Советский Союз мог себе позволить огромную космическую программу, хотя назвать её рациональной при всём уважении к великой державе язык не поворачивается. Советская лунная программа зарождалась в условиях космической гонки между СССР и США. В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника. Китайский луноход «Юйту-2» и космический аппарат «Чанъэ-4», исследующие обратную сторону Луны, «уснули», чтобы переждать холодную лунную ночь, говорится в сообщении программы Китая по изучению Луны в соцсети WeChat.
Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
В ноябре 2017 года между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением была подписана программа сотрудничества в области космоса на 2018-2022 годы. Чтобы выполнить эту задачу, в 2023 году аэрокосмическое агентство NASA отправит на Луну свой первый за последние 50 лет луноход. Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий. Материалы по теме.
Научная миссия к естественному спутнику Земли стала первой за почти полвека. Как развивалась лунная программа в Советском Союзе и России? Советская лунная программа Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем описаны схема ракеты и система управления, которая должна была посадить корабль и вернуть его на Землю с тремя космонавтами. Однако проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1, а также разработка схем экспедиций начались еще до принятия программы — в 1963 году. Проекты одновременно разрабатывались разными конструкторскими бюро: разные варианты лунного корабля — в бюро Королева и Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну — в бюро Королева, Челомея и Янгеля.
По словам экспертов, это приводило к ненужному распылению сил и средств. Для исследования лунной поверхности создавались АМС серии "Луна", а для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов. Автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. Принудительное продолжение полета не предусматривалось при неправильной работе автономных средств управления в экстренных ситуациях. Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле "Союз-7К-Л1". В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов. В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения.
Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей. Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита. В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя. В результате, 10 мая связь с аппаратом прекратилась, и миссия была завершена. Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки.
Именно благодаря этим наблюдениям удалось уточнить как сам маршрут, так и расстояние пройденное «Луноходом-2» по поверхности Луны: след, оставленный колесами ровера, до сих пор просматривается с орбиты при правильном освещении. Маршрут «Лунохода-2» по поверхности Луны. У миссии «Луноход-2» должно было быть продолжение : предполагалось, что третья версия устройства, разработанная конструкторским бюро НПО имени Лавочкина и оснащенная дополнительными научными приборами, достигнет поверхности Луны в 1977 году на борту космической станции «Луна-25».
Операторов для этого отбирали как в отряд космонавтов. Готовили их не один год, предстартовые испытания проходили на лунодроме в Крыму — площадке максимально напоминающей поверхность искусственного спутника земли. Для управления «Луноходом» разработали специальную дистанционную систему. Размещалась она в Центре дальней космической связи под Симферополем. Из-за большого расстояния задержка сигнала была значительной, и это усложняло управление. В экипаже был водитель, штурман и два бортинженера. Менялись экипажи через каждые два часа работы.
Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
Китайский луноход «Юйту-2» и космический аппарат «Чанъэ-4», исследующие обратную сторону Луны, «уснули», чтобы переждать холодную лунную ночь, говорится в сообщении программы Китая по изучению Луны в соцсети WeChat. Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что в единую космическую программу планируется включить тяжёлые аппараты для бурения лунной поверхности и сбора ископаемых. В космосе «Луноход-1» полвека назад совершил настоящий научно-технологический прорыв.
Российский «луноход» могут отправить на Луну к 2026 году
Все новости О погоде Наука и космос Природа Животные Авто Коронавирус. Национальное космическое агентство США сообщило, что готовится отправить на Луну мобильный робот Volatiles Investigating Polar Exploration (VIPER). Решить данную проблему призвана помочь очередная лунная миссия НАСА в рамках программы «Artemis» («Артемида»), которая доставит на поверхность нашего спутника автономный луноход VIPER. После завершения программы «Аполлон» исследование Луны американцами было почти полностью прекращено.
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну?
Аппарат состоит из двух частей. На верхней прикреплена сотовая панель со служебной аппаратурой массой 30 килограммов и научными приборами. Нижняя представляет собой конструкцию с посадочными опорами, топливными баками и двигателями. Высота космического аппарата — 3,17 метров , диаметр аппарата по опорам — 3,7 метров. Скорость передачи научной информации — не менее 4 мегабит в секунду.
Планируется, что станция достигнет спутниковой орбиты через пять дней. На посадку потребуется еще около недели. С 21 по 24 августа аппарат должен приземлиться на Южный полюс Луны. Это место выбрано неслучайно — космические державы уже несколько лет соревнуются между собой в том, кто первым совершит посадку в этом месте.
Ранее все запущенные с Земли аппараты приземлялись только в приэкваториальной зоне, которая считается наиболее удобной с точки зрения подлетной траектории. За статус первого прилунившегося на Южном полюсе аппарата «Луна—25» поборется с индийской автоматической межпланетной станцией «Чандраян—3», которая сейчас также летит к спутнику. Посадка этого модуля с луноходом запланирована на 23—24 августа. На Луне российский аппарат пробудет не менее года.
Управлять космическим кораблем будут с Земли.
Кроме исторического значения документ представляет интерес с точки зрения понимания подходов к обработке информации, полученной при использовании приборов в реальных условиях. Рад, что оно постепенно становится доступно всем интересующимся историей освоения космоса. Документ, который мы публикуем сегодня — это классический пример того, как скрупулезно ведется работа над ошибками после любых летных испытаний аппаратуры. В этом заключается базовый принцип развития — постоянно искать, находить, признавать и исправлять ошибки. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, во-первых, как тяжело, методом проб и ошибок даются победы в космосе, а, во-вторых, осознать, что они являются частью великой истории, в которой рядом с правом на ошибку обязательно стоит обязанность ее исправить.
Так было 50 лет назад, так происходит сейчас, так будет всегда». Отчет о работе радиотехнического комплекса «Луны-17» и «Лунохода-1» делится на четыре части, в каждой из которых приводится разбор подготовки, наземной отработки и работы в реальных условиях отдельных систем. Первая часть документа посвящена системе дальней радиосвязи и работе соответствующей бортовой аппаратуры, затем рассматривается работа системы малокадрового телевидения и фототелевизионной системы, а в заключение приводится анализ функционирования наземного оборудования от антенных систем до рабочих мест «водителей» лунохода. В частности, в документе так описывается первый сеанс радиосвязи с только что приземлившейся «Луна-17»: «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне». А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения: «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут».
Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно.
Индийская организация космических исследований надеялась, что два космических корабля, работающие на солнечной энергии, пробудятся, когда солнце встанет над Луной и их солнечные панели перезарядятся. Посадочный модуль «Чандраян-3» и его лунный ровер не вышли из спячки. Дополнительные попытки разбудить их в понедельник оказались безуспешными, и ученые сообщили, что шансы на пробуждение исторического спускаемого аппарата тают на глазах. Он должен был провести химический анализ поверхности естественного спутника Земли и передать данные ученым. Составная часть индийского аппарата «Чандраян-3» успешно достигла поверхности Луны 23 августа.
Луноход «Прагъян» завершил научную программу Он проехал по Луне более ста метров Александр Войтюк Индийская организация космических исследований ISRO сообщила о завершении основной научной программы лунохода миссии «Чандраян-3» и его переводе в режим спячки. На данный момент аккумулятор ровера полностью заряжен, приемник остается включенным, а солнечная батарея ориентирована так, чтобы быть освещенной в начале следующего лунного дня. Если ровер сможет пережить лунную ночь, то, как ожидается, 22 сентября 2023 года он возобновит работу на поверхности Луны.
ранее опубликовано
- Луноход будет искать воду на южном полюсе Луны
- В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
- Первый луноход NASA будет искать воду на Луне в 2023 году
- Стали известны подробности запуска российского космического аппарата на Луну
- В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
Рекордсмены по расстоянию, пройденному вне Земли. Конструкция «Лунохода-2» почти не отличалась от своего предшественника, который был доставлен миссией «Луна-17» на спутник в ноябре 1970 года. Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны. Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг. Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля.
В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности. При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней. Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду.
Примечательно, что индийский аппарат «Чандраян-3» находится на пути к Луне уже с 15 июля, но орбита его рассчитана так, что посадка должна состояться на двое суток позже посадки нашей «Луны-25». Так что, если нам все удастся, Россия первой в истории космонавтики посадит своего «посланника» в полярном районе Луны. Желаем чтобы так же удачно сядет и индийский аппарат, два аппарата на поверхности будут разделять приблизительно 10 градусов восточной долготы. Цель проекта «Луна-25» заключается прежде всего в отработке технологии мягкой посадки, — мы должны заново научиться садиться на другие планеты, во вторую очередь — в исследовании поверхности нашего спутника в районе южного полюса. Справка «МК». Конструкция «Луны-25» делится на две части: нижнюю и верхнюю. Нижняя — это посадочное устройство с амортизационными опорами. На этом устройстве закреплена двигательная установка аппарата, с помощью которой производится коррекция траектории перелёта до Луны, торможение при сходе с орбиты и мягкая посадка. В нижней части также находятся топливные баки, датчики, антенны и манипулятор грунтозаборного устройства. В верхней части расположена панель со служебной аппаратурой и научными приборами.
Представители Роскосмоса сообщали , что «все системы функционируют штатно, связь устойчивая». У станции нет посадочного модуля, поэтому она должна была сесть целиком. Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности. Таким образом станция получала бы данные о своей высоте, чтобы успешно прилуниться. На следующий день связь прервалась. Программа полета «Луны-25» Почему «Луна-25» разбилась Представители Роскосмоса рассказали, что «нештатная ситуация» произошла 19 августа. Станция выдала импульс для перехода на предпосадочную орбиту, но маневр с заданными параметрами выполнить не удалось.
После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома".
В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
Наука Луноход, который смог: Индия первой в мире успешно посадила космический аппарат на Южном полюсе Луны. НАСА намеревается использовать луноход, начиная с третьей миссии в рамках своей программы Artemis V, которая предварительно запланирована на 2029 год. ТАСС со ссылкой на представителя Института космических исследований РАН сообщает, что запуск первой в истории РФ лунной программы может произойти в июле 2023 года: тогда планируется вывести на.
Первый луноход NASA будет искать воду на Луне в 2023 году
Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. В ноябре 2017 года между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением была подписана программа сотрудничества в области космоса на 2018-2022 годы. Руководитель проекта по орбитальной программе Николай Ильин на стратегической сессии выступил с докладом о работе гидрометеорологических космических систем «Электро» и «Арктика-М», разработанных в «НПО Лавочкина». 14 июля к Луне отправился индийский космический аппарат «Чандраян-3» (слово «чандраян» на санскрите означает «лунный корабль»). В ночь на 11 августа Россия запустила межпланетную космическую станцию «Луна–25».
Новый луноход прошел испытания на Земле — видео
Ранее ракетно-космический центр «Прогресс» предприятие «Роскосмоса» сообщил, что научно-технический совет одобрил эскизный проект ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, которую планируется использовать для полётов к Луне. Ошибка в тексте?
Ранее ракетно-космический центр «Прогресс» предприятие «Роскосмоса» сообщил, что научно-технический совет одобрил эскизный проект ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, которую планируется использовать для полётов к Луне. Ошибка в тексте?
Масса последней ступени ракеты-носителя РН с космическим аппаратом составляла 1472 килограмма для слегка модифицированной станции типа Е-1А — 1511 килограммов , масса контейнера с научной аппаратурой — 361,3 килограмма для Е-1А — 390,2 килограмма. Станции «Луна-1, -2, -3» Станция несла и вымпел с изображением государственного герба СССР и другой атрибутики, призванной зафиксировать приоритет нашей страны в покорении Луны. В ходе реализации этапа Е-1 были предприняты шесть попыток запуска станций к Луне. Четыре старта три в 1958 году и один в 1959 году были неудачными. Во всех этих случаях подвёл носитель. Ещё один старт считается частично успешным — запущенная 2 января 1959 года автоматическая станция успешно вышла на траекторию полёта к Луне, но в диск небесного тела не попала, а прошла на расстоянии в 6000 километров от его поверхности. Тем не менее в ходе её полёта были установлены два других приоритета — впервые была достигнута вторая космическая скорость и впервые земной аппарат вышел на гелиоцентрическую орбиту.
В мировой печати станция, ставшая первой искусственной планетой Солнечной системы, получила название «Мечта». Кстати, о названии станции. В сообщении ТАСС о её запуске космический аппарат был назван «первой советской космической ракетой». Космической ракетой в том году именовались и другие успешно запущенные лунники. Лишь в апреле 1963 года, когда состоялся запуск очередной лунной станции, она была официально названа «Луной-4». А запущенные в 1959 году космические аппараты задним числом получили собственные названия «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». И именно под этими названиями сегодня и фигурируют в литературе. Лишь шестой запуск в рамках реализации первого этапа завершился полным успехом — 14 сентября 1959 года станция достигла поверхности Луны в Море Ясности, вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик. Второй этап программы, обозначенный как Е-2, предполагал проведение фотосъёмки обратной стороны лунной поверхности. Учёных, и не только их, давно интересовало, что же скрывает от людского взора природа.
И как только появилась техническая возможность, такой проект был реализован, причём реализован с первой попытки. Запущенная 4 октября 1959 года третья советская космическая ракета, или станция «Луна-3», чтобы не вносить излишнюю путаницу, была выведена на высокую эллиптическую орбиту. Её масса вместе с последней ступенью носителя составила 1553 килограмма, масса фотографического комплекса, научной и измерительной аппаратуры с источниками питания — 435 килограммов. Станция «Луна-9» на Луне Спустя три дня станция обогнула Луну и прошла на расстоянии 6200 километров от её поверхности. После того как плёнки были проявлены на борту станции, с помощью фототелевизионной системы изображения отправили на Землю. Публикация в газетах снимков обратной стороны Луны вызвала в мировой прессе настоящий фурор. Люди воочию увидели не только «тёмную сторону Луны», но и возможности советской космической техники. Этап Е-3 предполагал проведение детальной фотосъёмки лунной поверхности. По схеме своей реализации он мало чем отличался от предыдущего этапа лунной программы, разве что планировалось получить более качественные снимки поверхности ночного светила. Но реализовать этот этап не удалось — два пуска, состоявшиеся в апреле 1960 года, были неудачными.
Так как не качество снимков на тот момент являлось главной задачей конструкторов, то и продолжения третий этап не получил — новых станций типа Е-3 больше не запускали. Был ещё этап Е-4, предполагавший проведение на поверхности Луны ядерного взрыва. Тем самым планировалось продемонстрировать всему миру возможности советской ракетной техники, да и военную мощь державы. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, была предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло. Тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. Но до реализации этого этапа дело также не дошло — учёные достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведённым эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен.
Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6. На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила.
Уже 22 сентября будет следующий восход Солнца, благодаря которому солнечная панель модуля получит новую порцию энергии, а луноход продолжит исследования на южном полюсе Луны. При этом индийцы не сообщают, нашёл ли луноход признаки замёрзшей воды на лунной поверхности, которая может помочь будущим космическим миссиям. Ожидается, что тогда астронавты смогли бы получить источник питьевой воды, которую также можно было бы использовать для производства ракетного топлива. В то же время луноход обнаружил серу, алюминий, железо, кальций, хром, титан, марганец, кислород и кремний на поверхности естественного спутника Земли. В этом ему помог прибор лазерно-индуцированного спектроскопа. Газета Indian Express сообщила, что электроника на борту индийской лунной миссии не рассчитана на то, чтобы выдерживать очень низкие температуры минус 120 градусов в ночное время.