Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се.
Иранский Азербайджан - история и политика
"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю | Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. |
Иранский Азербайджан и армянский след | Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. |
Иранские азербайджанцы | Азербайджанский паспорт переместился с 74-го на 72-е место Индекса из-за изменений в позициях других стран. |
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера.
Какие народы живут в Иране….
В свою очередь в Иране встречаются встречные призывы к восстановлению контроля над Северным Азербайджаном. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Что они собою представляют? Азербайджанское национальное самосознание - это продукт советского времени, иранских тюрок оно затронуло в намного меньшей степени. Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские.
Там каша: кого и кем считать. Нередко были и тюркские правящие династии и тюркская, но персокультурная, военная аристократия. Сейчас их верховный аятолла азербайджанец, давящий азербайджанских националистов. Иран вообще продвигает наднациональный подход, первична религия.
Плюс конкурентов у персидской культуры нет, она и за пределами Ирана была доминирующей на Востоке, как в Европе долгое время французская. В Иране есть свой «исторический Азербайджан» включающий три области и в названии двух из них присутствует термин «Азербайджан».
Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся. Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати. Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв.
Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент. Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15. Один из в высшей степени показательных признаков иранской атрибуции Азербайджана — топонимия края, которая — не считая поздних тюркских элементов с топоформантами —ли, -кенди, -пинар и т. Понятно, если название городов Табриз или Ардабиль имеют однозначно иранскую этимологию, то очевидно, что население этих мест в старину не могло быть тюркским. Разумеется, тюркская речь была привнесена сюда позднее, а обитатели этих городов по всем прочим параметрам — иранцы или, скорее, автохтоны региона, принадлежащие к доиранскому этническому корпусу северо-западных областей Иранского плато. Местная топонимия, действительно, подтверждает эту истину и наличием в ней урартских элементов, то и дело проскальзывающих в мощном иранском топонимическом слое. Diakonoff, S.
Арутюнян, Топонимика Урарту, Ереван, 1985, с. Асатрян, «Заметки о топонимии Талышистана», Orientalia, том 11, Ереван, 2011, сс. И значение композита в целом остаётся непонятным. Ясно, что мы имеем дело с тюркской адаптацией более раннего иранского топонима. Это слово отмечено и в гидронимии региона ср. Доиранская, в частности хуррито-урартская топонимия в регионе, в том числе в Атурпатакане, насколько мне известно, до сих пор не была объектом специального исследования 17. То же самое относится и к изучению субстратных этнотопонимов и гидронимов типа Хар-хар, Гар-гар и т. Минорским 18. Достаточно сказать, что в целом в серьёзной работе Г.
Гейбуллаева 19 этот пласт топонимов на территории Ширвана и Аррана вообще не рассматривается. В армянских источниках, начиная с Хоренаци V в. Но точный денотат этого древнего племенного обозначения до сих пор не установлен. Гейбуллаев, Топонимия Азербайджана, Баку, 1986. Что касается граждан закавказской тюркоязычной республики Азербайджанской Республики , именуемых азербайджанцами по официальному названию их страны, то это недавняя история, и она хорошо известна. Переименование в «Азербайджан» закавказских областей Арран и Ширван, входивших некогда в состав древней Албании и составлявших позднее — до советизации края — Бакинскую губернию и часть Елизаветопольской губернии Закавказского края, произошло 15 сентября 1918 года после оккупации Баку турецкими войсками под командованием Нури-паши и приглашения в город Мусаватистского правительства. Политическая подоплёка этого акта предполагала объединение в будущем новообразованной республики с иранской провинцией Азербайджан. Интересен в этом отношении ответ русского востоковеда академика В. Бартольда одному из студентов Бакинского университета после серии лекций, прочитанных им в ноябре—декабре 1924 года на восточном факультете названного заведения.
Вопрос студента: «Под Азербайджаном часто подразумевают персидский Азербайджан, по ту сторону Аракса, с главным городом Табризом. Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном в этом отношении или это есть Ширван? Ответ академика В. Бартольда: «Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван — это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др. На этом основании было принято название «Азербайджан», но, конечно, теперь, когда слово «Азербайджан» употребляется в двух смыслах — в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду: Азербайджан персидский или этот Азербайджан» 20. Деникин: «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций П Гарник Асатрян, Профессор, доктор филологических наук. Заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета.
Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса.
Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем.
От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу.
Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в.
Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач.
В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей.
Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане.
Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс.
Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае.
Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в.
В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне.
В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян.
Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани. Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку.
Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут. И те же вопросы, те же собеседования.
Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее. Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы».
Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке. Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить? Нам и двух своих рахбаров хватает.
Их портреты висят всюду в Иране. Словно наблюдают за каждым нашим шагом. Что касается Армении, то бывали и еще побываем. И никаких препятствий со стороны армянских офицеров таможни не было.
В Баку больше не поедем. В Джульфе я пробыл ровно сутки. Впрочем, этого достаточно для того, чтобы осмотреть весь город и поговорить с его жителями. После завтрака я вызвал такси и отправился в Нордуз — к ирано-армянскому пограничному КПП.
Ехали сначала вдоль линии ирано-азербайджанской границы, затем ирано-армянской. Водитель часто останавливался, чтобы я смог поснимать Аракс, красоты местные и село Чотан, находившееся от нас в нескольких десятках метров. До 1990 года Чотан был армянонаселенным селом в Нахичеванском крае. Теперь в нем живут только азербайджанцы.
За разговором с таксистом время пролетело быстро. В Нордузе водитель отказался принимать у меня плату за проезд. Снова все то же: «Ты наш гость». Я настоял и оставил купюры в кабине.
Благодарный иранский водитель взял мои сумки и сопроводил до КПП. Там уже поджидали армянские таксисты клиентов. Замечу, что гражданам Армении виза в Иран не требуется. Поэтому армянские водители беспрепятственно пересекают пешком границу, чтобы уже на иранской стороне найти пассажиров до Еревана.
Мой водитель подошел к армянскому коллеге: — Этот парень мой гость. Сколько будет стоить ему проезд до Еревана? Армянский таксист ответил: — С одного — 25 долларов. Нужно еще три человека.
Замечу, что беседа таксистов была на фарси. Как оказалось, почти все армянские водители, «бомбящие» уже много лет от иранской границы до Еревана, говорят на фарси. Жизнь научила. Через считанные минуты мой иранский водитель привел своему армянскому коллеге еще троих пассажиров.
Это были молодые иранцы, едущие в Ереван развлечься и отвлечься от шариатских табу. Я поблагодарил его за помощь, попрощался и направился к таможенникам. Иранский стяг и портреты рахбаров с хмурыми лицами остались позади. В Ереван добирались восемь часов.
Таксист, как и обещал своему иранскому коллеге, доставил меня прямо к отелю. Протягиваю армянский эквивалент 25-ти долларов. Водитель не берет. У меня глаза округлились от удивления.
Что происходит? Я же в Армении. Армянский таксист отказывается брать плату за проезд? Оказалось, все намного проще: мой иранский водитель тайно от меня уже заплатил своему армянскому коллеге за мою доставку.
Ай да, Иран! Ай, да иранцы! Вот оно, главное отличие иранского 1396 года от нашего убогого 2017-го. Вадим Арутюнов,.
Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи , в 1981 стал президентом , а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами. Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» перс. Сепаратизм Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой. В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией.
Сколько азер
Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Мы сделаем всë возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, включая азербайджанцев, проживающих в Иране», – заявил в конце ноября президент Ильхам Алиев. Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Азербайджане или Иране - лучше жизнь? Сравнение показателей экономического развития, минимальной и средней зарплаты, уровня цен, средней продолжительности жизни, уровня преступности, качества медицинского обслуживания и.
Иранский Азербайджан и армянский след
Какие народы живут в Иране…. | Обещанное Миргусейном Мусави снятие запрета на преподавание в школах азербайджанского языка может привести к пробуждению среди иранских азербайджанцев национального самосознания. |
Сколько Азербайджанцев в Иране? | Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? |
Иранский Азербайджан - история и политика | Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. |
Дело этнических азербайджанцев в Иране - EU Reporter | 90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. |
Сколько миллионов азербайджанцев в мире?
По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы. Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана.
Sorry, your request has been denied.
Сколько азербайджанцев живет? В Российской Федерации численность азербайджанцев составляет 474,5 тыс. Чьи потомки азербайджанцы? Верующие главным образом мусульмане-шииты, на севере Азербайджана и юге Дагестана есть также сунниты ханафитского мазхаба. Кому генетически близки азербайджанцы?
Согласно последним статистическим данным, население провинции Казвин составляет 1 273 761 человек, провинции Хамадан — 1 738 234 человек. Как указывают эксперты, если принять во внимание, что треть тринадцатимиллионного населения Тегерана составляют азербайджанцы, приблизительная численность азербайджанского населения достигает почти 18 млн человек.
Язык, религия и культура Основу лексического состава современного азербайджанского государственного языка составляют тюркские слова. Наблюдается большее лексическое и грамматическое сближение с турецким языком вследствие тесных культурных и политических связей. Напротив, в азербайджанском языке населения Ирана ощущается много персидских слов и словосочетаний, также есть большое различие в нормах литературного произношения.
Об этом Oxu.
Az сообщает со ссылкой на Modern. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек.
Тот же график многомерного масштабирования показывает, что азербайджанцы с Кавказа , несмотря на предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами например, персы и т. Другие исследования подтверждают, что в настоящее время основной генетический фонд Ирана происходит от древних автохтонных людей, а генетический вкладочных народов будет незначительным. Таким образом, иранские азербайджанцы имеют самое близкое расстояние к иранским курдам, и нет существенной разницы между этими двумя популяциями и другими этническими группами Ирана. Согласно исследователю исторической географии Ксавье де Планхолу: «Азери материальная культура, являющаяся результатом этого многосветского симбиоза, представляет собой тонкое сочетание элементов народов и вклада кочевников... Это турецкий язык, на говорят иранские крестьяне».
Ричарду Фраю : «Тюркоговорящие в Азербайджане qv происходят от более ранних иранских носителей, групп все еще существуют в регионе». По словам Оливье Роя: «Масса огузских тюркских племен, которые пересекли Амударью на запад, покинули Иранское плато, которое оставалось персидским, и обосновались более западнее, в Анатолии , которые были суннитами и осели, и туркменами, которые, были кочевниками и частично шиитами или, точнее, алевитами Последние долгое время сохранили название «туркмены»: начиная с XIII века они «тюркизировали» иранское население Азербайджа на говорившее на западноиранских языках, таких как кавказские таты , который до сих пор встречается в остаточных формах , тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиизме и использовании огузского тюркского языка. Это люди, известные сегодня как азербайджанцы ». Что касается материальной культуры. Наличие массового слоя иранцев, принимающих участие в формировании азербайджанского этноса, наложило свой отпечаток, прежде всего на лексику азербайджанского языка, содержащую большое количество иранских и арабских слов. Последние вошли как в азербайджанский, так и в турецкий язык в основном через иранского посредника. Став независимой, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской культуры.
Они были подкреплены общей религией и общими культурными традициями.
Где проживают азербайджанцы в Иране?
Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. "Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран.
Зачем Алиев начал угрожать Ирану
Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана. По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран.