Иудеи и христиане: в чём разница? Европейцы за 20 веков истребления евреев привыкли считать безнаказанное убийство еврея своим естественным правом и ныне до глубины души возмущены тем, что Израиль лишил арабов этого права и посмел защищать своих граждан. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. Таким образом, основой всей той путаницы, которая царит вокруг понятий «жид», «еврей» и «иудей», являются сами жиды-евреи-иудеи, намеренно смешивающие национальность с религией. Смотрите видео онлайн «Евреи и иудеи: есть ли разница?» на канале «Белый РОДник» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 ноября 2017 года в 19:31, длительностью 00:17:06, на видеохостинге RUTUBE.
Два языка одного народа: в чем разница между ивритом и идишем
Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Как, спросите? Дело все в том, что Чин Святости "Страстотерпец" в Православной Церкви есть и другие значение термина "страстотерпец" — претерпевший спасительные страдания за Христа, но в данном случае это не имеет отношения к Чину Святости "Страстотерпец" очень точное, тщательнейшим образом богословски выверенное и определенное понятие. Русские Святые. Именно по этой причине рупор мировой закулисы - международная сионистская организация "Бнай Брит" и "Антидиффамационная Лига" — с ликованием не трубила по поводу "деяний" беззаконного позорного еретического Соборища 2000 года. Как первое, так и второе утверждение есть богохульство и ересь. Утверждения о том, что дескать это на Русском Богоизбранном Народе лежит грех цареубийства суть лож и богохульство, поскольку Русский Народ не убивал "Христа Господня", как не убивали евреи Господа Иисуса Христа — это сделали "архиереи и старцы": ветхозаветные Архиереи и старцы убили Христа Господа по средством ненавидимых евреями, римлян.
Более подбробно об этом см. А также: Что нужно делать для воскресения России. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Ибо ДОВОЛЬНО, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению напр. Жидовствующие либо прямо отвергают Догмат о Царской Власти, либо искажают его своми богохульными еретическими бреднями о превосходстве Священства над Царством, то есть через искажение спасительных Богооткровенных Истины ересью папизма. Папиская ересь - разновидности жидовства. Суть её состоит в подмене Законного Божьего Избранника - Богом данного Державного Пастыря Царя-Отца, на какого-нибудь самозванца, избранника человеков.
Раньше, этим вселенским самозванцем был "папа римский". Ибо "Христос христос с греч. Димитрий Ростовский. Филарета Дроздова, 1909. Максим Грек. Своим отношением к Царю, мы показываем свое истинное отношение к Бога. Не почитая Христа Господня — мы не почитаем самого Бога и сами обрекаем себя на адские муки. Причем на муки не только в вечной жизни, но и в этой временной.
На наших глазах начала свершаться "тайна беззакония" 2Фес. Всё человечество с чудовищной скоростью, словно "ракета", устремилось в глубины греховной бездны. Поэтому, чему удивляться, что как только в начале XX века некоторые горе-"умники", одержимые цареборческой ересью цареборчество — это коктейль из трех очень опасных ересей: папизма вся власть попам , манихейства Христос на Небе, а здесь на земле правит — диавол и жидовства против Христа и Его Помазанника Царя решили пожить без Бога и Его Помазанника Царя. Именно от этой апостасии Господь врачует Свой Русский Богоизбранный Народ по средством жидовского ига. Именно этот урок мы должны крепко на крепко усвоить. И это непременно будет, ибо у Бога бесплодного ничего не бывает: если была Русская Голгофа, то непременно будет и Русская Пасха.
В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство 164—37. В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа. Завоевание Иудеи Римом 63—37 до н. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина» [16] , который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль — Земле Израиля. Средние века Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638 , хотя еврейское присутствие всегда сохранялось. История еврейской диаспоры В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев эдот , различающиеся по языку и бытовой культуре: Сефарды Пиренейский полуостров — начало н. Одна из древнейших этнических групп — вавилонские или иракские евреи бавли , сложилась в середине 1 тысячелетия до н. Община использовала вначале арамейский язык , вытесненный около VIII—IX веков первой волной арабских диалектов кылту , которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны 2003. Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи , сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи парас-у-мадай обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев джиди — 25 тыс. В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи , ранее обитавшие на юге Малабарского побережья , проживающие ныне в Израиле.
Они придумали, как сделать иврит более простым для изучения. Для этого масореты «разбавили» алфавит, ранее состоявший только из согласных, так называемыми «огласовками» — знаками для обозначения гласных звуков, которые добавляются к буквам при письме. Читайте также Спасение иврита Сохранить иврит удалось, но подлинное возрождение языка было бы невозможно без человека, которого называют «отцом современного иврита». В конце 1870-х годов он получал медицинское образование в Париже, но увлекся лингвистикой и задался целью возродить иврит как живой, современный язык. Произошло это после того как заболевший туберкулезом Бен-Йехуда отправился на лечение в Алжир, бывший в то время французской колонией, и впервые встретил там человека, разговаривавшего на иврите. Это был сефардский еврей из Иерусалима. В 1881 Бен-Йехуда вместе с женой переехал на Святую Землю и начал кропотливую работу над возвращением ивриту статуса главного языка евреев. Главный эксперимент Элиэзер Бен-Йехуда поставил над собственным сыном: Итамар Бен-Ави стал первым за несколько веков ребенком, родным языком для которого стал иврит. Методы обучения отец применял довольно жестокие: например, почти не позволял отпрыску выходить на улицу, чтобы тот не нахватался чужих слов. Автор лозунга «Еврей, говори на иврите! Элиэзер Бен-Йехуда скончался в декабре 1922 года — незадолго до этого иврит наряду с английским и арабским признали официальным языком Палестины, находившейся под британским мандатом. Давид Бен-Гурион оглашает текст Декларации независимости Израиля, 14 мая 1948 года Источник: Rudi Weissenstein, Public domain, via Wikimedia Commons В 1948 году было основано государство Израиль, и многие евреи вернулись на свою историческую родину. Официальным языком Израиля стал иврит, распространением которого активно занимались соратники и последователи Элеэзера Бен-Йехуды. Опираясь на его труды, израильское правительство по сей день может издавать постановления с уточнениями, как верно писать и использовать те или иные слова. Читайте также Нагрузка для ума: 10 языков, изучение которых принесет пользу мозгу Как появился идиш и чем он отличается от иврита В X—XV вв. Есть в нем и заимствования и из славянских языков — в основном, белорусского, украинского и польского. Наконец, в идише выделяют несколько диалектов, которые заметно отличаются друг от друга произношением множества слов и другими особенностями. Еврейский алфавит, используемый в иврите, идише, — одна из немногих вещей, объединяющих два языка Источник: Neo Scholar, Public domain, via Wikimedia Commons Идиш не вытеснил иврит полностью: столетиями эти языки существовали параллельно. Их использовали в разных ситуациях один — для повседневного общения, другой — для религиозных и научных целей и разных странах.
Он был распространен среди европейских евреев в Средние века, а сейчас практически вытеснен ивритом. Древнейшие письменные памятники Самым древним памятником ивриту считается библейская Песнь Деворы, которая датируется как раз XII веком до н. Также к библейскому периоду древнееврейского относят Ветхий Завет. А вот самый старый документ, написанный на идише, относят к 1272 году. История этих двух языков очень богата, и они проходили периоды взлетов и падений. В настоящее время дело обстоит так: больше всего говорят на иврите, так как он с 1948 года активно продвигался в Израиле. На данный момент на нем говорят 9 миллионов человек. Число говорящих на идише сейчас - 1,5 миллиона человек. Дальнейшее развитие Идиш зародился на восточной и центральной территории Европы в Средние века, а затем распространился по всему миру. Он считается целым сплавом различных языков и собрал в себя особенности немецкого, славянского, арамейского и древнееврейского диалекта. К XX веку на нем говорили уже более 11 миллионов человек. Однако события этого периода - Вторая мировая война, Холокост, активное внедрение иврита, привели к его угасанию. А вот иврит, наоборот, расцвел только в середине XX века - его активно стали возрождать. До этого, более 18 веков он оставался популярен лишь среди религиозных деятелей и писателей.
Кто такие евреи
- История и культура евреев
- "Просвѣтитель" • Различие понятий "иудей" и "жид"
- Ответ на вопрос: Кто такие Иудеи и Эллины?.
- Кто такие Иудеи и Эллины?
- Всё, что вы хотели знать о евреях, но боялись спросить
- Чем израильтянин отличается от еврея?
Чем отличается иудей от еврея
2 8 отличий между христианством и иудаизмом: Ключевые доктрины христианства и иудаизма. Корень понятий евреи, иудеи, про жидов и не стыдятся сами называют себя жидами. В иврите евреи также называются этими двумя словами: иври — еврей и йеуди — иудей. Выходит, что в соответствии с первым значением слова «иудей» слова «еврей» и «иудей» имеют одинаковое значение. Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Выходит, что в соответствии с первым значением слова «иудей» слова «еврей» и «иудей» имеют одинаковое значение.
Жиды и евреи. В чем разница!?
Курдские евреи из Курдистана, в отличие от персидских евреев центральной и восточной Персии, а также от равнинных вавилонских евреев Месопотамии. Более того, изгнанию евреев хасиды придавали глубокой религиозный смысл, который, по их мнению, совершенно игнорируется светскими евреями. Но ведь не этим должны отличаться Иудеи от христиан, не в человеческом обряде должна была быть разница между христианами и иудеями. Сходство и различие. Иудеями именуются те, которые прошли школу еврейскую: либо фарисейскую, либо саддукейскую, либо книжническую и так далее; не языческую, а Единого Истинного Бога Авраама, Исаака и Иакова, то есть они научались от Священного Писания. Жид, еврей: разница между ними такая же, принципиальная.
Евреи: история, культура, религия, традиции и нынешнее состояние народа
Авива отвечает с усмешкой: «Ну, он носит очки…» Особенно яркие проявления расизма наблюдаются у ашкеназов — выходцев из бывшего СССР: многие из них откровенно презрительно относятся к «этим черным» и явно не чувствуют себя одним с ними народом. И вот один из наиболее обсуждаемых в СМИ результатов нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. Но когда и как это разделение произошло? На мой вопрос два автора статьи в Human Genetics — профессор Гарри Ортерер и профессор Гил Атцмон — ответили одинаково: «По нашим выкладкам, ашкеназы и сефарды расстались около 60 поколений назад, то есть примерно 1200 лет назад».
Теперь можно быть уверенным, что ашкеназы — просто потомки южноевропейских евреев, которые двинулись вниз по Рейну. Изучение геномов ашкеназов подтвердило один установленный ранее факт: примерно 1000 лет назад эта группа прошла через своего рода «бутылочное горлышко» — их популяция крайне сократилась. Авторы публикации в Nature еще несколько лет назад установили, что половина сегодняшних ашкеназов происходит всего от четырех женщин, живших в Европе 1000 лет назад. Из-за близкородственного скрещивания у ашкеназов так распространены генетические заболевания.
Авторы публикации в Human Genetics подтверждают эти выводы. По их геномным расчетам, в последние столетия ашкеназы очень быстро набирали численность: к XV веку их было уже не менее 50 тысяч, к началу XIX века — 5 миллионов эти расчеты ценны, поскольку у историков нет исчерпывающих переписей для этих периодов. Нарисовав картину родственных отношений между разными группами евреев, авторы говорят и об их соседях по этнографическому ландшафту. Как и было принято считать, ближайшие «родственники» евреев — бедуины, друзы, палестинцы.
Последняя деталь: геномы индийских и эфиопских евреев, как оказалось, несут лишь остаточные следы их ближневосточного происхождения — эти колена растворились в местном населении, и их еврейство является не этнической, а культурной чертой. Сегодня мы увидели, как генетика рассказывает историю народов.
Такой микс породил грамматику, благодаря которой произошла комбинация слов, имеющих семитские корни и синтаксические компоненты немецкого. Иудеи, вынужденные покинуть Палестину, расселившиеся по всему миру и находившиеся друг от друга на больших расстояниях, утратили единство. Со временем там, где они проживали, стали складываться следующие языки, имеющие существенные отличия друг от друга: еврейско-португальский; ладино; еврейско-бухарский. Те евреи, которые переселились в Германию, через несколько лет стали разговаривать на идише.
С тех пор в иудейском обществе появилась диглоссия — сосуществование двух языков, применяемых их носителями в различных сферах употребления и имеющих отличия друг от друга. Так, один использовался в религии, литературных произведениях, науке, другой — в повседневном общении. Так продолжалось долгое время. И это еще не все, чем отличается идиш от иврита. Чем отличается идиш от иврита: история В XX столетии появились две модели реализации идеи иудейского народа: сионизм и идишизм. Интеллигенция раскололась на две части.
Евреи Восточной Европы остановили свой выбор на идише. Не просто так после Первой мировой войны в некоторых частях Украины и Белоруссии официальным языком был признан именно он.
Соответственно, христианское вероучение основывается на том, что только через веру в Иисуса можно прийти к Богу. В иудаизме же приблизиться к Богу может и человек, не придерживающийся данного вероучения: «Бог с теми, кто взывает к Нему» Пс. При этом Бог не может быть представлен ни в какой форме, он не может иметь образа или тела. Отношение к проблеме добра и зла В христианстве источником зла является Сатана, который предстает как сила, противоположная Богу.
С точки зрения же иудаизма, нет иной высшей силы, кроме Бога, и все в мире может происходить только по Божьей воле: «Я творю мир и произвожу бедствия». Ишаягу, 45:7. Отношение к мирской жизни Христианство учит, что самой целью человеческой жизни является подготовка к последующему посмертному существованию. Иудеи же главную цель видят в улучшении уже существующего мира. У христиан мирские желания связаны с грехом и искушением. По иудейскому учению душа более важна, чем тело, но мирское тоже может иметь отношение к духовному.
Так, в отличие от христианства, в иудаизме нет понятия обета безбрачия.
Еврейский анекдот про беду и катастрофу. Еврейские анекдоты Фима. Беда но не катастрофа анекдот. Русский жид. Русский украинец еврей. Евреи ублюдки. Ортодоксальное направление иудаизма.
Течения ортодоксального иудаизма. Национальные религии иудаизм. Основные положения иудаизма. Ашкенази и сефарды хасиды. Сефарды и Ашкенази различия. Евреи ашкеназы и евреи сефарды. Евреи ашкеназы и сефарды внешность. Религии христианство буддизм Ислам иудаизм.
Христианство Ислам буддизм иудаизм. Буддизм христианство Ислам таблица. Характеристика Мировых религий. Палестинцы и евреи один народ. Еврейское государство. Евреи и арабы. Арабы и евреи один народ. Сравнение хинаяна и махаяна.
Тхеравада и махаяна основные отличия. Стоицизм и буддизм сравнение. Исраэль Меир Лау о русских. Раввин Меир Лау о России. Мы евреи. Евреи о русских гоях. Евреи и славяне. Евреи язычники.
Жиды враги человечества. Еврейский фашизм в России. Евреи мусульмане. Еврей христианин мусульманин. Евреи христиане. Ашкенази и сефарды. Евреи сефарды. Евреи Ашкенази и сефарды.
Евреи Ашкенази и сефарды внешность. Анекдот про еврейскую маму и сына. Разница между женщиной и террористом. Еврейская мама и террорист. Афоризмы про еврейскую маму. Различия христианства и Ислама. Ислам и христианство сравнение. Различия религий.
Религиозные названия. Высказывания фашистов о русских. Цитаты Гитлера на русском. Цитаты Гитлера о славянах и русских. Гитлер о славянах цитаты. Мировые религии таблица. Возникновение религий таблица. Возникновение Мировых религий таблица.
Таблица христианство Ислам буддизм иудаизм.
Евреи и иудеи. В чем разница
И самое главное, понять что евреи, иудеи совсем не едины, как кажется большинству из нас. Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. — Разница между евреями Западной и Восточной Европы в то время была частью общей разницы между европейцами и жителями Российской империи. Иудеи и евреи имеют свойственные им культурные различия, которые проявляются в их ритуалах, традициях и священных текстах. C древних времен евреи отличались не только своей религиозностью и мудростью, но и умением выживать в самых экстремальных условиях. Остальные иудеи, в отличие от хасидов, считают, что некоторую часть гоев нужно оставить в живых в качестве рабов, для чёрной работы и развлечений.
В чем отличия между евреями и обычными людьми, есть ли разница со славянами
Поэтому с самого начала распространения христианства и книжной культуры на Руси слово еврей было словом почтенным. В разговорном же древнерусском языке евреев называли жидами. Так, одного из первых новгородских епископов с 1036 года звали Лука Жидята, и, как предполагают, он был из крещеных евреев. После того как в 1558 году были обретены нетленные мощи Луки Жидяты, он был канонизирован. С самого начала своего появления в древнерусском языке слово жид употреблялось не только как название, но и как самоназвание, то есть им пользовались и сами евреи. В XII веке слово жид и производные от него, например жидовин, употреблялись с некоторыми отрицательными смыслами. В Ипатьевской летописи под 1175 годом можем прочесть: «Помнишь ли, жидовине, в которых портехъ пришел бяшет? Ты ныне в оксамити стоиши» 7.
Когда говорили об иудаизме еврейской религии , то обычно называли его жидовской верой, жидовством, что подчеркивало негативное отношение к этой вере православных. Кроме того, различие его с евреем шло по стилистическому регистру: в просторечии — жид, а высокий сакральный стиль требовал еврея. С начала XVIII века, с возникновением массовой печати, слово жид из разговорного языка переходит в язык прессы, а затем и светской литературы, сохраняя при этом вполне определенный отрицательный смысл. Из Украины убегающие жидове События, о которых идет речь в этой и следующих заметках, относятся ко времени, когда украинские казаки участвовали в походах Петра I против шведов и польской шляхты. Во время этих походов происходили массовые погромы и уничтожение еврейского населения. В историю европейского еврейства эти события вошли как эпизод из долгой волны погромов, которые прокатились по польским землям во время казацких восстаний второй половины XVII — начала XVIII века. Российский Целлариус.
Российский с нем. Толковый словарь живого великорусского языка. Бодуэна де Куртене. Жидомор, жидоморина — жидовская душа, скупой, корыстный человек. Фасмер в своем четырехтомном «Этимологическом словаре русского языка» 1986. Успенского об истории русского литературного языка. Срезневского»: «Жидовин — бранное слово — Помнишь ли, жидовине, в которых портехъ пришел бяшет?
Ты ныне в оксамити стоиши». Подпишитесь на полный доступ к архиву. Уже подписаны?
Есть ли у них что-то общее? Об этом мы сейчас и поговорим более детально. Особенности ранних взаимоотношений иудеев и христиан Нужно заметить, что иудеи относились к христианам не очень хорошо ещё с момента самостоятельного становления церкви. Евреи часто занимались провокацией римских властей с целью начать гонения на христиан. А в более поздние времена в Новом завете мы находим упоминание о том, что именно евреи были ответственны за страдания Спасителя, а также за последующие преследования его учеников. Это, в свою очередь, обусловило негативное отношение приверженцев новой религии к евреям.
Вследствие такого отношения оправдывались многие антисемитские действия в ряде государств мира. Со второго столетия нашей эры наблюдается увеличение негативных настроений касаемо иудеев со стороны христиан. Современные отношения между евреями и христианами Некоторое налаживание отношений между двумя религиями начинается с шестидесятых годов двадцатого столетия. В то время происходит официальное изменение восприятия католической церковью иудеев, а большая часть молитв освобождается от антисемитских элементов. В 1965 году в Ватикане была принята декларация «Про отношение Церкви к нехристианским религиозным учениям». Согласно ей, евреев перестают обвинять в гибели Христа, плюс осуждается любая антисемитская деятельность. Папе Павлу шестому пришлось официально попросить прощения у не христианских народностей в частности, у иудеев за длительные гонения.
Остальные — ашкеназы, потомки евреев, которые выбрали своим домом Святую Землю в конце 1800-х годов.
Также это потомки евреев, переживших Холокост. Эфиопская иммиграция продолжается в меньших масштабах и по сей день: операция «Цур Исраэль» привела 2000 эфиопских евреев в Израиль в 2021 году, а последняя волна произошла в 2022 году. Александр Алланд, серия «Эфиопские евреи», 1940 г. Большая часть евреев России — ашкеназы. Как и большинство евреев Западной и Восточной Европы. В начале 20 века евреи-ашкеназы эмигрировали из Германии на восток — в Царство Польское, и в губернии Российской империи — в Прибалтику, в Украину, в Белоруссию. В чем разница между ашкеназами и сефардами? Верования сефардского иудаизма в основном согласуются с верованиями ортодоксального иудаизма, хотя сефардские интерпретации галахи еврейского закона несколько отличаются от ашкеназских.
Наиболее известное из этих различий относится к празднику Песах : во время него евреи-сефарды могут есть рис, кукурузу, арахис и бобы, а вот евреи-ашкеназы избегают этих продуктов. Исторически сложилось так, что евреи-сефарды лучше интегрируются в местную нееврейскую культуру, чем евреи-ашкеназы. В христианских землях, где процветал ашкеназский иудаизм, напряженность между христианами и евреями была велика.
К концу века оно приобретает резко отрицательное, «погромное» значение, видимо, стараниями черносотенцев, но сразу после революции это слово опять исчезает.
Современный русский язык этого слова либо не знает, либо оно считается устаревшим. Картина, конечно, получается странная, тем более что любой грамотный горожанин встречается со словом жид в виде настенных и «назаборных» надписей и в живой речи, и, к сожалению, достаточно часто. Чем бы ни объясняли «стыдливость» словарей — идеологическими шорами, брезгливостью, благородным негодованием или идейными установками: пока я жив жива , я не позволю, чтобы в нашем словаре… но факт остается фактом: совсем не всегда словарям можно доверять. Мы не можем на основании толковых словарей проследить и понять историю формирования столь значимой для русской культуры оппозиции двух понятий.
В нашей статье мы постараемся показать, что отрицательные значения у слова жид придумали не черносотенцы, они значения были уже с самого начала его бытования в русском языке. У этого слова менялось не столько значение оно было все время в той или иной степени отрицательное , менялось отношение отдельных носителей и общества в целом к употреблению этого слова. Вспомним известное рассуждение: когда Пушкин употреблял слово жид, это не было предосудительным, так как в его время это слово не имело оскорбительного значения, а вот Достоевский — антисемит. Достоевский действительно антисемит, но вовсе не потому, что у слова жид изменилось значение.
В наших славословиях русскому языку и русской культуре мы как-то очень естественно переходим на абстракции: великий и могучий и т. Мы забываем, что язык — это не отдельный от нас феномен; язык — это прежде всего его носители, великие и не очень, живые и почившие. Именно мы, каждый из нас, определяет значение слов и то, как в русском языке будет называться та или иная нация и что будет являться нормой словоупотребления. Итак, поговорим о жидах и евреях, о том, как два слова превратились в известную культурную оппозицию.
Эти два древнееврейских слова с самого начала своего бытования в древнерусской языковой среде имели принципиальную разницу в своей стилистической принадлежности, и связано это с тем, что попали они на Русь разными путями. Первое — было словом разговорным 4 , оно пришло на Русь из Италии через Балканские страны 5 и, будучи словом разговорным, несло в себе все те отрицательные смыслы, которые накопились к этому времени в разговорных европейских языках. Преследования евреев в средние века были обычной практикой во многих европейских землях. А слово еврей пришло к нам из книги, как слово книжное через посредничество греческого языка, с которого на церковно-славянский была переведена Библия.
С самого начала своего существования в древнерусской среде слово еврей было словом книжным, более того, словом из самой священной книги — Библии. Евреями в церковно-славянской Библии называли народ, создавший эту священную книгу Старого и Нового Заветов. И пророки, Моисей, Иеремия… и цари, Давид, Соломон… и апостолы, Петр, Павел… и сам Христос, и дева Мария, и первосвятитель Иоанн, и те, кто приговорил Христа к смерти, — все они для русского человека были евреями, иудеями, но не жидами. Язык церковно-славянский в противоположность профан-ному, разговорному древнерусскому считался языком почти сакральным 6.
Поэтому с самого начала распространения христианства и книжной культуры на Руси слово еврей было словом почтенным. В разговорном же древнерусском языке евреев называли жидами. Так, одного из первых новгородских епископов с 1036 года звали Лука Жидята, и, как предполагают, он был из крещеных евреев. После того как в 1558 году были обретены нетленные мощи Луки Жидяты, он был канонизирован.