Безумство эскалатора закончилось лишь после того, как дежурный машинист метрополитена полностью отключил автомат цепи общего управления. До этого дня самой крупной аварией в московском метро считалось падение эскалатора на станции "Авиамоторная" в феврале 1982 года.
Обрушение эскалатора на Авиамоторной в 1982 году
Люди, плотным кольцом окружившие павильон, стали стаскивать пальто и шубы... Узнайте у врачей, в каких. Подкатывали все новые машины «Скорой помощи» и «труповозки», и я вновь отправился вниз. Вокруг мужчины со сломанной ногой уже колдовали врачи. Вытащить ногу было невозможно. Хотели отпилить, напичкав несчастного болеутоляющими, но потом кто-то предложил вырезать автогеном часть металлической конструкции и все же попытаться сохранить человеку ногу... Жаль, не удалось.
Ногу ему потом все равно ампутировали. Позже мне говорили, что эвакуация раненых заняла не более 30 минут. Может быть. Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. Молва, подогретая «вражескими голосами», наводнила Москву сотнями трупов. Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.
Расследование установило, что утром того дня машинист опробовал злополучный эскалатор с замером тормозного пути. Результаты оказались удовлетворительными. Но в декабре 1981 г. Более того, 40 новых эскалаторов Калининской, Калужско-Рижской и Горьковско-Замоскворецкой линий, изготовленные Ленинградским объединением «Эскалатор», имели серьезные конструктивные недостатки, и в конце концов Госгортехнадзор СССР запретил их выпуск. Но ведь надо было что-то делать с действующими! Их латали...
Где тонко, там и рвется! Послесловие Мой отец, Юрий Владимирович Борисов, врач, умер 1989 году. Потом, когда я уже вернулся из армии, он никогда не рассказывал о той своей «работе» на станции «Авиамоторная», как никогда не рассказывал о партизанском отряде, куда попал четырнадцатилетним, о фронте, Кенигсберге и войне с японцами. Наверное, не хотел тревожить память. От мамы я знал, что за то «дело» он был награжден почетной грамотой и, кажется, даже премией. Подозреваю, куда ушли эти деньги — пальто и шапку пришлось отдавать в химчистку.
До конца кровь отчистить так и не смогли. Всего 110 секунд, 110 секунд ужаса, кошмара. Что же именно там такого ужасного произошло? У одного из эскалаторов останавливается левый поручень. Сам эскалатор в это время начинает увеличивать свою скорость. Люди бросились бежать вверх, против хода эскалатора, но стоявшие вверху сбивали их с ног.
Внизу образовался завал. Началась паника. Многие пытались перепрыгнуть на соседний эскалатор, на пластиковая балюстрада, разделяющая их, была слишком тонкая, всего 3 мм... Она ломалась и люди попадали в ловушку. А внизу тем временем был настоящий хаос. Кто-то не успевал слазить с эскалатора, а попробуй слезь в такой куче человеческих тел , и их части тела тут же оказывались под металлической гребёнкой.
Одежда, дипломаты, и что самое ужасное, части тела людей - всё разрывалось железными зубьями этой гребёнки. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров. Вскоре, эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма, пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость. Из заключения экспертизы: «В 17 часов 17 февраля с.
У одного из эскалаторов останавливается левый поручень. Сам эскалатор в это время начинает увеличивать свою скорость.
Люди бросились бежать вверх, против хода эскалатора, но стоявшие вверху сбивали их с ног. Внизу образовался завал. Началась паника. Многие пытались перепрыгнуть на соседний эскалатор, на пластиковая балюстрада, разделяющая их, была слишком тонкая, всего 3 мм... Она ломалась и люди попадали в ловушку. А внизу тем временем был настоящий хаос. Кто-то не успевал слазить с эскалатора, а попробуй слезь в такой куче человеческих тел , и их части тела тут же оказывались под металлической гребёнкой.
Одежда, дипломаты, и что самое ужасное, части тела людей - всё разрывалось железными зубьями этой гребёнки. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров. Вскоре, эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма, пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость. Из заключения экспертизы: «В 17 часов 17 февраля с. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров около 12 тонн возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».
Лестничное полотно развило скорость, в 2-2,4 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд, почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз. Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло… В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали без остановки.
Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение , и никого не затянуло в механизмы. Все погибшие восемь человек были задавлены массой навалившихся на них людей. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора. Пластиковые листы облицовки не выдержали и провалилась вот откуда слухи , но провалившиеся отделались всего лишь легкими ушибами, поскольку под самой балюстрадой всего в нескольких метрах бетонное основание и нет никаких движущихся частей. Буквально за два дня до аварии проводился его осмотр, регулировка и проверка действия тормоза.
Работу выполнил мастер Загвоздкин. Утром 17 февраля, после ночного отстоя, машинист Крысанов опробовал машину с замером тормозного пути. Начавшееся расследование выяснило, что в декабре 1981 г. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов этой станции В. Загвоздкин регулировал рабочие тормоза не по имевшейся у него указанной инструкции, а по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов ЛТ-4 , которые он ранее обслуживал. Поэтому следствие пришло к выводу, что в период с декабря 1981 г. Поврежденная ступень при прохождении нижней входной площадки вызвала деформацию и разрушение гребенки, при этом сработала защита подъема ступеней низа и входной площадки.
При срабатывании защитных устройств отключился электродвигатель главного привода и включился электромагнит рабочего тормоза, но вследствие недостаточного тормозного момента, путь торможения значительно превысил установленную величину и составил около одиннадцати метров. Аварийный тормоз не включился, так как скорость движения лестничного полотна не достигла величины срабатывания датчика аварийного тормоза, а электрической схемой контроль состояния рабочего тормоза эскалаторов этой серии не был предусмотрен. К трагедии привело наложение как конструктивных недоработок эскалатора, так и пресловутого «человеческого фактора». После аварии на руководство метрополитена оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, следовало немедленно проверить все эскалаторы серии ЭТ, поскольку нареканий на них было более чем достаточно, но для этого пришлось бы закрыть свыше полутора десятков станций, а Калининскую линию полностью.
Лишь в одном небольшом издание была выпущена краткая статья о поломки эскалатора и последствиях, написанная буквально в восемь строчек.
Мол, чего за плохое говорить да настроение рабочим портить. Потому и сбор денег на лечение и похороны не организовывали, а руководство делало вид что ничего и не случилось. Слухи разлетелись быстро Конечно, с учётом количества свидетелей этого ужасного дня, информация быстро разошлась не только по Москве, но и в другие города. И слухи, и домыслы набирали обороты, тем самым создавая ещё больший ужас среди населения. Ведь всем известно как работает "сарафанное ради". С каждым разом пересказанная история становилась всё более кошмарной и жуткой.
В действительности всё было так, как описано в этой статье. Но это, в то же время, нисколько не уменьшает масштаб несчастья. По официальным данным: 30 получили ранения разной степени тяжести одному мужчине ампутировали ногу Расследование Комиссия по расследованию произошедшего на станции метро "Авиамоторная" начала работу практически сразу, как только прибыла на место происшествия. На каждого работника были заведены отдельные папки с документами, где были зафиксированы все действия и события, вплоть до секунд. И только спустя девять месяцев было создано заключение, которое содержало в себе подробный отчёт и вполне банальную причину поломки, которую однозначно точно можно было бы не допустить. Причины и обвинения За 6 месяцев до злополучного дня, запчасти эскалаторов были улучшены.
Так некоторые механизмы и вовсе заменили на более новые образцы. И согласно инструкции, действия по наладке эскалаторов также теперь должны были быть другими. Но так сложилось, что предписанное руководство по эксплуатации никто не прочитал и не стал их придерживаться. И трагедия могла произойти в любой момент. На протяжении полугода все пассажиры находились в опасности. И как бы ни говорили в народе, что главным виновником являлся машинист эскалаторов, по результатам следствия, его действия были признаны одними из самых эффективных.
Спешка и желание во что бы то ни стало сдать объект к очередной важной дате в очередной раз не довели до добра. Из-за оккупации его западных регионов многие промышленные предприятия с этой территории были эвакуированы за Урал. Там же с нуля создавались и новые индустриальные объекты, необходимые прямо или косвенно для обороны.
Мастерская, возникшая в 1942 году в Караганде, напрямую не работала на победу, но выпускаемые ею взрывчатые вещества закрывали потребности существовавших в окрестностях этого города угольных шахт. После войны со строительством рядом с Карагандой, в Темиртау гигантского металлургического комбината потребности в угле, а соответственно, и во взрывчатке многократно выросли. При этом, несмотря на увеличение объемов производства ВВ, завод, по сути, продолжал занимать старые цеха, построенные еще во время войны.
Окраины Караганды Завод числился среди передовиков производства, регулярно перевыполняя план. Это его и сгубило. Старое, наспех построенное в сложных военных условиях здание с деревянным перекрытиями оказалось быстро охвачено огнем.
Пожарные были на месте спустя несколько минут, но в 17:15 раздался взрыв, жертвами которого стали 33 человека, в том числе директор предприятия, прибывший сюда на тушение пожара. Дальнейшее расследование показало, что в погоне за производственными показателями руководство завода систематически пренебрегало правилами техники безопасности. Барабаны, смешивающие аммонит, требовалось обязательно охлаждать между циклами, но перерывов не делалось.
Компоненты взрывчатого вещества смешивались в горячих барабанах. Скорее всего, из-за повышенной температуры в старом цеху там возникли благоприятные условия для возникновения возгорания, что привело сначала к пожару, а затем и к взрыву. Давка на эскалаторе станции метро «Авиамоторная», Москва Вокруг этой трагедии в Москве немедленно начало ходить чудовищное количество слухов.
Будто бы на станции метро «Авиамоторная» Калининской линии в результате аварии на эскалаторе люди попадали в его движущиеся элементы, а машина превратилась в кровавую мясорубку, перемоловшую десятки людей. В огромном городе в условиях крайнего недостатка информации короткая заметка о произошедшем появилась лишь в «Вечерней Москве» и заработавшего на этом фоне сарафанного радио такое, в общем-то, естественно. Авария в московском метро 17 февраля 1982 года действительно случилась, но мясорубки не было.
В результате давки 8 человек погибли, еще 15 получили различные травмы. В конце 1981 года на «Авиамоторной» была произведена замена рабочих тормозов всех четырех эскалаторов станции. Цепочка событий, приведшая к трагедии, начала развиваться вскоре после этого.
Мастер Загвоздкин, в дальнейшем производивший обслуживание новых тормозов, по какой-то причине делал это согласно старой инструкции. Поврежденная ступень вызвала разрушение гребенки нижней входной площадки машины, что, в свою очередь, должно было вызвать остановку эскалатора при помощи рабочих тормозов. После неверного обслуживания они отказали, и лестница начала увеличивать свою скорость, в конце концов превысив ее в 2—2,5 раза.
Крупнейшие аварии в московском метро
Крупнейшие аварии в московском метро | До этого дня самой крупной аварией в московском метро считалось падение эскалатора на станции "Авиамоторная" в феврале 1982 года. |
Трагедии в Москве, о которых не писали в СМИ | В распоряжении Первого канала оказались кадры нашумевшей аварии в московском метро — на эскалаторе, отдельные части которого, возможно, проработали без замены полвека. |
Московское метро | Авария на станции "Авиамоторная" | К семнадцати часам 17 февраля произошло нечто странное, эскалатор неожиданно начал набирать скорость. |
В московском метро эскалатор убил 8 пассажиров | «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены. |
Видеокадры аварии на одной из самых загруженных станций московского метро | Пассажиры, спускавшиеся на эскалаторе, почувствовали, что правый поручень начал останавливаться, тогда как лестница, наоборот, увеличивает скорость. |
Cамые крупные катастрофы в метрополитенах мира.
До этого самой крупной аварией считалась катастрофа на станции «Авиамоторная» в феврале 1982 года, когда из-за неисправности эскалатора люди скатились вниз и попадали. К семнадцати часам 17 февраля произошло нечто странное, эскалатор неожиданно начал набирать скорость. Москва метро трагедия эскалатор Обрушение эскалатора в московском метро 1982 Совершенно секретно Несмотря на техногенный бум 20-го столетия.
Кровавый эскалатор
В аварии эскалатора на станции «Репубблика» пострадали болельщики, приехавшие на матч Лиги чемпионов с участием московского ЦСКА. Из-за неисправности механизма весь эскалатор неожиданно полетел вниз, все сильнее набирая скорость. Эскалатор-убийца 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторной» Московского метрополитена, при запуске, эскалатор внезапно увеличил свою скорость в 2 раза, после чего. это городская легенда из Москвы о страшной аварии, произошедшей на одной из станций Московскго Метрополитена.17 февраля 1982 года около пят. Безумство эскалатора закончилось лишь после того, как дежурный машинист метрополитена полностью отключил автомат цепи общего управления. До этого дня самой крупной аварией в московском метро считалось падение эскалатора на станции "Авиамоторная" в феврале 1982 года.
В московском метро эскалатор убил 8 пассажиров
Но потом ее пришлось ампутировать — врачи не смогли больше ничем помочь пострадавшему. Только после выключения дежурным машинистом метрополитена автомата цепи управления эскалатор остановился. Согласно официальным выводам экспертного заключения, причиной выхода из строя эскалатора стали неисправности рабочего и принудительного тормозов. К лишению свободы были приговорены механик метро и еще несколько должностных лиц. На Западе о ЧП сообщили радиостанция «Голос Америки» сильно преувеличив при этом количество жертв , газета русской эмиграции «Новое русское слово» и другие средства массовой информации. Руководство московского метрополитена даже в 90-х, спустя 10 лет после случившегося, никак не комментировало то, что произошло в февральский вечер 1982 года.
Фото Legion Media Слухи и факты Удивительно, но вести о страшной трагедии нигде не прозвучали. В газете «Вечерняя Москва» на следующий день после катастрофы вышла лишь небольшая заметка, в которой сухо говорилось об аварии на «Авиамоторной» и небольшом количестве пострадавших. Для того чтобы устранить поломку, «Авиамоторную» закрыли на три недели.
Работы шли круглосуточно на протяжении всего этого времени. Три смены рабочих без выходных ремонтировали эскалаторы и устраняли другие поломки. По окончании работ станция вновь открыла двери для пассажиров, которые с опаской пользовались метро или вовсе обходили станцию стороной читайте также: Страшно заходить! Как выглядит метро в Нью-Йорке — жуткие фото и видео.
Впрочем, москвичи тут же принялись муссировать услышанные слухи и придали аварии устрашающие факты.
Инсталляция «Петля времени» состоит из 244 старых деревянных ступеней из ленты 1931 г. Таиланд: движущаяся лестница в центре аквариума. Один из последних инцидентов - авария в Риме на станции метро Repubblica. Все произошло 23 октября 2018 г. Из-за неисправности лестничное полотно начало двигаться на спуск с большой скоростью. В результате люди упали на выходную площадку. Около 30 человек получили ранения в давке. Случались ЧП и в метро других городов. В результате излома ступени на выходе с «Авиамоторной» лестничное полотно стало двигаться вниз, быстро набирая скорость.
Около 100 человек попадали и заблокировали зону выходной площадки. В давке погибли восемь и пострадали 30 человек. Pancras произошел пожар. Причиной возгорания стала непотушенная спичка, которую один из пассажиров обронил на эскалаторе. Погиб 31 человек, свыше 100 были госпитализированы. Из-за повреждения балюстрады были остановлены эскалаторы на станции метро «Бакы Совети» ныне «Ичери Шехер».
Орлов, Н. Соколов, С. Степанов, а также М. Потапенко, М. Живица, В. Олейник, Л. Тагаева, Е. Чирикова, Г. Юдин, лекторий «Живое слово», а также «Комитет ингушской независимости». Куршин, А. Минкин, А. Соколов, Г. Чхартишвили, а также Интернет-издание «Холод». Арцуев, Н. Кукушкин, А. Наринская, Ю. Синеокая, О. Медведев, Л. Улицкая, И. Хржановский, незарегистрированное общественное объединение Центр защиты прав человека «Мемориал», а также благотворительный фонд «Нужна помощь». Беленькая, С. Каверзина, О. Кашинцев, Р. Либеров, И. Липсиц, С. Трескунов, а также К. Набутов, А. Скобов, проект «Лаборатория публичной социологии», «Смола» «Smola» , проект «T-invariant». Вишневский, В. Прохоров, а также проект «Первый отдел». Веллер, А. Татулова, а также «Российское социалистическое движение» РСД. Асташин, И. Барабанов, А. Казанцева, Н.
Обрушение эскалатора, замыкание и подтопление. Крупнейшие аварии в московском метро
Пассажиры, спускавшиеся на эскалаторе, почувствовали, что правый поручень начал останавливаться, тогда как лестница, наоборот, увеличивает скорость. Причиной этого стала поломка, после которой автоматика отключила электродвигатель эскалатора. Пассажиры, спускавшиеся на эскалаторе, почувствовали, что правый поручень начал останавливаться, тогда как лестница, наоборот, увеличивает скорость. Москва метро трагедия эскалатор Обрушение эскалатора в московском метро 1982 Совершенно секретно Несмотря на техногенный бум 20-го столетия.
«Улетели вниз все»
Но тщетно. Свидетель Михаил Миронов говорил, что, падая, получил открытый перелом ноги — ее зажало между входной площадкой и ступенью. Только спустя 2 часа ногу удалось освободить. Но потом ее пришлось ампутировать — врачи не смогли больше ничем помочь пострадавшему. Только после выключения дежурным машинистом метрополитена автомата цепи управления эскалатор остановился. Согласно официальным выводам экспертного заключения, причиной выхода из строя эскалатора стали неисправности рабочего и принудительного тормозов. К лишению свободы были приговорены механик метро и еще несколько должностных лиц.
Скорая помощь Один из авторов этого материала служил тогда в армии. Однажды он получил письмо: «Сергей, — писал отец, работавший тогда в Институте скорой помощи им. Склифосовского, — может быть, ты слышал или читал, что недавно в Москве произошло несчастье. Я тогда был на дежурстве.
Пришлось поработать... Отец навестил меня в апреле, и я, получив увольнительную, отправился с ним в город. Пограничный Брест был переполнен туристами и напоен запахами оттаявшей земли. Тогда-то отец и рассказал мне о том, что произошло на «Авиамоторной». Говорили сбивчиво, но я понял, что произошло что-то страшное. Как «дежурный по городу» я должен был организовать медицинскую помощь пострадавшим. Но сколько их? Что за травмы? Есть ли погибшие? Судя по всему, есть — и немало.
Я дал соответствующие распоряжения - и побежал к лифту. От Склифа на Колхозной площади до «Авиамоторной» мы долетели за несколько минут. Водитель гнал как сумасшедший. Когда остановились, я увидел огромную толпу. Следом стали подъезжать рафики «Скорой помощи». Никто ничего толком не знал, и мы с водителем, работая локтями и крича во все горло: «Мы врачи! Прямо на асфальте сидела пожилая женщина и плакала. Колени ее были ободраны до крови. Видно, лица у нас были такие, что растерянный милиционер у дверей пропустил нас безропотно. Люди с перекошенными от страха лицами спешили выбраться наружу.
Мы кинулись вниз. На платформе было черно от людей. После того, как эскалатор сломался и начался весь этот кошмар, какое-то время поезда еще продолжали прибывать на станцию и высаживать ничего не понимающих пассажиров. Но нашлись люди, не утратившие рассудка. Они взялись за руки и оттеснили толпу от схода с эскалаторов. Я увидел это, когда еще бежал по ступенькам. Ступив на мраморный пол, почувствовал, как он уходит у меня из-под ног.
И дело в том, что согласно инструкциям, алгоритм настройки эскалаторов теперь был изменен. Появилось несколько дополнительных действий, направленных на обеспечение безопасности работы. И вышло так, что этим инструкциям никто не следовал. Новые детали продолжали калибровать согласно старым стандартам, что приводило к преждевременному износу. Ведь в любой момент механизм мог дать сбой и началась бы жуткая мешанина из людских тел! Послесловие В итоге, все виновные были наказаны, их отправили в тюрьму на сроки, соответствующие их проступку. В народе тогда ходили слухи, что главным виновником случившегося нужно считать машиниста, но именно его действия были признаны наиболее эффективными в той ситуации. Директора станции сместили с должности. Пусть прямо его вины никто и не доказал, но все же он отвечал за данный участок. Поэтому и должен был понести наказание. А имена погибших при Советском Союзе так никто и не огласил. Ни по одной новостной передаче не было рассказано как о трагедии, так и о заключении комиссии, занимавшейся расследованием. Родственникам не выплатили компенсации, случай замяли и забыли, как и многое нелицеприятное в Советах. Что ж, точно об этом ничего не известно, но звучит очень правдоподобно. Эскалатор в метро сегодня И только спустя десять лет, уже после развала в одной из столичных газет была опубликована статья, посвященная памяти погибших. Именно там, впервые, прозвучали имена и фамилии жертв преступной халатности. Пускай и с большим опозданием, их заслуженно почтили. Заключение Эта история, случившаяся уже на заре существования СССР ярко отразило две фундаментальные проблемы того государства. Первая — это преступная халатность рабочего люда, из-за которой довольно часто случались несчастные случаи. Просто обычно они были достаточно локальными и быстро исправлялись. Разрабатывал ракеты для полета в космос.
В результате пострадали десять человек. Больше всего досталось женщине, у которой медики диагностировали перелом позвоночника, закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. Она, и еще несколько травмированных пассажиров, были госпитализированы. Примчавшие к месту происшествия "скорые" развезли их по больницам. На «Комсомольскую» срочно прибыло абсолютно все руководство Московского метрополитена. Действия сотрудников признали правильными и своевременными, а дежурная на эскалатаре даже была поощрена денежной премией. Кроме того, глава подземки Иван Беседин дал распоряжение полностью обеспечить пребывание пострадавших в медучреждениях за счет ведомства. Но поломка механизма эскалатора случилась задолго до ЧП. Ее просто своевременно не обнаружили, хотя в 2012-м и производился плановый ремонт, — продолжает источник «ВМ». Однако, это вина не ремонтников, а поставщиков запчастей — Ленинградского завода. По факту аварии возбудили уголовное дело. Позже комиссия Межрегионального технологического управления Ростехнадзора провела расследование и пришла к выводу, что «причиной падения пассажиров явилось нарушение кинематической связи между тихоходным и быстроходным редукторами главного привода, вызванное осевым смещением обоймы зубчатой муфты из-за проточенных крышек обоймы стропные кольца и отсутствия прокладки в зубчатой муфте». Говоря проще: «основной причиной несчастного случая стала неисправность эскалатора», а также «неудовлетворительные организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте эскалаторов».