, из которых обязательные — русский язык и математика, а два других — на выбор физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык — английский, французский, испанский, немецкий, информатика и информационно-коммуникационные технологии. Чаще всего выпускники выбирают те предметы, которые им необходимы для поступления в высшие учебные заведения , чтобы сократить свое время и не сдавать их дополнительно. Если не набрать минимальные баллы , то аттестат ученик не получает, а заканчивает школу со справкой. ЕГЭ проводится на территории школы другой, не той, в которой непосредственно обучаются школьники, и учителями из этой школы. Более того экзамен проводится под камерами для исключения всякого рода нарушений как со стороны учеников, так и со стороны организаторов. Есть строгий перечень тех предметов, которые можно брать с собой в класс.
Помощь со стороны учителей категорически запрещена. Все задания участники экзаменационного процесса увидят впервые в первые минуты испытаний. Пакет с ними вскрывает педагог на глазах школьников. В отличии от ОГЭ оценки здесь проставляются в стобальной системе, где сто — максимальный балл. Проводится этот экзамен по всей стране в одно время в один день. Категорически исключены любые «слития» информации, вся она строго засекречена.
Заявки на участие в ЕГЭ по выбранным предметам школьники должны подать до 1 марта текущего года. После подачи всеми заявок будет составлено расписание проведения экзаменов. Задания представляют собой комплексы стандартизированной формы, включая тестовые задания и развернутые письменные вопросы. Учащиеся могут быть освобождены от сдачи ЕГЭ или ОГЭ по конкретному предмету , в случае, если являются победителями или призерами всероссийских олимпиад , членами сборных команд России, участвующих в международных олимпиадах. Дополнительно есть возможность сдавать экзамены в другие дни, если пропуск был по уважительной причине, соответствующей требованиям , либо в один день по расписанию два предмета, которые были выбраны одним учеником. Для таких случаев назначаются дополнительные дни аттестации.
Если ученик не согласен с выставленной оценкой, он может подать апелляцию в установленные сроки. В таких случаях будет назначено слушание, на котором ученик совместно со своим учителем будет отстаивать свое мнение и, возможность, получения дополнительных баллов. Все требования по проведению любого рода итоговых работ и испытаний соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта федерального уровня, задокументированы в приказах и постановлениях. Выполнение их строго контролируется. Такая система оценки учащихся позволяет объективно и качественно проверить их знания и, соответственно, эффективность работы школьных учреждений. А почему «тройка»?
Такой вопрос мы не раз задавали учителю в школе, преподавателю в вузе. Рассматривали проверенную работу и не понимали — искренне не понимали — ну почему «три», что не так-то? Оглядываясь на школьные годы , мы задаём вопрос себе и школе сегодняшней: правильно ли ставить ребёнку отметку? Не слишком ли категоричен такой критерий и объективно ли такое оценивание знаний: клеймо поставили, а за что именно, не совсем понятно. О проблеме школьной отметки и возможных альтернативах поговорили с директором Московского центра качества образования Кузьминым Павлом Владимировичем. В чем разница?
Система оценивания — это не только шкала выставления отметок, но и в целом контрольная связь между учителем, учеником и родителями. Разнообразие систем заключается в том, что в каждой из них оценивание соответствует определённым критериям. Когда большой диапазон позволяет детально отслеживать динамику и выставить именно тот балл, который заслужил ученик на данном этапе. С другой стороны, с увеличением диапазона оценивания растут и требования к четкости критериев. В начальной школе нет оценок. Есть солнышки и звездочки.
Но суть ведь не меняется. Солнышко — тоже оценка. Одному дали, а другому — нет. Другой расстроился. Что Вы об этом думаете? Оценка и отметка — это разные понятия.
Отметка — это знаковое выражение оценки. Отметки без оценки не бывает. При этом оценка — это инструмент, который не всегда переводится в отметку. В начальной школе используется безотметочная система оценивания. Сторонники считают, что она способствует устойчивому психофизическому развитию — отсутствие страха за «незнание» материала и получения неудовлетворительной отметки. Противники отмечают снижение мотивации и отсроченный родительский контроль.
Да, есть и солнышки, и звездочки, и наклейки, и печати, которые можно раскрашивать. Это некий стимул, поощрение, мотивация к учению. Полученные «солнышки» вызывают у детей эмоциональный всплеск, стимулируют на учебную деятельность. Ведь всем хочется получить похвалу, вознаграждение за свой труд, и дети — не исключение.
ВПР 2024 будут проводиться по образцам и описаниям контрольных измерительных материалов 2023 года
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся уже 5 лет. А в чем отличие МЦКО от ВПР в 4 клас. Новых демоверсий ВПР на 2024 год не будет. Об этом Рособрнадзор сообщил в письме №02-422 от 04.12.2023: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщает, что учитывая преемственность содержания учебных предметов, предусмотренную. Узнайте, когда появится расписание работ МЦКО на 2023-2024 учебный год, обязательны ли для учеников мониторинг и диагностика, сколько стоит услуга и кому она необходима. Редактор статей и новостей об образовании и EdTech.
График проведения ВПР и диагностик МЦКО — 2024
И снова ВПР. Зачем они нужны? | московский центр качества образования. |
Чем впр отличается от егэ | Надо понимать, что между уровнем сложности заданий предметной диагностики повышенного уровня МЦКО и вступительными экзаменами в сильных школах Москвы — огромная разница. |
В Минпросвещения считают возможным отказ от региональных и муниципальных контрольных работ
Всероссийские проверочные работы (ВПР) вошли в повседневную жизнь школьников уже пять лет назад. Всероссийские проверочные работы вошли в повседневную жизнь школьников уже пять лет назад. Оценка качества работы школ.
Всероссийские проверочные работы в 2024 году
Школы перед началом учебного года обычно знакомятся с годовым планом диагностик и включают их в свой мониторинг качества обучения. МЦКО и хоумскулинг Распространяется или нет диагностика на ребёнка, который учится дома, зависит от того, на какой форме обучения он находится юридически: Семейное образование. Заочное обучение. Это одна из форм обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок хоть и не ходит в школу каждый день, но находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам.
Если ребёнок находится на заочном обучении и имеет московскую регистрацию, участие в проверках МЦКО для него обязательно. Будь то добровольная администрация школы сама приняла решение об участии или обязательная администрации школы сообщили сверху, что нужно участвовать диагностика. Но есть и те, кто предпочитает заочную форму. Но мы сотрудничаем с аккредитованными московскими школами, и если вы зачислитесь туда на заочную форму, то работы МЦКО станут для вас обязательными.
Как готовиться к диагностике МЦКО На сайте Центра можно пройти демоверсии диагностик по всем предметам раздел — «Инструктивно-методические материалы». Главное — не бояться!
Эти результаты не влияют на получение аттестата и на перевод в следующий класс.
В то же время предусматривается использование результатов Всероссийских проверочных работ на разных уровнях системы управления образованием [2]. В начальной школе ВПР проводятся по математике , русскому языку в две части, первая — диктант; вторая — тестовая часть и окружающему миру. В 5-х и 6-х классах ВПР пишутся по истории , обществознанию, биологии , географии, русскому языку и математике.
Время для проведения ВПР входит в состав учебного дня. Приказом директора изменяется расписание и проводятся ВПР одновременно для всех классов параллели. Всероссийская проверочная работа проходит в основном в течение одного урока, однако ВПР по русскому языку и математике проходят в течение 2-х уроков.
Впервые ВПР были проведены в 4-х классах весной 2016 года по русскому языку, математике и окружающему миру. В 2018 году эти работы проводятся для обучающихся 4-х русский язык, математика, окружающий мир , 5-х русский язык, математика, история, биология , 6-х русский язык, математика, история, биология, география, обществознание и 11-х классов иностранные языки, история, география, химия, физика, биология. В российской системе образования ВПР являются самыми массовыми оценочными процедурами.
Этот вопрос каждая школа решает самостоятельно. Многие берут за основу результаты ВПР, чтобы не проводить еще одну работу. Обязательно ли ставить оценки за ВПР? Нет никаких нормативных документов, которые обязывают или запрещают ставить оценку за эту работу — здесь тоже школа решает сама. Когда мы проводили опрос среди школ, то мнения разделились примерно пополам. Часть школ ответили, что нужно, и они это делают.
Другая половина написала «нет, не нужно», и они этого не делают. Какие школы попадают в черный список? Это школы с аномально высокими результатами — выше, чем в целом, например, по региону. Если показатель был честным, то достаточно второй проверки, чтобы все данные подтвердились. Если же подтасовка подтвердилась второй проверкой, то по таким школам уже принимаются отдельные решения.
Каждая школа обязана составлять единый для образовательной организации график проведения оценочных процедур, и ознакомиться с ним может любой желающий на официальном сайте школы в разделе «Сведения об образовательной организации» ищите внутри подраздел «Документы». Согласно такому графику , у пятиклассника за год набегает порядка 44 оценочных работ, а у семиклассника — около 68 в зависимости от вертикали, если говорить о Москве.
Даже при грубом подсчете выходит, что это не больше 2—3 контрольных в неделю. Причем участие школы в тех или иных исследованиях качества образования — национального, регионального или международного уровня — напрямую должно влиять на количество работ и, соответственно, сокращать их количество. Диагностические работы для всех Каждый год московские школьники пишут диагностические работы МЦКО Московский центр качества образования. Это форма мониторинга результатов обучения, которая нужна, чтобы можно было не только оценить, как тот или иной предмет дают в определенной школе, но и как в целом обстоят дела, положим, с математикой или биологией по городу. Здесь есть важный нюанс : школы, с одной стороны, имеют право не участвовать в этом мониторинге — это сугубо добровольная история. Но каждый год МЦКО выбирает ряд образовательных организаций, в которых работы будут проведены в обязательном порядке. Причем школу уведомляют об этом буквально за три дня до проведения.
Так что по факту все школы города все равно готовят своих учеников к этим диагностикам, в том числе и чтобы получить возможность вступить в городской проект образовательные вертикали или продолжить участие в нем — подробнее об этом можно прочитать в материале «Математическая вертикаль» и еще 4 направления, куда можно поступить с 7-го класса. Помимо предметных работ, школьники также пишут диагностику по читательской, математической и функциональной грамотности. Оценки за диагностические работы не должны иметь принципиального значения для итоговой отметки в ЭЖД — но это, как всегда, остается на усмотрение школы, и нужно смотреть локальные нормативно-правовые акты, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией.
Систему проверки качества школьного образования в РФ подчинили правительству
Она состоит из региональных и федеральных процедур: Национальное исследование качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), Государственная итоговая аттестация для 9 классов (ГИА-9) и для 11 классов (ГИА-11). Московский центр качества образования: В сервисе «Мои достижения» появились демоверсии Всероссийских проверочных работ. всероссийские проверочные работы, их пишут все учащиеся школ Российской Федерации (дети с ОВЗ и дети-инвалиды по согласию родителей/ законных представителей).
Всероссийские проверочные работы
К сожалению, многие школы столицы воспринимают проведение контрольных срезов как некий конкурс и вместо демонстрации реального уровня знаний учащихся стараются всеми силами получить наивысший результат. Независимый взгляд экспертов Каждая образовательная организация, будь то школа, гимназия или лицей, имеет свою базу диагностических проверочных срезов по каждому из предметов, после проведения которых педагоги выполняют аналитику и составляют отчеты. Методика позволяет сравнить успешность учеников в рамках одной школы, но не позволяет сравнивать достижения учащихся разных учебных заведений, так как внутренние мониторинги имеют три существенных недостатка: существенные отличия в КИМах, которые составляют сами педагоги; необъективность проверки, ведь учитель сам выставляет оценку, зная наперед уровень каждого ребенка. Принцип проведения проверок В 2023-2024 учебном году образовательная организация может оказаться в списке МЦКО двумя способами: Если окажется в перечне выбранных по методу слепой жеребьевки. Если самостоятельно изъявит желание принять участие в диагностических срезах.
Такой уровень наверняка заинтересует многих работодателей. Наличие в образовательной организации учителей, достигших экспертного уровня, необходимо для повышения ее конкурентоспособности и формирования экспертного сообщества. Вместе с тем необходимо учесть, что ученики предпрофессиональных классов тесно работают с преподавателями профильных вузов. Они сравнивают уровень предметной подготовки их школьного учителя с уровнем знаний преподавателей, работающих в научно-исследовательских лабораториях. Важно предложить педагогам профильных классов такие контрольные измерительные материалы, которые были бы ориентированы не только на школьную программу, но и на программы первых курсов профильных вузов. Мы иногда слышим, что тренер, воспитавший чемпиона, сам им никогда не был. И будто бы учителю, который готовит ребят к ГИА, совсем не обязательно самому иметь высокий результат. Но любой чемпион сам в совершенстве владеет теорией и практикой. Также учитель должен хорошо разбираться в предмете и методике его преподавания. Ученики и родители будут больше доверять школе, в которой работают такие учителя, педагоги, воспитатели. И у тех, и у других одинаковые цели. Во-первых, итоговые работы призваны проверить состояние качества образования в образовательных учреждениях. Во-вторых, благодаря им выявляется фактический уровень знаний учащихся по тем или иным предметам, их теоретические знания и практические умения. И, в-третьих, итоговые работы направлены на контроль исполнения учебных программ и календарно-тематического планирования в учебных заведениях. На официальном сайте Московского центра качества образования можно найти всю актуальную информацию в разделах, касающихся мониторинга и диагностики. Организация и проведение административных контрольных и проверочных работ в образовательных учреждениях Проведение итоговых работ должно быть строго по графику, утвержденному директором школ. Их проводят по всем предметам, за исключением музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, физкультуры и основ религиозных культур и светской этики. То, какими будут задания в работах решает учитель-предметник, но согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе — обязательно. Во время проведения контрольной работы помимо учителя-предметника присутствует ассистент, той же специальности или из числа администрации. Работы ученики пишут на специальных проштампованных листах. Время выполнения заданий — один учебный урок. По звонку все работы сдаются, никто не имеет права задерживать. Если кто-то из учеников не успел написать — такое задание будет считаться невыполненным. Проверять работы должен учитель и ассистент в течение одного дня. Оценки выставляются согласно требованиям. Диагностические и контрольные работы, мониторинг МЦКО Проведение подобного рода проверок должно быть запланировано заранее. Не позднее чем за две недели до проведения учителя и ученики должны быть предупреждены. Проверочные работы проверяют учителя-предметники в течение трех дней, а мониторинговые исследования анализируются в центре МЦКО. Образовательные учреждения обязаны не препятствовать проведению подобного рода поверок, а наоборот всячески способствовать и максимально качественно организовывать проведение. Результаты обсуждаются на педагогических советах, выносится информация и рекомендации для дальнейшей эффективной работы. Работы оцениваются по той системе, с которой работает школа. Эта оценка влияет на выставление итогового балла за промежуточную аттестацию. Такого рода проверки позволяют максимально объективно проверять качество знаний учащихся и эффективность подачи знаний учителями-предметниками. Школы могут сами подавать заявки на проведение независимой диагностики. Итоговые выпускные экзамены Подробная информация об этом виде итоговых работ представлена на официальном сайте Регионального центра обработки информации города Москвы. Официальный сайт Регионального центра обработки информации г. Москвы — главная страницаНа этом сайте можно найти всю нормативно-правовую базу экзаменов, расписание, результаты, тренировочные задания, актуальные новости, информацию о подаче апелляций. Вся информация достоверная и актуальная.
ВПР проводятся на уроке. Для определения уровня знаний обучающихся по предметам письмо Рособрнадзора от 08. Почему не нужно бояться ВПР? Это обычная проверка знаний. Школьники часто пишут контрольные работы по разным предметам, одну из них заменили ВПР. Какие задания содержит ВПР? Все ли задания сложные? Разного уровня сложности письмо Минпросвещения России от 01.
Зачем хотим, чтобы работу по химии или биологии написали все выпускники школы, в том числе считающие себя гуманитариями? Отнюдь не для того, чтоб усложнить им жизнь. Сделано это для того, чтобы увидеть реальную картину с состоянием образования в школе. ЕГЭ здесь не показателен, ведь ребята, избравшие для себя определенные предметы на ЕГЭ, мотивированы, они будут дополнительно заниматься. Их результат - это не только результат работы школы, учителя. ВПР тут будет более точным индикатором и "тревожным звоночком", если в школе, регионе, муниципалитете есть проблемы с преподаванием отдельных предметов. Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение. Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки. А федеральные и региональные органы образования, да и сами директора школ, и, что немаловажно, родители могут увидеть реальную картину - чему смогли или не смогли в их школе научить. Ученики, будущие выпускники, их родители и учителя — в переживаниях… — Не надо страхов и ажиотажа, переживать незачем. Речь идет всего лишь о контрольных работах по итогам изучения соответствующего предмета. Такие контрольные работы проводились и проводятся школами по всем предметам, это совершенно естественная часть образовательного процесса. ВПР не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним ВПР не нужно как-то специально готовиться — просто нужно учиться. Мы не рекомендуем школам учитывать результаты ВПР при выставлении оценок в аттестат. Если такое решение принято, то дальше директор должен выпустить распоряжение, на основании которого определяется, кто и как участвует в контрольной работе. Например, хочет сосредоточиться только на подготовке к тем предметам, по которым будет сдавать ЕГЭ — такой вариант возможен? В законе есть описание полномочий школы по организации различных форм аттестации. Если учитель в классе объявляет, что в такой-то день состоится контрольная работа, то ученики ведь не принимаются оспаривать это решение? Если ученик собирается поступать в технический вуз, разве это означает, что он должен вообще отказаться от изучения основ истории своей страны? Или основ функционирования своего собственного организма, или элементарных законов природы? Давайте не будем превращать выпускников в "специалистов, подобных флюсу" Козьма Прутков - ред. Все школьники и так изучают остальные предметы — годами. Если вы ссылаетесь на Козьму Пруткова, приведу еще одно его высказывание: "Ничего не доводи до крайности". Ну а вопрос о добровольном участии учеников в ВПР задан в связи с вашим же недавним интервью, в котором вы, цитирую, сказали буквально следующее: "Участие школ [в проведении ВПР] — добровольное. Более того, добровольно участвуют и сами ученики". Но там действительно проверяются наиболее значимые аспекты каждого предмета — то, что важно для дальнейшей жизни и общего развития. Остальные решения могут быть приняты только после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными сообществами. Будущее покажет, какая организационная форма проведения ВПР окажется наиболее эффективной. Для 5-х классов ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии пройдут в режиме апробации, то есть на добровольной основе. В ноябре мы также провели ВПР по русскому языку для 2-х и 5-х классов, в которых приняли участие примерно четверть школ страны. Может быть в дальнейшем, при проведении школой самооценки своей работы, имеет смысл учитывать массовость участия в ВПР, поскольку результаты ВПР позволяют сделать школу прозрачной, дать больше информации о ее работе для родителей и общественности. С учетом того, что участие было добровольным, это впечатляющий показатель. У нас пока нет данных, сколько школ проведут ВПР в 5 и 11 классах весной, но мы надеемся, что участие будет не менее активным. Учителей уволят? Где-то будут отличные результаты — а в этом случае что последует? Но если директор решится провести работу объективно, то он, а также все учителя и все родители получат весьма ценную информацию, с которой дальше смогут работать. Это совершенно естественный путь, известный школе с незапамятных времен. Ничего нового тут нет, контрольные работы проводились всегда. Особенность ВПР только в том, что школа и родители получают возможность увидеть свои показатели в сравнении со всей страной. И если ребенка чему-то не смогли научить — нужно работать с этой школой, с учителем, заниматься его переподготовкой и повышением квалификации, чтобы ученик любой школы мог получить полноценное образование. Будущим выпускникам и так тяжело, это очень ответственный, напряженный год, который фактически оказывает влияние на всю жизнь. Зачем еще больше загружать одиннадцатиклассников? Уж чему научили — то и получится на выходе. Может, стоит все же начинать реформы в младших и средних классах, чтобы постепенно подготавливать будущих выпускников к новым реалиям? Это путь к большей честности в образовании, возможность для выпускников с полным правом говорить о получении общего среднего образования, а не специализированной подготовки по трем предметам ЕГЭ. Алексей Иванович, а какие вопросы школы задают чаще всего? Оценка учебных достижений обучающихся - важнейшая часть этого процесса. Если такой мониторинг ориентирован только на использование внутренних материалов контрольных работ, диктантов , которые готовят учителя школы, то у педагогического коллектива может сложиться субъективная картина оценки учебных достижений. Кроме того, в этом случае отсутствует возможность сравнивать успехи своих школьников с достижениями учащихся других образовательных организаций. Таким образом, участие в независимых диагностиках учебных достижений позволяет школам получать объективную информацию о качестве обучения, сравнивать результаты своих учащихся с результатами по городу или округу, знакомиться с достижениями лучших образовательных организаций и ориентироваться на них. Анализ ошибок и недочетов по результатам каждой из диагностик позволяет своевременно корректировать процесс обучения для достижения в дальнейшем более высоких результатов. Поскольку все диагностики проводят по годовому плану, то у администрации школы есть возможность еще до начала учебного года ознакомиться с перечнем мероприятий и включить выбранные диагностики в план внутреннего мониторинга качества образования.