Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. агнатическое и когнатическое родство в римском праве.
2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности
Следующее условие действительности брака - отсутствие хотя бы у одного из брачующихся законной брачной связи вытекает из принципиального признания римским правом только моногамного брака. При этом следует учитывать весьма широкое понимание законности брака Д. Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела... Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия основывались на запрете браков между лицами определенной категории: между лицами сенаторского происхождения и вольноотпущенными; с лицами, состояние гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и жительницами данной провинции. Запрет браков между лицами сенаторского происхождения - своеобразный апартеид по сословному признаку - породил особый брачно-семейный институт - конкубинат; а нормы этого запрета таковы. Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. В отношении брачных союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. В последней фразе фрагмента Модестина указывается особая категория инфамированных лиц.
К ним относились, принимая во внимание, сказанное в разделе о правоспособности, актеры, сводники и проститутки. Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто... Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте... Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство... Регулирование отношений между родителями и детьми а Регулирование личных и имущественных отношений Отношения между родителями и детьми, в отличие от супружеских отношений, вплоть до юстиниановского периода определялись идеей патриархальной власти отца patria potestas. В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни инициатор первого аграрного законопроекта, выдающийся государственный деятель, консул 386 г. Спурий Кассий, по сложении полномочий, был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его политикой. В имущественных отношениях действовал принцип, что отец становится собственников всего, что приобретает сын.
Сыновья семейств в этих отношениях приравнивались к рабам и, также как последние, могли проявлять самостоятельность только в рамках предоставленного пекулия. Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался. Во II в. Только лишь в период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской власти. В сфере имущественных отношений в течение всего республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Некоторое расширение имущественных прав подвластных произошло в период гражданских войн в конце I в.
По инициативе Юлия Цезаря была установлена юридическая конструкция военного пекулия; соответствующие правила гласили, что все имущество, приобретаемое сыном в течение службы в легионах, становилось его собственностью. Очевидна политическая подоплека этой новеллы: необходимость привлекать молодых людей к службе в армии. В последующем, при императорах, правила о военном пекулии были распространены на то имущество, которое подвластный приобретал в результате гражданской службы в имперской администрации. Тогда же стали признавать право собственности подвластных на имущество, получаемое по наследству от матери или от родственников по материнской линии признание правом когнатического родства. Наконец, при императоре Юстиниане был выработан такой принцип: отцу семейства принадлежит только то, что сын приобретает, используя имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право пожизненного пользования имуществом сына. Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка в законном браке по цивильному праву. Власть над детьми, прижитыми вне брака - незаконнорожденными, могла быть установлена посредством узаконения legitimatio. Узаконение осуществлялось посредством последующего после рождения ребенка вступления родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено посредством специального императорского указа.
Установление отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Различалось две формы усыновления: адрогация adrogatio и адопция adoptio. Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса. Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения.
В древности отцовская власть прекращалась только со смертью отца и при занятии подвластным определенных сакральных должностей: фламина или весталки. В последующем было введено освобождение от власти отца лиц, занимающих высшие позиции в государственной или церковной иерархии префектов претория, епископов. Но допускалось освобождение подвластного по воле отца. В республиканский период оно осуществлялось посредством тройной фиктивной продажи отцом сына доверенному лицу, которое троекратно отпускало его на свободу. Такой ритуальный акт носил название эмансипация emansipatio. При Юстиниане эта архаичная процедура была заменена эмансипацией по решению суда. Список терминов к теме Confarreatio- конфареацио заключение брака в форме религиозного обряда Coemptio- коэмпцио заключение брака в форме купли-продажи Usus- юзус заключение брака истечением срока приобретательной давности Matrimonium cum manu mariti- брак с властью мужа Matrimonium sine manu mariti- брак без власти мужа Paterfamilias- отец семейства, домовладыка Legitimatio- узаконение способ установления отцовской власти Adoptio- адопцио усыновление лица чужого права Adrogatio- адрогация усыновление лица своего права Emansipatio- эмансипация освобождение от отцовской власти Заключение Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы.
Глава семьи и властелин древнейшей семьи -- домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, то есть имеющий власть. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации -- первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть manus над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового так называемого виндикационного иска.
Кроме того, есть ряд иных отношений семейного права, которые во время классиков и особенно Юстиниана определяются принципом когнатства, но не агнатства алименты. В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное когнатическое родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных persona aliena juris и главу семьи paterfamilias , осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке persona sui lurjs , т. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей. На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный. Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались. Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана Римское право. Учебно-практическое пособие. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку внук, сын, отец , и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей.
В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Слайд 6 Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын.
С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домавладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1. Власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся в положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2. На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая.
zavtrasessiya.com
Императорское законодательство до Юстиниана. Много внимания уделило наследственному праву законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные начала преторской системы наследования. Наследственное право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: 118 543 г.
Глава 19 78. Понятие и формы завещания 239. Определение завещания.
Ульпиан так определял завещание: Testamentum est mentis nostrae iusta contestatio in id sollemniter factum, ut post mortem nostram valeat D. Это определение неточно, в нем нет ука- зания на основное содержание римского завещания: на heredis institutio, назначение наследника, т. Между тем без такого назначения нет и завещания.
Первона- чально требовалось назначение в торжественной форме: Titius heres meus esto или Titium heredem esse iubeo. Толь- ко с 339 г. Для того, чтобы завещание произвело юридический результат, на кото- рый оно направлено, необходимо было, чтобы а оно было совершено в установленной форме; б лицом, об- ладающим так называемой активной завещательной пра- воспособностью testa-menti factio activa ; в с назначением наследником лица, об- ладавшего пассивной завещательной правоспособностью testamenti factio passiva , п.
Надо было также, чтобы надлежащим образом составленное завещание не оказалось в дальнейшем до смерти заве- щателя пораженным одним из обстоятельств, которые могли лишить его силы. Формы завещания. По сви- детельству Гая 2.
Та и другая форма была выражением воли наследодателя перед римс- ким народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же, как и условия, в которых они совершались, были различны. Завещатель устно выражал свою волю, т.
В более позднее время это обращение к народу и самое участие народа в совершении завещания стали простой формальностью. Но в древнейшие времена это было, разу- меется, не так. Однако, в литературе нет единодушного взгляда на сущность завещания comitiis calatis.
В то время как одни ученые Зом, Шулин усматривают в этом завещании не что иное, как arrogatio, то есть введение постороннего лица в семью для сообщения ему прав нас- ледника по закону, другие Жирар, Покровский считают testamentum comitiis calatis завещанием в собственном смысле, не продолжением, а отступлением от порядка нас- ледования по закону, для санкции которого и требовалось согласие народа. Народ мог и отвергнуть rogatio насле- додателя и, вероятно, отвергал ее, когда ее содержание не соответствовало обычаям и господствовавшим воззрени- ям. Многие историки римского права Иеринг, Зом, Мит-тейс полагают, что это право сохранялось за народ- ным собранием еще во время издания законов XII таблиц.
Однако римские юристы усматривали в словах законов XII таблиц "uti legassit super pecunia tutelave suae rei, ita ius esto" признание свободы завещательных рас- поряжений. Помпоний говорил, что эти слова облекли за- вещателя "широчайшей властью". Поэтому и некоторые ис- торики римского права Жирар считают, что уже в эпоху законов XII таблиц завещание в народном собрании было только публичным заявлением частной воли.
Как бы то ни было, но таким оно, несомненно, стало в более позднее время. Обе древнейшие формы завещания представляли ряд недостатков: а обе формы неизбежно влекли за собою гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала ин- тересам завещателя; б testamentum comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, a testamentum in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т. Практика нашла способ удовлетворить соот- ветствующие интересы, использовав здесь, как и в ря- де других случаев, mancipatio.
Testamentum per man- cipationem или testamentum per aes et libram заклю- чалось в том, что завещатель передавал посредством mancipatio все свое имущество доверенному лицу, famili- ae emptor1, который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток ме- талла, в присутствии пяти свидетелей и libripens, fami- liae emptor произносил формулу mancipatio, приспособ- ленную для данного случая: Familiam pecuniamque tuam endo mandatela tua custo- delaque mea esse aio et quo tu iure testamentum facere possis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra esto mihi empta Гай. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к сви- детелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании: "Ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mi- hi perhibitote".
Устные распоряжения завещателя составляли nuncupa- tio, присоединявшуюся к mancipatio и получавшую юри- дическую силу благодаря известному правилу законов XII таблиц: cum nexum faci-et mancipiumque uti lin- gua nuncupassit ita ius esto. Эта форма завещания могла быть, разумеется, использована в любое время. Но, как и древнейшие формы завещания, она делала его гласным.
Один не- достаток оставался однако общим для обеих разновид- ностей завещания: familiae emptor становился облада- телем всего имущества завещателя, после смерти кото- рого он ставился в положение наследника, heredis lo- co. Правда, исполнение им обязанностей, возложенных на него nuncupatio, санкцио- нировалось не од- 1 Передача имущества посредством mancipatio подвластному сыну была невозможна, ибо сделка paterfamilias с подвластным не имела бы юри- дической силы. Но все же familiae emptor был неизбежным юридическим сре- достением между завещателем и теми, в чью пользу заве- щатель желал сделать распоряжение.
Однако со временем mancipatio и nuncupatio обменя- лись ролями: основным моментом завещания per aes et libram стала nuncupatio, а на mancipatio стали смотреть как на некоторый формальный привесок, в котором famili- ae emptor играл роль простого фигуранта и который, по словам Гая 2. В то же время письменная форма завещания per aes et libram начала все больше вытеснять устную, и во второй половине республики претор объявил в эдикте, что он да- ет bonorum possessio secundum tabulas testamenti тому, кто представит письменное завещание, скрепленное уста- новленным по закону числом печатей. Если, однако, это завещание не сопровождалось mancipatio, то наследство подлежало выдаче цивильному наследнику в случае предъ- явления им иска: bonorum possessio была sine re.
Но во II в. Преторское письменное завещание стало равноправным с завещанием per aes et libram. По конституции 439 г.
Это и было нормальное частное завещание позднейшего римского права. Наряду с ним про- должало существовать и устное завещание в форме nuncu- patio после мнимой продажи наследства, которой уже не требует, однако, право периода домината: законно и устное завещание, совершенное в присутствии семи свиде- телей. Как для письменного, так и для устного завещания требовалась unitas actus: вся процедура совершения за- вещания должна была протекать без перерывов.
Наряду с о писанными формами частного завещания, в период домината появились публичные формы завещания: testamentum apud acta conditum - завещание, заявленное перед судом, и testamentum principi oblatum - завеща- ние, передававшееся на хранение императору. Помимо общих, существовали и специальные формы заве- щания, усложненные для одних особых случаев и упрощен- ные для других. Так, например, завещания слепых совер- шались не иначе, как с участием нотариуса.
Во время эпидемии допускалось отступление от правила unitas ac- tus, в частности, в отношении одновременного присутс- твия всех участвующих в совершении завещания лиц. Заве- щание, которое содержало только распределение имущества между детьми завещателя, не требовало подписей свидете- лей. Наконец, вследствие "крайней неопытности" в делах, было вовсе свободно от форм завещание солдат - testa- mentum militis.
Завещательная правоспособность 241. Активная завещательная правоспособность. Активная завещатель- ная правоспособность предполагала, по общему прави- лу, наличие общей правоспособности в области иму- щественных отношений.
Однако servi publici имели право распоряжаться по завещанию половиной своего имущества. Такое же право было призна- но за personae in potestate в отношении их peculium castrense и quasi castrense см. С другой сто- роны, были лишены этого права intestabiles п.
В то же время самые фор- мы завещаний comitiis calatis и in procinctu делали их недоступными для всех тех, кто не принимал участия в народных собраниях или не нес воинской службы: для не- совершеннолетних, для женщин и т.
Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство 24.
Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей.
Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 термином familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Читайте также 1.
Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство 13. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке paterfamilias определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Агнатическое и когнатическое родство 14.
Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 4.
Римская семья была типичной патриархальной семьей, где глава семьи имел абсолютную власть и контроль над всеми членами семьи. Правовые черты римской семьи, которые особенно выделяют ее среди других семейных систем, включали в себя: 1. Патриархальная структура семьи: Главой семьи был отец paterfamilias , который имел абсолютную власть над всеми членами семьи. Он был ответственен за принятие всех важных решений в семье, включая браки, наследование своего имущества и воспитание детей. Агнация: Семья была основана на принципе агнации, что означало, что только мужчины могли наследовать имущество и наследство от своих предков. Таким образом, женщины и дети не могли быть наследниками имущества и не имели права наследовать у отца.
Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб. В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи. Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" Гай, 1. Выделялся такой способ как usus. Гай пишет о нем: "Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа... В среде патрициев применялся конфареационный способ заключения брака: По словам Гая "конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" Гай, 1. Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. В среде плебеев примянялась coemptio - обряд символической продажи. Гай писал: "что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, то есть на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" Гай 1. Помимо брака под мужней властью Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа. Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему.
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
133. Понятие агнатического и когнатического родства. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris.
21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Отцовская власть и ее значение. Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми различались в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является матерью по отношению к детям loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или главе его семьи, если муж находится под властью домовладыки , на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи главы семьи со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной. В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, т. В таком браке мать не является членом семьи своих детей. Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная, связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки.
Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять иски к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в. Отношения между отцом и детьми. Отношения между отцами с детьми были построены иначе. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate. Первоначально эта власть была безграничной, но в связи с развитием рабовладения, распадом прежней крестьянской семьи и развитием ремесел в городах власть отцов над детьми начала смягчаться. Сыновья все чаще стали вести самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли в соответствии с общественными воззрениями игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний.
В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. Согласно другому, более раннему II в. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты. В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.
Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов — с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право— и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились правоспособными, стали признаваться ответственными по этим сделкам не естественным правом, как рабы, а правом гражданским.
Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом. Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила.
Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.
Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми.
Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились. Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения тем более — утратой свободы или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права.
На что же влияло родство? Право наследования зависело от агнатического родства, в зависимости от того, находилось ли лицо под властью pater familias, оно могло или не могло быть наследником. Например, дочь, вышедшая замуж и оказавшаяся под властью другого домовладыки, не имела права наследовать за своим прошлым отцом семейства. Свойство Особую роль в римском праве занимает свойство, про которым понимается отношение к родственникам мужа или жены. Например, в свойстве состояли свекровь и невестка или муж и сестра жены. Юридическое значение свойства заключалось в том, что при наличии даже в прошлом данного отношения, лица не могли вступить в законный брак. Таким образом, вдовец не мог жениться на сестре своей жены.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
"отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Популярные категории
- Когнатическое родство
- Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
- Агнатическое и когнатическое родство
- Семейное право древнего Рима. Когнатическое и агнатическое родство
- Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство — Студопедия
Семейное состояние. Понятие римской семьи
Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Римская семья. Агнаты и когнаты
"отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Агнатическое и когнатическое родство 2.1. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону.