Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа. фильм 25 января в Дмитриевском Центре культурного развития для ребят среднего школьного возраста был показан художественный фильм «Чучело» режиссера Р. Быкова, снятый по одноименной повести В. Железникова. Короче говоря, как и почти любой подобный добротный фильм, «Чучело» ― он обо всём на свете сразу.
Рецензия на фильм «Чучело» (1983)
Это экранизация рассказа Владимира Железникова, автора многих рассказов для детей. Чучело является продолжением ряда фильмов о детях и школе. Первый фильм на эту тему «Звонят, откройте дверь» был снят в 1961 году, он ещё чёрно-белый.
А есть еще несколько слабых, безвольных персонажей. В 90-е, в победившем мире «Чучела», на первый план вышли звериные качества, всё чуть более тонкое, нежное, нематериальное, выбивающееся из стандартов, оказалось смешным и ненужным. Мне кажется, практически любой балабановский фильм про 90-е — это продолжение «Чучела». Герои «Чучела» выросли, но по сути остались такими же. Только Данилы Багрова в фильме «Чучело» странным образом нет.
Особенно остро вот эта пророческая составляющая фильма ощущается в последние два-три года. Ведь это фильм о том, как ведет себя группа людей — которая собирается вокруг какой-то общей цели или общего дела. И поведение это страшно напоминает то, что происходит в последние годы в зоне общественно-политической борьбы в фейсбуке, твиттере и т. Я вспомнил об этом, когда был процесс над Pussy Riot. Люди, которые обсуждали в течение всей весны и лета эту историю, вели себя буквально как герои фильма «Чучело». Если ты вдруг чуть-чуть высказываешь какое-то мнение, отличающееся от генеральной линии партии, неважно кто ты — диакон Андрей Кураев, который ведет себя немножко не так, как требует от него его референтная группа, или какой-нибудь сомневающийся либерал, который ведет себя немного не так, как требует его референтная группа, — тебя немедленно начинают травить и призывать к ответу.
Новенькая в классе, она сразу сталкивается с неприязнью сверстников. Доверчивая, простодушная и добрая Лена становится «чучелом» - так ее прозвали одноклассники.
Только один мальчик - Дима Сомов - симпатизирует новенькой.
Мне кажется, Чучело — это ты». Он взял книгу. А утром я проснулась оттого, что Ролан Антонович запустил книжкой в потолок. Я, не продрав глаза, спросила: «Что, будешь ставить? Это было бы слишком узко для такого мастера, каким был Ролан Быков. В «Чучеле» он увидел не частный случай, а целое явление — духовное оскудение и ожесточение значительной части советской молодежи. За историей о мытарствах провинциальной школьницы явственно вставала проблема двух слоев тогдашней советской молодежи: собственно советской, с ее старомодными понятиями о совести и чести ее представляла главная героиня — Лена Бессольцева , и слоя другого — современного и насквозь меркантильного, циничного его олицетворяли мучители Лены. Вообще детско-юношеский кинематограф в те годы в СССР в какой-то степени опережал взрослое кино по части поднятия острых проблем, что и позволило ему стать не только общим культурным, но и общественным событием.
Отметим также, что государство придавало большое значение развитию этого направления, не жалея на него ресурсов. Например, с каждым годом в планы всех союзных киностудий включалось все больше фильмов на детско-юношескую тему. В итоге с 1972 года одна из ведущих киностудий страны — имени Горького — была ориентирована на постановку главным образом детских фильмов до этого этим занималось творческое объединение «Юность» при «Мосфильме», где за почти полтора десятка лет было снято около 40 детско-юношеских фильмов. Тогда же стал выходить детский киножурнал «Ералаш», а Высшие сценарные и режиссерские курсы стали специально выпускать детских сценаристов и режиссеров. Кроме этого, значительно больше детских фильмов стали снимать и для телевидения. Короче, такое направление, как детское кино, в советской кинематографии тех лет считалось одним из приоритетных. Увы, длилось это недолго — всего лишь десятилетие, после чего началось заметное охлаждение интереса государства к детскому кино. Причем причины были разные — как коммерческие, так и идеологические. Начнем с первых.
С момента поворота советского кинематографа в сторону коммерциализации детское кино попало в разряд убыточных. Если раньше детские фильмы вроде «Чудака из 5-го «Б» или «Ох, уж эта Настя! Как уже отмечалось, советская молодежь становилась более прагматичной и жесткой и требовала иного кинематографа — вроде «Пиратов ХХ века». Кстати, эту тенденцию отмечали в своих фильмах многие советские кинорежиссеры: например, Илья Авербах, снявший еще в 1975 году фильм «Чужие письма», где речь шла о 16-летней девушке, безапелляционно вламывающейся в жизнь приютившей ее учительницы. Как писал кинокритик А. Трошин: «Два поколения, два ритма жизни, два языка, две нравственности… Такой героиней «шестидесятники» Наталья Рязанцева и Илья Авербах самокритично оценили исторические шансы поколения идеалистов на повороте эпохи…» Похожего на героиню «Чужих писем» героя изобразил в своем фильме и другой режиссер — Владимир Меньшов. В его «Розыгрыше» кстати, ставшем одним из фаворитов проката 1977 года — 33 миллиона 800 тысяч зрителей присутствовал десятиклассник, который представлял собой тот самый тип юного циника и прагматика, которому ничего не стоит оскорбить своего родного отца, старую учительницу и влюбленную в него девушку. Именно по причине все большего интереса советских режиссеров к подобным типажам и возникла вторая причина, из-за которой у власти заметно пропал интерес к поддержке детского кинематографа. То есть власти не понравилось, что и детское кино начало активно «играть в фигушки».
В итоге в начале 80-х выпуск детских фильмов в стране был сокращен почти вдвое: так, если в 1979 году свет увидели больше 15 детских картин, то в последующие несколько лет их число упало до 6—10. Причем это в основном были развлекательные фильмы либо мелодраматические вроде «В моей смерти прошу винить Клаву К.
Влюблённый поклонник, сцена, ранняя гибель: судьбы юных актёров «Чучела»
«Чучело» — когда смотреть по ТВ — Яндекс.Телепрограмма | «Чучело» — в самом названии фильма, снятого режиссером Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова, содержится некий вызов, обнаженная правда и боль. |
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело» | Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. |
«Чучело» всепрощающее / | Фильм «Чучело» стал первым советским фильмом, где детей выставили злодеями, а для Кристины Орбакайте лента стала знаковой и дебютной. |
Чучело: смысл фильма и повести, краткое содержание, концовка | Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм, после него долго приходишь в себя. |
Малоизвестные факты о фильме «Чучело» (1983) — in-World | Фильм снят в 1983 году по одноимённой повести Владимира Железникова, написанной в 19. |
«Чучело» — советский фильм, который надо смотреть во всех российских школах
Короче говоря, как и почти любой подобный добротный фильм, «Чучело» ― он обо всём на свете сразу. Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви. Решила ему показать фильм Чучело. Сначала он отказывался смотреть фильмы советского периода, потом посмеивался ехидно над нашим прошлым, далее что-то пытался комментировать, дескать, сама Лена Бессольцева виновата и пр.
Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?
смотрите кино полностью на «Кино ». В новом выпуске хобби-шоу «Психология кино» Елена Новосёлова предлагает вспомнить одну из самых тяжёлых кинокартин — фильм «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова. Одну из центральных сцен, где одноклассники Лены сжигают ее чучело, снимали в Старице, на территории заброшенного Вознесенского храма. В каких только лентах потом певица и актриса не снималась, но ее работа в фильме «Чучело» самая яркая и поразительная в карьере.
Влюблённый поклонник, сцена, ранняя гибель: судьбы юных актёров «Чучела»
И как Кристина Орбакайте играла со сломанной рукой? Узнаем, побывав за кадром любимого фильма! Знаменитый фильм Ролана Быкова "Чучело" видели все школьники 80-90-х годов прошлого века. Взрослые называли его скандальным, а дети правдивым. Работа над фильмом стала для Быкова настоящим кошмаром, который в итоге довёл его до инфаркта. Всё началось с мучительного поиска исполнителей главных ролей. Кристина Орбакайте, которую на пробы привела бабушка, понравилась режиссёру не сразу.
Он понял, что ему нужна именно она, только когда отсмотрел сотни школьниц. Среди них он нашёл и Ксению Филиппову, которая сыграла Железную Кнопку. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — Как вообще он меня разглядел, потому что пробы-то проходили на "Мосфильме" вокруг клумбы. Стояли дети, рядов 8, наверное, я где-то в задних рядах стояла, а при моём росте я не видела даже вообще, кто там ходит, выбирая нас.
В газетах публиковали разгромные рецензии.
Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! Съемки Left Right Съемки начались 1 октября 1983 года. Сначала решили снять все уличные сцены, чтобы успеть до наступления зимы действия фильма разворачиваются осенью. Тем не менее, в том году снег выпал очень рано, и его чуть ли не каждый день приходилось растапливать, а на деревья вешать бутафорские листья. Растапливали снег с помощью нескольких пожарных машин.
Фильм снимался в Твери тогда — Калинин , отдельные сцены были сняты в городе Торжке Тверской области. Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена в начале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , там же и развалины старой церкви в парке церковь Вознесения бывшего Вознесенского монастыря , в сенях которой сжигали чучело. Кино не хотели выпускать на экран, так как обычные советские школьники показаны чрезвычайно жестокими.
К зрителям фильм попал только по личному распоряжению Андропова. Быков никак не мог выбрать сюжет для нового фильма и сильно переживал из-за разногласий с руководством Госкино. На следующее утро, по веселому настроению Быкова, его жена поняла, что книга ему приглянулась. На съемочную площадку Дмитрий попал случайно — пробы проходил его друг и парень пришел «за компанию». Поначалу Егоров не хотел сниматься в роли Димки Сомова, уж очень, по его словам, несимпатичным был его герой.
Режиссёр: Ролан Быков, Аркадий Хайт. Продолжительность: 127 мин. Много чего было сказано о жестокости, царившей в мире взрослых, но мало кто задумывался о том, что её порождает детский эгоизм и бесчеловечность. Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Но есть и те, кто способен устоять перед несправедливостью общества и дать окружающим достойный отпор, при этом выйдя победителем в схватке с необоснованными издевательствами, а порой даже побоями. Так и героиня фильма, юная Лена Бессольцева, попадает в новую школу провинциального городка, где пытается стать частью компании.
Но позже у него поменялось видение главной героини, и он вызвал молодую звезду на повторные пробы. Роль Димы Сомова первоначально должны были отдать Филиппу Янковскому, но в последний момент его родители передумали, потому что не хотели, чтобы мальчик начинал свою карьеру с отрицательной роли. Тогда Быков хотел взять на эту роль своего пасынка Павла Санаева, которого уже утвердил на другую роль, но он неудачно прошёл пробы. В итоге увидев Митю Егорова Быков воскликнул: "Мне нужен этот мальчик.
У него серьёзное лицо и капризная губа! Кстати, больше мальчик не снимался, пошёл по наклонной дорожке и умер в молодом возрасте. В роли дедушки Лены Быков видел своего тестя, замечательного актёра Всеволода Санаева, но незадолго до начала проб у них испортились отношения. В какой-то момент он даже хотел сам исполнить эту роль, но появление на пробах Юрия Никулина решило ситуацию.
Откройте свой Мир!
так ее прозвали одноклассники. фильм 25 января в Дмитриевском Центре культурного развития для ребят среднего школьного возраста был показан художественный фильм «Чучело» режиссера Р. Быкова, снятый по одноименной повести В. Железникова. А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. Причем сюжет фильма развивался благодаря ярко показанным характерам детей. И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. Кстати, фильм снят в г. Калинин (ныне Тверь), как олицетворении депрессивной провинции, откуда многие мечтают выбраться в Москву и другие крупные города.
Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело
В 2002 г. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили. Дмитрий Егоров Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. Так, например, Ксения Филиппова, исполнившая роль Железной Кнопки — антипода Чучела, больше никогда не снималась в кино. Она тоже окончила экономический факультет МГИМО, 4 года проработала в Фонде Ролана Быкова, затем — в коммерческом банке и рекламном агентстве, а затем устроилась в картинную галерею. На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках?
Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке. На тот момент ей было 14, а ее поклоннику — 20. Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста. И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером.
Понимание главной мысли художественного произведения требует воссоздания ее смыслового содержания и раскрытия целостной идеи автора. На рис. Как мы видим, в качестве главного эпизода зрителями было выделено 14 моментов, существенно различающихся по частоте фиксации. Прослеживается отчетливое преобладание нескольких эпизодов, на которые приходятся «пики» частоты их называния. Это: «Лена берет вину на себя», «дети поджигают чучело» и «Лена приходит на день рождения к Диме».
Наличие нескольких «пиков» свидетельствует о явном расхождении в понимании подростками центрального эпизода. Обратимся к более детальному рассмотрению выделенных эпизодов, опираясь при этом и на анализ критических статей, посвященных фильму «Чучело». Этот эпизод, фиксирующий зарождение конфликта между главной героиней и ее классом, описывается критиками так: «Случилась банальная история: класс сбежал с урока в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей сменилось ожесточением: «кто накапал? В этом «кто?
Предателем был ее «герой» — Димка. И в тот момент, когда Железная кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил. А Лена сделала шаг вперед и сказала: «Это я! Мы видим, что «свидетели» школьной травли фиксируют свое внимание на «завязке», определяющей развитие сюжета фильма. В своих объяснениях выбора данного эпизода эти зрители пользуются следующими мотивировками: «вокруг этого события все происходит»; «эпизод является стержнем сюжета»; «вокруг него развивается картина, не было бы этого эпизода сюжета, не было бы и фильма».
Напомним, что именно этот эпизод, с точки зрения большинства зрителей вне зависимости от опыта переживания ими ситуаций школьной травли , был назван как наиболее эмоциональный, вызывающий самые сильные чувства. По описанию критиков, в этой сцене обострение конфликта принимает «театрально-аффектированный характер». И эта сцена, отражающая всю неприглядность феномена детской жестокости, которую оператор фильма А. Мукасей снял с подчеркнутой экспрессией, становится для зрителей- «жертв» воплощением основной идеи фильма, смысловым центром художественного повествования. Объясняя свой выбор, они утверждают, что в этой кульминационной точке художественного повествования «открываются настоящие характеры персонажей» и проявляются «истинные отношения героев».
В рецензиях на фильм этот эпизод определяется следующим образом: «За свое первородство, достоинство Лена вступила в бой. Да, вот я перед вами — чучело чучелом, а вы такие красивые, не дети — настоящие картинки, но что-то мне с вами скучно. Бедные вы, бедные вы люди. Тут даже не вызов, не перчатка, брошенная в лицо, — выстраданное сознание своего морального превосходства, восстановление себя в человеческих правах» [3, с. Эпизод отражает нетипичное поведение героини.
В нем девочка как бы преображается, ее поведение активно и вызывающе по отношению к сверстникам. Зрители-«обидчики» считают, что он показывает «силу героини», «проявление характера», умение «сделать то, чего от нее не ожидали», и «выйти победителем». Их оценка именно этого эпизода как отражающего основную мысль кинопроизведения обусловлена особым влиянием собственного жизненного опыта. Ведь, меняя свое поведение, героиня как бы заставляет сверстников себя уважать, она становится ближе зрителям-«обидчи- кам». В этой сцена Лена говорит с ними на одном языке — языке силы, вызова и превосходства.
Напомним, что и в самом фильме этот эпизод становится решаюшим моментом, после которого отношение одноклассников к Лене меняется — она уже не «жертва». Выбор «обидчиками» этого эпизода указывает на их своеобразную идентификацию с главным персонажем художественного фильма. Среди зрителей, которым в своей реальной жизни не приходилось переживать ситуации школьной травли, ответы распределились менее выражено. Это заключительные сцены, относящиеся к «развязке» киноповествования. Они объединены общей темой — осознание ошибки и раскаяние ребят, травивших ни в чем не повинную девочку.
Осознание приходит к героям не сразу. Если в эпизоде, где «Лена отказывается объявлять бойкот Диме», дети пребывают в растерянности, пытаются понять ее логику отказа от мщения, то в эпизоде, в котором «дети узнают имя настоящего предателя», происходит взрыв негативных эмоций. Класс потрясен, «охвачен сознанием вины — не той, обычной, которая не отягощена тяжким грузом, за которую и расплачиваться- то легко, а совсем иной, что давит на сердце, сжимает горло так, что подступают слезы» [3, с. Высокое напряжение сменяется оцепенением, драматический конфликт находит свое разрешение. Эпизод дарения классу картины «Машенька», имеющей портретное сходство с Леной Бессольцевой, сводит воедино несколько линий киноповествования.
Таким образом, ответы зрителей на вопрос о наиболее важном моменте фильма часто зависят от опыта переживания сходных с эпизодами фильма жизненных ситуаций. Анализ этих эпизодов позволяет нам приблизиться к пониманию механизмов актуализации личностных смыслов испытуемых: проследить за фактом значимости того или иного эпизода, выявить «жизненную подоплеку этой значимости» [7, с. Здесь выяснился следующий важный факт: при выделении зрителем эмоционального центра фильма наличие опыта переживания сходных ситуаций оказывается не значимым важна сама композиция художественного произведения , в то время как для определения главной идеи картины опыт переживания школьной травли с различных ролевых позиций имеет принципиальное значение. Представление зрителей о мотивационной структуре поведения главных персонажей Анализ особенностей понимания мотивационной структуры поведения главных персонажей фильма «Чучело» зрителями с различным опытом переживания ситуаций школьной травли представляет значительный интерес.
Вспоминая сейчас последние 20 лет, я понимаю, что этот фильм оказался пророческим, потому что с распадом Советского Союза — страны, которая в своем позднем периоде пыталась убедить своих жителей, что они такие добрые по природе существа, которые могут расслабленно проживать свою жизнь, в которой всегда есть место чему-то прекрасному — так вот, после всего этого мы оказались в мире фильма «Чучело». Действующие лица фильма — это люди, в которых, как в средневековой аллегории, персонифицированы какие-то грехи, страсти, заблуждения. Есть девочка Железная кнопка, которая состоит из чистой воли; есть мальчик, который верит в чистую силу; есть девочка, которая верит в моду; есть девочка, которая верит в деньги. А есть еще несколько слабых, безвольных персонажей. В 90-е, в победившем мире «Чучела», на первый план вышли звериные качества, всё чуть более тонкое, нежное, нематериальное, выбивающееся из стандартов, оказалось смешным и ненужным. Мне кажется, практически любой балабановский фильм про 90-е — это продолжение «Чучела». Герои «Чучела» выросли, но по сути остались такими же. Только Данилы Багрова в фильме «Чучело» странным образом нет. Особенно остро вот эта пророческая составляющая фильма ощущается в последние два-три года. Ведь это фильм о том, как ведет себя группа людей — которая собирается вокруг какой-то общей цели или общего дела. И поведение это страшно напоминает то, что происходит в последние годы в зоне общественно-политической борьбы в фейсбуке, твиттере и т.
Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни. Дедушка собирает коллекцию картин, мечтает сделать свой дом галереей. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками "чучелом", на многое позволяет взглянуть другими глазами.