рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. Гришка Челкаш был беспробудным пьяницей и одним из самых умелых воров в порту, которого все хорошо знали. Челкаш это имя криминального элемента из рассказа Горького в котором пропагандируется тема свободы и босячества. В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями».
Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
В Челкаше вспыхнула злоба — его «самолюбие бесшабашного удальца» было задето тем, кто не имел в его глазах никакой цены. рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Краткое содержание рассказа Челкаш, Главные герои Челкаш и Гаврила, Сравнительная характеристика героев антиподов. Гришка Челкаш был беспробудным пьяницей и одним из самых умелых воров в порту, которого все хорошо знали.
Горький Максим - Челкаш
Челкаш - Художественная литература | Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале. |
Образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» с цитатами | Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. |
"Челкаш", Максима Горького. Краткий пересказ | Книжный клуб | Дзен | Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. |
Анализ рассказа «челкаш» (м. горький)
Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале. Челкаш обладает такими хорошими качествами, как сочувствие и жалость, он осуждает тех, кто способен идти на подлость и унижение, ради денег. Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье.
Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился.
Челкаш это кто такой?
Челкаш в поисках Мишки, своего подельника. Один сторож сказал, что другу отдавило ногу и он попла в больницу.
Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой. Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват, судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям крестьянин, работавший на сенокосе. Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб». Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.
Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней. Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы. Смысл названия Челкаш В названии именем Челкаша определен главный герой повествования — босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности. Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности. Жанр и направление По жанру это произведение рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм. Конфликт За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе. Темы произведения М.
Горького Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема. В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности. На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.
Б Жизнь Челкаша: стр. Жена — черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. К чему стремится каждый из них? А Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги. Совет Б Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства. Он ярче, сильнее, интерес-нее. Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Давайте вспомним опре-деление романтизма — романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме — микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально — нравственным нормам. Чем он вам интересен? В чем правда жизни этого героя? Он анархичен — добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. Всякая личность — если это духовно здоровая величина — должна стремиться к миру, а не от мира — вот мудрость жизни. Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» — сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист как вы по-нимаете это определение? В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша. Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни. Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…». Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться. Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия. Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая? Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе». Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. И обратите внимание на имя греческого бога — Меркурия. О чем оно говорит? Что это за гимн? Обратите внимание Не стоит также пренебрежительно относиться к контекстным антонимам: чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, грузчики перетаскивали тысячи пудов в животы пароходов. Роль пейзажа в рассказе. Морской пейзаж описывается в рассказе несколько раз. Рассказ буквально «пропи-тан» морем. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны. Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты…».
Гаврила рассказывает, что приехал в порт заработать денег и не жить в «зятьях», да и жениться пора. Челкаш, представляясь рыбаком, предлагает парню работу — грести в лодке и ловить рыбу. После согласования герои отправляются в трактир. После наступления ночи они садятся в лодку и тихо, не привлекая внимания, отправляются «на работу». Пристав к стене, Челкаш исчезает, забрав паспорт Гаврилы, чтобы тот не сбежал, и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Контрабандисты продолжают свой путь. Подплыв к барке, на которой их уже ждали напарники, забираются на палубу и скоро засыпают. Проделанная противозаконная работа далась Гавриле с трудом, однако заработанные за ночь деньги и проснувшаяся в нём жадность заставляют задуматься о следующем подобном опыте. Проснувшись первым, Челкаш получает заработанные деньги, будит Гаврилу, и вдвоём, садясь в лодку, они отправляются на берег.
История создания
- Читать бесплатно книгу «Челкаш» Максима Горького полностью онлайн — MyBook
- Краткое содержание рассказа “Челкаш”, анализ произведения
- Челкаш: кто это и чем знаменит - подробный обзор | Название сайта
- Последние вопросы
Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >)
Салтыков-Щедрин использовал персонажа Челкаша для высмеивания главных недостатков российского общества того времени: коррупции, бездарности и жадности. Скажин нередко используют слово «челкаш» для обозначения того, кто несерьезен, непостоянен, недостаточно умён или просто балагурит. Второе значение может быть более нейтральным и связано с покровительственными оттенками нашего общения со знакомыми людьми. История возникновения слова «челкаш» Слово «челкаш» имеет свое происхождение из города Санкт-Петербурга, который славится своим разнообразием культур и национальностей. Интересно, что именно в Санкт-Петербурге это слово приобрело свое сленговое значение. В 19 веке, Петербург был центром русской культуры, где смешивались разные слои общества. В то время было характерно использование различных прозвищ и кличек, которые отражали особенности поведения или внешности людей. Так, слово «челкаш» происходит от глагола «челкать», что означает шумно разговаривать, выражая свое мнение, или называть людей не по имени, привлекая к ним внимание. Слово «челкаш» стало употребляться для обозначения человека, который не только стремится привлечь внимание к себе, но и называет других людей необычными кличками или прозвищами. Таким образом, слово «челкаш» приобрело сленговое значение и стало обозначать человека, который активно разговаривает, проявляет инициативу в общении и использует оригинальные клички или прозвища для обозначения окружающих.
Челкаш в международном контексте В международном контексте термин «Челкаш» не имеет прямого эквивалента, поскольку происходит от русского сленга. Тем не менее, его можно сравнить с аналогичными понятиями в других языках и культурах. В английском языке существует выражение «smart aleck» или «smartass», которые использоваться для обозначения человека, который всегда находится при слове и проявляет излишнюю самоуверенность. Это выражение имеет схожее значение с «Челкашем». В испанском языке можно использовать термин «sabelotodo» или «lista», чтобы описать человека, который думает, что знает все или умнее других. В некоторых культурах, например в американской или канадской, также существуют различные местные сленговые термины, которые могут отвечать определенному значению «Челкаша». Челкаш: смысл и значения 1. Слезы на щеках: Это одно из самых распространенных значений слова «челкаш». Когда говорят, что у кого-то «челкаши на щеках», это означает, что у него текут слезы.
Такое значение возникло из-за аналогии с мельканием, быстрым движением слез по лицу. Мальчишка или шалун: В сленге «челкаш» обычно описывает молодого мальчика, который выходит из строя и затевает шалости. Такой ребенок может быть очень энергичным, неугомонным и непослушным. Мелкие деньги: В жаргоне слово «челкаш» также может означать мелкие деньги или монеты. Это значение пришло из-за того, что мелкие деньги часто «трещат» или «челкают» при подсчете или передвижении.
Пойду я в зятья в хороший дом. Кабы выделили дочь-то!..
Нет ведь — тесть-дьявол не выделит. Ну, и буду я ломать на него… долго… Года! Вишь, какие дела-то! А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и — Антипу-то — на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она.
И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе… Н-да! Думал было я: вот, мол, на Кубань-то пойду, рублев два ста тяпну, — шабаш! АН не выгорело. Ну и пойдешь в батраки… Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе! Парню сильно не хотелось идти в зятья. У него даже лицо печально потускнело. Он тяжело заерзал на земле.
Челкаш спросил: — Да ведь — куда? Сказал тоже!.. В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил… Смутно, медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту ночь. Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды. У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. Оборванец не обращал больше на него внимания.
Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним. Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей! Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же?
Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали.
Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц!
Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет.
Допустим, Челкаш презирает жадных людей и в то же время не испытывает иллюзий по поводу того, какой образ жизни ведет сам. Темы и проблематика Первая и основная тема — смысл жизни. Автор представляет 2 разные судьбы. Один из персонажей показывается, как опытный человек, повидавший на своем веку многое. А второй, Гаврило, только начинает входить в нее, обретать счастье. Для него смысл жизни состоит в создании семьи и наличии денег. Челкаш же, понимая всю тяжесть бытовой жизни, осознанно отказался от такого мировоззрения, а также от привязанности к семье, дому и другим ценностям.
Для героя счастье состоит в полной свободе его действий и решений, возможности провести день в спокойствии. Остальные темы: Природа. Она играет важную роль в рассказе, автор возвышает ее мощность, силу над людьми. Настроение и внутреннее состояние героев передается с описанием природы. Эта среда выступает в качестве символа независимости. Она является главной темой рассказа, так как цель обоих героев состоит в ее достижении. Однако понимание этого слова у них разное. Для Челкаша важна свобода в своих действиях. Ему необходимо не быть привязанным к чему-либо, спокойно проживать день здесь и сейчас. А для Гаврило свобода больше связана с финансовой независимостью.
Ему хочется иметь возможность обеспечить мать и любимую жену. В рассказе поднимается целый ряд проблем. Они занимают важное место в произведении. Среди ключевых моментов можно обозначить: Алчность. Это основная тема, которую затрагивает автор с помощью противопоставлений. Тот, кто нуждается больше всех в деньгах, босяк, не имеющий средства даже на завтрашний день, не имеет такой страсти к деньгам, как крестьянин, у которого есть дом, семья и работа с хорошим доходом. Челкаш проявляет сочувствие к людям. Даже имея возможность получить всю прибыль, он оставляет себе лишь часть добытых средств, которых хватило бы на еду. В то же время Гаврило готов убить человека, чтобы забрать у него деньги. Им овладела страсть к обогащению.
В рассказе автор сравнивает персонажей не только по отношению к деньгам, но и их качества, такие как смелость и решимость.
Короленко побудил Горького создать рассказ: Жанр и направление В рассказе между собой смешиваются два литературных направления. Такие признаки, как обыденная, повседневная жизнь героев, ярко выраженные социальные проблемы и язык, приближенный к живой речи, явно указывают на реализм. Но присутствуют также и черты романтизма, а именно индивидуализм главного героя и эффектные и живые описания природы, в особенности моря. Исходя из этого, можно смело сказать, что литературное направление рассказа — романтический реализм. Композиция и конфликт Рассказ состоит из пролога и трех частей. По ходу произведения раскрывается центральный конфликт — конфликт двух разных мировоззрений. Челкашу — босяку, который полностью свободен, не привязан ни к дому, ни к семье, ни к работе, противопоставляется Гаврила — обычный крестьянин, который нуждается в средствах, чтобы обеспечить себе и будущей семье достойное существование.
Через развитие конфликта нам показываются сущности, характеры, разное отношение к свободе, деньгам и жизни героев, что позволяет читателю понять мотивацию их поступков, их мысли и чувства, и принять сторону одного из персонажей. Суть: о чем рассказ? Тем же вечером герои отправляются на дело. Гаврила пронизан страхом, жалеет, что согласился помочь Челкашу. Вор же угрожает молодому парню, что без зазрения совести избавится от него, если их заметят. Герои прибывают в место назначения — к огромной темной стене. Челкаш отнимает у юноши котомку с паспортом и весла, чтобы тот не смог никуда уплыть, и поднимается по стене. Спустя какое-то время он опускает Гавриле тяжелые грузы, спускается сам, и они отплывают.
Когда мимо них проплывала таможенный крейсер, Гаврила до того испугался, что упал на дно лодки, закрыл глаза и не хотел подниматься. Главный герой снова пригрозил юноше, что убьет его, если из-за него их арестуют. Опасность миновала. Челкашу стало жаль парня, он принялся успокаивать его, говоря, что тот хорошо заработал и может много чего купить на эти деньги. Вскоре они приплыли к кораблю, где их встретили знакомые Челкашу матросы. Они поднимаются на борт, отдают грузы и идут спать в каюту.
Горький Максим - Челкаш
Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш». Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш» Читать полностью». Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя.
Челкаш: кто это и чем знаменит — подробный обзор | Название сайта
Челкаш это имя криминального элемента из рассказа Горького в котором пропагандируется тема свободы и босячества. В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями». рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Термин «челкаш» может быть использован для обозначения кого-либо, кто не владеет определенными навыками или знаниями в определенной области.
Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда. У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Челкаш — босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей. Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил.
Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура. Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства. Заметно его отношение к деньгам - он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность. Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом.
Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой. Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват; судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям - крестьянин, работавший на сенокосе. Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира.
Он приземленный «жадный раб». Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу. Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.
Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.
Отец-то был из первых богатеев в селе... Теперь он чувствует себя навсегда оторванным от крестьянской жизни, в которой он давно разочаровался: "... Больно ты закомурист... Нет тебе пути... Так например, он испытывает отеческую жалость к юному Гавриле: "И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Так например, он не любит жадных людей, готовых унижаться ради денег: "... Он понимает, что общество не любит таких людей, как он: "За таких людей, как я, никто не взыщет.
Если бы ему где-то «рублей ста полтора» заработать, он мог бы стать на ноги. Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку. На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу. Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью — нужно будет только «грести». Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым. Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней», «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился — его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину. Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы». Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен». II Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море. Вор очень любил море, парню же было страшно. Гаврила, заподозрив неладное, спросил, где снасть. Вору стало «обидно лгать перед этим мальчишкой» и он прикрикнул на парня. Неожиданно издалека послышались крики «чертей» — охраны. Челкаш шипя приказал Гавриле грести как можно быстрее. Когда они отплыли, вор сказал, что, если бы их догнали, им был бы конец. Испуганный Гаврила начал умолять Челкаша отпустить его, заплакал и продолжал всхлипывать, пока они не доплыли до стены гавани.
Взгляд прямой, неприятный. За модой вор явно не следил, одеваясь во всякое лохматье и отрепье. Сын состоятельного крестьянина, посвятивший несколько лет гвардейской службе, имевший семью, в составе которой жена Анфиса и ребенок, сейчас превратился в беспробудного пьяницу и ловкого вора, зарабатывающего на жизнь воровством в морском порту. Выпивал Гришка от безысходности. Не потому, что нравилось. Чтобы заглушить терзавшую его душевную тоску и не признаваться себе в том, что он, по сути, является отбросом общества. Да и воровать ему приходилось не ради удовольствия, а с единственной целью, найти денег на очередную порцию выпивки. Несмотря на солидный возраст, в воровском деле он был настоящий ас. Деньги водились в карманах всегда. Распоряжаться он ими не умел. Разлетались они так же быстро, как появлялись. Челкаш отличался веселым и бесшабашным нравом.