В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти. Таким образом, дата наступления Нового года менялась на Руси 3 раза: с первого весеннего новолуния на 1 сентября, с 1 сентября на 1 января, с 1 января по юлианскому календарю на 1 января по григорианскому календарю. Старый Новый год появился, когда в 1918 году большевики перевели страну с юлианского на григорианский календарь. Поскольку многие страны жили по григорианскому календарю, а Россия по юлианскому, то Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Пусть этот Новый год так и называют Новый год до Рождества Христова.
«Это был бы настоящий праздник для русского народа и России»
Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Разница между календарями составляет как раз 13 дней, то есть даты по юлианскому смещены на 13 дней вперёд относительно григорианского. Поэтому и 14 января — это первый день Нового года по старому стилю. календаря старого стиля и григорианского - календаря нового стиля. Поэтому Новый год отмечался 1 января, но по юлианскому стилю. С предложением перенести празднование Нового года на 14 января обратился к коллегам депутат Госдумы Евгений Фёдоров. По его мнению, россиянам необходимо вернуться к своим историческим корням и вновь отмечать главный праздник в году по юлианскому календарю. Новый год по Григорианскому календарю приходится на последнюю, самую строгую неделю Великого поста.
О календарях и "старом" новом годе
Пока Советская Россия встречала Новый год по григорианскому календарю, россияне «у Колчака, Деникина и Врангеля» жили по «старому стилю». С предложением перенести празднование Нового года на 14 января обратился к коллегам депутат Госдумы Евгений Фёдоров. По его мнению, россиянам необходимо вернуться к своим историческим корням и вновь отмечать главный праздник в году по юлианскому календарю. По поводу празднования нового года по светскому(григорианскому календарю, пусть служится новогодний молебен, польза есть однозначно, молитва в ночь разгула страстей, тот же покров над паствой, зараженной мирским духом.
Казусы календаря: почему в России Рождество празднуют после Нового года
Вопрос довольно сложный и спорный, при ответе на него может быть такая логика: - если нам важна историческая преемственность отметить событие в тот же день, когда его отмечали наши прапрадеды , то ориентироваться стоит на юлианский календарь, так как до 1918 года все даты записывались в нем, а следовательно и отмечались в циклах юлианского календаря. Чтобы продолжить этот цикл мы должны дату по старому стилю перевести в новый стиль обычно это и есть всем известная дата, которая уже "пересчитана" — тогда и отмечать. В этом случае переводить ее в григорианскую датировку по новому стилю НЕ стоит — дата по новому стилю НЕ имеет какого-то глубокого внутреннего смыла, это просто соответствие юлианской дате в новом григорианском календаре, которое получается «механическим» прибавлением нужного числа дней, необходимым для перевода одной системы временных координат в другую. Исходя из этого мы определяем каково было «отставание» юлианского календаря от «григорианского» на тот момент времени; Переводим юлианскую дату в григорианскую, добавляя столько дней, сколько нужно чтобы компенсировать данное отставание. Юлианский календарь отстает от григорианского или опережает его? Важно, что мы берем за точку отсчета. Из-за этого и возникает путаница. Например, Рождество по новому стилю приходится на 7 января, а по старому — на 25 декабря. При этом это один и тот же день. При этом юлианский календарь, а вместе с ним и церковные православные праздники «уходят» вперед от точек солнцестояний и равноденствий, то есть фактически перемещаются на следующие месяцы и более поздние даты. Соответственно некоторые церковные праздники у католиков отмечаемые по григорианскому календарю , а также дохристианские солнечные праздники наступают по временной шкале раньше, чем православные — православное Рождество позже католического на 14 дней, при этом дохристианская Коляда почти «совпадает» с католическим Рождеством по астрономическим причинам , но удаляется от православного с каждым столетием все дальше.
Виктор Васнецов. Нестор летописец. До календарной реформы Петра в России использовался так называемый «Византийский календарь», который у нас также носил названия «Миротворный круг», «Церковный круг», «Великий индиктон». По продолжительности года он НЕ отличается от юлианского, однако Новый год в нем отсчитывается не от 1-го января, а от 1 сентября, а само летоисчисление ведется НЕ от Рождества Христова, а от Сотворения мира. Великий индиктон Данный календарь предположительно был официально утвержден императором Византийской империи Василием II в. Впрочем, считается, что он использовался в Византийской империи и до X века, возможно даже с 462 года. Когда именно этот Византийский календарь пришел на Русь — доподлинно неизвестно. Однако, насколько можно судить по информации доступной в открытых источниках, некая календарная реформа была проведена в России при Иване Грозном, а, возможно - еще до него в 1492 году. До этого времени дата Нового года на Руси приходилась на 1 марта. Путешествие Аввакума по Сибири.
Милорадович , 1898 год. Византийский календарь до сих пор используется русскими старообрядцами, то есть можно сказать, что это уже третья календарная система в дополнение к юлианской и григорианской существующая в современной России. Когда были впервые введены мартовский и ультрамартовский стиль, а также какие системы летоисчисления им предшествовали - неизвестно. Таким образом, мы не имеем понятия как считались года при ранних Рюриковых.
Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне.
По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга. Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе. Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу — после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово "ёлка" стало синонимом трактира — отсюда и выражения "поднять ёлку" выпить , "идти под ёлку" идти в питейное заведение , а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными".
Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики.
Но все же есть традиции, общие для всех стран. Вся семья собирается вместе за одним столом — на Новый год родственники, даже живущие далеко друг от друга, обычно приезжают друг к другу в гости, чтобы встретить начало Нового года в кругу семьи. Дома и квартиры украшаются новогодним декором, создающим светлое праздничное настроение, наряжается новогодняя елка. Родные и близкие, а также друзья, коллеги и просто знакомые дарят друг другу подарки В праздновании обязательно участвует персонаж, олицетворяющий праздник и, конечно, приносящий подарки в Новый год и Рождество. Россияне, как известно, предпочитают салаты оливье и селедка под шубой, на столе непременно должны быть мандарины и шампанское.
Впервые по телевидению к жителям тогда еще Советского Союза обратился Леонид Брежнев в 1970 году. Почему на Новый год наряжают елку? Символика ели как праздничного новогоднего дерева уходит корнями в глубокое прошлое. Священными елки считали еще гунны и кельты. Кстати, сообщается, что кельты в конце декабря приносили жертву у самой высокой ели в лесу, внутренностями же "украшали" ветки. В целом древние германцы связывали с елью понятие вечной жизни, плавного перехода от одного ее этапа к другому. Поэтому еловыми и другими хвойными — сосновыми и можжевеловыми ветвями украшали дома в праздник, отсчитывающий очередной год. Считалось, что такие украшения помогут не пустить в дом злых духов.
В средние века еловое дерево ставили дома и в день поминовения прародителей Адама и Евы, то есть в канун Рождества. Такую елку украшали яблоками, и она играла роль Древа познания. Легенда гласит, что первым елку принес домой не кто иной, как Мартин Лютер. Тогда новогодние деревья украшали свечами и съедобными украшениями, такими как конфеты и орехи. Позже стали делать стеклянные и другие игрушки. Звезда на верхушке елки с самого начала символизировала Вифлеемскую звезду. Кто ввел новогоднюю елку в России? Еловые, сосновые и можжевеловые ветви и "древа" впервые повелел установить внутри и снаружи домов Петр Первый уже при праздновании 1700 года.
Они должны были радовать непривычный глаз россиян с 1 по 7 января.
Согласно декрету, главной целью всего проекта было «установление в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления». Появился и необычный праздник — старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю, который не был забыт в народе. Однако праздновали старый Новый год не так масштабно, как ночь с 31 декабря на 1 января.
Русское духовенство не согласилось с переходом на новый стиль и не отказалось от юлианского календаря. Но это было не так важно для большевиков, которые уже подписали Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Старый стиль стал неофициальным. Сегодня Русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь.
Поэтому Рождество в нашей стране празднуется 7 января, а в католических государствах — 25 декабря.
Ранний римский календарь
- Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество - Православный журнал «Фома»
- Исторический феномен
- Празднование Нового года в языческой Руси
- Рекомендуемые пособия
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь. Берберы в Алжире, Тунисе, Марокко традиционно отмечают Новый год по так называемому берберскому календарю – это юлианский календарь с незначительными отличиями. В юлианском календаре год официально начинался с 1 января и содержал 365 дней, разбиваясь на 12 солнечных месяцев. По поводу празднования нового года по светскому(григорианскому календарю, пусть служится новогодний молебен, польза есть однозначно, молитва в ночь разгула страстей, тот же покров над паствой, зараженной мирским духом.
Братья и сестры, поздравляем вас с Русским Новым годом!
Он настаивал на гражданской одежде для духовенства, предпочитал сам носить костюм, галстук и шляпу и утверждал, что Священное Предание Православной Церкви «устарело, изжило себя и стоит… поперек объединению христиан». Вот кто дал Православной Церкви новый стиль! У Мелетия Метаксакиса, конечно, могли быть и другие задачи. Новое республиканское правительство Турции представляло угрозу самому существованию Константинопольского Патриархата, лишившегося могучего защитника в лице императорской России. Приходилось искать поддержки и помощи на Западе. Не заплатил ли за это Метаксакис принятием западного календаря? Вполне вероятно. Так или иначе, он не достиг своей цели: новый стиль не вытеснил собою церковного календаря и не привел к объединению с инославными. Но один результат был определенно достигнут, а именно глубокий и длительный раздор в Православной Церкви. Сам Мелетий, умирая мучительной смертью, горько сожалел о том, что он «расколол Церковь» новым стилем.
Горькие всходы раздора Некоторые обвиняют меня в «излишней эмоциональности», с какой я защищаю церковный календарь и призываю к его восстановлению. Но обстановка, в которой оказались православные в результате календарной реформы, совершенно немыслимая. Прохожий спросит вас где-нибудь в Лос-Анджелесе: «Скажите, сегодня праздник? В равной мере немыслимо, чтобы епископ, объезжая приходы епархии, приспосабливался к тому или иному календарю, принятому в том или ином месте. А кое-кому из епископов приходится совершать церковные праздники и торжества два раза: по новому стилю и по старому. Не слишком-то вдохновляющий пример уважения к церковному уставу, а попросту сказать — безумие. Что дальше? Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли. Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли.
Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя — по крайней мере, в том виде, как она была проведена. Я люблю и ценю Священное Предание Церкви и церковный календарь как неотъемлемую и важнейшую его часть; но я по-другому бы отнесся к новому стилю, если бы он был установлен соборным порядком, всеми Поместными Церквами и православными епископами. Этого, однако, не произошло.
Язычество, мистика и вареники с овечьей шерстью: эксперт ЮФУ рассказала о феномене Старого Нового года 13. Возникновение этого неофициального праздника связано со сменой системы летоисчисления в нашей стране. В Российской империи в обиходе был юлианский календарь, учреждённый ещё Юлием Цезарем в 45 году до н. Так был создан григорианский календарь, который первыми приняли католические страны. В России данная система летоисчисления была введена после Октябрьской революции в 1918 году. Разница в днях между этими системами составляет 13 дней. Следовательно, вместе со сменой календарей, дата кануна Нового года сместилась на 13 января по новому стилю, что означает 31 декабря по-старому.
Таким образом и получились две даты наступления нового года — официальная и народная», — поделилась преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики ЮФУ Мария Митрохина. Закрепление Старого Нового года как праздника связано с важной ролью православного наследия в российской культуре.
В Белоруссии с этого вечера начинали праздновать Щедрую неделю или Богатую коляду. Эти названия, предположительно, идут от обряда бросать в колодец кашу, гадать и кричать в него: «Ку-гу-гу! По другой версии, Агатуха произошла от глагола «гагатать» смеяться, веселиться. Белорусские девчата гадали в этот день о желанном замужестве. Во время щедрования водили «козу» «вола», «кобылку», «тура», «медведя», «журавля» при этом пели щедровки , главной из них была: «Го-го-го, коза! Происходило это праздничное действо и в домах, и под окнами домов. Отличались щедровные песни от рождественских преимущественно припевом, где вместо «Светлый вечер» поётся «Щедрый вечер». В русской традиции день святой Маланьи посвящался хлопотам приготовления праздничного обильного и сытного застолья.
Принято было считать, чем богаче накрыт стол, чем радостнее и гостеприимнее оно пройдет, тем счастливее все сложится в предстоящем году. На Маланью было принято всем празднично наряжаться и к этому готовились старательно. Отсюда пошли народные пословицы и поговорки: Маланья — кишечница, колбасы едят. Наварила, ровно на Маланьину свадьбу. Наряжается, что Маланья на свадьбу. В приграничных русско-украинских и украинско-молдавских районах во время колядования по домам ряженые колядовники часто разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи Васыля и Маланки. В украинской традиции в «старопредновгодний» вечер тоже готовилось обильное праздничное скоромное угощение.
Заснув после 1 января, люди и на следующий день проснутся 1 числа. И потом тоже. Если закон примут — то в силу он вступит как раз с наступлением Нового года, который придется праздновать две недели. И только после этого, наконец, наступит 2 января. По юлианскому календарю. Депутатскую идею пусть и осторожно, но поддерживают в православной церкви. Ведь она так и не перешла на григорианский календарь. Православные праздники после прежней реформы приходится отмечать с отставанием от светской жизни. Что очень удобно.