Советская и российская писательница, историк, искусствовед Нина Молева скончалась на 99-м году жизни. Посредством даров Нины Михайловны фонды Псковского музея-заповедника пополнились личными вещами великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой – супруги брата императора Александра III. участница битвы под Москвой, старший лейтенант армейской разведки, заместитель начальника театрально-зрелищной бригады в составе 2-го Белорусского фронта. Вместе с армией прошла путь от Москвы до Кенигсберга. Скончалась искусствовед, писательница, историк, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева. Об этом во вторник, 13 февраля, сообщила пресс-служба Минкультуры РФ.В ведомстве в беседе с «РИА Новости» отметили, что Молева умерла 11 февраля. 11 февраля 2024 года, на 99-м году жизни, в Москве умерла Нина Молева – писатель, историк русской культуры и искусства, искусствовед, член Союза писателей и.
Досье личности
- НИНЕ МИХАЙЛОВНЕ МОЛЕВОЙ 98 ЛЕТ
- Регистрация
- Нина Молева - биография, новости, личная жизнь, фото -
- Нина Молева - биография, новости, личная жизнь, фото -
- Умерла завещавшая Путину коллекцию картин на $2 млрд искусствовед Нина Молева
Актуальное
В 1955 году многолетняя ведущая правительственных концертов в Кремле вышла замуж за художника-ав ангардиста Эл ия Белютина. Умерла героиня мема «а я думала сова» Вместе с мужем она была наследницей богатой коллекции живописи и старинных предметов. Стоимость собрания включающего около тысячи экспонатов по разным оценкам варьируется от десятка миллионов до 2 млрд долларов.
Среди редких экспонатов — личные вещи писателя Николая Гоголя. В 1900-х годах Иван Егорович хотел построить музей для экспозиции своей коллекции, но его планам помешала Великая Октябрьская революция.
Гринев, когда узнал, что большевики приняли решение об экспроприации частных коллекций, решил спрятать свою. Спустя 19 лет он умер от сыпного тифа, но успел сообщить супруге Марии Курбатовой и дочери о спрятанных ценностях. Благодаря мужу дочери Гринева, итальянцу Микелю Белуччи, коллекция, которая оставалась на чердаке, пополнилась картинами итальянских живописцев. Полотна достали с чердака лишь после Великой Отечественной — в 1949 году.
Сподвижники и фавориты. Династия в романах. Марина Юрьевна Мнишек, царица всея Руси : ист.
Смутное время. Молева, Н. Бестужев-Рюмин : ист.
Платон Зубов [Граф Платон Зубов] : ист. Москва — столица. Анна Петровна.
Привенчанная цесаревна : ист. Судьбы в романах. Баланс столетия : мемуары.
Близкое прошлое. Камер-фрейлина императрицы : ист. Усадьбы Москвы : Голоса истории.
Это удивительное Подмосковье : Голоса истории. Московские тайны: дворцы, усадьбы, судьбы : Хранитель тайн Москвы о неизвестных страницах её истории. Подмосковные усадьбы и дачи : [Малоизвестные страницы истории].
Дворцовый переворот : Азартное искусство риска. Литературные легенды Бульварного кольца. Тайны земли Московской : Дворцовые интриги, собрания заговорщиков, загадки древних зданий [и др.
Подмосковные усадьбы и дачи : Самое интересное о ваших любимых местах Подмосковья. Сторожи Москвы : История московских монастырей. Тайная канцелярия Российской империи [Бояре висячие] : Секретные люди, секретные дела, секретное время.
Белютин Э. Творцы — узники совести. Боярские дворы : [новеллы].
В саду времён : 150 лет фамильной коллекции Элия Белютина : Годы. Личная коллекция. Гоголь в Москве.
История новой Москвы, или Кому ставим памятник. Легенды купеческой Москвы. Московские загадки : литературные ростки : Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, царевна Софья и другие.
От Великой княгини до Императрицы : Женщины царствующего дома. Призрак Виардо. Несостоявшееся счастье Ивана Тургенева.
Молева и Белютин говорили, что в их собрании - более тысячи произведений искусства, включая работы Леонардо да Винчи, Тициана, Эль Греко. Эту коллекцию сам Белютин завещал государству, но после его смерти в 2012 году выяснилось, что завещать что-то можно только частному или юридическому лицу. Иначе говоря, вы можете завещать собрание даже всему человечеству, но оно должно быть представлено конкретным человеком, который указан в завещании. Поэтому в 2013 году Нина Михайловна Молева, которой на тот момент было 88 лет, завещала коллекцию президенту России Владимиру Путину как представителю страны. Если учесть, что сама Нина Михайловна оценивала их с мужем коллекцию в два миллиарда долларов, то решение это выглядело весьма разумным. После этого, как писал в 2015 году "МК", около квартиры Молевой дежурил специальный наряд полиции. О самой коллекции Нина Михайловна написала книгу. Она называется "В саду времен.
Только не подумайте, что перед вами каталог-резоне. Уже аннотация подчеркивала необычность труда: "В ней совмещены научно-аргументированный каталог, биографии художников и живая история считающейся одной из лучших в Европе частных коллекций искусства XV-XVII веков, дополненной разделами Древнего Египта, Древнего Китая, Греции и Рима". Иначе говоря, талантливый рассказчик дал волю перу, переплетая семейные истории рода Белютина, историю его дедушки - художника Конторы императорских театров Ивана Гринева, который считается основоположником коллекции, и рассказ о чудесном обретении семейного собрания в 1968 году в московской коммуналке. Далее в аннотации сообщалось, что коллекцию "ждут для показа музеи Италии, США, Японии, Польши, Литвы, но по воле составителей собрания оно сначала должно стать самостоятельным государственным музеем в качестве собственности России". Но чтобы стать музеем или быть переданным в музей, собрание должно быть изучено экспертами, должен быть установлен провенанс работ. И тут, собственно, и начались проблемы.
Рокоссовский назвал ее хулиганкой
Искусствовед Нина Молева скончалась в возрасте 98 лет. Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет. Нина Михайловна Молева (род. 5 декабря 1925, Москва, СССР) — советская и российская писательница, историк, искусствовед. Нина Михайловна – автор более 120 книг и исследований по истории русского и зарубежного искусства, преподавала в МГУ и Литературном институте имени Горького. На 99 году жизни скончалась известный искусствовед, писатель, историк Нина Михайловна Молева. Нина Молева. Nina Moleva.
МОЛЕВА Нина Михайловна
Владельцев выгнали прочь, оставшееся имущество конфисковали… 12-комнатные хоромы стали рядовой коммуналкой. Комната, хранящая клад, отошла жильцам с правильной биографией. Разведчица или артистка? Много десятилетий спустя в эти хоромы чудом вернётся внук Гринева — художник Элий Белютин с молодой женой Ниной Молевой. Девушкой со, скажем прямо, тоже очень непростой биографией. И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом! Уговаривал их, как мог, покинуть страну.
Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». А сама Нина росла примерной пионеркой. А к двум часам на станцию Коминтерна привезли 15-летнюю она придерживалась именно этой даты рождения и, судя по последующим событиям, та больше похожа на правду активистку московского пионерского движения Нину Молеву, ведущую детские концерты в Колонном зале Дома союзов, с тем, чтобы девочка обратилась ко всем ребятам Советского Союза. Так-то я не помнила, что говорила набело, теперь могу пересказать: «Ребята, у нас было очень хорошее детство, — сказала я своим сверстникам. Каждый на своем месте». За годы войны, по ее словам, Нина вместе с фронтовыми бригадами участвовала в 2256 концертах. И вот здесь ее биография несколько просядет. Потому что простой 20-летней девушке, пусть даже и гастролировавшей про фронтам, вряд ли бы вручили свой золотой крест поляки — символ воинской славы их страны, внешний вид этой награды не менялся с XVII века. Когда мы беседовали с Ниной Михайловной, она показала этот крест и про разведку сказала тоже, но в чем именно заключался ее подвиг, так и не призналась.
А моя война уже кончилась, я была свободным человеком... Их следующая встреча произошла только спустя несколько лет в Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться. С тех пор и все последующие 63 года они не расставались. Въехали в старую коммуналку «История спрятанного на Никитском бульваре среди хлама фамильного сокровища хранилась в семье Белютина, как елочная игрушка, бережно завернутая в тонкую папиросную бумагу памяти», — вспоминала Нина Михайловна. В старом доме много десятилетий жили совсем другие люди, обычные работяги. Хотя целую пятикомнатную квартиру за стеной одна занимала Фотиева, секретарша Ленина. Моссовет по просьбе редактора журнала «Вопросы истории», где работала Нина Михайловна, предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Их вселили в три комнаты из бывших двенадцати.
Мама Элия, которой сравнялось уже 98, объяснила, где искать клад. Раз про него ничего неизвестно, значит, до сих пор там. На дворе стоял 68-й год... Комната под антресолями принадлежала одним людям, а комната рядом — другим.
Пушкина, но музей подарка не принял. Как пишет The Art Newspaper Russia со ссылкой на доктора искусствоведения Викторию Маркову: "В коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности".
Также от предложения передать коллекцию в дар городу в свое время отказался мэр Москвы Юрий Лужков. В феврале 2013 года появилось сообщение, что Молева передала коллекцию государству на Статус Президента Российской Федерации. Условие безвозмездной передачи - коллекцию сохранять как единое собрание.
Единственной наставницей политической для Фейги стала эсерка Мария Спиридонова, но позиции эсеров Фейга не приняла. До конца стояла за программу Керенского и твердила, что Ленин искалечил революцию. Ни в политической, ни в государственной жизни Фейга по возвращении в Москву, конечно, участия не принимает. Но ведь кто-то сообщает ей о распорядке дня Ленина, знакомит с территориальным планом завода и со схемой городского транспорта, который Фейга не могла знать, наконец, даёт ей оружие.
Митинг на заводе Михельсона кончается ещё засветло. Ленин выходит из клуба, говорит с какой-то женщиной с двумя дочерьми. Выстрелы не могли не стать неожиданностью для всех окружающих, но почему-то Фейгу не задерживают на месте. Она спокойно уходит с заводской территории и направляется к остановке трамвая, где её якобы и узнаёт случайный прохожий. С ней зонтик от дождя и браунинг. Но ведь из этого достаточно тяжёлого оружия не так просто стрелять. Нужна по крайней мере тренировка, а главное, кто-то должен помочь ей вытащить револьвер в толпе не из-за пазухи или пояса, но выкапывать из никак не приспособленной сумки.
Мало того. Кто-то должен в толпе направить её руку хотя бы в сторону Ленина, о том, чтобы метиться при почти полном отсутствии зрения вообще нечего говорить. При этом Фейга делает два выстрела, а в барабане семизарядного браунинга остаётся всего четыре пули. Где третья? Мнимое следствие не отвечает и ещё на один вопрос: почему все обнаруженные в теле Ленина пули иного калибра, чем у браунинга. Значит, существовал другой стрелок, а Фейга, как и в Киеве, служит только подставой. Не меньшим чудом было и то, что ни один из выстрелов не задел каких-либо жизненно важных органов.
Попросту не принёс вреда. Дальше сам раздевается и ложится в постель. Как военной операционной сестре, мне невозможно себе представить, чтобы первая пуля была изъята только в 1922 году — через четыре года, а вторая вообще оставлена в теле. И при этом усиленно распространяемые разговоры об отравленных пулях, да ещё с применением яда кураре. Так сложилось, что в нашем с Элием Михайловичем Белютиным доме в Абрамцеве оказывается «товарищ Гиль», водитель на протяжении шести лет Ленина, а позднее до конца его дней А. Его приводит С. Смирнов, которому я передаю отдельные материалы по Брестской крепости, над строительством которой наблюдал перед Первой мировой войной мой дед.
Предельно осторожный в словах товарищ Гиль повторяет, что стоял в стороне от Ленина, но в какой-то момент видел вытянутую в сторону руку с браунингом. В белом рукаве. Но ведь Фейга была в серой кофте, в которой её и расстреляли. Допрос Фейги продолжается день за днём, не принося никаких открытий. Фейга на одни вопросы вообще отказывается отвечать, от других отделывается общими фразами. Никаких имён. А между тем в кабинете Свердлова сидит «Виктор», который, судя по косвенным свидетельствам, был и на заводе Михельсона во время покушения.
Срочно приезжает из Екатеринбурга цареубийца Юровский. И вот это говорит о близкой развязке. Тем более что из Петрограда едет Дзержинский. Столкновение двух позиций становится неизбежным. Законность или политическая необходимость? Опережая «железного Феликса», сторонники «целесообразности» организуют под предлогом мести за Ленина массовые расстрелы: священники, офицеры, чиновники, интеллигенция. Месть народа за любимого вождя!
Только предложенный авторами 12-й вариант оказывается возможным для публикации. Сразу после ее выхода авторы приглашаются в Идеологический отдел ЦК. Коняхин, только что окончивший аспирантуру в Академии общественных наук.
Молеву просто ставят в известность с какого числа она становится сотрудником Идеологического отдела в качестве старшего консультанта по всем видам искусства в порядке распределения лиц, завершивших аспирантуру. Возражения с ее стороны не представлялись возможным, но Э. Белютин от предложенной должности категорически отказывается под предлогом, что для завершения своей педагогической системы и Теории всеобщей контактности ему необходимо время для научной работы и преподавания.
Авторам предстояло издать книгу о существе чистяковского метода первая книга — «Чистяков — теоретик и педагог» вышла в издательстве Академии художеств СССР в 1953 году , все теоретическое наследие Чистякова «П. Издательство «Искусство» , организовать выставку Чистякова и его учеников, раскрывающих систему. Нам поручалось одновременно собрать и открыть в залах Академии художеств выставку с изданием аннотированного по системе Чистякова.
Несмотря на смерть Сталина, «дорожная карта» соблюдалась вплоть до выхода последнего, оговоренного в ней издания и достаточно несуразную, чисто внешнюю, но жесткую борьбу с культом, хотя Идеологический отдел, конечно, не забывал, что «дорожная карта» при своем возникновении получила одобрение вождя. Речь шла для него, да и всех последующих исполнителей о повышении энергии людей в части их производственной работы. Особенно на этом смысле системы и Чистякова и Белютина был в связи с экономикой.
По словам А. Косыгина, разоренная войной страна особенно остро нуждалась в развитии творческой потенции человека. Хотя позиции в отношении издания всей истории и теории русской художественной педагогики формально и не меняется, само отношение к чистяковской теории и главной ее посылке — формированию в каждом художнике независимой человеческой личности начинает меняться.
В намеченной выставке великого педагога и его учеников оспариваются имена Врубеля, Борисова-Мусатова, «лучистов», их пытаются физически убрать из экспозиции вплоть до момента открытия выставки. Аннотированный каталог, на их примере показывающий основные позиции чистяковской системы выходит из печати только через год по окончании выставки. Русский музей и Третьяковская галерея не согласились с выводами Н.
Молевой и Э. Белютина о философской подоснове системы Чистякова. Алпатов и ответственный секретарь В.
Сысоев заявляют, что «простой мужичок из Красного Холма» не может обладать знанием философии на уровне Гегеля и Фихте, вызвав бурный протест даже со стороны самого академического президиума. Основной костяк выставки Н. Молева собирает в частных собраниях учеников Чистякова под свою личную ответственность.
К выставке не печатаются ни пригласительные билеты, ни уличные афиши. Делается попытка сорвать издание четырехтомника о теории русского искусства. Неожиданно первым выходит второй том под названием «Педагогическая система русской Академии художеств XVIII века», а первый во вторую очередь под заголовком «Живописных дел мастера» - теория русского искусства XVII — первой половины XVIII столетий с приложением энциклопедических материалов о художниках этого времени.
Следует решение о ссыпке набора, которую удается предотвратить только непосредственным обращением в ЦК.
Из коммуналки — в Кремль? О судьбе картин Нины Молевой, завещанных Путину
Искусствовед Нина Молева ушла из жизни и завещала свою коллекцию президенту России. Нина Молева — доктор исторических наук, член Союза писателей и Союза художников России и автор более 120 книг по истории русского и зарубежного искусства. Ни́на Миха́йловна Мо́лева — советская и российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор. На 99 году жизни умерла Нина Михайловна Молева, историк, искусствовед. 10 лет назад Нина Михайловна передала в дар по завещанию президенту России коллекцию предметов искусства, споры о которой ведутся уже несколько десятилетий. Тайна оставленного Путину «миллиардного» наследства: что после смерти Нины Молевой охраняла полиция? Екатерина Сажнева: Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили? Принёсшая ему очередные новости старая большевичка Балабанова была поражена, как горько плакала от этих новостей Крупская и как тяжело принимал их Ленин, всё время смотревший в сторону.
Ранние годы
- А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг
- В Москве на 99-м году жизни умерла искусствовед Нина Молева
- Молева, Нина Михайловна — Энциклопедия
- Нина Михайловна МОЛЕВА
- Содержание
Нина МОЛЕВА. ПОДСТАВА, или Политическая целесообразность
Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет. Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет. Нина Михайловна – автор более 120 книг и исследований по истории русского и зарубежного искусства, преподавала в МГУ и Литературном институте имени Горького. На 99 году жизни скончалась известный искусствовед, писатель, историк Нина Михайловна Молева. Но Моссовет по просьбе редактора журнала Вопросы истории, где работала Нина Михайловна, вдруг предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Умерла искусствовед Нина Молева, ее коллекцию картин унаследовал Путин. Однако умерла Нина Михайловна Молева при том же президенте, при котором и написала свое завещание — при Путине.
Ушла из жизни искусствовед Молева, завещавшая личную коллекцию Путину
1 апреля 2013 года Нина Михайловна Молева передала России в лице Президента самую крупную частную коллекцию в нашей стране. Писательница, искусствовед и историк Нина Молева умерла в возрасте 98 лет, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе Минкульта. Нина Молева была вдовой известного российского художника-авангардиста, педагога и теоретика искусства Элия Белютина. Белютин и Молева познакомились в Государственной публичной исторической библиотеке. В заветном для молодых московских ученых Зале всеобщей истории. историк, искусствовед, журналист, ветеран войны () Светлая память уникальному ученому, писателю, воину, удивительной женщине", - сообщили в ведомстве.