Новости кто такая придворная дама

Попытки перевести импровизированное придворное правительство на регулярную основу приводили к ужасным результатам.

Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей

Оригинал взят у duchesselisa в Придворные дамы России Как известно, придворные женские чины были введены Петром I в Табели о рангах 24 января 1722 г. С этого времени при Императорском дворе постепенно начинает складываться иерархия женских придворных. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. 365 Дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 123Придворная жизнь: какой она была в Средневековье и в Новое время?#365днейТВ #История #Историада #Историчес. Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ. В гардеробе Марии Стрельчунас даже самая капризная придворная дама подобрала бы себе наряд.

Монаршие нравы, или Почему королевы рожали прилюдно

Классический кокошник дозволялось иногда заменять на диадему похожей формы. Отсюда огромное количество "русских тиар" из бриллиантов и жемчуга в форме кокошника. Придворное платье - самый нарядный и формальный ансамбль в гардеробе любой аристократки. Сами императрицы ходили в точно таких же платьях, только еще более роскошных и не так строго регламентированных. Слева императрица Мария Федоровна, 1912. Справа - жена сенатора Н. Чаплина, 1910-е. Конечно, не смотря на все старания, русское придворное платье мало походило на русский национальный костюм, оно лишь старалось ему подражать в отдельных элементах.

Пытаясь быть похожим на сарафан, оно все равно подчинялось тенденциям, господствовашим в европейской моде того периода. В 1830-е русское платье это видно на картинках выше имело ужасные рукава-буфы и было длиной до лодыжек, как тогда было модно. Как только в Европе случился романтизм, русское платье удлинилось, рукава стали нормальными. Правда, когда в европейскую моду пришел турнюр, русское придворное платье это проигнорировало и с середины века до революции уже существенно не менялось. Русское придворное платье, 1888 год. Юбка из серебряного муара, лиф и шлейф из зеленого бархата с серебряным шитьем. Изготовлено французским модельером английского происхождения Чарльзом Уортом, любимым модельером многих королевских домов Европы.

В фасоне второй половины 19 века уже мало от 1830-х и слава Богу.

Екатерина Романовна обещала им, что в любом случае, если понадобится, дверь её дома всегда будет открыта для членов Академии. В свою очередь Дашкова стала навещать известных академиков, чтобы поближе познакомиться с ними, и начала со знаменитого математика Леонарда Эйлера, а затем познакомилась и с другими: с биологом и географом П. Палласом, путешественником и натуралистом И.

Лепёхиным, астрономами П. Иноходцевым, А. Лекселем, С. Встречи с цветом профессуры обеспечили ей поддержку в научных кругах.

Даже на первое заседание - представление членам академии нового директора княгини Дашковой - Екатерина Романовна приехала с Эйлером. В своей речи она засвидетельствовала своё высокое уважение к науке и выразила глубокое почтение Эйлеру, «одному из величайших математиков своего века», как она его охарактеризовала. Это был тонкий расчёт: никогда до этого в Академии не признавали так научных заслуг, что внушало надежду на поддержку научных изысканий - самое дорогое для настоящего учёного. Тотчас после официальной части Дашкова прошла в канцелярию и потребовала от академических чиновников список всех экономических дел Академии, то есть сразу начала работать как директор.

Она сказала им, что «за стенами академии носится слух о великих беспорядках при последнем директоре», который будто бы «не только разорил академическую казну, но и ввел ее в долги». И предложила общими усилиями изживать злоупотребления. Новый директор княгиня Дашкова предупредила своих сотрудников относительно Академии: «Я не хочу обогащаться за её счёт и отнюдь не позволю своим подчиненным разорять ее взятками. И если я увижу, что ваше поведение совершенно отвечает моему желанию, я не замедлю наградить ревностного и достойного повышением в чине или прибавкой жалования».

Обратите внимание, дорогой читатель, она не стала угрожать наказаниями, как это - увы! Обычно коронные чиновники перед вхождением в должность приводились к присяге, и Дашковой тоже предстояло пройти через этот обряд. Тем более что Екатерина II, отвечая на вопрос, нужно ли княгиню Дашкову, ввиду её придворного статуса, приводить к присяге, сказала: «Без сомнения. Я не тайком назначила княгиню Дашкову директором академии.

Хотя я не нуждаюсь в новом доказательстве ее верности мне и Отечеству, но этот торжественный акт мне очень угоден: он дает гласность и санкцию моему определению». На заседании Сената княгиня Дашкова принесла присягу в верности государыне Всероссийской и Отечеству. Чтобы не брать на себя чужие грехи источники академических доходов были истощены, за академией числились немалые долги, финансовые отчёты были смешаны и запутаны , Дашкова попросила генерал-прокурора Сената князя Вяземского передать ей документы, свидетельствующие об академических неурядицах, особенно жалобы на отставного директора Домашнева, его ответы с защитой и протестами, «чтобы уяснить свою собственную деятельность». Из первого источника Дашковой удалось оплатить долги книгопродавцам: русским, французским и голландским, а после освобождения от этих долгов копить деньги для восполнения недоимок казенного фонда.

Ввиду запущенности здания академии и её служб Дашкова испросила у государственного казначейства, которым заведовал государственный казначей князь Вяземский, сумму в соответствии с предстоящими затратами по ремонту, но и для повышения оплаты труда как членам академии, так и обслуживающему персоналу. Екатерина Романовна всеми силами старалась увеличить доход от издания академических трудов для того, чтобы были деньги на непредвиденные расходы, на награждения, на покупку оборудования, необходимого в исследовательской работе учёных. И это ей очень неплохо удавалось, так что за счёт «экономических сумм» она сумела увеличить число слушателей Академии, получающих образование за казённый счёт, до 90 человек, открыла три новые кафедры: математики, геометрии и естественной истории - и открыла двери Академии для всех желающих посещать лекции, которые читались на русском языке. Эти действия директора повысили престиж Академии, а с тем и русского языка.

Чтение лекций Дашкова оценила таким образом «Я часто сама слушала их и с радостью убедилась в том, что это учреждение принесло большую пользу сыновьям бедных дворян и низших гвардейских офицеров». Профессора, читавшие эти лекции, в конце курса получали вознаграждение в размере двухсот рублей, которые отпускались тоже из «экономического» источника, доход которого складывался в основном от продажи переводов наиболее интересных европейских книг. Надо сказать, что Екатерина II ежегодно отпускала «из своей шкатулки» пять тысяч рублей на оплату переводов книг классических зарубежных писателей. Дашкова собрала под крышей Академии наиболее талантливых и работоспособных переводчиков английского, французского, немецкого, голландского и других языков, которые переводили вновь вышедшие книги как художественной, так и научной литературы.

Они печатались в академической типографии и успешно продавались в лавках, с которыми был заключён договор. Отчёты о доходах от этой деятельности Дашкова направляла Екатерине I. Так Екатерина Романовна поставила своё предпринимательство на службу науке и просвещению. Сама Дашкова увлеклась составлением новых и более точных карт различных местностей России.

Это было необходимо ввиду реформы Екатерины II в области административнотерриториального деления Российской империи, что требовало новых карт каждой местности: установления на них новых границ между областями, обозначения новых дорог и построек. Пользуясь тем, что Екатерина II установила местное самоуправление, учредила местную администрацию, местные суды, полицию и предводительство дворянское в каждой губернии и в каждом уезде, Дашкова связалась с областными наместниками с целью получения от них сведений для картографирования. Дело шло, но с затруднениями, потому что вся документация пересылалась через казначейство князя Вяземского и очень долго доходила до Академии. Составление новых карт стало одной из программ деятельности Академии.

В Академии, возглавляемой княгиней Дашковой, не было ни филологического факультета, ни даже кафедры русского языка. Но Екатерина Романовна, путешествуя за границей, видела во Франции и других странах национальные академии, занимавшиеся составлением национальных словарей и филологическими изысканиями в области своих национальных языков. Было ясно, что уже назрел вопрос о создании подобной академии в России. О том, как зародилась эта идея, по мнению Дашковой, и как она осуществилась, мы найдём в её «Записках»: «Однажды я гуляла с императрицей по Царскосельскому саду.

Речь зашла о красоте и богатстве русского языка. Я выразила удивление, почему государыня, способная оценить его достоинство и сама писатель, никогда не думала об основании Российской академии. Я заметила, что нужны только правила и хороший словарь, чтобы поставить наш язык в независимое положение от иностранных слов и выражений, не имеющих ни энергии, ни силы, свойственных нашему слову. Я сама удивляюсь, - сказала Екатерина, - почему эта мысль до сих пор не приведена в исполнение.

Подобное учреждение для усовершенствования русского языка часто занимало меня, и я уже отдала приказание относительно его. Это поистине удивительно, - продолжала я. Образцов для него очень много, и вам остается только выбрать из них самый лучший. Пожалуйста, представьте мне, княгиня, очерк какой-нибудь».

Княгиня попробовала переложить эту работу на секретарей императрицы, но Екатерина настояла на выполнении этого труда именно княгиней Дашковой и указом назначила свою статс-даму президентом будущей Российской академии. Императрица знала, что княгиня Дашкова успешно откроет новую академию и сумеет наладить в ней работу так, как надо, а может быть, и лучше. Императрица была права. Екатерина Романовна была очень умным человеком и талантливым руководителем Начиная работу Президента Российской Академии, Дашкова прежде всего купила для неё дом, провела в нём ремонт и обставила его необходимой мебелью.

Занимаясь восстановлением первой Академии, она получила опыт обустройства необходимых помещений для работы учёных-академиков и обслуживающего их персонала, для приобретения необходимых книг и всякого рода канцелярских товаров. Поэтому ей нетрудно было и купить подходящий дом, и отремонтировать его, и расположить в нём помещения для работы учёных, для лекционного зала, для библиотеки и других необходимых нужд, где можно было разместить закупленное оборудование. Казалось бы, финансовая сторона тоже была обеспечена, потому что сама императрица заботилась о ней. Однако экономная Дашкова считала, что и Российская Академия должна уметь самостоятельно зарабатывать деньги.

Екатерина Романовна на основе типографии расширила своё предпринимательство, приносящее неплохой доход. Она опять, как и в первой Академии, организовала группу переводчиков, печатала переведённые на русский язык как классику французской, немецкой и английской литературы, так и зарубежные литературные новинки, заключила договоры с книгопродавцами и успешно вела продажу этих книг. Так что умное руководство княгини позволило учредить новую Российскую Академию довольно быстро. В качестве членов Академии были приглашены поэты, драматурги, историки и публицисты: Г.

Державин, М. Херасков, В. Майков, Е. Костров, И.

Богданович, И. Хемницер, М. Щербатов и другие. Помимо регулярных заседаний по вопросам русского языка, литературы и принципов создания словаря, чтения лекций, в том числе и публичных, проведения диспутов на филологические темы, Российская Академия основной своей задачей поставила создание первого толкового словаря русского языка.

После долгих споров о выборе принципов отбора материала и его презентации в словаре Дашкова организовала словарную группу учёных, по алфавиту разделила предполагаемую работу и распределила между членами группы создание частей словаря по буквам. Екатерина Романовна, руководя группой в целом, взяла на себя ещё и труд написать часть словаря две буквы. Словарь должен был быть толковым и строиться по корневому гнездовому принципу, то есть так: избиралось заглавное слово, состоящее только из основы например, «сан», «дерево» и т. При каждом слове давалось его толкование.

После открытия Академия стала работать без промедления. Уже через месяц, 18 ноября 1783 года, на заседании Российской Академии Дашкова предложила ввести в русский алфавит букву «ё», что было одобрено всеми членами Академии. Работа над словарём продолжалась в течение одиннадцати лет и закончилась в 1794 году. Выход в свет «Словаря Академии Российской» оказался настоящей сенсацией для российской просвещённой публики.

Казалось, это был триумф княгини Дашковой. Однако Екатерине II словарь не понравился, потому что он был построен по гнездовому принципу. Дашкова сразу определила, что Екатерина это говорит под влиянием её фаворита Зубова, который ненавидел фаворитку княгиню Екатерину Романовну и поэтому позволял себе высказываться против всего, что делала Дашкова. Но и Дашкова отвечала ему такой же «взаимностью».

А между прочим, спустя почти 100 лет Владимир Иванович Даль издал «Толковый словарь живого великорусского языка», использовав тот же гнездовой принцип подачи материала. Профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ, уже в начале XX века, очистив от сугубо областных, местных слов далевский словарь, оставил тот же принцип объединения слов в корневое гнездо, чем как бы вторично, после Даля, утвердил предложенный Дашковой метод создания первого русского толкового словаря. Некоторые современные авторы пишут, что Дашкова «с огромным трудом добивалась выделения денег на организацию научных экспедиций». Возможно, Екатерина Романовна имела в своих планах организацию научных экспедиций, но ни одной экспедиции не организовала.

В 1784 году иркутский купец 1-й гильдии Григорий Иванович Шелихов, который успешно вёл торговлю с американскими индейцами, начал российское освоение заселение Аляски и тихоокеанских берегов Калифорнии. Но таких экспедиций, как, например, Великая Северная экспедиция Вторая Камчатская 1733—1743 годов с участием В. Беринга, С. Вероятнее всего, Екатерина Романовна, в условиях постоянных войн, требующих огромных средств, денег на экспедиции так и не добилась.

При академиях была организована гимназия, кроме того, уже существовал Смольный институт и многие другие учебные заведения, и княгиня Дашкова, которая в течение многих лет разрабатывала программы воспитания и обучения для своих сына и дочери, имея практический педагогический опыт, не могла отказаться от составления новых программ для академической гимназии. Эти программы и методические предложения Дашковой обсуждались на заседаниях Академии, которые посещались преподавателями институтов, пансионов для благородных девиц и кадетских корпусов, поэтому частично применялись также и в Смольном институте. Президент Российской Академии основала и журнал, название которого «Собеседник любителей Российского слова» показывало его направление. Журнал объединял известных писателей, поэтов, драматургов, журналистов; писали статьи для этого журнала и Екатерина II, и сама Дашкова.

Екатерина II, отдав бразды правления во многих экономических и политических областях Платону Зубову, неумному, но хитрому, алчному и недоброжелательному к людям фавориту, в своей последней любви полностью предала и душу и тело молодому авантюристу и его брату Валериану. Потёмкин попробовал объяснить ей, что Зубов ведёт предательскую политику по отношению к ней, пытается наладить своё служение великому князю Павлу Петровичу, Екатерина не стала его даже слушать, и он уехал в свою Южную армию на заключение мира с турками с сокрушённым сердцем и великою печалью. Это был единственный фаворит императрицы, который не был врагом Дашковой, а, наоборот, во многом ей помогал. Надо сказать, что Дашкова в придворных кругах слыла особой со «взбалмошным характером».

Она терпеть не могла Екатерининых фаворитов, и с первым же из них - Григорием Орловым - сразу же вступила в неприязненные отношения, что вызвало у вновь испечённой императрицы охлаждение к своей подруге. Было у неё столкновение и с Ланским Со всеми ласковый, вежливый и деликатный, с Дашковой, по её отзывам, он был груб. Фаворитом-врагом был для Дашковой и Александр Дмитриев-Мамонов. Ненавидела она и считала своим врагом Зубова, который не раз устраивал ей подлые провокации и вызывал у императрицы гнев против неё.

Даже при последнем свидании императрицы с Дашковой во время её отставки с поста Президента двух Академий в августе 1794 года Зубов всячески старался сорвать это свидание, а императрица под его влиянием не захотела даже по-дружески проститься со своей фавориткой, столько лет служившей ей верой и правдой, как никакая другая статс-дама при её дворе. В своих воспоминаниях княгиня Екатерина Романовна написала: «Я всегда держала себя настороже с любовниками Екатерины; с некоторыми из них я была совсем не в ладах, что побуждало их ставить меня в двусмысленное положение по отношению к императрице, раздувать между нами вражду, а я вследствие своей врожденной вспыльчивости нередко забывалась и вызывала с ее стороны заслуженное негодование. Между моими врагами-фаворитами был граф Момонов, желавший, подобно своим предшественникам, поссорить меня с Екатериной. Будучи похитрей своих собратьев, он заметил, что я на обыкновенную удочку не поддамся, поэтому он избрал самый удачный способ - использовать меня и моею сына ради своей цели.

К счастью, моя привязанность к императрице основывалась на уважении. Опыт доказал мне, как мало я была обязана доброжелательности царского гарема. Отнюдь не преклоняясь, подобно остальному стаду, перед любовниками, когда они были в силе, я не хотела признавать и их влияния. Вместе с тем мне ясно было видно, когда Екатерина действовала по отношению ко мне под влиянием их интриг, а когда слушалась внушений своего собственного сердца».

Екатерина не любила Дашкову. Ещё тогда, когда Дашкова стала действовать, желая возвести свою подругу а она считала, что это её самая близкая подруга на престол, Екатерина и её близкое окружение проявляли к ней большую осторожность: не «подсадная ли это утка»? И действительно, Пётр III - крестный отец Дашковой, его фаворитка Елизавета Романовна Воронцова, ради которой он хочет свою супругу сослать в монастырь, её родная! А выпад Дашковой против фаворита Григория Орлова показал, что она не понимает политики вообще, всё рубит с плеча, не может взять в толк, что Екатерина этому грубому мужлану обязана троном и, пока не утвердилась на троне, должна уповать на него, вернее, на его гвардейские штыки.

После переворота Дашкова стала вести себя как хозяйка: делать язвительные замечания в адрес фаворита, показывать императрице своё неудовольствие. А главное - всем рассказывать, что это благодаря её стараниям удалось посадить Екатерину на трон. Всё это на долгое время отдалило Дашкову от императрицы, но ни в коем случае не до конца: Дашкова, повзрослевшая, умная, за рубежом повысившая вместе с детьми свою образованность и зрелость мысли, может пригодиться не в дружеских, а в государственных делах. Так Дашкова опять оказалась в фаворе.

И сторицей заплатила за доверие императрицы своими по сути государственными делами, поднявшими престиж России в учёном, в большей степени в мире культурном. Дашкова всегда была искренней перед государыней и всегда была ей верной; она любила Екатерину, считала её необыкновенной женщиной и была счастлива, когда ей казалось, что и Екатерина любит её. Смерть императрицы застала Дашкову в её усадьбе Троицкое. Они не виделись с Екатериной около двух лет, поэтому кончина императрицы оказалась для княгини неожиданной.

Зная нрав Павла, Екатерина Романовна стала ждать плохих известий, и они не замедлили явиться. Павел в срочном порядке потребовал выселения Дашковой из Троицкого и отправки в ссылку в глухую деревню, принадлежавшую её сыну. Он возненавидел Дашкову за то, что она возвела его мать на престол и была её сподвижницей. Он не понимал, что именно возведение его матери на престол сделало его Наследником Ведь если бы Пётр III сослал Екатерину в монастырь и женился на Елизавете Воронцовой, то наследником бы стал, сын Елизаветы, а не он, Павел.

Дашкова с дочерью Анастасией и слугами провела в ссылке в тяжёлых, непривычных для неё условиях около года. При дворе остались её друзья, которые не переставая хлопотали о её возвращении. По их просьбе подключились к этим хлопотам императрица Мария Феодоровна, супруга Павла I, и его фаворитка Нелидова, и им удалось смягчить сердце Павла: он разрешил Дашковой вернуться в Троицкое, но ни в коем случае не находиться поблизости от августейшей семьи. В 1798 году князь Павел Дашков оказался у императора Павла в фаворе.

Павла I привлекало его умение делать стратегические чертежи и планы. Князь Дашков тоже помог снять со своей матери часть уз. Но, как это было в обычае нервного и потому непредсказуемого императора, через год и князь Дашков попал к Павлу в немилость и был уволен со своего поста. Дашкова жила в своём имении Троицкое, занималась его ремонтом и усовершенствованием, сажала фруктовые деревья и наслаждалась природой.

Теперь трудно это себе представить, потому что Троицкое в наши дни - это научный городок, и от прежней жизни княгини Дашковой не осталось и следа. Как известно, Павел I процарствовал всего лишь 4 года и неполных 5 месяцев и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был задушен в своей спальне заговорщиками. Приход к власти Александра I для Дашковой был ознаменован приглашением царя вернуться ко двору. Дашкова с гордостью пишет о коронации Александра I, когда она в коронационной процессии ехала в одной карете с императрицей Елизаветой Алексеевной как старшая статс-дама Высочайшего двора.

Но быть при дворе постоянно Дашкова уже не могла: обстановка двора совершенно изменилась, и не хотелось выглядеть чужой и старомодной, да и возраст, и болезни диктовали другую, спокойную жизнь. Император Александр, испытывая почтение к её великим заслугам, старался облегчить ей жизнь и так же, как его бабушка Екатерина II, помогал ей материально, например выплатил полностью взятый ею кредит в банке. Дашкова жила в Троицком, писала свои воспоминания, или «Записки княгини», которые, как вы заметили, дорогие читатели, в изобилии цитировались в этой книге. Её навещали знакомые ей по путешествию английские леди, дружбой с которыми она очень дорожила.

В честь одной из них, леди Гамильтон, она даже назвала одну из своих деревень - Гамильтон. А другой своей подруге-англичанке, мисс Уильмот, она посвятила свой труд - «Записки княгини» с письмом-посвящением. Светлой памяти княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная Воронцова, скончалась 4 января 1810 года, пережив свою императрицу Екатерину II почти на 14 лет, ровно на столько, на сколько она была моложе своей императрицы. Екатерина Романовна Дашкова, одна из фавориток Екатерины Великой, вошла в историю России как образованнейшая, талантливейшая женщина своей эпохи, поднявшая в глазах Западной Европы и всего мира славу России в области просвещения, культуры, науки и научного изучения русского языка.

Александра Васильевна Браницкая урожденная Энгельгардт 1754—1838. Александра Васильевна Энгельгардт, в замужестве графиня Браницкая, стала фавориткой Екатерины II, фрейлиной, статс-дамой, а затем и гофмейстериной Высочайшего двора благодаря своему родному дяде , фавориту императрицы Екатерины II - Григорию Александровичу Потёмкину. Родная сестра светлейшего князя Г. Потёмкина - Елена Александровна - была замужем за ротмистром смоленской шляхты - Василием Андреевичем Энгельгардтом.

Елена Александровна умерла рано, ещё молодой женщиной, оставив трёх своих дочерей - Александру, Екатерину и Варвару - на попечение своей матери, жившей в глухом поместье одного из уездов Смоленской губернии. Девочки были обласканы бабушкой, но, живя в глуши, не получили ни должного дворянского воспитания, ни необходимого для дворянок образования. Когда в 1775 году Потёмкин, уже будучи фаворитом, вернулся ко двору Екатерины II после выполненного поручения - поимки Пугачёва, он обратился к своей благодетельнице с просьбой взять ко двору его трёх племянниц, к этому времени ставших уже девушками. Императрица дала такое разрешение, и три сестры - Александра, Екатерина и Варвара, вызванные дядей Григорием в Москву, где в то время пребывал двор, предстали пред очи императрицы Екатерины II.

Сёстры Энгельгардт понравились императрице, все они, в том числе и Александра, получили фрейлинский шифр и вместе с двором отправились в Петербург. Для служения при Императорском дворе новоиспечённые фрейлины должны были восполнить пробелы в своём воспитании и образовании. Александра, как и её сёстры, была необразованной девушкой, совершенно не знакомой с этикетом блестящего екатерининского двора, не имела понятия о его обычаях и нравах, но она была умна, умела быстро ориентироваться в обстоятельствах и даже, как показала её дальнейшая жизнь, была во многом талантлива. И здесь, при дворе, она оказалась наиболее из сестёр старательной.

Александра серьёзно и неустанно занималась своим самообразованием, с особой тщательностью и быстротой выполняла поручения императрицы, а в порядке самовоспитания - в одежде, в походке, в манере говорить, в обхождении с людьми брала пример с обожаемой ею императрицы. Прилежание Александры, заметные её успехи в образовании вызвали особую симпатию у Екатерины И, которая всегда уважала тех, кто стремится к культуре. Не оставляла Екатерина своей милостью и двух её сестёр - Екатерину и Варвару. Прошло 2 года со дня приезда ко двору фрейлины Александры Энгельгардт, и ввиду её видимых успехов на этом поприще 24 ноября 1777 года она была высочайше пожалована званием камер-фрейлины с правом ношения на левой стороне груди, у плеча, на голубом муаровом банте, осыпанного бриллиантами портрета императрицы.

Двор принял её повышение благосклонно, чему способствовали милостивое к ней отношение августейшей благодетельницы и присутствие рядом могущественного дяди, фаворита Григория Александровича Потёмкина, который всегда был на стороне интересов своих племянниц, особенно Александры, и щедро их всех одаривал. Александра хорошо вписалась в жизнь двора. Её царственная походка, всегда приветливое выражение лица, ласковое, доброе обхождение с людьми, а благодаря подражанию императрице умение безупречно одеваться - всё это показывало, что она вполне соответствует званию камер-фрейлины. Забегая вперёд, надо сказать, что Александра Васильевна прошла всю иерархическую лестницу российского императорского двора: сначала в звании фрейлины Высочайшего двора 1775 , затем камер-фрейлины 1777 , потом статс-дамы 1781 и, наконец, самого высокого звания - её высокопревосходительства обер-гофмейстерины Высочайшего двора 1824.

Она имела также звание «кавалерственной дамы Большого креста», то есть I степени ордена Св. Екатерины, и орден этот она получила не «ввиду заслуг её мужа», как получали многие дамы большого и малых дворов, а за свои личные заслуги. В высшем свете ходили слухи, что Потёмкин всех своих племянниц сделал своими любовницами. Теперь трудно сказать, было ли это правдой.

Несмотря на то, что роль придворной дамы со временем изменилась и утратила свою первоначальную важность, она все еще представляет историческую ценность и интерес для исследователей и любителей истории. История этого термина Понятие «придворная дама» имеет древнюю историю, которая уходит корнями в средневековую Европу. В средневековом обществе придворные дамы были высокопоставленными женщинами, которые служили в роли официальных сопровождающих и защитниц благородных особ. Они играли важную роль в придворной жизни и были близки к королевской семье. В то время придворные дамы были обязаны подчиняться строгим правилам и этикету, которые регулировали их поведение. Они должны были быть безупречно одетыми и отличаться изысканным вкусом. Придворные дамы также обязаны были быть образованными и обладать хорошими манерами, чтобы они могли вести себя соответствующе в обществе. Они были ответственны за уход за одеждой и жемчужинами королевы, а также за порядок в королевском доме. С течением времени, роль придворных дам изменилась, и они стали не только сопровождать королеву, но и выполнять политические и административные функции. Они сопровождали королеву в ее поездках и путешествиях, представляли ее на официальных мероприятиях и оказывали ей совет в различных вопросах.

Придворные дамы также помогали королеве в общении с другими дворянами и благоприятствовали дипломатическим отношениям. Со временем, позиция придворной дамы в обществе изменилась и утратила свою значимость.

Чем занимаются фрейлины? Фрейлины близки к монаршей особе и часто являются друзьями детства монарха. Как правило, они происходят из титулованных семей, чьи родословные восходят к королевской семье. Они работают в роли личных ассистентов королевы, помогая в повседневных делах, таких как выполнение поручений, доставка сообщений и организация корреспонденции, а также занимаются личными делами и сопровождают ее в королевских поездках и визитах.

Фрейлина Леди Дагдейл помогает Королеве держать цветы во время круиза, 1996 год Что означают их титулы? Придворную даму, обслуживающую королеву, обычно называют Первой леди опочивальни, и они ранжируются между Первая леди опочивальни и Женщинами опочивальни, каждая из которых выполняет различные обязанности. Правительница гардеробной почти всегда является герцогиней и старшей женщиной в королевском доме. Она отвечает за одежду и украшения монарха, организует график посещения фрейлинами и другие обязанности на государственных церемониях.

ПРИДВОРНЫЕ ШЛЕЙФЫ

Они сыграли большое значение для исторического хода событий во времена правления Тюдоров и королевы Елизаветы в Англии. Должность фрейлин встречалась не только в английском дворе, но и в других монархиях Европы и России. Власть и женщины Женщины в Средние века оказывали значительное влияние на политику, несмотря на то, управляли они государством собственноручно, стали женой или любовницей монарха или же служили при дворе. Один из таких примеров - Анна Болейн 1501-1536. Она сначала служила при дворе, а затем стала женой короля Генриха Восьмого. Ее жизнь закончилась трагически, она была казнена по воле монарха. А также Джейн Сеймур 1508-1537 , ставшая третьей женой Генриха Восьмого. Этой бывшей фрейлине повезло немного больше, она умерла в родах, а не от казни.

Королева или родственница монарха по женской линии управляла если не государством, то какой-то его частью. Также власть была и у фрейлин, которые руководили частью хозяйского двора и выполняли поручения Ее Величества. Женщины при дворе только казались в тени, на самом деле их деятельность иногда превосходила власть мужчин, даже если дамам не разрешалось руководить политическими центрами, армией и занимать административные должности. Королевы умело использовали своих придворных дам для сбора и передачи информации, установления контактов между мужчинами и женщинами при власти, а также для влияния на политический ход событий. Повседневная жизнь фрейлин Стать фрейлиной было престижно, но эта должность не означала свободное времяпрепровождение за пустой болтовней.

В отдельных случаях это высокое придворное звание жаловалось матерям крупных сановников, лиц, занимавших исключительное положение при Дворе. Следует подчеркнуть, что далеко не все «портретные» статс-дамы получали жалованье «по званию». Большинство из них числилось в отпуску и появлялись при Дворе только в торжественных случаях. Также следует иметь в виду что звания обер-гофмейстрины, гофмейстрины и статс-дамы могли получить только замужние или вдовствующие дамы.

В-четвертых, должность камер-фрейлины. Это была старшая придворная должность для девиц. Должность звание появляется в придворной иерархии с 1730 г. Примечательно, что в придворном штате 1796 г. В законоположениях по Придворному ведомству они вновь упоминаются лишь в 1834 г. Как правило, камер-фрейлинами становились «засидевшиеся» во фрейлинах девицы, так и не вышедшие замуж. Но при этом камер-фрейлинами назначались, как правило, самые доверенные и опытные фрейлины, занимавшиеся обслуживанием разнообразных личных потребностей императриц. Их число было не постоянным, но обычно не превышало 4 человек. В придворной иерархии они приравнивались к статс-дамам.

Еще одним вариантом получения штатной должности камер-фрейлины была практика «сопровождения невест». Немецкая невеста, приезжавшая в Россию, привозила с собой очень ограниченный женский штат особо доверенных лиц, которые жили буквально до смерти «при своих девочках» — императрицах. Дочь Николая I упоминает, что «особенно убита была Мама смертью своей камер-фрау Клюгель; последняя была дана ей вместе с приданым из Берлина; в нашем доме вообще было традицией почитать старых слуг, но к ней Мама относилась особенно сердечно». Поскольку из фрейлин отчисляли только из-за замужества или по прошению, некоторые из незамужних фрейлин достигали весьма преклонного, по дворцовым меркам, возраста. Возраст и заслуги некоторых из камер-фрейлин вполне позволяли приравнять их к статс-дамам. В-пятых, младшей придворной должностью званием для девиц было звание фрейлины. Этот придворный чин-звание начинает использоваться со времен Елизаветы Петровны — с 1744 г. Фрейлины составляли самый многочисленный разряд женской дворцовой прислуги. В 1881 г.

В начале царствования Николая II у императрицы Александры Федоровны списочный состав фрейлин составлял 190 человек. К 1914 г. Как правило, фрейлинами становились совсем молоденькие девушки. Звание фрейлины было самым распространенным в придворном мире, поскольку «пристраивало» и давало «старт» в жизни множеству признанных красавиц. Нередки упоминания о 5-, 11-, 12-летних фрейлинах, взятых ко Двору «за заслуги» их отцов. В XIX в. Однако даже в середине XIX в. Если фрейлины не выходили замуж, то они постепенно превращались в старых дев, оставаясь при этом фрейлинами. Выбор фрейлин От претенденток требовалось безукоризненное знание придворного этикета.

Как правило, эти знания «нарабатывались» в институтах благородных девиц. Главным «поставщиком» фрейлин являлся, конечно, столичный Смольный институт, учрежденный в 1764 г. В Смольном учили танцам, поведению при Дворе и множеству нюансов, которые могли передаваться только «из рук в руки». Директрисы Смольного института традиционно пользовались влиянием в столичном свете. Многолетней руководительницей Смольного института являлась баронесса Шарлотта Карловна фон Ливен, которая была воспитательницей детей Павла I. Прасковья Бартенева Кроме этого, девушки и их семья должны были обладать безупречной репутацией. Надо подчеркнуть, что само присвоение фрейлинского звания считалось высокой монаршей милостью, которая оказывалась отличившимся на службе родителям или в силу их знатности. Следует иметь в виду, что по статусу звание и должность для фрейлин значительно различались. Звание фрейлины давалось относительно легко, поскольку особых «лимитов» на его получение не было.

Звание носило почетный характер, обязывая фрейлину только в обязательном порядке присутствовать на придворных церемониях. Звание фрейлины также не предполагало никакого жалованья. Те же девушки, которые вместе со званием фрейлины получали и должность фрейлины, переезжали на жительство в Зимний дворец. Последний вариант, сочетавший звание и должность фрейлины, получить было весьма сложно, поскольку существовало штатное расписание и число должностей фрейлин было весьма ограничено. Тем не менее жизнь всегда оставляла место Его Величеству Случаю, когда фрейлиной «на должности» становилась девушка, которая не могла на это рассчитывать. Например, Прасковью Арсеньевну Бартеневу случайно «увидала императрица Александра Федоровна, и не только увидала, но услышала ее голос, а голос ее был необыкновенный, и пела она как истинная артистка.

Во-первых, она была католичкой. Во-вторых, Ольга принадлежала к сравнительно знатному дворянскому роду в Польше. Тем временем Александр начал заикаться о своём намерении жениться, что вызвало шок в семье правителей: ну совсем неподходящей партией была фрейлина Калиновская.

Итог: Александра вместе с воспитателем отправляют под предлогом учёбы в Европе искать себе невесту. На этом любовная история не заканчивается: когда Александр возвращается в Петербург в 30-х годах XIX века, роман вспыхивает с новой силой. Тогда за дело берётся отец Александра — император Николай I. После нескольких едва ли приятных разговоров Калиновскую отлучают от двора и отправляют в Польшу. Там родственники не только принимают опальную фрейлину, но и выдают замуж за внимание! В браке у них даже рождается сын. В свою очередь, Александр в 1841 году женится на Марии Гессен-Дармштадтской, предложение которой было сделано во время поездок по Европе. Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова с детьми. Самой девочке к тому моменту было десять лет.

Знакомство прошло незаметно для царя, а вот в жизни ребёнка оставило неизгладимые впечатления. Через много лет в книге воспоминаний Екатерина писала, что не могла забыть Александра с первой минуты. Через два года умер её отец, "промотав" своё имение перед этим. Император узнал об этом и распорядился всю осиротевшую семью взять под свою опеку. Так, две сестры Долгоруковы по достижении подросткового возраста оказались в Смольном институте. В 1865 году 17-летнюю уже студентку представили императору. Как ни странно, он её вспомнил. Завязался бурный роман, который через 14 лет после смерти супруги-императрицы перерос в… брак. Влюблённые были разного социального положения, а пятеро детей, рождённых Екатериной, не считались законными наследниками российского престола.

После смерти царя в 1881 году Екатерина мигрировала в Ниццу, так как неприязнь знати к ней в России, по её словам, была слишком велика. Так, за любовь правительницы они бесстрашно могли отправиться за решётку или на верную смерть. В этом плане очень показательна история, например, Софьи Буксгевден, которая отправилась за царской семьёй в Тобольск и выжила только чудом. Софья стала "сессионной" фрейлиной при императрице в 19 лет, в 1904 году: то есть девушек приглашали на определённое время, когда, к примеру, кто-то из основных фрейлин заболевал или были необходимы дополнительные силы. Так, первый "срок" Буксгевден был шесть недель. Потом — перерыв в семь лет. В 1911 году девушка сопровождала семью во время их летнего отдыха на яхте "Штандарт". Государыня даже дала ей произвище — Иза. Так я отправилась в Царское Село.

Моя мать снабдила меня бесконечным списком письменных инструкций. На другом листе был список "Не делать", подчёркнутый красным карандашом, — написала Софья в своих воспоминаниях Когда в 1917 году царскую семью направили в ссылку в Тобольск, Софья решила следовать за ними.

Синьё Санггун Sinyeo sanggung были помощницами короля, королевы и вдовствующей королевы, когда происходили национальные церемонии или праздники. Некоторые куннё, которые были одобрены царем, могли улучшить свое положение. Было высказано предположение, что куннё было 90 в общей сложности.

Каждый из резиденций имели от двадцати до двадцати семи Наин, а в других местах от пятнадцати до двадцати. Во время правления короля Сончжона 1469-1494 было 105 куннё в общей сложности, которые служили во дворце: 29 для матери предыдущего царя, 27 за первый квартал Королевы вдовы и 49 за первый квартал Короля. Во время правления короля Кочжона 1863-1907 общее количество куннё достигло до 480 человек: 100 для короля, 100 для Вдовствующей королевы, 100 для королевы, 60 для наследного принца, 40 для супруги наследника, 50 для принца-наследника и 30 для жены принца-наследника. Срок службы и оплата Все куннё не были в основном связаны с дворцом на всю жизнь.

Значение словосочетания «придворная дама»

Конечно же, с приходом новой императрицы цвета и фасоны нарядов менялись, в зависимости от желания Ее Величества. Стоит отметить, что так роскошно и богато, как при дворе российских самодержцев, фрейлины не выглядели нигде больше в Европе. Помимо своих придворных функций, некоторым фрейлинам выпадало выполнять «неофициальные» обязанности. Все это понимали, но отказаться было нельзя.

Если кому-то из высокородных гостей нравилась какая-либо фрейлина, ее преподносили в качестве ночного подарка в спальню гостя. К тому же, императоры часто имели любовниц среди фрейлин, или же «продвигали» понравившихся им девушек на эту должность, чтобы те всегда были при дворе. София Васильевна Орлова-Денисова во фрейлинском платье и с шифром на банту.

Фото: ru. Самим отказаться от должности при дворе было практически невозможно. Единственным случаем становилась женитьба.

Придворные дамы могли рассчитывать на знатных и богатых женихов. Кроме того, в приданое от государыни они получали наряды, кроватные и постельные уборы, галантерею на сумму от 25 до 40 тысяч рублей.

Сюй Кай очень хорошо справляется с ролью озорного Шэн Чу Му. Однако это не единственный забавный персонаж в «Придворной даме». Два его младших брата в основном являются его маленькими копиями, а именно вторым и третьим главными плейбоями Чанъаня соответственно.

И всякий раз, когда семья Шэн появляется на экране, — это очень весело! Костюмы И последнее, но не менее важное. Костюмы дорамы заслуживают особого упоминания. Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник. Чтобы создать максимально аутентичный вид, дизайнеры черпали вдохновение в картинах времен династии Тан, например, в росписях Дуньхуана.

Статьи на YesAsia переводятся из новостных сайтов, указанных в разделе "Источник". Если у вас есть предложения по дополнению или изменению новости, пожалуйста, напишите нам на [email protected] ТЕГИ.

При дворе существовала своя иерархия, которую ревностно оберегали. Попасть в список фрейлин можно было несколькими способами. Чаще всего девушки в возрасте от 16 до 20 лет «проталкивались» своими знатными родственниками. Часто императрица приближала к себе понравившуюся кандидатку просто по своему желанию, и та становилась фрейлиной.

Разговаривать о вещах приземленных не считалось зазорным: один мемуарист вспоминал, как Шатобриан, известный писатель и дипломат, служивший послом в европейских столицах и два года бывший министром иностранных дел Франции, «однажды… добрых полчаса рассуждал о парижских кондитерах и о разных видах пирожных, ими изготовляемых, потому что видел, что тема эта доставляет удовольствие его собеседнику, весьма сведущему в данном вопросе» Сomte de Falloux. Paris, 1888.. Определиться с расстановкой мебели Зал для приема гостей герцогини Ангулемской во дворце Тюильри. В эпоху Реставрации отдельные хозяйки салонов, например госпожа Рекамье, стали экспериментировать с рассадкой: поощряли гостей пересаживаться по ходу беседы и расставляли стулья пятью или шестью кружками. Писательница Дельфина де Жирарден и вовсе советовала после оживленного вечера ни в коем случае не поручать прислуге наводить порядок, а, наоборот, запомнить расположение мебели, благоприятствующее беседе, и сохранить его на будущее. Услать супруга Мужу на салонных приемах места не было: ему более пристало посещать аналогичное собрание в доме какой-нибудь другой дамы.

Женщины, как действующие лица королевского двора

Россия в XIX веке. При дворе – ВЕК АВРОРЫ царица наук», то Светлана Николаевна – верная придворная дама, которая сорок три года отдала служению этому предмету.
Придворная дама это - 84 фото Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года.
Придворная дама это - 84 фото Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам.

Альбом "Придворных дамских нарядов"

это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. это женщина- личный помощник при дворе. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым.

Вы точно человек?

В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 являлись фрейлинами. Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. Придворные дамы имели особые знаки отличия: гофмейстрины, статс-дамы, камер-фрейлины – портреты императриц, украшенные бриллиантами, которые носились на правой стороне груди. 1.6Библиография. Отобразить/Скрыть содержание. придворная дама. Анне Дорте Юэль. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Значение словосочетания «придворная дама»
  • Женщины, как действующие лица королевского двора
  • Кто такие фрейлины?
  • Придворные дамы Королевской Семьи

Придворные дамы Королевской Семьи

Правда, когда в европейскую моду пришел турнюр, русское придворное платье это проигнорировало и с середины века до революции уже существенно не менялось. Русское придворное платье, 1888 год. Юбка из серебряного муара, лиф и шлейф из зеленого бархата с серебряным шитьем. Изготовлено французским модельером английского происхождения Чарльзом Уортом, любимым модельером многих королевских домов Европы. В фасоне второй половины 19 века уже мало от 1830-х и слава Богу. Как видно, и от русского тут уже практически ничего не осталось, даже классических кокошников.

Их полностью вытесняют отдаленно напоминающие их диадемы. Что касается мужского придворного костюма, он тоже был регламентирован тем же указом Николая I от 1834 года. Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их "парадной униформой" не считая коронаций, венчаний был парадный мундир. Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской чиновники службе, им полагались мундиры.

Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель. Также полагалось надевать самые главные ордена и награды. Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного. До конца своего существования придворный мундир вместе с придворным чином или званием оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества. Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно.

Вторая дама - это бабушка знаменитого хроникера Брантома, Луиза де Дальон. Она повсюду сопровождала Маргариту в ее носилках и когда королева в своих путешествиях что-нибудь сочиняла, Луиза де Дальоне держала ее чернильницу или писала под диктовку. Так были написаны многие стихи Маргариты и многие из ее новелл, составившие в последствие знаменитый сборник «Гептамерон». Далее можно назвать Анну де Вивонн, мать Брантома, выведенную, по словам Маргариты, одной из рассказчиц «Гептамерона». Теперь скажем пару слов о фрейлине де Сент-Патерь. Маргарита ей очень доверяла и через нее оказывала тайную помощь тем, кому по разным обстоятельствам, не могла помогать открыто. И наконец, стоит упомянуть о двух дамах де Орсонвилье и де Авогур. Дамы своим присутствием оживляли общество. Это уже не робкие шателенки средних веков, а женщины эпохи Возрождения, воспитанные при блестящем дворе Франциска, умеющие вести тонкий, умный разговор, умеющие ценить произведения искусства, литературы и иногда даже науки. Словом, это те женские фигуры, в которых без труда можно увидеть будущих держательниц салонов.

Маргарита вывела некоторых из них в качестве рассказчиц своих новелл. Но до сих пор ещё не разгаданы те личности, которые рассказываются под вымышленными именами дам Гептамерона. Преобразования при дворе начались с изменения статуса женщин. Культ женщин стал основным мотивом жизни двора: с Анны Бретонской женщины начинают жить при дворе, имея оплачиваемые должности. Дом королевы Франции или же двор королевы как составная часть большого королевского двора организационно существовал во все времена французской монархии, однако выделился в самостоятельное образование только в конце XV в. Именно тогда был создан список служащих при королеве знатных дам, которые получали жалование за свою службу. Постепенно штат дома королевы стал состоять из больших и малых служб, где были заняты лица благородного и неблагородного происхождения в зависимости от выполняемых функций , которые обеспечивали поддержание ее частной и публичной жизни. Во многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращения и разговора. Они изменили моду, превратив одежду в род искусства. Женщины влияли, как на литературу и искусство, так и на политику и дипломатию.

Однако, отношение мужчины к росту придворной активности женщин было настороженным и ревнивым. Дворяне-мужчины не упускали случая напомнить о своем первостепенном месте в королевской свите. Тем не менее, женщины вышли на политическую и культурную арену и стали впервые в европейской истории самостоятельными действующими лицами. Подводя итог, можно сказать, что эпоха Ренессанса способствует стремительному культурному и творческому развитию не только Франции, но и всей Западной Европы. Политические и творческие идеи того времени, становятся определяющими в развитии европейской культуры и общественной мысли на долгие годы вперед. Поскольку стремление к искусству, философии, путешествиям и открытиям становятся массовыми, многие люди не только из знатных родов, но и простолюдины отправляются в дальние путешествия с целью изучить окружающую действительность во всех её проявлениях, совершая при этом великие географические и научные открытия. И главной, отличительной чертой данной эпохи является распространение массового интереса к античной культуре. Двор европейского монарха играл исключительную роль в культурном, художественном и идеологическом развитии нации.

Орел — это символ России, лев — Швеции, фейерверк символически описывал свершившеюся победу. Чтобы объяснить, в чем смысл фейерверка, выпускались специальные описания. В первой русской газете «Ведомости», выходившей с 1703 года, много говорилось про церемонии, торжественные триумфы и фейерверки — все они имели политический смысл и были важным средством пропаганды «славных деяний» Петра. Адриан Шхонебек. Фейерверк «Огни хитросделанные» в Москве 12 февраля 1697 г. Гравюра, 1697 г. В центре «огненной потехи», устроенной в Москве в честь взятия Азова, находятся «Триумфальные врата, на которых Великаго Царя имя вплетено», у их основания «Нептунус неприятелей из Черного моря выгоняет», а по двум сторонам от арки с вензелем царя ярко освещены два транспаранта: «Орел Российский», из которого исходит огонь, и сгорающий от этого огня «месяца турецкого рог». Иван Зубов. Конклюзия Гедеона Вишневского, посвященная коронации императрицы Екатерины 16 мая 1724 г. Раскрашенная гравюра, 1724 г. Конклюзия — это особый жанр эпохи барокко, в котором аллегорические изображения соседствовали с пояснительным текстом. На этой подносной конклюзии от ректора Славяно-греко-латинской академии мы видим Петра I в окружении Геркулеса, Нептуна и Минервы, которые указывают на Екатерину I, шествующую к нему в окружении своих добродетелей Твердости, Славы, Истины, Благочестия и Веры. Над Екатериной разверзаются небеса и само Провидение посылает ей корону, от которой льется луч света, содержащий в себе надпись «Бог достойным дает». Россия, стоящая у ступеней трона, благословляет императрицу: «Бог, отец наш, да даст тебе благодать…». Под изображением помещены тексты богословских тезисов и аллегория «Радости всенародной». Отрубленная голова любовника Екатерины I Петр коронует Екатерину I как верную жену и свою помощницу в военных походах. Но вскоре после церемонии выясняется, что у Екатерины роман с ее камергером Вильямом Монсом9. Петр был в страшной ярости, когда узнал об этом. Монса судили и обвинили во взятках, чтобы не порочить честь императрицы. Однако Петр привез Екатерину на место казни Монса.

В том же 1834 году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов. Наряд состоял из бархатного верхнего платья со шлейфом треном , откидными рукавами а-ля боярскими, с разрезом, открывающим юбку из белого материала обычно атласа , с золотым или серебренным шитьем. Все дамы без мужей должны были иметь повойник или кокошник произвольного цвета с белым вуалем, а девицам — повязку также произвольного цвета и так же с вуалем. Наряд дополняли высокие, выше локтя белые перчатки, шелковые или лайковые. На многих парадных портретах или фотографиях можно заметить то, что правая перчатка снята и вложена в кисть руки. Этому есть свое объяснение — церемониальный этикет. Так делали, приближаясь к высокопоставленному лицу, алтарю, или Богу. С одной стороны, это означает разоружение рыцарские времена с их доспехами дают о себе знать , а с другой стороны — это открытость и искренность замыслов. А все вместе это значит признание власти царя и демонстрацию миролюбивых намерений. Все весьма строго было определено вплоть до мелочей. Даже узор вышивки на парадных платьях был прописан. Это колосья и виноградная лоза, которые совместно друг с другом в религиозном искусстве символизируют причастие. Издавна на Руси золотым шитьём богато украшались царские, княжеские и церковные наряды. Сначала только из золота, а затем и из серебра изготовляли очень тонкую проволоку, которой затем по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или же использовали в вышивке непосредственно саму проволоку. Такое шитье выполняли на дорогих тканях тафта, атлас, парча, бархат. Поэтому и материал, и готовые изделия получались очень дорогими. Не каждый мог себе такое позволить. По этой же причине вышивка золотом или серебром выполнялась всегда только с лицевой стороны, чтобы сэкономить материалы. Придворное платье просуществовало в своем первозданном виде вплоть до революции 1917 года. Изменялись лишь незначительные детали такие, как, например, положение талии чуть выше или ниже. Согласно занимаемому статусу Табелю о рангах было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. Самый низший, но самый и многочисленный дамский чин — это фрейлины. Фрейлины императрицы должны были появляться в красном платье с золотым шитьём фрагмент альбома представлен ниже. Кроме того, фрейлинам полагалось носить на левой стороне фрейлинский бриллиантовый шифр на голубой андреевской ленте. О нем отдельная статья. Портрет М. Кикиной Волконской в парадном форменном платье фрейлины худ. Соколов Музейный экспонат, дошедший до наших дней В1826 году тот же Николай I, так любивший во всем порядок, установил комплект фрейлин в 36 человек. Ими обязательно должны были быть незамужние девушки на выданье.

Придворная дама

женщина личный помощник в придворный королевский или феодальный, посещающий королевскую женщину или высокопоставленную дворянку. Придворная дама этикета. Вести себя согласно этикету. В соответствии с "табелем" придворные дамы делились на: обер-гофмейстерин, жён действительных тайных советников, действительных статс-дам, действительных камер-девиц, гоф-дам, гоф-девиц, камер-девиц.

Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков

Когда она в 2018 году появилась на свадьбе двоюродного брата принца Гарри. Меган появилась в длинном развевающемся платье от Oscar de la Renta, которое украшал изысканный принт Toile de Jouy. Принцесса Беатрис Принцесса Беатрис всегда находится в авангарде модных тенденций и практически всегда восхищает нас своими образами. В мае она посетила выставку, а ее роскошный наряд привлек много внимания. Она появилась в платье с цветущим принтом от Reformation.

Орденом могли быть награждены только лица дворянского происхождения, в том числе иностранки. В качестве знака оценки императорским двором ее заслуг, Аврора Карловна Карамзина была удостоена ордена Святой Екатерины малый крест по случаю коронации Александра III 15 мая 1883 г. Французы при Российском императорском дворе Среди обслуживающего персонала российского Императорского двора всегда было много французов, как, впрочем, и других выходцев из Европы. Но при этом, французы традиционно занимали особое место, в том числе и потому, что российская дворянская культура в основе своей имела французские корни. Судьба приезжавших в Россию французов, складывалась по-разному, но очень многим из них удалось оставить свой след в истории Императорского двора.

Многие из них принимали российское подданство, и их дети считали себя уже русскими. Например, хорошо известны биографии архитекторов-французов, служивших в России. Традиционно много французов работало в России на придворной сцене, а российские императоры охотно смотрели веселые спектакли на сцене Французского театра. Например, танцовщик О. Как водится, в России его звали Августом Леонтьевичем. Его сын — Иван Огюст при Николае I работал придворным учителем танцев. В архивном документе упоминается, что «учителю танцевания Огюсту за обучение великого князя Николая и Александра Александровичей танцеванию, назначено производить ежегодно по 144 руб. Рескрипт Государя Цесаревича от 19 января 1851 г. Пуаро начал обучать танцам великого князя Владимира Александровича, за что ему доплачивали еще 144 руб.

Буквально на протяжении столетий внешний облик российских монархов формировали французы-парикмахеры. Если обратиться к счетам по гардеробной сумме Николая I, то из нее следует, что придворным парикмахером в 1830—1840-х гг. Камер-юнгфера императрицы вспоминала, как в 1840-е гг. Александра Федоровна придумала парикмахерскую забаву, решив соорудить на ее голове «старинную французскую прическу. Куаффер ее, Etienne, тотчас же принялся преобразовывать мою голову в голову какой-нибудь Помпадур. Волосы зачесал вверх, напудрил, сзади спустил несколько локонов, приколол цветы, перья, бриллианты». Но была и вполне обыденная работа, например, в апреле 1834 г. В счетах часто упоминается, что деньги парикмахеру выплачивали «за уборку, стрижку, помаду и прочее». Когда в 1841 г.

Для второй четверти XIX века фигура камердинера-француза-парикмахера являлась традиционной, поскольку парикмахерские салоны, в современном их понимании, начали открываться только в середине XIX века. В справочнике «Весь Петербург в кармане», изданном в 1851 г. С 1858 г. В мае 1858 г. Свидетельством благосклонности императрицы к Греффу стало ее согласие в сентябре 1862 г. Императрица сама выбрала в подарок матери новорожденного из представленных ей 10 бриллиантовых вещей «брошь с гранатами за 259 руб. Дарила подарки императрица и лично парикмахеру. Например, в январе 1867 г. Кроме этого, в 1860 г.

Грефф получил беспроцентную ссуду в 1000 руб. Занимая должность парикмахера-камердинера, Грефф, как и его предшественники, имел свою парикмахерскую на Невском проспекте. В 1868 г. Грефф, получив загранпаспорт, уехал в отпуск в Париж. За его семьей, остававшейся в Санкт-Петербурге, присматривал земляк — метрдотель Высочайшего двора Тю. Исходя из того, что следующую прибавку к жалованью в 500 руб. Грефф получил в 1876 г. В 1880-х гг. В его салоне занимались не только прическами, но и делали маникюр, массаж лица, продавали парфюмерию и шляпы.

Его парикмахерский салон в справочниках обозначался как фирма «Делькроа, Генри и Ко». Любопытно, что его супруга София Владимировна держала дамскую парикмахерскую и шляпную мастерскую поблизости магазин «Delcroix» — на Большой Морской, д. Услугами Делькроа со второй половины 1890-х гг. Об этом свидетельствуют ее бухгалтерские книги. Например, имя Г. Делькроа несколько раз упоминается в счетах императрицы за 1898 г. Поскольку на протяжении всего XVIII — начала XIX века французские специалисты занимали лидирующее положение в стоматологии, то именно выходцы из Франции работали дантистами при Императорском дворе. Так, с 1770-х гг. Именно он удалял зубы и Александру I, и его младшему брату Николаю I еще в 1790-х гг.

С 1 января 1806 г. После увольнения Сосерота, его место немедленно занял другой француз — «Иван Петрович» как его называли в России Деспин. Именно он изготовил первый зубной протез для Александра I. Деспин оставил придворную службу и «находился в отпуску». Традиционной нишей для французов при Императорском дворе являлась кулинария. Например, при Николае I на императорской кухне работали метрдотели Л. Ламбен и К. Пети, Е. Имберт, помощник метрдотеля Главной кухни с 1841 Э.

Были и другие служащие, например, французский подданный Ж. Артуа, работавший с 1824 г. Когда в 1854 г. Франция объявила войну России, то перед всеми служащими-французами встал вопрос о выборе подданства. В результате все вышеперечисленные были 16 марта 1854 г. В результате французы стали российскими подданными «согласно изъявленному желанию и на основании состоявшегося постановления». Охрана государя В 40-х гг. XIX века император Николай I не без гордости заявлял, что он — последний из европейских монархов, кто может позволить себе свободно разгуливать по улицам своей столицы без охраны. Это было время, когда по Западной Европе прокатывались волны революций, когда колебались устои старых королевских домов.

И только русский царь осознавал свою монаршую силу. Ему случалось отправляться чуть ли не в одиночку к разгоряченной толпе и усмирять ее пыл одним своим появлением. Нельзя сказать, чтобы Николай совсем не придавал значения личной охране. Он никогда не забывал о трагической участи своего отца, Павла I, как и о предшествовавших дворцовых заговорах и переворотах, активное участие в которых принимали гвардейские офицеры. Памятен был Николаю и декабрь 1825 г. Уже тогда молодому царю стала очевидной необходимость создания новых, более эффективных органов государственной безопасности, которые могли бы упредить созревание нового заговора, пресекать все случаи беспорядков и волнений в империи. В июне 1826 г. Еще через неделю образовано Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое фактически подчинялось — через своего главного начальника — только монарху. Руководителем обеих спецслужб был назначен граф Александр Христофорович Бенкендорф , герой войны 1812 года, сановник, всецело преданный Николаю.

Согласно исторической легенде, когда Бенкендорф, получая назначение, попросил у Николая инструкций, то царь протянул ему свой платок со словами: «Вот тебе инструкция. Чем больше слез утрешь этим платком, тем лучше». Как бы там ни было, но уже в скором времени секретная агентура Третьего отделения и подразделения корпуса жандармов на местах охватила всю империю сетью регулярного политического сыска. Либералы вздыхали: «Нельзя чихнуть в доме, сделать жест, сказать слово, чтобы об этом тотчас не узнал государь». Это, видимо, все же преувеличение, но и оно косвенно свидетельствует о тех переменах, которые произошли в империи в сфере укрепления государственной безопасности. Кроме того, монарха охранял Собственный его императорского величества конвой, заведенный еще при Александре I. Примерно со второй половины 30-х гг. Словом, у Николая I были все основания считать, что он и его августейшая семья находятся под надежной, «непробиваемой» защитой. На престол взошел Александр II.

Первые годы его правления протекали в относительно спокойной обстановке. Следуя отцовским привычкам, Александр Николаевич по утрам совершал моцион вокруг Зимнего дворца, нередко прогуливался по набережным, по аллеям Летнего сада. Находясь в Царском Селе, он гулял со своими детьми по парку, не отгораживаясь при этом от подданных. Когда в 1860 г. Между тем ситуация в России менялась кардинальным образом. На смену дворцовым переворотам и гвардейским заговорам шел политический террор, питательной средой для которого являлось недовольство общества половинчатостью реформ 1861 г. Той же осенью в Петербурге прошли студенческие волнения, появились прокламации с призывами к истреблению императорской фамилии. Волей-неволей пришлось вернуться к идеям, изложенным в записке Игнатьева. Уже в конце года комиссия, в которую вошли ответственные руководители всех царских спецслужб, выработала документ, согласно которому при Зимнем дворце комплектовалась особая команда «городских стражей» позднее «дворцовая стража».

Надо сказать, что сам Александр II с большой неохотой воспринимал уплотнение охраны вокруг себя. Тем не менее документ он утвердил. Личный состав дворцовой стражи дислоцировался при той из императорских резиденций, где в данный момент находился царь. С переездом двора в Царское Село дворцовая стража переводилась туда. Наряду с обычными караулами, дворцовые стражники охраняли все восемь подъездов Зимнего дворца, их наряды появлялись в Летнем и Александровском садах во время прогулок императора. В августе 1862 г. Позднее команды дворцовой стражи начали формировать в каждой из императорских резиденций. Потрясение императора было вызвано не столько даже самим фактом покушения, как словами террориста, схваченного полицией, что он стрелял в ответ на обман властями крестьян и общества реформой 1861 г. Следственной комиссии надлежало не только выявить все детали преступления, но и предложить меры по улучшению царской охраны.

Комиссию возглавил Михаил Николаевич Муравьев, который незамедлительно привлек к работе в качестве секретаря своего бывшего сотрудника, армейского полковника Петра Александровича Черевина. Работа в Следственной комиссии стала для Черевина важной точкой отсчета в его карьере. Именно этот боевой офицер, в ту пору мало кому известный в придворных кругах, стал позднее одним из основателей особой спецслужбы, преемницей которой в наши дни является ФСО — Федеральная службы охраны РФ. Петр Александрович Черевин принадлежал к старинному дворянскому роду. После окончания в 1855 г. Школы гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге он был направлен корнетом в лейб-гвардии Кавалергардский полк, почти сразу же попав с тем на Крымскую войну. В 1860 г. В скором времени Черевин заслужил среди офицеров репутацию отчаянного храбреца. Здесь же получил свой первый орден, а затем и майорский чин.

После долгих раздумий он решил подать в отставку и заняться сельским хозяйством. Выхлопотал полугодовой отпуск и отправился в июне 1863 г. Здесь он получил письмо от Муравьева, который с конца ноября 1862 г. Муравьев нуждался в инициативных, толковых помощниках и звал Черевина к себе. Тот собрался в дорогу и уже в начале сентября оказался в Вильне. После командировки Черевина в глубинку, откуда он привез важнейшую информацию, Муравьев назначил его своим заместителем по гражданской части. Прежде эту должность занимал генерал-майор. В ходе подавления восстания на северо-западе края Черевин подтвердил свою репутацию храброго, инициативного и умного офицера. Проявились в нем и дипломатические способности, недаром поляки считали его «своим заступником перед проконсулом».

Муравьев полностью доверял Черевину, который фактически стал его правой рукой, невзирая на скромный чин. Между тем враги Муравьева при дворе не дремали, и вследствие их интриг Александр II отправил генерал-губернатора в июле 1864 г. Черевин не видел для себя смысла оставаться после этого в Вильне. Он перевелся в Военное министерство, и его будущее снова оказалось под вопросом. Но тут прозвучал выстрел Каракозова. Муравьеву поручили возглавить Следственную комиссию, и он тут же вспомнил про Черевина. Энергичный Черевин лично проводил аресты и допросы, вникал во все подробности и вскоре стал столь заметной фигурой в комиссии, что даже смерть его покровителя Муравьева, последовавшая 31 августа 1866 г. В 1867 г. В этой должности он прослужил более десяти лет — по 13 августа 1879 г.

На Балканах он командовал Кавказской казачьей бригадой, которая входила в состав отряда генерала Гурко. За проявленную доблесть был удостоен золотого оружия с бриллиантами, а также произведен в чин генерал-майора. На войне Черевин сблизился с цесаревичем, будущим императором Александром III, который командовал Восточным отрядом русской армии. Именно этот отряд одержал 30 ноября 1877 г. Сражение у Мечки стало последней попыткой турецкой армии нанести поражение русским войскам в Болгарии. Цесаревич проникся глубокой симпатией к отважному командиру и в последующем относился к тому как к своему боевому товарищу. С 1876 г. Ее экстремистская часть, разочарованная неутешительными итогами «хождения в народ», сделала ставку на индивидуальный террор. Начало процессу положила Вера Засулич, стрелявшая в петербургского градоначальника Трепова и оправданная судом присяжных.

Затем последовали террористические акты в Киеве. Проанализировав возникшую ситуацию, жандармский генерал Новицкий сообщил главному начальнику Третьего отделения Мезенцову, являвшемуся также шефом Отдельного корпуса жандармов, что, по его, Новицкого, убеждению, следует ожидать скорого покушения на высшее руководство охранительных ведомств. Мезенцов снисходительно ответил на это: «Власть шефа жандармов еще так велика, что особа шефа недосягаема, обаяние к жандармской власти так еще сильно, что эти намерения стоит отнести к области фантазий и бабьих сплетен, а не к действительности». Эта самоуверенность стоила ему жизни. Мезенцов был убит 4 августа 1878 г. Смертный приговор стал ответом революционеров на казнь в Одессе их товарища Ковальского, расстрелянного по приговору военно-полевого суда. Виновником гибели одесского народника революционеры посчитали Мезенцова. Показательна та быстрота, с которой народники совершили акт мести. Убийство главного жандарма произошло всего через два дня после казни Ковальского.

Расправа с Мезенцовым вызвала панику в высшем свете Петербурга. По столице поползли упорные слухи о том, что социалисты готовят «варфоломеевскую ночь» видным представителям власти. Вместе с тем для всех стала очевидной полная беспомощность Третьего отделения, агенты которого не смогли не только предотвратить убийство своего руководителя, но даже схватить убийцу. Кравчинский не просто перехитрил своих преследователей, но еще сумел благополучно пересечь границу и добраться до Лондона, где позднее издал под псевдонимом Степняк книгу, в которой рассказал о подготовке покушения на главного царского охранителя. Кстати говоря, в начале 1879 г. Обладая феноменальной памятью и каллиграфическим почерком, Клеточников, помимо исполнения своих служебных обязанностей, с готовностью брался переписывать секретные бумаги за своих обленившихся сослуживцев, а полученную информацию передавал на протяжении полутора лет подпольщикам. Благодаря своему агенту, «Народная воля» стала в этот период неуловимой для политического сыска. Позднее Клеточников так характеризовал своих «коллег», трудившихся в охранительном ведомстве в последний период его деятельности: «Итак, я очутился в III Отделении, среди шпионов. Вы не можете себе представить, что это за люди!

Они готовы за деньги отца родного продать, выдумать на человека какую угодно небылицу, лишь бы написать донос и получить награду. Меня просто поразило громадное число ложных доносов. Я возьму громадный процент, если скажу, что из ста доносов один оказывается верным». Могла ли такая спецслужба бороться с противником хотя бы на равных? Стороннику жестких мер генералу Александру Дрентельну, возглавившему ведомства государственной безопасности после гибели «сонного тигра» Мезенцова, тоже не удалось переломить ситуацию. Волна терроризма нарастала. Не успел улечься шум от дерзкой попытки очередного покушения, как 2 апреля член тайной организации Соловьев трижды стрелял из револьвера в императора на Дворцовой площади, и только неисправность прицела оружия террориста спасла жизнь монарху. Между тем подпольная организация «Народная воля» за короткий срок превратилась в мощную тайную структуру, объединившую сотни кружков по всей стране. Уже в октябре народовольцы предприняли попытку взорвать императорский поезд, причем мины были заложены в трех разных местах на маршруте движения состава, в том числе под Москвой.

И если все три попытки закончились безрезультатно, то благодарить за спасение Александр Николаевич Романов должен был не Третье отделение, а перст судьбы. Агенты охранки до последней минуты даже не подозревали о готовящихся террористических актах. Народовольцы снова начисто переиграли своих противников. Удивительно, но никаких оргвыводов не последовало и на этот раз. В том же октябре в Зимнем дворце появился молодой столяр, оказавшийся искусным краснодеревщиком.

Внимание в одежде уделяли каждой детали, особенно цвету. Она может себе это позволить.

И если кто-то придёт в зелёном и, что ещё хуже, будет выглядеть хорошо — сразу последует реакция очень серьёзная», — рассказывает Мария. Любовь к историческому великолепию Марии привила прабабушка. Помимо утончённого вкуса в наследство от неё художнице достался дубовый диван 19 века, у которого за два столетия поменяли разве что обивку. А ещё различные миниатюрные антикварные вещи: прорезыватель для первых зубиков в виде золотой симки — такой ребёнку вешали на шею как украшение; декоративный флакончик для духов, брошь, цветы из шёлка, кружевное бельё.

Помимо утонченного вкуса в наследство от нее художнице достался дубовый диван 19-го века, у которого за два столетия поменяли разве что обивку. А еще различные миниатюрные антикварные вещи: прорезыватель для первых зубиков в виде золотой симки - такой ребенку вешали на шею как украшение; декоративный флакончик для духов, брошь - цветы из шёлка, и кружевное бельё. Пышные платья прошлых веков популярны и сегодня. Мария получает заказы через интернет и отправляет наряды в другие города России и за рубеж. Особенно красиво оно смотрится на фоне снега.

И наши барышни идут - видите, какой открытый лиф, но тем не менее девушки одевают его, чтобы сфотографироваться на фоне нашей сибирской природы», - говорит художница по косnюмам.

Придворное форменное платье. Часть 1

Общая ответственность за отпрыска короля возлагалась сразу на нескольких придворных дам, присягнувших монарху на верность и обладавших безупречной репутацией. Так как фрейлина является главным помощником на свадьбе, она может иметь больше обязанностей и ответственности, чем подружки невесты. Должность помощницы высокопоставленной дамы существует до сих пор почти во всех современных монархиях, однако количество придворных фрейлин везде разнится.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий