В своей новой книге научный журналист Ася Казанцева объясняет: чтобы разобраться, достоверно ли то или иное утверждение, необязательно быть узким специалистом. свежие новости дня в Москве, России и мире. РИА Новости. Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов журналистку Асю (Анастасию) Казанцеву*, в перечень включены еще четыре человека и одна организация, сообщается на сайте ведомства. Об антиваксерах, мифах продуктивности и здоровом сне по просьбе Мегаплана рассуждает научный журналист, популяризатор науки, автор научно-популярных книг, лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева.
Наши проекты
- Биография Аси Казанцевой – читайте об авторе на Литрес
- Сообщество
- Ася Казанцева: книги, лекции, новости
- Ася Казанцева биография
- Ася Казанцева: «За свою жизнь я сменила 30 арендных квартир»
- Биография — Ася Казанцева
«Интеллект человека зависит от генов»: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой*
Зав кафедрой биофака МГУ популяризатор науки Александр Марков написал душевную рецензию на книгу, ее можно прочитать здесь. Летом 2013-го Настя начинает учебу в Ariel University в рамках проекта МАСА перспективная молодежь, потомки евреев до 3-го поколения из стран, попадающих под Закон о возвращении, могут в течение года или семестра учиться за счет организаторов программы. Ася еврейка по бабушке. Закончилась ее учеба в Израиле разочарованием в уровне лекций и низким уровнем аудитории. А еще раздули международный скандал на основе ее жалобы ректору университета на лектора, который преподавал креационизм в духе: «эволюция не доказана, потому что не найдено клювов с зубами». Асе запретили публичную критику университета и программы МАСА, распустили какие-то нелепые обвинения в сторону ее морального облика. В целом, шумиха вокруг программы для иностранных студентов и непосредственно вокруг Аси Казанцевой была совсем не зря и косвенно привлекла дополнительное внимание к ее персоне в научных кругах за пределами России. Еще до выхода первой книги Ася выступала с научно-популярными лекциями.
Ее имя все более узнаваемо. Прекрасный лекционный материал, энергия и работоспособность, яркая личность девушки — лучшая реклама ее лекциям. К слову, на этом сайте я собрала все ее видео-материалы и постоянно слежу за обновлениями.
После поста Андрея Лугового в разных городах начали отменять выступления и лекции Аси Казанцевой.
Последняя такая отмена произошла в Твери, лекция должна была пройти 21 января. Деньги за билеты всем посетителям вернули. Ася Казанцева написала в своем аккаунте, что уезжает, потому что ей становиться "довольно проблематично зарабатывать в России". Однако основная причина, видимо, в другом.
Журналистка опасается возбуждения уголовного дела по статье о дискредитации армии , у нее маленький ребенок и даже малый риск задержания и ареста "малоприемлем". Кто такая Ася Казанцева Родилась в 1986 году в Ленинградской области. После школы работала санитаркой в Мариинской больнице.
За последние десять лет Ася Казанцева опубликовала четыре научно-популярных бестселлера. Ее первая книга "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости" 2013 получила премию "Просветитель" за вклад в популяризацию науки. Вторая — "В интернете кто-то неправ!
Onliner из больших знаменитостей, да и тот не выступает. Поэтому в городе большой голод на такие мероприятия. Аудитория долго не отпускает, долго не расходится. Лекторий «Массаракш» проводит много разных лекций, но, насколько я понимаю, пока это не стало элементом массовой культуры города. Тут есть проблема с коммерциализацией: у вас такие большие налоги, что нет возможности делать лекции по билетам, чтобы это хоть как-то отбивалось. Если у вас есть знакомые политики, то, возможно, стоит пролоббировать более мягкую систему налогообложения для просветительских мероприятий, чтобы они были более рентабельны. Человек с каким бэкграундом должен приходить в эту профессию? Так называлась премия, которую мне дали за первую книжку. Во многом авансом, чтобы инвестировать в меня внимание и деньги, а также чтобы я продолжила заниматься научной журналистикой и в конце концов написала сиреневенькую книжку. Научный журналист — он как морская свинка, которая не имеет ничего общего ни с морем, ни со свинкой. Чаще всего это люди с профильным естественнонаучным образованием. Я оканчивала биофак СПбГУ. Научить биолога писать — это быстрее и проще, чем научить журналиста разбираться в биологии. Если взять двух свежих выпускников биофака и журфака, дать им задание написать одну и ту же научную новость, то победит биолог. Он понимает научную статью и за полдня пишет текст. Пускай немного корявый, но под руководством редактора со временем он научится писать. А чтобы первоисточник смог понять журналист, ему нужно прочитать несколько учебников. Но если пять лет стараться, страдать, делать много ошибок и позориться, то, конечно, он сможет набрать базовую эрудицию и догнать человека с биологическим образованием. Плюс надо знать английский, потому как это международный язык науки. Если вы не можете читать на нем статьи, это сразу профнепригодность. И желательно обладать теорией разума — способностью ставить себя на место читателя, представлять, что может быть ему непонятно, интересно или смешно. Во всем мире популяризацией науки занимаются как профессиональные журналисты, которые окончили естественнонаучный факультет, но прекратили заниматься наукой и теперь пишут серьезные статьи, так и ученые, которые занимаются исследованиями, но иногда ходят в народ читать лекции, писать статьи и книжки. Однако при этом среди ученых процент тех, кто хорошо занимается популяризацией, не очень высокий. Потому что они часто не могут представить себе, до какой степени читатель ничего не понимает, полагая, что нуклеотидная последовательность ДНК, которая определяет аминокислотную последовательность белка, — это абсолютная база, школьная программа и любой человек должен понимать такое без пояснений. Это делает их научпоп часто тяжелым для восприятия широкой общественностью. Хотя и это далеко не всегда так. О деньгах в научпопе — Это прибыльная профессия? Особенно в сравнении с наукой. У вас ведь был выбор между двумя этими сферами. Почему выбрали научпоп? После бакалавриата я ушла работать научным журналистом не только потому, что это было классно. В определенный момент достало жить на 5000 рублей в месяц. Да и эти деньги я могла зарабатывать только параллельно со всякими расшифровками и прочей низкоквалифицированной работой. Понятно, что это был 2008 год и цены были ниже, но тем не менее… Научная журналистика похожа на любой другой шоу-бизнес. С того момента как вы начинаете заниматься лекциями и книжками вместо написания статей, ваш заработок уже не зависит от того, сколько времени вы работаете и сколько производите контента. Гораздо больше зависит от того, какому количеству людей ваш контент нравится. Если вы гений допустим, Монеточка , то можете написать одну песню и на ней заработать денег, которых вам хватит на несколько месяцев. Потому что вы гений. В научной журналистике пока нет гениев, которые за полдня обеспечивали бы себя на несколько месяцев… Если, возможно, вы не Ричард Докинз или Стивен Хокинг. Речь идет о том, что вы несколько дней тратите на подготовку лекции после шести лет бэкграунда , потом привозите ее в Питер, и там люди покупают четыреста билетов по четыреста рублей. Половину забирает площадка, половина отходит вам. И получается, что вы можете зарабатывать довольно много денег за довольно короткий период. Благодаря этому у вас остается время на дальнейшее развитие. Возникает фундаментальная несправедливость, которая в принципе есть во всем мире. Тот, у кого все хорошо, находится в подходящих условиях для того, чтобы делать себе еще лучше. А у того, у кого все не очень хорошо, нет условий для улучшения своего статуса. В социологии это называется эффектом Матфея. Я с 2015 года зарабатывала на жизнь лекциями параллельно с учебой в магистратуре на дневном, где мне даже дали красный диплом. Пять дней я старательно училась, выполняла домашки и посещала лекции, а на два дня в конце недели улетала в условный Норильск, где читала лекцию и получала примерно 30 000 рублей российских. Прекрасная зарплата для студента. Благодаря этому я могу развиваться профессионально, мои лекции и книжки становятся еще лучше, за них начинают платить еще больше. Если человек раскрутил этот маятник в правильном направлении, то дальше он будет в шоколаде. Мне кажется, что в научпопе это по-прежнему возможно, ниша быстро растет. Понятно, что мне отчасти повезло, я попала в нишу, в которой очень долго спрос сильно превышал предложение. Потому даже такой нелепый человек, как я, без ученой степени и с плохой дикцией, смог выйти в звезды этого рынка. Просто потому, что долго складывалось так, что люди не понимали, насколько это прекрасная ниша. Наверное, молодежи сейчас сложнее. Но с другой стороны, постоянно появляются какие-то новые каналы на YouTube и в Telegram. Люди осваивают новые форматы, создают и занимают новые ниши.
Казанцева Ася
Ася Казанцева — известный научный журналист, лауреат премии «Просветитель», по образованию нейробиолог. Хорошая новость в том, что потом мы увеличили выборку и достоверность вернулась обратно, уже по-честному. Популяризатор науки Ася Казанцева о научном подходе к финансовой дисциплине, доходах, необходимых для счастливой жизни, и коронавирусе. Популяризатор науки Ася Казанцева покинула Россию из-за опасений, что в отношении нее возбудят уголовное дело. Просветительские лекции Аси Казанцевой имеют научный характер и поясняют, как действия и состояния человека объясняются с точки зрения строения, свойств и реакций его мозга.
О будущей книге Аси Казанцевой*
- «Интеллект человека зависит от генов»: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой* - Лайфхакер
- Ася Казанцева: «Как журналиста вы меня потеряли и уже безвозвратно» › - Новости СМИ - Лениздат.ру
- Заявка начинающего спикера на участие в конкурсе
- Содержание
- Кто бы мог подумать?
- В Москве задержали научную журналистку Асю Казанцеву
«Интеллект человека зависит от генов»: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой*
Есть потрясающие эксперименты Виктории Хорнер (в интервью Ася Казанцева оговорилась, назвав её Райтер. Журналисты Ася (Анастасия) Казанцева и Илья Барабанов внесены в реестр иноагентов. Так что мы тут подумали-подумали, да и решили, что потусуюсь-ка я действительно пока что в славном городе Тбилиси до наступления лучших времен», — написала Казанцева. умение учиться и готовность быстро осваивать новые знания, уверена научный журналист Ася Казанцева. Ася Казанцева* — известный научный журналист, лауреат премии "Просветитель". Биография Аси Казанцевой: два развода в личной жизни и рождение дочери с помощью ЭКО от бывшего мужа Николая Ковшова.
Журналист Ася Казанцева: биография, личная жизнь, книги
РИА Новости. Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов журналистку Асю (Анастасию) Казанцеву*, в перечень включены еще четыре человека и одна организация, сообщается на сайте ведомства. Последние лет 5-7 самым известным научным журналистом было принято называть Асю Казанцеву. Ася Казанцева написала в своем аккаунте, что уезжает, потому что ей становиться "довольно проблематично зарабатывать в России".
Активистка Ася Казанцева уехала из России
Была редактором научно-популярной программы "Прогресс" на Пятом канале, "Программы на будущее" на Науке 2. За последние десять лет Ася опубликовала четыре научно-популярных бестселлера. Ее первые две книги, "Кто бы мог подумать! В одном случае речь идет о темном наследии биологической эволюции, о том, как особенности работы нашего мозга и эндокринной системы способствуют развитию иррациональных тревог и навязчивых желаний.
Чтобы их было много, необходимы высокие рейтинги. Они достигаются за счет большей сенсационности, желтушности, провокативности и одновременно снижения уровня сложности программ, которые ты снимаешь. Он молодец. Но я не очень бы хотела работать в его программе, потому что мне интересна более глубокая степень детализации подаваемого материала.
Как делать на современном российском телевидении программу с таким уровнем детализации и одновременно добиться высоких рейтингов, чтобы передача оправдывала свое существование, я не очень понимаю. Наверное, это возможно, если посвятить жизнь этой задаче. Но я не готова на это, и к тому же у меня нет достаточного количества коллег, чтобы делать это вместе с ними. Первый вариант: быть фрилансером и писать статьи в разные глянцевые журналы.
Но в этом мало смысла. За то же время, что я потрачу на написание статьи, я могу сделать лекцию. А лекция принесет мне больше удовольствия, денег и, как мне кажется, больше общественной пользы. Второй вариант: идти работать в штат какого-нибудь журнала или телепрограммы.
Но я сейчас на той стадии, когда меня уже зовут туда в качестве шеф-редактора. А я не люблю быть самым умным парнем в комнате. Мне очень нравится, когда у меня есть офис и коллеги, но только если от них я могу чему-то учиться. А в научной журналистике в России сейчас не очень много людей круче меня, и они совершенно не горят желанием собираться в одну общую редакцию.
То есть в журналистике мне работать в команде так, чтобы другие были круче меня, уже негде. Как раз поэтому я думаю, что сейчас нужно менять основную область деятельности и идти в науку, потому что там точно не будет никаких проблем с тем, чтобы вокруг было много людей круче меня. Оба ученые, занимаются астрономией, астрофизикой. Параллельно читают лекции и пишут книжки, которые пользуются большим спросом у аудитории.
А если говорить именно об авторах научно-популярных статей, то там вспомнить яркие имена как раз сложнее, читатели вообще редко их запоминают. Света Ястребова пишет статьи, но, наверное, вскоре от этого отойдет в сторону книжек и лекций. Ирина Якутенко продолжает публиковаться в журнале «Вокруг света», потому что многие годы работала там редактором и дружит с ними, но в основном все равно занята лекциями и книжками. Я думаю, это нормальный процесс развития научного журналиста.
Сначала вы занимаетесь линейной работой, пишете просто научные новости, потом авторские статьи, посвященные каким-то большим темам, а потом вас начинают звать читать лекции, и вы быстро обнаруживаете, что такие выступления производят большее влияние на мир и приносят больше денег. В этот момент вы забрасываете научно-популярные статьи. Если говорить обо мне, то я же вообще никогда не воспринимала эти фрилансерские тексты как свою основную работу или тем более самоидентификацию, я не то чтобы уделяла им много времени и души. Мне сейчас даже сложно описать свой карьерный путь с этой точки зрения.
Я писала статьи в 2012-м в журнал «Наука в фокусе», в 2013-2014 в «Slon», который теперь «Republic», в «Вокруг света», во всякие глянцевые издания, много писала для «Метрополя», который потом превратился в «Нож». Но это всегда было параллельно с какой-то другой работой или учебой. Обычно в духе «звонит редактор, просит написать статью, я свободным вечером левой пяткой пишу ему статью». Это никогда не было очень важным для меня.
Я и сама автоматически представляюсь научным журналистом. Может быть, действительно стоит немного сменить позиционирование. Если поступлю в аспирантуру, тогда меня можно будет называть нейробиологом. А так в русском языке просто не определена понятийная система.
Можно говорить «популяризатор науки» — это будет лучше отражать то, чем я занимаюсь, но это более широкое название. Понятие «научная журналистика» примерно отражает мою сферу экспертизы и мою степень квалификации. Меня нельзя назвать ученым, потому что я не занимаюсь наукой. А научный журналист — человек, который рассказывает о науке.
Дружественный адвокат, посмотрев на все это, сказала, что если на меня действительно захотят открыть уголовное дело, то найдут за что. Хотят, впрочем, скорее всего не этого иначе не стали бы любезно меня предупреждать на федеральных каналах , а просто дискредитировать, напугать и выдавить из страны. В принципе, я бы еще посопротивлялась как и комиссия по этике, я верю в свободу слова , но тут две тонкости: во-первых, если у меня постоянно отменяют лекции, то мне становится довольно проблематично зарабатывать себе на жизнь. Во-вторых, у меня Лизаветочка, и поэтому даже малый риск тюремного заключения малоприемлем, да и в принципе в постоянном стрессе жить не очень для нее полезно, от этого никотин в грудном молоке появляется. Так что мы тут подумали-подумали, да и решили, что потусуюсь-ка я, действительно, пока что в славном городе Тбилиси до наступления лучших времен».
Под постом «Читай-города"пользователи оставили более 500 комментариев, а сама Казанцева попросила своих читателей не расстраиваться и пообещала вскоре организовать еще встречи.
Ест издания, которые следят за тем, что они пишут. Из более глянцевой журналистики — «Вокруг света».
Но существует и много других изданий, в которых иногда появляется что-то хорошее, иногда какой-то кошмар. Просто потому, что там нет четкой редакторской политики. А в основном люди узнают о науке из СМИ, которые вообще на ней не специализируются, у них просто есть какой-то небольшой научный отдел.
Шеф-редактор такого издания обычно никак не связан с научной журналистикой. Он следит, чтобы материалы были интересны и понятны читателю, но не может контролировать их достоверность. Она остается на совести автора.
Но если автор умеет писать интересно и достоверно, тогда он быстро уходит из научной журналистики в лекционно-книжную деятельность. Но это будет не рентабельно, так как потребует большого количества вложенных усилий и потраченных лет. Если мы сравним научную журналистику, или любую другую журналистику, с кормлением людей рыбой в ресторане, то тут можно выделить две задачи, которые необходимо решить: где взять рыбу и как ее приготовить.
Рыба — это контент, исходное исследование, которое вы собираетесь представить аудитории. Сервировка — то, как вы упростите понятия, которые возьмете из этого исследования, как зацепите читателя, какой формат выберете для подачи информации. Проблема факультета журналистики в том, что он учит хорошо сервировать рыбу, но только отчасти учит ее готовить, и совершенно не учит ее ловить.
Выпускники журфака не очень понимают, как отличать хорошие научные статьи от плохих. А у человека с естественнонаучным образованием нет проблем с тем, чтобы поймать рыбу. Он подходит к пруду, там кишат карпы.
Он открывает систему поиска по научным статьям и знает, как выбирать важные и интересные. С другой стороны, он может не знать, как эту рыбу подать. В этом смысле спасает командная работа.
Если мы говорим про большую редакцию, то там могут быть полезны люди и из науки, и с журналистским образованием. Например, в телепрограмме достаточно одного человека, который будет сидеть за кадром и заниматься редактированием, читать тексты до того, как они пойдут в эфир, давать рекомендации, что снимать и что спрашивать у ученых. Но если мы говорим про индивидуальную работу — статьи или книжки, то тут у выпускника биофака, типа меня, огромная фора перед журналистом.
Научиться писать под руководством толкового редактора можно за полгода, а понять всю биологию за полгода сложно. Вы слишком сильно будете тормозить на каждой простой детали, и все равно будете делать грубые ошибки. Это не сложнее и не дороже, чем беременность.
По-моему, это великолепная опция и я, кажется, собираюсь так сделать". Если мы говорим о нормальном человеке, который ходит на лекции и покупает книжки, чтобы хорошо провести время, то популяризация, в первую очередь, делает его жизнь интереснее и понятней. Она повышает коммуникативную ценность читателя, он получает баечки, которые можно рассказывать на свидании.
А еще повышает его личную безопасность, потому что может познакомить, допустим, с новыми медицинскими возможностями, о которых полезно знать, но они почему-то остаются вне сферы общественного внимания. Например, у нас недоразвита популяризация репродуктивных технологий. Многие люди перед тем, как заводить ребенка, не задумываются, что можно пойти сделать генетический скрининг, чтобы убедиться, что вы и ваш партнер не передадите ребенку какие-нибудь вредные рецессивные гены, он не получит заболевание, которое может сделать его инвалидом, но которое можно предотвратить.
Люди не думают, например, про заморозку эмбрионов. Я сама, как человек, которому положено знать про все эти вещи, чуть не попала в ловушку, когда думала, что раз мне 32, то уже пора заводить детей, иначе потом поздно будет. К счастью, меня вовремя поймала моя подруга, которая как раз работает в области репродуктивной медицины, постучала по голове и сказала: «Ася, тебе нельзя этого не знать.
Ты же можешь спокойно пойти и заморозить эмбрионы и получить еще 20 лет на размышления». По-моему, это великолепная опция и я, кажется, собираюсь так сделать. Но сейчас, кажется, мне удалось благополучно смыться от этой замечательной возможности.
Так что для меня теперь нет. То, что активно развивается в науке, в том числе в локальной, российской, затем попадает в телесюжеты и статьи.
Пресса об авторе
- Заявка начинающего спикера на участие в конкурсе
- Интеллект как аналог павлиньего хвоста
- Казанцева Ася, биография, открытия и работы — РУВИКИ
- Научного журналиста Асю Казанцеву задержали в Москве
- サンコーインダストリー SUS丸ワッシャー (17.0 0.3) 17×35×1.5 W0-02-0060-1703-5015-00 |
Казанцева Ася
С 2008 года работает в научной журналистике. Была редактором научно-популярной программы «Прогресс» на Пятом канале, «Программы на будущее» на Науке 2. За последние десять лет Ася Казанцева опубликовала четыре научно-популярных бестселлера. Ее первая книга "Кто бы мог подумать!
Несмотря на сопротивление родителей, Казанцева отнесла документы в школу и стала посещать ее наравне с другими детьми. Через некоторое время Ася и вовсе съехала от родителей. Жила отдельно, а мать с отцом навещала только раз в неделю и брала у них деньги на еду. Образование В старших классах девушку увлекала медицина. Ася училась в классе с углубленным изучением химии и биологии. Казанцева планировала поступить в Медицинский институт им. Павлова в Петербурге. Но желаниям ее не было суждено сбыться. Первый раз Ася поняла, что медицина — это не ее, когда перед выпускными экзаменами девушка попала в морг и присутствовала при вскрытии. Ася попросту упала в обморок. В детстве будущая журналистка мечтала стать врачом Тем не менее Казанцева не оставила своих попыток стать врачом. Девушку устроилась на работу санитаркой в Мариинскую больницу, где окончательно поняла, что медицина — это не ее призвание. В итоге Казанцева поступила на биологический факультет Петербургского государственного университета. Но и тут Асю поджидало разочарование. Классическая наука ее мало привлекала. Ее не устраивал слишком большой разрыв между действием и желаемым результатом. В это же время Казанцева начинает активно интересоваться журналистикой. Ася начала записывать интересные истории, которые рассказывали на лекциях преподаватели, и выкладывала их в «Живом журнале». Публикации Казанцевой вызывали живой интерес у читателей. Вскоре девушкой заинтересовались. Редактор научно-популярного проекта «Прогресс» предложил Казанцевой сотрудничество. После учебы Ася попала на телевидение.
Многие толковые тридцатилетние девушки с этим сталкиваются. Когнитивно-поведенческая психотерапия отличается от всех остальных направлений не только тем, что она самая научно обоснованная и надежно работающая, но еще и тем, что она заточена под решение конкретных локальных проблем. Вы не разговариваете с доктором о том, что вас мама в детстве не любила, его это вообще не интересует, он пресекает любые попытки зарываться в детство. Вы разговариваете о том, что вам делать здесь и сейчас. Это очень похоже на коучинг. Вы расписываете на бумажке ваши цели, ценности, приоритеты и варианты выбора, присваиваете всему численные коэффициенты значимости и продолжаете это до тех пор, пока оптимальный вариант не становится очевидным, то есть математически обоснованным. И поэтому об терапевта очень удобно думать. Вы все равно принимаете решение сами, но у вас есть умный собеседник, который предлагает вам обратить внимание на какие-то неожиданные аспекты этого решения. Человеку нужен взгляд со стороны. Нужен собеседник, который к тебе доброжелателен, но которому в то же время на тебя наплевать. Важное преимущество психотерапевта по сравнению с друзьями в том, что ему, по большому счету, не важно, какое решение ты в итоге примешь. А у друзей всегда есть свои интересы. Друзья, если бы я с ними обсуждала отъезд в Англию, бессознательно подталкивали бы меня к тому, чтобы не уезжать. Интеллектуальный кайф, который человек испытывает в тот момент, когда понимает, как все устроено, сложно с чем-нибудь сравнить. К тому же учеба отлично сочетается с моей работой, они очень благотворно друг на друга влияют. Формальное академическое образование лучше, чем просто самостоятельное чтение учебников и просмотр лекций на Coursera. Потому что самостоятельно ты изучаешь только то, что тебе интересно, а в университете тебя заставляют знакомиться и с какими-то темами, которые сначала кажутся тяжелыми и скучными, но потом позволяют здорово расширить рамки представлений о мире. В прошлом году я окончила магистратуру по когнитивным наукам — это все то, что находится на стыке между нейробиологией и психологией. В процессе стало понятно, что все самое интересное происходит именно на уровне клеток и молекул и хорошо бы пойти в еще одну магистратуру, сфокусированную именно на них. К тому же мне всегда казалось, что учиться в Англии очень круто, но я никогда не рассматривала такую возможность применительно к себе. Мне было очевидно, что учеба в Англии может случиться только с какими-то сверхлюдьми. Где они — и где я. Но потом я опытным путем обнаружила, что вообще-то я, кажется, могу учиться на английском языке, потому что моя прошлая магистратура в России была англоязычной, мой научный руководитель Маттео Феурра вообще не говорил на русском, и тем не менее в большинстве случаев нам удавалось достигать взаимопонимания. И вообще мне в этой магистратуре дали красный диплом. Оставалась, кроме того, проблема финансирования. Магистратура в Англии стоит около 20 тысяч фунтов. Существует множество стипендий, но я долгое время думала, что не могу на них претендовать, потому что они ориентированы на людей с серьезными академическими достижениями. Условно говоря, на тех, кто уже опубликовался в журнале Nature. Но мне-то нужна магистратура по биологии. У меня достаточно хорошее портфолио для того, чтобы в такую магистратуру в принципе поступить, но оно не подходит для того, чтобы претендовать на получение стипендии, у меня нет никаких достижений именно с точки зрения исследовательской деятельности. В общем, я почему-то была уверена, что шансов нет, и поэтому даже не пыталась выяснить, какие есть стипендии и какие у них вообще критерии отбора. Так бы и сидела дома, если бы совершенно случайно не увидела в фейсбуке у моего коллеги Ильи Кабанова пост про стипендию британского правительства, которая называется Chevening. Просто в рамках прокрастинации перешла на их сайт, просмотрела критерии отбора, и с этой секунды моя прежняя жизнь перестала существовать, потому что обучение в Англии внезапно оказалось потенциально возможным. Дело в том, что Chevening сильнее всего интересует то, что они называют leadership and influence. Способность быть лидером или по крайней мере лидером мнений, влиять на других людей. А здесь мне есть что предъявить, есть что указать в резюме и в мотивационных письмах: у меня книжки с большими тиражами, полные залы на лекциях, много просмотров на YouTube. В общем, было очевидно, что надо пробовать. Я, разумеется, не думала, что меня непременно возьмут, там конкурс около сорока человек на место. Но повезло. Теперь у меня есть стипендия, я жду визу и, если все пойдет по плану, в середине сентября уеду на год изучать молекулярную нейробиологию в Бристольском университете. Что такое молекулярная нейробиология: «Мы можем изучать память на уровне молекул и клеток» — А вы не хотите потом остаться в Великобритании? На английском я способна передавать смысл, но не могу смешно шутить в режиме реального времени, не могу понимать шутки аудитории. Читать хорошие научно-популярные лекции или писать книги возможно все-таки только на родном языке.
С другой стороны, выхаживают таких детей все лучше, и сдвигается граница, начиная с которой это в принципе пытаются делать. В России раньше пытались спасать начиная с 28 недель, а теперь с 22, при весе всего в 500 грамм. И часто это удается. Но в любом случае ребенок в матке развивается намного благополучнее, чем в самом хорошем современном инкубаторе для недоношенных. Собственно, его даже снаружи желательно выхаживать по методу кенгуру, кожа-к-коже, на груди у матери, если его состояние позволяет. А от начала до конца вынашивать ребенка вне матки — это пока что научная фантастика, очень далекая от реальности. Кроме очевидного образа жизни матери. Например, могут ли повлиять нездоровые привычки будущего отца перед зачатием, эмоции родителей и какие-то другие факторы? С мужчинами дела обстоят проще, потому что у них сперматозоиды вырабатываются постоянно из стволовых клеток. Поэтому для мужчины важно вести здоровый образ жизни в ближайшие к зачатию три месяца. То есть если он за три месяца до зачатия бросит пить и курить, то эти привычки не отразятся на его сперматозоидах и на ребенке. У женщин новые яйцеклетки не образуются. Есть данные о том, что даже курение, происходившее задолго до зачатия, может негативно отразиться на фертильности. Но эти эффекты слабые, не идут ни в какое сравнение с актуальным курением, в том числе и пассивным. Если вы курили когда-то и бросили, рисков для ребенка меньше, чем если вы даже и не курили никогда, но ваш муж делает это дома. Причем с никотином интересно, это довольно необычный яд. Любые нормальные отравляющие вещества опаснее всего в первом триместре, когда происходит закладка внутренних органов. А вот вред курения оказывается выражен сильнее во втором и третьем триместре, поскольку оно влияет на кровоснабжение и мешает плоду в период его интенсивного роста. А еще у никотина слабо выражен дозозависимый эффект. Похожая картина и с синдромом внезапной детской смерти ребенок от двух до шести месяцев может внезапно забыть, как дышать, — прим. Алкоголь же — классический яд: чем раньше в ходе беременности его употреблять и чем в больших дозировках за раз, тем выше риски и тяжелее последствия для ребенка. Есть крупное канадское исследование, «проект Ледяной шторм». В январе 1998 года в Канаде произошло пять волн резкого потепления и похолодания, из-за которых обледенели и попадали вышки электропередачи, попадали деревья и заблокировали автомобильные дороги. Несколько миллионов человек осталось без электричества, десятки людей погибли от переохлаждения, десятки тысяч были вынуждены жить в переполненных шелтерах; некоторые из них были беременны. Уже больше 20 лет продолжаются исследования последствий этого ледяного шторма для детей, которые тогда были в животе матери. Исследователи обнаружили, что это негативно отразилось на их интеллектуальном развитии. Кроме того, у них чаще развиваются эмоциональные расстройства, проблемы с поведением. Но хорошая новость в том, что такие последствия проявляются, только если стресс реально сильный. В плаценте есть ферменты, способные перерабатывать гормоны стресса, переводить их в биологически неактивную форму и защищать ребенка. Монреаль, 6 января 1998 года — Получается, что чтение новостей в 2023 году не отразится серьезно на развитии ребенка? Конечно, ничего хорошего для беременной женщины в их чтении нет. Но, впрочем, наука нейробиология сообщает нам, что развитие мозга человека продолжается и после того, как он родился! И похоже, что многие эффекты пренатального стресса возможно компенсировать, если создавать младенцу благоприятную среду, то есть в первую очередь как можно больше его обнимать, тискать, гладить и держать на ручках. Если так делать, то, пребывая в потоке животворящего окситоцина, мозг ребенка способен в значительной степени компенсировать эффекты стресса, которому был подвержен во время беременности. Так что у меня основное требование к няне — чтобы она моего младенца как можно больше обнимала в свое рабочее время. Ну и я в остальное время непрерывно делаю то же самое. Мы нашу девочку, кажется, этим уже достали! Но она и правда растет гораздо более спокойной и умной, чем я бы ожидала от ребенка, выношенного в 2022 году.
В Москве задержали научную журналистку Асю Казанцеву
Onliner отражает ее основную мысль. Речь идет о том, что для всех наших мыслей, выборов, эмоций и решений где-то в мозге есть конкретные нейронные контуры, которые иногда можно найти. И если вы их нашли, то на них можно повлиять. Книжка дает джентльменский набор, базовый минимум тех вещей, которые полезно было бы знать о мозге, если вы хотите понимать научные новости и примерно представлять, чего ожидать от будущего с точки зрения развития нейробиологии, и понимать, как вам пользоваться самому этим прекрасным органом. Текст разбит на три логические части. Первая рассказывает, как в принципе устанавливают связи между структурами и функциями головного мозга. Как понимают, где хранится страх, сила воли… Эта часть в значительной степени отсылает к экспериментам XIX века, когда нейробиология только начиналась. Такой исторический обзор.
Вторая часть посвящена нейропластичности: в ходе обучения мозг меняется, а долговременная память и есть анатомические изменения в мозге, новые связи между нейронами. Это мне представляется главным открытием нейробиологии XX века. Идея о том, что мозг меняется в ходе обучения, для нейробиологии практически настолько же фундаментальна, насколько фундаментальны идеи эволюции для биологии в целом. Третья часть посвящена тому, куда нейробиология движется в XXI веке. Там содержится наиболее эксклюзивная история про нейроэкономику. Это нейробиология принятия решений. Наука о том, как из работы отдельных нейронных ансамблей складываются наши высшие психические функции, наши выборы и решения.
Она совсем новая. Про нее в принципе мало информации. Есть учебники, книжки, ориентированные на бизнес. Если гонитесь именно за новой и свежей информацией, то не стоит упускать третью часть. Это история о том, что сегодня уже редко говорят про нейробиологию как таковую, редко говорят про экспериментальную психологию как таковую, а объединяют их под термином «когнитивные науки». Есть гора знаний о человеке, которую с одной стороны копали нейробиологи на уровне клеток и молекул, а с другой — психологи на уровне поведенческих экспериментов. И сейчас они уже вовсю перестукиваются через стенку.
И это тот процесс, за которым очень интересно наблюдать. Сколько в таких условиях способна жить научно-популярная литература? В первую очередь в плане предотвращения детской смертности. И за то столетие случился очень сильный скачок в численности населения. В конце XIX века мы перевалили за первый миллиард, а сейчас нас больше 7,5 млрд. В результате у нас появился огромный поток новой информации, которого в истории человечества не было даже близко. Каждый год выходит около 2 млн научных статей, по 300 статей в час.
Читать их все никто физически не может. Пока мы с вами разговариваем, вышла сотня новых исследований, из которых важны лишь два-три. И если в XVIII веке человек вроде Ломоносова или Менделеева мог быть энциклопедически образованным, следить за всеми открытиями во всех областях, то сегодня это невозможно. Общество порождает огромный спрос на переводчиков, на ретрансляторов, научных журналистов, которые следят за относительно широким спектром наук. Я слежу за многими областями когнитивных наук, снимаю сливки, выбираю самое интересное и поддающееся пересказу, формирую короткие выжимки для лекций или книжек. Отслеживая такое, человек не будет чувствовать себя выкинутым на обочину прогресса. В том числе это полезно, чтобы адекватно воспринимать те новости, на которых делается много хайпа.
Все говорят про Илона Маска и его электроды, причем некоторые СМИ подают это так, словно Маск первым придумал вставлять электроды в человеческую голову. Моя книжка, безусловно, утратит актуальность. Это неизбежная судьба любого автора научно-популярной литературы и в принципе ученого. Это хорошо, ведь показывает, что общество развивается. И это только вершина айсберга, который вы поглощаете. Откуда столько времени? Она была закончена в декабре 2018-го, но потом мы долго вылизывали ее вместе с редактором.
Частично я делала это параллельно с учебой в магистратуре по когнитивным наукам, куда пошла именно для того, чтобы информацию оттуда приплетать к книжке, получить более широкую эрудицию и глубокое понимание вопросов, чтобы книжка была лучше. Можно сказать, что я три года занималась этой книжкой, именно поэтому она дорога и ценна моему сердцу. Но чем сложнее получается книжка, тем потенциально меньше у нее может быть аудитория. Я не уверена, что по тиражам она сможет переплюнуть желтенькую, которая писалась значительно быстрее. У книжки «Мозг материален» тираж сейчас — 14 000 экземпляров. Для научно-популярной литературы это считается неплохим результатом. Но он возник на накопленной славе.
Люди не знают, будет ли им интересно, но им нравится то, что я писала до этого. Однако мне куда интереснее, достаточно ли будет аудитории, которая, как и я, будет считать «Мозг материален» лучшей из моих трех книжек. Проклятие любого человека, который получил личную известность в юном возрасте, — он всю жизнь ассоциируется с тем, что говорил, когда ему было 24 года. Такая проблема у Веры Полозковой, которая написала несколько стихов про мальчиков и несчастную любовь и до сих пор с ними ассоциируется. Монеточке тоже предстоит решить эту проблему… — Сложно не заметить, что иллюстратором для вашей последней книги является Олег Навальный. Как так получилось? Как вы его уговорили на это дело?
Наверное, первый раз их представляют именно в таком сочетании. На каком-то митинге или вручении политической премии я много раз видела его на расстоянии вытянутой руки.
Также в 2016 году издана книга её авторства « В интернете кто-то неправ!
Научные исследования спорных вопросов», где затронуты горячие вопросы Сети, на которых часто спекулируют шарлатаны: прививки, ГМО, гомосексуализм , акупунктура, гомеопатия, сексизм, феминизм , духовность и другие. В сентябре 2012 года Асёна очень активно агитировала людей проголосовать за Адвиту в конкурсе Community Giving [8] — в итоге Адвите удалось помочь продвинуться в голосовании, и она заняла десятое место, получив 100 тысяч долларов этой суммы было достаточно, чтобы 5 человек смогли получить костный мозг. Любопытно, что Асёна, чтобы мотивировать людей к распространению информации, пообещала выложить фотографию, на которой видно её грудь , и выполнила это обещание.
Кто такая Ася Казанцева В конце прошлого года Казанцева оказалась в центре медийного скандала, когда в Сети растиражировали её заявления о якобы "нормальности" половых отношений несовершеннолетних девушек с мужчинами старше их. В качестве примера "популяризатор науки" приводила свой собственный, открыто рассказывая о своём сексуальном опыте с женатым мужчиной много старше себя, в то время как сама ещё была школьницей.
Стоит отметить, что Казанцева неоднократно высказывалась против СВО, а также сравнила Россию со «свиньей».
Ася Казанцева: Младенец Елизавета успела вскочить в последний и единственный вагон;
умение учиться и готовность быстро осваивать новые знания, уверена научный журналист Ася Казанцева. Ася Казанцева объяснила, как сказывается даже небольшое употребление никотина и насколько опасен стресс для развития детей. Популяризатор науки Ася Казанцева покинула Россию из-за опасений, что в отношении нее возбудят уголовное дело. российский научный журналист, занимается внедрением науки в массы, то есть она популяризатор науки, а также активный блогер. В Москве отменили презентацию новой книги научного журналиста Аси Казанцевой.