14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых. Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. «Баядерка» — один из многих балетов, рафинированно очищенных от пантомимы. Балет «Баядерка» покажут 27 декабря на исторической сцене Мариинского театра. 17 ноября в 19:00 артисты Мариинского театра дали праздничный показ балета «Баядерка», ставшего пиком творческой карьеры Натальи Дудинской.
Баядерка. Национальный классический балет
В Перми с успехом прошла премьера культового балета в постановке Алексея Мирошниченко. 24 октября на сцене #САТОБ состоялся показ балета «Баядерка» в рамках ХХI Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского. Сегодня у нас вечер большого балета, трагическая история любви, будто специально созданная для раскрытия драматического дара главной героини.
Фоторепортаж с Нуриевсого фестиваля: балет «Баядерка» на сцене казанского театра
Как проходит подготовка к премьере балета "Баядерка"?! | Захарова отметила, что балет «Баядерка» на Софийской сцене — это заслуга Ованеса Мелик-Пашаева. |
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке» | Балет «Баядерка» называют мистическим и даже священным, подчеркнул Адександр Максов. |
Артист балета Жермен Луве рассказал о премьере «Баядерки» в Париже — РТ на русском | 17 ноября в 19:00 артисты Мариинского театра дали праздничный показ балета «Баядерка», ставшего пиком творческой карьеры Натальи Дудинской. |
Косторная посетила балет «Баядерка» | Балет «Баядерка» пленяет зрителей красотой и эмоциональностью, как в музыке и хореографии, так и в художественном оформлении. |
"Баядерка" будет жить вечно - Рецензии - Красноярский государственный театр оперы и балета | Новой постановкой спектакля «Баядерка» стартовал в Казани XXXI международный Нуриевский фестиваль классического балета. |
В Астрахани состоится премьера балета русской императорской сцены «Баядерка»
Коварный раджа приказывает служанке вынести баядерке корзинку с цветами, внутри которой спрятана ядовитая змея. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января (по ст. стилю) 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре. История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора.
XXXIII Нуриевский фестиваль открылся самым знаковым в судьбе танцора балетом «Баядерка»
Я не упустил возможность поделиться опытом и знаниями с молодыми артистами, дал серию мастер-классов, в том числе по балету «Баядерка». В Самарской области часть программы фестиваля классического балета имени Аллы Шелест пришлось перенести на 2022 год из-за неблагоприятной эпидобстан. В течение многих десятилетий «Баядерка» оставалась по преимуществу «ленинградским» балетом.
Прямая трансляция балета «Баядерка» со сцены Большого театра
В астраханской версии было много авторских элементов. По словам художественного руководителя постановки, спектакль оказался более динамичным, стилизованным под Индию и Восток, с измененными жестами и элементами. В премьерных постановках приняли участие ведущие солисты театра, а также студенты Астраханского колледжа культуры и искусств.
Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии — она должна украсить своими танцами процессию.
Закутанная в шаль, на сцену выходит Никия. К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Порой, казалось, что хрупкая балерина не имеет костей, она настолько невероятно изящно и пластично двигалась. Великий брамин не в силах скрыть от Никии свои чувства, он говорит о своей любви и обещает положить к ее ногам все богатства Индии.
Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Брамин грозит отомстить Никии. Наступает ночь и баядерка выходит на зов любимого. Их тайное свидание охранят факир Магдавая.
Но великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать, баядерка согласна. Но перед этим Солор должен поклясться, что будет верен ей. Утром Раджа Дугманта показывает Солору красавицу дочь Гамзатти.
Воин поражен красотой дочери.
Зрителей завораживают не только великолепные зрелищные танцы, но и обилие ярких декораций и костюмов. Кульминация спектакля, сцена царства теней, давно вошла в анналы мирового балета как одна из самых запоминающихся и впечатляющих массовых хореографических картин. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю — что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам?
Современная версия была представлена в 2015 году. Над постановкой работали Морихиро Ивата и творческая команда из Большого театра: дирижер-постановщик Александр Павлович Сотников, художник-постановщик Николай Шаронов, художник по свету Константин Никитин. По словам министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, присутствие в репертуаре театра классического шедевра говорит о зрелости и профессионализме балетной труппы. Балет «Баядерка» пленяет зрителей красотой и эмоциональностью, как в музыке и хореографии, так и в художественном оформлении.
«Я от противоядия не отказалась бы»
- Балет «Баядерка» покажут на большом экране воронежского «Спартака» 25 июня
- Балетные съёмки
- Последние события
- Новости партнеров
Балет "Баядерка" со звёздами Большого театра в рамках ХХI Фестиваля имени Аллы Шелест
Но хуже то, что обе оказались слабыми актрисами. Обе балерины отчаянно фальшивили, заученно воспроизводя жесты и мимику, положенные по ходу сюжета. Рядом с неконтактными партнершами увял даже Сергей Полунин, славящийся актерским даром. Его сумрачного Солора все три акта угнетало чувство вины; артист воспарял только в танце, и его восхитительные мягкие, высоченные, академически безупречные прыжки восполняли эмоции, недоданные любовным треугольником. Актерская проблема, впрочем, поправима: в труппе еще могут появиться харизматичные Никии, а Гамзатти уже есть — уверяют, что во втором составе отлично танцует Оксана Кардаш. Но вот с самой постановкой уже ничего не поделаешь, а ведь это, пожалуй, худшая из известных версий «Баядерки».
Легендарная балерина Макарова, беглянка из Кировского театра, в 1980 году адаптировала ленинградский спектакль для Американского балетного театра с учетом возможностей труппы. Указав в числе авторов только Мариуса Петипа, постановщица оставила в спектакле урезанное grand pas в постановке Вахтанга Чабукиани и Золотого божка, придуманного Николаем Зубковским, зато удалила хиты самого Петипа, непосильные для западной компании. Жертвами пали знаменитый «Индусский танец» с барабанами, очаровательная вариация Ману с двумя девочками, многолюдный «Танец с попугаями и веерами» и даже последняя часть знаменитой «вариации со змеей», которую Никия танцует на помолвке любимого поговаривают, этот буйный финал просто не нравился самой балерине. Откромсанные танцы позволили соединить два акта в один — и выглядит он провинциальным дайджестом привычной советско-российской «Баядерки». Собственно, вклад балетмейстера Макаровой в традиционный спектакль — это сочиненный ею заново последний акт спектакля, утраченный в советские годы.
Никто до нее не решался ставить что-либо после эталонных «Теней» — спектакль заканчивался в потустороннем мире. Советские хореографы были правы: тот довесок, которым Наталья Макарова заканчивает свою «Баядерку», не выдерживает конкуренции. И нескладная вариация Гамзатти, и примитивный «Танец со свечами», и особенно pas de quatre в нем загробная Никия и реальный Солор состязаются с Гамзатти и ее папой раджой в количестве накрученных на авансцене пируэтов выглядят затянувшимся курьезом. Танцы заканчиваются «землетрясением» — нарисованные на тюлевых занавесах просцениума камни и камушки плавно опадают на землю; такой сценографический катаклизм превращает финал балета в сущий фарс. Почему музтеатр Станиславского выбрал именно эту гуляющую по странам Западного мира версию «Баядерки», исчерпывающе объяснил худрук балета музтеатра Станиславского Игорь Зеленский: чтобы было не похоже на Большой театр и чтобы артисты получили бесценную возможность поработать с «великой Макаровой».
Судя по результатам, отнюдь не великая ассистентка Макаровой Ольга Евреинова преуспела в работе с труппой значительно больше. И это в который раз доказывает азбучную истину, что легендарная балерина, легендарный педагог и легендарный балетмейстер — это три совершенно разные легенды. Минкуса «Баядерка» в постановке легендарной Натальи Макаровой, которая сделала блестящую карьеру балерины, хореографа и актрисы на Западе, совершив в 1970 году вслед за Рудольфом Нуреевым прыжок из СССР в неведомое, потому что хотела в работе «нового, необычного, разнообразного». Но без акта «Теней» — непревзойденного хореографического шедевра — балет этот остался бы только в памяти современников как роскошное театральное представление на модную тему загадочного Востока. Собственно, «Тени» обрекли «Баядерку» на бессмертие.
Поэма о трагической любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, о верности и предательстве, о ревности и мести, о власти сильных и силе слабых имеет свою почти полуторавековую балетную историю. Макарова поставила этот балет в 1980 году в США, адаптировав имперский спектакль Петипа к возможностям Американского балетного театра. Она значительно сократила хореографический текст, облегчила и логически выстроила сценарий, восстановила финальный акт мести богов, придуманный Петипа, но со временем утраченный. Получился компактный вариант старинного балета, который можно ставить практически на любой сцене. Редакция Макаровой оказалась столь успешной, что ее включили в свой репертуар многие европейские театры.
Спектакль начинается с того, что воины возвращаются с охоты на тигра. Мужественный красавец Солор в блестящем исполнении Сергея Полунина вылетает на сцену со стремительностью выпущенной из лука стрелы, заряжая тем самым зрительный зал энергетикой ожидания необыкновенных событий. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют ритуальные танцы. Появляется Никия Н.
Легкая, грациозная, счастливая, она отвергает домогательства Великого брамина Н. Кириллов , готового положить к ее ногам свою тиару, — сердце баядерки принадлежит Солору. Тайная встреча Солора и Никии проходит у стен храма. Их танец-объяснение полон надежд. Клятва Солора в вечной любви у священного огня кажется Никии залогом их будущего счастья.
Но вот наступает день испытаний. Раджа М. Пухов сообщает дочери принцессе Гамзатти, что он выбрал для нее жениха — храброго воина Солора. Юноша поражен красотой дочери раджи, но воспоминание о баядерке и данной ей клятве приводит его в замешательство. Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом и узнает о тайной любви Солора и Никии.
Раджа разгневан, но менять свое решение не намерен: свадьба состоится, а баядерка должна умереть. По обычаю, для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты приглашена главная баядерка. Танец Никии перед Солором и его нареченной трагичен. Преданная возлюбленным, униженная обычаями храма и двора раджи, она танцует поруганную любовь, горечь женской доли и величие души. Поэтому роковой укус подложенной в корзинку с цветами змеи она встречает как избавление от всего земного.
Солор потрясен, он глубоко переживает трагедию потери любимой. Полунин создал пластически совершенный и драматически убедительный образ мужественного воина, который в любви оказался не таким храбрецом, как на поле брани. Но любовь не отпускает Солора. Никия снится ему… И вот уже из мрака ночи возникают тени. Их медленный ход напоминает скорбную ритуальную молитву.
Среди теней Солор видит Никию… Танец «теней» завораживает, погружая зрителей в состояние восторженного созерцания неземной красоты. Одновременно это сцена душевного катарсиса Солора. Разгневанные коварством и предательством людей, боги разрушают храм, в котором Великий брамин проводит брачный ритуал, для того, чтобы души Никии и Солора могли воссоединиться на Небесах.
Но можно ли отказаться от любви? Баядерка обрекает себя на смерть.
Гамзатти дочь раджи приказывает подарить ей после танца корзину с цветами, в которой спрятана змея. Девушка погибает. Возлюбленный не может перенести ее гибели и лишает себя жизни. После чего души их воссоединяются. Так знаменитую историю интерпретирует труппа Национального Классического Балета.
Кстати, знаете ли вы, что до сих пор неизвестно, кто на самом деле написал либретто?
Астраханский театр Оперы и Балета 19 подписчиков Подписаться Громкая премьера ждёт ценителей балета в октябре. Хореографию Мариуса Петипа зрители увидели впервые ещё в 1877 году. Сейчас главные партии в балетном зале астраханского театра оттачивают солистка Анастасия Грачева и премьер Артур Альмухаметов. Во всех цехах театра кипит работа: там создают костюмы для ведущих персонажей, кордебалета и миманса.
Зрителей завораживают не только великолепные зрелищные танцы, но и обилие ярких декораций и костюмов. Кульминация спектакля, сцена царства теней, давно вошла в анналы мирового балета как одна из самых запоминающихся и впечатляющих массовых хореографических картин. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю — что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам?
В репертуаре Астраханского театра оперы и балета появилась «Баядерка»
Новой постановкой спектакля «Баядерка» стартовал в Казани XXXI международный Нуриевский фестиваль классического балета. 20 января в прямой трансляции будем смотреть восхитительный и экзотический (а еще очень технически сложный) балет «Баядерка» со сцены Большого театра России. 17 ноября в 19:00 в Мариинском театре начинается трехдневная серия показов шедевра Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса — балета «Баядерка».
Прямая трансляция балета «Баядерка» со сцены Большого театра
Сегодня у нас вечер большого балета, трагическая история любви, будто специально созданная для раскрытия драматического дара главной героини. Балет состоит из трёх актов, его общая длительность — 2 часа 40 минут. Увидеть «Баядерку» также можно 3 и 4 октября. «Новосибирские новости» побывали на премьере и сделали. «Индийский» балет «Баядерка» был создан композитором Людвигом Минкусом и великим балетмейстером Мариусом Петипа.
Пермский «Арабеск» объявил лучших танцовщиков и балерин. Смотрим фото самых-самых
Балет Баядерка, НОВАТ. Купить билеты на балет Баядерка в Новосибирский театр оперы и балета | Гамзатти требует, молит Никию отказаться от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. |
Новая постановка «Баядерки» в Астраханском театре оперы и балета покорила сердца зрителей | Я не упустил возможность поделиться опытом и знаниями с молодыми артистами, дал серию мастер-классов, в том числе по балету «Баядерка». |
Сайт Театр оперы и балета | Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. |
Билеты на балет «Баядерка» | Телеверсия новосибирского балета «Баядерка» выйдет 28 января на канале «Россия-Культура». | Читайте самые свежие и актуальные новости из рубрики Культура на Горсайте. |