Из-за крещения Руси князь Владимир получил несколько прозвищ: Креститель, Красно-Солнышко, Святой. Именно поэтому Владимир получил прозвище «Красное Солнышко», отражающее его силу и властность. «Владимир Красно Солнышко» — так зовет русский народ своего духовного родоначальника.
Глава 9. Владимир Красное Солнышко
Владимир Красное Солнышко. Почему владимир получил прозвище красное солнышко. Существует много версий, почему князю Владимиру дали такое прозвище. Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко) Внебрачный сын великого князя Святослава, его матерью была ключница княгини Ольги Малуша, сестра воеводы Добрыни. Почему народ князя Владимира прозвал красно солнышко не менее трех аргументов? Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории). Героями этих былин выступают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служат князю Владимиру Красное Солнышко, защищают Русь от врагов, сражаются с разными воплощениями зла.
Владимир I Святославич
История, легенды и объяснение происхождения прозвища «Красное Солнышко» для Владимира. | язычник-сластолюбец и великий Креститель Руси. |
Князя Владимира прозвали Красное Солнышко: Почему? История в день памяти святого 28 июля | В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. |
Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир | Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. |
Равноапостольный князь Владимир Великий | как ласково называл его народ и прославлял в былинах). |
Почему князя Владимира называют Красное Солнышко? | Подробные ответы на вопрос Владимир красно солнышко почему его так назвали? |
Окружающий мир
Но вот недавно вычитала что Владимира называли еще потому, что он по статусу, до переворота, был верховным? Но кто то из историков сказал. Князя Владимира Красным Солнышком называют преимущественно в былинах о богатырях. С помощью дяди Добрыни Владимир Святославович в г.
Зарабатывать Народ в гневе убил и отца и сына, а это событие произвело очень сильное впечатление на князя Владимира. После этого он стал искать религию, которая сможет объединить всех людей. Князь Владимир правил Русью 37 лет, он был великим воином и дипломатом.
Но самое его великое благое деяние это, конечно же, Крещение Руси. Известно, что до Крещения Руси князь Владимир был ярым язычником. Именно им на главном холме города были поставлены деревянные идолы, изображающие языческих богов. Но мирно народ на Руси никак не мог жить.
Князь распрощался с четырьмя женами и наложницами, объявив единственной супругой Анну. Женщина помогала ему в просветительской деятельности и с организацией учебных заведений для будущих священников. Вскоре был разработан церковный устав, впоследствии получивший название «Кормчая книга». Владимир не скупился, выделяя лучшие земли под строительство храмов и монастырей, он даже купил для своих священнослужителей скит на легендарной горе Афон. Владимир Святославович запустил чеканку первых на Руси золотых и серебряных монет, многие из которых сохранились до нашего времени. Благодаря этим артефактам современные исследователи имеют представление о внешности великого князя. Следуя христианским традициям, правитель оказывал помощь неимущим и обездоленным, щедро раздавал милостыню, открывал медицинские и образовательные учреждения. Киев превратился в оплот христианской веры довольно быстро, а вот в других регионах дело обстояло не так хорошо. Во многих областях жители были против новой религии и выражали свое несогласие посредством повсеместных восстаний. Впрочем, эти мятежи быстро подавлялись силовыми методами. В целом вторая половина правления Владимира была достаточно миролюбивой. Он отказался от захватнических походов и занялся укреплением рубежей. Вдоль границ повсеместно вырастали целые города-крепости, которыми впоследствии управляли княжеские наследники. Поднимать ратников князю приходилось лишь для борьбы с печенегами, неустанно совершавшими набеги на русскую землю. Личная жизнь Владимир сумел наладить хорошие отношения с Константинополем, оказывая им военную поддержку. Когда князь попросил руки их подданной Анны Византийской, правители с радостью согласились, но взяли с жениха обещание, что тот обратится в христианство. Сама же принцесса, считавшая русского князя варваром и бастардом, от такой перспективы была не в восторге. Несмотря на давление со стороны братьев, девушка ответила отказом. Униженный Владимир бросил свое войско на Тавриду и атаковал Корсунь современный город Херсонес. Затем он вновь обратился с предложением о женитьбе, пригрозив подобной расправой и городу Константинополь, где проживала принцесса. Византийские правители опасались вторжения разгневанного князя, поэтому уговорили гордую родственницу принять его предложение. Перед свадьбой Владимир принял крещение в городе Корсунь. Как гласит легенда, к тому времени правитель уже практически ослеп, но после обряда крещения вдруг полностью прозрел. Посчитав это чудом и Божьей благодатью, Владимир Ясно Солнышко немедля крестил всех своих приближенных. В том же городе состоялась церемония бракосочетания русского князя и византийской принцессы. На радостях Владимир после крещения Василий вернул константинопольским императорам их подношения и даровал город Корсунь.
Так, началось с того, что государь распустил свое варяжское войско, отправив часть солдат на службу в Константинополь, а остальную оставив в своей дружине. Князь Владимир Красное Солнышко фото в статье сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. По приказу правителя в городе было воздвигнуто огромное капище, в котором находились шесть статуй, изображавших главных славянских идолов — Перуна, Стрибога, Мокоши, Семаргла, Даждьбога и Хорса. Кроме того, есть сведения, что в те времена вовсю практиковались людские жертвоприношения и языческие обряды. Ходили предания, что предыдущий киевский князь Ярополк симпатизировал христианству. А Владимир противопоставил ему язычество. Шла своеобразная борьба города с остатками христианства. Так, археологами найдены остатки фресковой живописи в полуразрушенном строении наверное, бывшая церковь, построенная при Ярополке на месте пантеона, воздвигнутого Владимиром. Именно во времена христианских гонений в Киеве погибли первые на Руси мученики за веру — варяги Иоанн и Федор. Образ язычника Согласно древнему летописному своду «Повесть временных лет», во времена своего языческого правления князь Владимир Красное Солнышко был жестоким, властным и себялюбивым повелителем. У него было несколько жен и огромный гарем практически в каждом большом городе. Он приводил к себе замужних женщин и растлил малолетних. Он присутствовал на языческих ритуалах, где в жертву приносили людей. А кроме похоти, его интересовала только война. В те годы он совершил успешные походы против Польши отвоевал червенские города , волжских булгар, ятвягов, а также вятичей и радимичей. Необычное крещение Как гласят летописи, христианство появилось на Руси в результате сознательного «выбора вер». Так, ко двору Владимира прибыли проповедники таких религий, как ислам, иудаизм, западное «латинское» христианство. Все происходило до тех пор, пока после разговора с философом из Греции князь не отдал предпочтение христианству византийского обряда. Правда это или вымысел, достоверно сказать нельзя. Однако сказания Владимира о том, чтобы немецкие послы убирались, так как «Русь не приняла их религию», отражают события 960 года, когда к княгине Ольге германский император присылал своего епископа вместе со священниками. Согласно западным источникам, «они еле уцелели». Таким образом, можно сделать вывод, что князь Владимир Красное Солнышко проводил на Руси какие-то переговоры с западными христианами касательно будущей религии. В 987 году на совете бояр киевский князь объявил о своем решении «крещения Руси по греческому закону». В тот же год Владимир штурмом взял византийский город Херсонес и, угрожая захватом Константинополя, потребовал себе в жены сестру правителей Византийской Империи — царевну Анну. Константин и Василий согласились на брак их сестры с Владимиром только под условием, что он примет их веру. Князь дал добро. Согласно легенде, пока царевна добиралась до Херсонеса, Владимир внезапно ослеп. Анна решила, что это кара небесная, и посоветовала своему нареченному скорее креститься.
Князя Владимира прозвали Красное Солнышко: Почему? История в день памяти святого 28 июля
Таким образом, прозвище "Владимир Красное Солнышко" отражает его исключительное значение и влияние на формирование христианской Руси. «Владимир Красно Солнышко» — так назовет русский народ своего духовного родоначальника. РБК Life рассказывает, как христианство стало государственной религией разобщенных княжеств и какую роль в этом сыграл князь Владимир Красное Солнышко.
История, легенды и объяснение происхождения прозвища «Красное Солнышко» для Владимира.
Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies.
Под его руководством земля процветала, а народ был счастлив. Владимир, как истинное солнце, был источником надежды, тепла и защиты для своих подданных. Третья легенда утверждает, что прозвище Владимира связано с его проницательностью и мудростью. Владимир обладал ярким умом и умением принимать верные решения, которые приносили пользу его государству. Жители земли Владимира видели в нем светоч разума, который проникает сквозь темноту и неопределенность, как солнце, которое освещает землю и позволяет видеть истинную картину мира. Таким образом, прозвище Владимира «Красное Солнышко» сформировалось благодаря различным легендам и преданиям, которые свидетельствуют о его яркой и величественной личности. Оно отражает не только внешнюю привлекательность и обаяние Владимира, но и его способность быть источником вдохновения, защиты и мудрости для своего народа. Возможные объяснения Другая версия связана с его характером и личностными качествами. Владимир известен своим пылким нравом и страстностью, которые можно ассоциировать с огненным солнцем. Это прозвище могло быть дано ему в знак уважения или иронии. Историческое значение Также есть версия, которая связывает прозвище «красное солнышко» с ролью Владимира в истории. Владимир был князем Киевской Руси и считается одним из основателей этого государства. Его правление сопровождалось значительной экспансией территории и закреплением власти, что можно сравнить с ярким и могущественным солнцем, освещающим и обогревающим землю. Любимое прозвище Наконец, возможно, Владимир сам полюбил это прозвище и активно поддерживал его использование. Положительная коннотация красного солнца, связанная с теплом и светом, могла быть приятной ассоциацией для Владимира, и он мог сам стремиться утвердить это прозвище в обществе. Популярность прозвища в наши дни Сегодня это прозвище стало неотъемлемой частью образа Владимира, и оно активно использовалось в различных СМИ и интернет-ресурсах при обсуждении его деятельности и роли в политической жизни. Популярность прозвища можно объяснить тем, что оно легко запоминается и ассоциируется с Владимиром. Красное солнышко символизирует его энергичность, активность и силу, а также отсылает к его историческому прошлому и значимости в политической сфере. Прозвище «Владимир красное солнышко» также является своего рода идентификационным знаком, который помогает людям узнавать и обсуждать Владимира в различных контекстах. Таким образом, популярность прозвища «Владимир красное солнышко» в наши дни говорит о том, что оно стало неотъемлемой частью образа искусного политика и яркой личности, о которых активно говорят и которые остаются в памяти у множества людей.
Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью. Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной. Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них - мальчики, а значит, наследники престола. Крещение Руси 988 год официально считается годом принятия христианства на Руси. Но, как и про все далекие события, точно нельзя сказать, что это достоверная информация. В 988 году состоялась свадьба Анны и Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали? Именно по той причине, что правитель ввел официальную монотеистическую религию. Как проходило крещение? Конечно, покрестить все государство было невозможно. Люди, которые верили в языческих богов всю свою жизнь, не могли в одночасье переменить свои убеждения. Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка - княгиня Ольга. Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов. Прозвище Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству. Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека. Но все-таки стоит верить, что люди меняются. И изменить их может одно судьбоносное событие или, как в случае с Владимиром, человек. Ведь есть версия, по которой крещение князь принял именно благодаря одной из своих жен, а именно святой Анне. Сложно описать, какой огромный вклад в развитие Руси внес Владимир. Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела. Перемены в стране Что же существенно изменил в укладе жизни государства Владимир? Ну, конечно, это крещение Руси и изгнание язычества. Объединение нашей страны в руках одного правителя - тоже большое достижение. Конечно, потом князь совершил большую ошибку, разделив свои владения между сыновьями, но нужно отдать ему должное, он не сильно хотел этого делать. Бразды правления Владимир намеревался передать в руки любимого сына Бориса, но можно себе представить, как к такой идее отнеслись другие дети. Последние годы жизни Правление Владимира Красное Солнышко продолжалось 46 лет. Под конец своей жизни князь правил в Киеве и очень опасался за свою жизнь. И это неудивительно. Ведь он хотел написать завещание, по которому наследником становился лишь один из его сыновей. Конечно, такой расклад не понравился детям, и в 1014 году на войну с отцом отправляется Святополк. К тому времени он успел жениться на дочери польского князя, так что военный отряд у него был собран в довольно быстрые сроки. Кроме того, многие подданные Владимира поддержали Святополка. Ведь он был не родным сыном князя, а приемным. Настоящим отцом его был Ярослав, которого Владимир, садясь на киевский престол, хладнокровно убил. Но военный поход не увенчался успехом. Войско было разгромлено, а Святополк заключен в темницу. В 1015 году против отца выступил второй сын - Ярослав. Но он не пошел войной, просто захотело независимости и перестало платить дань. Такой расклад не понравился Владимиру, и он отправил войско урегулировать этот вопрос. Но дожить до развязки этой войны киевскому князю не удалось, 15 июля он умирает. Похоронили Владимира в Киеве в Десятинной церкви рядом с христианской женой Анной. След в истории Князь Владимир прожил очень насыщенную жизнь, и, конечно, былины и легенды не могли обойти стороной такую колоритную фигуру. Киевский правитель фигурирует в «Слове о полку Игореве», именно ему посвящал свои произведения Феофан Прокопович. Немудрено, что образ Владимира отразился и в былинах, например, он фигурирует как главный герой сказаний о трех богатырях. Даже сегодня о крестителе Руси кинематографисты снимают свои ленты.
За все это церковь и причислила князя к лику святых, присвоив ему титул равноапостольного. Но давайте обо всем по — порядку. Если говорить проще, то в славянской интерпретации выражение «Красное Солнышко» ассоциируется со словом «Великий». А именно таким и был князь Владимир. Русью он правил 37 лет. Среди всех его благих деяний нужно выделить Крещение Руси. Владимир являлся сыном князя Святослава, который заступил на киевский престол в 978 году.
Почему князя Владимира называют Красное Солнышко?
Князь Владимир святой - креститель Руси: житие, иконы, молитвы | Красное Солнышко, потому что он залил Русь кровью, что даже Солнце покраснело. |
Почему князя Владимира называют Красное Солнышко? | Подробные ответы на вопрос Владимир красно солнышко почему его так назвали? |
Владимир Святой | За что князь Владимир получил прозвище красное солнышко. |
История, легенды и объяснение происхождения прозвища «Красное Солнышко» для Владимира. | Князь Владимир Красное Солнышко (фото в статье) сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. |
«Не казню - греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком | Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. |
Владимир Красное Солнышко. Креститель Руси
История государства Российского,1883 год. Рыбаков Б. Древняя Русь. Летописи, 1963 год. Михайлович Д. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год. Пчелов Е. История династии Рюриковичей, 2020 год. Петрухин В. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.
Память о них как об истинных богатырях-героях сохранилась в былинах, сказках, преданиях. Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяко, настоящие и былинные, служили князю «не за страх, а за совесть», любя его как отца и ласково называя «солнцем земли Русской», то есть великим человеком. Подтверждение этой версии можно найти в Голубиной книге, философском трактате XVI века, в котором князя называли как Владимиром Красным Солнышком, так и Володарем, Володимером, то есть «владеющим миром».
В былинных текстах князя никогда не называли богатырем, зато сравнивали с Даждьбогом, языческим божеством , олицетворяющим солнце. Возможно, прозвище Красное Солнышко появилось и по этой причине. Солнце всегда почиталось славянами-язычниками как главное божество, дающее жизнь всему живому, а эпитет «красное» означал «красивое», «яркое». Вторая: народная Князь Владимир умел завоевывать народные любовь и уважение.
Он был щедрым, справедливым, милостивым. Именно за эти качества народ и дал ему прозвище «Красное Солнышко». В народных преданиях сохранились истории о пирах князя Владимира. На один такой пир, приуроченный к победе над печенегами, Владимир Святославович «забыл» позвать бояр, зато пригласил простой народ из Киева и близлежащих городов.
Он точно знал, что «широкие жесты» нравятся простому люду, и, используя римский метод «хлеба и зрелищ», легко добивался его расположения и любви.
Возможно, князь Владимир сам настоял на этой беседе: в течение трех лет он безуспешно искал скрывавшихся от него христиан, теперь же христианский священник сам пришел к нему! Наконец-то князь Владимир узнал все о Христе и Евангелии. Однако он так и не крестится.
Мудрый Философ мог удержать его, напоминая, что необходимо подготовить народ, чтобы крещение Владимира не вызвало слепого подражания ему ради политической выгоды или, наоборот, не привело к бездумному отторжению. Народ должен подробно узнать о вере, и тогда князю будет приличнее окреститься вместе со всеми. Однако еще один древний писатель, живший ближе Нестора-летописца ко времени событий — речь идет о монахе Иакове, — пишет в своей «Памяти и похвале русскому князю Владимиру», что тот крестился в 987 году, то есть сразу после проповеди Философа. Как это объяснить?
Князь Владимир мог настоять на том, чтобы Философ все-таки его крестил — так велико было его желание избавиться от грехов и быть вместе со Христом. Философ же нашел, по всей видимости, следующее решение: он предложил Владимиру принять первое или неполное крещение — так называли тогда оглашение. Он объяснил, что при совершении этого чина из человека уже изгоняется злой дух и оглашенный становится «новоизбранным воином Христа Бога нашего». В последующей устной передаче событие оглашения вполне могло превратиться в полное крещение, что и зафиксировал Иаков.
Далее князь Владимир созвал бояр своих и старцев градских выборных городских старост и рассказал им о посланниках, предлагавших принять ему каждый свою веру. Вместе постановили послать в земли проповедников десять «славных и умных» избранных мужей, чтобы они посмотрели, у кого из них вера все-таки лучше. Понимал ли Владимир, что рискует: вдруг выберут не Православие? Я думаю, что, зная русского человека, князь Владимир не сомневался, что изберут веру греков: он ведь чувствовал, что она только одна по-настоящему передает присутствие Бога, открывшегося ему.
И русский человек почувствует это, как он в свое время почувствовал. И действительно, попав в 987 году в Грецию, в храм Святой Софии в Константинополе, русские изумились: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Фольклорные и этнографические исследования свидетельствуют о том, что русские люди до крещения верили в существование счастливого царства, в котором нет горя и нужды, где царствует правда. После посещения Константинополя многие уверовали в то, что счастливое царство найдено.
Весть об этом облетела все веси Русской земли и сыграла роль своеобразного оглашения. Расчет и страсть Между тем, пока десять русских мужей были в Константинополе, в империи произошли новые заговоры и мятежи. Под угрозой оказывалось само существование христианской империи. Одна армия византийцев разгромлена болгарами, другая перешла на сторону мятежников.
Единственная надежда — на князя Владимира. Обратно в Киев в срочном порядке отправляется посольство во главе с митрополитом Феофилактом. Ему удается договориться с Владимиром о помощи. Но Владимир просит руку царской сестры Анны.
Породнившись с императорами, Владимир планирует ввести свою страну в семью цивилизованных народов. Феофилакт пытается вразумить Владимира, говоря о том, что для него брак с царевной невозможен, ведь он язычник. И вдруг с ужасом узнает, что Владимир уже давно принял оглашение и готов креститься хоть сейчас. Скрепя сердце Феофилакт заключает военное соглашение, по которому русский князь обязывается помочь в борьбе с мятежниками, а греческая сторона — выдать за него невесту царского рода.
Шеститысячный отряд русских воинов отправляется в Грецию мы знаем об этом от армянского летописца Асохика. В течение 988-989 годов они разбивают мятежников. Русь спасает Византию от гибели.
Созвано было на него, кроме бояр, посадников и старейшин, еще и людей множество из разных городов. И так стал Владимир поступать постоянно, собирая по праздникам в своем дворце чуть не весь город. Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно.
Вот за то, что князь в своей практике умело использовал принцип римских цезарей "хлеба и зрелищ", он и получил своё прозвище Красное Солнышко. Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан kkamasheva1 «Красным Солнышком» великого киевского князя Владимира называют не случайно. Этот титул ему присвоил русский народ, за доброту, за открытие новой славянской эпохи, за единую веру — христианство, за то, что он заложил фундамент будущих славянских государств, Украины, Белоруссии и России. За все это церковь и причислила князя к лику святых, присвоив ему титул равноапостольного.
Владимир Красное Солнышко. Креститель Руси
Она касается великого торжества, которое решил устроить князь Владимир, в честь избавления Руси от набегов печенегов. И если все прежние торжества проходили лишь в присутствии знатных бояр и старейшин, то на этот раз они остались не у дел. На праздник были приглашены простые люди, в числе которых были: рабочие, крестьяне, ремесленники, и даже нищие. Они свободно заходили во дворец, брали еду, веселились. Впоследствии такие пиры стали ежегодными. В этом проявляется мудрость Великого князя. Пытаясь добиться расположения и уважения простых людей, он следовал принципу, «дать им хлеба и зрелищ». Понятно, что все это возымело свое действие. В сознании простых людей князь стал Великим, или же «Красным Солнышком». Jekson Go Ответить Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом — тема чересчур объемная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова, в любой науке, особенно в гуманитарной, — дело крайне неблагодарное.
Стоит хотя бы вспомнить, как лет тридцать-сорок назад советские историки объявляли опровергнутой норманнскую теорию, объяснявшую происхождение русского государства деятельностью пришлых норманнов — якобы варягов русской летописи. В настоящее время норманнизм чистейшей воды образца доклада Готфрида Мюллера в Петербургской де сиянс академии 1749 года господствует в специальных и популярных книгах о начале русской истории на правах последнего слова науки. В конце XIX века Джордж Фрэзер объяснил общие черты преданий Ветхого Завета с легендами и поверьями едва ли не всех народов Земли схожими путями развития общества и представлений людей о мире. В конце XX века господа Петрухин и Данилевский любое сходство между, скажем,«Повестью временных лет» и Библией объясняют цитатами из последней — скажем, те же варяги, братья Рюрик, Трувор и Синеус, пришедшие на Русь и севшие в Ладоге, Изборске и Белом Озере, это — де, оказывается, влияние ветхозаветной легенды о трех сыновьях патриарха Ноя, разделивших после потопа землю. Словно русские сказки не полны преданий о трех братьях-царевичах, словно еще скифских времен легенда не говорит о трех братьях-царях, разделивших землю скифов-пахарей на берегах Днепра — Коло, Липо и Арпо! Таким примерам нет числа. Мы ограничимся историей взглядов исследователей на отражение глубокой, дофеодальной, дохристианской, до-государственной старины в былинах. Первые попытки решить задачу взаимосвязи былин и истории начались задолго до появления исторической и филологической наук. Еще в шестнадцатом веке автор Никоновской летописи на свой лад решал эти задачи, вводя в текст былинных героев — Александра Алешу Поповича и Василия Буслаева. Новые поколения уверенно шли по его следам.
Так, писатель «века золотого Екатерины» Василий Алексеевич Левшин написал по мотивам былин «Русские сказки» — вдохновившие, кстати, Пушкина на создание «Руслана и Людмилы». Показательно, что «Святославичем» он называет князя лишь в авторском предисловии, тогда как в самих «Сказках» он «Славный князь Владимир Киевский солнышко Всеславьевич». Вслед за Левшиным первый издатель «Слова о полку Игореве», приводя былинную цитату из «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова, заменяет в ней отчество «Всеславич» на «правильное» «Святославич» — последнее в былинах появляется чуть ли не в XX веке. Наконец, это отождествление узаконивает своим авторитетом Николай Михайлович Карамзин — и после него оно считается общим местом, едва ли не аксиомой. Любопытное замечание Василия Никитича Татищева, связывавшего, кажется, слышанные им от «скоморохов песни старинные о князе Владимире» не с крестителем Руси, а с древним языческим князем того же имени, предком призвавшего Рюрика Гостомысла, осталось, насколько мне известно, незамеченным.
Священное желание святого князя исполнили беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом». Конечно, не все шли с твердым личным желанием, многие согласились из страха, не все понимали смысла Крещения, но со временем и для них Православие стало верой родной. И только самые закоренелые язычники воспротивились повелению князя и бежали из Киева. Крещение киевлян совершилось в водах притока Днепра реки Почайны. Совершали таинство священники «царицыны», то есть приехавшие на Русь с царевной Анной из Константинополя, и «корсунские», то есть прибывшие из Корсуни вместе с князем Владимиром. Это был духовный переворот, усилием равноапостольного Владимира совершавшийся в русском народе. В чистых киевских водах, осененных благодатью Крещения, осуществилось таинственное преображение русской души, произошло духовное рождение народа, призванного Богом к высочайшему в истории подвигу христианского служения миру. Массовые крещения стали проводиться и в других крупных городах Руси. Всюду, от древних городов до дальних погостов, ниспровергались языческие требища, иссекались истуканы, а на месте их князь велел воздвигать церкви Божии, освящать престолы для Бескровной Жертвы Христовой. Люди привыкли посещать устоявшиеся места религиозного поклонения, по привычке шли к ним, но обретали там новую, чистую веру, святое служение Небесному Отцу и приобщались обильно подававшемуся им благословению Божию. На возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки», по всему лицу земли русской вырастали храмы Божии, словно затеплились лампады и свечи, осиявшие сумерки жизни. Святитель Иларион, митрополит Киевский, воспевший подвиг святого Владимира в «Слове о законе и благодати», восклицал: «Капища разрушаются и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает». Так, на холме, где находился жертвенник Перуна, равноапостольный Владимир построил храм во имя своего небесного покровителя святителя Василия Великого. А на месте мученической кончины святых варягов Феодора и Иоанна заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Этот великолепный храм был главным соборным храмом Русской Православной Церкви, его богато украсили настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Херсонеса. Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, тем самым посвящал стольный град Небесной Владычице День освящения храма 12 мая в некоторых рукописях — 11 мая святой Владимир велел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Когда-то святой император Константин Великий освятил 11 мая новую столицу Римской империи — Константинополь это случилось в 330 году. Царственный град был посвящен Пресвятой Богородице. И равноапостольный Владимир, вслед за святым Константином, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, тем самым посвящал стольный град Небесной Владычице. Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Богу Вседержителю при освящении Успенского храма: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад Свой. И сверши то, что насадила десница Твоя, — новых людей этих, сердце которых Ты обратил к истине познать Тебя, Бога истинного. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы Пречистой Богородицы». У Десятинной церкви Этот соборный храм еще получил название Десятинной церкви, потому что в то время святой Владимир пожаловал Русской Православной Церкви десятину от всех доходов, и храм Успения стал центром общерусского сбора церковной десятины. Десятинная церковь была особенно родной и любимой князю Владимиру. В 1007 году святой Владимир перенес в эту церковь мощи своей святой бабушки равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. Учреждена была и особая Киевская митрополия Константинопольского Патриархата, а также ряд епархий: в Чернигове, Полоцке, Переяславле Русском Южном , Белгороде Киевском, но прежде всего, конечно же, в Новгороде. Что касается крещения Новгорода, то летописи сообщают о смутах в народе. Новгород был вольный город и бурно реагировал на любые новшества. Против князя, ниспровергавшего идолов, поднялось восстание, которое дяде Владимира Добрыне пришлось подавлять силой. Но в целом христианизация Руси проходила достаточно мирно. Но и на этом святой князь не остановился, его апостольская ревность простиралась так далеко, что он посылал проповедников веры Христовой на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев. Менялась не только культура или места и предметы моления — менялись сердца людей. Согласно летописям, характер князя Владимира после Крещения преобразился. Такое случилось, потому что нет невозможного для Бога, а благодать Таинств подобна закваске, которая заквашивает тесто и в каком-то смысле меняет его состав. Ранее коварный, жестокий, Владимир преисполнился доброты и милосердия к ближним Ранее коварный, жестокий, Владимир преисполнился доброты и милосердия к ближним. Узнав слова Священного Писания : «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Мф. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать всё, что только потребуется: еду, питье и даже деньги. Более того, услышав, что далеко не все больные и немощные могут добраться до его двора, равноапостольный Владимир повелел развозить им пропитание. За такую-то доброту и милость народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком. Такого Русь не видела до времен святого Владимира. А причиной такого милосердия было то, что святой Владимир принял Христа искренним сердцем, всею душой. Вот что пишет монах Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру»: «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» Он хотел, чтобы на Руси больше не было голодных и нищих, обездоленных и всеми покинутых больных. Святой равноапостольный князь Владимир Великий Известно, что каждое воскресенье и в большие церковные праздники после Божественной Литургии святой князь Владимир выставлял для киевлян обильные праздничные столы. Звонили колокола, славословили хоры, а «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Самые пиры теперь становились не местом разгула язычества и греховных страстей, а торжеством и свидетельством Христова Евангелия, добродетели милосердия и взаимной любви. Сохранилось описание освящения Десятинной церкви 12 мая 996 года, когда князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». Исключительные милосердие и доброта святого Владимира выразились в беспрецедентной для того времени мере по отмене смертной казни. Чтобы не прогневать Бога неправым или чрезмерным судом, святой князь уже не хотел казнить злодеев. Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирой, то есть денежной пеней. Стяжав христианскую чистую любовь, он готов был обильно прощать. И тогда пастыри Церкви выступили против подобного милосердия, для внутренних дел государства оказывавшегося чрезмерным. Должно карать преступника, но только с рассмотрением», — сказали они, и великий князь поначалу прислушался, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, всё же установил наказывать преступников вирой. Ослабела у святого Владимира и склонность к войне. Он больше не предпринимал крупных походов, не искал славы воинственного героя, жил в мире с соседними государствами. И только одна опасность со стороны внешних врагов заставляла равноапостольного князя вспоминать об оружии. Хищные печенеги опустошали южные пределы Руси, пастыри Церкви напоминали великому князю, что он призван быть защитой родному Отечеству от внешних врагов, и прежний воинский дух пробудился в княжеском сердце. Оборона Руси при Владимире стала поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь племен Печенеги, народ кочевой и дикий, беспокоили Русь уже около столетия. В свое время они погубили родного отца Владимира князя Святослава и чуть было не взяли Киев. Теперь равноапостольный Владимир предпринял усилия к отражению их набегов, и ради этого заселял южные рубежи, возводил укрепления и увеличивал ратную силу. По южным и юго-восточным границам Руси, на правой и левой стороне Днепра, возводились крепости, устраивались ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. Крепости заселялись «лучшими людьми» из других областей страны — земель новгородских словен, кривичей, чуди, вятичей. Оборона Руси при Владимире стала поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь племен. Общегосударственные задачи теперь превышали интересы отдельных племен. Варка «белгородского киселя». Миниатюра из Радзивилловской летописи В «Повести временных лет» записано немало преданий относительно противостояния Руси печенегам. Так, сохранилась история о юноше-кожемяке том самом, что одной рукой вырвал из бока разъяренного дикого быка кусок мяса , который победил «зело страшного» печенежского богатыря в битве на реке Трубеж. Увидев это, печенеги в панике бежали, а князь Владимир, согласно преданию, в знак того, что русский богатырь «переял у врагов славу» повелел построить на берегу Трубежа город Переяславль. Другое предание о «белгородском киселе» гласит об осаде печенегами города Белгорода. У осажденных кончались припасы, и тогда один старец предложил остроумный выход. Собрали все остатки пшеницы, овса и отрубей, сварили из них кисель, затем вылили его в кадку и поместили в колодец, а рядом вкопали бочку со сладким медовым напитком, приготовленным из последнего меда. После этого пригласили послов от печенегов. Те, увидев два наполненных яствами колодца, удивились, сочли это за чудо и, решив, что город измором не взять, сняли осаду. Скрываясь от преследователей, князь спрятался под мостом. Надежда оставалась только на Бога Однажды святой Владимир оказался сам в крайней опасности от печенегов. На реке Стугне князь построил город Василев. К городу подошли печенеги. Святой Владимир вышел навстречу им с малочисленным войском, был разбит и вынужден спасаться бегством на коне. Скрываясь от преследователей, князь спрятался под мостом близ города Василева. Надежда оставалась только на Бога. Ожидая под мостом появления неприятелей, святой Владимир горячо молился Богу и дал обет, что если спасется, то построит в Василеве храм празднику дня. А было это в день Преображения Господня 6 августа 996 года. Печенеги не догадались заглянуть под мост, проскакали дальше и, так и не найдя князя, возвратились в свои пределы. Равноапостольный Владимир понимал, что избежал пленения чудом. В благодарность Богу и в честь своего спасения он возвел в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. При святом Владимире началось масштабное каменное строительство на Руси. Во всех важнейших центрах Руси святой Владимир ставил на княжение своих сыновей. После смерти Вышеслава около 1010 года Ярослав получил Новгород, а на его место, в Ростов, переведен святой Борис. Так старые племенные центры, управлявшиеся представителями своих племен, теперь стали управляться непосредственно сыновьями киевского князя. Забота о народе выражается и в его просвещении Защита народа — это не только крепости, рвы и насыпи, но прежде всего это искренняя вера во Христа с горячей молитвой к Нему, это созидание храмов с благоговейным богослужением в них. И тогда Бог помогает людям.
Вот за то, что князь в своей практике умело использовал принцип римских цезарей "хлеба и зрелищ", он и получил своё прозвище Красное Солнышко. Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан kkamasheva1 «Красным Солнышком» великого киевского князя Владимира называют не случайно. Этот титул ему присвоил русский народ, за доброту, за открытие новой славянской эпохи, за единую веру — христианство, за то, что он заложил фундамент будущих славянских государств, Украины, Белоруссии и России. За все это церковь и причислила князя к лику святых, присвоив ему титул равноапостольного. Но давайте обо всем по — порядку. Если говорить проще, то в славянской интерпретации выражение «Красное Солнышко» ассоциируется со словом «Великий». А именно таким и был князь Владимир.
Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, — все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа. К сожалению, о самом крещении князя Владимира, несомненно, главном событии его жизни, мы знаем явно не достаточно, ибо показания источников на этот счет весьма противоречивы. Летописи рассказывают о крещении Владимира под 988 годом и связывают его со взятием русскими войсками Корсуни Херсонеса , византийского города в Крыму. Владимир осаждал город в течение долгого времени, рассказывает летописец, но никак не мог взять его, пока один из защитников города, некий Анастас впоследствии сподвижник князя Владимира и настоятель киевской Десятинной церкви не пришел ему на помощь и не подал совет перекопать трубы, по которым в осажденный город поступала вода. Получив это известие, князь дает обет: креститься в том случае, если город будет взят. Херсонес, действительно, пал, но Владимир пока еще не спешит с крещением. Он посылает в Константинополь , к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры соглашаются, но с непременным условием предварительного принятия князем христианства. Царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибывает в Херсонес, где ее торжественно встречают жители. Однако Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: «по Божественному Промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать». Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. Так рассказывает летопись. Однако современные исследователи ставят этот рассказ под сомнение, полагая, что в летописном повествовании соединились различные и к тому же противоречивые источники, по-разному излагавшие историю приобщения Владимира к христианству. Используя данные других русских источников в частности, так называемой «Памяти и похвалы князю Владимиру», составленной Иаковом Мнихом и являющейся древнейшим известным Житием князя Владимира , а также свидетельства иностранцев, исследователи включают события, связанные с принятием русским князем христианства, в канву внешнеполитической ситуации того времени и восстанавливают действительный ход событий следующим образом. К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами 986 год и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором 987 , вынудили императоров-соправителей Василия II будущего Василия Болгаробойцы и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом. Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II. Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки сам он погиб в апреле 989 года. Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя. Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни — церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя Владимира именно в этом городе. Впрочем, следует оговориться, что такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем Владимиром, не является единственной. После возвращения Владимира в Киев 989 начинается крещение народа. Крещение Руси и государство Русь Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения». Князь повелел сплавить идол вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб — да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра так по версии Жития князя Владимира; летопись сообщает о крещении в Днепре. Совершали таинство священники «царицыны» то есть приехавшие на Русь с царевной Анной и «корсунские» то есть привезенные князем из Корсуни. На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия — небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной — главный храм Киевской Руси Владимировой поры храм был освящен 12 мая 996 года. С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины. Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Первоначально новая вера утвердилась в Поднепровье и некоторых прежде всего, княжеских городах. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде, судя по свидетельствам поздних источников, имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением. Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» Мф. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» А это уже слова мниха Иакова, автора «Памяти и похвалы князю Владимиру». В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI века. Владимир строит своего рода «засечную черту» по южным границам своего государства — ставит города-крепости по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Крепости соединялись мощным земляным валом. Самой знаменитой из поставленных Владимиром крепостей был Белгород на реке Ирпень, в глубине стугнинской линии обороны. Владимир заселяет крепости на южном порубежье Русской земли «лучшими людьми» из других областей страны — земель новгородских словен, кривичей, чуди, вятичей. Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен. Кроме всего прочего, эта мера наносила серьезный удар по прежнему племенному строю Русского государства. Во всех важнейших центрах Руси были посажены на княжение сыновья Владимира. После смерти Вышеслава предположительно, около 1010 года Ярослав получает Новгород, а на его место, в Ростов, переведен Борис. Всего князь Владимир имел 12 сыновей. Большинство названных городов — старые племенные центры, которые, благодаря нововведениям Владимира, управлялись теперь непосредственно сыновьями киевского князя. Войны с печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в течение всего княжения Владимира. Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды Владимир лишь чудом не попал в плен, укрывшись под мостом у города Василева. Печенеги тогда ушли прочь, не обнаружив князя и не причинив значительного ущерба русским землям. Это чудесное избавление случилось в самый праздник Преображения Господня, 6 августа 996 года. Владимир дал тогда обет построить в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. И уже вскоре обет был выполнен. В «Повести временных лет», древнейшем летописном своде из дошедших до нашего времени, записано несколько народных преданий о печенежских войнах. Одно из них рассказывает о юноше-кожемяке, победившем «зело страшного» печенежского богатыря в битве на реке Трубеж в честь этого события, согласно летописи, был построен город Переяславль-Южный.
Князь Владимир: человек, который крестил Русь
Прозвище «Красное Солнышко» легло в основу образа князя Владимира из-за его яркого и величественного характера. В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. Прозвище «красное солнышко» Владимир получил благодаря своему яркому и энергичному характеру, а также своей внешности. Прозвище «красное солнышко» Владимир получил благодаря своему яркому и энергичному характеру, а также своей внешности. Владимир Красно (е) Солнышко (также Владимир Всеславьевич [1]; прототип — Владимир I Святославич; на сколадывание былинного образа повлиял и Владимир Мономах) — киевский князь, одна из ключевых фигур былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. По мнению современных исследователей былин, прозвище Владимир-Красное Солнышко не принадлежит Великому князю Киевскому Владимиру Святославичу.
Глава 9. Владимир Красное Солнышко
Князь Владимир: человек, который крестил Русь | В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. |
Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси | Почему владимир получил прозвище красное солнышко. Существует много версий, почему князю Владимиру дали такое прозвище. |
Владимир Красное Солнышко почему его так назвали? 🤓 [Есть ответ] | Владимир Красное Солнышко считался влиятельным правителем, начав княжить на Руси с 17 лет. |
Владимир Святой | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | По мнению современных исследователей былин, прозвище Владимир-Красное Солнышко не принадлежит Великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. |