Лекция Александра Архангельского «Как родилась великая русская литература». В актовом зале Духовных школ на Неве прозвучали исторические записи смешанного, женского и мужского хоров, под управлением самого Александра Архангельского, вечер сопровождался.
Александр Архангельский: «Помирать собрался, а рожь сей»
Александр Архангельский, бывший профессор московской Высшей школы экономики, бывший телеведущий, но по-прежнему журналист и писатель ответил на вопросы Нашей Газеты. О детстве в Сокольниках, жизни на Старом Арбате, великих современниках и бюрократической чистоте нынешней Москвы. Я родился В Сокольниках, в старом и при этом окраинном районе. bc1qmdt96xvsun9a8qxvgakfx9gqy4x72penx5rm2p&asset=c0 В эфире Александр Архангельский, журналист и писатель. Александр Архангельский – российский литературовед, литературный критик, публицист и писатель. Почему родителям не надо переживать из-за школы, «Правмиру» рассказал Александр Архангельский, отец четверых детей, писатель и профессор НИУ ВШЭ.
Александр Архангельский: «Позиция России вызывает в Армении обиду»
#александр архангельский | Новость часа ФСБ предотвратила теракт на военном объекте в Донецке. |
Александр Архангельский: биография, личная жизнь, жены, премии и политические скандалы | Политики, журналисты и все, кто следит за общественно-политической жизнью страны, могут найти на сайте горячие новости и статистические данные по интересующим их вопросам. |
Архангельский Александр | Александр Архангельский — все новости о персоне на сайте издания |
Александр Архангельский | На защиту Агентства регионального развития встал архангельский депутат Александр Назаренко, признавшийся, что сам близко знаком с делами АРР. |
РБК: Писатель и телеведущий Александр Архангельский ушел из Высшей школы экономики | Значимой фигурой в журналистике является Александр Архангельский. |
Александр Архангельский (II)
Александр Архангельский покинул пост профессора Высшей школы экономики, сообщил он в фейсбуке*. Александр Архангельский. Поделиться ссылкой на страницу Френдли-автора можно с помощью QR-кода. Напомним, что в сентябре Александр Цыбульский проводил встречу с новым заместителем гендиректора «Алроса» Владимиром Самофаловым — тогда они обсудили перспективные. Картину представляют герой фильма Фёдор Шишлянников, режиссёр Татьяна Сорокина и автор сценария Александр Архангельский. Александр Архангельский. «Не цепляться за мертвые формулы» Александр Архангельский о новой этике, культе отмены и коллективной вине.
Александр Архангельский – о застое как эпохе разочарования
В актовом зале Духовных школ на Неве прозвучали исторические записи смешанного, женского и мужского хоров, под управлением самого Александра Архангельского, вечер сопровождался. Александр Архангельский – коренной москвич, осчастлививший родителей своим появлением 27 апреля 1962. Продолжаем эту тему в интервью с писателем и телеведущим Александром Архангельским. Александр Архангельский «Музей революции» Александр Архангельский – прозаик, телеведущий, публицист. Александр Архангельский «Музей революции» Александр Архангельский – прозаик, телеведущий, публицист.
Александр Архангельский расскажет, куда попрятались утопии
Серьезные проблемы в течение 20—30 лет придут. Что такое бороться за хорошую экологию? Если мы понимаем, что мир погибнет, то должны принимать жесткие решения. Это ведет к закрытию огромного количества рабочих мест, к пресечению финансовых потоков туда, куда бы мы хотели их направить.
Конкуренция вырастает, люди должны доказывать свою состоятельность, они должны быть более стрессоустойчивы. Но все-таки целовать лучше, чем бить. Каждый готов разрешать свои олимпиадные блоки.
Зачем вы все это регистрируете? Почему вузы так хотят — это очень просто и никакого отношения к гуманитарным ценностям не имеет, это деньги. Читайте также Тест по литературе: помните ли вы классику из школьной программы Это способ зарабатывания денег — организация олимпиадного движения.
Вузы заинтересованы в том, чтобы поступали не на бюджет, это тоже очевидно, потому что бюджетные места сокращаются, а оплачиваемые, коммерческие места растут. Надо сказать, что они разъедают систему изнутри. О списках литературы в школе Принят новый Федеральный государственный стандарт ФГОС , и он завис на несколько лет, потому что с самого начала его пытались создать, как стандарт позавчерашнего дня.
Задача школы — давать опыт, не знания готовые капсулированные зазубренные, а опыт производства знаний, это самое существенное. Не может быть одной системы знаний, чтобы в один и тот же день одну и ту же тему изучали во всех школах страны, это нонсенс. Сейчас стандарт протащили и обманули педагогическую общественность, потому что договаривались о консенсусе, о том, что не будет никаких готовых списков.
А они есть. Современной литературы как не было в школе, так и нет. Более того, классное поурочное планирование тоже расписали как готовый документ.
Я скажу, что 50 лет такое в школе еще было, но уже перестало работать.
Можно ли сказать, что этот пример утешающий или вдохновляющий? Но что делать, мы не выбираем, за нас принимают решения.
Ее опыт не то чтобы вдохновляющий, но чуть-чуть успокаивающий. Можно пройти через тяжелейшие испытания, через слом несовместимых эпох. Можно пройти через страну, которая ввергается в насилие, в том числе по отношению к своим собственным гражданам, но не только: вспомним происшествие на острове Даманский в 1969 году.
И при этом можно не только остаться самой собой, но и накопить внутреннюю силу. Внутренняя сила — это то, чему нужно учиться, потому что конкретные исторические обстоятельства никогда не совпадают. А опыт преобразования бессилия в силу, испытания — в источник надежды, мне кажется, всем нам очень пригодится в ближайшие годы.
Вот этот образ, который я не нашел в литературе, я не нашел его в жизни, я нашел его в Теодоре Шанине». Могли бы вы повторить эти слова об Инне Ли — что не нашли такой образ в литературе и в жизни, а обрели в ней? Сильные героини, способные противостоять давлению эпохи, в отличие от сильных героев у нас есть.
И тут легче было оглядываться на опыт русской литературы — от княгини Ольги до Ольги Ильинской, от Татьяны Лариной до отсылающей к ней Лары… Образ Инны Ли вписан в русскую литературную традицию больше, чем образы мужчин — героев этой серии. Вообще, если бы серия была посвящена людям XXI века, тем, кто сейчас входит в историческую жизнь, то героинь было бы больше, чем героев. Женщины все больше вовлекаются в процесс создания исторического опыта.
Но мы все-таки пишем про XX век, где женщине не так легко было состояться, как мужчине. И в этом отличие третьей книжки от двух предшествующих. А еще Инна не боится говорить о быте больше, чем герои-мужчины моей серии.
Она не боится показаться приземленной, так как знает про себя, что она интеллектуалка. И в этом смысле ее образ очень обаятельный. Хотя все они очень обаятельные.
Но Теодор Шанин рассказывает о своем жизненном примере, Жорж Нива похож на вспоминающего интеллектуала… А Инна Ли делится опытом, который может пригодиться читателю. Она заботлива по отношению к нашему читателю, она беседует с ним.
Вообще, если бы серия была посвящена людям XXI века, тем, кто сейчас входит в историческую жизнь, то героинь было бы больше, чем героев. Женщины все больше вовлекаются в процесс создания исторического опыта. Но мы все-таки пишем про XX век, где женщине не так легко было состояться, как мужчине. И в этом отличие третьей книжки от двух предшествующих. А еще Инна не боится говорить о быте больше, чем герои-мужчины моей серии. Она не боится показаться приземленной, так как знает про себя, что она интеллектуалка.
И в этом смысле ее образ очень обаятельный. Хотя все они очень обаятельные. Но Теодор Шанин рассказывает о своем жизненном примере, Жорж Нива похож на вспоминающего интеллектуала… А Инна Ли делится опытом, который может пригодиться читателю. Она заботлива по отношению к нашему читателю, она беседует с ним. Например, многие отказываются от проведения литературных мероприятий, видя в этом гедонизм. Как смотрите на это? Условно говоря, должен ли повар, работающий в ресторане, из-за того, что вокруг несчастье, бросить нож на каменный пол, снять фартук, колпак и уйти подметать улицы? Если он хороший повар, его дело — работать на кухне.
Но, работая на кухне, не мешало бы помнить, что где-то люди голодают, где-то происходит несчастье. А писатель участвует в фестивалях, пока ему позволяет это делать совесть. И каждый решает для себя. Я знаю условие, при котором я откажусь участвовать: если от меня потребуют говорить то, чего я не думаю; если от меня потребуют выступать в контексте политических, экономических, культурных и прочих решений, которым я не сочувствую. Я считаю, что лучше прийти и сказать об этом писателе. Не то чтобы Олег неправ, но он выбрал эту дорогу, и я желаю ему удачи в том, чтобы идти по ней до конца, а я выбрал другую. Книги, особенно рассчитанные на продвинутую аудиторию, там продаются быстро и хорошо. Что касается «Красной площади», то, поскольку это центровое место в Москве, люди приходят туда покупать книги, многие из них впервые видят такое их изобилие и такие интересные издания.
Я часто бываю в Армении, много беседую с людьми и не знаю, есть ли где-нибудь еще такая любовь по отношению к России и к русским. Сейчас разговор не про политиков, а про людей, про сообщества. Российская позиция — сначала слишком жестко диктующая свои интересы, потом — отошедшая в сторону, и не желающая учитывать армянские интересы. Люди за пределами политического поля это почувствовали. Человеческие судьбы — это третий аспект. Армения открыла двери для огромного количества россиян. Будет свинством, если россияне, нашедшие прибежище в Армении, не ответят на это не просто любовью, а солидарностью и всем, чем они могут ответить, находясь здесь и сейчас, свидетельствуя перед миром о бедах, с которыми сталкивается Армения. Мне кажется, такого как сейчас, никогда не было — предельно жесткие политические расхождения и предельно тесное схождение человеческих судеб. Два процесса, на которых мы сейчас раскачиваемся как на качелях.
Она не хочет больше войны, она устала. Героизм по-прежнему есть, и нам известны примеры этого невероятного героизма, но у меня такое ощущение, что страна устала от состояния войны. На что она готова, чтобы войны не было, я не знаю, я должен буду принять тот выбор, который будет сделан Арменией. Но российские политики должны твердо сказать, где их интерес. Они должны определиться в долгую, не сиюминутно, вне зависимости от того, какие выборы предстоят, какие выборы прошли, появились ли на Лачинском направлении «экологи», или исчезли. После 24 февраля 2022 года на этот процесс в России просто «забили» — простите за не очень красивое слово, но это правда. После 24 февраля 2022 Россия занималась армянским «сюжетом», или не занималась? У меня ощущение, что не занималась, но потом, почувствовав, что Запад пришел в качестве нового переговорщика, решила быстро вернуться, помешать Западу, но вот помочь ли Армении — не знаю.
Передача "Тем временем. Смыслы" существовала 20 лет.
- Александр Архангельский — последние новости о персоне сегодня |
- В Туле с лекцией о традициях выступит публицист и писатель Александр Архангельский
- Александр Архангельский представляет третий выпуск журнала «Горби» / 10.11.23
- Библиография
Александр Архангельский
Член Академии Российского телевидения с 2007 года. Входил в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ 2012—2018 , член президиума Совета 2012—2016. Был профессором факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Председатель ассоциации « Свободное слово » с 2017. Отмечен премиями журнала «Литературное обозрение» 1984 , «Литературной газеты» 1990 ; журналов: «Знамя» 1996 , «Новый мир» 1996 , «Дружба народов» 1997. Лауреат премии «Книга года» 2013 , российско-итальянской литературной премии «Москва-Пенне» 2013.
Выдвигался на соискание премии « ТЭФИ—2007 » в этой же номинации [7] , но в число финалистов не вошёл [8]. В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ , предложенных президентом Путиным [11]. В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии [12]. Личная жизнь[ править править код ] Александр Архангельский в октябре 2017 года Женат вторым браком [14] на журналистке Марии Божович [2] , четверо детей. Старший сын Тимофей р.
Дети от второго брака — дочь Софья р. Литературные и культурные ситуации периода гласности».
Об этом Архангельский написал в соцсетях. По словам публициста, «инициатива исходила от руководства Института медиа». Архангельский заявил, что «студенты ни в чем не виноваты», и выразил надежду, что магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», которую они вели вместе с коллегой Анной Новиковой, сохранит свое существование. Ухожу по соглашению сторон, так что комментировать ничего не буду.
Пушкина 1830-х гг. Работал в Московском Дворце пионеров 1980—1984 , детской редакции Гостелерадио СССР 1985 , журналах: « Дружба народов » 1986—1988, 1989—1992 , « Вопросы философии » 1988—1989 ; стажировался в Бременском университете 1991 , в Свободном университете Берлина.
С 1992 по 1993 год — автор и ведущий программы «Против течения» на телеканале « РТР ». Впоследствии, с июня 2008 по июнь 2012 года данная передача выходила на сайте « РИА Новости ». С 1993 по 1994 год — автор программы «Писатели у микрофона» на радио « Свобода ». В 1992—1998 годы читал курсы лекций в Женевском университете. В 1998—2001 годах читал лекции в Московской государственной консерватории им. Заместитель главного редактора газеты « Известия » Александр Архангельский крайний слева на встрече редакции с президентом РФ Владимиром Путиным в центре. В 2004—2006 годах — колумнист журнала « Профиль ». Печатал газетные статьи под псевдонимами Архип Ангелевич, Ангелина Архипова.
Статьи Архангельского переведены на английский, немецкий, французский, финский языки. Книга об Александре I выходила во французском Fayard, 2000 и китайском «Восток», 2012 переводах. Смыслы» телеканал « Культура » [4].
Причины ликвидации программы остаются туманными. Сам Александр Архангельский считает, что дело связано с закрытием тематической ниши. В своем посте он высказал гипотезу, что "ушел весь таймслот, связанный с общественными программами".
Но это лишь предположение.
Беседа с искусствоведом и культурологом Александром Архангельским посвящённая иконе "Троица"
Архангельский Александр Николаевич — член совета фонда «Либеральная миссия». Известный российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель и просветитель Александр Архангельский объявил об уходе с поста профессора Факультета. Гость: Александр Архангельский – литературовед, публицист, писатель, профессор ВШЭ.
Александр Архангельский
Далее Александр Архангельский рассказал о символах, которые использует преподобный Андрей для воплощения богословского значения образа. Александр Архангельский: Гексогенно модифицированный продукт. Архангельский Александр слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Передача: Новости культуры Возраст: 12+.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Выросло поколение, которое хочет серьезных разговоров
Несмотря на непростые экономические условия, предприятию также удалось нарастить производственные показатели: в 2022 году добыча алмазов составила около трёх тысяч карат. Напомним, что в сентябре Александр Цыбульский проводил встречу с новым заместителем гендиректора «Алроса» Владимиром Самофаловым — тогда они обсудили перспективные направления деятельности предприятия «Севералмаз» , которое входит в структуру алмазодобывающего холдинга. На той встрече также речь пошла и работе предприятия как социально ответственного бизнеса. На протяжении последних десяти лет «Севералмаз» участвовал в финансировании работ по реконструкции Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова, строительстве Михаило-Архангельского кафедрального собора, восстановлении региональных музеев и различных благотворительных программах, создании городских объектов благоустройства.
А в утопии не жил ни разу. Об этом 15 апреля слушаем лекцию писателя и литературоведа Александра Архангельского «Утопия и антиутопия в русской культуре, от Радищева до наших дней». Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им! Почти все делают за них машины…» Таким, в частности, привиделось героине романа Чернышевского «Что делать?
Это чётко всё, это ещё тянется с советских времён, где-то это технологически закрывается, где-то это административно закрывается, но здесь я вижу основную проблему — у нас нет российского «железа». Пока у нас нет российского «железа», достаточно тяжело говорить о безопасности, когда оно неконтролируемо. Здесь проблема комплексная, поэтому мне кажется, что одна из необходимейших вещей — нам нужно развивать свою промышленность, с точки зрения создания «железа». Без этого никуда не уйти, если мы говорим про безопасность в комплексе. Но, тем не менее, с нашей точки зрения, того, что мы предлагаем на рынок и то, что есть на рынке, требования, я верю, что мы вполне уже конкурентоспособны. На своей последней работе я отвечал как раз за работу с органами государственной власти, и когда началась политика импортозамещения, возник некий такой кризис. С одной стороны, бизнес нужно продвигать, а он каким-то образом сужался, а с другой стороны, я понимал и понимаю, что неправильно, когда в ключевых местах стоит тот софт, который в критический момент может навредить. Остаётся три варианта. Своё делать. Технологии забирать посредством иных способов, там, разведка, шпионаж и так далее.
Но дорого, долго и так далее. Или же каким-то образом в «сером» виде эти технологии забирать, когда ты общаешься с контрагентами на той стороне, обмениваешься мнениями, видишь какие технологии появляются, идеи, ты их тащишь сюда и здесь приземляешь.
Студент, поступающий в западный университет, получает право жизни в этом городе до тех пор, пока он учится. Но право поступить у него должно быть до того, как он получит вид на жительство. Тарту, к сожалению, этим правилом пренебрегло. С каким пониманием я бы ни относился к Балтии, обида, боль, грехи наших отцов по отношению к этим странам — не нашим внукам расплачиваться за наших дедов.
Большинство университетов ведет себя в этом смысле иначе. Сдавать [экзамены] можно разными путями. Правда, как визу получить — отдельный вопрос. Решаемо все, кроме ответа на вопрос, что дальше. Как сохранить детей для страны и нужно ли это делать. Или стоит их выталкивать, выпихивать.
Это вопрос, на который каждый родитель будет отвечать, и каждый ребенок должен дать себе ответ. Не дай Бог заставить ребенка уехать, если он не приспособлен к жизни там, не дай Бог оставить его здесь, если ему что-то грозит. Это выбор не из лучших. Но его все равно приходится людям делать. О русской эмиграции — тогда и сейчас — Такой выбор сложно сделать из собственной жизни. Как сейчас в разных социальных сетях пишут: «Зачем русская эмиграция возвращалась в Советский Союз?
Мне стало понятно, почему Пастернак вернулся, который уезжал. В его биографии не очень акцентируется внимание на том, что он был в Берлине, но приехал обратно. Во-первых, потому что деньги кончились. Во-вторых, потому что встраиваться в новую реальность не менее тяжело, чем выживать в привычной, но искаженной, вывернутой наизнанку. Фото: Анна Данилова И сейчас мы видим, что не обустроены люди уехавшие. Это тяжелая жизнь.
Те, кто говорят, что [жизнь за границей] — это привилегия, ошибаются. Привилегия — потенциальная возможность уехать: социальный статус, финансы, связи, языки. Это только предпосылки. Момент, когда человек пересекает границу и оказывается по ту ее сторону — это тяжелейшее психическое состояние. Потому что ты не знаешь, где проснешься завтра. Ты не знаешь, отменят визу или нет.
Те, кто бежал в первые дни, оказались без [кредитных] карточек. Потому что внезапно, без предупреждения им эти карточки обнулили. Все говорят про гуманитарные визы. Но забывают, что в той же Германии, чтобы получить такую визу, ты должен жить, где тебе скажут. И не понимать, что будет с тобой завтра, послезавтра. Это тяжелейший путь и личный выбор.
Я ненавижу, когда начинают одни, оставшиеся, говорить тем, кто уехал — «вы же нас бросили». А те, кто уехал [отвечают] — «а вы же остались…» — Каково вам вообще читать эти дискуссии, в которых объясняется, что все, кто остались, виноваты… — Во-первых, я стараюсь их читать пореже. Некоторая аскетическая дисциплина вещь полезная, особенно в переломные моменты истории. Такие дискуссии — это избыточно, правда? Без этого можно жить. Если есть свободное время и все хорошо, можно поболтать о том, что второстепенно.
Когда жизнь загнала тебя в угол и ты задаешься вопросом, как дальше будет все — и ты, и мир, — тебе просто не до грибов, как говорили в нашем детстве. Не до пустоты. Не до пустомель. Да, человек слаб. Я тоже. Иногда зацепишься взглядом и нырнешь в эту мутную воду.
Но главное вовремя вынырнуть и не захлебнуться. Я думал, что сильнее, что психологически более защищен, что я холоднее. Я понял также, что умею работать в ситуации, когда не работается. Это скорее хорошее. Что, наверное, мне хватает сил разговаривать с очень разными людьми в ситуации, когда не хочется разговаривать ни с кем. Даже с самим собой.
Эти открытия были сделаны. Как говорить с людьми, с которыми не согласен — Как вы это делаете — разговариваете с разными людьми, когда не очень хочется? И это «агитаторы — горланы — главари», выражаясь по Маяковскому. И они закрыты для любого разговора. Эти люди понимают, что есть идеология, она с их точки зрения правильная и подчиняет себе все. И зачем они нужны тебе для диалога?
Не надо тратить время. Есть люди, которые убеждены в чем-то. Но в них есть открытость к чужой точке зрения. С ними можно обменяться, если хотите, информацией. А ты как думаешь? Но как минимум обменяться человеческими чувствами можно.
И оставить след. Сказать: «Вот есть такая точка зрения. Подумай, может быть, она окажется правильной? Они оказываются по ту сторону баррикады не потому, что они там. А потому что им уютнее с большинством. Они хотят быть как все.
И просто не видят, что есть другая точка зрения, другие люди, иначе мыслящие и не злобные. И с ними тоже можно и нужно разговаривать. Но и с теми, кто придерживается той же точки зрения, можно разговаривать с разной степенью откровенности и глубины. Потому что и свой может быть идеологом, колеблющимся, готовым подвинуться или не готовым подвинуться. И это искусство коммуникации, а не цинизм. Насколько это правильно — сложный вопрос.
Потому что от того, как думают люди, зависит то, как складываются события. И если люди думают тотально, то и события будут тотальными. Если люди агрессивны, то и события будут агрессивными. Если люди допускают веру в абсолютный бред, который им внушают, то этот бред будет воплощаться в реальности, надвигаться на нас страшной тенью. Не знаю. Может быть, это абсолютно неправильно.
Может быть, надо быть идеологом. Я не умею. Самое большое разочарование в 2022-м — Какое самое тяжелое разочарование у вас было за эти месяцы? Может быть, потери какие-то? Я разошлась с несколькими близкими друзьями, потому что поняла, что мы находимся во многих вопросах на скрещивающихся плоскостях. Иначе — не значит совсем по-другому.
И никто не развернулся в противоположную сторону, не перевернулся, не переобулся в воздухе. Но есть гораздо более серьезная для меня потеря. Я не знаю, как ее сформулировать, чтобы никого смертельно не обидеть. Фото: tatmitropolia. И не только потому, что есть замечательные священники, которых мы все знаем и можем перечислять. Но потому что там веет Дух.
Как это происходит, почему — я не знаю. У меня нет ответа. Но как социальное тело, как социальный организм, как институция управленческая — я не понимаю, как в ней оставаться. Но остаюсь, потому что я про мистику, а не про политику. Это кризис администрации. Это кризис управленческой модели.
Но и для многих, для тех, кто не успел вписаться в эту живую ткань, в эту плоть, когда она была живой и страдающей плотью — наверное, это очень тяжело. Я не знаю, я вряд ли пришел бы в эту Церковь, если бы мне предстоял выбор сегодня, а не много лет назад. А что касается друзей, то, видимо, мне повезло. Потому что я прямо по пальцам могу пересчитать тех, чьи семьи не разделили бы происходящие события. Мои глубоко консервативные друзья, которым нравилось все такое старое, патриархальное, когда столкнулись с тем, что детей надо спасать, вдруг поняли, как мир вокруг нас оказался устроен. И переменили свои привычки, ориентиры, подобрели, помягчели.
И идеологически в том числе. Об отмене русской культуры — Вы замечали, что люди за 2022-й постарели больше, чем на год? Это я про себя могу сказать — и физически, и психически, и эмоционально. Москва, конечно, постарела. Особенно в интеллектуальной своей части. Новая эмиграция — это отдельная эмиграция, другая.
Такой не было. Может быть, во время революции или после нее. Уезжают молодые, интеллектуально состоявшиеся, творческие, яркие. И густота культурной жизни не здесь. Будет заново заварена эта каша — вполне допускаю, что да. Но она будет другой.
И она будет медленно формироваться новым поколением. Но как, если исчезают имена режиссеров? В программке можно прочитать «режиссер» — и пробел имя Кирилла Серебренникова убрали с сайта МХТ имени Чехова и из программки поставленного им спектакля «Лес». Это не беда для знаменитостей. Мы знаем спектакли Крымова, мы знаем прозу Акунина, мы знаем, что делал Серебренников, мы прекрасно различаем роли Чулпан Хаматовой и прекрасно знаем, кто такая Рената Литвинова и кто такая Земфира. Но что делать следующему поколению?
Оно приходит, занимает определенную позицию. Эта позиция, предположим, не совпадает с государственной. И даже если этих людей дадут с пустым именем, они не будут распознаваемы. А скорее всего, просто не дадут. И что с этим делать, я не знаю. Наверное, сейчас есть какие-то другие оттенки в этом вопросе и возможном ответе?
Первое: я все-таки ездил в этом году не только по России, но и по миру, в меньшей степени, но ездил. Никакой отмены русской культуры нет. Есть отмена русской культуры здесь [в России]. Русская культура может не нравиться — неважно. Но это ее просто физически отменяет. А что касается памятников Пушкину, которые демонтируют — это груда металла.
Пушкин будет жить. И памятники восстановят, если он будет жить.