Вот и закончился армяно-азербайджанский конфликт, который длился без малого 30 лет.
«Что они творят?»: конфликт в Нагорном Карабахе глазами рядовых армян и азербайджанцев
Столкновения на азербайджано-армянской границе (сентябрь 2022) — Википедия | С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. |
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами? | Капитал страны | Азербайджан атаковал российские военные самолёты в Армении. Азербайджанские ракеты были выпущены по российским военным самолётам и вертолётам вблизи армянской столицы. |
Армения и Азербайджан начали процесс делимитации границы: начались протесты | — Армянские власти тогда предпочли не вмешиваться и наблюдали за происходящим со стороны. |
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
При этом Пашинян заявил, что после установления разграничительной линии из региона выведут российских пограничников. Чтобы успокоить недовольных, в Киранц приехал глава МВД Армении, но один из местных ветеранов едва не подрался с ним. Протестующих поддерживают представители Армянской апостольской церкви и парламентской оппозиции. Они говорят людям, что земли, которые Ереван отдает Баку, на самом деле армянские, поэтому их нужно защищать. Кроме того, противники правительства поддерживают мнения, согласно которым армяне и азербайджанцы в принципе не могут жить вместе. На Южном Кавказе начинается новый этап. На фоне российско-украинского конфликта, растущей напряженности на Ближнем Востоке и противостояния между Израилем и Ираном достигнутые 19 апреля соглашения выгодны всем. Утверждение границы исключит любую угрозу безопасности армян и азербайджанцев, проживающих на сопредельных территориях. Следующим этапом станет интенсификация переговоров по Зангезурскому коридору», — рассказал «НГ» руководитель азербайджанского Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу. Армяно-азербайджанскому конфликту больше 30 лет, за это время народы привыкли видеть друг друга через призму множества стереотипов.
Этим же занялся и еврочиновник, давший комментарий Politico: «Азербайджан и Россия в основном говорят одно и то же — что миссия ЕС — это военно-разведывательная операция под прикрытием наблюдения… Они с самого начала пытались дискредитировать миссию, которая является исключительно гражданской и невооруженной, и мы мало что можем с этим поделать». Известно, что полуправда — это худший вид лжи. События 11 апреля доказали никчёмность миссии ЕС. При этом Азербайджан и Россия критиковали миссию по своим причинам. Официальный Баку стремится в перспективе переформатировать Армению в «Западный Азербайджан», чтобы раз и навсегда решить «армянский вопрос». ЕС же балансирует, демонстрируя благожелательность к официальному Баку, но и не отталкивая от себя армянских евроатлантистов. Получается, что с негласного одобрения ЕС Азербайджан постепенно откусывал территории Армении. Как мы знаем, вводить жёсткие экономические санкции против Азербайджана за политику в отношении Армении европейские страны не планируют. Резолюции Европарламента и словоблудные речи некоторых политиков особенно из Франции нельзя считать серьёзными мерами против Азербайджана. А вот Россия справедливо видит в миссии ЕС деструктивную силу, которая хочет использовать территорию Армении в антироссийских и антииранских проектах. Не будем забывать, что в случае аннексии Азербайджаном Сюника Иран окажется во враждебном тюркско-суннитском кольце. Грубо говоря, турецко-азербайджанский тандем стреляет в Армению, а целится в Иран. Неслучайно после эскалации бывший военный атташе посольства Турции в Азербайджане генерал-майор в отставке Юджел Карауз заявил: «Иран, сосед как Армении, так и Азербайджана, вместо того чтобы быть нейтральным, отдал стратегический приоритет Армении. Иран оказывает всяческую политическую, дипломатическую, военную поддержку Армении. Было видно, что в сегодняшней провокации использовалось иранское оружие. С момента совершения провокации до настоящего времени иранские беспилотники ведут разведывательную работу на границе Азербайджана, Армении и Ирана. Это доказывает, что они в сговоре. Несмотря на то, что с момента заключения перемирия прошло 30 месяцев, Армения не выполняет своих обещаний, ведёт двойную игру и не намерена заключать мирный договор. Армения пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации… Я уверен, что Армения вновь почувствует железный кулак на своей голове и в результате будет стремиться к скорейшему подписанию мирного соглашения. Турция будет поддерживать Азербайджан до конца».
Отныне и навсегда судьба региона решена без его участия, что полностью развязывает ему руки в переговорах с Азербайджаном, которые после 1 января можно будет вести чуть ли не с чистого листа, не будучи обремененным «карабахским вопросом». Ни на секунду не сомневаюсь в том, что данный шаг Шахраманяна был заранее согласован с Баку, и даже вполне допускаю, что его придумал непосредственно азербайджанский президент Ильхам Алиев, являющийся, как показывает опыт, незаурядным и дальновидным дипломатом и знатоком международного права школа МГИМО сказывается. Как бы то ни было, факт остается фактом: карабахский вопрос закрыт окончательно и бесповоротно. Как заявил сам азербайджанский лидер, «серых зон» на карте Азербайджана не осталось. И не этот ли сценарий развития событий имел в виду другой дипломат — нынешний пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда заявил об этом 23 сентября? Ну а сейчас в сухом остатке мы имеем точную дату — 1 января 2024 года, когда армянский Карабах из государства-фантома превратится в факт истории, описание которого займет пару небольших абзацев в энциклопедии. После чего на всем Южном Кавказе установится если не мир, то временное затишье, которое станет предвестником долгого и прочного мира. Лично меня в этом деле поражает то изящество, сравнимое с чувством эстетического наслаждения, с каким случилось окончательное решение карабахского вопроса. Азербайджан мог бы выдавливать армян из Карабаха угрозой применения силы, например, введя на улицы Ханкенди, Аскерана и других городов региона тяжелую бронетехнику, один вид которой давил бы на психику армян, побуждая их к бегству. Можно было бы с той же целью ввести комендантский час и ночное патрулирование населённых пунктов на гремящих и лязгающих гусеничных бронемашинах. Но ничего такого нет. Все очень похоже на переезд, когда жилец спокойно и деловито собирает вещи, чтобы без суеты переехать из одной квартиры в другую без участия судебных приставов, полиции и иных неприятных ему лиц.
Он рассказал, что его знакомого ударили ножом в драке, однако попросил соотечественников не поддаваться панике и истерии. Вице-президент «Союза азербайджанцев России» Ильнур Гусейнов также призвал не поддаваться на провокации и обратился к армянской стороне с просьбой урегулировать конфликт. В чем причина? Драки в Москве происходят на фоне продолжающегося военного конфликта на границе Армении и Азербайджана. О первом столкновении страны сообщили 12 июля. С обеих сторон применялось огнестрельное оружие. Кто начал конфликт, непонятно: стороны постоянно перекладывают ответственность друг на друга. И Азербайджан, и Армения заявили о нескольких погибших, в том числе погиб азербайджанский генерал. В Минобороне Азербайджана назвали это дезинформацией и сказали, что это армянская сторона обстреляла азербайджанские села.
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
Армянский лидер Пашинян стремится оправдать свои действия, пугая общественность военной угрозой. Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт. Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян. Азербайджан атаковал российские военные самолёты в Армении. Азербайджанские ракеты были выпущены по российским военным самолётам и вертолётам вблизи армянской столицы. Алиев назвал разоружение армян условием прекращения операции в Нагорном Карабахе. Сегодня в азербайджанском Евлахе пройдут переговоры представителей Баку и армян Нагорного Карабаха. Будут обсуждать права армянского населения региона в Азербайджане.
В НКР сказали, что пострадавших из-за инцидента между военными Армении и Азербайджана нет
И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта. Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении. Однако поскольку Москва заинтересована оставаться в т. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ , эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что заняв относительно нейтральную позицию и косвенно поддержав Азербайджан, Россия поставила в приоритет собственные интересы, связанные в том числе с проектом газового хаба в Турции.
Да и во время последней эскалации её военные находились не в Карабахе, а на учениях с США. Конечно, можно было надавить на азербайджанский бизнес в России, но стоила ли игра свеч, учитывая множество прозападных шагов со стороны Пашиняна за последние годы? Несмотря на выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Азербайджаном, Армения по-прежнему важна для России и уничтожать существующие связи в Кремле не собираются.
О перспективах разрешения приграничного спора между двумя странами — в материале «МК». Фото: AP «На границе между Азербайджаном и Арменией экспертные группы стран приступили к процессу уточнения координат на основании геодезических измерений на местности», — говорится в сообщении МВД Армении. Ранее, 19 апреля, стороны предварительно согласовали северный участок границ двух стран по линии на момент распада СССР.
Согласно договоренностям, четыре армянских села должны перейти Азербайджану. Жители области выходят на акции протеста против договоренностей о разграничении. Во вторник, 23 апреля, полиция в целях безопасности перекрыла дорогу Баганис-Воскепар, где идет подготовка к делимитации и разминировании границы.
А старший советник по Евразии Министерства торговли США Хизер Бирнс прямо заявила о цели форума: «Наша цель в организации этого форума — помочь азербайджанским инвесторам развивать потенциал зелёной энергетики в стране при поддержке поставщиков технологий из США. Страны — производители нефти и газа во всем мире разрабатывают проекты экологически чистой энергии для сокращения выбросов углерода. У нас есть только одна планета, и мы должны работать вместе, чтобы контролировать глобальное потепление». На следующий день, 4 апреля, Венкатараман обсуждал с первым заместителем министра экономики Азербайджана Эльнуром Алиевым сотрудничество в сфере экономики, финансов, энергетики и технологий. Американское посольство в Баку также анонсировало, что Венкатараман помимо Азербайджана посетит Турцию, Армению и Грузию. И действительно, 7 апреля американский чиновник провёл переговоры с секретарём Совета безопасности Армении Арменом Григоряном.
Что же означают эти визиты? Азербайджан, активизировавший экономическое сотрудничество с США, — это братская страна для Турции. А Грузия сильно зависит как от США, так и от турецко-азербайджанского тандема. Итого, с точки зрения США, в региональной конфигурации Армении отведена роль экономического и политического придатка турецко-азербайджанского тандема, так как никакую Великую Армению с Карабахом, Нахичеванью и Западной Арменией Вашингтон не будет создавать. И всё же самыми опасными для Закавказья следует считать последствия военного сотрудничества США с Арменией и Азербайджаном. Отмечается, что американский визитёр обсудил с представителями военного ведомства Армении подготовку личного состава, проведение совместных учений, обмен опытом и знаниями. Кроме того, американские делегаты посетили учебные воинские части и учебный центр «Зар» миротворческой бригады министерства обороны Армении. От себя заметим, что если даже миссия ЕС передавала сведения Азербайджану, то американские военные тем паче могли сообщить об увиденном Баку. Через 3 дня, 10 апреля, министр обороны Армении Сурен Папикян отправился с визитом в Брюссель.
По интересному совпадению за сутки до эскалации, 10 апреля, визави Армении по Сюнику тоже были на Западе. В этот день Министерство обороны Азербайджана сообщило, что заместитель министра обороны — командующий Военно-воздушными силами генерал-лейтенант Рамиз Таиров находится с визитом в США. В ходе этих переговоров стороны обсудили военное сотрудничество и вопросы региональной безопасности. За этими скупыми фразами скрывается координация действий Баку и Вашингтона против Тегерана, так как официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс за последние месяцы дважды говорил о поддержке США Азербайджана в конфронтации с Ираном. Кроме того, следует подчеркнуть, что переговоры между командующими ВВС говорят о повышении уровня военного сотрудничества между США и Азербайджаном.
Полицейские задержали 13 нападавших. Были ли они выходцами из Армении, не уточняется, но Элунур Гусейнов, вице-президент «Союза Азербайджанцев», утверждает, что да. Еще один конфликт случился 24 июля в районе метро «Саларьево».
На ресторан «Армянский двор» напали 20 человек — предположительно, азербайджанцев. Они приехали туда с деревянными брусьями и металлическими прутьями и начали громить витрины. Нападение длилось около 10 минут. Как на это отреагировали представители диаспор? Незамедлительная реакция последовала с обеих сторон. Также по этому поводу в своем фейсбуке высказался глава «Объединения армян России» Давид Тоноян.
«Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России
В этом есть отличие армянского общества от азербайджанского. Грубо говоря, азербайджанцы с годами только укрепились в своей правде, а армяне утратили свой «символ веры». Вот базовые моменты трансформации армяно-азербайджанского конфликта. Кроме того, армянская сторона категорически не согласилась с требованиями Азербайджана изменить маршрут, проходящий через контролируемый армянами и российскими миротворцами Лачинский коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией. Антитеррористические мероприятия привели к роспуску aрмии непризнанной НКР, восстановлению конституционного строя Азербайджана и первым переговорами между Баку и армянским населением региона о предстоящей реинтеграции. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном – армянское. Как напомнил глава государства, после развала СССР был конфликт и этнические столкновения армян и азербайджанцев, в результате которого Ереван взял под контроль Карабах и прилегающие территории — всего 7 районов или 20% территории Азербайджана.
Пашинян предупредил о новой войне с Азербайджаном: из-за чего наступила эскалация
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября | История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года. |
Угроза новой войны Армении и Азербайджана | Армянские пограничники открыли огонь по своим азербайджанским «коллегам». |
Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении | Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт. |
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области. Армянские военные поддержали протесты из-за делимитации границы с Азербайджаном. Пока армянский премьер Пашинян рвет связи с Россией, пытаясь сделать Армению "европейской страной", Азербайджан выдвигает новые территориальные претензии.
«Что они творят?»: конфликт в Нагорном Карабахе глазами рядовых армян и азербайджанцев
В Минобороны страны подчеркнули , что гражданские объекты и мирное население целями не являются. По заявлениям ведомства, азербайджанские военные «с применением высокоточного оружия на передней линии и в глубине выводят из строя позиции формирований Вооруженных сил Армении, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения». МИД Азербайджана выступил с заявлением, что единственным способом достижения мира и стабильности в Нагорном Карабахе является полный вывод армянских вооруженных сил из региона и роспуск правительства непризнанной республики. Минобороны Армении в ответ заявило , что в Карабахе давно нет формирований армянской армии. Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР.
При этом Армения является гарантом безопасности НКР и официально оказывает республике военную помощь согласно Бишкекскому протоколу от 1994 года Минобороны непризнанной НКР сообщило , что Азербайджан нарушил режим прекращения огня по всей линии соприкосновения и наносит ракетно-артиллерийские удары. Под обстрелом находится, в частности, Степанакерт. Уже есть погибшие и раненые. К вечеру вторника Министерство обороны России выпустило заявление по поводу ситуации в Нагорном Карабахе.
В нем говорится, что российские миротворцы начиная с полудня фиксировали «многочисленные факты нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны по всей линии соприкосновения». Вместе с тем командование российского миротворческого контингента призывает стороны конфликта к немедленному прекращению огня, принятию мер по деэскалации обстановки и продолжению переговорного процесса. Премьер-министр Армении Никол Пашинян созвал экстренное заседание Совета безопасности.
Потерять влияние на Южном Кавказе — это серьезное внешнеполитическое поражение для России. В Нагорном Карабахе намечается новый виток эскалации конфликта. Баку перебрасывает войска к границам с Арменией. На видео попало движение колонны с артиллерией. Ранее МИД Азербайджана обвинил Армению в провокациях и заявил, что на территории страны находятся незаконные армянские военные формирования численностью около 10 тысяч человек. Параллельно, боевые позиции Армении укрепляют личным составом, боеприпасами. Ведется подготовка новых рубежей обороны, окопов и долговременных фортификационных сооружений, установка мин.
Большую озабоченность у Минобороны Азербайджана вызывает и то, что Армения начала массово вооружать гражданское население. Кроме того, Ереван увеличил свои военные расходы до рекордного уровня и начал закупать вооружение: одним из поставщиков станет Индия. Обе стороны стягивают войска к границе.
В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий.
Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества.
В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность.
В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов.
Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа.
В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной.
Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия.
Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование.
Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях.
Однако попытка начать этот процесс показала, что он находится в глубоком тупике. Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок.
Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев. Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км. Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению.