Новости пароход челюскин история

Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.

90 лет назад погиб пароход «Челюскин»

Именно этот пароход должен был повторить подвиг «Сибирякова», который впервые в мировой истории прошёл за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино.

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

17 февраля / Лекция «Трагедия в Чукотском море. История спасения экипажа парохода "Челюскин"» 1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин» - 17 июня 2023 - 29.ру Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.

90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах

Судьба парохода «Челюскин» Судьба парохода «Челюскин» 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода «Челюскин», который позже назовут советским Титаником. Историю о мужественном корабле-герое будут рассказывать в школах, а дети придумают игру «челюскинец». Казалось бы подробности эпопеи уже давно всем известны, но историю нашей страны переписывают в зависимости от политической ситуации и нам уже не верится, что у того или иного события не было двойного дна. Так произошло и с пароходом «Челюскин». За последние десятилетия катастрофу в Чукотском море окутали легенды.

Самая дерзкая из которых, что пароход «Челюскин» ушел в Арктику не один, а в сопровождении корабля-двойника. По легенде ледокол «Челюскин» прикрывал большой корабль, на котором находилось несколько тысяч заключенных, которых везли на рудники на смертельную каторгу. Миф о корабле-призраке обретает все новыми деталями и подробностями. Чем же на самом деле является челюскинская эпопея — тщательно скрываемой тайной ГУЛАГа или политической акцией, в основе которой лежало огромное желание власти спасти оставшихся в заложниках граждан страны.

Пароход «Челюскин» начало Арктика для многих стран была лакомым кусочком, но в 1923 году советское правительство объявило, что все земли находящиеся в советском секторе Арктики принадлежат СССР. Несмотря на это Норвегия долго претендовала на землю Франца Иосифа. По замыслу вождя по Северному морскому пути должны были двигаться караваны морских судов на Дальний Восток, но этот путь надо было прорубить во льдах и оснастить метео- и радиостанциями, портами и населенными пунктами. В 1933 году впервые за одну навигацию по Северному морскому пути прошел ледокол «Сибиряков», но таких кораблей у СССР было мало, да и те были иностранными — купленные за валюту.

К тому же ледоколы и ледорезы могли брать на борт, очень мало груза. Энтузиасты полярники пытались доказать всему миру, что через льды могут проходить и простые суда, которые кстати тоже строили за границей и покупали за большие деньги, и это в то время когда страна голодала. Пароход Челюскин В плане Наркомвода на 1933 год экспедиция из Ленинграда во Владивосток не значилась. Профессор Отто Шмидт пытался доказать необходимость сквозного прохода по Северному морскому пути.

Через два месяца корабль был готов, он назывался «Лена», а затем переименован в «Челюскин». Пароход был построен по заказу советского правительства в Дании. Это был сухогруз для речных и морских перевозок. Более того судно не совершило ни одного испытательного плавания.

Профессор Отто Шмидт Капитаном парохода «Челюскин» был назначен Владимир Воронин — капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: "… Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая.

Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. Он был не первым кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода.

Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы.

Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев. Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей. Прям такие очень большие. А когда уже прилетели, они стали раздеваться, столько шуб на них было одето, казалось, что очень-очень большие. А такие нормальные, симпатичные женщины», — вспоминает внучка советского летчика Маврикия Слепнева, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Ирина Климова. Спасти с льдины всех участников челюскинской эпопеи удалось в апреле 1934-го. Это был последний рейс советских летчиков в лагерь Шмидта.

Вот мне кажется, вот это последние сутки, часы были, наверное, самые тяжелые, самые напряженные психологические, что вот в любой момент ломается льдина, они не могут восстановить аэродром», — отмечает правнучка советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Светлана Болдырева. Операция по спасению жителей «ледяного лагеря» потрясла весь мир. Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана.

Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Гибель парохода "Челюскин": что произошло 85 лет назад в Чукотском море Ледокольный пароход «Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков» и за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В июле 1933 года судно вышло из Ленинграда. Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив.

До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море.

Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы.

Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону.

Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?

Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин. Пароход «Челюскин» построили в Дании и спустили на воду в марте 1933-го. Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин на мостике. Фото: РИА Новости. Капитаном «Челюскина» стал полярный исследователь Владимир Воронин, который низко оценивал ледовые качества нового судна.

90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах

Шмидт не удержался от соблазна и послал в Москву радостную радиограмму, что задание партии и правительства выполнено, а свое замечательное достижение участники экспедиции посвящают 17-й годовщине Октябрьской революции. Однако уже 6 ноября разыгравшийся в Беринговом море шторм, отбросил «Челюскин» вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф льдов со скоростью в два узла. Вмерзший пароход потащило на северо-восток, назад в Чукотское море. Стало понятно, что теперь до весны из льдов не выбраться, а значит, экспедиции придется зимовать на «Челюскине». К счастью, запасов топлива и продовольствия было достаточно. Несколько раз судно сжимало льдами, и полярники срочно перетаскивали на лед многочисленный скарб.

Но корпус выдерживал, и все грузили обратно. Так продолжалось до 13 февраля, когда после очередного сжатия корпус лопнул и «Челюскин» затонул в ледяных водах Чукотского моря. О последних минутах «Челюскина» вспоминает гидрограф Павел Хмызников: — Судно сильно дернулось носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Кто-то, как будто Саша Лесков, с тремя медными чайниками в руках выскочил из этой двери на палубу и перевалился через борт на лед. Корма идет вверх.

Раздалась команда: «Всем оставить судно! Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз… Оголяется руль, винт. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… Корма обволакивается дымом. Два столба буровато-белого цвета… Белая ледяная шапка выплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда.

Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Могилевич, только что стоявший спокойно с трубкой в зубах, видимо, поскользнувшись, прыгнул не на лед, а на палубу. Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели.

Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев.

В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями.

Но летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции. Было ясно, но холодно — ниже 40 градусов. Люди ждали самолеты возле палатки, которую окрестили аэровокзалом. Летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Последними улетали с льдины Отто Шмидт и капитан ледокола Владимир Воронин. Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.

Заклепки, срезанные с листов обшивки корпуса, со свистом пролетая над головами, падали на металлические площадки… Натиском льда, продавившего борт, был сдвинут паровой котел и сорвана дымовая труба… Пар с шипеньем и свистом заполнил помещение… Свет везде погас…» Свои заботы были и у буфетчика В. Лепихина: «Посуда, подумал я, посуда! Ведь на льду посуды не будет, из чего есть станем? Что ребята скажут?! Развязка была близка… Гидрограф П. Хмызников вспоминал: «Судно сильно дергается носом вниз.

На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Корма идет вверх… Десятка полтора людей с кормовой части корабля прыгают на лед. Я прыгаю за ними и отбегаю от судна. Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз. Оголяются руль, винты. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… — Дальше от судна!

Сейчас будет водоворот! Людская волна, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая шапка всплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются… Волна спадает. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков.

Первое, что сделали на льду,— устроили перекличку. Не хватало завхоза Бориса Могилевича — на глазах у многих он был сбит бочкой, покатившейся по палубе, и ушел вместе с судном в ледяную пучину… Спасти любой ценой И Шмидт, и Воронин, после гибели судна в смятении ожидавшие реакции из Москвы, конечно, не могли не знать, какой пропагандистский резонанс не так давно вызвали операция по спасению экипажа дирижабля «Италия» и зимний поход ледокола «Красин» по голодающим новоземельским становищам… Кроме того, 4 года назад в этих же местах пилот Галышев уже вывозил пассажиров с зазимовавшего парохода «Ставрополь», а Слепнев вел успешные поиски пропавших без вести американских авиаторов. Но только «высочайший» вердикт избавил их от сомнений и страха. Операция по спасению «героевчелюскинцев» разрабатывалась специальной комиссией во главе с зам. Куйбышевым, получившей от Сталина карт-бланш, и осуществлялась с поистине глобальным размахом. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем.

А в конце марта из Ленинграда на запад и далее — через Панамский канал вышел ледокол «Красин», экипаж которого имел большой опыт спасательных работ в Арктике. И тем не менее основные надежды возлагались на авиацию. Школа выживания «Палатки были поставлены на скорую руку, — писал позже участник экспедиции художник Решетников, — лишь бы только иметь убежище на первую ночь. Расположились на ледяном паркете, подобрав полы палаток под себя. Прикрыв друг друга, мы начали постепенно согреваться. Радиоаппаратуру надо установить», — послышался голос Кренкеля».

Сам Кренкель ту ночь позднее описал так: «В углу палатки на коленях приступаю к сборке радио. Освещение небогатое — фонарь с разбитым стеклом. Приходится работать без рукавиц. Плоскогубцы, нож, провода обжигают руки. Изредка грею одеревеневшие пальцы в рукавах… Начинает не то подсыхать, не то замерзать мокрое от пота белье, затекают колени. Нельзя даже протянуть ноги, так как палатка набита до отказа.

Приемник, наконец, включен. Снимаю шапку, надеваю наушники — жжет морозом уши. Вожу реостат и по легкому звону ламп слышу: работает… Ирония судьбы: 104 человека находятся на льдине в мороз, в пургу, ночью, никто во всем мире не знает об их судьбе, а первое, что слышит лагерь Шмидта — веселый американский фокстрот»… На следующий день связь с Большой землей была установлена. Плотники соорудили из спасенных материалов барак, переселив туда половину «челюскинцев», выстроили камбуз под крышей и сигнальную вышку. Много работы предстояло выполнить на ледовом аэродроме, который то и дело разрушали подвижки льда. Шмидт, знавший, что берег Чукотки находился примерно в 150 километрах, идею пешего перехода категорически отверг — ни женщинам, ни детям, равно как и многим мужчинам, он был не под силу.

Самым же настойчивым и упрямым без обиняков заявил — буду стрелять… Он слишком хорошо понимал, что ростки паники и сомнений необходимо было подавить сразу. Опыт полярных экспедиций показывал, что переход по дрейфующим льдам даже для подготовленных и снабженных спецснаряжением и питанием людей — предприятие крайне рискованное. Нужно было ждать помощи с материка — вот суть решения Шмидта. Много позже в минуту откровенности капитан Воронин поведал об этом старому полярнику Н. По словам последнего, выглядело это так: «Шмидт с Ворониным закрылись у себя в палатке. Они не представляли, что за этим последует.

Они буквально дрожали. Что их ждет? В лучшем случае — отставка, в худшем — «высшая мера». Воронин еще на что-то надеялся, а Шмидт прямо говорил — расстреляют…» Но судьбе было угодно распорядиться иначе… Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой… Сталин, Молотов, Ворошилов…» Спасительные крылья Уже 5 марта спустя 3 недели после катастрофы А. Ляпидевский на своей тяжелой машине АНТ-4 вывез из лагеря Шмидта женщин и детей в Уэлен, так обрисовав ситуацию: «Мы прямо уперлись в лагерь… Отчетливо видели теперь стоянку Шмидта: вышку, палатки, барак.

Потом увидали во льду трещину, которая отделяла лагерь от аэродрома, около трещины — скопище народа, пытавшегося перебраться… Кричали что-то, бросали шапки вверх. Я сделал два круга над аэродромом. Впервые я видел такую маленькую площадку: она была 450 на 150 метров. Все подходы к ней были заставлены высокими ропаками… Сел все-таки очень удачно… Челюскинцы все обросшие, бородатые, одетые в меха… Окружили потом меня, обнимают, а у меня мысль: как бы отсюда вылететь?.. К сожалению, первый же удачный полет стал для Ляпидевского последним — его самолет оказался слишком капризным для арктического неба и больше не использовался. Слепнев на «Флистере», за которым на своих Р-5 последовали Н.

Каманин и В. Комендант аэродрома челюскинцев Сандро Погосов так описал их прибытие: «Слепневская быстроходная «американка» — нарядненькая, чистенькая и кокетливая — три раза пыталась идти на посадку и, наконец, при попытке сесть наискось против ветра, заковыляла по ропакам и перевалилась на бок. На аэродроме воцарилось гробовое молчание… Слепнев вышел из кабины, осмотрел повреждения, а Ушаков стоял рядом с ним. Оба были целы и невредимы… Через два часа появились два самолета Р-5. Раза два прицелившись к небольшой полосе аэродрома, обе машины благополучно сели одна за другой. Настроение, заметно упавшее при неудачной посадке «американки», быстро поднялось.

Наши родные, советские машины показали лучшие качества при этой рискованной посадке. Через полчаса, забрав пять человек, они улетели в Ванкарем. Слепнев остался ждать запасных частей». Поскольку «пассажироемкость» у Р-5, замысленного конструктором Н. Поликарповым как разведчик и ближний бомбардировщик, была минимальной, действовать приходилось исходя из сложившейся обстановки. Молоков, например, перевозил лишнего пассажира в парашютном ящике под фюзеляжем.

Судовой машинист «Челюскина» Мартисов был таким «лишним»: «…сложил руки по швам, двое товарищей взяли меня, подняли и втолкнули в футляр головой вперед. Отверстие закрыли, и машина пошла… При подъеме с аэродрома жутко трясло: било то затылком вверх, то носом вниз. Потрясло, потом чувствую, стало спокойно — значит, машина в воздухе… Мои страхи оказались напрасными. Прилетел вполне благополучно.

В память об этом человеке осталось название самой северной материковой оконечности Евразии — мыс Челюскин на Таймыре. Ни чинов, ни наград, ни денег. Еле-еле дослужившись до капитана 3-го ранга, Семен Иванович вышел в отставку. А когда уже в XIX веке о нем наконец-то вспомнили и решили воздать посмертные почести, то выяснилось, что… Что ничего не выяснилось. Даже могилки Семена Ивановича не нашли. При каких обстоятельствах он отдал Богу душу, как и кем был похоронен? Одни только слухи и домыслы. И вот, если размышлять о гибели парохода «Челюскин» с этой точки зрения, то поневоле мерещится некое «проклятие веков». Безвестная могила человека, давшего имя пароходу, обиженный и обделенный мореплаватель давно минувших дней… Что ж, раз мерещится — перекрестимся, да и постараемся непредвзято изложить версии того, что произошло с пароходом «Челюскин». Причем ни одна из версий не может считаться окончательной, ибо архивные данные о тех далеких событиях по сей хранятся под грифом «секретно», а многое —попросту утеряно для нас, людей XXI века. Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты. Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив ее тем самым на год никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — О. Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьезные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперед, и будь что будет! Что было дальше — известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек.

Пароход «Челюскин». Катастрофа и спасение

В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин» 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна.
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. | К юбилею спасения экспедиции челюскинцев размещаю свою статью, опубликованную в нашем журнале Живописная Россия Когда-то про экспедицию парохода Челюскин знал каждый советский школьник.
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин» Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу.

Трагедия и подвиг парохода «Челюскин»

Вердикт капитана "Челюскина" Владимира Воронина был строг — лишний пассажир ему был не нужен, Михаилу Субботину пришлось покинуть корабль. Родившаяся в море Дора Васильева, жена геодезиста Василия Васильева, которая отправлялась вместе с мужем на зимовку на остров Врангеля, 31 августа родила дочь. Девочку назвали Кариной в честь Карского моря, в котором в то время находился корабль. В судовом журнале "Челюскина появилась запись: "31 августа. Глубина моря 52 метра". Новому члену экипажа отвели специальное место в стенгазете к приближающемуся празднику — Международному юношескому дню. Федор Решетников нарисовал смешного карапуза с соской во рту, а Зинаида Рыцк под рисунком аккуратно написала "Обязательства Карины": "Обязуюсь, кроме слова "мама", больше никаких матерных слов не употреблять…", "обязуюсь до шестнадцати лет и дальше не употреблять никаких крепких напитков, кроме молока…". В надежде на удачу С первыми льдинами "Челюскин" встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. Помог ледокол "Красин", и к 1 сентября пароход достиг мыса Челюскин. В Чукотском море помочь не смог никто — 23 сентября "Челюскин" оказался полностью заблокированным льдинами и начал дрейфовать.

Дрейф корабля вместе с экипажем продолжался почти пять месяцев. До чистого моря оставалось полтораста миль, но удача отвернулась от корабля — начался дрейф в обратном северо-западном направлении. Здесь погиб самый известный американский полярный летчик Эйельсон, который был зафрахтован известным торговцем мехами Свенсоном. В 1931 году при сильном сжатии здесь утонула советская шхуна "Чукотка". К концу ноября 1933 года Владимиру Воронину и Отто Шмидту стало ясно, что полярной зимовки экипажу не избежать и нужно проводить эвакуацию людей на материк. Отто Юльевич Шмидт на борту "Челюскина" во время арктической экспедиции. Но полярный день уменьшился до полутора часов в сутки и у Ляпидевского и Конкина не было никаких шансов поднять машины в воздух. Эвакуация всего необходимого на льдину проводилась заблаговременно по ночам. Командой эвакуаторов руководил Отто Шмидт.

Появилась возможность провести наблюдения в неисследованном районе. Гидрологи установили лебедки для взятия проб, я вытащил на лед свои магнитометры. Из Москвы шли послания с заверениями о безусловной поддержке и пожеланиями благополучного дрейфа. Иными были радиограммы из Владивостока. Капитаны, знакомые с характером восточных полярных морей, предупреждали о страшной силе сжатия их льдов. Они рекомендовали заранее подготовиться к возможному переходу на лед. Советовали все необходимые запасы сосредоточить на палубе в местах наиболее удобных для экстренной выгрузки.

Особенно настаивали на создании на льду аварийных складов топлива. Дальнейшие события показали, насколько они были правы. Три месяца прошли относительно спокойно. Команда занималась кое-каким ремонтом, научники работали с упоением. Ведь столь длительных наблюдений в этом районе Ледовитого океана еще не проводил никто. Весело встретили Новый, 1934 год. Даже четырехмесячную Каринку в кают-компанию принесли.

Радисты едва успевали принимать радиограммы с поздравлениями. Прошел январь, близился конец полярной ночи. А Владивосток все слал и слал предупреждения. Полярные капитаны предлагали сократить до возможного судовые работы и увеличить состав вахт, особенно в ночное время. И если раньше Шмидт и Воронин от таких советов просто отмахивались, то сейчас внимательно выслушивали, обсуждали, запрашивали уточнения. Постепенно палуба парохода превратилась в громадный склад. Ждать беды пришлось недолго.

В ночь на 13 февраля началась подвижка льдов. Утро не принесло успокоения. Ледяные поля сдавливали корпус парохода все сильнее и сильнее. В 12 часов дня сталь не выдержала, и раздался треск разрываемого металла. В трюм и машинное отделение хлынула вода. На лед полетели ящики, тюки, коробки и бочки. Пароход быстро погружался под лед.

Высоко поднялась корма, показались руль, винт, и все заволокло завесой из водяных брызг и пара. Когда она рассеялась, то на месте, где только что был пароход, чернела громадная полынья.

Участники экспедиции высадились на лед. Опытные полярники, они оборудовали ледовый лагерь со сносными условиями обитания и в ожидании помощи продолжали исследования. Началась героическая эпопея спасения попавших в беду полярников. Вся страна следила за ее ходом. Была проделана огромная подготовительная работа по вызволению полярников из ледового плена воздушным путем. Подготовлены аэродромные площадки в условиях крайнего севера на Чукотском полуострове Магаданской области, перебазированы на них самолеты. Из опытных летчиков была сформирована эскадрилья.

В ее состав вошли А. В Ляпидевский, Салеваневский, В. Молоков, Н.

Его водоизмещение равнялось 7,5 тысячи тонн. Уникальная миссия Выдающиеся характеристики, которыми отличался ледокол «Челюскин», привлекли внимание советского полярного исследователя Отто Шмидта.

Этот географ и математик мечтал о покорении Северного морского пути — маршрута, ведущего в Тихий океан вдоль северных берегов Евразии. Шмидт был готов на все ради своего замысла. В 1932 году он на корабле «Александр Сибиряков» преодолел путь от Белого до Баренцева моря. Ледокол «Челюскин» для этого энтузиаста стал средством развить свой исследовательский успех. Шмидт убедил Главное управление Севморпути использовать корабль в его новом экспериментальном путешествии.

Проблема заключалась в том, что, несмотря на всю свою современность, «Челюскин» в первую очередь был грузовым кораблем. Конструкторы не приспосабливали его для экстремальных навигаций среди полярных льдов. Это и привело к будущей гибели судна. Подготовка к путешествию Авантюрная цель похода ледокола «Челюскин» воодушевляла многих энтузиастов, посвятивших свою жизнь исследованию Севера. Однако и среди восторженных голосов раздавались закономерные вопросы о пригодности корабля к будущей экспедиции.

Одним из таких скептиков был капитан судна Владимир Воронин. Изучив «Челюскина», он отметил перед официальным начальством ряд недостатков конструкции. В Севморпути, однако, внимания на них не обратили. Ледокол «Челюскин» отправился в путь 2 августа 1933 года. На отплывшем из Мурманска корабле находились 112 человек.

Некоторые из них не были напрямую связаны с экспедицией. Так, один из геодезистов взял с собой на борт беременную супругу. Сам корабль был сильно перегружен, поскольку на его борту поместили дополнительный груз, разведывательный гидросамолет и несколько сборных домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля. Эти препятствия судно преодолело без каких-либо проблем. Однако чем дольше шла экспедиция, тем тяжелее экипажу было продолжать путешествие.

В Карском море корабль наткнулся на большой необитаемый остров, не указанный ни на одной карте. Проведенные исследования объяснили это странное стечение обстоятельств. Оказалось, что на картах остров Уединения находился на целых 50 миль к востоку от своего реального местоположения. Ошибку удалось определить работавшему на «Челюскине» астроному-геодезисту Якову Гаккелю. Тем временем встречи с опасным льдом продолжались.

Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку. Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм в нем хранился уголь. Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна. Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей.

Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам.

Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"

На основании этого в СССР было принято решение о строительстве ледокольного флота. Первые из них были безрезультатны. К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка.

Лагерь экспедиции О. Шмидта на льдах Арктики Железные люди В Москве создали правительственную комиссию, для эвакуации выделили 17 самолетов. К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Стоит отметить, что даже с воздуха обнаружить лагерь было непросто. Густые туманы и сильные снегопады снижали видимость до минимума. Кроме того, ледовое поле дрейфовало и постоянно меняло местоположение.

При этом была высока вероятность разрушения льдины. Летчики действовали в тяжелейших условиях. Низкая температура воздуха — минус 30-40 градусов по Цельсию. Сильные северные ветра, пурга, неровная поверхность для посадки, многочисленные полыньи, куда могла угодить машина. Местность была еще плохо изучена, не хватало навигационных карт. Метеостанций, которые помогали с предсказанием погоды, было всего две. Экспедиция по спасению экипажа парохода «Челюскин»Первый самолет добрался до лагеря 5 марта. Летчики мастерски посадили на лед тяжелый АНТ-4. Эвакуировали женщин и детей.

Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц.

О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперед, и будь что будет! Что было дальше — известно.

Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек.

Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбужденно, радостно обсуждали: как назвать ребенка? И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет.

Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать.

Правда, она произведет на свет сына Владимира только 15 сентября 1934-го, уже в нормальных условиях, и тот получит фамилию и отчество своего прославленного родителя. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды. В начале сентября «Челюскин» получил новые вмятины, усилилась течь... В один из осенних дней к дрейфующему во льдах «Челюскину» подъехали несколько собачьих упряжек: это чукчи из близлежащего поселка нанесли свой визит для обмена пушнины на «огненную воду».

Восьмерых заболевших членов экспедиции отправили в поселок к чукчам. И тут, благодаря удачному дрейфу, льдины сами в начале ноября вынесли пароход в Берингов пролив! Все вздохнули с облегчением… Однако что может человек против мощи арктической стихии? Льды повернули вспять, и «Челюскин» снова вынесло в Чукотское море.

Пароход был раздавлен и затонул, о чем говорит радиограмма О. Шмидта: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Один человек погиб, 104 оказались на льду. Запасов горючего и продовольствия, палаток и теплой одежды должно было хватить надолго.

Президент США Рузвельт обратился к советскому правительству с предложением помощи: на Аляске уже тогда существовал отряд полярной авиации, способный за день перевезти всех «челюскинцев» на Большую Землю — в США или в поселки Чукотки. Неожиданно для всех Америка получила категорический отказ от предложенной ею помощи. Лишь один человек позже 11 апреля, по особому решению Совнаркома был перевезен американским самолетом на Аляску, в больницу города Нома. Это был тяжело заболевший О.

В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены.

В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошли 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении этого звания семерым летчикам, участвовавшим в этой спасательной операции.

Также в этот день:.

Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»

"Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Восемьдесят один год назад, 5 ноября 1933 года, пароход "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан.

«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»

По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики.

В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг. Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков.

Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики.

Памятная дата в истории покорения Арктики. Ровно 90 лет назад ушел на дно легендарный пароход «Челюскин». На нем заполярные территории осваивала экспедиция знаменитого ученого Отто Шмидта. Экипаж и пассажиры два месяца прожили на дрейфующей льдине. За историей их спасения следил без преувеличения весь мир.

Корреспондент «Известий» Кристина Морозова встретилась с детьми и внуками героев. Перед экипажем легендарного «Челюскина» стояли амбициозные задачи: освоить Северный морской путь на ледокольном пароходе всего за одну навигацию. И это в 1933-м. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море.

На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека.

Забегая вперед, скажу: оловянный рудник «Депутатский» и поселок с тем же названием были построены только в 37-м году. В 1990 году рабочий поселок Депутатский насчитывал 6 тысяч жителей, а летом 1996 года он прекратил свое существование, то есть был оставлен людьми. Добывать оловянную руду на краю света, да еще за Полярным кругом, оказалось в несколько раз дороже, чем покупать готовое олово в Малайзии.

Подготовка к экспедиции проходила в невероятной спешке, работали днем и ночью и все-таки уложились только за четыре месяца. Вот почему «Челюскин» и «Пижма» вышли в море лишь 5 декабря. Корабельные трюмы «Пижмы» не были ни холодными, ни мрачными, как поется в известной колымской песне. Паровое отопление работало бесперебойно, а электрический свет горел круглые сутки.

На трехэтажных нарах в невероятной тесноте сосуществовали уголовники и политические. С уголовниками все ясно, они всегда и везде на одно лицо. А вот кто были они, политические заключенные 33-го года? Прежде всего это деревенские мужики из числа так называемых «кулаков», затем бывшие нэпманы, инженеры-«вредители», ученые-«двурушники» и, конечно, церковнослужители всех мастей, по большей части православные священники.

Был у них и свой предводитель — митрополит Серафим, откуда-то из Подмосковья. Даже ВОХР, то есть вооруженная охрана, относилась к нему с уважением. Особняком среди политических заключенных держалась группа евреев-спецов — инженеров-радиотехников и, конечно, «иностранных агентов». Был среди них и отец Якова Самойловича, он тоже удостоился чести путешествовать в трюмах «Пижмы».

И за какие заслуги? Спустя полвека его словоохотливый сын рассказал об этом следующую историю. Представьте себе еврейского мальчика из белорусского местечка, сына сапожника — мой дедушка был сапожник, — и, как вы думаете, чем он увлекся? Ни за что не угадаете — радиотехникой!

И это в двадцатые-то годы, когда никто еще не мог понять, зачем нужно это самое радио, если есть телефон и телеграф! И вы думаете, он был один? Ни боже мой! Их было много.

А я всегда говорил: нельзя ничего замешивать только на еврейских мозгах, обязательно получится гремучая смесь и добром это не кончится. Так оно и вышло. Уже в начале 30-х годов по всему миру пошел шум и звон. Судите сами: не где-нибудь, а в отсталой России начинает работать самая мощная в мире Московская радиостанция, а при ней самая большая в мире радиопередающая башня!

И это еще не все. Впервые в мире создается самостоятельная радиотехническая промышленность, учебные и научные центры по радиофизике. Хорошо-то хорошо, но смотря где. Пока обыватель гордился и радовался, на Лубянке уже задумались: а зачем эти ребята так стараются?

Просто так? Но не надо говорить глупости: просто так ничего не бывает. Стали копать и обнаружили: все — евреи, даже те, на кого не подумаешь. Стали рассуждать дальше: а зачем евреям радио?

Опять-таки просто так? Не надо смешить народ, не такие евреи люди, чтобы что-нибудь делать просто так. Стали искать и очень даже быстро нашли. Оказалось, у каждого из них дома — самодельная радиостанция и целый список иностранных корреспондентов.

В наше время их называют радиолюбителями, а в те далекие времена рассудили иначе: резиденты иностранных разведок. На Лубянке потирали руки: обнаружен и обезврежен шпионский центр! И какого масштаба! Расстреливать их не стали — как раз вовремя подвернулась Чукотка.

Было решено так. Пусть поработают пару лет на добыче цветных металлов, а там сами коньки отбросят. Но сначала историческая справка. В 1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год два любопытных документа — две ноты правительства Дании правительству Советского Союза.

В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин», а во второй — сразу о двух пароходах: «Челюскине» и «Пижме». Итак, читаем: «Королевское правительство Дании выражает серьезную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли «Челюскин» и «Пижма» в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана. Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании».

Вот и все. Какой же была реакция Политбюро? В протоколах заседаний датские ноты вообще не упомянуты. Одно из двух: либо повестка дня была очень насыщенной и на такие пустяковые вопросы просто не хватило времени, либо ноты были все-таки зачитаны, но оставлены без ответа.

Нетрудно представить себе такую картину: Учитель и Вождь народов вынимает изо рта трубку и, выпуская дым, произносит с грузинским акцентом: «Господа капиталисты, как всегда, заботятся о своих прибылях. Мы заплатили им сполна, и теперь эти корабли наши. Мы будем распоряжаться ими так, как сочтем нужным. Никто не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела».

Хозяин Кремля был как всегда прав, и члены Политбюро согласно наклонили головы. А впереди их ждала расплата за это легкомыслие. Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади.

В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами замерзшего моря. На «Челюскине» погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. А тем временем «Челюскин» медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями.

Ни прямо по курсу, ни за кормой парохода свободной воды видно не было. Ледяные поля упрямо двигались навстречу друг другу, и никакая сила не могла помешать этому движению. Пройдут всего лишь сутки, и весь мир узнает о трагедии в Чукотском море. Почему в Чукотском?

Да потому что задание партии было уже почти выполнено. Осталось проплыть каких-нибудь 300 километров до чукотского поселка Певек с большой и надежной бухтой, но именно эти километры так и остались непройденными. Спустя 50 лет челюскинцы будут вспоминать, словно это было вчера, как ожило корабельное радио и хриплым голосом капитана Воронина произнесло: «Всем на лед! Мы тонем!

Едва ли не в тот же день американский президент Рузвельт предложил Советскому Союзу безвозмездную помощь в спасении челюскинцев. Случай был уникальный: через несколько месяцев в США должны были состояться президентские выборы. А тут такая возможность показать американскому народу, какой у них гуманный и всесильный президент. Советский Союз — страна бедная и отсталая.

Ни на Чукотке, ни на Камчатке у русских нет ни одного самолета. А если бы даже были? Какой от них толк? Разве это самолеты?

Маленькие фанерные стрекозки — один летчик и два пассажира, и сидят в открытых кабинах. К тому же летают с черепашьей скоростью — чуть больше 100 км в час. Другое дело — Америка! Полярная авиация!

Это есть только в Соединенных Штатах. Последняя модель американского конструктора Сикорского. Кстати сказать, Игоря Ивановича и, конечно, выходца из России. У американцев на Аляске уже целая эскадрилья таких самолетов.

Внешне похожий на парящую в небе чайку, самолет-амфибия зимой ставится на лыжи, а летом — на колеса или поплавки для посадки на воду. Фюзеляж наглухо закрыт и оборудован системой отопления от мотора. Управляют самолетом два пилота, в пассажирском салоне — шесть кожаных кресел. Летает амфибия со скоростью более 200 км в час.

От Аляски до места гибели «Челюскина» — 500 км. Туда и назад — 1000. Для самолета Сикорского такое расстояние не помеха. Экипаж «Челюскина» должен лишь подготовить посадочную площадку, а советское правительство — дать согласие.

И в течение одного дня все женщины и дети будут доставлены на Аляску, в теплые дома со всеми удобствами. А в течение еще двух дней будут спасены и все остальные жертвы кораблекрушения. Совершенно неожиданно для всех советское правительство в категорической форме отказалось принять помощь.

Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо.

Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин». Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни. Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах. Более того, полярники забили тревогу — никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. Эвакуация с судна За несколько часов до развязки, когда уже стало ясно, что корабль отправится на дно, началась спешная эвакуация людей. Команда успела перенести на окрестный лед часть инвентаря и инструментов. Этих вещей было достаточно для создания хоть какого-то временного лагеря. Во время эвакуации погиб один человек. Его по трагической случайности придавило сместившимся грузом. Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. Среди них было двое детей, в том числе новорожденная дочка одного из геодезистов.

Оказавшись один на один с недружелюбным полярным миром, экипаж уже на второй день передал в столицу сообщение о катастрофе. Связь челюскинцы наладили под руководством старшего радиста Кренкеля. Относительно недалеко, на мысе Уэллен, располагалась береговая станция, которая и передала сообщение. Когда Отто Шмидт еще за год до того находился на аварийном «Сибирякове», он оказался в аналогичной ситуации. Береговых станций еще не было, а связь была налажена через краболов в Охотском море. Жизнь лагеря Перебираясь на льдину, экипаж выгрузил с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы. Оказавшийся на краю гибели коллектив проявил сплоченность и организованность, благодаря чему в лагере удалось наладить достаточно сносную жизнь. Был построен барак, кухня и сигнальная вышка.

С первых дней пребывания на льдине не прерывалась научная работа. Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря. Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения. Для этого использовались теодолит и секстант.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий