Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити.
Отзывы и комментарии
- Битва на реке Сить - 4 Марта 2018 - Сайт учителя истории и обществознания
- Предпосылки
- Telegram: Contact @rodinargru
- Домен припаркован в Timeweb
- Загадки князя Ярослава Всеволодовича
- Битва на реке Сить| Неудачный реванш войск Руси - YouTube
Ситская битва
Пунктом его назначения стала река Сить. Там он планировал собрать войска. Батый, после взятия Владимира, направил свои войска на Торжок и Тверь. Но часть из них с темником Бурундаем он отослал к месту сбора русских войск.
Отряд Бурундая добирался до места назначения около 3-х недель. За это время Батый со своим войском преодолел лишь половину того пути, который преодолел отосланный отряд. Кратко о ходе битвы Большинство источников, в том числе и Википедия, говорят, что сражение состоялось 4 марта 1238 года.
Но некоторые историки сомневаются в правильности этой даты. По другим источникам, битва на реке Сить состоялась 1 марта 1238 года. Есть и те, кто считает правильной датой сражения 2 марта.
Такие выводы делаются на основе расчетов и заключениях о движении монгольских отрядов по территории России. Бурундай подобрался к реке со стороны Углича. Монголы перешли в наступление.
Русские войска были застигнуты врасплох. Они были расквартированы по находившимся поблизости селениям. Солдаты не успели как следует подготовиться к сражению, поэтому не смогли дать достойный отпор.
Перед битвой князь Юрий заручился поддержкой своих братьев, но они не пришли ему на помощь. Русские войска находились в селениях, растянувшихся на 100 км. Как монголам удалось взять их в кольцо?
Как монголы вообще незаметно подошли, когда их было 40 тыс. В некоторых летописях сказано, что стражники Юрия проспали врага. Есть один момент в событии, в котором историки придерживаются единого мнения.
Это вопрос о месте битвы. Так как русские войска были сильно растянуты, мест сражений было несколько: около Могилицы и Божонки, около Игнатова, Юрьева, Станилова, Красного, около Семеновского, Игнатова, Покровского, Княгинино. В первых местах был полк Дорожа под командованием Дорофея Семенова.
Последствия монголо-татарского ига стали для Руси почти фатальными. Вместо Гардарики — «страны городов» имастеров она превратилась в страну пепелищ и братских могил. Даже к началу XXI в. Россия не смогла полностью преодолеть возникшее после нашествия значительное отставание от Западной Европы не только в развитии промышленности, но и общественных институтов. Историки до сих пор не смогли осознать, что из-за ига в России мутировала или даже была утрачена полностью изначальная, естественная для славян модель управления обществом. Вместо демократического совещательного принятия решений князьями, элементов народного управления вече, правовой кодекс «Русская правда» в стране сложился самодержавный абсолютизм, заимствованный порабощенной Русью у Золотой Орды. Она же переняла его в завоеванном Китае своих государственных институтов у кочевых племен не было. Во время и после монголо-татарского ига мы стали жить в другой стране и, по сути, проживать не совсем свои предназначенные нам жизни… Сегодня с высоты исторической перспективы очевидно, что борьба и победа Руси над Золотой Ордой была первым, но далеко не последним примером, когда наши предки пресекли деструктивный глобальный проект. Миссия России впервые проявила себя… Реконструкция битвы на фестивале «Арт-деревни Кой» Непреходящее историческое значение битвы на реке Сить требует от нас — потомков погибших в ней героев снова и снова возвращаться к этому событию.
Сюда, на Сить, пришли с дружинами его племянники — сыновья старшего брата Константина: Василько — князь ростовский, Всеволод — князь ярославский и Владимир — князь угличский. Вскоре подошел и Святослав Всеволодович с полками из Юрьева-Польского. Больше всего Юрий Всеволодович ждал подхода своего младшего брата Ярослава Всеволодовича из Переяславля, располагавшего довольно крупными силами. Но время для сбора большого войска уже было упущено. Монгольская разведка сумела установить местоположение русского лагеря, и к нему двинулся ближайший из туменов под предводительством полководца Бурундая.
В течение 3-х недель после взятия Владимира он двигался в северо-западном направлении и, добравшись до окрестностей города Углича территория современной Ярославской области , подошёл к реке Сити, которая находилась недалеко от тех мест. Стратегически замысел лагеря на Сити был неплох. Великий князь сумел собрать значительное количество войск, которые в противном случае были бы уничтожены монголами по частям в своих городах. Неизвестность места сбора заставила завоевателей распылить свои силы.
Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом.
Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области.
Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль. Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел.
Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г.
На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя.
Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила».
Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка».
Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского».
В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый».
Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли.
Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием».
Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол.
И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г.
Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками.
Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович
Юрий - в битве на реке Сить. Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа.
Загадки князя Ярослава Всеволодовича
Батый стоял у города, город упорно сопротивлялся, и сказал он горожанам насмешливо: «Где князья рязанские, где ваш город, где ваш великий князь Юрий? Не наша ли рука, схватив, предала его смерти? Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно. Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно. Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи. Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания.
Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль. Рождественский собор построен в 1222 г.
Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г.
На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко.
Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал.
По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г.
Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости.
Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием».
Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол.
Погиб ярославский князь Всеволод Константинович. Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество.
Одарив посланников и усыпив их бдительность, великий князь Владимирский отправил на помощь Рязанскому князю Роману войско во главе со своим старшим сыном Всеволодом. Столкнувшись с бойцами Батыя, владимирская армия потерпела поражение, а Всеволод вынужден был бежать обратно домой. Воодушевлённые победой монголы сначала сожгли Москву и взяли в плен младшего сына Юрия Всеволодовича — Владимира, а затем направились в сторону Владимирского княжества. Узнав о намерениях противника, Юрий Всеволодович оставил семью в столице своего княжества и двинулся за Волгу, чтобы собрать рать и дать отпор врагу. Однако план этот потерпел неудачу. Осталась цела только дочь князя, Добрава, жившая в Волынском княжестве. Согласно Православной энциклопедии, когда великий князь Владимирский узнал от епископа Митрофана, что в одночасье потерял всю семью, заплакал и обратился к Богу с молитвой: «Господи, Боже мой! Испытание, Тобою ниспосланное, тяжело мне! Ты лишил меня, как некогда Иова, всего, что у меня было. Жена и дети мои погибли. Взяты Тобою и люди, вверенные Тобою же моей державе. Что же делать мне?
Сить краснела от крови, За неё поднимались И в неё же легли. Русские дружины потерпели поражение. Привезли князя Юрия в Ростов, положили в каменный гроб в кафедральном соборе. В 1239 году, когда восстановили Успенский собор во Владимире, князь Ярослав перенес туда тело брата. Израненного князя ростовского Василько Константиновича 07. Оба князя — доблестные защитники Русии и веры Православной, причислены церковью к лику Святых. В сражении на Сити погиб ярославский князь Всеволод Константинович 18. Тело его среди тысяч павших в той кровавой сече не было найдено.
Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича
773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Сегодня, 17 февраля, Православная Церковь совершает память благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского (1238). Битва на реке Сити, или Ситская битва[1], — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.
Основная навигация
- Загадки князя Ярослава Всеволодовича
- Юрий Всеволодович
- Юрий Всеволодович
- Загадки князя Ярослава Всеволодовича
Битва на реке Сити
Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Теперь обратимся к судьбе великого князя Юрия Всеволодовича, который покинул Владимир незадолго до подхода монголов.
Битва на реке Сить: когда судьба страны решалась на берегах небольшой речушки
Ярослав и его сын Александр явно как-то связаны с еще одной многовековой загадкой: почему войско Батыя так и не дошло до Новгорода? На исторической карте остался словно знак вопроса: после взятия Торжка Батыево воинство сделало было движение в сторону Новгорода, но вдруг повернуло сверху вниз и направилось к югу. Тоже результат переговоров? До татаро-монгольского нашествия Ярослав четыре раза становился князем в Новгороде и вооруженной силой принуждал к миру всех, кто угрожал Руси с запада: немецких рыцарей, литовцев и народность емь. Вот и в 1239 году, через год после падения Владимира, Ярослав устроил военный поход. Но вовсе не против монголов, а против литовцев, напиравших тогда на Смоленск. А монголы тем временем провели очередной набег в наши места, взяв по пути Муром и Гороховец. Сын Ярослава Александр Невский явно продолжал военную политику отца с направлением на Запад. И отец поддерживал его в этом, например, направил ему в помощь войско на Ледовое побоище в 1242 году.
В 1243 году Ярослав поехал в Орду к Батыю и стал первым в череде русских князей, которым хан выдал ярлык на великое княжение Владимирское. То есть признал Ярослава главным князем на Руси. Где Ярослав похоронил старшего сына и жену? Ярослав особо известен в истории как отец двух святых благоверных князей Федора и Александра. Старший сын Ярослава Федор поразил современников своей внезапной кончиной в 13-летнем возрасте. Ярослав с малолетства задействовал его в военных походах и политике. Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь.
Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния. В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором.
Мерзлеева и Великого Села, которого сейчас нет. Задачи отряда — обеспечение северного фланга русских войск и участие в главном сражении.
В соответствии с тактикой русских войск того времени должен быть и запасный засадный полк. Запасный полк князя Юрия, скорее всего и был поставлен на восточном берегу Сити, так как Юрий считал его безопасным даже не вел разводку в сторону востока , а точнее между Семеновским и Красным, чтобы во время битвы полк мог идти на помощь как в стан Юрия, так и к северному полку. Все три отряда к моменту битвы были растянуты на расстояние более 100 километров. Бурундай, выйдя к Сити, точно знал расположение этих отрядов. Как от своей разведки, так и от пленных он узнал и о проходе полка Дорожа в верховье Сити мимо села Воскресенское, куда он пошел, ожидая встречи передового отряда Батыя от Бежецка, ибо он, как и Юрий, считал, что все силы врага находятся в Твери и Торжке. Итак, выйдя к Сити у села Воскресенское, Бурундай вдогонку Дорожу направил сильный отряд около одной тьмы для его уничтожения у селений Могилицы, Божонки и других.
Этот отряд громил, вырезал и сжигал все на своем пути, ибо скрывать уже было нечего. Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм. В действительности главные силы Бурундая пошли от Воскресенского, вниз по Сити. Второй отряд окружения, надо полагать, Бурундай направил в устье реки Верексы, в 5-8 километрах от Воскресенского, затем вверх по ней, до Ковалевского ручья и далее на север, до соединения с северным третьим отрядом окружения с целью замыкания кольца окружения. Третий, северный отряд окружения, только что упомянутый, отделился, как надо полагать, от ярославского оперативного отряда при подходе к устью реки Сити и устремился дальше вверх по Мологе на 13 километров выше до укрепленного городища Старое Холопье.
Много позже на том месте построено было с. Борисоглеб с усадьбой Мусина-Пушкина. Отряд взял Старое Холопье, пошел вверх по реке Удрусе, рассыпавшись по деревням вплоть до Суминского, а через Новинку, Крутец, Ветрянку, замкнув кольцо окружения, вместе со вторым отрядом устремился через Федорково на Великое Село, Турбаново, Старое Мерзлеево, а с Халева на Покровское. Именно так, на мой взгляд, должно было произойти окружение войск князя Юрия. Такая схема «облавы» не противоречит летописям, подтверждается народными преданиями всех этих мест, отдельными заключениями ученых и краеведов. Теперь можно представить весь ход Ситской битвы.
Поскольку все отряды Бурундая подошли без спешки, скрытно и действия их были заранее согласованы, то больших временных интервалов между сражениями в разных местах не было. Однако первым сражением надо считать разгром трехтысячного полка Дорожа ночью, под утро, второго марта 1238 года. Надо полагать, нападение на него было сделано тогда, когда основной его состав находился в крестьянских избах селений Могилицы, Божонки и других, ибо князь Юрий и Дорож уже 8 суток ждали нападения. Естественно, много суток Дорож не мог полк держать в седле, имея теплые избы. Сторожили по западным направлениям сотни, а скорее, десятки всадников. Свой тыл Дорож считал безопасным.
Селения с русскими воинами одновременно были окружены. Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон. Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим. Это была жестокая битва. Воевода Дорож, доскакавший до князя Юрия доложил: «Княже, обошли уже нас татарове… Мы их ждали от Бежецка, а они пришли от Коя».
Пройдя безлюдную низменную местность устья Сити, ярославский отряд напал на район селений: Черкасово, Иван-Святой, Брейтово, Остряковка и другие.
Комарович провёл текстологический анализ летописи и на его основании попытался определить ход битвы. Отмечая компилятивный характер немногословного и сведённого из двух источников ростовский и Юрьев своды рассказа летописца о Ситском сражении, историк отмечает, что монголо-татары целенаправленно искали князя Юрия Всеволодовича , так как «погнашася по Юрьи по князи на Ярославль» сразу после взятия города Владимира.
Затем летописец следует за событиями и описывает, что великий князь Юрий Всеволодович не смог собрать достаточных сил для сражения, так как «жда брата своего Ярослава, и не бе его». Князь Святослав Всеволодович успел подойти со своей дружиной. Великий князь «повеле воеводе своему Жирославу Михайловичу совокупляти воинство и окрепляти люди, и готовитися на брань», а также послал трехтысячный отряд Дорожа «пытати Татаръ», но эти меры предосторожности были запоздалыми: «Княз же Юрьи посла Дорожа в просики в трех тысячах мужь и прибежа Дорож, и реч: а оуже, княже, обошли сут нас около Татары».
Монголо-татарские основные силы во главе с Бурундаем от Ростова повернули прямо на север, на Углич , видимо, располагая сведениями о месте нахождения русских дружин. Утром 4 марта татарские авангарды подошли к реке Сити [3]. Но сражение, несмотря на численное превосходство татар и внезапность нападения, было упорным: «поидоша противу поганым и сступишася обои, и бысь сеча зла».
Яростное сопротивление русских дружин было сломлено излюбленным приёмом татар: рассекая дружины противника на части, они окружали и истребляли врага. Не выдержав нападения, русские полки «побегоша пред иноплеменники». Преследовавшие русских воинов конные татары были беспощадны: «Убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша».
Более подробно в русских летописях битва не отражена [3]. Восточные источники более лаконичны. Хронист описывает Коломенскую битву , где ранее участвовало владимирское войско бой с « эмиром Урманом » , как самую значительную за нашествие.
Археологические изыскания и исследования Править Дореволюционные исследования курганов в Ярославской области проводились с середины XIX века, но несмотря на значительные успехи археологического изучения Ярославского края, в этот период были найдены только 2 наконечника типичных татаро-монгольских стрел, датируемых не ранее начала XV века [5]. В советской историографии события, связанные с битвой великокняжеских владимирских войск с Батыем на Сити, не были предметом специального исследований, этим вопросом занимались в большинстве случаев краеведы. Лишь в 1932—1933 годах была совершена исследовательская экспедиция в составе Средневолжской археологической экспедиции АИМК под руководством П.
Третьякова, обследовавшая курганы на Сити. Учёные пытались восстановить детали сражения, используя археологические исследования: уточнить место расположения войск и ход боя; проверить сведения, содержащиеся в летописях; соотнести археологические находки и топонимику местности. Несмотря на то, что перед историками были одни и те же свидетельства или их отсутствие , результаты исследований трактовались по-разному.
Восстановить события на реке Сить впервые пытался русский историк М. Приехав на предполагаемое место битвы в 1848 году, он обследовал курганы, в которых, по его мнению, могли находиться останки воинов. На основании расспросов старожилов и обследования курганных групп учёный назвал в качестве места битвы великокняжеских полков с монголо-татарами окрестности село Боженки [6] [7] [8] в верховьях Сити Кашинский уезд, на границе Ярославской и Тверской губерний [9].
Преображенский , обследовавший курганы Сити в 1853 году возле села Покровского, публикует данные о невысоких насыпях, соединённых между собой земляным валом. По свидетельствам местных жителей, они находили в этом месте «человеческие кости и старинное оружие». Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10].
На самом деле все могло быть намного прозаичнее. В последнее время внимание многих исследователей стал привлекать так называемый «Свод булгарских летописей. Булгарские хроники «Гази-Барадж—тарихи». Процесс изучения их длится уже лет 40-50. Споры об их подлинности не утихают, но многие высказываются о целесообразности включения их в перечень надежных исторических источников. Научный сотрудник Василий Алексеевич Лекомцев считает, что некоторые факты из них могут представлять интерес. Из состава рукописи он приводит ту часть, в которой автор был непосредственным участником и свидетелем событий. Вот как описывает Гази Барадж в Своде ход ситских событий: «Джурги надеялся отсидеться в лесах и сохранить войско, чтобы потом вернуться и вновь овладеть своей землей.
Я, однако, разбил его планы, послав в Галидж свою грамоту с извещением о возможности мирного перехода Галиджа под руку великого хана Мэнхола в случае невмешательства галиджийцев новгородцев в войну с Балыном. Галиджийские ояры, прочтя грамоту, не помогли Джурги». Кстати, многие историки давно высказывали мысль о сговоре новгородских бояр с монголами для налаживания контактов с ордынскими представителями. О гибели великого князя владимирского Гази Барадж говорит: «Юрий Всеволодыч оставил поле боя не на коне, а на возке. Он убежал по дороге на Новгород. Однако отъехать далеко не удалось: попал в засаду. Охранный отряд был быстро уничтожен булгарскими лучниками. Великий князь соскочил с возка и побежал в сторону леса, но увяз в глубоком снегу.
К нему подскакал сын тархана Бачмана Нарык и отсек голову. Он насадил его голову на древко своего боевого знамени и отправил к эмиру Гази Бараджу». Ещё в 1229 году Юрий был ранен, отчего с тех пор не мог ездить на лошади. Согласитесь, далеко не героическая гибель. И скорее всего, чтоб завуалировать этот факт, именно этим объясняется туманная фраза НПЛ «Богъ же весть, како скончася: много бо глаголют о немъ инии». Ростовский князь Василько, захваченный в плен, был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Большинство исследователей считают, что Бурундай 4 марта, закончив разгром на Сити. Торжок был взят 5 марта.
За один день, как ни старайся, Бурундай не смог бы «доскакать» до Торжка. А вот до Шернского леса за три дня вполне. И это еще раз подтверждает дату Ситской битвы — 1 марта. И, естественно, возникает сомнение, а пошел ли Бурундай к Торжку? По этому поводу Гази Барадж продолжает: «Получив приказ Бату и Гуюка двигаться с ними дальше, я заявил в ответ, что булгары воюют против Руси только в разгар зимы, и отправился назад в Булгар… После моего ухода ханы, чувствуя себя неуверенными без меня, остановились в трех переходах от Галиджа и повернули в степь». Совсем иначе объясняет он и гибель князя Василька в тексте называет его Васылем. С ним были отправлены и Васыл, и его сын Борис, ничего не знавшие об этом. Когда разъезд Святослава Всеволодовича встретил Кул-Бурата, то он тут же повернул к югу и встретился с Гуюком, а Барыс в сумятице бежал и был препровожден ко мне.
Остальные родственники Васыла также присоединились ко мне со своими людьми, и я отнесся к ним как к своим сыновьям.