Подростком Леонид Гайдай обожал кино, в первую очередь — комедии с Чарли Чаплиным (потом многие приемы немых комедий он перенесет в свои работы). В начале 1942-го Леонид Гайдай был призван в армию и отправлен служить на территорию Монголии. Кинорежиссер Леонид Гайдай в домашней обстановке, 1993 год.
Леонид ГАЙДАЙ
Внучка Леонида Гайдая приняла участие во флешмобе к 100-летию режиссера в Иркутске. Подростком Леонид Гайдай обожал кино, в первую очередь — комедии с Чарли Чаплиным (потом многие приемы немых комедий он перенесет в свои работы). Леонид Гайдай – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024. Программка спектакля Иркутского областного драматического театра с участием Леонида Гайдая, 1947 г. Из биографии Гайдая, написанной Евгением Новицким и вышедшей в серии ЖЗЛ издательства Молодая гвардия.
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. Режиссерский путь Леонида Гайдая начался сразу после окончания ВГИКа в 1955 году. Гайдай Леонид Иович (1923–1993), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989).
Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
Последней работой Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», выпущенный в 1992 году. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет. Сообщить об ошибке.
Это было единственное творение режиссёра, подвергшееся столь существенной цензуре. Диктатура режиссёра Леонид Гайдай на съёмочной площадке. Леонида Гайдая считали человеком, который по жизни идёт с лёгкостью и на ходу жонглирует шутками. Конечно, у него было довольно своеобразное чувство юмора, он мог и анекдот рассказать, и весёлую историю, но в быту он оставался серьёзным и даже занудным. На площадке он актёрам запрещал даже смеяться над сценарными шутками, считая, что тем самым они растрачивают свои эмоции понапрасну. Гонорар растранжирил Леонид Гайдай.
После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай получил в качестве гонорара целых 600 рублей, и это было самое настоящее богатство. И он его попросту бездарно потратил: приехал в родной Иркутск и прогулял его с друзьями, не скупясь и всех угощая. К слову, режиссёр вообще не умел экономить. Когда снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр категорически отказался от работы с бутафорскими продуктами для сцены банкета. Осетры, красная и чёрная икра — всё было настоящим и купленным за личные деньги Гайдая. Сцену сняли, а после вдруг обнаружили в кадре бутылку «Боржоми». Пришлось всё переснимать заново и закупать снова дорогущий «реквизит».
Звезда по имени Гайдай Леонид Гайдай. Мало кто знает, что имя режиссёра носит астероид с номером 8451. Его открыл астроном Николай Степанович Черных 11 сентября 1977 года в Крымской обсерватории. А вот имя своё в честь великого режиссёра астероид получил уже в 2000 году.
Название он получил по наименованию сборника рассказов американского писателя "Деловые люди".
Идея экранизации появилась после просмотра в кинотеатре американского вестерна "Великолепная семёрка". Картину снимали в Крыму, причём часть актёров — Вицин, Никулин, Плятт — уже играла в предыдущих картинах режиссёра. Премьера состоялась в мае 1963 года, лента показала крепкий средний результат, собрав 23,1 млн. После этого успеха, Гайдай решил снова снять фильм, составленный из новелл, но теперь про современность. Ему попался готовый сценарий "Несерьёзные истории" Якова Костюковского и Мориса Слободского, состоявший из двух новелл о приключениях интеллигентного студента Владика Арькова.
Леонид Иович вместе с авторами дописал его, добавил ещё одну новеллу, в которой главный герой сталкивается с его любимой троицей из "Пса Барбоса" и "Самогонщиков". Вторую новеллу изменили. Она изначально рассказывала о том, как Владик был репетитором у сына чересчур заботливых родителей, которые его замучили своей гиперопекой. Гайдай предложил другой, романтичный сюжет, который нам всем хорошо известен. Режиссёр его подсмотрел в польском журнале "Шпильки".
Так на свет появилась комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" — Владика забраковала цензура, так как народ мог провести аналогию с именем Владлен — Владимир Ленин. Шурика сыграл Александр Демьяненко, которого выбрали после того, как прошли пробы более сотни актёров, в том числе таких впоследствии именитых, как Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков, Евгений Петросян, Валерий Носик. На роль хулигана 15-суточника сначала прочили Пуговкина, а на роль Прораба — Владимира Высоцкого. Демьяненко был жгучим брюнетом, но Гайдай хотел, чтобы главный герой был блондином. Краски тогда были ужасные, и гримёры сжигали актёру кожу на голове до волдырей.
К счастью, его густая шевелюра перенесла эти "пытки" без потерь, он не облысел. Натурные съёмки первых двух новелл сняли в Одессе, квартиру Лиды — в павильоне "Мосфильма". Для съёмок третьей новеллы группа поехала в Ленинград, но там как назло, началась оттепель, весь снег растаял — пришлось его делать из подручных средств, ваты и нафталина. Именно тогда Иван Пырьев предложил заменить рабочее название "Смешные истории" на "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика". Гайдай на это согласился.
Худсовет хотел ещё вырезать спящую возле главных героев последней новеллы мышку — но Гайдай грудью встал на защиту грызуна и отстоял его. Съёмки продолжились. Одной из последних снятых сцен, стала сцена ограбления склада. В поединке Балбеса и Шурика на рапирах актёры, после занятий с преподавателем сценического фехтования, сражались, как заправские дуэлянты. Но Гайдая это не устраивало, ему нужна была не дуэль, а буффонада.
Тогда-то он и придумал сценку с разбитой на груди Балбеса бутылкой вина. Сцену со скелетом снимали раз десять, но она никак не выходила. И тут Никулин в перерыве просто шутки ради сунул скелету палец между челюстей, а те возьми да и сомкнись. Эта импровизированная шутка и вошла в фильм. Из-за боданий с худсоветом фильму присвоили 2-ю категорию, что означало меньшее количество залов и копий при прокате и меньше сеансов в "прайм-тайм".
На защиту "Операции" встали режиссёр Пырьев и генеральный директор "Мосфильма" Сурин. В результате фильм вышел в августе 1965 года в прокат по 1-й категории… и собрал 69,6 млн. Успех был ошеломительный. Гайдай, подобно настоящему западному продюсеру, решил использовать популярность своих героев дальше, и приступил к съёмкам "Кавказской пленницы", в которой опять главным героем был Шурик, а главными героями второго плана — известная троица. Он снова хотел снять новеллы, на этот раз две, происходящие на Кавказе: первую о том, как влюблённый парень выкрал девушку, а вторую о том, как экспедиция отправилась в горы на поиски снежного человека.
Но худсовет заинтересовала только первая новелла. Наталью Варлей выбрали на главную роль после отсмотра 400 претенденток. Она подкупила Гайдая тем, что сама предложила раздеться для проб для купальника.
Его по праву считают мастером комедии. Однако прежде, чем начать создавать свои комедийные шедевры, которые и по сей день собирают у экранов миллионы, Леониду Гайдаю пришлось пройти фронтами Великой Отечественной войны, быть раненым.
Еще один повод великолучанам в год 80-летия освобождения нашего города вспомнить знаменитого режиссера — это его участие в Великолукской наступательной операции. В биографии Леонида Гайдая можно прочитать, что 21 июня 1941 года он окончил школу, а уже 23-го хотел записаться добровольцем в армию, но его не взяли. Призван же он был осенью того же 41-го, но в документах указан 1942 год. Вторая дата кажется более достоверной, так как Л. Гайдай родился 30 января 1923 года, и его вполне могли призвать именно по достижении 19-летнего возраста.
Едва не отчислили из ВГИКа: неожиданные факты из биографии Леонида Гайдая
Могила Леонида Гайдая В память о Леониде Гайдае кинотеатр в родном городке режиссера Свободном Амурской области был назван его именем, а также установлен монумент режиссеру. Имя Гайдая присвоили и крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, расположена красивая мемориальная доска. В Перми в 2010 году появился памятник Леониду Гайдаю — скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев кинорежиссера, которые переходили из фильма в фильм, установлена перед кинотеатром «Кристалл». Три комедийных героя изображены в полный рост, в движении, без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди. Но здесь, кроме знаменитой троицы из Труса, Балбеса и Бывалого, присутствовал также и сам Леонид Гайдай на режиссерском стульчике. Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве — одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая. Спустя несколько месяцев после рождения мальчика отец перевез жену и трех детей в Читу, где устроился на работу в городское управление железной дороги. В этом городе они остались на семь лет, затем переехали в Иркутск, где Леонид, самый младший ребенок в семье, поступил в железнодорожную школу. В детстве он не отличался примерным поведением, зато активно участвовал в школьной самодеятельности, выступал с клубом железнодорожников, с удовольствием читал стихи. В 1941 году Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский областной драматический театр.
Он работал на всех спектаклях эвакуированного из столицы театра Сатиры. В феврале 1942-го молодого человека призвали в армию. Он окончил полковое училище и был назначен командиром отделения. На фронте он подорвался на противопехотной мине, был тяжело ранен и признан инвалидом 2-ой группы. Вернувшись в Иркутск в 1944 году, Леонид поступил в театральную студию. Начинающего актера быстро заметили: эффектной игрой на эпизодических ролях он затмевал главных персонажей. Молодой человек выгодно выделялся среди абитуриентов. Однако уже на первом курсе с ним произошел неприятный инцидент: из-за неудачной шутки он оказался на грани отчисления, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться в университете. Во время учебы Леонид встретил Нину Гребешкову, которая стала спутницей всей его жизни и исполнительницей множества ролей второго плана практически во всех картинах мужа.
У пары родилась дочь Оксана. Студентом Гайдай снялся в нескольких фильмах, но с середины 50-х полностью ушел в режиссуру. В 1956 году вышел его первый фильм, «Долгий путь», поставленный по сибирским рассказам В. Следующая лента, «Жених с того света», чуть не положила конец карьере Леонида: сатира на бюрократов была жестко раскритикована чиновниками. Следующий фильм, «Трижды воскресший», разительно отличался от всего творчества режиссера, а яркий патриотический настрой выглядел неестественно. В 1961 году Гайдай снял 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», на который его вдохновил фельетон Степана Олейника в газете «Правда». Короткометражка имела оглушительный успех и породила на свет трех героев, которые потом еще не раз появлялись в картинах Гайдая и завоевали любовь зрителей. Образы Труса, Балбеса и Бывалого стали нарицательными и снова появились уже в следующей работе, «Самогонщики», затем перекочевали в трилогию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», лидер кинопроката в 1965 году, а позднее и в музыкальную комедию «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Еще одного «кочующего» персонажа, чудаковатого студента в очках, звали Владиком, но цензура углядела аналогию с Лениным, и на свет появился Шурик.
В 1968 году на экраны вышла картина, признанная лучшим фильмом Гайдая — криминальная комедия «Бриллиантовая рука». К съемочной группе был приставлен сотрудник КГБ. Для того чтобы свести к минимуму вмешательство цензуры в сценарий, Гайдай прибегнул к хитрости: он запечатлел мощный ядерный взрыв на море, который никак не хотел вырезать из финальной версии. Когда проверяющая комиссия поинтересовалась значением эпизода, он представил взрыв как символ сложной международной обстановки и зла империализма. Представители Госкино согласились оставить фильм без существенных изменений при условии, что Гайдай исключит сцену со взрывом. Картина вошла в пятерку лучших фильмов советского кинопроката, а реплики героев немедленно разошлись на цитаты. В 1971 году на экраны вышла его лучшая, по мнению режиссера, работа: экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Самым сложным моментом оказались поиски исполнителя главной роли. В пробах участвовало более двадцати именитых актеров, но роль получил никому не известный Арчил Гомиашвили.
В 1973 году свет увидела еще одна комедия, «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя, работающего над созданием машины времени. В 1973 году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей. Последней заметной работой Гайдая стала лента «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Леонид Гайдай умер в Москве 19 ноября 1993 года. Но и в наши дни его комедии с удовольствием посмотрят как возрастная, так и молодежная аудитория. Легендарный режиссер умел найти ключик к самому сложному жанру — комедии, став классиком и профессиональным мастером советского кинематографа. Он всегда дарил радость окружающим и сам умел радоваться, возможно, поэтому его успех на этом поприще не удалось пока никому повторить. Личная жизнь Леонида Иовича прошла в тихом семейном кругу, в окружении своих родных и близких.
Он никогда не был замешан ни в громких скандалах, ни в романтических историях с красавицами-актрисами. Несмотря на то, что супруга режиссера так и не снялась в его фильмах в главной роли, она всегда была его главной музой и советчицей. Детство и военные годы Будущая звезда советского кинематографа появился на свет в 1923 году в городе Свободный, ныне входящий в Амурскую область. Но его детские годы прошли в иркутском посёлке Глазково, куда через некоторое время переехала вся семья. Его родители трудились на железнодорожной станции: отец был родом из Полтавской губернии, а мама — из Рязани. В семье подрастали еще двое детей: старший брат будущего режиссера — Александр, ставший журналистом и поэтом, и сестра Августа. Еще в детские годы маленький Леонид часто бегал с друзьями в кино, где обожал смотреть фильмы с участием Чарли Чаплина. Уже тогда мальчик понял, что этот чудесный мир привлекает его больше всего. В 1941 году он окончил школу и собирался получить актерское образование, но начавшаяся война с немцами перепутала все планы.
Юноша добивался, чтобы его взяли на фронт, но из-за возраста ему дали отсрочку. В то время в Иркутск был эвакуирован Московский театр сатиры, куда вскоре Гайдай устроился работать в качестве осветителя. Через год его отправили служить в Монголию, но молодой человек рвался на передовую, благодаря чему его отправили на Калининский фронт.
Мальчик обучался в железнодорожной школе Иркутска, занимался в драматическом кружке, играл в оркестре. Ему нравилось ходить в кино на фильмы с Чарли Чаплином — позже их влияние отразилось на творчестве режиссёра.
А 22 июня советские граждане узнали страшную весть: войска Гитлера ворвались на территорию нашей Родины. Но в этот день Леонида не зачислили в ряды добровольцев. Фронтовая служба Ожидая призыва на фронт, юноша стал трудиться рабочим сцены в Иркутском драмтеатре. Сюда эвакуировали Московский театр сатиры. Он посещал все постановки столичной труппы, ездил с артистами в гастрольные туры.
В феврале 1942 г. Сначала его направили в Монголию в кавалерийскую дивизию. Здесь юноша обкатывал лошадей для фронта и прошёл обучение в полковом училище. Ему присвоили сержантское звание. Гайдай рвался воевать, стремясь отомстить врагу за поругание родной земли.
Военком набирал добровольцев для перевода в действующие военные части. На его вопросы «Кто в кавалерию? Тогда офицер произнёс фразу: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список». Летом 1942 г.
А в декабре будущий режиссёр совершил подвиг. Во время Великолукской наступательной операции при сражении за деревню Енкино сержант Гайдай гранатами нейтрализовал огневую точку, уничтожил трёх фашистов и совместно с товарищами захватил в плен немецких офицеров. За это молодой воин получил медаль «За боевые заслуги». В тот период он пополнил ряды Коммунистической партии Советского Союза. В марте 1943 г.
С тяжёлым ранением в правую ступню его отправили в ивановский эвакуационный госпиталь. Здесь сержант перенёс 5 операций. Врачи спасли ногу Гайдая, но полученная травма преградила ему возможность вернуться на фронт. После выписки молодой человек возвратился в г. Всю оставшуюся жизнь он ходил с тросточкой.
Образование и первые шаги в искусстве Вернувшись домой, Леонид Гайдай стал учиться в театральной студии при Иркутском областном драмтеатре. Здесь же он работал осветителем и играл на сцене. В 1947 г. Старшие коллеги видели в молодом человеке выдающиеся способности и посоветовали ему получить столичное образование. В 1949 г.
Его наставником был режиссёр Григорий Александров. В 1955 г. На последнем курсе по приглашению режиссёра Бориса Барнета он исполнил одну из главных ролей в комедии «Ляна» 1955. На съёмках кинокартины одновременно с актёрской работой артист трудился ассистентом режиссёра. Начало режиссёрской карьеры В 1956 г.
Эта кинолента прошла почти незаметно. Но режиссёр Михаил Ромм, увидев её, отметил комедиографический талант Гайдая хоть фильм и не был комедийным. Старший коллега посоветовал Леониду Иовичу работать именно в юмористическом жанре. В 1958 г. Это был единственный фильм Гайдая, который подвергли серьёзной цензуре.
По сюжету руководитель организации КУКУ Кустовое управление курортными учреждениями Семён Данилович Петухов после 3-дневного отсутствия на работе возвращается от невесты и узнаёт, что он… умер. Дело в том, что вор-карманник, укравший у него бумажник, погиб под колёсами машины и был похоронен под именем Петухова. Бюрократ Семён Данилович пытается получить справку, подтверждающую то, что он жив. Для этого он идёт на больничное обследование, но медработники решают, что мужчина сошёл с ума. Его бросает возлюбленная, не желая иметь дело с «покойником».
Когда герой уже готовится умереть по-настоящему, приходит милиционер и разрывает свидетельство о смерти, признавая главу КУКУ живым. После этого скандала организацию закрывают, а опозорившийся руководитель работает гидом.
Само появление Ивана Грозного с по-царски сдвинутыми бровями в советской Москве в кадре уже выглядит неимоверно смешно. Это чувственная интуиция нахождения абсолютной комедии. И последняя, пожалуй, самая сложная и неоднозначная режиссерская задача заключается в поиске вечных тем. Хотя многие создатели комедий грешат выбором злободневных историй, чтобы сорвать куш.
А Гайдай мог видеть в произведении не только комичные ситуации, но и сюжет, который будет актуален всегда. Он говорил о человеческих типажах, которые никуда не денутся и через сто лет". Особенно трепетно о времени, проведенном с Леонидом Гайдаем, вспоминают актеры, которым удалось сняться в его комедиях. Режиссер умел четко сформулировать задачу в кадре. С другой стороны, Гайдай всегда поддерживал удачные реплики, которые приходили на ум его подопечным. Актер Игорь Бандурин снимался в фильме "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди", это одно из самых душевных воспоминаний во всей его творческой карьере.
Только к середине съемочного процесса стало ясно, что актерский порыв здесь никогда не будет проигнорирован или незамечен. Его тонкое ощущение каждой, даже самой маленькой личности в кадре и создавало такие душевные картины. Он понимал, когда можно дать отвести душу, а когда начать делом заниматься.
Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни. Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».
Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль». Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Они поженились в 1953 году и дружно прожили 40 лет.
Биография Леонида Гайдая
После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. Афиша Plus - 30 января 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Биография советского режиссера Леонида Иовича Гайдая: личная жизнь, юность фронтовика, национальность, жена. Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии.
Что помешало Леониду Гайдаю идти вперёд?
Если бы он поступил туда, не было бы никакой «Кавказской пленницы». Но во ВГИКе экзамены проходили раньше, Гайдай все их сдал на «отлично», и решил — так тому и быть, буду учиться на режиссера. Катастрофа с фильмом «Жених с того света» Леонида ждало много трудностей. Его едва не отчислили из института с мотивировкой «Он же сложившийся актер, такого трудно перевоспитывать» в смысле — переделывать в режиссера , он еле смог удержаться во ВГИКе. А на первой самостоятельной постановке, «Жених с того света», пережил настоящую катастрофу. Картина очень понравилась всем, кроме министра культуры Николая Михайлова, который устроил на «Мосфильме» скандал, а лично Гайдаю сказал: «Вы мне за такое кино партбилет на стол положите». Картину пришлось искромсать, вырезав из нее всю настоящую сатиру, все жесткие моменты. В результате на экраны да и то на очень немногие вышел 47-минутный фильм-инвалид.
Гайдаю, чтобы реабилитироваться в глазах высшего начальства, пришлось, стиснув зубы, ставить картину «Трижды воскресший» по написанному левой ногой сценарию Александра Галича: о судьбе буксирного парохода, который пережил Гражданскую и Великую Отечественную. После истории с «Женихом…» у Гайдая открылась язва; организм был во всех смыслах настолько истощен, что Леонид Иович стал легкой жертвой туберкулеза; врачи намекали, что он вообще едва ли выживет. Лучшие фильмы Он выжил, и снял триумфальные короткометражки «Пес Барбос» и «Самогонщики». Потом — «Операцию Ы». Потом — «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку». И каждый из трех полнометражных фильмов последовательно становился самым кассовым в истории советского проката — Гайдай каждые два года бил собственные рекорды по числу зрителей. Если почитать стенограммы худсоветов по «Бриллиантовой руке», окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все.
Одним «меньше, чем обычно» нравился Никулин. Других не устраивала Светлана Светличная режиссер Элем Климов счел, что ей, как и двум другим претенденткам на роль, Эве Киви и Лилии Юдиной, «не надо играть соблазнительниц». Всю дорогу, и на уровне кинопроб, и во время обсуждения рабочего материала, всеобщую неприязнь почему-то вызвала Нонна Мордюкова в роли управдома. Слишком сгущены краски. Это выбивается из стиля эксцентрической комедии» — довольно типичный отзыв.
В Приамурье раньше и слышать не слышали о том, что создатель «Операции Ы» родом из Свободного. Семья будущего режиссера уехала в Читу, а затем Иркутск, когда маленькому Лёне было всего полгодика. И все его детство и юность прошли в Иркутске, а город с дивным именем Свободный остался только строчкой в метриках. О том, что Леонид Гайдай наш, амурский, большинство узнало только благодаря фестивалю «Амурская осень» и его бессменному «локомотиву» — глубокому знатоку кино Сергею Новожилову. Не поверил своим глазам, перезвонил его вдове.
Нина Павловна Гребешкова подтвердила мне эту информацию, — вспоминает президент фестиваля «Амурская осень» Сергей Новожилов. В сентябре 2006 года на родине народного артиста всего Советского Союза открыли памятник Гайдаю. Худощавый очкарик со сценарием в руках навечно расположился возле городского кинотеатра, который, к слову, назвали именем Леонида Гайдая. Я помню тот теплый осенний день 21 сентября 2006 года. В Свободный приехал цвет и свет отечественного кино. На торжественной церемонии открытия памятника была вдова Леонида Иовича актриса Нина Гребешкова. Его любимые артистки, две Натальи — Варлей и Крачковская. Десятки популярных и по-настоящему любимых актеров вспоминали добрые и смешные истории, связанные с Леонидом Гайдаем. Фото: Андрей Оглезнев Архив «Амурской правды» — Лёня был очень жизнелюбивым человеком, не с самым легким характером, в жизни совсем не смешливый. Но людей любил и прекрасно их понимал.
Над сценариями своих комедий сидел порой до утра. Часто меня спрашивал: «Нин, а здесь как, смешно? Тогда Лёня мог чертыхнуться и сказать свою коронную фразу: «Нинка, ну чтоб ты понимала! Гайдая нет с нами уже 30 лет.
Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял «Самогонщиков». Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже появились и в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа.. Генри «Деловые люди». На съемках фильма «Деловые люди» Ну и с 1965 по 1968 годы на экраны один за другим вышли три гайдаевских фильма, которые вскоре советские зрители назовут самыми лучшими картинами столетия. Первой стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», второй — « Кавказская пленница », а третьей, самой обожаемой зрителями, « Бриллиантовая рука ».
Фото со съемок «Бриллиантовой руки» Сам Гайдай считал лучшей своей работой картину «Двенадцать стульев», снятую в начале 70-х. Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому , но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел. Леонид Гайдай в роли Коробейникова Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия « Иван Васильевич меняет профессию », основанная на пьесе «Иван Васильевич». На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм.
Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам. За очаровательной девушкой пытались ухаживать многие студенты, но покорить ее сердце смог только Леонид. Леонид Гайдай и Нина Гребешкова в молодости Позже в одном из интервью актриса расскажет, что влюбилась в будущего гениального комедиографа не сразу — ее сердце стало принадлежать ему только после войны. Поначалу девушка его очень стеснялась: Леонид был старостой курса, и она боялась ляпнуть при нем какую-нибудь глупость. Леонид же не догадывался, какие эмоции он вызывает у симпатичной однокашницей, часто провожал девушку домой после репетиций, а вскоре между ними зародились теплые чувства. Жена и дочь Леонида Гайдая Свадьба Гайдая и Гребешковой состоялась в 1953 году и была весьма скромной: родственники, друзья и студенты, собрались в коммунальной квартире. Единственное, что омрачало радость жениха — молодая жена не захотела брать его фамилию. Режиссер прожил всю жизнь с одной женщиной В 1957 году у пары появилась дочь Оксана. Вместе супруги прожили около 40 лет.
На их протяжении режиссер несколько раз снимал супругу в кино — хоть и не в главных, но ярких ролях. Так, Гребешкову можно увидеть в таких картинах как «Бриллиантовая рука», «Не может быть!
Две последние комедии, а также «Бриллиантовая рука» 1968 являются самыми кассовыми фильмами режиссера, за время проката их посмотрели практически все жители СССР. Гайдай признан классиком комедийного жанра.
Верной музой и помощницей режиссера была его жена - Нина Гребешкова. В годы перестройки Гайдай снял фильмы «Опасно для жизни!