В 1987 году она сыграла главную роль в фильме Сергея Соловьева «АССА». «АССА» — это не просто фильм, это голос эпохи, не смотря на множество драматических моментов, это невероятно яркий и светлый фильм. Премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ в 1987 году стала кульминационным культурным событием перестройки, а музыка «Аквариума» и финальная песня Виктора Цоя «Перемен» обеспечили ему место в вечности и истории страны.
История создания
- Асса фильм кино Виктор Цой СКРЫТЫЙ СМЫСЛ обзор разбор - YouTube
- «Рассказы: Размышления о фильме «Асса»
- Асса (фильм, 1987) — Все о кино
- О компании
Читайте отзывы о Асса (1987)
Музыке По мнению некоторых зрителей, этот фильм не является документом самой эпохи. Одновременно это свидетельство иллюзий советских креативщиков. Фильм получился с одной стороны мрачным, но с другой — наивным, чистым и поэтому привлекательным. Настолько привлекательным, что современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по Советскому Союзу. Это касается как тех, кто жил во времена СССР, так и молодых людей 20-30 лет. Зрители старшего возраста уверены в том, что в 80-90-х «Асса» была больше, чем просто фильмом — она стала социальным явлением: картина прекрасно вписывалась в предсмертную агонию СССР. Примечательно, что в конце восьмидесятых советская культура переживала не лучшие времена.
В образованном, интеллигентном СССР точно грибы после дождя, стали появляться экстрасенсы Чумак и Кашпировский и иже с ними, которым удалось одурманить огромное количество людей. Прав был профессор Преображенский, утверждавший, что «разруха в головах»: люди массово смотрели и «Рабыню Изауру», и «Взгляд», посещали церковь и бабок-шептуний, проклинали «проклятый капитализм» и строили финансовые пирамиды, чтобы вмиг разбогатеть. И ждали перемен… Бунтарская рок-н-ролльная «Асса», занявшая в общем паззле достойную клеточку, подсказала, каким образом эти перемены могут наступить. Но Соловьева — и Цоя — поняли неправильно… «Асса» — многослойное кино. На первый план здесь выступает криминальный сюжет, повествующий о махинациях комбинатора Крымова и борьбе с ним не очень-то и доблестной милиции. На втором плане — классический любовный треугольник, в котором все стороны слишком сложны, чтобы охарактеризовать каждую из них каким-то одним словом.
Но ядром картины стало противопоставление двух мировоззрений, которые, по сути, едины: неформальное движение — дитя социализма, кто бы что ни говорил. Да, «Асса» — символ эпохи — не очень долгой, но самой поразительной и самой драматичной для всех тех, кто ее застал и пережил. Впрочем, для тех, кто не пережил — тоже. Это была эпоха перемен. Жизнь страны Советов тогда была похожа на огромный айсберг, который тихо дрейфовал к более южным широтам, но таял на глазах. Все, что казалось устоявшимся, определившимся, незыблемым, неумолимо рушилось.
Взамен приходило нечто новое, неизвестное — волнующее и несколько пугающее. Люди, жившие тогда, были и свидетелями наступления этого нового, и непосредственными участниками интересных, но неизбежных, трагических событий. Главной «фишкой» фильма «Асса» стало психологическое выстраивание характеров персонажей и символическое содержание. В этом плане фильму Соловьева нет равных в кинематографе тех лет. Очень сильно срабатывает линия Павла Первого. Здесь идет прямой намек на то, что страна, допустившая подобное злодейство, рано или поздно падет.
Это в итоге произошло с РИ. Соловьев предсказывал: это произойдет и с СССР. Именно это и случилось. Как было придумано название Есть несколько версий того, как был назван фильм. Одну из них озвучил сам режиссер, Сергей Соловьев. Он рассказал о том, как во время подготовки к съемкам картины, находясь в Ялте, команда подсела на легендарное массандровское вино.
Ее придумали молодые композиторы Владимир Матецкий и Юрий Чернавский для популярного эстрадного коллектива «Веселые ребята». Ритмичная песенка про крошечного мальчика, который живет в телефонной трубке, так вдохновила Соловьева, что главного героя он решил назвать Банананом. Режиссер прослушал и отобрал несколько записей, которые ему понравились. Все они оказались сочинениями самой известной группы Ленинградского рок-клуба — «Аквариум». С лидером группы Борисом Гребенщиковым Соловьев решил познакомиться лично. Режиссер вспоминал, что, договариваясь о встрече, спросил у звезды ленинградского рока, как тот выглядит, чем поразил Гребенщикова.
Тот сразу отказался, сказав, что не подходит по возрасту — рок-звезде к тому моменту было 33 года. Но Гребенщиков вскоре познакомил режиссера с 19-летним ленинградским художником Сергеем Бугаевым-Африкой, которому было суждено стать главной звездой будущей кинокартины. Комната, в котором живет Бананан, — воссозданная мастерская Бугаева-Африки на улице Воинова ныне Шпалерная в Ленинграде, наполненная картинами и предметами современного искусства. Сны Бананана — хаотичное мелькание странных образов и цветных пятен — смонтированы из видеоарта ленинградских художников Олега Котельникова, Евгения Юфита, Евгения Кондратьева. После выхода фильма туристический поток в Ялте в зимнее время заметно вырос. Криминальный авторитет Крымов по сюжету снимает лучший номер в гостинице «Ореанда».
Но сначала администрация гостиницы категорически запретила Соловьеву снимать фильм на своей территории. В книге Бориса Барабанова «Асса. Книга перемен» режиссер рассказывает, что от отчаяния послал телеграмму самому Горбачеву, жалуясь, что ему не дают снимать кино.
К чему вся эта кустарная статистика? Для пущей наглядности.
Конечно, в законах постсоветских государств и в речах постсоветского начальства хватает и такого официального сексизма. Но самая липучая, самая вязкая системность не в речах и законах. Она в привычках и в «нормальных» моделях поведения. Её сила — в невидимой руке статистики, которая держит нас за горло. Иллюстративный случай из жизни Во второй половине лихих девяностых я был студентом и пять лет жил в одной комнате с четырьмя сокурсниками по инъязу.
Одно из самых жгущих воспоминаний того времени у меня связано, скажем так, с искусством. У нас, пацанов из Ленобласти, не было денег и богемных связей, но было время, молодость и много моделей для подражания — в том числе из советской контркультуры 80-х. Наша трёхместная комната в общаге на Детскосельском бульваре была моим Ленинградским рок-клубом; моей галереей «Асса» и Пушкинской 10. Мы писали песни, рисовали рисунки, снимали пост-пост-мета-мета-кино на ВэХаЭс-камеру одного из наших пап и говорили на диком жаргоне, сотканном из бесконечной языковой игры. Однажды вечером соседи по комнате обмотали меня с ног до головы кассетной плёнкой и выставили в коридор возле нашей комнаты.
Рядом на стену прилепили бумажку: «Произведение современного искусства. Материалы: плёнка, [моя кличка]». Так, в роли произведения современного искусства, я стоял истуканом не менее часа. Слух о перформансе расползался по этажам. В какой-то момент снизу прибежала девчонка с сияющим лицом.
Не говоря ни слова, она сунула в мою руку, торчащую из плёнки, здоровенный латунный подсвечник и убежала. Я, бляха-муха, не помню даже, с какого она была факультета. Несмотря на то, что она потом приглашала нас в гости. Несмотря на то, что она пыталась говорить со мной об искусстве и духовных безднах Петербурга. Безусловно, у меня уже тогда была аллергия на разговоры о духовных безднах Петербурга.
Но друзьями с той девчонкой мы не стали вовсе не из-за этого. Друзьями мы не стали, потому что не было в программе такого алгоритма — дружить с девчонками. С девчонками либо хотелось трахаться, либо не хотелось. Если не хотелось, то к ним можно было ходить на шарлотку. Их можно было спрашивать про курсовую и снимать в кино на ВэХаЭс.
Им можно было давать за глаза ваще прикольные клички Бузомнутая, Реактивная, Сексообильная и писать про них ваще прикольные песни. Но писать песни с ними, рисовать с ними, сочинять с ними дурацкие сценарии, на равных тусоваться с ними и по-дружески, в лицо, без снисхождения прикалываться над их слабостью к безднам Петербурга, ежели таковая слабость имела место, — вот это всё было за гранью моего представления о мире. Этого не было в «нормальных» моделях поведения. В моделях, которые мы с мальчишками унаследовали, мягко говоря, много от кого. В том числе от героев контркультуры 80-х.
Мужчины, сделавшие «Ассу», смотрели на коллег женского пола примерно так же, как мы на соседок по общежитию. Позвольте достать четвёртую книгу , на этот раз чисто про «Ассу», и процитировать из неё слова режиссёра Соловьёва о модельерке Елене Зелинской, создательнице костюмов для фильма: Зелинскую мы звали Вазелинской. Она была хорошенькая, и все к ней приставали. Я помню, мы поехали в валютный какой-то санаторий, который тоже стоял пустой. Любая мужская тусовка — от воровской малины и студентов в общаге до группы «Аквариум», объединения «Новые художники», Политбюро ЦК КПСС и путинской олигархии — функционирует одинаково.
Манеры и лексика могут различаться, но гендерный фильтр неизменен. Мужчины для тусовки потенциально свои по умолчанию; женщины свои или никогда, или в порядке исключения, за особые и заведомые заслуги. Одна из немногих женщин, которые на равных тусовались с ленинградскими рокерами 80-х, — Джоанна Стингрей. Она была американкой, ходячим доступом к Западу.
Перед нами линяло-серая, ибо зимняя Ялта, портреты деятелей Политбюро, обшарпанность и скука. И тут — плоть от плоти социалистической индустрии — цеховик Андрей Крымов.
То есть Крымовых порождала сама же система. Он тут показан как бы отстранённо — авторы его не осуждают за «деятельность». За устранение мальчика-Бананана - да, естественно, а за преступные махинации - не-а. Крупным планом — его возлюбленная с эстетским именем Алика. Она - медсестра, но не очень похожа. Такие девушки бывали дочерями функционеров, профессоров и художников-лоялистов, умевших тонко выписывать ордена «дорогого Леонида Ильича».
Особый тип девочки-мажора , которая слушает классику и джаз, учится на филфаке и, рано потеряв невинность, остановила свой выбор на умном-обеспеченном-старом кавалере. Этих красавиц а они редко бывали некрасивы! Поэтому связка «Алика — медсестра» весьма коряво смотрится. Третий фигурант носит ещё более странное имя — Бананан, который прямо заявляет: «Я живу в заповедном мире моих снов».
Ещё о переменах
Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Там он познакомился с Виктором Цоем и Сергеем Курехиным, вместе с которым играл в одной группе. А поскольку Бугаев в ту пору был увлечен идеями об африканских корнях русской культуры, он заслужил прозвище Африка. Кто его познакомил с Бугаевым, Соловьев позже не мог вспомнить, но при первой же встрече с ним понял: вот таким и должен быть главный герой его фильма — молодым неформалом, плюющим на общественное мнение, предвестником эпохи перемен. Художник-авангардист Сергей Бугаев и его работы Фото: colta. А слово «Асса» подсказал режиссеру Сергей Бугаев, который в одном из интервью это объяснял так: «На самом деле слово «асса» высоко котировалось у художников. В частности, арт-кружок «Популярная механика» почитал это слово за сакральное. Вспомните, о чем говорится в самом начале фильма «Асса».
Всем известный факт: библейский Ковчег. Исторически доказано, что он остановился на Кавказе в районе горы Арарат, и после долгих скитаний по волнам Ной наконец ступил на твердую землю. В чрезвычайном волнении древний герой смог исторгнуть из себя одно лишь единственное слово «Асса! Это восклицание до сих пор бытует в кавказских языках как своеобразный энергоемкий агрегат. Танцующие горцы выкрикивают: «Ас-с-с-са-а-а! А для нас клич «асса» стал символом поколения». А сам режиссер на вопросы о странном названии фильма предпочитал отшучиваться, заявляя, что это аббревиатура «Автор Соловьев Сергей Александрович».
Частично их сделал сам исполнитель роли героя, художник Сергей «Африка» Бугаев.
Он просто раскрасил метры пленки пестрыми красками. Не менее смелыми были черно-белые вставки снов. Кондратьева причисляли к некрореалистам или «новым диким» — режиссерам, независимым способом снимавшим короткометражное кино довольно радикального содержания. Включение отрывков таких фильмов в картину государственного производства было шагом, конечно же, довольно провокационным. Самый известный пример — монолог «майора» о космосе и гибели Юрия Гагарина. Согласно, опять же, легенде, Александр Баширов никак не мог запомнить текст сценария. Съемка же велась в Бутырской тюрьме, куда группу пустили только на полтора часа. Чтобы успеть снять хоть что-то, Баширов предложил нести на камеру первое, что приходит в голову.
С экспромтом, в отличие от сценарного текста, актер справился превосходно, выдав с первого дубля историю столь же бредовую, сколь и трагическую, а заодно наполненную серией перлов и афоризмов. Все намеренно сделано странно. Скажем, название. Оно отсылает то ли к Библии, то ли усеченному наименованию портвейна «Массандра», то ли к Гарику Ассе, авангардисту и одному из художников картины, то ли к самому режиссеру — Автор Соловьев Сергей Александрович. Чудны персонажи и даже их имена. Но, несмотря на всю абсурдность такого подбора героев, в значительной степени это было отражением или срезом советского общества тех лет. Это одновременно и любовная мелодрама, и триллер, и музыкальный фильм, и исторический. Но, пожалуй, наиболее точно картину определял сам Соловьев.
Он характеризовал ее как «арт-рок-парад» или как начало «маразматической трилогии» продолженной фильмами «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом».
Методом «с миру по нитке». Сергей Александрович едва ли не клялся, что ни политических демонстраций, ни фиги в кармане, словом, ничего крамольного он не замышлял, не имел в виду. Просто: он поручил дрожащему дебютанту, 19-летнему студенту Сереже Ливневу, написать сценарий, обозначив некоторые параметры — романтическая любовь, два-три криминальных эпизода, все происходит в Ялте. Просто: своим студентам он дал задание привести в мастерскую модных современных музыкантов в то время во ВГИКе у Соловьева была казахская мастерская, из которой взметнется вскоре новая казахская волна, но это уже другой сюжет. Рашид Нугманов привел Виктора Цоя — от его песен уже фанатели толпы, а Сергей Александрович признался как на духу, что понятия не имел ни о Цое, ни о его группе «Кино». До такой степени, что, увидев красивого нацмена в группе, обеспокоился, поняв, что такое лицо в массовке не годится: будет доминировать. Подошел к нему, сказал комплименты и намекнул, мол, вы нам не подходите.
Цой даже обрадовался такому повороту дела, собрался на выход, но Нугманов зашептал на ухо мастеру, что этот парень — рок-звезда, и без него никак. И тот, кто выкрикнет в финале слоган фильма «Мы ждем перемен! Вслед за поэтом Соловьев декларирует поэтику случайностей, но при этом чудесным образом у него каждое лыко в строку: великий Ульянов не смог сниматься в роли Крымова, график не позволил, и тогда режиссер пригласил друга — Станислава Говорухина, и роль подпольного миллионера села на него, как влитая. В «собрание случайностей» добавим зимнюю Ялту, придуманную сценаристом, труппу лилипутов, случайно встреченных им на пляже, неслыханное имя главной героини Алика в честь Алики Смеховой, сразившей молодого сценариста на крымском берегу, опять же, случайно. И дальше все шло как в сказке про репку: бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку и так далее. Борис Гребенщиков познакомился с Сергеем Соловьевым на лестничной площадке московского телецентра, куда он вышел покурить. Как гоголевский Плюшкин, режиссер на всякий случай тащил на стройку фильма валявшийся на дороге ржавый гвоздь, любую пустяковину, — авось пригодится.
Но и Шнур, и Стас Борецкий, и актриса Екатерина Волкова не хотят или не могут быть в кадре «другими людьми». С другой стороны — великий Башмет: хоть он, конечно, и не актер, но расчет был у Соловьева на то, что большой талант хоть как-нибудь да проявит себя на экране — но ни черта не проявляется!.. Башмет в роли великого скрипача являет какую-то жалкую пародию — так показывают великих людей в сериалах на Первом канале. И дочь Сергея Соловьева Анна лишена признаков «неземного происхождения», и Сергей Маковецкий в роли условного «интеллигентского режиссера» — ну никак не получается неземного. Наконец, и Друбич — актриса совершенно удивительная и неповторимая, женский идеал моей юности, — даже и ей не удается в «2Ассе2» быть прежней, парящей над землей, не от мира сего. Несмотря даже на мистическую смерть героини Друбич, которая играет актрису, сознательно бросающуюся под поезд во время съемок фильма об Анне Карениной. И даже голос Гребенщикова за кадром звучит песня «Навигатор» — словно сожалеет об утраченном Духе. Дело ведь вовсе не в том, что Цоя заменили на Шнура, и не в том даже, что прежде убитых героев за уши тянут из могилы фото: kinopoisk. Да очень просто. Просто сами по себе, конкретные Сергей Бугаев, по прозвищу Африка, Татьяна Друбич, Цой и все прочие были в 1980-е людьми духа — потому что это было единственным развлечением неглупого советского человека. Таковыми были почти все представители культуры конца 80-х годов: с одной стороны, так легче было сохранять себя, а с другой — они были лишены множества сегодняшних соблазнов. Взгляните внимательно на фотографии тех лет, на этих очкастых и бородатых мужчин с глазами детей, посмотрите на актеров того времени: во всех лицах читается какая-то нездешность, отрешенность, какая-то свершающаяся внутри другая, параллельная жизнь. Все они ждали перемен, свободы, и в их наивном советском сознании еще не было даже разделения на свободу материальную и духовную. Была просто абстрактная жажда освобождения — в виде облака или ветра, и эта жажда наполняла глаза. Соловьев все это только выразил в 80-е годы — в художественной форме, но он работал в каком-то смысле с готовым уже человеческим материалом. Все главное, о чем говорил режиссер, уже было в этих людях — независимо от актерских талантов. В глазах нынешних людей, независимо от возраста, одинаково нет желания чего бы то ни было — ни свободы, ни несвободы, как и нет в них этой отстраненности — потому что способности абстрагирования они лишены начисто. И ты вдруг понимаешь, что сыграть «дух» сегодня невозможно — если нет в принципе таких людей, которых воспел Соловьев в первой «Ассе».
Прогулка по местам съемок «Ассы» в Крыму
Фильм "Асса" / Лев Вишня | Главной «фишкой» фильма «Асса» стало психологическое выстраивание характеров персонажей и символическое содержание. |
АССА, 1987 | В 1987 году я отправился в длительное заграничное путешествие, потому про фильм «Асса» узнавал опосредованно. |
Прогулка по местам съемок «Ассы» в Крыму | А в Ялте снимают фильм "Асса", который рассказывает о перестройке выразительнее, чем всё перечисленное выше. |
Как Цой нашел любовь, а Соловьев не признал БГ и другие истории о съёмках «Ассы»
хороший советский фильм 80-х. Информация о фильме Актеры и роли Отзывы Постеры фильма Кадры из фильма Тексты песен Видео Новости Смотреть онлайн. Так каких перемен требует Цой, если исходить из сюжета фильма «АССА» и его главной трагедии?
МОИ НАМЕДНИ. Фильм «Асса». Уныние в романтике, грусть в красоте
При этом «Асса», будучи абсолютным фильмом на вырост, оказалась очень длинным процессом. В фильме сначала показано, что Алика звонит по телефону из будке №9. Потом показывают Крымова в футболке, на спине которой тоже № 9. Когда Алика звонит маме. Я редко читаю отзывы в блогах на фильмы; но когда прочел фразу «фильм «2Асса2» просто за гранью – причем непонятно, за какой», я вздрогнул и оглянулся: не читает ли кто мои мысли? "Асса" и "10 негритят".
Бунт, контркультура, агония СССР и другие смыслы культовой «Ассы»
Место действия - зимняя Ялта. Герои криминально - детективной мелодрамы-клипа - крупный промышленный мафиози Крымов, юноша-авангардист Бананан, любовница Крымова она же и любимая Бананана , царь Павел, театр лилипутов и музыканты рок-групп "Кино", "Аквариум", "Браво", "Союз композиторов". Сюжет 3 Осторожно! Но есть и другая жизнь - птичья, полетная, просквозенная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана.
Зато Ялту группа использовала «на все корки».
Несколько раз в кадре появляется набережная — в самом начале, а потом главный злодей Крымов кормит там чаек. Гостиница, где проживает героиня со своим криминальным «покровителем» — это престижная «Ореанда» и то дело, солидному «авторитету» не годилось размениваться на третьеразрядные заведения! Трейлер к фильму «Асса» Необходимый по сюжету ресторан принадлежал другой гостинице — «Таврида». Эпизод с фотобудкой были сняты в Приморском парке , и там же находился тир, в котором герои стреляли.
В кадр попал реальный пункт междугородней телефонной связи на набережной. Например, там выступал театр лилипутов. Надо сказать, под снегом он смотрелся более чем необычно. Знатоки постепенно вычислили и некоторые второстепенные локации.
Например, арка, якобы ведущая к дому главного героя, найдена на улице Морской саму квартиру снимали в Москве. Также обнаружено два заметных дома в форме «утюга» — на улицах Севастопольской и Кирова. Мимо первого героиня проезжала в машине, к стенке второго Крымов приложил излишне смелого бородача. Песня «Аквариум» — «Город Золотой» Но самая интересная судьба выпала в результате съемок ялтинской «канатке».
Канатная дорога является важнейшей деталью самого романтического эпизода фильма. Но вот что интересно: до выхода «Ассы» на нее в городе как бы и внимания не обращали! Дорога, существовавшая с 1967 года, рассматривалась не как достопримечательность, а как вид городского транспорта, как фуникулер в Киеве, например. Так случилось второе чудо «Ассы» — после нее ялтинская канатная дорога вошла в число популярнейших городских достопримечательностей.
Хотя в утилитарном смысле ее тоже продолжают использовать. Демарш «Ореанды» Не обошелся фильм и без проблем. И самую большую создало руководство гостиницы «Ореанда». Там почему-то категорически не хотели пускать к себе Соловьева с его кино.
Фильм оброс тяжелым шлейфом смыcлов, домыслов, апокрифов и прочими румянами-белилами, поток которых не иссякает по сей день. Недавно я слушала на каком СМИ — не помню и ссылки не дам режиссера-постановщика «Ассы» и выдающегося спикера Сергея Соловьева. Согласно его последней версии, фильм рождался импровизационно, типа хэппенинг. Методом «с миру по нитке». Сергей Александрович едва ли не клялся, что ни политических демонстраций, ни фиги в кармане, словом, ничего крамольного он не замышлял, не имел в виду. Просто: он поручил дрожащему дебютанту, 19-летнему студенту Сереже Ливневу, написать сценарий, обозначив некоторые параметры — романтическая любовь, два-три криминальных эпизода, все происходит в Ялте.
Просто: своим студентам он дал задание привести в мастерскую модных современных музыкантов в то время во ВГИКе у Соловьева была казахская мастерская, из которой взметнется вскоре новая казахская волна, но это уже другой сюжет. Рашид Нугманов привел Виктора Цоя — от его песен уже фанатели толпы, а Сергей Александрович признался как на духу, что понятия не имел ни о Цое, ни о его группе «Кино». До такой степени, что, увидев красивого нацмена в группе, обеспокоился, поняв, что такое лицо в массовке не годится: будет доминировать. Подошел к нему, сказал комплименты и намекнул, мол, вы нам не подходите. Цой даже обрадовался такому повороту дела, собрался на выход, но Нугманов зашептал на ухо мастеру, что этот парень — рок-звезда, и без него никак. И тот, кто выкрикнет в финале слоган фильма «Мы ждем перемен!
Вслед за поэтом Соловьев декларирует поэтику случайностей, но при этом чудесным образом у него каждое лыко в строку: великий Ульянов не смог сниматься в роли Крымова, график не позволил, и тогда режиссер пригласил друга — Станислава Говорухина, и роль подпольного миллионера села на него, как влитая. В «собрание случайностей» добавим зимнюю Ялту, придуманную сценаристом, труппу лилипутов, случайно встреченных им на пляже, неслыханное имя главной героини Алика в честь Алики Смеховой, сразившей молодого сценариста на крымском берегу, опять же, случайно.
Режиссер еще пока боится окончательно развязаться с правдоподобием и четким нарративом, еще стесняется своих годаровских предпочтений — долгое время сюжетные линии «АССЫ» линия Крымова и линия Бананана едва пересекаются, чтобы в итоге сойтись и породить полновесную драму, если не трагедию. В той же степени нужна Соловьеву и историческая линия убийства Павла Первого, чтобы зарифмовать ее с финальным злодейством Крымова. Тогда еще постановщику казалось, что эта неформальная культура, персонифицированная в лице Бананана, негра Вити и их друзей обречена не только не идеологический прессинг со стороны властей и милиции, но и на физической уничтожение. Однако, главная угроза исходила, по мысли Соловьева, не от партии, а от находящихся в такой же тени, в подполье, что и молодые музыканты, но уже не андеграунда, а «теневой экономики» бандитов, будущих «новых русских» - этих, как считает режиссер, могильщиков «перестроечной» свободы. В этом отношении перед нами — пророческий фильм.
Само начало картины и ее заглавие символичны: после потопа, которым стал для России коммунистический режим, появляются первые люди, спасшие свою свободу на ковчеге неформального искусства, они и говорят: «АССА» - первое слово возродившегося мира.
Ещё о переменах
Все важное и архиважное о фильме «Асса» | "Асса"-неплохой фильмец,для любителей своего не скачивая посмотреть онлайн его,я думаю он многим что рекомендую,не. |
пересмотрел фильм Асса (1987) | Фильм "АССА-2" является своеобразным продолжением знаменитого фильма "АССА", который вышел на экраны в 1987 году и почти сразу был признан "культовым". |
Прогулка по местам съемок «Ассы» в Крыму | «АССА» Сергея Соловьёва — фильм, который определил творчество режиссера и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки, после которого Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю навсегда. |
Смысл фильма «Асса» (1987), содержание, актеры, герои, песни | Ознакомьтесь с плюсами и минусами Асса, посмотрите плохие и хорошие отзывы. |
Кинокритик: фильм «Асса» в 1987 году был подобен действию электрошока
Все шло своим чередом, пока в театр не приехала на гастроли труппа лилипутов. Один из артистов этого театра когда-то имел совместное темное прошлое с Крымовым. Таким образом, о только начавшемся романе становится известно Крымову. Тот всячески пытается помешать отношениям молодого артиста и Алики — он и запугивает Бананана, и пытается его уговорить, фактически подкупить, но тот категорически отказывается. Заканчивается история любви в духе шекспировских трагедий — Бананан погибает, а Алика мстит за парня и свою утерянную любовь, она убивает Крымова из пистолета. Один из друзей Бананана находит нового вокалиста в группу.
Он приводит в группу Виктора Цоя тот сыграл самого себя. Совсем юный тогда еще артист исполняет ставшую культовой песню «Перемен», а декорации ресторана, где ребята выступали вечерами, сменяются концертным залом. Смысл фильма Асса Смысл фильма довольно прозрачен. Сценаристы поставили перед собой цель отразить эпоху, творчески запечатлеть поколение тогда еще новых, совершенно необычных для СССР людей — ярких, творческих, не желающих жить в рамках условностей. Но помимо того, что фильм повествует о поколении бунтарей, ожидающих скорых перемен, это еще и совершенно не европейское поколение.
Помогли Соловьеву ее организовать представители группы «Эксперимент» входившей во всесоюзное объединение «Союзинформкино» Яна Либерис и Ванда Глазова. Создатели фильма обратились к ним всего лишь на предмет традиционной печати рекламного плаката и календаря, обычно сопровождавших выход советских фильмов в прокат. И они решили именно на ней попробовать применить хоть и в очень скромном виде мировую модель раскрутки фильма. Промоушен начался задолго до предполагаемой премьеры. Уже с помощью группы «Эксперимент» прошли съемки финальной сцены фильма в зале Зеленого театра в парке Горького, когда группа «Кино» исполнила новую песню «Перемен! Затем на Дне кино 27 августа 1987 года был показан рекламный фильм «Асса. Что это значит? Тимур Новиков, Георгий Острецов. Холст, акрил.
Фото из архива Георгия Острецова, Москва Перестройка хоть и шла полным ходом, но неповоротливая государственная машина сопротивлялась фильму как могла. Ведь все было готово: напечатана рекламная продукция, придуманы выставка и музыкальная программа. Только не было места, где это показать. Пытаясь спасти дело, Яна Либерис рассказала о проблемах в программе «Взгляд». И через пару месяцев один из «взглядовцев» Дмитрий Захаров подкинул уже отчаявшимся рекламщикам и несколько загрустившему Соловьеву идею с помещением ДК МЭЛЗ, где была театральная сцена. Тогдашний директор ДК Александр Вайнштейн не побоялся у себя молодежной тусовки, в отличие от директора «Ударника» Людвига Ваняна, за три дня до премьеры отказавшегося от показа «Ассы» под предлогом того, что «на правительственной трассе», «прямо напротив Кремля», намечается какой-то непонятный ему шабаш. В итоге вместо ноября 1987-го фильм вышел лишь в конце марта 1988 года. Георгий Литичевский. Голубые города.
Ткань, анилиновые краски, акрил. Синтез авангардной музыки, современного искусства и просто нестандартного поведения перекочевал из самого фильма на его презентацию. Премьера сопровождалась выставкой молодых художников, а также обширной концертной программой. Побывавший на премьере человек невольно знакомился с представленной в фильме андерграундной культурой довольно подробно: становилось понятно, что это не просто изгиб фантазии сценариста и не каприз режиссера, а живое перемещение настоящего, реального, существующего здесь и сейчас искусства на экран. Были организованы даже ночные программы. Конечно, зрители шли в первую очередь на фильм и концерт: «Аквариум», «Кино», «Браво» уже тогда были популярны. Повсюду висели плакаты «Асса в массы». Весь ДК был заполнен выставкой «Новая живопись 1980-х годов» 120 произведений 23 художников. Они постарались собрать и показать все самое яркое, модное и прогрессивное на тот момент в современном искусстве.
Все произведения были объединены одной идеей — продемонстрировать, что увиденное в фильме продолжает создаваться в мастерских. К сожалению, первоначальные наполеоновские планы, рассчитанные на пространство «Ударника», были свернуты: в ДК МЭЛЗ от многого пришлось отказаться. Например, идея сделать экспозицию, представляющую собой в плане Парк культуры, теперь была невозможна. От этой идеи осталось лишь звуковое оформление: Шутов и Аввакумов составили специальный саундтрек из музыки, звучавшей в советских парках. Колонны же, которые изначально должны были быть частью оформления экспозиции, превратились в масштабную инсталляцию «Пятая колонна», которая стала знаковым произведением выставки. Она состояла из шестнадцати составленных клином высоких цилиндрических колонн, капители которых были сделаны из сеток для кроликов и набиты голыми пластмассовыми куклами. Четыре колонны были оригинально обработаны. Одна украшена кусочками меди, прокатанной через офортный станок, вторая усыпана «хлопающими» кукольными глазками и собственноручно расписана Дуней Смирновой, поместившей на колонне текст своей статьи про «Ассу», третья оклеена газетами сталинских времен с торчащими из газет гвоздями, четвертая — меховая. Белые колонны украшали еще и сцену, с которой экспозиционеры нещадно оторвали задник, оставив кирпичную стену.
Другая, не менее смелая, «перестроечная» инсталляция Шутова, располагалась в одной из антресольных комнат. На полу был расстелен портрет Брежнева, на котором стоял рояль, а стены были задрапированы серебряной пленкой. Юрий Аввакумов, Сергей Шутов. Пятая колонна. Собственность авторов. Фото из архива Юрия Аввакумова Во время премьеры показывали коллекции авангардной моды «Прикид на послезавтра» Ирены Бурмистровой и Елены Зелинской, работавшей в фильме художником по костюмам.
Название фильма было предложено Сергеем Бугаевым , исполнителем роли Бананана. Из интервью с Сергеем Соловьёвым : — Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось? Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасённых тварей, про ветхозаветного Ноя , который, сойдя на землю со своего ковчега , вскричал: «Ас-с-са!! Сам лозунг «Асса» в рок-среду ввёл художник Олег Котельников, этот лозунг широко использовался в среде, связанной с « Камчаткой » [22]. В 2012 году Сергей Бугаев на ялтинском показе фильма «2-Асса-2» представил следующую версию происхождения названия: Мы когда снимали картину в Ялте, то много выпивали массандровского вина. Однажды в слове «Массандра» зачеркнули первую букву, а потом и несколько последних. И получился красивый напиток «Асса». Мы потом даже предлагали переименовать винзавод в «Ассу» и выпускать напиток с таким красивым названием.
Андрей Валентинович казался героем скорее отрицательным, но его защищали многие, в том числе и сам актер , считавший Крымова «великолепной, мощной, трагической фигурой, значительнейшим человеком, которого отвергла минувшая эпоха». Гость Станислав Говорухин. На ночь глядя. Выпуск от 24. Но это предложение Сергея Соловьева лидер «Аквариума» отмел сразу — по возрасту он был слишком далек от героя и актером себя не считал, — зато договорился с режиссером о том, что будет отвечать за музыку к фильму. Кстати, именно БГ «Асса» обязана одним из главных героев: он не только отказался играть Бананана сам, но и привел на замену Сергея Бугаева, которому фильм принес широкую известность. Но самым запоминающимся — не только на пластинке, но и в фильме — стало выступление группы «Кино» с песней «Хочу перемен». Впервые появившийся на экране Виктор Цой исполнил гимн поколения и сам стал его героем. Борис Гребенщиков о том, как попал в съемочную группу "Ассы" Впервые в советском кино на экране появились объекты нонконформистского искусства Другу Бориса Гребенщикова, «Африке», на момент съемок фильма едва исполнилось 20 лет.
Звезды и планеты сошлись: в прокат выходит восстановленная версия культового фильма «Асса»
Но ни те, ни другие не оспаривают того факта, что Крым в ленте отыграл на отлично — как всегда. Чудеса погоды Если строго формально, «Асса» — лента в жанре «черного детектива». Фон для событий криминального толка требовался соответствующий. А режиссер Владимир Соловьев изначально решил, что основной съемочной площадкой будет Крым — хотя бы потому, что герои изначально вроде как ехали на курорт. Понятно, что при таких вводных удовлетворить его могла исключительно Ялта с ее престижем и шиком. Эти качества и в советское время курортной столице были свойственны. Пляж , море и купальники по сценарию не требовались. Поэтому съемки были начаты в ноябре 1986 года. Тем не менее, режиссер и вообще съемочная группа рассчитывали на более-менее ясную и теплую погоду — ну в Крыму они или где? И тут судьба отколола номер — в 1986 году зима в Крыму оказалась необычно ранней, холодной и снежной.
В общем, через несколько дней после начала работы над лентой Ялта заледенела и оказалась засыпана снегом не хуже какого-нибудь таежного поселка. Режиссер прождал несколько дней. Природный катаклизм завершаться не намеревался. Поэтому решено было продолжить работу, и так возникла первая необычная особенность Крыма в кадрах «Ассы» — он там заснеженный. Ялта как съемочная площадка Фильм не весь снимался в Крыму. Включенные в него исторические сцены отсняты в Ленинграде — там, где им и положено происходить. Есть в «Ассе» и одна географическая подделка. Так, по сюжету герои едут из Ялты в Симферополь и посещают там скачки на ипподроме, делая ставки. Но хитрость в том, что ипподрома в Симферополе в то время не было.
Мало того — его не было и тогда, когда по сюжету происходили действия фильма — в 1980 году. Он закрылся в начале 1970-х.
Увлеченный в тот момент китчем, Соловьев не мог не «запасть» на яркую, нарочито наивную нью-вейверскую живопись, рождающуюся в городе Ленинграде в несметных количествах. В начале было слово «Асса» — известное загадочное слово. Оно появилось задолго до съемок фильма, и к моменту его создания уже обозначало определенный стиль жизни. И вот по прошествии 17 месяцев и 7 дней ковчег остановился на высочайшей из гор Араратских. Читает их, якобы из газеты, исполнитель главной роли, а в жизни художник, музыкант и тусовщик Сергей Бугаев по прозвищу Африка. На экране в серебряном плаще и того же цвета каске, расписанной замысловатыми узорами, с лицом, туго затянутым сеткой, движется художник Сергей Шутов, сценограф фильма.
Потом музыканты начинают играть на ярко декорированной сцене, и мы видим сразу же всех персонажей, которые «отвечают» в этой истории за искусство. Слово «Асса» было произнесено на первых же кадрах фильма, и «Асса» реальная предстает зрителю сразу — в образе «Новых художников» Сергея Бугаева, Тимура Новикова, играющего в фильме барабанщика, Густава Гурьянова и Андрея Крисанова, музыкантов группы «Кино», и Сергея Шутова, единственного московского художника, который находился в перманентном контакте с ленинградскими «Новыми». Сергей Шутов. Асса, племяши! Холст, смешанная техника. Государственный центр современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сначала «Асса» была кличем, придуманным участником группы «Новые художники» Олегом Котельниковым: «Было найдено адекватное оформление из области заумной речи». Слово «Асса» стало культовым словом «Новых». Так что привнесение частички полулегального арт-мира в фильм Соловьева отчасти был спланированной художественной акцией.
А упомянутый Новиковым лозунг «Асса в массы», действительно, стал девизом премьеры фильма. Олег Котельников. Стиляга Тэдди. Деревянная столешница, масло. Государственный Русский музей. Одна из многочисленных картин «Новых художников» с надписью «Асса» «Асса» называлась и частная галерея в мастерской Новикова на улице Воинова, 24. В середине 1980-х там же жил и Сергей Бугаев-Африка. Там проходили выставки, домашние концерты «Кино», «Поп-механики», спектакли «Нового театра», показы альтернативной моды и просто веселые тусовки.
С 1982 по 1987 год «Асса» была центром художественной жизни. Фильм не зря носит такое название. Тимур Новиков, большой сочинитель разного рода теорий и манифестов, в то время претворял в жизнь свой «метод перекомпозиции» и идею коллажа, и фильм «Асса» стал таким не без влияния этих идей. Пальма в снегу, Ялта зимой… Прозвище главного героя — Бананан — появляется в сюжете благодаря модному в начале 1980-х шлягеру Юрия Чернавского и Владимира Матецкого «Здравствуй, мальчик Бананан! Собственно, в первоначальном замысле автора сценария, 22-летнего студента ВГИКа Сергея Ливнева, так должен был называться и фильм. Название было изменено уже во время съемок. Африка убедил режиссера, что этот фильм не может называться, как песня. Новое же имя было многозначнее, по сути, работало как посвящение всему поколению «Ассы» и хорошо вписывалось в романтически-таинственный зачин картины.
Деятельность художников в фильме часто была экспромтом. Сергей Шутов, отвечавший за художественное оформление «молодежной» части фильма, говорит, что даже не прочел сценария. И Соловьев на этом не настаивал. У «Ассы» был главный художник — Марксен Гауфман-Свердлов, который позднее получил премию «Ника» за художественное оформление фильма. В титрах Новиков значится актером, Шутов сценографом сцена в ресторане, где выступают музыканты, оформлена огромными яркими живописными работами Шутова и серебряной пленкой. Но они с Африкой еще работали и «консультантами по эпохе». Каждый делал свое дело: говорят, даже и конфликтов особых не было. Сделав главного героя солистом в ресторанном ансамбле, режиссер превращает его жилище в настоящий арт-объект с кучей затейливых феничек.
Практически целиком перевезенная в Ялту реальная комната Африки из квартиры на улице Воинова в Ленинграде была скрупулезно восстановлена руками Сергея Шутова и Тимура Новикова. Затем интерьер был дополнен произведениями московских художников, вписавшихся в легковесную и в то же время завораживающую нью-вейверскую эстетику. Комната Бананана — мини-музей современного искусства, готовая инсталляция с участием разных авторов. Фирменные блесточки Шутова, расписанная им клеенка популярный в то время материал , керамическая хрюшка в знаменитых очках без стекол из его мастерской, созданные им прямо на месте объекты вроде лампы с рукой и противогазом сочетаются с работами самого Африки объекты в типографской кассе , Тимура «Джоконда», «Портрет Африки» , двойным портретом Африки работы Михаила Рошаля и традиционной иконографией комнаты молодого человека — фотографиями Юрия Гагарина и «любимейшего певца» Бананана Ника Кейва.
Но потом, казалось бы, изучив фильм от и до, открыла для себя новый пласт -исторический. До этого меня эти параллельные переходы в историю о Павле как-то не цепляли… Но не поленилась ведь, нашла в магазине Эйдельмановскую «Грань веков», прочитала…И… открыла для себя особую прелесть букинистических магазинов, тот особый запах и вкус старых книг… И почему-то взглянула на Говорухинского персонажа немного под иным углом зрения… А фильм окрасился для меня новыми красками, появились невидимые до этого моему глазу линии, черточки, мазки и точки… А Бананан…Ах, Бананан… Мечта моей беспечной юности… Его «Гуманистический пофигизм» или «Пофигистический гуманизм» - это тот самый принцип, который, видимо, изначально был во мне, но как следует сформировался и вылупился только после «АССЫ»… И вот уже сейчас, спустя годы, став взрослой и приобретя более осмысленный взгляд на жизнь Хм-м.. И очень ясно осознаю, что именно фильм «АССА» явился для меня той самой отправной точкой, тем самым необходимым толчком, волшебным пенделем, если хотите, для становления моей собственной независимой Личности… P. На днях спросила маму: - А помнишь ваш с отцом бесконечный кошмар в виде «Ассы»? Мама усмехнулась и сказала: - Ну почему же кошмар? Прикольный был фильм! Силком в тебя ни один приличный фильм не впихнешь, а так… сама все проглотила… Тут я и села мимо стула… Вот ведь, как оно оказывается!
Мы не видим мир реальным, принуждающим к действиям, к отвратительнейшим и скучным компромиссам. Мы видим мир чувствами: серебристой пальмой под пищевой содой, растаманскими мотивами летной песни сквозь очки с каски, цветной пленкой и железным занавесом при входе в наш мир. Именно — железный занавес отделяет наш закутанный в красную тряпку мир от реальности качающей лодку бури, которая готова поглотить маленького Альберта. И после того как третий голубь вернулся с оливковой веточкой в клюве, Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: «Асса! А вместе с ним передалась кому-то из нас их сила и чистота…» Сила и чистота этого внеземного голоса сконцентрировалась в бессмысленной книге, в сумасшедшей кассете и в радости маленького, увиденного за мгновение жизне- и бытоописательного сна. Этот сон — то отвратительное окошко, в которое так не хочется иногда выглядывать, потому сто снаружи — неизменно — муть какая-то, не удовлетворяющая ни одну из горячих потребностей сумасшедших творцов. Этот сон не так уже часто перемежается яркими кляксами и столбцами каллиграфических букв и прочих закорючек. Бегущие кислотные пятна и иссиня-черные чернильные пятна букв и символов — вот она, атмосфера нашей сумбурной, короткой бессмысленной жизни, пойманной автором за хвост и зажатой в кинематографические тиски. Мальчик Бананан, похожий на обезьянку. Да просто потому что он молод. Потому что для него все еще существует несколько вещей, более важных чем сто рублей. Совершенство заключается в том, что мы, как и он, не играем на сотню, но в отличие от нас, он отдает сдачу назад.
АССА [1987] - Чем прославился «Мальчик Бананан»
«АССА» Сергея Соловьёва — фильм, который определил творчество режиссера и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки, после которого Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю навсегда. Об эпохальном арт-рок-параде «Асса», приуроченном к выходу фильма в прокат в 1988 году, см. здесь. «АССА» Сергея Соловьёва — фильм, который определил творчество режиссера и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки, после которого Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю навсегда. Об эпохальном арт-рок-параде «Асса», приуроченном к выходу фильма в прокат в 1988 году, см. здесь. Татьяна Друбич в фильме *Асса*, 1987 | Фото.