Что касается акватории озера Байкал, то там процесс становления льда только начинается. Сейчас толщина льда на переправе составляет от 47 до 50 сантиметров. 8 января в этом популярном у туристов месте толщина льда на озере составляет не более 20 сантиметров при норме 25. Зима - 5 февраля 2023 - Новости Иркутска -
Озеро Байкал зимой: когда лучше ехать и что посмотреть
Зимний дайвинг Зимой очень сложно передать на фотографии нереальность сказочного мира подлёдного Байкала. Присутствие, доступное избранным… Впервые увидевшие ледяное великолепие изнутри, попадают в состоянии эйфории, теряют дар речи и выражают свои впечатления после дайвинга весьма эмоционально и очень разнообразно. Зимой в Сибири температура воздуха достигает — 30-40 по Цельсию. В такую погоду лучше вообще на улице не показываться.
Но нет, находчивые туристы всегда найдут повод завести мотор автомобиля и отправиться на Байкал… поплавать. И не просто поплавать: понырять с аквалангом там, где толщина льда не менее 1,5 метра. Подводная архитектура льда — это настоящее чудо.
Феерия снежинок, застывших воздушных капелек и водного пространства. Как правило, перед началом заплыва дайверы проходят специальный инструктаж. Если Вы ни разу не ныряли с аквалангом, дорога на Байкал для Вас закрыта по крайней мере, в зимний период.
Ныряние под лёд считается одним из самых сложных и новичкам здесь не место — таковы правила. Если же опыт имеется, после инструктажа по технике безопасности Вам предложат заполнить 2 формы и отправят в конечный пункт назначения на автомобиле. К слову, несколько километров придётся ехать по заснеженному льду Байкала.
Бояться не стоит: выдержать внедорожник способен даже 50-сантиметровый лёд. Далее Вы облачаетесь в скафандр обязательно сухой и готовитесь к погружению. Под костюм аквалангисты поддевают тёплый свитер и штаны — тогда любой лёд не страшен.
Важно не выпускать из рук трос, который Вам вручат перед погружением. Под ледяным стеклом всё кажется одинаковым и найти прорубь можно только с помощью троса — эдакой нити Ариадны. Описать подводный мир Байкала в зимнее время невозможно.
Фантастика да и только! Правду говорят: прежде чем покорять космос, человечество должно освоить водные глубины планеты. Заметим, что около половины живых обитателей Байкала являются уникальными.
Зимнее погружение в глубины Байкала может быть организовано байкальским дайв-клубом "Три измерения".
В Тайшетском районе лед от 20 до 40 сантиметров. В заливах Братского, Усть-Илимского, Иркутского водохранилищ толщина льда варьируется от 10 до 40 сантиметров. Что касается акватории озера Байкал, то там процесс становления льда только начинается.
В заливах Ольхонского района толщина пока от 10 до 25 сантиметров. В Усольском районе на реке Белой толщина льда достигает 40 сантиметров, на реке Китой лед от 20 до 30 сантиметров.
Также спасатели установили 78 запрещающих знаков. Но мало кого это останавливает. Регулярно на лёд выходят десятки людей. А это опасно.
В заливах Братского, Усть-Илимского, Иркутского водохранилищ толщина льда варьируется от 10 до 40 сантиметров. Что касается акватории озера Байкал, то там процесс становления льда только начинается. В заливах Ольхонского района толщина пока от 10 до 25 сантиметров.
В Усольском районе на реке Белой толщина льда достигает 40 сантиметров, на реке Китой лед от 20 до 30 сантиметров. В Зиминском районе на реках Зиме, Оке лёд до 45 сантиметров, местами промоины.
Особый лёд? Почему на льду Байкала не бывает много снега
Чистота и прозрачность льда обусловлена особенностями климата и самого озера, а его толщина достигает 2 метров. Толщина льда в заливах колеблется от 50 см до 1 метра. Лёд Байкала Вроде каждый год одно и то же, но всё же разное. Вот и в этот раз Байкал нас порадовал красивейшим прозрачным льдом. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться на автомобилях. Но меня пытались успокоить: толщина льда на Байкале 1,5-2 метра. Лед толщиной 10–15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см – вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники.
МЧС: На Байкале процесс становления льда только начинается
В Ольхонском районе на озере Байкале в Усть-Ангинском заливе – лёд, толщина которого – 50-60 сантиметров, в районе Бугульдейки вдоль береговой полосы – 40-50 сантиметров. Таким лед на Байкале бывает нечасто, говорят те, кто за ним давно наблюдает. Вся проблема заключается в том, что встаёт крепкий лёд на Байкале зимой довольно-таки поздно по меркам прочих российских водоёмов. Самый прочный лед на Байкале в феврале и марте. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться на автомобилях.
Опасности зимнего Байкала
Если в местах скопления пузырей сделать отверстие и поднести спичку, то газ будет гореть как газовая конфорка. Такие небезопасные эксперименты даже снимали на видео. Вот такие они, пузыри: Опасно ли это? Только там, где есть очень большое скопление газа и он может прорваться наружу например, при смещении. Такой феномен не раз наблюдали местные жители, которые по ночам видели столбы пламени над поверхностью озера. Раньше этим вспышкам даже приписывали мистическое происхождение, однако это лишь горючие газы. Летом они выходят на поверхность в виде всплывающих пузырьков.
Есть два места, где можно практически каждый год найти лед с пузырьками: Большое Голоустное и бухта Песчаная. В Песчанку можно добраться только на хивусе с туром или экскурсией. А вот в Большое Голоустное из Иркутска можно съездить даже на один день на машине 120км. Учтите, что мелкие пузырьки следует искать недалеко от берега, а большие пузыри обычно расположены дальше. Трещины и торосы На озере часто можно увидеть широкие трещины, которые могут быть наполнены водой. Но еще более интересны торосы — это нагромождения обломков льда, достигающие от 2 до 12 метров в высоту!
Торосы образуются в результате давления при повышении температуры и сужении щелей. Во время этого процесса твердая поверхность разрушается, и в результате появляется множество обломков разных размеров. В таких местах можно найти абсолютно прозрачные льдины и устроить фотосессию. Посмотрите какая толщина и какой при этом чистый лёд, это восторг! Причудливые узоры Не обязательно искать пузырьки, трещины, торосы или гроты, потому что в разных местах лед образует уникальные узоры. То он похож на паззлы, то на космос, то на стекло.
В ночное время они слабо затягиваются льдом, что днём несёт смертельную угрозу для автомобилистов. Выезд автотранспорта на ледовую поверхность Байкала вне ледовых переправ запрещен. За такое нарушение предусмотрено административное наказание, напомнили в Главном управлении МЧС по Бурятии.
Наиболее безопасными для пассажиров сейчас являются аэролодки, которые могут передвигаться как по льду, так и по воде.
Но не всегда это показатель безопасности. Так вот, не очень честные на руку аборигены специально накатывают следы через "гиблые" места, где шансов провалиться многократно больше, чем в ста метрах правее. И чужаки попадаются в хитро расставленные ловушки, обеспечивая "коммерсантов" хлебом на весь год. Перед нами типичное торошение, когда одна льдина "наползает" на другую под силой сейсмической активности или ветра. Весь байкальский регион трясет постоянно, и землетрясения здесь регистрируются чуть ли не ежедневно. Как следствие, сплошного ледового покрова на Байкале не бывает никогда. Постоянно возникают подвижки и трещины, огромные массы льда приходят в движение. А теперь представьте, если вы холодной ночью натянули на уши одеяло, то, практически наверняка, пятки ваши вылезут наружу.
Так и со льдом — если где-то льдина полезла на берег или на другую льдину, значит где-то, может в десятке километров, образовалась трещина. Ширину трещины можно себе представить взглянув на ширину тороса. Согласитесь, машина в такой ров нырнет без затруднений. Вот типичная трещина. На первый взгляд, ее можно перемахнуть в два счета, разогнавшись километров до 80 в час. Но сломя голову штурмовать такие препятствия нельзя, и вот почему. Мы не знаем историю этой трещины, а она могла быть следующая: льдина лопнула во время очередного землетрясения, и ее оттянуло ветром метра на два, а может и три. Вода, вышедшая на поверхность льда по всей длине трещины под давлением метровой толщи, быстро замерзла, а поверх этой корочки ветер тут же надул снежок. С виду — идеальный лед.
Потом льдина опять стронулась, и этот самый тоненький ледок вновь треснул, образовав трещину, как на фото ниже. Нужно ли говорить, насколько опасна такая "обманка". В байкальских деревнях, если поспрашивать у аборигенов, вам могут показать буквально в лепешку раздавленные машины, которые по невнимательности ввалились в трещину, а пока хозяева пытались достать машину из ловушки, та "захлопнулась"… Это одна из причин, почему рыбаки ездят на промысел на очень дешевых драндулетах. Это совсем не значит что они сильно бедные и еле сводят концы с концами. Просто утопить Audi Q5 немного жалко. Да даже Q3, и то жалко! Некоторые вон даже пешком на рыбалку ходят, и ничего! Неделю туда, неделю обратно, но зато машина цела и невредима Двигаясь вдоль берега, сложно устоять от искушения ступить на берег или забраться в одну из многочисленных пещер. Но не забывайте, что большая часть байкальского побережья имеет статус заповедника, и подобная любознательность противозаконна.
И Бог с ним, с законом, но представьте сколько желающих эту нетронутую природу сделать тронутой… так что давайте воздержимся, заповедник — есть заповедник, и если останавливаться на постой, то только в бухтах, где очевидно присутствие человека.
Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля 1899, 1932, 1952, 1959, 2004 гг. В южной части Байкал закрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной части — 6—6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.
Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — в два раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед. Торосы обычно бывают 1,5—3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 метров. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время. Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами.
Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь.
Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера.
Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега. Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную.
Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив.
Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку. Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы.
Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы. У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега.
Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку. Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек.
Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед. Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов. В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г.
На Байкале начал активно таять лед
Лёд толщиной 40 см может выдержать до 17 тонн, а вообще Байкал промерзает на полтора метра. начала апреля, максимальные значения - 100-110 см. Говоря об особенностях замерзания Байкала этой зимой, Ломинога отметил, что уже второй год подряд первым замерзает юг озера, а север - вторым. Но настоящая зима впереди — она еще покажет свой характер, закует Байкал в мощные ледяные оковы: к концу зимы толщина льда на Байкале достигнет 1 м. Чтобы воочию увидеть зимнее царство Байкала, дождитесь пока лёд полностью замерзнет. В Ольхонском районе на озере Байкале в Усть-Ангинском заливе – лёд, толщина которого – 50-60 сантиметров, в районе Бугульдейки вдоль береговой полосы – 40-50 сантиметров. Толщина льда на Байкале достигает 1,5−2 метров!
Катание на коньках
- У вас включен VPN?
- Опасности зимнего Байкала
- Перволёд Байкала. Зимний сезон 2023 #ледбайкала - YouTube
- Трещины и торосы заметили на льду Байкала | Новости России - Новости страны | Известия | 01.03.2024
- Ответы : Озеро Байкал замерзает или нет?
Лёд Байкала. Что и когда посмотреть зимой
7 ч. у. Байкал покрылся льдом, толщина льда за гаванью от 25 до 10 сантим. К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Спортсмен нырнул под лед Байкала на глубину 90 метров.
Нежная поступь зимы. Часть 1. Как замерзает Байкал?
Зимний холод приходит на Байкал довольно рано, но озеро покрывается льдом не раньше января. Почему важно увидеть зимний Байкал Лед на Байкале Толщина льда, достаточная для прогулок, образуется в период февраль-март. Лёд на Байкале настолько прочный, что по нему спокойно ездят внедорожники, а в 1904 году даже ходил поезд по специально проложенной зимней железной дороге. Лёд на Байкале имеет важное практические применение — не только для туристов, но и для местных жителей. вес вертолета или паровоза.