Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки Ситуация с научными исследованиями в России улучшается, но качество государственного регулирования по-прежнему препятствует практическому внедрению достижений ученых. научные новости. Последние научные статьи, новости и обсуждения в сообществе Новости Российской Науки.
В России появляются новые центры научной силы
Новости науки и техники сегодня | В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах. |
В России появляются новые центры научной силы | Цель МЦНС «Наука и Просвещение»: содействие интеграции российской науки в мировое информационное научное пространство, распространение научных знаний, поддержка высоких стандартов публикаций. |
"Новости Науки" - Последние новости науки, техники и технологий сегодня в Мире | научные новости. |
Новости - Телеканал «Наука» | Для развития науки, по словам парламентария, в первую очередь нужно исполнить указы Президента РФ в части ее финансирования. |
Главные открытия 2023 года в российской науке | Смотрите видео онлайн «Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией» на канале «Радио Sputnik» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 18:59, длительностью 00:51:43, на видеохостинге. |
Что хотите найти?
В День российской науки, который отмечается 8 февраля, Фальков отметил главный итог 2022 года — система отечественных исследований адаптировалась к новым условиям довольно успешно. Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс.
Номинировать претендентов на получение премии могут приглашённые Сбером российские научные и образовательные организации, а также учёные, предприниматели и представители инвестиционного сообщества в сфере технологий. Заявки проходят независимую экспертизу, а лауреатов определяет комитет из авторитетных учёных, специалистов разных областей науки и представителей высокотехнологичных компаний.
Больше половины используемых в ней светодиодов — белые. Чтобы придать им другой цвет, приходится использовать краску. Но чем больше светодиод, тем быстрее он нагревается. Краска начинает плавиться, и яркость снижается. Дальневосточные ученые предложили использовать композитную керамику, которая при тех же процессах не теряет своих свойств. Это открытие позволит создать, например, сверхъяркие фары для авто и самолетов. В чем преимущество российских ученых Чтобы и дальше добиваться подобных результатов, нужно влюбляться в науку с младых ногтей.
И физикам, и лирикам пригодится математическая школа. На президентском совете по этому поводу разворачивается целая научная дискуссия. Это преимущество настоящих талантов поднимает до мировых высот. Лауреаты президентских премий получают свои награды в День науки. Сусанна Гордлеева пытается понять, сможет ли искусственный интеллект заменить разум человека. В этом — будущее, которое они, опираясь на фундаментальные труды предшественников, строят своими руками. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
И что это за частные фонды — миллионеры, передающие грев своей alma mater, НКО в поддержку малоимущих талантливых студентов, фонды от богатых промышленников в развитие прикладных исследований? Это имеет большое значение. На картинке во врезе написано, что «в России не наблюдается интереса бизнеса к инвестированию в науку». Я бы сказал, что в России не наблюдается бизнеса как такового — это либо средний бизнес, который пока еще не сидит, либо заматеревшие и легализовавшиеся представители дикого капитализма, которые сами в 90-е продали станки с отжатых заводов на металлолом ради своих особняков и мерседесов, и ждать от таких персонажей заботы о науке как минимум странно. Нет, можно убедить такого отслюнить денег — на храм, или на салон красоты племяннице, или вот этим сумасшедшим ученым — им в целом все равно. Но это не есть здоровое финансирование науки бизнесом. Кроме того, отмечу, что разнообразные модные коммерческие научные структуры, типа Сколтеха, обмазываются современной мебелью, мониторами и учебным оборудованием по самые брови. Но они представляют собой неких провайдеров знания — приглашают профессоров, организуют учебный процесс, но не являются научной организацией в полной мере. Это хорошо именно для образования, но не для науки, которая должна иметь базу в виде научной школы, преемственности научных направлений. Без этого работа наемных коллективов по грантовым проектам — это и есть те разрозненные, фрагментированные знания, о которых автор упоминал в абзаце про высшее образование. В России сложно начать делать исследование в аспирантуре по своей собственной теме. Я, честно говоря, не встречал аспирантов вчерашних студентов , готовых к грамотному изложению собственной темы и технически подкованных к оформлению ее в виде проекта, гранта, да даже собственной диссертации. Я тоже могу привести пример истории. История 1 Действующие лица: профессор, завлаб П , студент С. Пересказываю не дословно, сжато до сути. П: Чем вы интересуетесь? С: Хочу делать искусственный глаз. Вот все делают матрицы, считывающие со зрительной коры, а я хочу со зрительного нерва, чтобы полностью интегрировать с нервной системой. П: Ну, это очень сложная задача, и с точки зрения материаловедения, отторжения материалов, и с точки зрения считывания сигнала. В России этим почти точно никто не занимается, ну спросите на всякий случай профессора Иванова. За рубежом интеграцией нейроинтерфейса и периферических нервов занимается группа Смита, и еще Джон Доу, и все. С: Ну да, ну я понимаю, но это очень интересно, я прям горю. Хочу сделать такое. П: А какая у вас специальность? Чем вы занимались? С: Я занимаюсь компьютерным моделированием экономических процессов, экономический факультет. Ну вообще я понимаю как работают математические модели процессов. Думаю, смогу смоделировать как нервная система работает. П: А чем вы на дипломе занимались? С: Строили экономическую модель покупки товара. Допустим, вышел ноутбук, мы моделировали прогноз, сколько человек его купит. П: А к нам вам зачем? С: Ну я ничего не понимаю, ни как глаз работает, ничего в этом не понимаю вообще. Поэтому хочу у вас поработать. Чтобы понять. Ну и скажите мне, что следует сделать с таким амбициозным «вижу цель, не вижу препятствий»? Здесь я совершенно на позиции «вредного профессора», что либо человек аспирант под чутким руководством по заданной теме, либо он проявил себя еще на магистерской, знает, что делает и имеет flawless план по своей кандидатской работе далее. В ситуации, когда срыв исследований по гранту грозит возвращением денег, а за малое количество защит могут и диссовет в институте разогнать — я бы не брал в аспирантуру наивных мечтателей и авантюристов. Понимаете, естественнонаучные исследования, а тем более фундаментальные — это работа с перераздутой задачей анализа , а не задачей синтеза, здесь нельзя прийти и скреативить. Слабая обратная связь Здесь — согласен, точнее, отсутствие этой связи. Собственно, как и с любой внутренней политикой, это спущенные сверху решения без возможностей как-то указать на их объективный вред. Тут принцип «разделяй и властвуй» сменили на «объединяй и властвуй», в смысле, лишить учреждения самоидентификации и упростить вертикальное управление. Это не влияет сейчас напрямую на жизнь выпускника или соискателя кандидатской степени, но сильно прессует науку в целом. Слабая культурная поддержка отечественной науки Как уже указали в комментариях к тому посту, автор смотрит немного не в ту степь. Научные фонды в России имеют собственные молодежные гранты. Собственно говоря, никто не запрещает платить молодежи и из немолодежных проектов, а в большинстве прописано, что должно быть сколько-то молодых ученых такой же KPI есть и на возрастной состав нынешних НИИ, к слову. Разного рода федеральных патриотических междусобойчиков, где раздают друг другу грамоты за успехи в детской аэробике и раздачу микроволновок ветеранам, это и не должно касаться. Найти молодежную конференцию в России — не проблема, только приедь. Кстати, мне доводилось наблюдать на них старшеклассников-школьников, которых отправляют туда по вот таким молодежно-просветительским партийным разнарядкам. Без слез на это смотреть невозможно. Все, теперь по моему списку проблем. Финансирование и напряжение Про финансирование. Конечно, легко ныть, что денег мало. В заинтересованность бизнеса в отечественной науке я не верю — уже 30 лет крупный бизнес здесь основан на сиюминутных сверхприбылях, а вкладываться в технологии… штоэта. Проще за бугром готовое купить. При этом в России действительно надо восстанавливать инфраструктуру — многие лаборатории в НИИ до сих пор выглядят именно так чуть не прослезился, когда смотрел , требуют современного оборудования это и до Крыма были миллионы рублей за единицу — и это, в общем-то, заботы государства. Пока что государственные программы выглядят так, что «этот кусок денег достанется только лучшим из лучших». Нет, цифры выигранных заявок выглядят красиво пдф. Я безуспешно пытался снова отыскать протокол отбора заявок, где солидные учреждения пролетали на десяток миллионов из-за того, что у них не сходились часы загруженности приборов, подсчитанные администрацией и самим ЦКП, отсутствия доверенности на замдиректора, подписавшего заявку, и прочей бюрократической дребедени. На сайте минобра по этому адресу 404. Вообще же, это не единственный пример давления государства на РАН.
Новости науки
Информaция может хрaниться и передaвaться зa счёт слaбоaффинных взaимодействий, реaлизующихся в том случaе, когдa молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, в рaботе Никитинa покaзaно, что короткaя ДНК, дaже мaксимaльно некомплементaрнaя гену, может регулировaть его рaботу. Лекaрство от болезни Альцгеймерa В нaчaле этого годa ученые из Сaнкт-Петербургского политехнического университетa открыли новый метод борьбы с болезнью Альцгеймерa. Создaнный в Северной столице препaрaт может помочь миллионaм людей по всему миру. Он огрaничивaет утрaту связей между клеткaми, сохрaняя пaмять.
Лекaрство успешно прошло испытaния нa лaборaторных животных, имеющих проблемы с пaмятью. Попaдaющее в оргaнизм вещество окaзывaло нa клетки животных положительное влияние — и пaмять возврaщaлaсь к ним. Фото: пресс-служба Политехнического университета Ученым предстоят дaльнейшие испытaния препaрaтa — его проверят нa возможные побочные эффекты. После того, кaк будет определенa подходящaя дозировкa этого лекaрствa для человекa, нaчнутся клинические испытaния.
Это может произойти уже в этом году. Вaжность открытия петербургских ученых трудно переоценить — по оценкaм Политехнического университетa, к 2050 году от болезни Альцгеймерa будут стрaдaть около 140 миллионов человек по всей плaнете. Прибор для восстaновления мозгa после инсультa Психофизиологи Нижегородского госудaрственного университетa Лобaчевского создaли прибор для оптимaльной нaстройки головного мозгa человекa. Прибор будут использовaть при реaбилитaции пaциентов, перенесших инсульт.
Работа над его созданием кипела с 2017 года. Двигатель получил всю необходимую конструкторскую и техническую документацию, была проведена автономная отработка агрегатов, деталей и сборочных единиц устройства, затем произведены динамические, холодные и огневые стендовые испытания. Он собран полностью из отечественных деталей. Мощность РД-171МВ составляет 246 тысяч лошадиных сил, а тяга при массе в 10 тонн достигает 806 тонн. Для сравнения: у ближайшего жидкотопливного конкурента, двигателя F-1, разработанного американской компанией Rocketdyne для ракеты-носителя «Сатурн V», этот показатель составляет 790 тонн. РД-171МВ также имеет новую систему регулирования и защиту от возгорания. Следующий этап — межведомственные испытания двигателя и серийная поставка. В августе: приняли участие в международном эксперименте на большом адронном коллайдере Специалисты Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ в рамках международной коллаборации, в которой они принимают участие с момента её образования в 2012 году, провели поиск тяжелых заряженных резонансов, которые не предсказаны Стандартной моделью физики элементарных частиц, но должны существовать по некоторым расширенным моделям. Эксперимент проводился с помощью многоцелевого коллайдерного детектора ATLAS, установленного на Большом адронном коллайдере в Швейцарии.
Несмотря на то что новых бозонов не было найдено, были получены новые данные по существующим моделям, предсказывающие новые тяжёлые резонансы, такие как суперсимметрия, техницвет, дополнительные пространственные измерения и так далее. Это важное событие, подтверждающее активную роль России в современной международной науке. В сентябре: собрали первого в мире робота для сварки в атомных реакторах Специалисты «Ростеха» разработали инновационную сварочную систему с ЧПУ управлением числовым программным обеспечением , которая способна проводить высокоточную сварку в ограниченных пространственных условиях внутри отсеков атомных реакторов. Это уникальное оборудование, первое в своем роде в мире, специально разработано для предприятий в области атомной энергетики, включая компании, работающие в структуре «Росатома». Основной метод сварки, применяемый в этой установке, — аргонодуговая сварка, которая включает в себя создание электрической дуги и применение аргона в качестве защитного газа. Отличительной особенностью новой системы также является использование неплавящегося электрода, обеспечивающего надежное соединение металлов, даже если они имеют различную структуру. Установка способна сваривать детали любой толщины и оснащена инфракрасным пирометром для контроля температуры свариваемых изделий. Она может работать с жаропрочной сталью при высоких токах до 500 ампер в течение трех часов без перерывов. В октябре: впервые в мире получили новый изотоп ливермория-288 Синтез сверхтяжёлых элементов — очень сложное занятие.
Основной целью Фабрики сверхтяжелых элементов в Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ является синтез новых элементов Периодической таблицы, в частности 119-го и 120-го элементов. В октябре в результате одного из экспериментов учёные зафиксировали образование ранее неизвестного изотопа ливермория-288 116-й элемент Периодической таблицы.
Репетитор связывает это с тактикой школ на натаскивание учеников на разного рода контрольных и проверочных работах: школьники зубрят демоверсии экзаменов, но слабо ориентируются в основном материале. Учитель математики одной из региональных школ Татьяна Николаевна считает, что в этом году результаты ОГЭ по математике могут ухудшиться. Её прогноз связан с острой нехваткой учителей по этому предмету: «Часть педагогов уволились из школы ещё летом, большинство ушло в репетиторы, — объясняет учитель. А с учителями математики и так проблемы уже несколько лет, подмен нет.
В нашей школе в январе учитель профильного девятого математического класса попала в больницу, замену среди года ей найти не смогли, уроков по предмету не было почти месяц, кто-то решал пробники самостоятельно, кто-то занимался с репетиторами, — рассказывает преподаватель. Результаты школьников на ОГЭ по русскому языку обычно значительно превосходят баллы по математике. Но всё чаще это происходит опять же за счёт стараний репетиторов». Дмитрий Данилов, основатель одной из крупнейших онлайн-школ в России по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ "Умскул": «Несмотря на все нюансы и споры вокруг ЕГЭ, сегодня сдача его на хороший балл — это возможность поступить в желаемый вуз школьнику из глубинки. И это тот самый социальный лифт, который юному талантливому ребенку из семьи со средним или ниже среднего достатком сейчас доступен. Безусловно, большинство наших учеников, ребята из регионов, обучаясь, преследуют одну цель — сдать ЕГЭ на максимальный балл, чтобы поступить в вуз мечты и сделать первый успешный шаг во взрослую жизнь.
В качестве подтверждения, процитирую одну из наших выпускниц, 100-балльницу по математике 2022 года, Алину Байкову из Южно-Сахалинска, которая поступила в МФТИ: "Моей главной мотивацией было желание поступить в лучший вуз, я очень хотела уехать учиться в другой город, потому что знала, что уровень образования моего региона мне не подходит. В моменты сомнений и усталости я всегда напоминала себе, что делаю это ради себя и своего будущего, я хотела для себя лучшего, это помогало не унывать при интенсивной подготовке к ЕГЭ". Собственно, я и сам из маленького города в Чувашии, сдав физику на 98 баллов, смог поступить в КФУ и сделал тот самый первый шаг к успеху. Резюмируя: совершенствовать ЕГЭ — актуально, отменить — закрыть дверь возможностей для талантливых ребят с периферии». Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г. В Ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в Центр проведения международных исследований от России — ФИОКО, подведомственный Рособрнадзору институт.
В ведомстве сообщили, что вместе с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся "по модели PISA" с 2022 года без участия ОЭСР. Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд, в том числе в России, проводился в 2019 г. В ходе исследования оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественнонаучным предметам и то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике. Четыре года назад от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов. Так как исследование проводится каждые четыре года в четвертых и восьмых классах, есть возможность проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс. Российские власти, в момент подведения итогов TIMSS-2019, активно приветствовали результаты, полученные школьниками.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века — "soft skills"» цитата по ТАСС. В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся. Регулярное исследование позволяло не только сравнивать Россию с остальным миром по качеству образования, но и выявить особенности учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, сообщила изданию член международной группы экспертов TIMSS по естествознанию Галина Ковалева. Кроме того, по ее словам, участие в исследовании позволило стране заложить основания для отечественной системы оценки качества образования, которую сейчас применяет сам Рособрнадзор. В национальном проекте "Образование" стоит задача к 2024 г. К примеру, исследование должно было включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также другие особенности, чтобы заинтересовать современных учащихся.
Там же в дорожной карте сказано, что в феврале 2021 г. При этом в прошлом году Россия приостановила участие в другом международном исследовании — PISA — по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся. В ответе на запрос "Ведомостей" в Рособрнадзоре добавили, что финансирование, ранее предусмотренное на международные исследования, было направлено на поддержку национального формата оценки качества образования. Из-за отказа от международных исследований, Россия не окажется в изоляции, уверен директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин, так как накопленный опыт позволяет проводить почти все необходимые исследования самостоятельно. TIMSS продемонстрировало, что у нас есть проблемы с учебными программами в пятом—шестом классах, так как блок естественнонаучного образования после начальной школы начинает теряться», — отметил Илюхин. По его мнению, некий "вариант импортозамещения" TIMSS найдется, так как понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо.
Развитие высшего образования СМИ публикуют полемику относительно реформы высшего образования. Предполагается взять всё здравое, что было наработано за советское время. Имеет ли смысл возвращать и систему послевузовского распределения для учившихся на бюджете? Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ: «Я обеими руками за возвращение системы распределения после окончания вуза. Если государство увеличит число бюджетных мест на наиболее востребованные специальности, предоставит льготы при поступлении, а потом ребята отработают 2—3 года там, куда Родина пошлёт, это будет справедливо. Гарантированное трудоустройство, опыт работы по специальности — что в этом плохого?
Другой вопрос, что весь этот процесс должен быть абсолютно прозрачен и основан на добровольных началах. Конституция гарантирует нам свободу передвижения и выбор места жительства, нельзя превращать человека в крепостного крестьянина. Будущий учитель или врач должен осознавать, на что он идёт, подписывая договор с государством; у него должно быть полное понимание, с какими условиями труда и жизни он столкнётся. Он должен проходить практику в школе или поликлинике, где ему предстоит работать, желательно уже на этапе обучения общаться и контактировать с будущими коллегами, пациентами, учениками. Идеальный вариант — обеспечить таким молодым специалистам в глубинке доступное жильё, повышенную зарплату и пр. В советское время система распределения в вузах была неотъемлемой частью плановой экономики.
Да, она была несовершенна, но, тем не менее, благодаря этому квалифицированная медпомощь была доступна и на отдалённых территориях. Но я полагаю, что проблема подготовки и трудоустройства молодых кадров в России гораздо глубже. Болонская система оказалась чуждой нам в социальном и психологическом отношении. Как говорится, что хорошо собаке, то кошке не подходит. Чтобы подогнать советскую систему образования под европейскую, мы резали её по живому, пытались "впихнуть невпихуемое", отказались от лучших методик и традиций. Но, в конце концов, запутались сами и вместо полноценных специалистов получили тысячи "недобакалавров" и "псевдомагистров", которые одинаково далеки как от реального производства, так и от науки.
Обладатели дипломов годами работают не по специальности, потому что их специальность попросту никому не нужна. Отсюда так много в стране курьеров и менеджеров по продаже телефонов с высшим образованием». Константин Зискин, кандидат педагогических наук, учитель физики: «Распределение после вузов — неэффективный метод решения проблемы дефицита кадров в регионах. Если делать как в СССР, то надо сначала восстановить Госплан, потом закрыть все частные предприятия, оставив только государственные, вернуть соцсоревнование и т. Сомневаюсь, что организовать такой поворот вспять реально. А кого именно мы хотим распределять?
Только врачей и учителей? Или всех? И точно ли обеспечим рабочими местами всех отучившихся на бюджете — от программистов до журналистов? Далее: молодые люди, только что окончившие вуз, — задорные, энергичные, но их профессионализм вызывает большие сомнения. Если такая большая гвардия непрофессиональных людей отправится в регионы, точно ли это будет хорошо? Молодой врач без опыта много кого вылечит?
Обязательное распределение — это, по сути, барщина, которую должен отработать каждый выпускник вуза. Есть барин, и он решает за своих холопов, как, где и кем им работать. Но те, кто хорошо учился на уроках истории, должны помнить: и крепостные крестьяне, и рабы — это крайне неэффективный труд. Самый эффективный — труд свободных граждан. А свобода означает, что человек сам принимает решение, где он трудится. Так что поначалу неплохо бы понять, какую задачу мы решаем.
Если мы хотим, чтобы выпускники вузов получили практический опыт, — это одна история. Если мы хотим затыкать дыры, возникшие из-за того, что некомпетентные чиновники в регионах не могут организовать такие условия, чтобы люди сами хотели там работать, — другая. И её насильственной привязкой к рабочему месту не решить — всё равно сбегут. Кадровая политика — один из элементов политики экономической. Если вы хотите решить проблему кадров, нужно перестраивать всю экономику региона, чтобы школы и больницы получали нормальное финансирование. За деньги народ поедет.
Финансовая выгода для многих окажется важнее возможности выпить тыквенный латте. А когда у людей в регионах появятся деньги, туда и бизнес придёт. Откроются и кафе, и рестораны, и магазины. С нормального финансирования надо начинать, а не с распределения. Лечить болезнь, а не её симптомы». ТАСС пишет, что систему обязательного распределения выпускников медицинских вузов и колледжей надо ввести в России.
Как отметил лидер ЛДПР Леонид Слуцкий на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным в понедельник в рамках подготовки к ежегодному отчету кабинета министров в Госдуме, эта мера поможет решить проблему нехватки медицинских кадров. Как напомнил лидер либерал-демократов, в ходе выступления на правительственном часе в Госдуме министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что в России «не хватает порядка 35 тыс. По мнению Слуцкого, проблему может разрешить «введение системы обязательного распределения выпускников медицинских вузов и учебных заведений среднего медицинского образования». Считаем, что одно другому не противоречит», — добавил Слуцкий. ТК «Наука и университеты» пишет, что разнообразие предложений по реформированию системы высшего образования нарастает. Предлагается расширить специалитет, но тут же на него сверху "навешивается" магистратура.
Общий срок обучения в рамках такой конструкции получается слишком большим, поэтому зазвучали голоса о необходимости введения годичной магистратуры или хотя бы "меньше двух лет". Бакалавриат, кажется, сохраняют, но уже есть предложения сделать его пятилетним… А, может быть, не стоит всё так усложнять? Предлагаю такой подход к реформированию отечественной системы высшего образования. Признать, что новая система высшего образования будет гибридной, сочетающей элементы традиционной советской системы и уровневой системы высшего образования. В каждой действующей укрупненной группе специальностей и направлений УГСН выделить программы, которые будут реализовываться в рамках направлений бакалавриата, и программы, отнесенные к специалитету. Реализация одной программы и в бакалавриате, и в специалитете не допускается.
Эту работу могут выполнить соответствующие профильные ФУМО Федеральные учебно-методические объединения. Для выпускников специалитета предусматривается возможность поступления в магистратуру, открытую, согласно п. Специальные программы магистратуры для выпускников специалитета не разрабатываются. Профильные ФУМО разрабатывают и обсуждают с академическим сообществом примерные учебные планы для всех направлений бакалавриата и специальностей. Эти учебные планы носят рекомендательный характер. Затем необходимо определиться с ответами на некоторые отдельные вопросы, в частности: — на какой стадии студент должен осуществить окончательный выбор направления специальности в рамках УГСН?
О магистратуре. Заявление об одногодичной магистратуре — не просто дань запросам времени. В Минобрнауки пояснили, что такой механизм позволит студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить полученные знания в будущей сфере профессиональной деятельности. Скорее всего, предложение о сокращении срока обучения в магистратуре обрадует ту часть студенчества, которая после бакалавриата уже трудоустроена. Магистерское образование в этом случае рассматривается как шаг в дальнейшем карьерном росте. Почему, кстати, люди вообще выбирают магистратуру?
Во-первых, это часто просто необходимое продолжение обучения для студентов, которые оканчивают бакалавриат. В некоторых международных и российских компаниях, например на экономические или юридические специальности, кандидатов без наличия степени магистра даже не рассматривают, какими бы навыками, знаниями и умениями они ни обладали.
Какие наукоемкие сферы сегодня наиболее восприимчивы к инвестициям и способны в среднесрочной перспективе обеспечить возврат средств для инвестора? Каковы современные инновационные тренды и маркеры технологического развития? Какие наукоемкие продукты имеют наибольшие перспективы появиться на рынке?
Санкции не остановили развитие российской науки — Фальков
Новости науки, техники, образования и медицины, последние открытия и исследования, актуальные комментарии экспертов. Новости науки и космоса в России и мире. Все новости о науке и космосе на GISMETEO. Фундаментальная наука – прочный каркас науки прикладной, на которой строится новая промышленность России. «В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в РФ Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий». «Новости Науки» — главные новости науки, техники и технологий сегодня в Мире сегодня на страницах новостного сайта
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Оно формирует aудиовизуaльный ряд, изучaя aмплитуду aктивности мозгa — звуки переходят от высоких чaстот к низким, a изобрaжение меняет цвет от крaсного к более холодным оттенкaм. Фото: пресс-служба ННГУ Исследовaния по создaнию приборa проводились при поддержке Российского нaучного фондa, предостaвившего грaнт. Новое оборудовaние уже используют для реaбилитaции перенесших инсульт пaциентов в некоторых клиникaх регионa. В плaнaх специaлистов ННГУ — рaзрaботкa способов более тонкой нaстройки мозгa, a тaкже новых режимов нейростимуляции, учитывaющих возрaст пaциентa и нaличие у него пaтологий. Это будет первaя с 1976 года отечественная миссия к спутнику нaшей плaнеты. Автомaтический зонд «Лунa-25» отпрaвят к южному полюсу Луны. Прилунение модуля зaплaнировaно неподaлеку от крaтерa Богуслaвского. Фото: пресс-служба компании «Роскосмос» Готовность исследовaтельской стaнции «Лунa-25» к своей миссии подтвердил в феврaле глaвa «Роскосмосa» Юрий Борисов. По его словaм, технические возможности позволяют зaпустить стaнцию к Луне в любой день, однaко рaнее этого не позволялa бaллистикa.
Необходимое для зaпускa aппaрaтa «aстрономическое окно» ожидaется летом этого годa, с июля по aвгуст. В связи с этим миссию к Луне зaплaнировaли нa 13 июля 2023 годa, отметил Борисов. Кaк говорится, рaд бы и зaвтрa, но бaллистикa тaкaя. Все риски устрaнили, идёт плaновaя подготовкa к зaпуску», — отметил глaвa «Роскосмосa».
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
На эту тему еще сразу после развала СССР грамотно присели коммерческие структуры, наладив издание переводных версий российских журналов. Автор этих строк лично носил в издательства дополнительную пачку макулатуры на тему отчуждения своих прав на текст научной статьи издательству Pleiades. Все было тихо-мирно, пока в 2018 не грянула некрасивая история: академическому издательству «Наука» стало совсем нечего есть, а его ключевой тендер перекупила кипрская дочка Pleiades со словами: «ну так давайте мы и вас купим заодно 0 ». Подробности истории можно прочесть здесь и в более ангажированном варианте здесь. Для восстановления деловой репутации той стороне пришлось назваться не меньше, чем спасителями российской науки , в ход также пошла тяжелая артиллерия в виде президента РАН. Но это так, забавный эпизод. Кстати, вышеописанные переводы журналов на английский породили сложности. В Россию пришли крупные издательства и агрегаторы, вроде Web of Science и Scopus, которые рассчитывают цитируемость импакт-факторы журналов и присваивают им индексы, включают или исключают из своих списков а по публикациям в журналах из этих списков у министерств тоже есть KPI для институтов и ученых. И никто нигде не может внятно ответить: Izvestiya Akademii Nauk: Seria Khimicheskaya — это основной российский журнал, и надо учитывать его цитируемость, или WOS должна считать импакт-фактор только для его переводного двойника Russian Chemical Bulletin? Это вообще один журнал или два разных? А почему у них два разных договора с авторами в двух издательствах? А что цитировать российским ученым в российских публикациях — российский или «международный»? В общем, научные статьи достойны отдельной статьи. Из языкового барьера, а в последнее время еще и из-за политики и вирусной нагрузки, молодые ученые из России очень маломобильны. А еще надо достойно доложиться, чтобы тематика была на международном методическом уровне и страха иноязычной толпы тоже не было. Увы, мало кто в наше время может обеспечить такое своим молодым коллегам, грамотно натаскать и потратить деньги и время на все это. Один из путей — это обращаться напрямую к иностранным профессорам, преподающим у вас в вузе если такие есть, конечно , либо работать с теми из наших соотечественников, кто сам руководит научными группами за рубежом в принципе таких людей немало. Но полноценная работа за рубежом — это все же для свежеиспеченных кандидатов наук. Лично я считаю такой опыт крайне важным для развития науки в нашей стране, и к сожалению, чем меньше остается возможностей для такого научного обмена, тем хуже будет и нашей науке в том числе. Отсутствие преемственности Здесь я хочу обрисовать две главные проблемы. Первая — это преемственность поколений. Когда около 10 лет назад я пришел в как мне казалось науку, дела там обстояли так: есть руководители подразделений сильно пенсионного возраста, есть люди калибра с. Промежуточные по возрасту отсутствовали как класс, и вполне понятно почему — я совершенно никак не могу винить людей, которые в 90-е вместо аспирантуры пошли зарабатывать стремительно обесценивающиеся деньги. Молодежь, естественно, оказалась социально и культурно слабосовместимой с «древними совками». Но если даже отбросить то, что старый профессор, который сам учился 50 лет назад во времена еще откровенно неразвитой науки, может иметь а может и не иметь, я встречал и очень эффективных людей устарелые взгляды и знания, он мало что может один в плане организации науки. Написание грантов, понимание, как их правильно написать по своей теме, но под госзадания и федеральные программы развития, — это все нетривиальные хинты, которыми владеет не каждый. Именно энергичный, но нюхавший пороху молодой старший научный сотрудник из выбитого поколения мог бы решать такие задачи. Но этого нет. Профессор уходит на покой, иногда в слишком прямом смысле, магистры разбегаются, его кабинет потрошится, а дело жизни прекращается. Кто теперь узнает. Вторая — это преемственность ВУЗов и научных институтов. Я, наверное, неудачный пример, поскольку работаю не по специальности. Но я могу сказать, что институт вообще никак не открыл мне глаза на то, куда я должен после него идти. Я только смутно подозревал, что наполнен заметно устаревшими знаниями, и кому я такой нужен — непонятно. Это уже сильно позже я понял, что мог прийти с улицы в любой НИИ и спокойно работать и кайфовать от осознания «работаю в науке!!! История, как я это понял Первый курс, второй семестр. Мы с одногруппником сидим в институтской библиотеке. Подходят двое, спрашивают, мол, ребят, а как взять учебник почитать, мы не знаем. Мы удивляемся — всем в начале года раздают учебники на год, всем это разъясняют и туда стоят толпы — сложно не знать. Но объясняем. Дополнительно нам доставляет, что учебник был по физике, то есть эти два чела — второкурсники, и уже полтора года ходят вообще без собственных учебников. Одногруппник запоминает фамилии этих парней, и в конце семестра мы смотрим баллы. Поржали над ними и забыли. Фамилия редкая, имя еще реже, ошибок быть не могло. Опять же, только доучившись курса до 4-го, я понял, что чтобы идти в науку, мне нужно было поступать на факультет под странным названием «Высший химический колледж РАН», где уже со 2-го курса были курсовые работы в различных НИИ. А не байтиться на красивые слова промо-буклетов про «дизайн молекул с заданными свойствами». Сейчас я могу сказать, что неприятно тратить свою жизнь на неоптимальные решения. Может быть, ВУЗы когда-нибудь перестанут вкручивать хрен в уши студентам при поступлении, а займутся помощью им в профориентации. Еще один важный момент. Я никогда не понимал, почему «наука и образование» так часто упоминаются вместе. Во всяких анкетах, опросниках, категориях на хедхантере, и во всей остальной жизни их лепят бок о бок. Обучить знанию и добывать его — это настолько же разные профессии, как биолог и ветеринар, как конструктор и автомеханик. Я понимаю, почему этот процесс стараются оптимизировать и заставляют отдавать знания тех же людей, кто ими обладает, но давайте быть честными: далеко не каждый ученый является при этом хорошим педагогом. Но это -малая часть беды. В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах. Автор публикации, на которую я ссылаюсь в начале, приводил в пример региональный вуз и его неэффективность. У меня вопрос: а на хрена вообще региональному вузу научная деятельность?? Я понимаю, какой-нибудь старый университет, где есть научные традиции, как во многих европейских почтенных заведениях. Но зачем делать из этого какой-то очередной карго-культ? А давайте еще вспомним, что первые европейские университеты возникли в стенах монастырей и аббатств — и тоже откроем в монастырях филиалы институтов! Чем не устраивает совершенно нормальная модель приглашенного лектора в институте?
Исследователи разработали и применили собственный метод для полногеномного секвенирования, который хорошо работает для коротких фрагментов менее 50 нуклеотидов, типичных для древней ДНК. Таким образом, теперь ученые могу гораздо быстрее, качественнее и, что немаловажно, дешевле определять принадлежность древних останков. Ученые «Сириуса» и сегодня продолжают свои исследования, о результатах которых нам предстоит услышать в ближайшем будущем. Исследователи ищут способы преодоления устойчивости к антибиотикам, разрабатывают генотерапевтический препарат для лечения врожденной слепоты и других орфанных заболеваний, создают устойчивые сорта растений для обеспечения продовольственного суверенитета страны и многое другое. В ближайшем будущем у «Сириуса» появится студенческий кампус мирового уровня , рассчитанный на 17,5 тыс. Это будет комплексный научно-образовательный центр с комфортной городской средой для учебы, работы, досуга и полноценной жизни. Появление кампуса позволит ученым со всей страны приезжать в Университет «Сириус» для проведения своих научных исследований. Поздравляем с праздником всех причастных и неравнодушных к науке! Будьте любопытны, не переставайте задавать вопросы и непременно находите ответы. Для справки Научно-технологический кампус «Сириус» мирового уровня — инновационное пространство с комфортной городской средой для учебы, работы, досуга и полноценной жизни.
Построены самые мощные в мире лазеры
- ИИ помог врачам диагностировать психические расстройства
- РАН - Поиск - новости науки и техники
- Институт востоковедения Российской Академии Наук
- российская наука — последние новости сегодня | Аргументы и Факты
Наука: фундамент отечественной промышленности
Мы пишем интересные свежие новости России, мира и Большого Урала. Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями — одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Новости российской науки, открытия и разработки российских ученых, космос, запуски ракет и спутников, создание новых лекарственных препаратов, новости медицины, разработка. Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. новая редакция Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) направлена на форсированную реализацию задач по обеспечению технологического суверенитета и уделяет особое внимание.
Новости науки
Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. Главные новости и события мира науки. Читайте последние новости науки на сайте РТ на русском. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской Академии Наук. 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12 Контакты.
«Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей
Что хотите найти? | Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. |
Открытые инновации 2024 | Александр Лукашенко подписал указ, предусматривающий реализацию совместного с РФ проекта по развитию Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли. |
Новости науки - РТ на русском | «Новости Науки» — главные новости науки, техники и технологий сегодня в Мире сегодня на страницах новостного сайта |
ТАСС Наука в соцсетях
Кстати, мне доводилось наблюдать на них старшеклассников-школьников, которых отправляют туда по вот таким молодежно-просветительским партийным разнарядкам. Без слез на это смотреть невозможно. Все, теперь по моему списку проблем. Финансирование и напряжение Про финансирование.
Конечно, легко ныть, что денег мало. В заинтересованность бизнеса в отечественной науке я не верю — уже 30 лет крупный бизнес здесь основан на сиюминутных сверхприбылях, а вкладываться в технологии… штоэта. Проще за бугром готовое купить.
При этом в России действительно надо восстанавливать инфраструктуру — многие лаборатории в НИИ до сих пор выглядят именно так чуть не прослезился, когда смотрел , требуют современного оборудования это и до Крыма были миллионы рублей за единицу — и это, в общем-то, заботы государства. Пока что государственные программы выглядят так, что «этот кусок денег достанется только лучшим из лучших». Нет, цифры выигранных заявок выглядят красиво пдф.
Я безуспешно пытался снова отыскать протокол отбора заявок, где солидные учреждения пролетали на десяток миллионов из-за того, что у них не сходились часы загруженности приборов, подсчитанные администрацией и самим ЦКП, отсутствия доверенности на замдиректора, подписавшего заявку, и прочей бюрократической дребедени. На сайте минобра по этому адресу 404. Вообще же, это не единственный пример давления государства на РАН.
Явно это слишком самобытная, да еще и наполненная уважаемыми людьми структура, с которой приходится считаться, да и имущества в виде зданий институтов и приборной базы у нее очень много. Кое-где уже возникали имущественные споры на тему, что под учеными многовато дорогой московской земли. История с реформой и введением эффективного менеджмента под эгидой ФАНО тоже не очень приятна, особенно на фоне последовавших слов тогдашнего министра Котюкова про то, что переводы коллективов на полставки представляют собой единичные случаи по моим наблюдениям, как раз обратное было редким исключением.
В принципе, я не хочу углубляться в эти политические аспекты — на повседневную жизнь рядового сотрудника они влияют мало хотя недовольство ощущалось на всех уровнях. А вот что реально в силах изменить каждому из тех, кто идет в науку — это стать немного международнее. Международный языковой барьер Для меня до сих пор загадка, почему даже мое поколение стабильно дерьмово знает английский язык.
Мне, собственно, всегда было плевать на какие-то правила языка, за которые бьют линейкой по пальцам в школах и вузах — все хорошо, пока я точно понимаю сказанное и написанное, и понимают меня. Учить артикли и дифтонги довольно бессмысленно, сталкиваясь с реальностью в виде онлайн-лекций американского профессора с произношением «я не успел проглотить свой биг тейсти» или менеджера по продажам реактивов, который общается с тобой такими же короткими фразами, как в чате игры. Но это факт — людям не хватает навыка, времени, смелости, желания импрувить свой инглиш.
А русский язык — это проклятие отечественной науки. Давно прошли времена, когда некоторые области советской науки были на мировом уровне, все печаталось на машинках, лежало в библиотеках, и иностранец мог заморочиться и перевести интересующую его статью с русского. Доступ стал настолько легким, а количество научного знания столь обширным, что нет смысла учить язык каких-то эльфов, не говорящих по-английски.
Английский я не считаю лучшим, или более простым и удобным языком, просто раз уж исторически он стал популярнее остальных — имеет смысл придерживаться этого стандарта. Разумеется, такое неумение еще в советские времена привело к замыканию на себя и окукливанию публикационной активности внутри границ страны. Средний ученый приходил в ужас от необходимости писать на английском или общаться с англоязычным рецензентом.
В результате многие неплохие публикации до сих пор идут в разнообразные отраслевые журналы и прочие «Вестники», не участвуя в общепринятом в мире процессе цитируемости. На эту тему еще сразу после развала СССР грамотно присели коммерческие структуры, наладив издание переводных версий российских журналов. Автор этих строк лично носил в издательства дополнительную пачку макулатуры на тему отчуждения своих прав на текст научной статьи издательству Pleiades.
Все было тихо-мирно, пока в 2018 не грянула некрасивая история: академическому издательству «Наука» стало совсем нечего есть, а его ключевой тендер перекупила кипрская дочка Pleiades со словами: «ну так давайте мы и вас купим заодно 0 ». Подробности истории можно прочесть здесь и в более ангажированном варианте здесь. Для восстановления деловой репутации той стороне пришлось назваться не меньше, чем спасителями российской науки , в ход также пошла тяжелая артиллерия в виде президента РАН.
Но это так, забавный эпизод. Кстати, вышеописанные переводы журналов на английский породили сложности. В Россию пришли крупные издательства и агрегаторы, вроде Web of Science и Scopus, которые рассчитывают цитируемость импакт-факторы журналов и присваивают им индексы, включают или исключают из своих списков а по публикациям в журналах из этих списков у министерств тоже есть KPI для институтов и ученых.
И никто нигде не может внятно ответить: Izvestiya Akademii Nauk: Seria Khimicheskaya — это основной российский журнал, и надо учитывать его цитируемость, или WOS должна считать импакт-фактор только для его переводного двойника Russian Chemical Bulletin? Это вообще один журнал или два разных? А почему у них два разных договора с авторами в двух издательствах?
А что цитировать российским ученым в российских публикациях — российский или «международный»? В общем, научные статьи достойны отдельной статьи. Из языкового барьера, а в последнее время еще и из-за политики и вирусной нагрузки, молодые ученые из России очень маломобильны.
А еще надо достойно доложиться, чтобы тематика была на международном методическом уровне и страха иноязычной толпы тоже не было. Увы, мало кто в наше время может обеспечить такое своим молодым коллегам, грамотно натаскать и потратить деньги и время на все это. Один из путей — это обращаться напрямую к иностранным профессорам, преподающим у вас в вузе если такие есть, конечно , либо работать с теми из наших соотечественников, кто сам руководит научными группами за рубежом в принципе таких людей немало.
Но полноценная работа за рубежом — это все же для свежеиспеченных кандидатов наук. Лично я считаю такой опыт крайне важным для развития науки в нашей стране, и к сожалению, чем меньше остается возможностей для такого научного обмена, тем хуже будет и нашей науке в том числе. Отсутствие преемственности Здесь я хочу обрисовать две главные проблемы.
Первая — это преемственность поколений. Когда около 10 лет назад я пришел в как мне казалось науку, дела там обстояли так: есть руководители подразделений сильно пенсионного возраста, есть люди калибра с. Промежуточные по возрасту отсутствовали как класс, и вполне понятно почему — я совершенно никак не могу винить людей, которые в 90-е вместо аспирантуры пошли зарабатывать стремительно обесценивающиеся деньги.
Молодежь, естественно, оказалась социально и культурно слабосовместимой с «древними совками». Но если даже отбросить то, что старый профессор, который сам учился 50 лет назад во времена еще откровенно неразвитой науки, может иметь а может и не иметь, я встречал и очень эффективных людей устарелые взгляды и знания, он мало что может один в плане организации науки. Написание грантов, понимание, как их правильно написать по своей теме, но под госзадания и федеральные программы развития, — это все нетривиальные хинты, которыми владеет не каждый.
Именно энергичный, но нюхавший пороху молодой старший научный сотрудник из выбитого поколения мог бы решать такие задачи. Но этого нет. Профессор уходит на покой, иногда в слишком прямом смысле, магистры разбегаются, его кабинет потрошится, а дело жизни прекращается.
Кто теперь узнает. Вторая — это преемственность ВУЗов и научных институтов. Я, наверное, неудачный пример, поскольку работаю не по специальности.
В плaнaх специaлистов ННГУ — рaзрaботкa способов более тонкой нaстройки мозгa, a тaкже новых режимов нейростимуляции, учитывaющих возрaст пaциентa и нaличие у него пaтологий. Это будет первaя с 1976 года отечественная миссия к спутнику нaшей плaнеты. Автомaтический зонд «Лунa-25» отпрaвят к южному полюсу Луны. Прилунение модуля зaплaнировaно неподaлеку от крaтерa Богуслaвского. Фото: пресс-служба компании «Роскосмос» Готовность исследовaтельской стaнции «Лунa-25» к своей миссии подтвердил в феврaле глaвa «Роскосмосa» Юрий Борисов. По его словaм, технические возможности позволяют зaпустить стaнцию к Луне в любой день, однaко рaнее этого не позволялa бaллистикa. Необходимое для зaпускa aппaрaтa «aстрономическое окно» ожидaется летом этого годa, с июля по aвгуст. В связи с этим миссию к Луне зaплaнировaли нa 13 июля 2023 годa, отметил Борисов. Кaк говорится, рaд бы и зaвтрa, но бaллистикa тaкaя.
Все риски устрaнили, идёт плaновaя подготовкa к зaпуску», — отметил глaвa «Роскосмосa». Фото: пресс-служба компании «Роскосмос» С помощью aппaрaтa «Лунa-25» специaлисты будут, в первую очередь, изучaть возможность мягкой посaдки нa земной спутник. Кроме того, с помощью зондa ученые будут изучaть лунный грунт нa Южном полюсе, в том числе — нa нaличие воды. После этой космической миссии плaнируется целaя серия зaпусков: «Лунa-26» и «Лунa-27» проведут дистaнционное зондировaние поверхности спутникa, a «Лунa-29» предполaгaет нaличие луноходa.
Кое-где уже возникали имущественные споры на тему, что под учеными многовато дорогой московской земли. История с реформой и введением эффективного менеджмента под эгидой ФАНО тоже не очень приятна, особенно на фоне последовавших слов тогдашнего министра Котюкова про то, что переводы коллективов на полставки представляют собой единичные случаи по моим наблюдениям, как раз обратное было редким исключением. В принципе, я не хочу углубляться в эти политические аспекты — на повседневную жизнь рядового сотрудника они влияют мало хотя недовольство ощущалось на всех уровнях. А вот что реально в силах изменить каждому из тех, кто идет в науку — это стать немного международнее.
Международный языковой барьер Для меня до сих пор загадка, почему даже мое поколение стабильно дерьмово знает английский язык. Мне, собственно, всегда было плевать на какие-то правила языка, за которые бьют линейкой по пальцам в школах и вузах — все хорошо, пока я точно понимаю сказанное и написанное, и понимают меня. Учить артикли и дифтонги довольно бессмысленно, сталкиваясь с реальностью в виде онлайн-лекций американского профессора с произношением «я не успел проглотить свой биг тейсти» или менеджера по продажам реактивов, который общается с тобой такими же короткими фразами, как в чате игры. Но это факт — людям не хватает навыка, времени, смелости, желания импрувить свой инглиш. А русский язык — это проклятие отечественной науки. Давно прошли времена, когда некоторые области советской науки были на мировом уровне, все печаталось на машинках, лежало в библиотеках, и иностранец мог заморочиться и перевести интересующую его статью с русского. Доступ стал настолько легким, а количество научного знания столь обширным, что нет смысла учить язык каких-то эльфов, не говорящих по-английски. Английский я не считаю лучшим, или более простым и удобным языком, просто раз уж исторически он стал популярнее остальных — имеет смысл придерживаться этого стандарта.
Разумеется, такое неумение еще в советские времена привело к замыканию на себя и окукливанию публикационной активности внутри границ страны. Средний ученый приходил в ужас от необходимости писать на английском или общаться с англоязычным рецензентом. В результате многие неплохие публикации до сих пор идут в разнообразные отраслевые журналы и прочие «Вестники», не участвуя в общепринятом в мире процессе цитируемости. На эту тему еще сразу после развала СССР грамотно присели коммерческие структуры, наладив издание переводных версий российских журналов. Автор этих строк лично носил в издательства дополнительную пачку макулатуры на тему отчуждения своих прав на текст научной статьи издательству Pleiades. Все было тихо-мирно, пока в 2018 не грянула некрасивая история: академическому издательству «Наука» стало совсем нечего есть, а его ключевой тендер перекупила кипрская дочка Pleiades со словами: «ну так давайте мы и вас купим заодно 0 ». Подробности истории можно прочесть здесь и в более ангажированном варианте здесь. Для восстановления деловой репутации той стороне пришлось назваться не меньше, чем спасителями российской науки , в ход также пошла тяжелая артиллерия в виде президента РАН.
Но это так, забавный эпизод. Кстати, вышеописанные переводы журналов на английский породили сложности. В Россию пришли крупные издательства и агрегаторы, вроде Web of Science и Scopus, которые рассчитывают цитируемость импакт-факторы журналов и присваивают им индексы, включают или исключают из своих списков а по публикациям в журналах из этих списков у министерств тоже есть KPI для институтов и ученых. И никто нигде не может внятно ответить: Izvestiya Akademii Nauk: Seria Khimicheskaya — это основной российский журнал, и надо учитывать его цитируемость, или WOS должна считать импакт-фактор только для его переводного двойника Russian Chemical Bulletin? Это вообще один журнал или два разных? А почему у них два разных договора с авторами в двух издательствах? А что цитировать российским ученым в российских публикациях — российский или «международный»? В общем, научные статьи достойны отдельной статьи.
Из языкового барьера, а в последнее время еще и из-за политики и вирусной нагрузки, молодые ученые из России очень маломобильны. А еще надо достойно доложиться, чтобы тематика была на международном методическом уровне и страха иноязычной толпы тоже не было. Увы, мало кто в наше время может обеспечить такое своим молодым коллегам, грамотно натаскать и потратить деньги и время на все это. Один из путей — это обращаться напрямую к иностранным профессорам, преподающим у вас в вузе если такие есть, конечно , либо работать с теми из наших соотечественников, кто сам руководит научными группами за рубежом в принципе таких людей немало. Но полноценная работа за рубежом — это все же для свежеиспеченных кандидатов наук. Лично я считаю такой опыт крайне важным для развития науки в нашей стране, и к сожалению, чем меньше остается возможностей для такого научного обмена, тем хуже будет и нашей науке в том числе. Отсутствие преемственности Здесь я хочу обрисовать две главные проблемы. Первая — это преемственность поколений.
Когда около 10 лет назад я пришел в как мне казалось науку, дела там обстояли так: есть руководители подразделений сильно пенсионного возраста, есть люди калибра с. Промежуточные по возрасту отсутствовали как класс, и вполне понятно почему — я совершенно никак не могу винить людей, которые в 90-е вместо аспирантуры пошли зарабатывать стремительно обесценивающиеся деньги. Молодежь, естественно, оказалась социально и культурно слабосовместимой с «древними совками». Но если даже отбросить то, что старый профессор, который сам учился 50 лет назад во времена еще откровенно неразвитой науки, может иметь а может и не иметь, я встречал и очень эффективных людей устарелые взгляды и знания, он мало что может один в плане организации науки. Написание грантов, понимание, как их правильно написать по своей теме, но под госзадания и федеральные программы развития, — это все нетривиальные хинты, которыми владеет не каждый. Именно энергичный, но нюхавший пороху молодой старший научный сотрудник из выбитого поколения мог бы решать такие задачи. Но этого нет. Профессор уходит на покой, иногда в слишком прямом смысле, магистры разбегаются, его кабинет потрошится, а дело жизни прекращается.
Кто теперь узнает. Вторая — это преемственность ВУЗов и научных институтов. Я, наверное, неудачный пример, поскольку работаю не по специальности. Но я могу сказать, что институт вообще никак не открыл мне глаза на то, куда я должен после него идти. Я только смутно подозревал, что наполнен заметно устаревшими знаниями, и кому я такой нужен — непонятно. Это уже сильно позже я понял, что мог прийти с улицы в любой НИИ и спокойно работать и кайфовать от осознания «работаю в науке!!! История, как я это понял Первый курс, второй семестр. Мы с одногруппником сидим в институтской библиотеке.
Подходят двое, спрашивают, мол, ребят, а как взять учебник почитать, мы не знаем. Мы удивляемся — всем в начале года раздают учебники на год, всем это разъясняют и туда стоят толпы — сложно не знать. Но объясняем. Дополнительно нам доставляет, что учебник был по физике, то есть эти два чела — второкурсники, и уже полтора года ходят вообще без собственных учебников. Одногруппник запоминает фамилии этих парней, и в конце семестра мы смотрим баллы. Поржали над ними и забыли. Фамилия редкая, имя еще реже, ошибок быть не могло. Опять же, только доучившись курса до 4-го, я понял, что чтобы идти в науку, мне нужно было поступать на факультет под странным названием «Высший химический колледж РАН», где уже со 2-го курса были курсовые работы в различных НИИ.
А не байтиться на красивые слова промо-буклетов про «дизайн молекул с заданными свойствами».
Наибольшие суммы грантов составили 567,5 млн и 454 млн рублей. Их получателями стали МГУ имени М. Ломоносова и Физический институт имени П. Лебедева РАН. Кроме того, крупные гранты в размере 340,5 млн и 227 млн рублей будут предоставлены 23 организациям из 11 регионов России. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники.
Обзор и рейтинг TAdviser 298. Мы продолжим регулярно сверять часы с профессиональным сообществом для поддержки наших исследователей и создания условий по достижению прорывных результатов. Подчеркну, что обновление приборной базы в сегодняшних реалиях ориентировано не только на производство конкурентоспособных технологий, но и на снижение зависимости от иностранных комплектующих, — отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. В абсолютных цифрах доля государства в финансировании составила 92,8 млрд рублей. Основную часть оставшейся доли финансирования составляют средства университетов. По мнению экспертов, опрошенных « Коммерсантом », увеличение финансирования со стороны государства может означать увеличение интереса государства к коммерциализации результатов научной деятельности. Как отмечает директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг, власти увеличивают финансирование науки, но при этом требуют и более эффективного возврата инвестиций.
Доля бизнеса же падает, по мнению эксперта, из-за сокращения финансовых возможностей частного сектора экономики. Председатель попечительского совета организации « Опора России » Сергей Борисов заявил, что сокращение инвестиций бизнеса в науку является «нехорошим трендом» и объясняет это недостаточным уровнем конкуренции. Скорее всего, бизнес еще не достиг точки развития, позволяющей видеть достижения науки в качестве орудия конкурентной борьбы,— считает он. Исследование было опубликовано в конце июля 2023 года. Динамика бюджетных средств на гражданскую науку опережала темпы роста расходов государства в целом даже на фоне непростой экономической ситуации последних лет, отмечается в докладе. Финансирование фундаментальной науки, напротив, увеличивалось опережающими темпами: в 2010—2022 гг. Почти половина — 247,3 млрд рублей - направлена на поддержку фундаментальных исследований.
Идет не увеличение, а уменьшение расходов на науку! Объем финансирования проектов Российским научным фондом за год вырос на 3 млрд рублей В 2021 году Российский научный фонд РНФ профинансировал проекты на сумму 24,3 млрд рублей против 21 млрд рублей годом ранее. Такие данные были обнародованы в апреле 2022 года. Подробнее здесь. Основными лидерами по объему ассигнований на гражданскую науку, по данным 2014 года, являются США 66,4 млрд долларов , Япония 33,3 млрд и Германия 31, 4 млрд. Они опережают Россию соответственно в 3,0, 1,5 и 1,4 раза. Страны — лидеры по объему ассигнований на исследования и разработки гражданского назначения из средств государственного бюджета.
Источник: информационный бюллетень ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Наука, технологии, инновации» Россия за рассматриваемый период улучшила свои позиции и занимает среди стран, по которым имеются данные, 4-е место по абсолютной величине указанных ассигнований 22,4 млрд долларов США по паритету покупательной способности. В 2005 г. История 2023 Процесс присуждения ученых степеней в России переведен в электронный вид Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об усовершенствовании системы научной аттестации. В частности, согласно документу, опубликованному в конце октября 2023 года, процесс присуждения ученых степеней в России переведен в электронный вид.
«Иннопрактика» — это
РАН - Поиск - новости науки и техники | Последние главные новости из рубрики «Новости науки». Свежая и актуальная информация | Дзен. |
Новости науки на «Элементах»: биология, физика, химия, астрономия и другие естественные науки | Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. |
Санкции не остановили развитие российской науки — Фальков
Обсуждались, в частности, результаты работы Академии в 2023 году, вопросы научно-методического руководства деятельностью институтов РАН, а также развитие российской науки в контексте достижения национальных целей развития. Первенство юных химиков проходит под эгидой объявленного президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий в РФ и входит в инициативу «Наука побеждать». Проверенные новости науки и технологий. Лонгриды, обзорные статьи по научной тематике, интервью с учеными, познавательные видео и многое другое. Новости Статьи Обзоры Видео Подкаст Зал славы. Это материал из цикла «Сделано в России», в котором описываются главные отечественные изобретения, а также важные события в различных областях науки и промышленности России.
Курсы валюты:
- Наука как национальный проект
- ТАСС Наука - последние новости, свежие события сегодня - Новости
- Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий
- Классификация институтов тормозит развитие российской науки
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Наука РФ - официальный сайт
Десятилетие науки и технологий в России (2022-2031)
8 февраля отмечается День российской науки. Российская наука. Обсуждались, в частности, результаты работы Академии в 2023 году, вопросы научно-методического руководства деятельностью институтов РАН, а также развитие российской науки в контексте достижения национальных целей развития. Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации) (с 2010 г.). Последние новости науки и техники от : самая интересная и свежая информация об открытиях ученых, загадках природы и космосе, технических новинках и событиях интернета. Главное Исследования Новости науки Фотогалерея.
Решена одна из «задач тысячелетия»
- День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки
- Наука как национальный проект
- Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
- ИИ помог врачам диагностировать психические расстройства